Курская областная Дума постановляет:
1. Принять к рассмотрению протест прокурора Курской области на отдельные положения Закона Курской области от 29 декабря 2003 года N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы" (в редакции Закона Курской области от 27 апреля 2016 года N 32-ЗКО).
2. Поручить постоянному комитету Курской областной Думы по социальной политике, здравоохранению и культуре совместно с комитетом по правовым вопросам Курской областной Думы и Администрацией Курской области подготовить соответствующий проект закона Курской области и внести его на рассмотрение Курской областной Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Т.Е. Воронина |
г. Курск
18 августа 2016 г.
N 1449-V ОД
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Председателю
Курской областной Думы
ПРОКУРАТУРА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Ворониной Т.Е.
305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
ул. С. Перовского, д. 24, г. Курск,
03.08.2016 N 07-12-2016 305000
Протест
на отдельные положения Закона Курской области от 29.12.2003 N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО)
В связи с поэтапным (с 01.01.2016, 01.07.2016) вступлением в силу положений Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" прокуратурой Курской области проведен мониторинг положений Закона Курской области от 29.12.2003 N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
По результатам проведенного мониторинга установлено, что отдельные положения Закона Курской области не соответствуют федеральному законодательству.
Так, согласно статье 1 Закона Курской области право на ежемесячную денежную компенсацию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по месту жительства в Курской области, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшие инвалидами вследствие военной травмы, полученной в ходе военных действий в Афганистане, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе (территория Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края), в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан, в ходе грузино-абхазского вооруженного конфликта, вооруженного конфликта на территории Южной Осетии и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению (далее - ежемесячная денежная компенсация).
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 152-ФЗ) регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, наличие регистрации по месту жительства на территории Курской области не может являться условием реализации права на получение ежемесячной компенсации.
Учитывая изложенное, статью 1 Закона Курской области необходимо привести в соответствие с требованиями части 2 статьи 3 названного выше Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1.
Кроме того, требует приведения в соответствие с положениями федерального законодательства статья 6 Закона Курской области.
В частности, указанной нормой Закона Курской области в качестве одного из оснований прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации является помещение получателя данной компенсации, являющегося инвалидом (статья 2 Закона Курской области), в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.
Согласно частям 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ) социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- иным категориям граждан, предусмотренным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области, оказываемых населению Курской области в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания и стационарной форме социального обслуживания, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10.12.2014 N 811-па (в редакции постановления Администрации Курской области от 06.05.2015 N 254-па), установлены дополнительные категории граждан, имеющих право на предоставление социальных услуг в стационарной форме бесплатно, а именно:
- граждане, имеющие недостатки и физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- инвалиды, имеющие рекомендации бюро медико-социальной экспертизы на получение профессионального образования.
Граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы, полученной в ходе военных действий и вооруженных конфликтов, перечисленных в статье 1 Закона Курской области, к категориям лиц, имеющим право на бесплатное предоставление социальных услуг в стационарной форме, федеральное и региональное законодательство не относит.
Таким образом, исходя из положений регионального законодательства, при помещении данной категории граждан в организацию социального обслуживания, предоставляющую им социальные услуги в стационарной форме за плату, указанные граждане-инвалиды одновременно теряют право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Вместе с тем, частью 1, пунктами 1, 5 части 2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ) предусмотрено, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Также социальное обслуживание осуществляется на принципах равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям и принципе добровольности.
Однако установление статьей 6 Закона Курской области зависимости между помещением лица в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, и прекращением получения ежемесячной денежной компенсации не соответствует указанным выше принципам равного и свободного доступа к социальному обслуживанию и добровольности социального обслуживания.
При этом, анализ областных законодательных актов, предусматривающих предоставление за счет средств областного бюджета дополнительных мер социальной поддержки иным категориям граждан, не содержит подобных ограничений.
Так, статьей 6 Закона Курской области от 04.09.2008 N 62-ЗКО "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, работавших в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах Курской области" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО) установлено, что получателю данного дополнительного материального обеспечения, проживающему в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.
Согласно статье 4 Закона Курской области от 09.06.2003 N 23-ЗКО "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении участников разминирования территории Курской области в 1943 - 1948 годах" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО) получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.
Изложенные обстоятельства могут привести к нарушениям требований статьи 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2016, согласно которой в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.
При этом, данной нормой Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 22, 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Статью 1 Закона Курской области от 29.12.2003 N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО) привести в соответствие с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 152-ФЗ).
Статью 6 Закона Курской области от 29.12.2003 N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы" (в редакции Закона Курской области от 27.04.2016 N 32-ЗКО) привести в соответствие с требованиями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Курской областной Думы.
О дате рассмотрения настоящего протеста известите прокуратуру области для обеспечения участия в его рассмотрении.
О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщите в прокуратуру области.
Прокурор Курской области |
А.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курской областной Думы от 18 августа 2016 г. N 1449-V ОД "О протесте прокурора Курской области на отдельные положения Закона Курской области от 29 декабря 2003 года N 64-ЗКО "Об установлении ежемесячной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Курской областной Думы (http://kurskduma.ru) 23 августа 2016 г.