Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 г. N 65 (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 1 апреля, N 0500201604010008; 23 мая, N 0500201605230001; 2017, 29 августа, N 0500201708290012).
Временно исполняющий обязанности |
А. Гамидов |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 26 января 2018 г. N 9
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 28 марта 2016 г. N 65
Государственная программа
Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
Паспорт
государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Республике Дагестан в настоящее время проживает более 300 тысяч инвалидов (из них более 42 тысяч - дети-инвалиды), что составляет более 10 процентов от общей численности населения республики.
В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.
Согласно представленной органами исполнительной власти республики информации, многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.
Систему социальной защиты населения республики составляют 183 учреждения, из которых оборудовано по Программе в 2014, 2015 годах 66 учреждений (расположены на 71 объекте), другие 117 учреждений размещаются в зданиях, большинство из которых не в полной мере адаптировано для беспрепятственного посещения их инвалидами и другими МГН.
Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.
Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 175 подведомственными учреждениями, в составе которых 1268 территориально удаленных структурных подразделений, расположенных в 2833 зданиях, которые также необходимо дооборудовать специальными устройствами для инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.
Всего общеобразовательных организаций в Республике Дагестан 1454, из них, по информации Министерства образования и науки Республики Дагестан и органов местного самоуправления, условия для получения детьми-инвалидами общего образования обеспечены в 318 школах, что составляет 21,8 процента от общего количества общеобразовательных организаций республики.
Из 787 дошкольных образовательных организаций условия для получения детьми-инвалидами дошкольного образования обеспечены в 127 дошкольных образовательных организациях (16,1 процента от общего количества дошкольных образовательных организаций).
Из 352 организаций дополнительного образования детей условия для получения детьми-инвалидами дополнительного образования обеспечены в 33 организациях дополнительного образования детей (9,4 процента от общего количества дошкольных образовательных организаций).
Кроме того, анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:
недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей - инвалидов;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;
недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.
Невысокая доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения связана как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов. Всего спортивных сооружений в республике 3 589 из них, в федеральной собственности находятся 92, в собственности Республики Дагестан - 143 и в муниципальной собственности - 3 175 спортивных сооружений.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности остается содействие открытию на базе действующих государственных и муниципальных спортивных школ и клубов отделений и групп для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями.
В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений; 4 библиотеки; 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики; 15 концертных организаций; 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования; Республиканский учебно-методический центр; Республиканский дом народного творчества, которые на сегодняшний день также требуют дооборудования и дооснащения специальными средствами и приспособлениями для инвалидов и других МГН.
Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам, в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо внедрить во всех театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.
Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН.
Необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта.
В Республике Дагестан перевозку пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам осуществляет 280 единиц государственного и муниципального пассажирского автотранспорта. Из них 250 автобусов находятся на балансе государственных автотранспортных предприятий, в том числе 94 автобуса, адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (37,6 процента от общего числа автомашин государственного автобусного парка) и 30 единиц троллейбусов, находятся на балансе МУП "Троллейбусное управление", в том числе 2 троллейбуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (6,7 процента от общего числа машин муниципального троллейбусного парка).
Кроме того, администрация государственного округа с внутригородским делением "город Махачкала" объявила аукцион на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 30 низкопольных троллейбусов, что позволит увеличить удельный вес транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН, на территории Республики Дагестан.
С учетом того, что муниципальные и межмуниципальные маршруты, по которым осуществляются перевозки пассажиров троллейбусами, в целом дублируются автобусными маршрутами, потребность в пополнении троллейбусного парка в рамках Программы отсутствует.
Трамвайный транспорт в Республике Дагестан отсутствует.
Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне, качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.
Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптаций, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Программой предусмотрены проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.
Использование программно-целевого планирования позволит аккумулировать средства консолидированного бюджета Республики Дагестан (в том числе бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан), а также привлечь средства федерального бюджета.
При реализации Программы возможны следующие риски:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
возможность кризисных явлений в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств бюджетов муниципальных образований;
дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований Республики Дагестан, которая приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
На минимизацию указанных рисков в рамках реализации Программы направлены меры:
по планированию работ, формированию перечня мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
по нормативно-правовому регулированию и организационно-методической поддержке деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по вопросам реализации нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В рамках реализации Программы на первом этапе ее выполнения в 2013 году была проведена работа по совершенствованию нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В целях обеспечения контроля за реализацией Программы постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 октября 2013 г. N 475 утверждено Положение о Координационном совете по вопросам реализации органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и общественными организациями инвалидов нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и его состав.
В муниципальных районах и городских округах республики образованы и действуют местные комиссии по вопросам реализации Программы в составе представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов.
Администрациями городских округов разработаны и утверждены свои целевые программы по созданию для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 января 2014 г. N 28 установлен порядок проведения паспортизации приоритетных для инвалидов и других МГН объектов.
По согласованию с общественными организациями инвалидов сформирован реестр и проведена паспортизация 556 приоритетных объектов (из которых 235 объектов - в сфере образования и 321 объект - в иных приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН) с указанием планируемых работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН.
На втором этапе запланировано повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
За период реализации Программы с 2014 по 2016 годы из 556 приоритетных объектов были проведены работы по оснащению и оборудованию специальными средствами и устройствами 404 объектов, в том числе объектов: образования - 209, социальной защиты - 46, занятости - 25, здравоохранения - 33, спорта - 33, культуры - 56, транспорта - 2.
Таким образом, в целях реализации Программы оборудовано 209 объектов в сфере образования и 195 других объектов.
Кроме того, приобретено 13 автобусов среднего класса для городских, пригородных маршрутов адаптированных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, приобретен амбулаторный лифт для посадки (высадки) инвалидов и других маломобильных групп населения на (с) борт(а) воздушного судна марки WTJ5080JCR на базе ISUZU.
Установлены устройства звукового сопровождения пешеходов в количестве 126 единиц на светофорные объекты в городах Махачкале, Буйнакске, Каспийске, Кизилюрте и Кизляре.
Для ГБУ РД "Республиканская специальная библиотека для слепых" закуплены вспомогательные средства, специальная литература для инвалидов по зрению, в том числе справочно-информационная и художественная, а именно аудио книги, брайлевские книги, брайлевские журналы, книги на дисках, брайлевский принтер, оборудование по выпуску рельефно-графических пособий, тифлофлешплеер с криптозащитой, программы экранного доступа для слепых.
ГБУ РД "РГВК "Дагестан" обеспечено субтитрирование общественно значимых и информационных программ "Время новостей" и "Время новостей. Махачкала".
Кроме того, на ведущих информационных ресурсах в сети "Интернет" размещаются баннеры и медиаролики из списка рекомендованных на сайте Минтруда России. Баннеры размещены на сайтах ГБУ РД "Молодежь Дагестана", на портале для лиц с ограниченными возможностями "Без границ", (http://www.bezgranitc.ru/), на сайте информационного агентства "Дагестан сегодня" и республиканского информационного агентства "Дагестан".
На 2017 год по Программе было запланировано дооборудование 86 приоритетных объектов социальной инфраструктуры, в том числе: здравоохранения - 20; социальной защиты - 9; занятости - 11; физической культуры и спорта - 21; культуры - 20; транспортной инфраструктуры - 5.
Вместе с тем в пределах выделенных финансовых средств в 2017 году реализованы мероприятия по созданию в 8 дошкольных образовательных, в 3 общеобразовательных организациях и в 2 организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
На 2018 год в целях реализации Программы запланировано дооборудование 49 приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе: здравоохранения - 10; социальной защиты - 9; занятости - 9; физической культуры и спорта - 11; культуры и искусства - 8; транспортной инфраструктуры - 2, а также 41 объекта образования.
Количество объектов, дооборудованных за период реализации мероприятий Программы, на конец 2018 года составит 263 - в сфере образования и 244 других объектов.
Кроме того, в целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов, Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 г. N 411-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016 - 2025 годы)" согласно которому предусмотрено обеспечение органами исполнительной власти Республики Дагестан, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможности для их самостоятельного передвижения.
2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми.
Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми индикаторами и показателями:
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;
доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) субъекта Российской Федерации;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан.
В приложении N 1 к Программе приведены значения указанных целевых показателей (индикаторов) с разбивкой по годам.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) представлена в приложении N 1а к настоящей Программе.
3. Обоснование значений целевых показателей (индикаторов) Программы
Показатели (индикаторы) Программы приняты в увязке с целью и задачами Программы и с достижениями приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Достижение значений показателей (индикаторов) Программы обеспечивается путем выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Мониторинг и контроль за ходом и результатами реализации мероприятий Программы на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию Программы предусматривается осуществить в период 2016 - 2018 годов в один этап.
Предполагается создание нормативного, правового, методического и организационного сопровождения формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан, планируются обследование, паспортизация и классификация действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур с позиций доступности для инвалидов и других МГН; проведение практических мер по созданию условий для обеспечения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, проектирование работ по реконструкции (дооборудованию) выбранных объектов и сооружений с учетом нужд инвалидов и других МГН и по развитию условий для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
5. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия делятся на 3 основных раздела.
Первый раздел (оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН) включает в себя следующие мероприятия:
заключение соглашений между Министерством труда и социального развития Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы (мероприятия в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации);
заключение соглашений между Министерством образования и науки Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы (мероприятия в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации);
разработка и утверждение целевых программ муниципальных образований Республики Дагестан по созданию для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности;
сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
подготовка и проведение паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность;
формирование и обновление реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
проведение социологических исследований оценки инвалидами отношения граждан к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в Республике Дагестан, оценки гражданами вклада инвалидов в развитие общества;
обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов.
Второй раздел (формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта) включает в себя следующие мероприятия:
адаптация учреждений здравоохранения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация учреждений физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
создание в общеобразовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
создание в дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
создание в организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;
адаптация учреждений социальной защиты населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация центров занятости населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
адаптация объектов транспортной инфраструктуры (зданий автовокзалов) для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху);
модернизация подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта (в том числе оснащение специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройством дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху).
Третий раздел (формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми) включает в себя следующие мероприятия:
проведение совещаний, круглых столов, обучающих семинаров по проблемам реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
организация и проведение семинаров и совещаний с представителями заинтересованных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов по вопросам проведения паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН;
обеспечение субтитрирования общественно значимых информационных программ на республиканских телеканалах;
размещение рекламно-информационных материалов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (видеоролики, аудио-ролики, интернет-баннеры, баннеры для рекламных наружных носителей) на республиканских телевизионных каналах, станциях радиовещания, интернет-сайтах, наружных рекламных носителях;
освещение в республиканских средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках формирования безбарьерной среды для инвалидов и других МГН с целью увеличения доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг и отношение общества к проблемам инвалидов;
организация специализированных ярмарок вакансий, собеседований для безработных граждан, являющихся инвалидами;
предоставление профориентационных услуг и оказание психологической поддержки безработным гражданам с ограниченными возможностями здоровья;
организация воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, воспитание уважения их особенностей.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
При этом в связи с тем, что расположенные на территории Республики Дагестан учреждения культуры не приспособлены для осуществления тифлокомментирования и субтитрирования кинопоказов, театральных постановок и других зрелищных мероприятий, Министерством культуры Республики Дагестан в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016 - 2025 годы)", утвержденного распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 г. N 411-р, будет организовано необходимое взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по организации отдыха и развлечений, спорта и культуры, в части обеспечения закупки оборудования, необходимого для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием в целях обеспечения инвалидам равных с другими лицами условий беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам.
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан, средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан.
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 113 989,80 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 23 485,30 тыс. рублей;
в 2017 году - 21 891,90 тыс. рублей;
в 2018 году - 68 612,60 тыс. рублей;
общий объем средств федерального бюджета - 104 036,40 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 21 590,70 тыс. рублей;
в 2017 году - 19 903,30 тыс. рублей;
в 2018 году - 62 542,40 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, - 11 317,90 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 11 317,90 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, - 92 718,50 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 21 590,70 тыс. рублей;
в 2017 году - 19 903,30 тыс. рублей;
в 2018 году - 51 224,50 тыс. рублей;
объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 5 601,90 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 1 262,60 тыс. рублей;
в 2017 году - 1 047,60 тыс. рублей;
в 2018 году - 3 291,70 тыс. рублей;
объем средств бюджетов муниципальных образований - 4 351,50 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 632,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 941,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 2 778,50 тыс. рублей.
С целью обеспечения комплексного подхода при реализации мероприятий Программы планирование бюджетных ассигнований осуществлялось в целом в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура) инвалидов и других МГН от общего объема финансирования Программы.
Вместе с тем, при планировании бюджетных ассигнований Программы были учтены также предложения и принятые ранее заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Дагестан меры по повышению уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также потребность, выявленная по итогам мониторинга состояния доступности таких объектов, в связи с чем, на реализацию мероприятий Программы в сфере социальной защиты населения на 2018 год запланирован объем средств, в размере более 20 процентов (21,5 процента) от общего объема финансирования Программы.
Таким образом, бюджетные ассигнования на приоритетные сферы жизнедеятельности на 2016 - 2018 годы составят:
а) в сфере здравоохранения - 1 500,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 425,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 75,0 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 1 500,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 425,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 75,0 тыс. рублей;
б) в сфере физической культуры и спорта - 1 732,50 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 567,50 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 82,50 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 82,50 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 1 732,50 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 567,50 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 82,50 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 82,50 тыс. рублей;
в) в сфере культуры и искусства - 1 200,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 140,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 60,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 0,00 тыс. рублей,
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 1 200,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 140,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 60,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 0,00 тыс. рублей;
г) в сфере образования - 101 993,70 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 92 718,50 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 5 006,20 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 4 269,00 тыс. рублей,
из них:
в 2016 году - 23 485,30 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 21 590,70 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1 262,60 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 632,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 21 891,90 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 19 903,30 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 1 047,60 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 941,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 56 616,50 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 51 224,50 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2 696,00 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 2 696,00 тыс. рублей;
д) в сфере социальной защиты населения - 2 583,60 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2 454,40 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 129,20 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 2 583,60 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2 454,40 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 129,20 тыс. рублей;
е) в сфере занятости - 1 800,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 710,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 90,0 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 1 800,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 710,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 90,0 тыс. рублей;
ж) в сфере информации и связи - 800,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 760,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 40,0 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 800,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 760,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 40,0 тыс. рублей;
з) в сфере транспорта - 2 380,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2 261,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 119,0 тыс. рублей;
из них:
в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 2 380,00 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2 261,00 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 119,0 тыс. рублей.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований Программы на финансирование приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН представлены в приложении N 5 к Программе.
При этом в процентном соотношении объемы средств на каждую приоритетную сферу жизнедеятельности от объема средств, предусмотренных на реализацию Программы, без учета средств, предусмотренных на обеспечение доступности услуг в сфере образования, на 2018 год составят:
здравоохранение - 12,5 проц.;
физическая культура и спорт - 14,4 проц.;
культура и искусство - 10,0 проц.;
социальная защита населения - 21,5 проц.;
занятость - 15,0 проц.;
информация и связь - 6,7 проц. (с учетом всех источников финансирования в рамках реализации других государственных программ Республики Дагестан - 10,4 проц.);
транспортная инфраструктура - 19,8 процента.
Объем средств, предусмотренных на обеспечение доступности услуг в сфере образования, от объема средств, предусмотренных на реализацию Программы на 2018 год, составит 82,5 процентов.
Кроме того, мероприятия, способствующие реабилитации и социальной интеграции инвалидов, преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения к проблемам инвалидности проводятся также в рамках других государственных программ Республики Дагестан.
Так, подпрограммой "Культура и искусство" государственной программы Республики Дагестан "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 656, предусмотрены мероприятия по организации и проведению в 2018 году фестивалей, конкурсов, смотров и иных массовых зрелищных мероприятий, в том числе с участием инвалидов, на реализацию которых запланировано выделение финансовых средств из республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 4 483,20 тыс. рублей.
Подпрограммой "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Республики Дагестан "Развитие физической культуры и спорта в Республике Дагестан на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 658, предусмотрены мероприятия по организации и проведению в 2018 году республиканских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе с участием инвалидов, на реализацию которых запланировано выделение финансовых средств из республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 36 428,50 тыс. рублей.
Подпрограммой "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. N 619, предусмотрены мероприятия по предоставлению в 2018 году на конкурсной основе субсидий (грантов) социально ориентированным некоммерческим организациям Республики Дагестан на реализацию проектов социальной направленности (повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальная адаптация и поддержка лиц с ограниченными возможностями, поддержка и развитие института семьи, материнства и детства, занятость населения и другие проекты) в объеме 4 809,60 тыс. рублей. В числе таких проектов Дагестанским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" представлен проект по организации диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи.
Кроме того, в целях обеспечения функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Республики Дагестан по единому номеру "112" в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2016 г. N 346 создано ПСУ РД "Служба вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Дагестан". С 2018 года в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Республики Дагестан по единому номеру "112" планируется подключение дополнительной технической функции SMS-оповещения с целью обеспечения возможности для инвалидов по слуху круглосуточной передачи и получения SMS-оповещений для оказания им экстренной и иной социальной помощи.
Таким образом, объем средств бюджетов различного уровня, запланированных на реализацию мероприятий Программы на 2018 год, позволит выполнить установленные значения показателей (индикаторов) Программы.
Субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан на реализацию мероприятий Программы предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, в соответствии с которыми предельный уровень софинансирования расходного обязательства Республики Дагестан из федерального бюджета составляет не более 95 процента.
В случае если в реализации мероприятий Программы принимают участие органы местного самоуправления, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан заключают соответствующие соглашения с органами местного самоуправления.
Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении N 4 к Программе.
7. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы, управление и контроль за ходом реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий Программы, текущее управление, координацию работ соисполнителей и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов)) осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Обеспечение управления Программой, контроль и оценку ее реализации осуществляет Координационный совет по вопросам реализации органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и общественными организациями инвалидов нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, созданный постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 октября 2013 г. N 475.
Координационный совет осуществляет:
координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов и иных органов и организаций по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
анализ результатов выполнения мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
принятие решений с учетом информации, поступающей от органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов, иных органов и организаций и граждан по вопросам, связанным с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, и разработку рекомендаций органам исполнительной власти Республики Дагестан, органам местного самоуправления по совершенствованию работы в данном направлении.
Принятие управленческих решений в рамках реализации Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от соисполнителей Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие всех соисполнителей Программы, анализ и обобщение результатов их деятельности;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы и об оценке ее эффективности в Правительство Республики Дагестан;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
согласовывает с соисполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы и разрабатывает предложения по их решению;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации Программы.
Соисполнителями Программы являются заинтересованные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Соисполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных программных мероприятий, достижение значений целевых показателей эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств.
Органы местного самоуправления принимают меры, обеспечивающие реализацию Программы на территории соответствующего муниципального образования. В этих целях на основе Программы разрабатываются и утверждаются целевые программы муниципальных образований по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной среды жизнедеятельности.
Программой предусмотрено заключение соглашений между уполномоченными органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий Программы.
Организация исполнения мероприятий соисполнителями Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы ежеквартально до 5-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы, который до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом (по итогам квартала, полугодия, года), представляет в Правительство Республики Дагестан сводный отчет о реализации Программы и ее результатах с оценкой эффективности.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Уполномоченными органами исполнительной власти Республики Дагестан, ответственными за предоставление отчетов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации об осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходов по реализации мероприятий Программы (далее также Субсидия), и отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидии Правительство Республики Дагестан определяет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и Министерство образования и науки Республики Дагестан.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и Министерство образования и науки Республики Дагестан обеспечивают представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также в Министерство образования и науки Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет":
- отчета об осуществлении расходов бюджета Республики Дагестан, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- отчета о достижении значений показателей результативности, не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором была получена субсидия.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности. Результат Программы нацелен также на повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных услуг, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Кроме того, социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет увеличения уровня информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления, а также за счет преодоления социальной изоляции и включенности граждан с различными ограничениями в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (досуговые, культурные, спортивные); по результатам информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидности для граждан, не являющихся инвалидами; за счет повышения уровня и качества реабилитационных услуг с увеличением позитивных результатов реабилитации, в том числе через доступность образования и занятости инвалидов и других МГН.
Реализация мероприятий Программы позволит:
определить социально значимые объекты, наиболее посещаемые инвалидами, и в последующем обеспечить их доступность для инвалидов и других МГН;
повысить уровень и качество жизни инвалидов;
обеспечить доступность инвалидам транспортных услуг, интернет-ресурсов;
создать условия для преодоления инвалидами самоизоляции путем обеспечения им возможности обучения, пользования реабилитационными услугами;
создать комфортную информационную среду для инвалидов;
повысить уровень социальной активности, сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов при переходе к развитию широкого спектра услуг с расширением возможности получения гражданами с различными видами нарушений мобильности социальных услуг в доступной среде самостоятельно или с меньшей зависимостью от посторонней помощи, а также путем постепенного увеличения показателей занятости трудоспособного населения с нарушениями мобильности и (как следствие) постепенного снижения расходов на поддержку безработных граждан указанной категории.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 1а к Программе.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Система целевых показателей (индикаторов) государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
Цель и задачи Программы |
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Единица измерения |
Фактическое значение на момент разработки Программы (2015 год*) |
Изменение значений по годам реализации (в процентах) |
Планируемое значение на момент окончания действия Программы |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель Программы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Дагестан |
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан |
процентов |
51 |
51 |
52,9 |
54 |
54 |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан |
процентов |
46 |
50,1 |
50,6 |
51,2 |
51,2 |
|
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан |
процентов |
44 |
50,1 |
50,6 |
51,2 |
51,2 |
|
Задачи Программы: 1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН |
доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг |
процентов |
45 |
45 |
52,9 |
54 |
54 |
2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта |
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты |
процентов |
23,5 |
23,5 |
56,8 |
58,4 |
58,4 |
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН в общем количестве объектов органов службы занятости |
процентов |
34,6 |
34,6 |
41,7 |
43,9 |
43,9 |
|
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения |
процентов |
45,4 |
45,4 |
50,9 |
51,4 |
51,4 |
|
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры |
процентов |
16 |
16 |
41,4 |
42,1 |
42,1 |
|
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций |
процентов |
13,9 |
21,4 |
22 |
22,3 |
22,3 |
|
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций |
процентов |
од |
16,1 |
17 |
17,5 |
17,5 |
|
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования |
процентов |
0 |
9,4 |
14,7 |
16,1 |
16,1 |
|
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста |
процентов |
2,3 |
20 |
85 |
90 |
90 |
|
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста |
процентов |
9 |
25 |
97 |
98 |
98 |
|
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста |
процентов |
0 |
25 |
35 |
40 |
40 |
|
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) субъекта Российской Федерации |
процентов |
11 |
11 |
11,1 |
12,6 |
12,6 |
|
|
24,2 |
25,6 |
25,6 |
||||
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан |
процентов |
20 |
20 |
61 |
62,4 |
62,4 |
|
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения |
процентов |
5,6 |
5,6 |
67,5 |
68 |
68 |
|
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта |
процентов |
30 |
30 |
54,4 |
56 |
56 |
|
3) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми |
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан |
процентов |
* |
41,9 |
45,1 |
48,3 |
48,3 |
* Необходимые исходные данные для расчета базового показателя на момент разработки Программы (2015 год) отсутствуют, так социологические исследования с целью определения доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, не проводились.
Приложение N 1а
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Методика
расчета целевых показателей (индикаторов) Программы
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Перечень
мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия, годы |
Ответственные исполнители |
Общий объем финансирования (2016 - 2018 годы), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения | ||||
1.1. |
Заключение соглашений между Министерством труда и социального развития Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы (мероприятия в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) |
2018 |
Минтруд РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
1.2. |
Заключение соглашений между Министерством образования и науки Республики Дагестан и органами местного самоуправления об участии в реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы (мероприятия в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации) |
2016-2018 |
Минобрнауки РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
1.3. |
Разработка и утверждение целевых программ муниципальных образований Республики Дагестан по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее также МГН) доступной среды жизнедеятельности |
2016-2018 |
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
1.4. |
Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
2016-2018 |
органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
1.5. |
Подготовка и проведение паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность |
2016-2018 |
органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
1.6. |
Формирование и обновление реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН |
2016-2018 |
Минтруд РД |
0,00 |
1.7. |
Проведение социологических исследований оценки инвалидами отношения граждан к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в Республике Дагестан, оценки гражданами вклада инвалидов в развитие общества |
2016-2018 |
Минтруд РД |
0,00 |
1.8. |
Обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов |
2018 |
Минтруд РД |
300,00 |
2. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта | ||||
2.1. |
Адаптация учреждений здравоохранения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минздрав РД |
1 500,00 |
2.2. |
Адаптация учреждений физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минспорт РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
1 732,50 |
2.3. |
Адаптация учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минкультуры РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
1 200,00 |
2.4. |
Создание в общеобразовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования |
2016-2018 |
Минобрнауки РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
35 321,88 |
2.5. |
Создание в дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования |
2016-2018 |
Минобрнауки РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
49 210,37 |
2.6. |
Создание в организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования |
2016-2018 |
Минобрнауки РД, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
17 461,45 |
2.7. |
Адаптация учреждений социальной защиты населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минтруд РД |
2 583,60 |
2.8. |
Адаптация центров занятости населения для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минтруд РД |
1 800,00 |
2.9. |
Адаптация объектов транспортной инфраструктуры (зданий автовокзалов) для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (в том числе дооборудование техническими средствами адаптации, установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) |
2018 |
Минтрансэнергосвязь РД |
200,00 |
2.10. |
Модернизация подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта (в том числе оснащение специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройством дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху) |
2018 |
Минтрансэнергосвязь РД |
2 180,00 |
3. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми | ||||
3.1. |
Проведение совещаний, "круглых столов", обучающих семинаров по проблемам реабилитации и социальной интеграции инвалидов |
2016-2018 |
органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
3.2. |
Организация и проведение семинаров и совещаний с представителями заинтересованных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов по вопросам проведения паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН |
2016-2018 |
органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) |
0,00 |
3.3. |
Обеспечение субтитрирования общественно значимых информационных программ на республиканских телеканалах |
2016-2018 |
Мининформ РД |
400,00 |
3.4. |
Размещение рекламно-информационных материалов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (видеоролики, аудио-ролики, интернет-баннеры, баннеры для рекламных наружных носителей) на республиканских телевизионных каналах, станциях радиовещания, интернет-сайтах, наружных рекламных носителях |
2016-2018 |
Мининформ РД |
100,00 |
3.5. |
Освещение в республиканских средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках формирования безбарьерной среды для инвалидов и других МГН с целью увеличения доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг и отношение общества к проблемам инвалидов |
2016-2018 |
Мининформ РД, Минтруд РД |
0,00 |
3.6. |
Организация специализированных ярмарок вакансий, собеседований для безработных граждан, являющихся инвалидами |
2016-2018 |
Минтруд РД |
0,00 |
3.7. |
Предоставление профориентационных услуг и оказание психологической поддержки безработным гражданам с ограниченными возможностями здоровья |
2016-2018 |
Минтруд РД |
0,00 |
3.8. |
Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, воспитание уважения их особенностей |
2016-2018 |
Минобрнауки РД |
0,00 |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
113 989,80 |
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Объем ресурсного обеспечения государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
тыс. руб.
Источники финансирования и направления расходов |
Объем финансирования на 2016 - 2018 годы |
в том числе по годам: |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего, в том числе: |
113 989,80 |
23 485,30 |
21 891,90 |
68612,60 |
федеральный бюджет, из них: |
104 036,40 |
21 590,70 |
19 903,30 |
62542,40 |
мероприятия в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
11 317,90 |
0,00 |
0,00 |
11317,90 |
мероприятия в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации |
92 718,50 |
21 590,70 |
19 903,30 |
51 224,50 |
мероприятия в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации |
00,00 |
0,00 |
0,00 |
00,00 |
республиканский бюджет Республики Дагестан, из них: |
5 601,90 |
1 262,60 |
1 047,60 |
3 291,70 |
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан |
316,70 |
0,00 |
0,00 |
316,70 |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
75,00 |
0,00 |
0,00 |
75,00 |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
5 006,20 |
1 262,60 |
1 047,60 |
2 696,00 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
75,00 |
0,00 |
0,00 |
60,00 |
Министерство печати и информации Республики Дагестан |
25,00 |
0,00 |
0,00 |
25,00 |
Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан |
119,00 |
0,00 |
0,00 |
119,00 |
бюджеты муниципальных образований |
4 351,50 |
632,00 |
941,00 |
2 778,50 |
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Приложение N 4
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Объемы и источники финансирования мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы
Приложение N 5
к государственной программе
Республики Дагестан
"Доступная среда"
на 2016 - 2018 годы
Сведения
о планируемом распределении бюджетных ассигнований государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы (далее - Программа) на финансирование приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
В строке 8, в графе 7 указано прогнозное значение на 2018 год. Уточнения указанного объема средств будут проведены по итогам конкурсного отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан в рамках реализации подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 года N 619.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 26 января 2018 г. N 9 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 16 февраля 2018 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 февраля 2018 г.