См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2011 г. по делу N А29-8882/2010
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Галушка Е.Н. (доверенность от 16.05.2011 N 149Д),
от заинтересованного лица: Иржовой О.Н. (доверенность от 06.10.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Агентства Республики Коми по управлению имуществом на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2011, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., по делу N А29-8882/2010 по иску Агентства Республики Коми по управлению имуществом к государственному унитарному предприятию Республики Коми "Республиканское предприятие "Бизнес-инкубатор" о взыскании 358 540 рублей 21 копейки задолженности и 12 539 рублей 09 копеек пеней и установил:
Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному унитарному предприятию Республики Коми "Республиканское предприятие "Бизнес-инкубатор" (далее - ГУП РК "Бизнес-инкубатор", Предприятие) о взыскании 358 540 рублей 21 копейки задолженности по перечислению в бюджет Республики Коми части прибыли Предприятия за 2009 год и первое полугодие 2010 года и 12 539 рублей 09 копеек пеней за просрочку исполнения данного обязательства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Агентство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды не правильно применили статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". По мнению истца, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Коми от 18.11.2008 N 110-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год" и Законом Республики Коми от 18.11.2009 N 118-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год" государственные унитарные предприятия Республики Коми перечисляют в республиканский бюджет Республики Коми 30 процентов прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Коми после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей. Все имущество, в том числе денежные средства, находятся у Предприятия на праве хозяйственного ведения, следовательно, Агентство как собственник имущества имеет законное право на получение части прибыли ответчика. Заявитель также указывает, что представители ответчика в ходе судебных заседаний признали правильность составленного Агентством расчета суммы прибыли.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ГУП РК "Бизнес-инкубатор" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов истца и просили оставить принятые судебные акты без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Министерства государственного имущества и реформирования предприятий Республики Коми от 31.07.2001 N 200 создано ГУП РК "Бизнес-инкубатор", в уставный фонд которого внесено 132 000 рублей. При этом на праве хозяйственного ведения за Предприятием закреплена часть имущественного комплекс а, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, проспект Бумажников, д. 20.
Впоследствии названное имущество было изъято из хозяйственного ведения Предприятия и передано ему в аренду (решение от 30.12.2002 N 249).
Решением Министерства имущественных отношений Республики Коми от 02.04.2003 N 68 в хозяйственное ведение Предприятия передана автомашина ГАЗ-31029, решением от 14.01.2005 N 4 - оборудование, станок, автомобиль ГАЗ-275270 и другое движимое имущество на общую сумму 949 630 рублей.
Решением Агентства от 20.09.2006 ГУП РК "Бизнес-инкубатор" передано на эксплуатационное обслуживание (с постановкой на забалансовый учет) недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, Ухтинское шоссе, д. 2, в том числе помещения административного и производственного корпусов, здание клеевого цеха.
В первом полугодии 2010 года в хозяйственное ведение Предприятия переданы проект "Автономная котельная для отопления производственной базы для ГУП РК "Бизнес-инкубатор" остаточной стоимостью 220 519 рублей 50 копеек и "Специальные Выпуски Системы"Консультант Плюс" общей стоимостью 480 рублей.
По итогам работы за 2009 год Предприятие получило чистую прибыль в размере 900 139 рублей 23 копеек.
По итогам работы за первое полугодие 2010 года ГУП РК "Бизнес-инкубатор" получило 462 982 рубля 04 копейки прибыли.
Агентство, посчитав, что Предприятие не перечислило в бюджет Республики Коми 220 130 рублей 64 копейки прибыли за 2009 год и 138 409 рублей 57 копеек прибыли за первое полугодие 2010 года, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неполученной части прибыли и пеней.
Руководствуясь статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 42, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 15 Закона Республики Коми от 18.11.2008 N 110-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год", Законом Республики Коми от 18.11.2009 N 118-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год", пунктами 4, 5 Порядка исчисления и перечисления в 2009 году в республиканский бюджет Республики Коми части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Коми после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 383, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что Агентство не представило доказательств, свидетельствующих, что прибыль получена ответчиком от использования имущества, находящегося только в хозяйственном ведении Предприятия.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях").
Таким образом, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося у соответствующего предприятия лишь на праве хозяйственного ведения, а не на любых иных правовых основаниях.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные в дело документы и пришли к вывод у о том, что Агентство в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило надлежащих и достоверных доказательств того, что прибыль за 2009 год и первое полугодие 2010 года получена ГУП РК "Бизнес-инкубатор" только от использования имущества, находящегося именно в хозяйственном ведении ответчика. Напротив, суды установили, что часть доходов ответчика была получена без использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.
Вывод судов основан на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречит им.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Агентству в удовлетворении искового требования о взыскании с Предприятия 358 540 рублей 21 копейки задолженности и 12 539 рублей 09 копеек пеней.
Доводы заявителя об обратном судом округа признаются необоснованными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу N А29-8882/2010 оставить без изменения, кассационную жалоб у Агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
И.В. Чижов Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы считает, что суды не правильно применили статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". По мнению истца, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Коми от 18.11.2008 N 110-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год" и Законом Республики Коми от 18.11.2009 N 118-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год" государственные унитарные предприятия Республики Коми перечисляют в республиканский бюджет Республики Коми 30 процентов прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Коми после уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей. Все имущество, в том числе денежные средства, находятся у Предприятия на праве хозяйственного ведения, следовательно, Агентство как собственник имущества имеет законное право на получение части прибыли ответчика. Заявитель также указывает, что представители ответчика в ходе судебных заседаний признали правильность составленного Агентством расчета суммы прибыли.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях")."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2011 г. N Ф01-3308/2011 по делу N А29-8882/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16296/11
02.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16296/11
15.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3308/11
18.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-8882/2010
10.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1786/11