Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 16 апреля 2015 г. N 135-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016 - 2019 годы.
2. Министерству образования и науки Республики Дагестан обеспечить доведение Концепции, одобренной пунктом 1 настоящего распоряжения, до органов исполнительной власти Республики Дагестан, подведомственных образовательных учреждений.
Председатель Правительства |
А. Гамидов |
Концепция
развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016-2019 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2015 г. N 135-р)
I. Общие положения
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016 - 2019 годы (далее - Концепция) является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования, в решении социально значимых проблем и воспитании юных граждан в республике.
Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.
Концепцией определяются цели, задачи, принципы и идеи развития системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан, ее ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы реализации.
Настоящая Концепция носит межведомственный характер и призвана способствовать созданию единого образовательного пространства, оптимизации использования региональных ресурсов, а также формированию и реализации системной государственной политики в сфере дополнительного образования детей.
Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации приоритетного национального проекта "Образование", основными целями которого являются ускорение модернизации российского образования, обеспечение доступности для всех слоев населения получения качественного образования.
II. Дополнительное образование детей как важнейшее направление образовательной политики республики и необходимость его развития
В Республике Дагестан на протяжении более 90 лет в составе различных ведомств успешно функционирует система дополнительного (внешкольного) образования детей, которая является важнейшей составляющей образовательного пространства республики.
В системе дополнительного образования детей выполняются образовательные, воспитательные, социальные функции, разрабатываются и внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни детей, реализуются программы развития одаренности, адаптации и социализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей группы риска. В системе дополнительного образования дети осваивают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, осознанного выбора профессии, получают квалифицированную социально-педагогическую помощь.
В 388 учреждениях дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности занимаются более 220 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, из них более 141 тысячи детей занимаются в 232 учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Дагестан, более 29 тысяч детей - в 92 учреждениях, подведомственных Министерству культуры Республики Дагестан, более 26 тысяч детей - в 64 учреждениях, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту Республики Дагестан.
Все учреждения дополнительного образования детей работают по дополнительным образовательным программам (авторским и адаптированным) и участвуют в создании единого образовательного пространства путем интеграции основного и дополнительного образования.
Сегодня система дополнительного образования республики осуществляет свою деятельность по направлениям: научно-техническому, декоративно-прикладному, физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, культурологическому, социально-педагогическому.
При этом наиболее стабильными и популярными в 2010 - 2014 годах остаются следующие направления дополнительного образования: спортивное (45 проц. от всех детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования), художественно-эстетическое (18 проц.), туристско-краеведческое (10 проц.), декоративно-прикладное (8 проц.).
Положительные результаты многолетней работы республиканской системы дополнительного образования детей находят свое подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний. Это, прежде всего, характерно для популярных направлений дополнительного образования детей: спортивного, художественного, туристско-краеведческого, декоративно-прикладного.
Характерными особенностями системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан являются:
внедрение компетентно-ориентированного подхода в образовательный процесс;
реализация социальных заказов разных уровней (родителей, организаций, местного сообщества);
существенная степень интеграции общего и дополнительного образования;
средняя занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей;
системное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов.
К основным достижениям системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан можно отнести следующие:
большинство многопрофильных учреждений дополнительного образования детей в силу выполнения ими образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований Республики Дагестан;
стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей (в 2013/2014 учебном году - 44 проц. от общего количества школьников), доказывающая востребованность данного типа образования;
дополнительное образование детей, как правило, продолжает оставаться бесплатным для обучающихся;
в большей степени услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет. Дети этого возраста составляют более 50 проц. от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, что, несомненно, является позитивным фактором, так как занятость учащихся данного возраста в указанных учреждениях сокращает пространство для девиаций;
учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; ими ежегодно проводится свыше 300 социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом.
Министерством образования и науки Республики Дагестан ежегодно проводится около 70 республиканских конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных учащихся; Министерством культуры Республики Дагестан - 15 системообразующих конкурсов и олимпиад; Министерством по физической культуре и спорту Республики Дагестан проводится 140 республиканских спортивно-массовых мероприятий и организуется участие в 422 межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования детей в Республике Дагестан существует совокупность проблем регионального плана и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации, которые препятствуют использованию потенциала системы дополнительного образования детей в полной мере.
К числу данных проблем относятся:
противоречивость и недостаточная сформированность законодательной базы в сфере дополнительного образования детей;
отсутствие документов, определяющих стратегию развития всей системы дополнительного образования детей как единой межотраслевой региональной системы;
ограниченность необходимых условий, обеспечивающих широкий спектр дополнительных образовательных услуг для всех слоев детского населения и учащейся молодежи;
ведомственный характер усилий исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов управления, учреждений и организаций по сохранению и развитию системы дополнительного образования детей;
неразвитость механизмов государственно-общественного контроля за качеством образования;
несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей (норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы учреждений);
ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий;
недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
тенденция нивелирования в молодежной среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской ответственности;
отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей;
возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.
Перечисленные проблемы негативно влияют на процесс создания единого образовательного пространства в Республике Дагестан и использование в полной мере ее материально-технических, духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов.
Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.
В связи с этим возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики, который позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития региона.
Обозначенные проблемы могут быть решены только путем принятия государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования Республики Дагестан на 2016 - 2020 годы", в которую войдет подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования". Мероприятия указанной подпрограммы позволят решить наиболее острые вопросы системы дополнительного образования детей в целях обеспечения качества, доступности, эффективности дополнительного образования в Республике Дагестан и последовательно реализовать задачи сохранения и модернизации системы дополнительного образования.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, его кадрового потенциала, профилактику экстремизма, наркомании, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
III. Концептуальные идеи, цель, задачи, подходы и принципы развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан
Основными идеями, определяющими системное развитие дополнительного образования детей в Республике Дагестан, являются:
идея создания единого пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики;
идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования;
идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию;
идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации в условиях, сложившихся в Республике Дагестан;
идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора;
идея инициирования ("запуск" собственной траектории развития ребенка), ориентирования (развитие способностей, необходимых для полноценной жизни) и конструирования (организация пространства опытов и событий, в которых вырабатываются личные и социальные нормы) как специфических технологий дополнительного образования детей.
Целью настоящей Концепции является обеспечение стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой республиканской системы образования и воспитания, необходимой для полноценного обеспечения гарантий в сфере дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей;
расширение сферы образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей на всех уровнях освоения (от ознакомительного до повышенной сложности) и обеспечение их преемственности;
развитие системы поддержки одаренных детей;
реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся;
повышение социального статуса, профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей;
создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.
Развитие региональной системы дополнительного образования детей определяют следующие подходы:
системно-организационный, предполагающий скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей;
деятельностный, определяющий дополнительное образование детей и учащейся молодежи как пространство для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации и самореализации.
Принципами, определяющими развитие республиканской системы дополнительного образования детей, являются следующие:
регионализация - организация деятельности с учетом региональных социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;
межведомственность реализации настоящей Концепции, межотраслевой характер, направленность на все субъекты системы образования и воспитания, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти, органов управления образованием, культурой, спортом и молодежной политикой, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;
гуманизация - создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;
конкурентоспособность - формирование таких образовательных учреждений, организаций, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;
открытость - участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
IV. Задачи и способы реализации настоящей Концепции
Задача 1. Обеспечение региональных гарантий доступности широкого спектра дополнительных образовательных услуг для всех групп детского населения и учащейся молодежи
Способы решения задачи:
сохранение приоритетности бесплатного дополнительного образования детей и учащейся молодежи;
сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;
развитие межведомственного сотрудничества;
создание необходимых условий, обеспечивающих равные возможности получения дополнительного образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
внедрение дистанционных форм обучения;
организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями всех типов и видов;
создание единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга;
предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей;
проведение комплексных маркетинговых исследований социального заказа на образовательные услуги;
совершенствование механизма нормативного финансирования в системе дополнительного образования детей.
Задача 2. Обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий
Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов населения Республики Дагестан необходимо обеспечить качество предоставления дополнительных образовательных услуг детям.
В соответствии с общепринятыми международными стандартами управление качеством предполагает оценку показателей в соответствии с тремя основными характеристиками качества:
показатели вложения в дополнительное образование, его ресурсное обеспечение;
показатели качества образовательного процесса (дополнительных образовательных программ);
показатели результатов дополнительного образования в соответствии с требованиями дополнительных образовательных программ.
Предложенные показатели оценки позволяют создать систему статистики и мониторинга дополнительного образования детей на республиканском, муниципальном и локальном уровнях.
Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных, благоприятных для развития личности условиях. Это требует не только постоянного совершенствования образовательного процесса, но и его существенного обновления в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием Республики Дагестан, с изменениями, происходящими в мире, а также развитием теории и практики дополнительного образования детей.
Способы решения задачи:
обновление содержания системы дополнительного образования детей посредством разработки программ нового поколения (долгосрочных, разнонаправленных);
внедрение новейших технологий, в том числе использование информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития, самообразования;
подключение учреждений дополнительного образования детей к единой информационной сети;
создание и обеспечение работы сайтов учреждений дополнительного образования детей;
развитие предпрофильного обучения для создания условий, способствующих профессиональному самоопределению подростков.
Задача 3. Расширение сферы образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей на всех уровнях освоения (от ознакомительного до повышенной сложности) и обеспечение их преемственности
Постановка данной задачи вызвана необходимостью достижения наиболее полного соответствия спектра дополнительных образовательных услуг пожеланиям и потребностям потенциальных заказчиков, потребностям республики в дальнейшей подготовке квалифицированных кадров, их конкурентоспособности.
Способы решения задачи:
разработка инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования;
создание программ технического профиля нового поколения, ориентированных на инновационные научные процессы, технологии, развитие конструирования, изобретательства, научно-технического творчества;
обновление социально ориентированных, профилактических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей;
создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;
обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования;
внедрение в систему дополнительного образования детей программ предпрофильного обучения.
Задача 4. Развитие системы поддержки одаренных детей
Способы решения задачи:
создание межведомственной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и учащейся молодежи в течение всего периода становления личности;
использование дистанционных, заочных, очно-заочных форм обучения;
организация профильных смен;
обучение по индивидуальным образовательным траекториям;
расширение системы предоставления льгот при поступлении в вузы в Республике Дагестан для детей - победителей конференций, соревнований, конкурсов различных направленностей в системе дополнительного образования детей.
Задача 5. Реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся
Способы решения задачи:
разработка и внедрение программ адаптивного спорта, а также программ, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса;
внедрение новейших технологий здоровьесбережения;
оснащение учреждений дополнительного образования детей противопожарным оборудованием, спортивными сооружениями и инвентарем.
Задача 6. Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей
Способы решения задачи:
совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей;
создание системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;
совершенствование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в системе дополнительного образования детей лучших педагогических работников;
создание межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки работников дополнительного образования детей, в том числе переподготовки вновь принятых в учреждения дополнительного образования детей и не имеющих педагогического образования;
создание единой системы мониторинга кадрового обеспечения;
создание электронной учебной, методической, научной, справочной базы для специалистов.
Меры, направленные на повышение социального статуса педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей, призваны способствовать притоку в систему дополнительного образования детей молодых и квалифицированных кадров, что будет способствовать развитию данного типа образования.
Задача 7. Повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей
Под эффективным управлением в настоящей Концепции подразумевается механизм взаимодействия, обеспечивающий стабильное достижение более высоких результатов образовательного процесса.
Способы решения задачи:
создание межведомственного координационного совета по проблемам дополнительного образования детей и молодежи;
совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей;
внедрение государственно-общественных форм управления в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в Республике Дагестан;
создание системы общественной поддержки дополнительного образования в различных формах (фонды, профессиональные сообщества и другие).
Задача 8. Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений
Способы решения задачи:
поддержка учреждений дополнительного образования детей посредством участия в реализации федеральных и региональных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней;
выделение средств из бюджетов всех уровней на приобретение материалов, инструментов;
внедрение механизмов развития социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами;
совершенствование механизмов привлечения в учреждения дополнительного образования детей внебюджетных средств;
совершенствование моделей финансирования учреждений дополнительного образования детей и дополнительного образования на базе других учреждений;
оснащение учреждений дополнительного образования детей современным оборудованием, инвентарем, транспортом.
V. Основные этапы, предполагаемые результаты и механизмы реализации настоящей Концепции
На первом этапе реализации настоящей Концепции предполагается разработать меры по созданию нормативной правовой базы, обеспечивающей межведомственное взаимодействие, по совершенствованию моделей финансирования дополнительного образования детей, созданию единой базы данных о системе дополнительного образования детей на основе комплексного мониторинга, обновлению программно-методического фонда системы дополнительного образования детей, поддержке кадрового состава системы дополнительного образования детей, а также меры, направленные на развитие материально-технической базы системы дополнительного образования детей.
Система мер, разработанных на первом этапе реализации настоящей Концепции, позволит создать межведомственную республиканскую систему дополнительного образования детей.
Второй этап реализации Концепции предполагает практическое внедрение разработанных мер.
Результатом реализации настоящей Концепции станет стабильное развитие системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан.
Показателями реализации настоящей Концепции являются:
доля учреждений дополнительного образования детей, которые включены в межотраслевое взаимодействие, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей;
доля общеобразовательных учреждений, на базе которых функционируют объединения дополнительного образования детей, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей группы риска;
доля детей старшего школьного возраста и учащейся молодежи, включенных в систему дополнительного образования, в общем количестве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей группы риска;
доля программ нового поколения в общем количестве программ в сфере дополнительного образования детей;
доля программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, реализуемых на межведомственной основе, в общем количестве программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих органы государственно-общественного управления, в общем количестве учреждений дополнительного образования детей;
положительная динамика достижений воспитанников системы дополнительного образования детей;
наличие системы выявления спроса населения на услуги в системе дополнительного образования детей;
степень сохранения и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
наличие системы научно-методического сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования детей;
наличие единого информационного пространства системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан;
наличие системы многоканального финансирования учреждений дополнительного образования детей;
степень материально-технической обеспеченности учреждений дополнительного образования детей.
Настоящая Концепция предполагает использование для ее реализации механизмов, интегрирующих региональный, муниципальный и общественный ресурсы Республики Дагестан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016 - 2019 годы направлена на реализацию госполитики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.
Развитие региональной системы дополнительного образования детей определяют следующие подходы:
системно-организационный, предполагающий скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей;
деятельностный, определяющий дополнительное образование детей и учащейся молодежи как пространство для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации и самореализации.
Концепция предполагает использование для ее реализации механизмов, интегрирующих региональный, муниципальный и общественный ресурсы Республики Дагестан.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2015 г. N 135-р
Текст распоряжения официально опубликован не был