Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.,
судей Егорова Е.И., Шуровой Л.Ф.,
при участии в заседании:
от налогового органа - не явились, извещены надлежаще,
от Отделения по г. Льгову и Льговскому району УФК по Курской области - Ноздриной Т.В. - представитель, дов. от 113.05.11 г. N 3, Захарьиной Е.В. - представитель, дов. от 12.01.11 г. N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по г. Льгову и Льговскому району УФК по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.09.10 г. (судья О.А. Коротких) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.10 г. (судьи А.И. Протасов, Е.А. Семенюта, Т.Л. Михайлова) по делу N А35-7272/2010, установил:
Межрайонная инспекция ФНС РФ N 2 по Курской области (далее налоговый орган) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Льгову и Льговскому району Управления федерального казначейства по Курской области (далее - Отделения УФК) по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов в связи с неисполнением исполнительного документа и об обязании возобновить осуществление данных операций.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.09.10 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.10 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение УФК просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курской области от 03.03.2010 по делу N А35-9447/2009 признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области N 943 от 08.09.09 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщиков сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и обязал Межрайонную ИФНС России N 2 по Курской области произвести действия по возврату ООО "Курскатомэнергомонтаж" из бюджетной системы Российской Федерации денежных средств в сумме 840113,49 руб., взысканных с ООО "Курскатомэнергомонтаж" в счет уплаты налога, пеней и налоговых санкций по указанному решению.
На основании указанного решения суда 9 июня 2010 года Арбитражным судом Курской области был выдан исполнительный лист серия АС N 002427333 об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области произвести действия по возврату денежных средств в общей сумме 840113,49 руб. на номер счета взыскателя-организации 40702810632260000007, открытый в дополнительном офисе N 3349/32/26 в г. Курчатове Курского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк".
Данный исполнительный лист 10 июня 2010 года был направлен ООО "Курскатомэнергомонтаж" в Отделение УФК вместе с заявлением о взыскании денежных средств с налогового органа.
17 июня 2010 года в налоговый орган поступило Уведомление от 16.06.10 г. Отделения УФК о поступлении исполнительного документа от ООО "Курскатомэнергомонтаж", в котором Отделение УФК указывало на необходимость со стороны налогового органа представить в течение 10 рабочих дней после получения Уведомления следующих документов:
- информацию в письменном виде об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;
- платежный документ на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа;
- при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса-требования главному распорядителю (распорядителю) о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
К Уведомлению о поступлении исполнительного документа, направленного Отделением УФК в адрес налогового органа были приложены ксерокопии заявления ООО "Курскатомэнергомонтаж", доверенности N 100202-К, Исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Курской области по делу N А35-9447/2009 от 3 марта 2010 года, решения Арбитражного суда Курской области.
Рассмотрев Уведомление о поступлении исполнительного документа, налоговый орган направил в Отделение УФК письмо от 18.06.10 г. N 10-09/18230, в котором сообщил, что возврат денежных средств из бюджетной системы осуществляется в порядке статьи 78 НК РФ.
Отделение УФК в ответ на письмо налогового органа указало, сославшись на ст.ст. 242.2, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ, что у налогового органа нет оснований для отказа в исполнении Исполнительного листа серии АС N 002427333, выданного арбитражным судом.
Налоговый орган, не согласившись с позицией Отделения УФК, обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о разъяснении решения по делу N А35-9447/2009, одновременно уведомив об этом Отделение УФК.
Определением Арбитражного суда Курской области от 29.06.10 г. по делу N А35-9447/2009 в удовлетворении заявления налогового органа о разъяснении решения суда отказано с указанием на то, что в решении суда определен порядок его исполнения, установленный ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
1 июля 2010 года Отделением УФК в отношении налогового органа вынесено Уведомление "О приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области N 3441127530, в связи с неисполнением требований исполнительного документа" (п. 3 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ: не представление информации об источнике образования задолженности по исполнительному документу, не представление платежного поручения о перечислении денежных средств по исполнительному документу).
Посчитав указанные действия Отделения УФК незаконными, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 239, п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно пункту 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 161 БК РФ положения, установленные данным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются и на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Совершая оспариваемые действия, Отделение УФК руководствовалось положениями ст. 242.3 БК РФ, определяющей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Однако, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Курской области от 03.03.10 г. по делу N А35-9447/2009 налоговый орган не признан должником ООО "Курскатомэнергомонтаж" по своим денежным обязательствам. Он обязан лишь совершить действия по возврату из соответствующего бюджета ООО "Курскатомэнергомонтаж" излишне взысканных сумм налогов. Нормы Бюджетного кодекса РФ, которыми Отделение УФК обосновывает свои действия, не возлагает на администратора доходов бюджета, каким является налоговый орган, производить возврат денежных средств бюджета за счет средств, выделяемых ему по смете.
Таким образом, оспариваемые действия обоснованно признаны судами незаконными.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Отделения УФК по делу, они не опровергают выводов судов, а основаны не ином толковании норм материального права, которое суд кассационной инстанции находит ошибочным.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 7 сентября 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2010 года по делу N А35-7272/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по г. Льгову и Льговскому району УФК по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.И. Егоров |
|
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 161 БК РФ положения, установленные данным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются и на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
...
Совершая оспариваемые действия, Отделение УФК руководствовалось положениями ст. 242.3 БК РФ, определяющей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Однако, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Курской области от 03.03.10 г. по делу N А35-9447/2009 налоговый орган не признан должником ООО "Курскатомэнергомонтаж" по своим денежным обязательствам. Он обязан лишь совершить действия по возврату из соответствующего бюджета ООО "Курскатомэнергомонтаж" излишне взысканных сумм налогов. Нормы Бюджетного кодекса РФ, которыми Отделение УФК обосновывает свои действия, не возлагает на администратора доходов бюджета, каким является налоговый орган, производить возврат денежных средств бюджета за счет средств, выделяемых ему по смете."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2011 г. N Ф10-642/2011 по делу N А35-7272/2010
Текст постановления официально опубликован не был