В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", во исполнение протокола заседания рабочей группы по внедрению на территории Курской области Стандарта развития конкуренции от 14 февраля 2019 года N 12, приказываю:
1. Создать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области.
2. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области.
3. Возложить функции Уполномоченного по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области на заместителя директора департамента финансово-бюджетного контроля Курской области Н.П. Бардакова.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента |
Е.В. Костенкова |
Утверждено
приказом департамента
финансово-бюджетного
контроля Курской области
от 26 февраля 2019 г. N 14-ОД
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Целями антимонопольного комплаенса в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области (далее - департамент) являются:
- обеспечение соответствия деятельности требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства;
- повышение уровня правовой культуры.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса в департаменте.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
- законность;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационная открытость действующего в департаменте антимонопольного комплаенса;
- непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется директором департамента финансово-бюджетного контроля Курской области (далее - руководитель), который:
а) вводит в действие правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности, за нарушение государственными гражданскими служащими (работниками) департамента правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков департамента;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков департамента;
з) подписывает доклад департамента об антимонопольном комплаенсе.
3. Уполномоченный по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области
3.1 Основными функциональными обязанностями Уполномоченного по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области (далее - Уполномоченный) являются:
- разработка, согласование и внедрение правовых актов департамента, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса;
- координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса;
- контроль за функционированием антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информирование должностных лиц органа исполнительной власти Курской области, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и руководителя о выявленных рисках;
- организация взаимодействия между подразделениями по вопросам реализации антимонопольного комплаенса;
- взаимодействие с территориальным антимонопольным органом по вопросам организации и функционировании антимонопольного комплаенса.
4. Выявление и оценка рисков
4.1. В целях обеспечения соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным совместно с подразделениями департамента на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
4.2.1.анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
4.2.2. анализ проектов и действующих нормативных правовых актов Курской области, разработанных департаментом, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно - проекты актов департамента, действующие акты департамента), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
4.2.3. мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
4.2.4. разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках реализации в департаменте антимонопольного комплаенса;
4.2.5. проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
4.2.6. проведение постоянного мониторинга для выявления в департаменте остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Анализ выявленных в департаменте нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа департаментом реализуются следующие мероприятия:
4.3.1.осуществляется сбор сведений, в том числе в подразделениях департамента, о наличии выявленных контрольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
4.3.2. составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных департаментом на недопущение повторения нарушения. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности департамента.
4.4. Анализ действующих актов департамента, на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
4.4.1. разрабатывается исчерпывающий перечень действующих актов департамента (далее - Перечень действующих актов) с указанием источника их публикации;
4.4.2. перечень действующих актов размещается на официальном сайте департамента в сети Интернет в свободном доступе;
На официальном сайте Администрации Курской области в подразделе "Власть"/"Структурные подразделения Администрации Курской области"/ "Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области"/"Полномочия, задачи и функции" размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений граждан и организаций по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действующих актов департамента;
4.4.3. перечень действующих актов направляется на рассмотрение представителям бизнес объединений и (или) иным общественным организациям (объединениям);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.4.5. осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
4.4.6. участие в совещании проводимом уполномоченным органом с представителями бизнес объединений (иных общественных организаций (объединений)) по обсуждению представленных предложений и замечаний к действующим актам;
4.4.7. по итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты департамента с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений (признания утратившими силу).
4.5. При проведении анализа проектов актов департамента на предмет соответствия их антимонопольному законодательству, департаментом реализуются следующие мероприятия:
4.5.1. осуществляется сбор и анализ поступивших предложений и замечаний;
4.5.2. по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту акта департамента подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
4.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным реализуются следующие мероприятия:
4.6.1. на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в подразделениях департамента, о правоприменительной практике в департаменте;
4.6.2. по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
4.6.3. один раз в полугодие участие в рабочих совещаниях, проводимых уполномоченным органом с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения;
4.7. При выявлении отдельных рисков департамента проводится их оценка в соответствии с таблицей:
Таблица
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности департамента по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
4.8. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, Уполномоченным совместно с подразделениями департамента составляются карты рисков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
4.9. В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
4.10. Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются руководителем, и размещаются на официальном сайте Администрации Курской области в подразделе "Власть"/"Структурные подразделения Администрации Курской области"/" Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области"/ "Полномочия, задачи и функции" в сети Интернет.
4.11. Информация о проведённых мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
5.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем и размещается на официальном сайте Администрации Курской области в подразделе "Власть"/ "Структурные подразделения Администрации Курской области"/ "Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области"/ "Полномочия, задачи и функции" в сети Интернет.
5.4. Уполномоченный на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения планов мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.5. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства направляется в уполномоченный орган для включения в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Организация обучения государственных гражданских служащих (работников) департамента требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
6.1. Руководитель организует систематическое обучение государственных гражданских служащих (работников) департамента требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
6.2. Вводный (первичный) инструктаж: и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) департамента на государственную службу (работу), в том числе при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
6.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности департамента.
6.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством.
6.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством.
6.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий направляется в уполномоченный орган для включения в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. В целях оценки организации и функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса приказом департамента утверждаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как отдельно Уполномоченного, так и для департамента в целом.
7.2. Ключевые показатели для Уполномоченного устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых Уполномоченным.
7.3. Ключевыми показателями для департамента в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности департамента по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в таблице 1 раздела 4 настоящего Положения.
7.4. Уполномоченный ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе департамента не реже 1 раза в год направляется Уполномоченным в уполномоченный орган Администрации Курской области.
Приложение N 1
к Положению об организации
системы внутреннего
обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного
законодательства в
департаменте финансово-бюджетного
контроля Курской области
Карта рисков
N |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к Положению об организации
системы внутреннего
обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного
законодательства в
департаменте финансово-бюджетного
контроля Курской области
План мероприятий ("дорожная карта")
по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
N |
Мероприятие |
Описание действий |
Ответственный |
Срок |
Показатель |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента финансово-бюджетного контроля Курской области от 26 февраля 2019 г. N 14-ОД "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в департаменте финансово-бюджетного контроля Курской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 26 февраля 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 13 марта 2019 г.