Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Грачевой И.Л.,
судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Агропромышленное общество "Тайцы" Манченко Е.А. (доверенность от 11.01.2011), от Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Васильева М.С. (доверенность от 11.01.2011), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Михеевой Т.В. (доверенность от 13.05.2010), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Васильева М.С. (доверенность от 30.12.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу N А56-78666/2009 (судьи Старовойтова О.Р., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.), установил:
Открытое акционерное общество "Агропромышленное общество "Тайцы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) от 24.09.2009 N 1921/31 об отказе в выкупе земельного участка N 28 площадью 20 300 кв.м с кадастровым номером 47:23:02-61:003:0024 и земельного участка N 30 площадью 124 667 кв.м с кадастровым номером 47:23:02-59:002:0323, расположенных по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи городского поселка Тайцы;
- обязать Администрацию заключить с заявителем договор купли-продажи указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление Роснедвижимости), Ленинградское областное государственное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", в настоящее время именуемое Ленинградским областным государственным бюджетным учреждением "Управление лесами Ленинградской области" (далее - Управление лесами), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление Росимущества), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет).
Суд первой инстанции определением от 05.07.2010 заменил Управление Роснедвижимости в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) в связи с реорганизацией.
Решением от 02.08.2010 (судья Рагузина П.Н.) в удовлетворении заявления отказано.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 30.12.2010 отменил решение от 02.08.2010, признал решение Администрации от 24.09.2009 N 1921/31 незаконным; в порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязал Администрацию направить Обществу проекты договоров купли-продажи названных земельных участков; в части обязания Администрации заключить с Обществом договоры купли-продажи названных участков оставил иск без рассмотрения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление от 30.12.2010 и оставить в силе решение от 02.08.2010, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает следующее: ошибочен вывод апелляционного суда об отсутствии наложения спорных земельных участков на земли лесного фонда; спорные земельные участки в установленном порядке не изъяты из земель государственного лесного фонда; отнесение этих участков к лесному фонду подтверждается материалами лесоустройства; указанные в кадастровых паспортах спорных земельных участков сведения в части категории земель являются ошибочными; кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом.
В судебном заседании представители Комитета, Управления лесами и Управления Росимущества поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации от 27.05.1998 N 517 "Об утверждении схемы перераспределения земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Племенное хозяйство "Тайцы" для ведения сельского хозяйства сельскохозяйственному производственному кооперативу "Племенное хозяйство "Тайцы" (далее - СПК "Племхоз "Тайцы"), являющемуся правопредшественником Общества, в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли (единое землепользование) из фонда перераспределения общей площадью 166 га, из них 18 га - лесные площади, 39 га - древесно-кустарниковые насаждения, 7 га - болота, 1 га - под водой, 94 га - под дорогами, 7 га - прочие земли.
Согласно кадастровому плану от 21.07.2005 N 37/05-4-3147/1 земельному участку общей площадью 166 га, расположенному по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, СПК "Племхоз Тайцы", присвоен кадастровый номер 47:23:00-00-000:0046, он отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства".
На основании договора от 25.12.2007 N 180-м, заключенного Обществом с закрытым акционерным обществом "Лимб" на выполнение комплекса землеустроительных и топогеодезических работ с целью формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, а также технического задания от 25.12.2007 проведены работы по межеванию и разделу земельного участка с кадастровым номером 47:23:00-00-000:0046. В результате данных работ сформированы и поставлены на кадастровый учет десять земельных участков, в том числе участок N 28 площадью 20 300 кв.м с кадастровым номером 47:23:02-61:003:0024 и участок N 30 площадью 124 667 кв.м с кадастровым номером 47:23:02-59-002:0323, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Акты согласования границ подписаны Управлением лесами как смежным землепользователем (т. 1, л.д. 50, 52).
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о передаче в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в собственность образованных в результате раздела земельных участков.
В отношении восьми участков Администрация приняла решение о передаче их в собственность Обществу, а в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:02-61:003:0024 и 47:23:02-59-002:0323 отказала в письме от 24.09.2009 N 1921/31 по следующим основаниям. Данные участки частично расположены на землях лесного фонда Гатчинского лесничества (выделы 1 - 3 квартала N 201 Минского участкового лесничества). На лесной участок Гатчинского лесничества, в который входит квартал N 201, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2009 серии 78-АД N 002576). Администрация не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что данный отказ Администрации является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Общества, посчитав, что Администрация не допустила нарушений действующего законодательства. Суд на основании материалов лесоустройства сделал вывод о том, что части спорных участков относятся к землям лесного фонда, которые Администрация в силу статей 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не вправе предоставить в собственность Общества.
Апелляционная инстанция отменила решение от 02.08.2010, признала выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку Администрация не представила надлежащих доказательств того, что части спорных земельных участков относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации. Апелляционный суд указал следующее: представленные в дело материалы лесоустройства Минского лесничества не позволяют установить, что выделы 1-3 квартала N 201 частично расположены в границах спорных участков; согласно кадастровым паспортам, материалам межевания и установления границы спорных участков, образованных в результате раздела участка с кадастровым номером 47:23:00-00-000:0046, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, эти участки также относятся к указанной категории; поскольку государственная собственность на данные участки не разграничена, Администрация вправе ими распоряжаться, а следовательно, отказ в их выкупе не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права Общества.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права и обоснованно признал оспариваемый отказ Администрации незаконным.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 68 АПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Кассационная инстанция считает, что в нарушение названных норм Администрация не представила надлежащих доказательств отнесения части спорных участков к землям лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как видно из материалов дела, спорные участки поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежными землепользователями, в том числе и с Управлением лесами.
В материалы дела представлены кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами 47:23:02-59:002:323 и 47:23:02-61:003:024, в которых указано, что оба участка полностью относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Сведения об отнесении какой-либо части этих участков к землям лесного фонда в выписках отсутствуют (т. 1, л.д. 15, 18).
Данные участки не переводились в установленном порядке из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Кроме того, не оспорены и не признаны недействительными действия Управления Роснедвижимости по постановке спорных земельных участков на кадастровый учет в части отнесения их к указанной категории земель.
Администрация и Комитет в обоснование своего довода о том, что часть спорных земельных участков входит в состав лесного участка площадью 1 839 070 000 кв.м. право собственности на который согласно свидетельству от 30.03.2009 серии 78-АД N 002576 зарегистрировано за Российской Федерацией, представили только материалы лесоустройства (реестр лесоустроительных материалов Минского лесничества, сводный план совхоза Тайцы Гатчинского района Ленинградской области). Между тем сами по себе материалы лесоустройства, проведенного до выполнения в отношении спорных участков землеустроительных работ и их постановки на кадастровый учет, не могут свидетельствовать о принадлежности части этих участков к землям лесного фонда с учетом того, что лесоустроительные работы могут проводиться не только на землях лесного фонда. К тому же при государственной регистрации права собственности на указанный лесной участок кадастровые работы не проводились, участок имеет условный номер. Наличие на части спорных участков лесных насаждений и кустарников не свидетельствует о том, что эти участки относятся к землям лесного фонда.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение Администрации об отказе в выкупе земельных участков N 28 с кадастровым номером 47:23:02-61:003:0024 и N 30 с кадастровым номером 47:23:02-59:002:0323.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления от 30.12.2010 и удовлетворения жалобы Комитета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу N А56-78666/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2011 г. N Ф07-2489/2011 по делу N А56-78666/2009
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2489/11