Я, врио Главного государственного санитарного врача по Курской области О.Д. Климушин, проанализировав прогноз паводковой обстановки в Курской области на начало 2019 года, санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Курской области, отмечаю, что в текущем периоде 2019 года санитарно-эпидемиологическая обстановка по инфекционной заболеваемости в г. Курске и Курской области находится в пределах прогностических уровней и характеризуется как стабильная.
Управлением Роспотребнадзора по Курской области (далее Управление) организован и в постоянном режиме ведется мониторинг санитарно-эпидемиологической безопасности питьевой воды, почвы населенных мест, атмосферного воздуха, показателей радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания человека. Осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти области и муниципалитетов, в том числе по мониторингу жалоб и обращений граждан по вопросам состояния среды обитания человека, безопасности пищевых продуктов.
В период подготовки к паводку Управлением реализован комплекс организационных и практических мероприятий: утвержден "План превентивных мероприятий, проводимых органом и организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Курской области в период прохождения паводка"; утвержден "План организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий Управления Роспотребнадзора по Курской области в период прохождения паводка"; издан приказ Управления Роспотребнадзора по Курской области от 12.02.2019 г. N 79 "О мерах по предупреждению осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в период прохождения паводка на территории Курской области в 2019 году".
Однако имеют место риски осложнения ситуации по ряду острых бактериальных и вирусных кишечных инфекций, связанные с возможным осложнением санитарно-эпидемиологической ситуации, вызванным весенним половодьем. 12% водозаборов не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям в части отсутствия зон санитарной охраны. Условия эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов, складов и мест размещения пестицидов и агрохимикатов, скотомогильников, навозохранилищ, сооружений по очистке сточных вод не доведены до требуемого уровня биологической и химической безопасности. Санитарная очистка территорий населенных мест проводится с нарушениями и недостаточно качественно, регистрируются факты несанкционированного размещения свалок отходов.
Учитывая изложенное, в целях охраны здоровья населения и предупреждения нарушения санитарного законодательства в период весеннего половодья на территории Курской области и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), постановляю:
1. Главам администраций муниципальных образований, руководителям организаций и предприятий жилищно-коммунальной сферы, предприятиям, организациям - первичным водопользователям:
1.1. Обеспечить исчерпывающие меры санитарно-эпидемиологической безопасности при осуществлении централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения населения в период весеннего половодья, в том числе предусматривающие чистку и дезинфекцию сетей и сооружений водозаборов, шахтных, трубчатых колодцев и каптажей родников, проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды с учетом паводковой ситуации;
1.2. Обеспечить водопроводы достаточным количеством обеззараживающих средств, исходя из их суточного расходования;
1.3. Принять меры по эффективной санитарной очистке территорий населенных мест, ликвидации несанкционированных свалок мусора и отходов, приведению в должное состояние полигонов твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок, общественных туалетов на выгребах, дополнительной защите от подтопления сооружений по очистке сточных вод, сетей хозяйственно-бытовой канализации, сетей ливневой канализации, складов и мест хранения пестицидов и агрохимикатов, сооружений по хранению и отпуску горюче-смазочных материалов, навозохранилищ;
1.4. До весеннего подъема талых вод провести работу с населением по очистке выгребных ям надворных туалетов, дополнительной защите их от размывания талыми водами;
1.5. Обеспечить достаточный запас дезинфицирующих средств на водозаборах, в лечебно-профилактических учреждениях, детских образовательных учреждениях, социальных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей.
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городов области:
2.1. В срок до 7 марта 2019 года разработать планы действий по обеспечению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению осложнения обстановки в паводковый период, рассмотреть данные вопросы на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий;
2.2. Проанализировать возможности альтернативного водоснабжения, наличие запасов бутилированной воды, наличие паспортизированных питьевых автомобильных цистерн, питьевых емкостей для подвоза питьевой воды населению, а также определить источники водоснабжения, из которых возможна доставка воды в подтопляемые территории;
2.3. Рассмотреть с органами управления здравоохранением вопрос по обеспечению запасов препаратов, необходимых для иммунизации населения по эпидемическим показаниям, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в период паводка;
2.4. Совместно с Управлением ветеринарии Курской области и его структурными подразделениями на местах обеспечить контроль технического состояния и безопасной эксплуатации в период паводка скотомогильников и биотермических ям;
2.5. Обеспечить контроль выполнения противоэпидемических мероприятий в период подготовки к паводку;
2.6. Обеспечить постоянный контроль за функционированием ярмарок и продовольственных рынков, не допускать фактов несанкционированной торговли пищевыми продуктами в непредназначенных для этого местах.
3. Главным врачам лечебно-профилактических организаций в городах и районах области (ЛПО):
3.1. Провести ревизию запасов медикаментов, иммунных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, медицинского оборудования, материалов и др. на случай возникновения массовых инфекционных заболеваний среди населения в паводковый период, при необходимости пополнить их запасы;
3.2. Провести проверку готовности ЛПО к развертыванию на их базе инфекционных стационаров и провизорных госпиталей;
3.3. Провести обучающие семинары с персоналом ЛПО по вопросам диагностики, лечения и профилактики опасных инфекционных заболеваний;
3.4. Обеспечить незамедлительное информирование Управления Роспотребнадзора по Курской области и его территориальные отделы о случаях регистрации опасных инфекционных заболеваний среди населения в период паводка путем подачи экстренных извещений по всем имеющимся каналам связи;
3.5. Активизировать санитарно-просветительную цельную работу среди населения по профилактике кишечных инфекционных заболеваний, пищевых отравлений через средства массовой информации.
4. Руководителям Управляющих рынками компаний, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по оптовой и розничной торговле пищевыми продуктами в г. Курске и Курской области:
4.1. Обеспечить постоянный и действенный контроль за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при торговле пищевыми продуктами, в том числе арендаторами торговых мест на розничных рынках;
4.2. Ужесточить требования по соблюдению санитарного законодательства к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и гражданам, осуществляющих торговую деятельность на рынках;
4.3. Принять меры по поддержанию должного санитарного порядка на территориях торговых предприятий, оптовых баз и рынков.
5. Рекомендовать Комитету информации и печати Курской области:
5.1. Оказывать содействие органам здравоохранения Курской области и Управлению Роспотребнадзора по Курской области в предоставлении печатной площади и эфирного времени для широкой пропаганды среди населения мер профилактики опасных инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди населения.
6. Управлению Роспотребнадзора по Курской области и его структурным подразделениям:
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в предпаводковый, паводковый и послепаводковый период ужесточить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемиологически важными объектами обеспечения жизнедеятельности населения: объектами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализования, предприятиями пищевой промышленности, торгового и общественного питания, а также детскими и социальными учреждениями, ЛПУ, санитарной очисткой населенных мест, складами и местами хранения пестицидов и агрохимикатов;
6.2. При проведении мероприятий по государственному надзору в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав в полном объеме использовать меры административного воздействия;
6.3. Установить систематический контроль своевременности и правильности подачи лечебно-профилактическими организациями области экстренных извещений о случаях опасных инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди населения;
6.4. Обеспечить представление информации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о возникновении случаев опасных инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в строгом соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 11 от 04.02.2016 г. "О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрирован в Минюсте 24.03.2016 г. N 41525) в срок не позднее 12 часов после установления факта чрезвычайной ситуации;
6.5. Усилить санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
6.6. С целью оперативного реагирования организовать мониторинг обращений граждан и организаций на неудовлетворительное качество питьевой воды, пищевых продуктов;
6.7. Довести текст настоящего постановления до сведения органов исполнительной власти и самоуправления, заинтересованных организаций, хозяйствующих субъектов занятых в сферах питьевого водоснабжения, коммунальных предприятий и служб, предприятий, осуществляющих закупку и реализацию пищевых продуктов.
7. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области":
7.1. Обеспечить готовность испытательного лабораторного центра к проведению исследований проб питьевой воды, почвы населенных мест, пищевых продуктов, материалов от людей на показатели микробиологической, паразитологической, вирусологической и химической безопасности;
7.2. Провести проверку готовности сил и средств спецформирований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области", его филиалов к действиям в период прохождения паводка и, к проведению дополнительных лабораторных исследований;
7.3. Обеспечить готовность испытательного лабораторного центра к проведению индикации возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний как из объектов внешней среды, так и материала от людей;
7.4. Откорректировать схемы оповещения сотрудников на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в паводковый период;
7.5. Организовать проведение оперативного эпидемиологического мониторинга за заболеваемостью ОКИ, вирусного гепатита А, дизентерии Зонне.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области Ю.Н. Горчакова.
Временно исполняющий обязанности |
О.Д. Климушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Курской области от 19 февраля 2019 г. N 3 "О мерах по предупреждению осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Курской области в период весеннего половодья"
Настоящее постановление вступает в силу с 26 февраля 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Роспотребнадзора по Курской области (http://46.rospotrebnadzor.ru) 26 февраля 2019 г.