Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.,
судей Егорова Е.И. Шуровой Л.Ф.,
при участии в заседании:
от Общества Песчанского С.А. - представителя (дов. от 21.01.11 г. N 32),
от Белгородской таможни не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.10 г. (судья К.В. Мироненко) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.11 г. (судьи Е.А. Семенюта, В.А. Сергуткина, Н.Д. Миронцева) по делу N А08-11196/2009-26-17, установил:
Открытое акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Белгородской таможни, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 62588500 руб., и обязании его осуществить.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.10 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.11 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Белгородская таможня просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 10.11.09 г. Общество обратилось в Белгородскую таможню с заявлением о зачете денежных средств в общей сумме 65783500 руб.
Письмом от 16.11.09 г. N 23-18/22546 Белгородская таможня возвратила указанное заявление Общества без исполнения, указав на отсутствие оснований для осуществления зачета денежных средств.
Общество, полагая, что отказ таможенного органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии со ст. 357.1, п.п. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
На основании п. 1 ст. 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 определены ставки таможенных сборов за таможенное оформление, в частности п. 7 содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Однако, данный пункт по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), и не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при временном декларировании экспортируемого товара Общество уплатило таможенные сборы по 820 ГТД в сумме 62588500 руб.
При подаче 983 полных таможенных деклараций (в т.ч. названных 820) в отношении тех же товаров Обществом уплачены таможенные сборы, том числе в указанной сумме, что подтверждено актом сверки таможенных платежей по состоянию на 12.01.10 г.
В связи с тем, что товар, заявленный обществом по временной таможенной декларации, вывозился с территории Российской Федерации несколькими партиями с оформлением на каждую партию товара по одной полной таможенной декларации, образовалась разница в 163 декларации. Суммарное количество товаров по полным таможенным декларациям не превышало фактически вывезенное и заявленное количество товаров по временным таможенным декларациям.
Наличие разницы в размере таможенных сборов, а именно 3195000 руб. (65783500 руб. - 62588500 руб.) объясняется тем, что таможенные сборы при подаче полных таможенных деклараций уплачивались Обществом в зависимости от количества вывезенного товара.
При этом, обязанность по уплате таможенных сборов в отношении экспортируемых товаров составила 65783500 руб. и исполнена Обществом в полном объеме.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволили суду сделать обоснованный вывод об отсутствии у Общества обязанности повторно платить таможенные сборы в размере 62588500 руб. за таможенное оформление одних и тех товаров при подаче полных таможенных деклараций.
На основании изложенного, у Белгородской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в размере 62588500 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Белгородской таможни по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 27 сентября 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2011 года по делу N А08-11196/2009-26-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
|
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии со ст. 357.1, п.п. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
На основании п. 1 ст. 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 определены ставки таможенных сборов за таможенное оформление, в частности п. 7 содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 мая 2011 г. N Ф10-2482/2010 по делу N А08-11196/2009-26-17
Текст постановления официально опубликован не был