Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Айбатулина К.К.,
судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В.,
при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ПМК-36" (дочернего общества ОАО "Краснодарводстрой"; Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская; ИНН 2336014241; ОГРН 1022304038415) - Грабо Е.А. (доверенность от 22.09.2011) и Христусь Н.В. (доверенность от 22.09.2011), от ответчика - открытого акционерного общества "Полтавская нефтебаза" (Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская; ИНН 2336012371; ОГРН 1022304034059) - Макаренко А.В. (доверенность от 21.09.2011) и Геца М.В. (доверенность от 21.09.2011),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПМК-36" (дочернего общества ОАО "Краснодарводстрой") на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2011 (судья Непранов Г.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-24149/2010, установил следующее.
ООО "ПМК-36" (дочернее общество ОАО "Краснодарводстрой"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Полтавская нефтебаза" (далее - нефтебаза) о взыскании 185 075 рублей долга по договору от 01.01.2009 и 10 159 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Нефтебаза обратилась в арбитражный суд к обществу со встречным иском о признании пунктов 3.1 договоров от 01.02.2008 и 01.01.2009 недействительными, взыскании 829 330 рублей 72 копеек неосновательного обогащения, 81 489 рублей 45 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 29 500 рублей расходов на оплату работ Торгово-промышленной палаты Краснодарского края по проведению расчетов экономически обоснованных тарифов по предоставлению в пользование железнодорожного пути N 18 по названным договорам.
Решением от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2011, обществу в иске отказано, встречный иск удовлетворен частично, распределены судебные расходы. Оспариваемые пункты договоров от 01.02.2008 и 01.01.2009 признаны недействительными, с общества в пользу нефтебазы взыскано 743 305 рублей 52 копейки неосновательного обогащения, 17 717 рублей 63 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальных требований нефтебазы отказано. Судебные инстанции исходили из того, что предусмотренная в пунктах 3.1 названных договоров стоимость пользования железнодорожным путем превышает предельный (максимальный) тариф, утвержденный решением Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент) от 27.07.2005 N 7/2005-ЖД, доказательства утверждения индивидуального тарифа на спорный период не представлены.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, суд пришел к необоснованному выводу о том, что размер платы за пользование железнодорожным путем не должен превышать установленный предельный (максимальный) тариф. Стороны достигли соглашения о размере указанной платы, нефтебаза не выражала несогласие со спорными условиями договора, оплачивая предусмотренную договорами цену, поэтому у общества отсутствовала необходимость обращаться в Региональную энергетическую комиссию для установления индивидуального тарифа. Суд не учел положения решения департамента от 27.07.2005 N 7/2005-ЖД о необходимости учета рентабельности при установлении тарифа.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, а представители нефтебазы просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество (владелец) и нефтебаза (пользователь) заключили договоры от 01.02.2008 и от 01.01.2009, по условиям которых общество обязалось предоставить нефтебазе в пользование железнодорожный путь N 18 станции Полтавская. Срок действия договоров определен сторонами до 31.12.2008 и 31.12.2009 соответственно.
Согласно пункту 3.1 договора от 01.02.2008 плата за пользование железнодорожным путем составляет при прогоне от 1 до 10 вагонов (включительно) в месяц 2500 рублей за вагон, при прогоне более 10 вагонов в месяц - 1955 рублей за вагон.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 01.01.2009 плата за пользование железнодорожным путем составляет при прогоне от 1 до 10 вагонов (включительно) в месяц 2600 рублей за вагон, при прогоне более 10 вагонов в месяц - 2055 рублей за вагон.
В период с 01.02.2008 по 31.12.2009 по указанным договорам за пользование железнодорожным путем нефтебаза уплатила обществу 1 201 603 рубля 52 копейки.
Между сторонами возник спор о стоимости пользования названным железнодорожным путем.
Общество, полагая, что нефтебаза неправомерно уклоняется от оплаты в соответствии с условиями договора от 01.01.2009, обратилось с иском в суд.
По мнению нефтебазы, пункты 3.1 названных договоров, определяющие размер платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, противоречат законодательству, регламентирующему порядок ценообразования на аналогичные услуги, в связи с чем она предъявила встречный иск о признании этих пунктов недействительными и взыскании с общества неосновательного обогащения (излишне уплаченной суммы за пользование железнодорожным путем) и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п. ), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
По смыслу приведенных нормативных актов оказание услуг на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов.
Решением департамента от 27.07.2005 N 7/2005-ЖД установлен предельный краевой тариф на предоставление для пользования подъездных железнодорожных путей в Краснодарском крае для хозяйствующих субъектов в сумме 32 400 рублей за 1 километр в месяц без НДС.
Таким образом, стоимость использования подъездных железнодорожных путей относится к категории регулируемых цен, потому плата за пользование данным объектом должна определяться действующим законодательством. Стороны обязаны руководствоваться установленными тарифами и не вправе применять другой размер оплаты соответствующих услуг. Независимо от предусмотренной договором оплаты установленный тариф подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции, оценив доводы сторон и представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых пунктов договоров требованиям законодательства (статьи 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определяя размер неосновательного обогащения, суд учел протяженность железнодорожного пути (615 метров), утвержденный государственным органом предельный (максимальный) тариф на предоставление в пользование подъездных железнодорожных путей в Краснодарском крае для хозяйствующих субъектов (32 400 рублей за 1 километр в месяц без НДС), размер произведенной нефтебазой в спорный период оплаты (1 201 603 рубля 52 копейки).
Общество не представило суду документально обоснованный расчет стоимости пользования железнодорожным путем, опровергающий правомерность требований нефтебазы.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А32-24149/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПМК-36" (Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская; ИНН 2336014241; ОГРН 1022304038415) в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в размере 2 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
С.В. Рогальский |
|
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
По смыслу приведенных нормативных актов оказание услуг на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов.
...
Таким образом, стоимость использования подъездных железнодорожных путей относится к категории регулируемых цен, потому плата за пользование данным объектом должна определяться действующим законодательством. Стороны обязаны руководствоваться установленными тарифами и не вправе применять другой размер оплаты соответствующих услуг. Независимо от предусмотренной договором оплаты установленный тариф подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции, оценив доводы сторон и представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых пунктов договоров требованиям законодательства (статьи 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф08-6959/2011 по делу N А32-24149/2010