Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Железногорска
Курской области
от 31 декабря 2014 г. N 3688
Программа
по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года
1. Общая характеристика сферы реализации программы, сложившаяся практика и описание основных проблем в указанной сфере
Программа по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", распоряжением Администрации Курской области от 27.05.2014 N 384-ра "Об утверждении Программы по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года".
Разработка Программы обусловлена необходимостью практического внедрения нормативных механизмов, разработанных в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно, а также выработки эффективных подходов реализации на территории города Железногорска Курской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
На территории города Железногорска в 2012 году реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно, утвержденная постановлением администрации города Железногорска от 16.02.2012 N 294.
Целями Программы по повышению эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно стали повышение качества муниципальных услуг с полным финансовым обеспечением бесплатных для граждан услуг, создание заинтересованности для муниципальных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов и муниципального имущества города Железногорска Курской области, ориентации на потребителя, снижение издержек, обеспечение прозрачности деятельности муниципальных учреждений, контроль как за финансовым состоянием, так и результатами деятельности муниципальных учреждений.
Основным критерием эффективности реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно определено своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом ее реализации.
Выполнение мероприятий Программы составило 100 процентов. По всем утвержденным Программой количественным показателям, характеризующим достижение целей Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года включительно, достигнуты плановые показатели.
В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно, а также в последующий период в сфере управления общественными финансами города Железногорска Курской области достигнут существенный прогресс по следующим направлениям:
1) повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Железногорска.
Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами города Железногорска путем:
ограничения объема муниципального внутреннего долга бюджета города Железногорска;
организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей бюджета города Железногорска;
инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджета города Железногорска;
оценки эффективности и сокращения наименее эффективных налоговых льгот;
расширения горизонта финансового планирования (переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета города Железногорска на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки");
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, муниципальных заданий);
создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Железногорска.
В 2011 - 2012 годах в бюджетный процесс города Железногорска внесены изменения, необходимые для перехода к трехлетнему бюджетному планированию.
Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития города Железногорска Курской области с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости расходования межбюджетных трансфертов.
В целях улучшения качества управления муниципальными финансами и организации бюджетного процесса принято постановление администрации города Железногорска от 17.02.2012 N 304 "Об утверждении Порядка конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств бюджета города Железногорска", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств.
Ежегодно приказами Управления финансов администрации города Железногорска утверждается Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета города Железногорска.
Ведение учета бюджетных обязательств создает возможности осуществления контроля, своевременно производить оплату расходов и обеспечить уверенность поставщиков в платежеспособности учреждений, финансируемых из бюджета города Железногорска.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета города Железногорска позволяет повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации и Курской области на всех этапах бюджетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов местного самоуправления и главных администраторов бюджетных средств, выявить тенденции в изменении финансового состояния муниципальных учреждений.
В соответствии с решением Железногорской городской Думы от 06.12.2011 N 525-4-РД "О бюджете города Железногорска на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" начиная с 2012 года утверждение бюджета города Железногорска осуществляется на три года (очередной финансовый год и плановый период).
В целях совершенствования местного налогового законодательства в 2011 - 2013 годах приняты решения Железногорской городской Думы:
от 25.10.2012 N 71-5-РД "О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Железногорска";
от 25.12.2012 N 110-5-РД "О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы "О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Железногорска";
от 23.05.2013 N 143-5-РД "О внесении дополнения в решение Железногорской городской Думы "О введении на территории муниципального образования "город Железногорск" земельного налога".
В целях повышения эффективности установленных решениями Железногорской городской Думы льгот по местным налогам постановлением администрации города Железногорска от 23.09.2011 N 1970 утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
2) разработка муниципальных программ как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
Программой по повышению эффективности бюджетных расходов города Железногорска на период до 2012 года включительно была обозначена задача перехода на программный бюджет с использованием инструмента муниципальных программ города Железногорска.
Формирование бюджета осуществляется преимущественно с применением программно-целевых методов финансирования расходов бюджета города Железногорска.
Одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на процесс увеличения доли программно-целевых расходов, является принятие постановления администрации города Железногорска от 13.09.2013 N 3196 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Железногорска". Это позволило увеличить долю расходов, предусматриваемых в рамках муниципальных программ в 2013 году.
Постановлением администрации города Железногорска в 2014 году утвержден Перечень муниципальных программ города Железногорска.
3) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
Нормативно правовыми актами администрации города Железногорска установлен правовой статус муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" администрацией города Железногорска был принят План мероприятий, утвержденный распоряжением администрации города Железногорска в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений, который полностью реализован администрацией города Железногорска.
Администрацией города Железногорска приняты решения об изменении типа существующих и создании новых учреждений. По состоянию на 01.01.2014 г. из 67 муниципальных учреждений, 62 казенных учреждения, 5 бюджетных и кроме того 10 органов власти.
Администрацией города Железногорска проведена работа по принятию необходимой нормативно - правовой базы для утверждения муниципальных заданий казенным учреждениям. Утверждение муниципальных заданий осуществляется в установленные сроки.
4) развитие системы муниципального финансового контроля города Железногорска.
Ключевыми направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области в 2012 - 2013 годах стали вопросы использования бюджетных средств, направленных на модернизацию системы образования города Железногорска. Особое внимание уделяется вопросам оценки доходного потенциала бюджета города Железногорска, определения эффективности управления и распоряжения муниципальными финансами и имуществом, предоставления администрации города Железногорска и обществу объективной и независимой информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, профилактики нарушений в финансовой и имущественной сферах.
Администрацией города Железногорска финансовый контроль за использованием средств бюджета города Железногорска осуществлялся на основании плана работы администрации города Железногорска по проведению финансового контроля, ежегодно утверждаемого администрацией города Железногорска.
Контрольно-ревизионная работа ориентирована на осуществление контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств города Железногорска, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Железногорска, а также за соблюдением получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, внесению предложений по устранению выявленных нарушений, а также принятие соответствующих бюджетных мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации к нарушителям действующего законодательства.
Контрольно - ревизионный отдел Управления финансов администрации города Железногорска в 2013 году определен как орган администрации города Железногорска, осуществляющий функции органа внутреннего муниципального контроля при администрации города Железногорска. Нормативно правовым актом утвержден Порядок осуществления контрольно - ревизионным отделом администрации города Железногорска внутреннего финансового контроля.
5) формирование комплексной контрактной системы.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Реализация принципиального нового подхода в сфере обеспечения муниципальных нужд должна способствовать существенному повышению качества обеспечения муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению муниципальных контрактов, обеспечению прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения муниципальных нужд.
Вместе с тем, отдельные задачи, решение которых необходимо для модернизации системы управления общественными финансами города Железногорска, остаются нереализованными:
бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием в связи с отсутствием единого подхода к муниципальному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации и соподчиненности;
необходима практика использования муниципальных программ города Железногорска в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы бюджетного планирования;
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при сниженной мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается отчасти формальным в связи с недостаточной проработкой вопросов обоснованности определения нормативных затрат и установления показателей качества оказания муниципальных услуг, контроля за исполнением муниципальных услуг;
система управления финансовыми ресурсами остается недостаточно эффективной, в том числе в связи с недостаточной полнотой применения принципов государственного и муниципального частного партнерства при реализации инвестиционных проектов и осуществлении бюджетных инвестиций, отсутствием упорядочения и увязки предоставляемых льгот с экономическими показателями инвестиционных проектов, недостаточно эффективной работой с муниципальным имуществом города Железногорска;
информационные системы, используемые для целей муниципального управления, в том числе в сфере управления общественными финансами, остаются разрозненными и фрагментарными, что требует объединения информационных баз планирования и исполнения бюджета города Железногорска в единую базу с областным бюджетом, а также унификации программного обеспечения автоматизации ведения бухгалтерского учета, используемого муниципальными учреждениями;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, низкая заинтересованность в наращивании собственной налоговой базы;
отсутствуют эффективная методологическая база и ответственность за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
деятельность участников сектора муниципального управления остается недостаточно прозрачной, не в полной мере обеспечены возможности общественного контроля за сферой общественных финансов, что связано как с отсутствием должного контроля раскрытия администрацией города Железногорска информации о своей деятельности, так и с недостаточным техническим обеспечением;
недостаточно действенна система муниципального финансового контроля и недостаточна его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов;
отсутствует современная система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является повышение эффективности деятельности администрации города Железногорска по выполнению муниципальных функций, полномочий и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, обеспечению их доступности и качества за счет повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития города Железногорска.
Для достижения цели Программы предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечить финансовую устойчивость бюджета города Железногорска путем проведения сбалансированной финансовой политики;
2) провести модернизацию бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления в деятельность администрации города Железногорска;
3) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами, включая муниципальные унитарные предприятия, доходы бюджета города Железногорска, бюджетные обязательства города Железногорска, муниципальный долг города Железногорска;
4) реализовать меры по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов, проведению необходимых структурных реформ в сфере оказания муниципальных услуг (выполнения работ), бюджетных инвестиций;
5) обеспечить повышение операционной эффективности деятельности администрации города Железногорска и муниципальных учреждений, реализовав принципы и подходы финансового менеджмента и финансового стимулирования проводимых структурных реформ в секторе муниципального управления и на уровне учреждений, обеспечив развитие операционного обслуживания, повысив открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках формирующейся в настоящее время системы документов муниципального и государственного стратегического планирования. Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в них целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ города Железногорска.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ города Железногорска.
3. Система мероприятий Программы
Достижение цели и задач Программы осуществляется путем скоординированного комплекса взаимоувязанных мероприятий, структурированных по блокам:
обеспечение финансовой устойчивости бюджета города Железногорска;
модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение операционной эффективности деятельности администрации города Железногорска и муниципальных учреждений.
План реализации Программы приведен в приложении к Программе.
Обеспечение финансовой устойчивости бюджета города Железногорска
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата;
способствует достижению ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития города Железногорска - роста уровня и качества жизни населения.
В городе Железногорске должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения финансовой устойчивости бюджета города Железногорска, прежде всего, путем стабилизации его доходной базы, а также создания устойчивых стимулов по ее наращиванию. Для этого предлагается реализовать следующие меры.
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Железногорска
1. Аккумулирование средств резервного фонда города Железногорска.
В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы, создания возможностей для гибкого реагирования на циклические колебания в экономике и повышения эффективности долговой политики необходимо формировать резервный фонд города Железногорска.
Резервный фонд города Железногорска аккумулирует часть средств бюджета города Железногорска, предназначенных для дальнейшего использования в случае недостаточности доходов бюджета города Железногорска для финансового обеспечения расходных обязательств города Железногорска.
2. Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации.
3. Принятие новых расходных обязательств города Железногорска через систему конкурсного подхода, которая позволит дать объективную оценку значимости и первоочередности проведения того или иного мероприятия с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов.
В связи с чем, анализ предложений администрации города Железногорска по принятию новых (увеличению действующих) расходных обязательств должен строиться на основании определения объема средств, доступного для распределения между принимаемыми расходными обязательствами, и оценки эффективности принимаемых расходных обязательств в соответствии с порядком конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств города Железногорска.
4. Поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга города Железногорска.
В целях недопущения превышения предельного объема муниципального долга города Железногорска, установленного статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимо:
- проводить анализ структуры муниципального внутреннего долга города Железногорска;
- принимать меры по недопущению роста муниципального долга сверх установленных нормативных значений;
- управлять муниципальным внутренним долгом с целью оптимизации структуры заимствований, снижения расходов на обслуживание долговых обязательств.
5. Анализ кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности.
Необходимо продолжить осуществление на постоянной основе мероприятий по мониторингу кредиторской задолженности и предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности.
6. Проведение мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами главными администраторами бюджетных средств.
В целях создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в городе Железногорске, повышения эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом на территории города Железногорска осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами проводится в установленном порядке.
Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления
Внедрение "программного" бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджета города Железногорска, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Следует отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Необходима увязка муниципальных программ со стратегией социально-экономического развития города Железногорска в целом и отдельных отраслей.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов местного самоуправления. Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
В целях устранения существующих проблем предлагается осуществлять следующие меры.
Взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования
1. Определение четкой последовательности, соподчиненности целей, задач, целевых индикаторов и инструментов достижения соответствующих приоритетов, установление предметных требований к прозрачности формирования и реализации документов стратегического и бюджетного планирования.
Поскольку в настоящее время отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования, необходимы формирование реестра документов муниципального стратегического планирования (включая отраслевые документы), выявление избыточных документов, выработка требований к обеспечению сопоставимости документов и их соподчиненности.
2. Подготовка и реализация бюджетной стратегии города Железногорска (на срок более 12 лет), основной целью которой будет являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития города Железногорска в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Железногорска и повышении эффективности бюджетных расходов.
Необходимо обеспечить увязку бюджетной стратегии города Железногорска области и стратегии социально-экономического развития города Железногорска.
3. Доработка муниципальных программ города Железногорска в части системы целеполагания в увязке с индикаторами реализации мероприятий в целях обеспечения взаимосвязи муниципальных программ города Железногорска со стратегией социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегией, ожидаемыми результатами реализации муниципальной политики в соответствующих сферах.
4. Формирование комплексных проектов ("дорожных карт") в отдельных сферах деятельности, требующих опережающего развития.
С целью реализации "майских" указов Президента Российской Федерации необходимо сформировать и согласовать с региональными органами государственной власти комплексные проекты ("дорожные карты"), обеспечивающие в течение установленного срока решение четко сформулированных, описываемых измеримыми индикаторами задач, необходимых для достижения конкретных стратегических целевых индикаторов.
5. Обеспечение публичности и прозрачности подготовки и обсуждения документов стратегического планирования в процессе их разработки, реализации и корректировки.
В настоящее время разработка и принятие основных документов муниципального стратегического планирования осуществляется без обеспечения обратной связи с потребителями муниципальных услуг, представителями общественных организаций и объединений. В связи, с чем требуется выработка подходов (требований) к получению и учету независимого экспертного мнения при разработке и реализации документов муниципального стратегического планирования, обеспечению публичности и доступности информации о ходе и результатах их реализации.
Развитие муниципальных программ города Железногорска как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
1. Проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой муниципальной программы города Железногорска и размещение на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" сводной информации о муниципальных программах города Железногорска.
Ежегодное проведение оценки эффективности муниципальных программ города Железногорска осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Железногорска Курской области от 13.09.2013 N 3196 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Железногорска" в рамках подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ города Железногорска. Кроме того, в целях повышения эффективности реализации муниципальных программ возможно рассмотреть вопрос о проведении независимой экспертизы отчетности о реализации муниципальных программ города Железногорска.
В целях улучшения качества управления и обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов необходимо размещать на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" сводную информацию о муниципальных программах города Железногорска, фактически достигнутых в ходе их реализации результатах, а также соответствии целей и задач программ стратегии либо программе социально-экономического развития города Железногорска.
2. Формирование предельных расходов по всем муниципальным программам города Железногорска в пределах прогнозируемого общего объема расходов бюджета города Железногорска. Установление требований к ответственным исполнителям муниципальных программ города Железногорска по изысканию части необходимых средств внутри ранее установленного предельного объема расходов по соответствующей муниципальной программе.
При разработке бюджетной стратегии города Железногорска предполагается установление предела расходов по направлениям реализации муниципальной политики, которые не могут быть превышены. С целью повышения эффективности реализации муниципальных программ города Железногорска предполагается установление возможности увеличения бюджетных ассигнований на реализацию отдельных программ и (или) мероприятий программ только в рамках установленного предельного объема расходов (путем снижения объема ассигнований на реализацию менее эффективных программ, мероприятий).
Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами
В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами понимается:
определение перспектив развития структуры муниципального сектора, в том числе сектора муниципального управления, формирующей состав и полномочия субъектов управления общественными финансами;
повышение эффективности управления доходами;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств города Железногорска как основы для планирования расходов.
В целях упорядочения структуры управления финансовыми ресурсами предлагаются к реализации следующие меры.
Развитие структуры сектора муниципального управления
1. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и общественными финансами реорганизация или ликвидация муниципальных унитарных предприятий, деятельность которых не соответствует функциям органов местного самоуправления.
Для этого потребуется:
выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации унитарных предприятий и хозяйственных обществ с муниципальным участием и утвердить их нормативным правовым актом администрации города Железногорска;
уполномоченным органам администрации города Железногорска, в ведении которых находятся унитарные предприятия, проводить анализ функционала унитарных предприятий и принимать решения о целесообразности сохранения их статуса.
Управление доходами
2. Оптимизация неэффективных налоговых льгот и освобождений, установленных решениями Железногорской городской Думы. Проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) местных налоговых льгот.
Продление действующих и особенно введенных налоговых льгот следует производить на условиях:
установления ограничения действия льгот во времени;
анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
3. Принятие нормативно правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" бюджета города Железногорска.
4. Организация взаимодействия с Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области в целях повышения качества налогового администрирования местных налогов.
В целях обеспечения доходной части бюджета города Железногорска в рамках предоставленных органам местного самоуправления прав необходимо выявлять объекты налогообложения и содействовать в их регистрации, а также принимать участие в обеспечении погашения налогоплательщиками имеющейся задолженности по уплате налогов и сборов.
Управление бюджетными обязательствами
5. Формирование планов закупок товаров, работ, услуг и планов-графиков исполнения заключенных контрактов.
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с целью обоснованного планирования бюджетных ассигнований на осуществление муниципальных закупок муниципальными заказчиками должны быть разработаны планы и планы-графики закупок на очередной финансовый год и плановый период.
6. Включение негосударственных организаций в сферу оказания муниципальных услуг через заключение договоров (соглашений) об оказании услуг в пользу третьих лиц.
Оказание муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам осуществляется преимущественно муниципальными учреждениями. При этом эффективность деятельности муниципальных учреждений ожидаемо не возрастает в связи с отсутствием у учреждений стимулов к повышению эффективности и качества оказания услуг.
Привлечение к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций положительно скажется на развитии конкуренции за муниципальный заказ и в конечном итоге приведет к повышению качества оказания услуг, эффективности работы муниципальных учреждений.
В связи с чем, необходимо разработать нормативно правовые акты, утверждающие перечень муниципальных услуг, которые могут оказываться негосударственными организациями, с учетом оценки потребности в предоставляемых услугах, реализовывать конкурсные процедуры размещения муниципального заказа на оказание муниципальных услуг и в последующем проводить мониторинг оказания муниципальных услуг негосударственными организациями, а также мероприятия по контролю за деятельностью данных организаций в части оказания ими муниципальных услуг (включая контроль качества оказываемых услуг в соответствии с условиями контракта и стандартами качества оказания услуг).
Управление муниципальным долгом и финансовыми активами города Железногорска
7. Снижение стоимости заимствований до минимально возможного уровня, исходя из действующей учетной ставки Банка России.
В связи с чем, управление структурой муниципального внутреннего долга города Железногорска с целью снижения стоимости заимствований необходимо осуществлять путем замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами, снижения процентных ставок в результате проведения аукционов на привлечение заимствований.
8. Оказание гарантийной поддержки только при условии наличия ликвидного обеспечения в размере не менее 100 процентов предоставленной гарантии и проверки финансового состояния принципалов.
При принятии решения о предоставлении муниципальной гарантии осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности принципала на основе данных бухгалтерской отчетности принципала.
Целесообразно при проведении анализа финансового состояния с целью снижения рисков бюджета города Железногорска по взысканию гарантированных средств учитывать перспективы развития принципала.
9. Разработка нормативно правового акта города Железногорска о соблюдении определенных ограничений получателями муниципальной поддержки на период действия муниципальных гарантий города Железногорска.
10. Контроль за соблюдением определенных ограничений получателями муниципальной поддержки на период действия муниципальных гарантий города Железногорска
С целью снижения рисков бюджета города Железногорска, связанных с предоставлением муниципальных гарантий города Железногорска, необходимо предусмотреть условия, накладывающие на принципала дополнительные ограничения, в том числе путем включения их в договор о предоставлении муниципальной гарантии.
Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности администрации города Железногорска за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ)
1. Организация независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных муниципальных услуг утвержденным требованиям к качеству, изучение мнения населения о качестве предоставляемых муниципальных услуг и публикация ее результатов, рейтинга учреждений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
В целях реализации названного мероприятия требуется установление в администрации города Железногорска органа ответственного за формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Осуществление организации работы по проведению независимой оценки качества работы муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, с привлечением независимых общественных организаций, объединений, общественных советов при администрации города Железногорска.
2. Унификация ведомственных перечней муниципальных услуг путем приведения их в соответствие с единым регистром муниципальных услуг и базовыми (отраслевыми) перечнями (реестрами) государственных, муниципальных услуг.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для реализации данного подхода внесены изменения в статью 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие формирование, ведение и утверждение ведомственных перечней государственных, муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными и государственными учреждениями. Указанные ведомственные перечни должны содержать исчерпывающий перечень услуг и работ, оказываемых или выполняемых учреждениями с учетом установленного объема полномочий администрации города Железногорска в конкретных сферах деятельности (образование, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т. д.).
3. Проведение сравнительного анализа, межведомственных сравнений стоимости и результатов оказания однотипных (сопоставимых) муниципальных услуг.
После унификации наименований муниципальных услуг (приведения ведомственных перечней муниципальных услуг в соответствие с федеральными базовыми (отраслевыми) перечнями) необходимо проведение сравнительного анализа себестоимости и показателей качества муниципальных услуг, оказываемых различными учреждениями, в том числе межотраслевых сравнений.
4. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом отраслевой специфики).
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в большинстве случаев составляются "от обратного" - путем деления доступного объема бюджетных ассигнований на планируемое количество муниципальных услуг. Установленные подобным образом нормативные затраты испытывают недостаток обоснованности, подвергаются неоднократным корректировкам в течение срока реализации муниципального задания.
Для устранения имеющихся проблем необходимо определить исчерпывающий перечень возможных статей себестоимости оказания муниципальных услуг, базовые (эталонные) нормативные затраты на оказание муниципальных услуг.
5. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Оказание муниципальными учреждениями платных услуг населению осуществляется в соответствии с правовыми актами администрации города Железногорска или Железногорской городской Думы, определяющими порядок определения и взимания платы за оказание услуг. Требуется проведение инвентаризации платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями города Железногорска, плановых оснований взимания платы за оказание услуг.
6. Внедрение в муниципальных учреждениях систем оплаты труда работников адаптированных к новым условиям деятельности, и финансирование учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение количества и качества оказываемых услуг, обеспечение соответствия уровня оплаты работников результатам их труда.
Правовыми актами администрации города Железногорска и Железногорской городской Думы предусмотрено внедрение механизма "эффективного контракта" - трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.
В связи с чем предлагается:
актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания услуг (выполнения работ);
совершенствование основных элементов системы оплаты труда, в том числе системы стимулирующих выплат, исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (выполнения работ);
введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
разработка систем оценки эффективности деятельности руководителей и работников учреждений;
разработка типовых норм труда с учетом определения численности работников, необходимых для предоставления услуг в объемах, установленных муниципальными гарантиями и стандартами.
Повышение эффективности бюджетных инвестиций и инвестиционных проектов с муниципальным и государственным участием
7. Реализация инвестиционных проектов с муниципальным и государственным участием.
Реализация инвестиционных проектов в городе Железногорске должна быть обеспечена в различных видах правовых оснований, регулирование которых учитывает общие принципы муниципально-частного партнерства. За счет средств бюджета города Железногорска обеспечивается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами инвестиционной деятельности на реализацию инвестиционных проектов.
Вместе с тем, за счет средств бюджета города Железногорска осуществляется оказание прямой муниципальной поддержки реализации различных инвестиционных проектов. С целью сокращения муниципального участия в негосударственном секторе экономики необходимо осуществлять оказание муниципальной поддержки инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе.
Повышение операционной эффективности деятельности администрации города Железногорска и муниципальных учреждений
Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета города Железногорска.
Повышение качества финансового менеджмента администрации города Железногорска
1. Мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Железногорска и публикация его результатов.
Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Железногорска и размещение ее результатов на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск".
Развитие информационной системы управления общественными финансами
2. Интеграция процессов управления финансовой деятельностью организаций сектора муниципального управления и публично-правовых образований.
В период реализации Программы предполагается осуществить внедрение системы электронного документооборота с применением электронных подписей между участниками бюджетного процесса.
3. Размещение в информационно-коммуникационной сети Интернет информации об общественных финансах администрации города Железногорска в формате открытых данных.
На официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" осуществляется размещение и актуализация информации об общественных финансах города Железногорска в формате открытых данных, что позволяет обеспечивать информационную прозрачность деятельности администрации города Железногорска.
Развитие системы операционного обслуживания
4. Минимизация наличного денежного обращения в секторе муниципального управления, в том числе посредством использования пластиковых карт.
Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность применения современных эффективных банковских платежных технологий в расчетах организаций сектора муниципального управления.
Реализация данного направления предусматривает постепенный отказ от использования наличных денежных средств организациями сектора муниципального управления и переход к осуществлению безналичных расчетов путем перечисления средств на банковские счета физических лиц - сотрудников организаций в целях осуществления ими с использованием карт физических лиц, выданных в рамках "зарплатных" проектов, оплаты командировочных, хозяйственных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов.
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов города Железногорска
5. С целью расширения привлечения граждан к участию в бюджетном процессе целесообразно разработать механизм общественного обсуждения программ города Железногорска и их проектов, а также продолжить работу по формированию "бюджета для граждан" параллельно с проектом решения Железногорской городской Думы "О бюджете города Железногорска на отчетный финансовый год и на плановый период".
Развитие системы муниципального финансового контроля
6. Внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности: приоритетность предметов и объектов контроля в направлениях использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений.
Контрольная деятельность, осуществляемая администрацией города Железногорска ориентирована на выявление нарушений постфактум. В связи, с чем предполагается организация контрольной деятельности в отношении участников бюджетного процесса, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, муниципальных программ и проектов, по которым наиболее вероятно проявление финансовых нарушений с целью переориентации контрольной деятельности на осуществление внутреннего и предварительного контроля.
7. Осуществление мероприятий по организации внутреннего финансового контроля и аудита.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в администрации города Железногорска ведется работа по созданию подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль и аудит. В целях координации внутреннего финансового контроля и аудита требуется установление нормативным правовым актом администрации города Железногорска порядка осуществления главными администраторами бюджетных средств города Железногорска внутреннего финансового контроля и аудита, утверждение и обновление методических рекомендаций по его организации, обеспечение координации деятельности администрации города Железногорска в данном направлении.
4. Управление реализацией Программы
Разработчиком и координатором Программы является Управление финансов администрации города Железногорска. Ответственными исполнителями Программы являются главные распорядители бюджетных средств города Железногорска.
Координатор реализации Программы:
осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
организует текущее управление реализацией Программы;
обеспечивает размещение на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" информации о ходе и результатах реализации Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно правовые акты, необходимые для реализации Программы;
осуществляет методическое руководство ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
осуществляет в установленные сроки подготовку материалов о ходе реализации Программы и представляет их на рассмотрение главе города Железногорска;
содействует внедрению информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения;
обеспечивает взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам реализации Программы.
Ответственные исполнители Программы:
осуществляют планирование, организацию реализации, исполнение и контроль реализации закрепленных за ними мероприятий Программы;
обеспечивают соответствие сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий срокам и ожидаемым результатам, утвержденным Программой;
представляют координатору реализации Программы результаты реализации программных мероприятий;
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации мероприятий Программы, и обеспечивают своевременное их принятие.
Глава города Железногорска и его заместители, курирующие вопросы экономики и финансов, являются должностными лицами, ответственными за реализацию закрепленных за ответственными исполнителями мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.