Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.,
судей Панченко С.Ю., Ключниковой Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Кирсанова С.А. - представителя (доверен. от 20.12.2010 б/н, пост.),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области - Лошаковой С.В. - представителя (доверен. от 14.04.2011 N 231, пост.),
рассмотрев кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 (судьи Полынкина Н.А., Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д.) по делу N А23-3653/10А-9-149, установил:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (далее - Управление), связанного с непредоставлением в аренду Обществу земельных участков: с кадастровым номером 40:22:21 04 01:1, общей площадью 759 кв. м. расположенного по адресу: Калужская область, Ферзиковский район, п. Октябрьский, и с кадастровым номером 40:22:20 13 01:19, общей площадью 1024 кв. м, расположенного по адресу: Калужская область, Ферзиковский район, а также об обязании Управления подготовить проекты договоров аренды этих земельных участков сроком на 49 лет.
Решением суда от 17.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 указанный судебный акт отменен в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Территориального управления, связанного с непринятием решения по заявлению Общества о предоставлении в аренду Обществу земельных участков. Требования заявителя в этой части удовлетворены и на Управление возложена обязанность в месячный срок рассмотреть заявление ОАО "МРСК Центра и Приволжья"и принять по нему соответствующее решение. В остальной части решение Арбитражного суда Калужской области оставлено без изменения.
На постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 поступили кассационные жалобы от ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и от Территориального управления Росимущества в Калужской области, в которых заявители просят отменить указанный судебный акт в обжалуемых ими частях, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" является собственником электросетевого комплекса "ПС 110 кВ "Ферзиково" с линиями электропередач протяженностью 168, 254 км в Ферзиковском, Тарусском и Перемышльском районах Калужской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2008.
Для размещения и эксплуатации подстанций "Богданино" в Ферзиковском районе и "Шейкино" Обществу предоставлены в постоянное (бессрочное) пользования земельные участки площадью по 2 000 м2 каждый.
Впоследствии в отношении указанных земельных участков были проведены землеустроительные работы и сформированные земельные участки 17.07.2003 поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 40:22:21 04 01:1 и 40:22:20 13 01:19.
При этом площадь этих земельных участков составила 754 м2 и 1 024 м2 соответственно.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды 22.07.2010 Общество обратилось в Территориальное управление Росимущества в Калужской области с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы, в том числе и кадастровые паспорта.
В установленный законом срок решение по заявлению принято не было, в связи с чем Общество обжаловало бездействие уполномоченного органа в арбитражный суд.
Признавая незаконным бездействие Управления, суд апелляционной инстанции обосновано учитывал следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.1.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Для реализации данного требования граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Данный перечень документов утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, заявление Общества о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков в установленный законом срок рассмотрено не было и решение по нему не принято.
Учитывая изложенное, указанное бездействие уполномоченного органа по распоряжению спорными земельными участками суд обосновано признал незаконным.
Управление, не соглашаясь с принятым судебным актом в этой части, ссылается на то, что предоставление заявителям испрашиваемых земельных участков осуществляется территориальными органами на основании поручений Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Поручение на предоставление земельных участков ОАО "МРСК Центра и Приволжья" получено не было, что, по мнению Управления, исключает возможность для признания его действий (бездействия) незаконными.
Указанные доводы судом апелляционной инстанции обосновано отклонены.
От имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215, пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в отношении федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п. 5.8); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (5.37).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области наделено полномочиями собственника по распоряжению спорными земельными участками.
Таким образом, бездействием Территориального управления Росимущества в Калужской области, связанном с нерассмотрением в установленные сроки заявления Общества, допущено нарушение прав и законных интересов последнего.
Не обжалуя постановление суда в части признания незаконным оспариваемого бездействия, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" считает, что в целях восстановления нарушенного права суд должен был возложить на уполномоченный орган обязанность направить в адрес Общества проекты договоров аренды спорных земельных участков.
В связи с изложенным, Общество просит изменить обжалуемый судебный акт в указанной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом не принимаются в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, если суд установит, что оспариваемое бездействие органов местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, он принимает решение о признании его незаконным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Как установлено судом, предметом спора по настоящему делу являлось бездействие Территориального органа Росимущества в Калужской области, связанное с нерассмотрением заявления Общества о предоставлении в аренду земельных участков.
Признав указанное бездействие незаконным, суд обосновано возложил на Управление обязанность рассмотреть заявление ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и принять по нему соответствующее решение.
Указанные в судебном акте меры по восстановлению нарушенного права заявителя соответствуют заявленному предмету спора и направлены на восстановление нарушенного права.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу N А23-3653/10А-9-149 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
|
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"От имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215, пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в отношении федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п. 5.8); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (5.37)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2011 г. N Ф10-1643/2011 по делу N А23-3653/10А-9-149
Текст постановления официально опубликован не был