Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Представительного Собрания
Курчатовского района Курской области
от 18 августа 2016 г. N 6
Стандарт
внешнего муниципального финансового контроля
"Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района "Курчатовский район" Курской области"
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района "Курчатовский район" Курской области (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-ревизионной комиссии Курчатовского района Курской области, утвержденным решением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области от 26.10.2015 г. N 148-III, Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 октября 2014 г. N 47К (993)).
1.2. Стандарт применяется с учетом:
1) Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
2) нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
3) решения Представительного Собрания от 29.04.2010 г. N 55-II "О бюджетном процессе в Курчатовском районе Курской области" (далее - решение о бюджетном процессе);
4) других стандартов внешнего муниципального финансового контроля контрольно-ревизионной комиссии.
1.3. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района "Курчатовский район" Курской области (далее - районный бюджет) за отчетный финансовый год, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств районного бюджета (далее - ГАБС) и подготовку заключения контрольно-ревизионной комиссии на годовой отчет об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год (далее - заключение).
1.4. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением о бюджетном процессе (далее - внешняя проверка).
1.5. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчёта на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.6. Задачами Стандарта являются:
- определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
- определение источников информации для проведения внешней проверки;
- установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;
- установление требований к структуре и содержанию заключений по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении районного бюджета;
- установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
- установление порядка рассмотрения и утверждения заключения, представления его Представительному Собранию Курчатовского района Курской области и Администрации Курчатовского района Курской области.
1.7. Стандарт предназначен для использования должностными лицами контрольно-ревизионной комиссии, специалистами сторонних организаций и экспертами, привлекаемыми контрольно-ревизионной комиссией.
1.8. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.
1.9. Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.
2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки
2.1. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении районного бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению районного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.
2.2. Задачами внешней проверки являются:
- контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении районного бюджета;
- оценка социально-экономических (макроэкономических) условий (основных показателей прогноза социально-экономического развития) и результатов исполнения районного бюджета;
- определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения районного бюджета;
- оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных решением о районном бюджете;
- оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей районного бюджета, дефицита (профицита) районного бюджета;
- определение эффективности деятельности по управлению муниципальным имуществом (полноты и своевременности поступления в районный бюджет доходов от использования муниципального имущества), муниципальным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и гарантий;
- оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;
- определение направлений совершенствования исполнения районного бюджета, использования муниципального имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
2.3. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год, документы, предоставленные в контрольно-ревизионной комиссией в соответствии с требованиями решений о бюджетном процессе и о районном бюджете, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения районного бюджета в отчётном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные контрольно-ревизионной комиссией в установленном порядке.
2.4. Объектами внешней проверки являются главные администраторы средств районного бюджета.
В ходе внешней проверки в порядке, установленном контрольно-ревизионной комиссией, могут проводиться встречные выборочные проверки в отношении иных лиц, органов и организаций, на которые распространяются полномочия контрольно-ревизионной комиссии (получатели средств и администраторы поступлений районного бюджета, получатели целевых межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, субсидий, инвестиций, государственных (муниципальных) гарантий, плательщики доходов районного бюджета от использования имущества).
2.5. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств районного бюджета не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся федеральными органами и учреждениями, органами и учреждениями Курской области. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение районного бюджета и отчетность об исполнении районного бюджета.
2.6. Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки
3.1. Информационной основой проведения внешней проверки являются:
нормативные правовые акты Российской Федерации, Курской области, муниципальные правовые акты;
решение о местном бюджете и решения о внесении изменений в решение о районном бюджете;
годовая бюджетная отчетность ГАБС;
годовой отчет об исполнении районного бюджета;
ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении районного бюджета, в том числе консолидированного;
информация об исполнении муниципальных программ;
доклады о результатах и основных направлениях деятельности ГАБС (при их составлении ГАБС);
заключения контрольно-ревизионной комиссии на отчеты об исполнении районного бюджета за иные отчетные годы;
материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-ревизионной комиссией, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;
статистические показатели;
иная информация, полученная контрольно-ревизионной комиссией в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение районного бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения районного бюджета за отчетный период.
3.2. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения районного бюджета могут направляться запросы в органы местного самоуправления, МИ ФНС России N 5 по Курской области, иные учреждения и организации, иным лицам.
3.3. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения устанавливаются распоряжением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения о бюджетном процессе.
4. Содержание внешней проверки
4.1. Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения районного бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.
4.2. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.
4.3. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.
4.4. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.
4.5. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение районного бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением районного бюджета).
4.6. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы:
соответствии отчета об исполнении районного бюджета бюджетному законодательству;
соблюдении сроков формирования и представления отчетности;
полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
соблюдении требований составления бюджетной отчётности;
соответствии характеристик объектов учета способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);
достоверности бюджетной отчётности;
проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.
4.7. В ходе анализа социально-экономических условий и результатов исполнения районного бюджета определяются макроэкономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение районного бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы, состояние финансового рынка и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения районного бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.).
4.8. В ходе проверки организации исполнения районного бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей решения о районном бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи решению о районном бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения районного бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.
4.9. В ходе проверки исполнения решения о районном бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, муниципального долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (не превышение) и (или) достижение (выполнение).
Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей муниципальных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.
4.10. При анализе отдельных направлений поступлений в районный бюджет и выплат из районного бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.
4.11. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения районного бюджета, использованию муниципального имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
4.12. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками, исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения о районном бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5. Организация внешней проверки
5.1. Внешняя проверка включается в годовой план работы контрольно-ревизионной комиссии на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения о бюджетном процессе, Положения о контрольно-ревизионной комиссии Курчатовского района Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области от 26.10.2015 г. N 148-III.
5.2. Ответственным за проведение внешней проверки является должностное лицо, определенное в соответствии с распоряжением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области о проведении внешней проверки.
5.3. Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
5.3.1. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Российской Федерации, муниципального района "Курчатовский район" Курской области;
- основных итогов социально-экономического развития муниципального муниципального района "Курчатовский район" Курской области за отчетный финансовый год;
- бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
- муниципальных программ (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ);
- решения о районном бюджете за отчетный финансовый год;
- нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения районного бюджета в отчётном финансовом году, а также к решениям о районном бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения районного бюджета в отчётном финансовом году, а также устанавливающих требования к решениям о районном бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.
На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа районного бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении районного бюджета.
5.3.2. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:
- проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС;
- проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении районного бюджета;
- оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении районного бюджета, и информации по направленным запросам.
5.3.3. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, подписание заключения и его одновременное направление в Представительное Собрание Курчатовского района Курской области и Администрацию Курчатовского района Курской области.
6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки
6.1. Подготовка заключения осуществляется в сроки, установленные в распоряжении Представительного Собрания Курчатовского района Курской области о проведении внешней проверке в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
6.2. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС и их деятельности по исполнению районного бюджета в отчетном году оформляются в порядке, установленном распоряжением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области.
6.3. Структура заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС включает следующие основные разделы:
- общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);
- организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);
- результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.);
- выводы по результатам внешней проверки.
6.4. Структура заключения контрольно-ревизионной комиссии на годовой отчет об исполнении районного бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о районном бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и включает следующие основные разделы:
- общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения и т.д.);
- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального района "Курчатовский район" Курской области, общая характеристика исполнения районного бюджета;
- исполнение доходной части районного бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
- исполнение расходной части районного бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;
- анализ бюджетных инвестиций;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
- оценка дефицита (профицита) районного бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;
- анализ долговых и гарантийных обязательств;
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
- общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;
- выводы и рекомендации;
- приложения.
6.5. В заключении на годовой отчет об исполнении районного бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения районного бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики муниципального района "Курчатовский район" Курской области и иным программным и стратегическим документам.
6.6. В заключении на годовой отчет об исполнении районного бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения районного бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита районного бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.
6.7. В заключении на годовой отчет об исполнении районного бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении районного бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении районного бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств исходя из их существенности.
Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую, и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).
Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения районного бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.
При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении районного бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется предписание. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года главному администратору бюджетных средств направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения главным администратором бюджетных средств или подведомственным ему субъектом отчетности правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) контрольно-ревизионная комиссия в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного администратора к административной ответственности. Нарушитель освобождается от административной ответственности в случае исправления ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной отчетности. При этом исправление ошибки не исчерпывается представлением пересмотренной бухгалтерской отчетности, требуется ее принятие вышестоящим субъектом отчетности и внесение соответствующих изменений в его сводную отчетность.
Заключение контрольно-счетного органа на годовой отчет об исполнении районного бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.
7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки
7.1. Заключение контрольно-ревизионной комиссии на годовой отчет об исполнении районного бюджета готовится и утверждается в порядке, установленном распоряжением Представительного Собрания Курчатовского района Курской области, с учетом сроков его направления в Представительное Собрание Курчатовского района Курской области и Администрацию Курчатовского района Курской области, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением о бюджетном процессе.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящий Стандарт используется при осуществлении внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета, а также при осуществлении внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Курчатовского района Курской области в случае передачи полномочий от муниципальных образований Курчатовского района Курской области на основе заключенных соглашений Представительного Собрания Курчатовского района Курской области с Собранием Депутатов муниципальных образований Курчатовского района Курской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.