См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2011 г. N 14АП-8142/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Рудницкого Г.М.,
судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Департамента Лесного комплекса Вологодской области Васильевой В.В. (доверенность от 11.01.2011), Пилипенко Д.А. (доверенность от 31.12.2010); от закрытого акционерного общества "Северлеспром" Ивановой А.Н. (доверенность от 01.01.2011),
рассмотрев 31.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленный концерн "Кипелово" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А13-4716/2010 (судьи Федосеева О.А., Виноградов О.В., Писарева О.Г.), установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществ у "Северлеспром" (далее - ЗАО "Северлеспром") о взыскании 4 635 390 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Определением от 01.06.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество "Лесопромышленный концерн "Кипелово" (далее ОАО "ЛПК "Кипелово").
Определением от 23.06.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице филиала "Севлеспроект" (далее - ФГУП "Рослесинфорг").
Решением от 15.10.2010 в иске отказано.
Апелляционный суд постановлением от 09.03.2011 решение отменил, взыскал солидарно с ОАО "ЛПК "Кипелово" и ЗАО "Северлеспром" 3 360 271 руб., в остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе ОАО "ЛПК "Кипелово", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление от 09.03.2011 отменить; оставить в силе решение от 15.10.2010.
По мнению подателя жалобы, исковые требования Департамента не обоснованы представленными доказательствами; вина ответчика отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным.
В судебном заседании представитель ЗАО "Северлеспром" поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента возразил против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник Департамента, Вытегорский лесхоз Вологодского управления лесами (арендодатель), и правопредшественник ОАО "ЛПК "Кипелово", открытое акционерное общество "Кипелово Форестри Ентерпрайзез", (арендатор) заключили договор от 09.07.1997 аренды участков лесного фонда, в том числе квартала N 88 Лемского лесничества сроком до 22.10.2011.
В целях приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года стороны заключили аналогичный договор от 10.09.2008 N 02-02-16/195-2008 аренды лесного участка.
ОАО "ЛПК "Кипелово" (заказчик) и федеральное государственное учреждение "Вытегорский лесхоз" (исполнитель) заключили договор от 10.01.2006 N ПРЗ-06-35 оказания услуг по отводу лесного фонда сроком с 10.01.2006 по 31.12.2006, по условиям которого отвод производится исполнителем в двухнедельный срок с момента предъявления разовой заявки на отвод.
Заявка на отвод лесосечного фонда на 2007 год (в том числе в квартале 88, в выделах 17 и 20), которую ОАО "ЛПК "Кипелово" подало 28.02.2006и, исполнена по договору от 10.01.2006.
При составлении абриса отвода делянки N 3 в квартале 88 в выделах 17 и 20 сотрудник ФГУ "Вытегорский лесхоз" Кюршев А.А. не отметил ручей. Тем не менее работы по отводу указанной делянки приняты заказчиком без каких-либо замечаний.
Заготовка древесины началась ответчиками после выдачи лесорубочного билета от 04.04.2008 N 86, согласно которому ОАО "ЛПК "Кипелово" разрешено вырубить в счет 2008 года растущую и сухостойную древесину методом сплошной рубки на делянке N 3 площадью 11 га в квартале 88.
По указанному лесорубочному билету ОАО "ЛПК "Кипелово" 04.04.2008 составило технологическую карту разработки лесосеки. Как видно из данной карты, водный объект (ручей) и неэксплуатационный выдел в схеме разработки лесосеки не указаны. Начало разработки лесосеки - май 2008 года, окончание - июль 2008 года.
ОАО "ЛПК "Кипелово" (заказчик) и ЗАО "Северлеспром" (исполнитель) заключили договор от 01.11.2005 N ПРЗ-05-173, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (выполнить работы) по лесозаготовке и выполнению лесохозяйственных и восстановительных работ, а заказчик - принять и оплатить результат.
По акту приема-передачи ОАО "ЛПК "Кипелово" передало ЗАО "Северлеспром" делянку N 3 в квартале 88 и выдало 08.04.2008 задание на выполнение работ по лесозаготовке. Указанные работы выполнены и переданы ОАО "ЛПК "Кипелово" по акту от 31.05.2008 N 312.
На основании результатов дистанционного мониторинга с использованием космических снимков заместитель старшего государственного лесного инспектора Вытегорского государственного лесничества Степкин А.Ф. составил протокол о лесонарушении от 25.12.2009 N 4-са, согласно которому 25.12.2009 на выделах N 13, 17, 20 делянки N 3 в квартале 88 на особо защитном участке обнаружена незаконная рубка леса в объеме 684 куб. м, повлекшая повреждение деревьев, влекущее прекращение роста.
Постановлением органа дознания ОВД по Вытегорскому району от 19.03.2010 отказано в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования в отношении Кюршева А.А., который при отводе под рубку делянки в квартале 88 провел осмотр делянки формально и не выявил наличия ручья, в результате чего повлекло за собой рубку деревьев на особо защитном участке.
Полагая, что виновниками данного лесонарушения и причинителями вреда лесному фонду являются ЗАО "Северлеспром" и ОАО "ЛПК "Кипелово", Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции в иске отказал, сделав вывод о недоказанности вины ответчиков и причинно-следственной связи между их действиями и ущербом.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования в части, взыскав 3 360 271 руб. солидарно с обоих ответчиков.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Ущерб рассчитан в соответствии с действующим законодательством в размере 50 кратной стоимости срубленной древесины и увеличенной в 2 раза, поскольку лесонарушение совершено в особо защитных участках леса.
В силу Положения об аренде лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, в случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда.
Согласно схеме типового проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 07.06.1994 N 123, проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда является обязательным к исполнению при ведении лесного хозяйства и организации лесопользования на арендуемых участках лесного фонда, разрабатывается по материалам лесоустройства, должен содержать сведения об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с пунктом 1.12 Методики составления плана рубок, утвержденной 28.04.1989 Государственным комитетом СССР по лесу, в целях лучшей организации работ по составлению планов рубок и обсуждения особенностей их выполнения проводятся технические совещания с участием всех заинтересованных организаций.
Лесные карты являются составной частью проектов организации и развития лесного хозяйства лесохозяйственных предприятий, изготовляются в результате проведения лесоустроительных работ на каждый объект лесоустройства и содержат сведения о реках, ручьях, осушительных каналах (пункт 4.3 Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утвержденной Гослесхозом СССР 11.12.1986).
В статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего во время заключения договора аренды участков лесного фонда, предусмотрено, что в лесах первой, второй и третьей групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов и другие).
Согласно статье 113 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается.
Пунктом 9 справки о согласовании границ и площади государственного лесного фонда к Проекту организации и ведения лесного хозяйства Вытегорского лесхоза Вологодского управления лесами, утвержденному в 1999 году, предусмотрено, что водоохранные зоны (берегозащитные полосы) малых рек, выделяются на планах без отграничения их в натуре; пятидесятиметровые полосы вдоль рек до 10 км и прибрежные полосы на плановых материалах не выделяются, в связи с чем подлежат учету при отводе лесосек.
Представители Вытегорского лесхоза, ОАО "ЛПК "Кипелово" и ФГУП "Рослесинфорг" 02.04.2001 приняли решение исключить из площади лесосек особо защитные участки леса: глухариные тока, водоохранные зоны рек, озер, участки леса по берегам рек, заселенных бобрами, и другие. Проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда ОАО "ЛПК "Кипелово" 2001 года предусмотрено, что при нарезке лесосек в их площадь не включаются полосы леса шириной 50 м по берегам рек и протяженностью менее 10 км.
Согласно пункту 1 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В соответствии с картой плана рубок главного пользования ОАО "ЛПК "Кипелово" на 2001-2010 годы в 88 и 89 кварталах Лемского лесничества Вытегорского лесхоза протекает ручей - правый приток реки Ежреки длиной 5 км и впадает в указанную реку на расстоянии 13,7 км. от истока. Как правильно установил суд апелляционной инстанции, сведения о спорном ручье содержатся и в плане лесонасаждений южной части Лемского лесничества Вытегорского лесхоза, который составлен по сведениям лесоустройства 1999 года. Кроме того, наличие ручья подтверждается актами обследования деля нок, состав ленными Департаментом.
С 1 января 2007 года вступили в действие новые Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров (подпункт 1 пункт 4 статьи 65 ВК РФ).
В силу статьи 6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
На основании указанной статьи Вводного закона 04.04.2008 Департамент выдал ОАО "ЛПК "Кипелово" лесорубочный билет N 86, согласно которому ОАО "ЛПК "Кипелово" разрешается вырубить в счет 2008 года растущую и сухостойную древесину методом сплошной рубки на делянке N 3 площадью 11 га в квартале 88.
До приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации (статья 13 Вводного закона).
До утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей указанному Кодексу (статья 14 Вводного закона).
Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки), вступили в действие с 07.12.2007.
Таким образом, ответчики были обязаны осуществлять использование леса в мае 2008 года в соответствии с лесоустроительной документацией - проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства и картой плана рубок главного пользования в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации, новым лесным и водным законодательством, а также Правилами заготовки.
Пунктом 52 Правил заготовки установлено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
Согласно пункту 21 Правил заготовки в эксплуатационную площадь лесосек сплошных рубок при их отводе не включаются участки с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение; допускается выделение неэксплуатационных участков по указанным критериям после отвода лесосеки в случаях, если они не были выделены при осуществлении отвода лесосек, в этом случае в материалы отвода лесосек вносятся соответствующие изменения.
Пунктом 15 Правил заготовки определено, что отвод и таксация лесосек обеспечиваются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Зная о наличии на территории делянки N 3 в квартале 88 водного объекта - ручья, ответчики не внесли соответствующие изменения в материалы отвода лесосек, вследствие чего допустили незаконную порубку на площади 2,87 га особо защитных участков.
В силу статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный имуществ у юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статьей 1080 ГК РФ).
Для применения указанной ответственности истцу необходимо доказать наличие в совокупности убытков в заявленном к возмещению размере, вины ответчиков в возникновении данных убытков, а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчиков.
Материалами дела (абрисом участка незаконной рубки, ведомостями материально-денежной оценки делянки, актом обследования делянки от 09.07.2010 с фототаблицей, актом повторного обследования делянок N 3, 4 от 01.09.2010 и ведомостями перечета деревьев по пням) подтверждается факт незаконной рубки на спорной делянке.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии всех четырех элементов, необходимых для привлечения ответчиков к ответственности за лесонарушение.
С учетом данных повторного обследования ущерб лесному фонду составил 3 360 271 руб. Указанная сумма правомерно взыскана с ответчиков в солидарном порядке.
Переоценка фактических обстоятельств, установленных по делу судами нижестоящих инстанций, в полномочия кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит.
Поскольку апелляционный суд правильно применил нормы материального права и выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А13-4716/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленный концерн "Кипелово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 21 Правил заготовки в эксплуатационную площадь лесосек сплошных рубок при их отводе не включаются участки с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение; допускается выделение неэксплуатационных участков по указанным критериям после отвода лесосеки в случаях, если они не были выделены при осуществлении отвода лесосек, в этом случае в материалы отвода лесосек вносятся соответствующие изменения.
Пунктом 15 Правил заготовки определено, что отвод и таксация лесосек обеспечиваются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
...
В силу статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный имуществ у юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статьей 1080 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2011 г. N Ф07-4440/2011 по делу N А13-4716/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9784/11
15.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9784/11
02.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4440/11
31.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8142/10
09.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8142/2010