Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 г. N 74) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Республики Дагестан, внедрения во всех образовательных организациях федерального государственного образовательного стандарта приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Примерные учебные планы общеобразовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год.
2. Муниципальным органам управления образованием, руководителям общеобразовательных организаций республики с 1 сентября 2017 г. руководствоваться Примерными учебными планами общеобразовательных организаций Республики Дагестан при разработке учебных планов образовательных организаций, реализующих программы общего образования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Ш. Шахов |
Примерные учебные планы
для некоторых возможных профилей
Физико-математический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
Физика |
10 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
1 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
5 |
Итого: 74
Физико-химический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Биология |
2 |
География |
2 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Физика |
10 |
Химия |
6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
1 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
9 |
Итого: 74
Химико-биологический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
География |
2 |
Физика |
4 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Химия |
6 |
Биология |
6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
2 |
Дагестанская литература |
2 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
9 |
Итого: 74
Биолого-географический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика |
4 |
Химия |
2 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
10 |
География |
6 |
Биология |
6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
2 |
Культура и традиции народов Дагестана |
2 |
Дагестанская литература |
2 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
Итого: 74
Социально-экономический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Информатика и ИКТ |
2 |
История |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Обществознание |
6 |
Экономика |
6 |
Право |
2 |
География |
6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
1 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
1 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
Итого: 74
Социально-гуманитарный профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Иностранный язык |
6 |
Математика |
8 |
Экономика |
1 |
Естествознание |
6 |
Мировая художественная культура |
2 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык |
6 |
Литература |
10 |
История |
8 |
Обществознание |
6 |
Право |
4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
1 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
Итого: 74
Филологический профиль
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Математика |
8 |
История |
6 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Мировая художественная культура |
2 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык |
6 |
Литература |
10 |
Иностранный язык |
12 |
Второй иностранный язык |
4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
1 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
1 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
Итого: 74
Информационно-технологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физика |
4 |
Физическая культура |
6 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
Родной язык |
2 |
История Дагестана |
1 |
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
Дагестанская литература |
2 |
III. Компонент образовательной организации | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
Итого: 74
I. Начальное общее образование
Базисный учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных, надпредметных и метапредметных направлений внеурочной деятельности по классам (по годам обучения).
Базисный учебный план начального общего образования состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в состав обязательных учебных предметов включены: "Математика", "Русский язык", "Иностранный язык", "Литературное чтение на русском языке", "Литературное чтение на родном языке", "Окружающий мир", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура".
Учебный план начального общего образования обеспечивает возможность обучения на государственном языке Российской Федерации и на родном (нерусском) языке из числа языков народов Дагестана, а также возможность изучения родных языков народов Дагестана, и устанавливает количество часов, отводимых на изучение учебных предметов по классам (годам) обучения. В варианте учебного плана N 2 для школ с русским (неродным) языком обучения за русским языком сохранено то количество часов, которое указано на этот предмет в базисном учебном плане Российской Федерации. Что касается учебного плана N 1 для школ с родным (нерусским) языком обучения, то в нем для изучения русского языка выделяется в 1 - 4 классах на 135 часов больше, чем в базисном учебном плане Российской Федерации.
Кроме того, рекомендуется дополнительно выделить по одному часу на русский язык в I - IV классах школ с родным (нерусским) языком обучения за счет регионального компонента или компонента образовательной организации.
В школах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения одного из предметов: ("Дагестанская литература", "Культура и традиции народов Дагестана" или другие предметы).
В связи с необходимостью предстоящей сдачи выпускниками школ в обязательном порядке единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку в II - IV классах сельских школ с родным (нерусским) языком обучения в учебном плане N 1 выделено по 2 часа в неделю на иностранный язык.
Что касается учебного предмета "Окружающий мир", то он должен быть изучен интегрированно и при изучении учебных предметов "Русский язык и литературное чтение", "Родной язык и литературное чтение", "Культура и традиции народов Дагестана", "Математика", "Основы религиозных культур и светской этики", а также за счет компонента образовательной организации.
Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - 34 учебные недели. Продолжительность урока в I классе в сентябре - декабре - по 35 минут, в январе - мае - по 45 минут каждый. Продолжительность урока во II - IV классах - 45 минут каждый. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. В сентябре - октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день, в ноябре - мае - по 4 урока в день.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - 8 недель. Для обучающихся в I классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 классе - 2 часа.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" состоит из шести модулей и изучается в IV классе (1 час в неделю). Родители (законные представители) учащихся выбирают учебный модуль для изучения их детьми. Образовательная организация осуществляет изучение каждого модуля, выбранного учащимися и их родителями. Если в классе выбраны для изучения два или более модулей, то для организации образовательного процесса создаются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в них. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом ОРКСЭ должны стоять в расписании одновременно одним уроком во всех четвертых классах.
В соответствии с ФГОС начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это деятельность образовательных организаций, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план, формы проведения внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д., проводимые в формах, отличных от урочных.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций, особенно в период каникул.
Рекомендуется не менее 2-х часов в I - IV классах и не менее 1 часа внеурочной деятельности использовать на изучение родного (нерусского) языка и литературы в формах, отличных от классно-урочной (кружки, театральные студии, краеведческая работа, олимпиады, научные исследования) и т.п.
В связи с отсутствием финансирования в I - IV классах предусмотрена оплата только 7 часов внеурочной деятельности, однако при наличии финансовых возможностей в муниципальных образовательных организациях количество часов внеурочной деятельности может быть доведено до 10 часов в неделю.
При проведении занятий по русскому языку разрешается деление классов на две группы в сельских школах с родным (нерусским) языком обучения при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному языку в школах с русским (неродным) языком обучения - при наполняемости класса 25 и более учащихся. При проведении занятий по иностранному языку во II - IV классах осуществляется деление класса на две группы при наполняемости 25 и более учащихся в городах, 20 и более учащихся в селе.
Часы, отведенные в I - IV классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология" (1 час в неделю), по решению образовательной организации могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд".
Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1)
для I - IV классов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы начального общего образования на 2017/2018 учебный год
Предметные области |
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
|||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
4 |
5 |
3 |
17 |
|
Литературное чтение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Родной язык и литературное чтение |
Родной язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
Литературное чтение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
1 |
1 |
||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Изобразительное искусство + технология |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
||
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
|
Итого: |
21 |
25 |
25 |
25 |
96 |
|
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
|
1 |
1 |
1 |
|
||
|
Итого: |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Предельно допустимая аудиторная недельная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (Требования СанПиН) |
21 |
26 |
26 |
26 |
99 |
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
||
|
Всего к финансированию: |
22 |
28 |
28 |
28 |
106 |
Учебный план с русским (неродным) языком обучения (вариант 2)
для I - IV классов образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, на 2017/2018 учебный год
Предметные области |
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
|||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
5 |
5 |
5 |
19 |
|
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
||
Родной язык и литературное чтение |
Родной язык |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Литературное чтение |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Культура и традиции народов Дагестана |
|
|
|
1 |
1 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
1 |
1 |
||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Изобразительное искусство + технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|
|
Итого: |
21 |
25 |
24 |
26 |
96 |
|
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
|
1 |
2 |
|
|
||
|
Итого: |
|
1 |
2 |
|
3 |
|
|
Предельно допустимая аудиторная недельная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (Требования СанПин) |
21 |
26 |
26 |
26 |
99 |
|
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
|
|
Всего к финансированию: |
22 |
28 |
28 |
28 |
106 |
II. Основное общее образование
Учебный план для 5 - 7 классов составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой основного общего образования и рассчитан на 35 учебных недель в год.
Учебный план определяет минимальный объем аудиторной недельной учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по неделям и годам.
Учебный план основного общего образования представлен в двух вариантах:
- учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения;
- учебный план для школ с русским (неродным) языком обучения.
В обоих типах школ языком обучения служит русский язык, а родной язык изучается как предмет.
Каждый из этих учебных планов состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.
В инвариантной (обязательной) части учебного плана определено количество учебных часов на изучение обязательных учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам обучения).
В часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, входят учебные предметы, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, педагогического коллектива образовательной организации.
При проведении учебных занятий по учебным предметам "Иностранный язык" (V - VII классы), "Технология" (V - VII классы), а также "Информатика и ИКТ", "Физика" и "Химия" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Деление классов на две группы также разрешается при проведении занятий по русскому языку (V - VII классы) в школах с родным (нерусским) языком обучения при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному языку в школах с русским (неродным) языком обучения (V - VII классы) - 25 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен быть указан в расписании одновременно одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения во время уроков родного языка одного из предметов этнокультурного образования: "Дагестанская литература", "Культура и традиции народов Дагестана" и др.
В системе общего образования для 8-9 классов общеобразовательных школ продолжают действовать приказы Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования" ФБУП.
Федеральный базисный учебный план для VIII - IX классов разработан на основе ФК ГОС 2004 года и является основой для разработки региональных, национально-региональных учебных планов и учебных планов образовательных организаций, продолжающих работать по стандартам первого поколения (2004 г.).
Учебный предмет "Информатика и информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в качестве самостоятельного учебного предмета федерального компонента по 1 часу в неделю в 8 классе, и в 9 классе - по 2 часа в неделю.
Учебный предмет "Обществознание" является интегрированным курсом, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".
Учебный предмет "География" в 8 - 9 классах изучается интегрированным курсом с "Географией Дагестана" в объеме 17,5 часов (в 9 классе).
Часы учебного предмета "Технология" в 9 классе используется с учетом возможностей образовательной организации и потребностей региона для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Часть традиционного содержания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".
Учебный предмет "Природоведение" (5 класс) по решению образовательной организации может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на изучение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
В 9 классе часы по национально-региональному компоненту и компоненту образовательной организации рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1) для V-VII классов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы основного общего образования, на 2017/2018 учебный год
|
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||
V |
VI |
VII |
||||
Филология |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
||
Русская литература |
5 |
4 |
3 |
|||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
2 |
||
Родная литература |
2 |
2 |
2 |
|||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
||
Математика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
||
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
||
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
|||
География |
1 |
1 |
2 |
|||
Естественно-научные предметы |
Биология |
|
1 |
2 |
||
Физика |
|
|
2 |
|||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
||
Изобразительное искусство + труд |
1 |
1 |
1 |
|||
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
||
Технология |
Технология |
1 |
2 |
1 |
||
|
Итого: |
31 |
32 |
34 |
||
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
1 |
1 |
1 |
|||
|
Итого: |
1 |
1 |
1 |
||
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
32 |
33 |
35 |
Учебный план с родным (нерусским) языком обучения (вариант 1)
для образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы основного общего образования, на 2017/2018 учебный год
|
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
|
VIII |
IX |
|||
Филология |
Русский язык |
3 |
3 |
|
Русская литература |
3 |
3 |
||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
|
Родная литература |
2 |
2 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
2 |
||
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
||
История Дагестана |
0,5 |
1 |
||
Культура и традиции народов Дагестана |
0,5 |
1 |
||
География |
2 |
2/1 |
||
География Дагестана* |
|
0/1 |
||
Естественно-научные предметы |
Биология |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
||
Химия |
2 |
2 |
||
Искусство |
Музыка |
1 |
|
|
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
1 |
|
||
|
Итого: |
36 |
36 |
|
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
|
|
||
|
Итого: |
|
|
|
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
36 |
36 |
-----------------------------
* Учебный предмет "География Дагестана" изучается во втором семестре IX класса в объеме 17,5 часов при изучении учебного предмета "География".
Учебный план с русским (неродным) языком обучения (вариант 2)
для V - VII классов образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы основного общего образования, на 2017/2018 учебный год
|
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
||
V |
VI |
VII |
|||
Филология |
Русский язык |
6 |
6 |
5 |
|
Русская литература |
2 |
2 |
2 |
||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
2 |
|
Родная литература |
1 |
1 |
1 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Математика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
||
География |
1 |
1 |
2 |
||
Естественно-научные предметы |
Биология |
|
1 |
2 |
|
Физика |
|
|
2 |
||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
|
Изобразительное искусство + труд |
1 |
1 |
1 |
||
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
|
|
|
||
Технология |
Технология |
1 |
2 |
2 |
|
|
Итого: |
28 |
31 |
34 |
|
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
4 |
2 |
1 |
||
|
Итого: |
4 |
2 |
1 |
|
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
32 |
33 |
35 |
Учебный план с русским (неродным) языком обучения (вариант 2)
для VIII - IX классов образовательных организаций Республики Дагестан, на 2017/2018 учебный год
|
Предметы |
Классы |
Количество часов в неделю |
|
VIII |
IX |
|||
Филология |
Русский язык |
3 |
2 |
|
Русская литература |
2 |
3 |
||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
|
Родная литература |
1 |
1 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
3 |
3 |
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
2 |
||
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
|
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
||
История Дагестана |
1 |
1 |
||
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
1 |
||
География |
2 |
2/1 |
||
|
География Дагестана* |
|
0/1 |
|
Естественно-научные предметы |
Биология |
2 |
2 |
|
Физика |
2 |
2 |
||
Химия |
2 |
2 |
||
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
3 |
|
ОБЖ |
1 |
|
||
|
Технология |
1 |
|
|
|
Итого: |
35 |
34 |
|
Национально-региональный компонент и компонент образовательной организации |
1 |
2 |
||
|
Итого: |
1 |
2 |
|
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПин) |
36 |
36 |
-----------------------------
* Учебный предмет "География Дагестана" изучается во втором семестре IX класса в объеме 17,5 часов при изучении учебного предмета "География".
III. Среднее общее образование
Среднее общее образование - это завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профессионального обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
Принципы построения учебного плана для 10 - 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Это позволяет обучающимся изучать учебные предметы либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, каждая образовательная организация получает широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающийся - выбора профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - это учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание" (включая экономику и право) и "Естествознание".
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - это учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", "Физическая культура" входящие в инвариантную часть учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Так, "Химия", "Физика", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле: "Литература", "Русский язык", "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществознание", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
На ступени среднего общего образования в национально-региональный компонент входят: "История Дагестана", "Культура и традиции народов Дагестана", "Родной язык" (по одному часу в неделю), "Дагестанская литература" (два часа в неделю).
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
1) являются "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
При разработке учебного плана образовательной организации, класса, группы отдельного профиля обучения необходимо:
1. Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).
2. Выбрать не менее двух учебных предметов на профильном уровне из вариативной части федерального компонента, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.
3. Добавить к ним набор обязательных учебных предметов (инвариантная часть) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части.
4. Подсчитать суммарное число часов на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (31 час в неделю), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части).
5. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 30, то следует вернуться к п. 3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательной организации. В том случае, если суммарное число часов превысит допустимую норму (30 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п. 3.
6. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план национально-региональным компонентом и компонентом образовательной организации.
Организация профильного обучения в 10 - 11 классах должна проходить в предельно допустимой учебной нагрузке.
При проведении занятий по учебным предметам "Иностранный язык", "Технология", "Физическая культура", "Информатика и ИКТ", а также "Естествознание", "Физика", "Химия" (во время проведения практических занятий) и элективных курсов в 10 - 11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. Деление классов на две группы разрешается при проведении занятий по русскому языку в 10-11 классах сельских школ при наполняемости 20 и более учащихся.
Для общеобразовательных организаций, в которых не созданы условия для профильного обучения, предлагается Примерный учебный план универсального (непрофильного) обучения.
В связи с тем, что в малокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, особенно в X - XI классах, где практически нет возможности открыть несколько классов с углубленным изучением различных предметов, предлагается организовать по две профильные группы: с гуманитарной и естественно-математической направленностью. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося X и XI классов составляет 32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное (всем классом) изучение выбранных предметов двумя группами и по 6 часов на каждый профиль. В том случае, если выбраны два профиля, например, гуманитарный профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, математический профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, то общее финансирование этих профильных классов (X и XI классы) составит 26 часов + 6 часов + 6 часов = 38 часов в неделю в каждом классе.
Учебный план для 10-11 классов образовательных организаций Республики Дагестан в условиях введения профильного обучения на 2017/2018 учебный год
Инвариантная часть |
Федеральный компонент |
||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||||
Учебные предметы |
Количество часов |
||||
10 класс |
11 класс |
||||
Русский язык |
2 |
2 |
|||
Литература |
3 |
3 |
|||
Родной язык |
1 |
1 |
|||
Дагестанская литература |
2 |
2 |
|||
История Дагестана |
1 |
1 |
|||
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
1 |
|||
Иностранный язык |
3 |
3 |
|||
Математика |
4 |
4 |
|||
История |
2 |
2 |
|||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
|||
Естествознание |
1 |
1 |
|||
Физическая культура |
3 |
3 |
|||
ОБЖ |
1 |
1 |
|||
Вариативная часть |
Учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровнях |
||||
Учебные предметы |
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|||
10 класс |
11 класс |
10 класс |
11 класс |
||
Русский язык |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Литература |
- |
- |
5 |
5 |
|
Иностранный язык |
- |
- |
6 |
6 |
|
Математика |
- |
- |
6 |
6 |
|
История |
- |
- |
4 |
4 |
|
Физическая культура |
- |
- |
4 |
4 |
|
Обществоведение |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Экономика |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
Право |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
География |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Физика |
1 |
1 |
5 |
5 |
|
Химия |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Биология |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
Искусство (МХК) |
- |
- |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
ОБЖ |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Компонент образовательного учреждения | |||||
|
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37 |
37 |
37 |
37 |
Учебный план для 10-11 классов образовательных организаций универсального (непрофильного) обучения Республики Дагестан на 2017/2018 учебный год
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов |
|||
Базовые учебные предметы | ||||
|
10 класс |
11 класс |
||
Русский язык |
2 |
2 |
||
Русская литература |
3 |
3 |
||
Родной язык |
1 |
1 |
||
Дагестанская (родная) литература |
2 |
2 |
||
Иностранный язык |
3 |
3 |
||
Математика |
4 |
4 |
||
Информатика |
1 |
1 |
||
История |
2 |
2 |
||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
||
Физика |
2 |
2 |
||
Химия |
1 |
1 |
||
Биология |
1 |
1 |
||
Физическая культура |
3 |
3 |
||
География |
1 |
1 |
||
Технология |
1 |
1 |
||
ОБЖ |
1 |
1 |
||
Итого: |
30 |
30 |
||
Национально-региональный компонент |
|
|
||
История Дагестана |
1 |
1 |
||
Культура и традиции народов Дагестана |
1 |
1 |
||
Итого: |
2 |
2 |
||
Компонент образовательной организации |
|
|
||
Элективные учебные предметы |
|
|||
Учебные предметы, предлагаемые образовательными организациями, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
5 |
5 |
||
Итого: |
37 |
37 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 19 июня 2017 г. N 1837-01/17 "Об утверждении Примерных учебных планов общеобразовательных организаций на 2017/2018 учебный год"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан (www.dagminobr.ru) 19 июня 2017 г.