Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Махачкалы
от 16 ноября 2015 г. N 4736
Бюджетная политика
Основные направления бюджетной политики Муниципального образования городской округ "город Махачкала" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления бюджетной политики Муниципального образования городской округ "город Махачкала" (далее город Махачкала) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ "город Махачкала" от 30.05.2008 г. N 10-4.
При их разработке учитывались положения:
Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Указа Президента Республики Дагестан от 19.04.2013 г. "О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан", Постановления Правительства Республики Дагестан от 04.07.2013 г. N 340 "О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан".
I. Особенности бюджетной политики города Махачкала в 2016 - 2018 годах
Бюджетная политика города Махачкала в 2016 - 2018 годах будет проводиться с учетом следующих основных особенностей:
1. Адаптация бюджетных расходов к уровню собственных доходов.
Ограниченность бюджетных ресурсов бюджета города требует повышения их результативности и сокращения неэффективных расходов. Высвобождающиеся в результате этого средства должны быть направлены на модернизацию отраслей социальной сферы и экономики.
Таким образом, ключевая особенность проекта бюджета города Махачкала на 2016 - 2018 годы состоит в том, что он должен обеспечить безусловное исполнение действующих расходных обязательств муниципального образования городской округ "город Махачкала".
2. Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов бюджета города будет осуществляться на основе консервативного подхода к их объему.
3. Составление расходной части проекта бюджета города на три года осуществляется в едином формате на очередной финансовый год и на плановый период, а именно: в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации.
4. С 1 января 2016 года осуществляется переход к формированию проекта бюджета города по программно-целевой структуре расходов, а именно: в разрезе долгосрочных и ведомственных муниципальных программ.
II. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 (Программа повышения эффективности бюджетных расходов (далее - Программа))
Цели и задачи Программы.
Основная цель бюджетной политики - создание условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов.
Поставленные цели бюджетной политики: повышение качества жизни всех слоев населения конкурентоспособности экономики города, не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты с учетом решения новых задач по преодолению существующих проблем.
Ситуация в экономике города ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
В новых макроэкономических реалиях при формировании проекта городского бюджета на 2016 - 2018 годы для достижения целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.
Для достижения цели необходимо решение следующих основных задач:
совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости;
оптимизация структуры расходов городского бюджета;
развитие программно-целевых методов управления;
создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
повышение прозрачности городского бюджета и бюджетного процесса;
повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
обеспечить более тесную взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты от использования бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения;
оптимизировать объёмы и порядок предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных функций;
повысить качество государственного управления;
создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ.
Для решения указанных задач в 2016 - 2018 годах предлагается:
обеспечить соответствие бюджетных проектировок городского бюджета на 2016 - 2018 годы основным параметрам прогноза социально-экономического развития города;
предусмотреть постепенное сокращение дефицита городского бюджета (в доле условно-утвержденных расходов);
обеспечить расходы городского бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в максимальной степени собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены;
Индексация заработной платы работников бюджетной сферы до уровня индикативных показателей исполнения Указа Президента РФ N 597 от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
обеспечение реализации мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях;
предусмотреть в составе муниципальных программ, наряду с бюджетными ассигнованиями на решение текущих задач, программы развития;
обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений, их увязку с основными параметрами оказания муниципальных услуг;
использование всего арсенала регулятивных инструментов, проработку планов структурных реформ;
развивать новые формы оказания муниципальных услуг;
повышать эффективность бюджетных расходов по отраслям социальной сферы и экономики.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием достижения цели и решения задач бюджетной политики города Махачкала.
Таким образом, основными принципами бюджетной политики города на 2016 - 2018 годы являются:
сокращение бюджетного дефицита и муниципального долга;
полнота учёта и прогнозирования финансовых и других ресурсов (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии чёткой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации ранее принятых обязательств и при внедрении мер по энергоэффективности потребляемых бюджетным сектором энергоресурсов;
предоставление средств из бюджета города на оказание муниципальных услуг исключительно при наличии муниципального задания по количеству и качеству услуг для их оплаты из бюджета за результат работы;
переориентация расходов бюджета города на реализацию программ;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения этих принципов на городском уровне планируется реализовать следующие основные меры:
1) использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития города Махачкала;
2) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объёма и сроков исполнения;
3) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета города с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета города за качество и соблюдение показателей кассового плана с целью обеспечения ликвидности счета бюджета города.
Общие подходы к формированию бюджетных расходов.
1. Планирование бюджетных ассигнований бюджета города Махачкала осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов.
Основой для определения объёма расходов бюджета города Махачкала на очередной финансовый год является предварительный реестр расходных обязательств города Махачкала на исполнение действующих нормативных правовых актов, составленный главными распорядителями бюджета города.
2. Решения об увеличении фонда оплаты труда работников казённых и бюджетных учреждений (либо объёмов субсидий автономным учреждениям) принимаются в пределах установленных настоящим постановлением ограничений расходов.
3. Учитывая требования Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р (ред. 23.09.2010), планирование расходов бюджета города на оплату муниципальными учреждениями энергетических ресурсов осуществляется исходя из сокращения каждого энергоресурса на 3% по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 года, в пределах общего объёма выделенных бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств.
4. Объем средств на вновь принимаемые расходные обязательства на 2016 год установлен на уровне 2015 года.
5. Бюджетные ассигнования бюджета города на 2016 год на исполнение принимаемых обязательств должны обеспечить смещение акцента с антикризисных мер на модернизацию социальной сферы и экономики, инновации.
6. Основной характеристикой бюджета города остаётся социальная направленность
Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики города Махачкала.
Для повышения эффективности в каждой из бюджетных отраслей на 2016 год, расходы производить в рамках реализации отраслевых муниципальных программ.
Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках муниципальных программ, разработанных в установленном порядке.
1) Социальная политика.
Для повышения эффективности расходов в сфере социальной защиты населения потребуется выполнение следующих основных направлений:
определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки;
повышение адресности социальной помощи, переориентация системы социальной защиты населения на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума.
Социальная политика в городе строится на принципах перераспределения расходов в пользу наиболее уязвимых малообеспеченных групп населения. Приоритетными останутся направления по оказанию социальной поддержки гражданам пожилого возраста, инвалидам, малоимущим семьям, имеющим детей.
2) Культура.
В сфере культуры финансовые ресурсы будут направлены на обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, поддержку организаций культуры, творческих коллективов, общественных и культурных инициатив граждан в области культуры, сохранение исторического и культурного наследия.
Планируется дальнейшее развитие библиотек как культурных центров, модернизация библиотечного дела, пополнение книжного фонда.
В отношении музеев будет продолжена работа по обеспечению развития информатизации, связанной с введением комплектования, учёта и хранения музейных фондов, а также по разработке и внедрению новых музейных технологий, комплексных культурно-познавательных систем.
Реализация указанных направлений предполагает разработку мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечение мониторинга их достижения, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы главных распорядителей бюджетных средств по оптимизации подведомственной сети.
В сфере средств массовой информации планируется финансовое обеспечение обязательств по официальному опубликованию нормативно-правовых актов органов местного самоуправления города.
3) Физическая культура и спорт.
Целью развития физической культуры и спорта является реализация права граждан на доступ к услугам учреждений физической культуры и спорта на всей территории города.
С учётом этого расходы бюджета г. Махачкала планируется направить на реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, на физкультурно-массовую и спортивную работу, на совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, на развитие организационно-управленческого, кадрового и научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, на укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.
Проведение и организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди всех групп населения будет способствовать увеличению количества занимающихся физической культурой и спортом.
Достижение поставленных целей и задач потребует установления и соблюдения чётко сформулированных принципов повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования правового положения городских муниципальных учреждений, внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы главных распорядителей бюджетных средств по оптимизации подведомственной сети.
4) Органы местного самоуправления.
Планирование бюджетных ассигнований на 2016 - 2018 годы на содержание органов местного самоуправления г. Махачкалы должно быть произведено с учётом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 29 июня 2012 года в части возможности оптимизации численности муниципальных служащих города.
В связи с этим в 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 гг. предлагается:
не допускать увеличения численности органов местного самоуправления города. Все изменения структуры и штатов этих органов следует производить в пределах существующей численности;
сократить расходы на приобретение товаров длительного пользования;
лимитировать расходы на услуги связи, горюче-смазочные материалы, канцелярские товары, командировочные расходы.
Данный подход распространяется на все органы МСУ города.
5) Национальная безопасность.
Для решения вопросов защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий в бюджете города на 2016 год будут предусмотрены средства на обеспечение деятельности аварийно-спасательного формирования Муниципального образования городской округ "город Махачкала", выполняющих указанные полномочия.
Данные расходы запланированы на обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на обеспечение системы оповещения населения.
6) Поддержка малого и среднего предпринимательства.
Расходы бюджета Муниципального образования городской округ "город Махачкала" на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе будут осуществляться в 2016 году в рамках реализации соответствующей муниципальной программы.
Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Махачкала. Основными задачами Программы являются содействие развитию предпринимательства в городе Махачкала.
7) Дорожное хозяйство.
Финансирование дорожного хозяйства, обеспечивающего развитие транспортной инфраструктуры региона для осуществления грузо- и пассажиропотока, осуществляется в рамках муниципальных программ.
Основными задачами в области развития автодорожной инфраструктуры являются:
увеличение пропускной способности и повышение безопасности автомобильных дорог;
строительство новых и поддержание в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог.
Бюджетные ассигнования на дорожное хозяйство в 2016 - 2018 годах предусматриваются с учётом оптимизации расходов, связанных с содержанием существующей сети автомобильных дорог общего пользования, более широкого внедрения новых технологий ремонта дорожного покрытия. Необходимо введение новой практики формирования расценок и расчётов с дорожными организациями за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, что позволит выполнять больший объем работ при меньших бюджетных затратах.
Ассигнования на организацию транспортного обслуживания населения выделяются на компенсацию льготного проезда по социальным проездным билетам для отдельных категорий граждан. При осуществлении указанных расходов необходимо добиться чёткого механизма компенсации выпадающих доходов транспортных организаций.
8) Жилищно-коммунальное хозяйство.
Бюджетные ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство предусматриваются с учётом продолжения работы по привлечению в 2016 году финансовой поддержки от Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве основного мероприятия планируется продолжение переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках принимаемых адресных программ.
В условиях развития рыночных отношений в секторе жилищно-коммунального хозяйства планируется обеспечить социальную поддержку граждан путём предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг при превышении максимально допустимой доли на указанные расходы в совокупном доходе семьи.
Одной из задач предстоящего периода является реализация на территории города приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" "Жильё молодым", повышение уровня обеспечения населения жильём путём предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, развития и поддержки ипотечного кредитования, обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Продолжится реализация муниципальных программ города Махачкала.
9) Образование.
Развитие созидательной активности молодежи, повышение уровня их вовлечения в общественно-полезную деятельность, развитие добровольчества в молодежной среде планируется осуществлять в рамках мер молодежной политики.
Продолжатся мероприятия по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции с целью охвата муниципальных учреждений социальной сферы аппаратными и программными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии.
10) Бюджетные инвестиции.
Расходы инвестиционного характера городского бюджета на 2016 - 2018 годы в первую очередь планируется направить на строительство социально значимых объектов, объектов с высокой степенью готовности с целью ускорения сроков ввода их в действие и объектов, софинансируемых из федерального и областного бюджета.
III. Политика в области межбюджетных отношений
Основным направлением политики межбюджетных отношений является упорядочение сложившихся межбюджетных трансфертов. Особое внимание будет уделено прозрачности муниципальных финансов и эффективности их расходования.
IV. Политика в области муниципального долга
В сложившихся условиях необходимо продолжить проведение взвешенной политики в области управления муниципальным долгом, соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации предельных размеров муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга и сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений:
своевременность исполнения долговых обязательств;
проведение работы с Министерством финансов Республики Дагестан по привлечению бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет;
предоставление муниципальных гарантий в соответствии со ст. 6 п. 1 Решения Собрания депутатов города Махачкала от 14.07.2009 г. N 19-4г "Об утверждении положения о муниципальных гарантиях города Махачкала" обеспечения (банковской гарантии, поручительство третьих лиц, залог ликвидного имущества) с целью безопасности исполнения обязательств по гарантии;
привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени;
исследование рынков альтернативных заимствований;
планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет в среднесрочной перспективе.
V. Основные характеристики бюджета города на 2016 - 2018 годы
Основные характеристики бюджета города на 2016 - 2018 годы определены на основе параметров прогноза социально-экономического развития города Махачкалы, предполагающего консервативный путь развития экономики города, и расчетов главных распорядителей средств бюджета города, на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Для обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета города, главным администраторам доходов бюджета города предстоит решить задачу по максимально возможной мобилизации дополнительных доходов в бюджет города, главным распорядителям средств бюджета города - по оптимизации бюджетных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.