Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Дорогиной Т.Н.,
судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - республиканского общественного движения "Союз Славян Адыгеи" (ИНН 0105040748, ОГРН 1030100001436) - председателя правления Коноваловой Н.Н. (паспорт, протокол об избрании от 14.10.2007) и представителя Соколова О.В. (доверенность от 20.01.2011), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея (ИНН 0105046250, ОГРН 1050100576602), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу республиканского общественного движения "Союз Славян Адыгеи" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.01.2011 (судья Хутыз С.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 (судьи Гуденица Т.Г., Захарова Л.А., Винокур И.Г.) по делу N А01-1929/2010, установил следующее.
Республиканское общественное движение "Союз Славян Адыгеи" (далее - союз) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к отделу Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея (далее - миграционная служба по Республике Адыгея) об отмене решения от 03.11.2010 N 24/2010 по жалобе на постановление отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея в г. Майкопе (далее - отдел миграционной службы в г. Майкопе) от 12.10.2010 N 1468 о привлечении союза к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 350 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011, в удовлетворении заявленных союзом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях союза состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса.
В кассационной жалобе и уточнении к ней союз просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, исходя их норм миграционного законодательства, он правомерно указал в качестве места пребывания иностранных граждан юридический адрес организации, а не адрес фактического проживания данных граждан. Факт предоставления заведомо ложных сведений не доказан. Кроме того, административным органом допущены, по мнению союза, процессуальные нарушения в процессе административного производства, а именно: протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей союза, считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 02.08.2010 N 89 миграционной службой проведена внеплановая выездная проверка союза по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
В ходе проведения проверки установлено, что граждане Германии: Д-р Отте Фолькер Дитрих, Леманн Арне, Шепке Бенито, Хуве Бьерн Торсен Хорст, Бегерокк Кармен, Рихтер Тереза Кристиане, Янк Маркус, Янетцки Тереза, Хоффман Кристиан, Бранденбург Анне поставлены на миграционный учет по месту пребывания по юридическому адресу союза: г. Майкоп, ул. Ленина, 22. Однако с 27 по 29 июля 2010 года фактически проживали в жилых помещениях, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 68, арендованных индивидуальным предпринимателем Черновой О.В. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 14.08.2010 N 1468 и постановлением отдела миграционной службы в г. Майкопе от 19.08.2010 N 1468 союз признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса, и привлечен к административной ответственности в виде 350 тыс. рублей штрафа.
Решением начальника миграционной службы по Республике Адыгея от 10.09.2010 по делу N 15/2010 постановление отдела миграционной службы в г. Майкопе от 19.08.2010 N 1468 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в отдел миграционной службы в г. Майкопе в связи с отсутствием в материалах дела копий уведомлений о прибытии граждан Германии, подтверждающих, что принимающей стороной для этих граждан является привлеченное к ответственности лицо, а также данных о месте пребывания, заявленных при постановке на миграционный учет.
Принятым по результатам нового рассмотрения административного материала постановлением отдела миграционной службы в г. Майкопе от 12.10.2010 N 1468 союз привлечен к административной ответственности за представление в миграционный орган заведомо ложных сведений о месте пребывания иностранных граждан, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса, в виде штрафа в размере 350 тыс. рублей.
Решением отдела миграционной службы по Республике Адыгея от 03.11.2010 N 24/2010 постановление отдела миграционной службы в г. Майкопе от 12.10.2010 N 1468 оставлено без изменения, а жалоба союза - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением миграционной службы от 03.11.2010 N 24/2010, союз обратился в арбитражный суд.
В силу положений части 2 статьи 19.27 Кодекса представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно статьям 2 и 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает деятельность по сбору, фиксации, хранению, обобщению и использованию предусмотренных данным законом сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства и о перемещениях указанных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона о миграционном учете определено, что местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном Законом о миграционном учете.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом о миграционном учете (пункт 4 часть 1 статья 2 Закона о миграционном учете).
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Закона о миграционном учете стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, является, в том числе юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Судебные инстанции установили, что при постановке на миграционный учет граждан Германии Д-р Отте Фолькер Дитрих, Леманн Арне, Шепке Бенито, Хуве Бьерн Торсен Хорст, Бегерокк Кармен, Рихтер Тереза Кристиане, Янк Маркус, Янетцки Тереза, Хоффман Кристиан, Бранденбург Анне союз представил в миграционную службу заведомо ложные сведения о месте нахождения граждан по адресу, по которому они фактически не проживают.
Представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета, составляющее объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.27 Кодекса, предполагает представление информации при осуществлении миграционного учета, о недостоверности которой лицо, совершающее правонарушение, знает или должно знать.
Суды установили факт представления союзом в миграционную службу заведомо ложных сведений, не исследовав полно и всесторонне доводы союза и представленные им доказательства в опровержение указанного вывода.
По мнению подателя жалобы, нельзя признать достоверными сведения о нахождении иностранных граждан по месту проживания в течение всего 2-х дней из 18 дней пребывания. Суды не исследовали довод союза о том, что иностранные лица прибыли в Майкоп в целях туризма на основании международной туристической программы и в жилом помещении по адресу г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 68, проживали два дня, остальное время находились в туристическом походе в горах. В подтверждение указанного довода союз представил в материалы дела программу и иные документы, не получившие оценку судебных инстанций.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях союза состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса, нельзя признать достаточно обоснованным.
В связи с изложенным судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо полно и всесторонне исследовать доводы участвующих в деле лиц и представленные ими доказательства, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле органа, принявшего постановление о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.01.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу N А01-1929/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
|
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета, составляющее объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.27 Кодекса, предполагает представление информации при осуществлении миграционного учета, о недостоверности которой лицо, совершающее правонарушение, знает или должно знать.
...
По мнению подателя жалобы, нельзя признать достоверными сведения о нахождении иностранных граждан по месту проживания в течение всего 2-х дней из 18 дней пребывания. Суды не исследовали довод союза о том, что иностранные лица прибыли в Майкоп в целях туризма на основании международной туристической программы и в жилом помещении по адресу г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 68, проживали два дня, остальное время находились в туристическом походе в горах. В подтверждение указанного довода союз представил в материалы дела программу и иные документы, не получившие оценку судебных инстанций.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях союза состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 Кодекса, нельзя признать достаточно обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф08-4884/2011 по делу N А01-1929/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1929/10
25.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1929/10
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4884/11
09.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4230/11
11.03.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2602/11
21.01.2011 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1929/10