Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2011 (судья Одинцова М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Несмиян С.И.) по делу N А26-9775/2010, установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство) по возврату без исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа от 29.06.2009 N 21 и 23; от 29.09.2009 N 20; от 30.09.2009 N 22; от 25.06.2010 N 126, постановления о взыскании исполнительского сбора от 02.06.2009 по исполнительному производству N 86/17/4642/12/2009 в отношении администрации Хелюльского городского поселения Республики Карелия.
Управление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и отказалось от требования о признании незаконными действий Казначейства по отказу от исполнения постановления о наложении штрафа от 29.06.2009 N 21 в связи с истечением срока предъявления к исполнению, а также просило обязать Казначейство принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.06.2009 по исполнительному производству N 86/17/4642/12/2009 и постановление о взыскании административного штрафа от 25.06.2010 N 126.
К участию в деле привлечена администрация Хелюльского городского поселения Республики Карелия (далее - Администрация).
Решением от 17.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2011, заявленные требования удовлетворены. Действия Казначейства по возврату без исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании административного штрафа от 29.09.2009 N 20, от 29.06.2009 N 23; от 30.09.2009 N 22; от 25.06.2010 N 126; постановления о взыскании исполнительского сбора от 02.06.2009 по исполнительному производству N 86/17/4642/12/2009 признаны незаконными, а Казначейство обязано принять к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя от 02.06.2009 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 86/17/4642/12/2009 и постановления от 25.06.2010 N 126 о взыскании административного штрафа.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение от 17.01.2011 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2011 без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом по материалам дела, судебный пристав-исполнитель службы судебных приставов по Сортавальскому району Республики Карелия в рамках исполнительного производства N 86/17/4642/12/2009, возбужденного 23.01.2009 в отношении Администрация на основании выданного Сортавальским городским судом исполнительного листа об обязании Администрации установить железобетонный колодец и осуществить монтаж трубы в пользу гражданки Зуевой Л.Д. вынес постановление от 02.06.2009 о взыскании с Администрации 5 000 руб. исполнительского сбора (постановление получено 03.06.2009).
В рамках исполнительного производства N 86/17/10773/12/2010, возбужденного 03.03.2010 в отношении Администрации на основании выданного Сортавальским городским судом исполнительного листа об обязании Администрации предоставить гражданке Бедной Т.В. в срок до 31.12.2009 благоустроенное помещение на условиях социального найма, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 25.06.2010 N 126 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб. (постановление получено 30.06.2010).
В рамках исполнительного производства N 86/17/4642/12/2006, возбужденного 13.12.2006 в отношении Администрации на основании выданного Сортавальским городским судом исполнительного листа об обязании Администрации установить в пользу гражданки Зуевой Л.Д. приемный железобетонный колодец в месте сбора ливневых вод, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 29.06.2009 N 23 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (постановление получено 01.07.2009)
В рамках исполнительного производства N 86/17/10921/12/2009, возбужденного 12.05.2009 в отношении Администрации на основании выданного Сортавальским городским судом исполнительного листа об обязании Администрации предоставить во внеочередном порядке гражданке Анопкиной Н.И. благоустроенное помещение на условиях социального найма, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления от 29.06.2009 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., от 29.09.2009 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., от 30.09.2009 о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Поскольку должник является бюджетным учреждением и не имеет счетов в банке, Служба судебных приставов в связи с невозможностью взыскания с Администрации денежных средств 27.09.2010 направила упомянутые постановления в отделение Казначейства, в котором открыт лицевой счет Администрации.
Письмом от 04.10.2010 Казначейство возвратило направленные документы без исполнения со ссылкой на их несоответствие установленному статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечню исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также на то, что постановление судебного пристава-исполнителя от 02.06.2009 о взыскании исполнительского сбора, постановление от 29.06.2009 о взыскании административного штрафа предъявлены с нарушением предусмотренного статьей 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срока.
Полагая возвращение Казначейством упомянутых документов незаконным, Управление оспорило их в арбитражный суд.
Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется федеральным казначейством.
Исполнительные документы, как усматривается из материалов дела, возвращены Казначейством со ссылкой на возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебных актов.
Вместе с тем, в силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются исполнительными документами и подлежат принудительному исполнительному наряду с судебными актами. Постановления по делам об административных правонарушениях также обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате штрафов и исполнительских сборов законодательством не предусмотрен.
При неисполнении бюджетными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора и административного штрафа, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3; 242.4; 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Отсутствие у Администрации счетов в Банке России или иной кредитной организации подтверждено материалами дела.
При таком положении, при наличии у должника открытого счета в Казначействе кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для возвращения Казначейством взыскателю исполнительных документов без исполнения.
Поскольку срок для предъявления в Казначейство постановлений судебного пристава-исполнителя от 29 и 30 июня 2009 года истек на дату рассмотрения дела судом, а от требования в части признания незаконными действий Казначейства по отказу от исполнения постановления о взыскании административного штрафа от 29.06.2009 N 21 Управление отказалось в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Управлением требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А26-9775/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительные документы, как усматривается из материалов дела, возвращены Казначейством со ссылкой на возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебных актов.
Вместе с тем, в силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются исполнительными документами и подлежат принудительному исполнительному наряду с судебными актами. Постановления по делам об административных правонарушениях также обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате штрафов и исполнительских сборов законодательством не предусмотрен.
При неисполнении бюджетными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора и административного штрафа, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3; 242.4; 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2011 г. N Ф07-6365/2011 по делу N А26-9775/2010
Текст постановления официально опубликован не был