Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Трифоновой Л.А.,
судей Калашниковой М.Г. и Прокофьевой Т.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) - Чеботаревой С.Ю. (доверенность от 15.04.2011), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Сапунова Д.Н. (доверенность от 07.10.2010),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2011 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Иванова Н.Н.) по делу N А32-2636/2008, установил следующее.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 04.02.2008 N 3 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 49 161 273 рублей 13 копеек штрафа.
Решением суда от 04.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011, заявленные требования удовлетворены в части уменьшения размера штрафа, подлежащего взысканию с общества.
Судебные акты мотивированы следующим. В деяниях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса. Эти обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2010 по делу N А63-444/2008, которым обществу отказано в признании незаконным решения управления от 21.12.2007 и предписания об устранении нарушений. Отменяя постановление управления в части, суды пришли к выводу о недоказанности управлением необходимости применения повышенного размера штрафа. Суды не установили наличие отягчающих вину обстоятельств, а также фактов привлечения общества ранее к административной ответственности, поэтому размер штрафа снизили до 11 111 022 рублей 18 копеек, признав постановление в остальной части размера штрафа незаконным.
В кассационной жалобе общество просит решение от 04.02.2011 и постановление от 25.04.2011 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования полностью. По мнению подателя жалобы, управлением, судами не установлено совершение обществом правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса, так как не установлен факт ограничения конкуренции. Не доказана вина общества в совершении названного правонарушения. Размер штрафа должен был быть рассчитан исходя из выручки общества на локальном рынке г. Ставрополя, а не Ставропольского края.
В отзыве на кассационную жалобу управление, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва, соответственно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением антимонопольного органа от 21.12.2007 общество признано нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении. Антимонопольным органом 22.01.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса. Постановлением от 04.02.2008 N 3 общество привлечено к административной ответственности.
Статьей 14.32 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление о назначении административного наказания принято на основании решения управления от 21.12.2007 о признании общества нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2010 по делу N А63-444/2008 решение Арбитражного суда Ставропольского края по указанному делу об отказе в признании незаконным решения управления оставлено в силе, факт нарушения обществом антимонопольного законодательства обоснованно признан судами не подлежащим доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что оставление в силе решения антимонопольного органа от 21.12.2007 не свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса, отклоняется ввиду того, что судебные инстанции исследовали обстоятельства принятия решения и установили в действиях общества наличие вменяемого ему состава административного правонарушения.
По этому же основанию отклоняются доводы кассационной жалобы о неисследованности судами вопроса о наличии вины общества в совершении правонарушения. Установление факта наличия состава административного правонарушения свидетельствует о наличии объективной и субъективной его сторон, в том числе и вины.
Довод общества о том, что размер штрафа должен рассчитываться исходя из выручки на рынке услуг г. Ставрополя, а не Ставропольского края, был предметом исследования апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к обществу административной ответственности.
Судебные инстанции, установив отсутствие обстоятельств, влекущих применение штрафа в повышенном размере, правомерно снизили его.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2010 по делу N А32-2636/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
|
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление о назначении административного наказания принято на основании решения управления от 21.12.2007 о признании общества нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2010 по делу N А63-444/2008 решение Арбитражного суда Ставропольского края по указанному делу об отказе в признании незаконным решения управления оставлено в силе, факт нарушения обществом антимонопольного законодательства обоснованно признан судами не подлежащим доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что оставление в силе решения антимонопольного органа от 21.12.2007 не свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса, отклоняется ввиду того, что судебные инстанции исследовали обстоятельства принятия решения и установили в действиях общества наличие вменяемого ему состава административного правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2011 г. N Ф08-4394/2011 по делу N А32-2636/2008