Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 29 октября 2018 г. N 236-р
Концепция
внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан позволит создать современные организационно-правовые, финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, сформировать условия непрерывного развития профессионального мастерства, обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, обеспечит функционирование общедоступного информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам, сформировать механизмы и условия доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности. Основным субъектом внедрения модели является Региональный модельный центр (далее - РМЦ), который выражаются в совершенствовании механизмов координации и организации деятельности сферы дополнительного образования в республике.
а) Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие дополнительного образования детей в Республике Дагестан, обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы учреждений дополнительного образования;
недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку и необходимые компетенции в области современных образовательных технологий;
отсутствие организационно-правовых механизмов управления региональной системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
недостаток дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных, дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, одаренных детей);
недостаточно развита система дистанционного обучения и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
несовершенство механизмов финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ (недостаточно разработаны механизмы персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ);
ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (образование, культура и спорт);
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования.
Задачами внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования являются:
обеспечение широкого охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами;
обеспечение участие обучающихся в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", направленных на раннюю профориентацию;
реализация комплекса мер по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий;
реализация комплекса мер по созданию условий для освоения обучающимися 5-11 классов основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения в 2024 году;
фактическое закрепление механизма персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования в качестве полноценной альтернативы механизму муниципального задания;
обеспечение равного доступа к бюджетным средствам муниципальных и негосударственных организаций, включенных в систему персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования;
повышение общей вариативности, качества и доступности дополнительного образования;
содержательное насыщение инфраструктуры дополнительного образования детей;
осуществление организационно-методической, нормативно-правовой, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей;
выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных у детей дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;
выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Республики Дагестан в системе дополнительного образования детей;
формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории Республики Дагестан;
обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей в Республике Дагестан, в том числе его содержательное наполнение региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программ;
создание системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Республики Дагестан, с использованием механизмов независимой оценки;
организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
создание условий и механизмов для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории Республики Дагестан;
формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей;
создание реестра инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ;
разработка современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования;
обеспечение доступности услуг дополнительного образования, в том числе к программам технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей, независимо от места жительства, социального статуса ребенка, дальнейшее выравнивание баланса этих услуг в каждом муниципальном образовании Республики Дагестан;
использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ дистанционных технологий, электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, услугам педагогов и средствам обучения и воспитания детей вне зависимости от их места проживания;
расширение спектра реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных, дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, одаренных детей);
развитие системы дистанционного обучения дополнительного образования;
востребованными становятся дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в сетевой форме;
расширение предложения дополнительных общеобразовательных программ и повышение их доступности для детей старших школьных возрастов;
принятие адресных мер материальной и нематериальной поддержки, в том числе повышение заработной платы педагогов дополнительного образования детей, участие в профессиональных конкурсах;
создание системы мониторинга эффективности расходования средств, выделенных на реализацию мероприятий;
стимулирование механизмов государственно-частного и социального партнерства и привлечения частных инвестиций в развитие сектора дополнительного образования детей.
Интенсивное развитие новых информационных технологий привело к необходимости создания эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей.
Приведенные выше обоснования свидетельствуют о необходимости создания регионального модельного центра на территории Республики Дагестан.
б) Обоснование данных по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству:
по данным мониторинга, в Республике Дагестан функционируют 347 образовательных организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (в сфере образования, культуры, спорта), из которых муниципальные - 297, республиканские - 50. Из 347 организаций дополнительного образования детей в сфере образования функционирует 175 организаций (в том числе 6 республиканских), в сфере культуры - 94 (в том числе 3 республиканские), в сфере спорта - 78 (в том числе 41 республиканская).
Анализ доли обучающихся в объединениях организаций дополнительного образования по различным направленностям выглядит следующим образом:
физкультурно-спортивная - 44,3%;
художественная - 19,3%;
туристско-краеведческая - 16%;
эколого-биологическая - 13%;
техническая и спортивно-техническая - 8%;
культурологическая - 0,8%;
другие - 16,3%.
Охват детей дополнительным образованием в организациях дополнительного образования в 2018 году составил 55,6% от числа обучающихся, с охватом 214598 учащихся.
В республике проводится активная работа по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи. Приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан от 9 апреля 2018 г. N 887-14/18 на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Дагестан "Малая академия наук Республики Дагестан" (далее - ГБУ ДО РД "МАН РД") создан Образовательный центр Республики Дагестан "Альтаир" (далее - Центр), выполняющий функции ресурсного формирования по работе с одаренными детьми, обеспечивающий потребности образовательных организаций республики в нормативно-правовых, информационных, научно-методических ресурсах, распространении передового опыта. Центр был создан в целях выявления и поддержки одаренных детей, обеспечения соответствующих условий для их образования и творческого развития по естественно-научному, физико-математическому, социально-гуманитарному направлениям независимо от места их учебы с привлечением ведущих преподавателей региона и страны.
в) Обоснование данных о кадровом составе, привлекаемых реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей:
на 1 января 2018 года на территории Республики Дагестан функционируют 347 учреждений дополнительного образования детей, в том числе в сфере образования - 303.
Образовательный Процесс в учреждениях дополнительного образования обеспечивают 6266 педагогических работников, из которых высшую и первую квалификационные категории имеют 53,2%.
Численность педагогических работников по стажу работы: до 5 лет - 15,0%, от 5 до 10 лет - 20,26%, 20 лет и более - 65,1%.
Возрастной состав педагогических работников: моложе 25 лет - 7,05%, от 25 до 35 лет - 31,7%, 35 лет и старше - 61,25%.
В республике разработан комплекс мероприятий, направленных на решение задач по совершенствованию педагогического мастерства работников дополнительного образования детей и стимулирование образовательных организаций для активизации учебно-воспитательной работы.
Во всех образовательных организациях дополнительного образования созданы условия для участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, среди них - региональный этап Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей "Сердце отдаю детям" и т.д.
С 2018 года на базе ГБУ ДО РД "МАН РД" реализуются практико-ориентированные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, ведется поиск новых подходов к организации курсовой подготовки педагогических работников системы дополнительного образования детей (лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 05Л01 N 0003712).
К внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан будут привлечены не только педагоги-практики, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, но и ведущие ученые в области развития содержания всех направленностей дополнительного образования детей; руководители и педагогические работники ведущих образовательных организаций республики, образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и заинтересованные в эффективном развитии системы дополнительного образования детей Республики Дагестан; представители средств массовой информации.
2. Опыт Республики Дагестан в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
В 2017 году Республика Дагестан стала одним из победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы "Развитие образования на 2016 - 2020 годы" по мероприятию 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся".
Министерством образования и науки Республики Дагестан проводится работа по реализации в Республике Дагестан мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (далее - Государственная программа).
В рамках реализации Государственной программы в 2016 и 2017 годах бюджету Республики Дагестан из федерального бюджета были предоставлены субсидии на реализацию следующих мероприятий:
поощрение лучших учителей. Денежное поощрение получили 33 лучших учителя республики;
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. Созданы 175 спортивных площадок в сельской местности на базе школ и отремонтированы 5 спортивных залов общеобразовательных организаций с круглосуточным пребыванием детей;
создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. Проведена работа по оснащению ГБПОУ РД "Аграрно-экономический колледж" (г. Хасавюрт) специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования;
развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества. Закуплена вычислительная техника, печатающие и сканирующие устройства для материально-технического оснащения пунктов проведения экзаменов и Регионального центра обработки информации;
создание новых мест в общеобразовательных организациях Республики Дагестан в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы. Завершено строительство школы в г. Каспийске на 1224 места;
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов;
создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся;
создание новых мест в общеобразовательных организациях Республики Дагестан в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы.
Заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти о предоставлении субсидий на реализацию указанных мероприятий из федерального бюджета.
В целях создания условий, необходимых для решения задач развития инновационного инженерно-технического образования детей в технопарке, поддержки учащихся, проявляющих выдающиеся способности в естественнонаучных и технических областях, увеличения охвата детей современными дополнительными общеразвивающими программами технической направленности распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 2016 г. N 505-р "Об утверждении Комплекса мер - плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Республике Дагестан на 2017 - 2019 гг." на базе ГБУ ДО РД "МАН РД" создан детский технопарк "Кванториум".
Дополнительное образование детей в Республике Дагестан в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившаяся в современном обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
Дальнейшее развитие системы дополнительного образования в республике возможно при ее целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: современная материально-техническая база, квалифицированные кадры, нормативно-правовая база, инновационные учебные программы.
3. Организационно-правовая форма организации, наделенной статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей
Региональный модельный центр создается на базе ГБУ ДО РД "МАН РД" и станет ядром системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан по осуществлению организационного, методического и аналитического, сопровождения и мониторинга развития системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан.
На период реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Федеральный проект) Региональный модельный центр (далее - РМЦ) осуществляет функции регионального проектного офиса по мероприятиям Федерального проекта в Республике Дагестан, а также ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
ГБУ ДО РД "МАН РД" осуществляет оперативную деятельность по созданию и развитию РМЦ с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описание площадки Регионального модельного центра в соответствии с методическими рекомендациями по его созданию и функционированию
Региональным координатором, ответственным за создание и функционирование РМЦ в Республике Дагестан, является Министерство образования и науки Республики Дагестан. Региональным оператором, ответственным за функционирование РМЦ в Республике Дагестан, является ГБУ ДО РД "МАН РД. Разработана дорожная карта создания регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в Республике Дагестан (приложение N 1)
Целью деятельности РМЦ является создание условий для обеспечения в Республике Дагестан эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей.
Задачами деятельности РМЦ являются:
осуществление организационной, методической, нормативно-правовой, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Республике Дагестан;
выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей в образовательных организациях в Республике Дагестан;
выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Республики Дагестан в системе дополнительного образования детей;
формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории Республики Дагестан;
обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей в Республике Дагестан, в том числе содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов навигатора;
развитие системы управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово - экономических механизмах управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности Республики Дагестан, с использованием механизмов независимой оценки;
организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы муниципальных (опорных) центров дополнительного образования;
организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Дагестан (в соответствии с методическими рекомендациями конкурсного отбора).
Функции РМЦ:
1) выполнение функции организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки в системе дополнительного образования детей в Республике Дагестан, обеспечивающей согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной), способствует формированию особенной социокультурной среды современного развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан;
2) содействие распространению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, в том числе:
выявление и анализ лучших практик в Республике Дагестан;
предоставление информации о выявленных лучших практиках в федеральный ресурсный центр, их продвижение в других субъектах Российской Федерации;
внедрение лучших практик, выявленных в Республике Дагестан, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение апробации и внедрения в организациях дополнительного образования детей разноуровневых программ, обеспечивающих получение детьми навыков и умений ознакомительного, базового и углубленного уровней;
4) создание, апробация и внедрение модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, включая детей из сельской местности, в том числе оказание организационно-методической поддержки по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях, находящихся в сельской местности;
5) обеспечение взаимодействия между участниками Федерального проекта в Республике Дагестан, в том числе в реализации программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти Республике Дагестан, осуществляющего функции учредителя РМЦ, в том числе осуществление организационно-технического сопровождения реализации обязательств органов исполнительной власти Республики Дагестан в рамках соглашений о сотрудничестве в сфере дополнительного образования детей;
6) содействие качественному развитию организаций дополнительного образования детей, в том числе:
проведение оценки существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;
оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы;
7) стимулирование использования сетевой формы реализации программ дополнительного образования, в том числе:
разработка типовых программ, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
содействие привлечению образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
разработка предложения по созданию системы льгот и преференций на региональном уровне для развития сетевого взаимодействия в системе дополнительного образования детей;
8) содействие проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе:
разработка образовательных программ для организаций летнего отдыха и проведения заочных школ;
оказание организационно-методической поддержки по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях летнего отдыха детей и проведения заочных школ;
9) обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, наставников проектных детских команд, а также разработку и утверждение программ краткосрочных стажировок руководителей и педагогов организации, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, проведение анализа потребности муниципальных образований Республики Дагестан в кадрах системы дополнительного образования детей;
10) обеспечение реализации мероприятий по информированию и просвещению родителей в области дополнительного образования детей;
11) организация стажировок специалистов РМЦ, а также руководителей и педагогов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в региональных модельных центрах других субъектов Российской Федерации и (или) в федеральных ресурсных центрах;
12) обеспечение информационного сопровождения мероприятий Федерального проекта, иных мероприятий для детей и молодежи в Республике Дагестан, в том числе:
формирование медиаплана и проведение мероприятия по просвещению деятельности РМЦ;
обеспечение широкого вовлечения детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в конкурсные и иные мероприятия для обучающихся в системе дополнительного образования детей;
обеспечение ведения публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в Республике Дагестан;
формирование позитивного образа системы дополнительного образования детей, в том числе и с использованием ресурсов социальной рекламы;
13) формирование информационно-телекоммуникационного контура системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан, включающего:
содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей;
создание и поддержку функционирования информационного портала РМЦ;
дистанционное обучение детей и родителей с использованием информационного портала РМЦ;
информационную кампанию по продвижению мероприятий в системе дополнительного образования детей через информационный портал РМЦ;
создание и поддержку методического блока на базе информационного портала РМЦ;
14) проведение работы совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей;
15) подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовых, финансовых, организационных механизмов на уровне муниципальных образований и органов исполнительной власти Республики Дагестан, в том числе:
проведение анализа нормативно-правовой базы Республики Дагестан;
проведение анализа правоприменительной практики в сфере дополнительного образования детей в Республике Дагестан;
на основе лучших региональных практик подготовка предложений по внесению изменений в муниципальные и региональные нормативные правовые акты в целях реализации современной системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Организационная структура и управление Региональным модельным центром
Общая координация и контроль деятельности РМЦ будет осуществляться Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Структура РМЦ определяется директором ГБУ ДО РД "МАН РД" и согласовывается с Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Деятельность РМЦ осуществляется в соответствии с Положением и планом работы, который ежегодно согласовывается с Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Финансирование деятельности РМЦ осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации за счет средств бюджета Республики Дагестан и средств субсидии из федерального бюджета, полученных бюджетом Республики Дагестан на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Координация деятельности образовательных организаций, использующих материально-технические и другие ресурсы РМЦ, осуществляется в пределах, установленных законодательными и нормативными актами в сфере образования.
Финансовые и иные взаимоотношения РМЦ и других образовательных организаций осуществляются на договорной основе.
РМЦ представляет отчет о своей деятельности Министерству образования и науки Республики Дагестан, на основе разработанных критериев и показателей эффективности и по утвержденным формам Министерства образования и науки Республики Дагестан.
Мониторинг результатов реализации мероприятий РМЦ организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов.
Публичность (открытость) информации о значениях и результатах мониторинга реализации деятельности РМЦ обеспечивается путем размещения оперативной информации в сети "Интернет" на информационном портале РМЦ и сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан.
РМЦ будет располагаться в здании ГБУ ДО РД "МАН РД", расположенном по адресу: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Хаджалмахинская, 43 а; площадь здания - 800 кв. м; высота потолков: 1 этаж - 3,60 м, 2 этаж - 3,70 метра. В радиусе 2 - 3 км от здания ГБУ ДО РД "МАН РД" находятся 5 общеобразовательных учреждений, с которыми налажено тесное сотрудничество.
В непосредственной близости расположены автобусные остановки, через которые проходит половина маршрутов городского автотранспорта. Для создания РМЦ проводятся дополнительные мероприятий по зонированию площади административной зоны - 210 кв. м, помещений коворкинга - 60 кв. м, площади лектория - не менее 110 кв. м, иных функциональных зон (зоны коллективного пользования, входная группа, общественные пространства, серверная).
Здание соответствует Сводам правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012). Имущественный комплекс находиться в государственной собственности. Помещения оснащены современным компьютерным, оргтехническими, аудио-, видео-, проекционным оборудованием, необходимым для реализации функций РМЦ, в том числе в части обеспечения проведения мероприятий, лекций, семинаров, включая в дистанционные формы.
6. Описание модели функционирования результатов мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей согласно Описанию целевой модели в конкурсной документации
Внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования (далее - Целевая модель) позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Республике Дагестан, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Модель функционирования результатов опирается на реализацию следующих основных мероприятий:
1. Создание и обеспечение деятельности в 2019 - 2021 гг. РМЦ, а также создание сети муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании Республике Дагестан, которые:
а) выполняют функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта в Республике Дагестан, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Республике Дагестан, а взаимодействие с рабочей группой и проектным офисом (далее - ПО) национального проекта;
б) обеспечивают (оказывают содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования в регионе;
в) формируют в Республике Дагестан эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающего в себя РМЦ как ядро региональной системы, МОЦ дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образования детей, а также центры по выявлению и поддержке одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех";
г) внедряют пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивают развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе, непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
е) выявляют и распространяют лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов системы дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляют программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан.
2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственным, муниципальным и частным организациям, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров в сфере дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития в региональной системе дополнительного образования детей).
4. Инвентаризация инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций различного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализ кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования региона.
5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития в региональной системе дополнительного образования детей).
6. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) (в соответствии с актом Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении Стандарта целевой модели развития в региональной системе дополнительного образования детей).
7. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требования, позволяющим семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей, а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" с учетом региональной специфики системы дополнительного образования детей.
Смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в 2019 году:
N |
Наименование мероприятия |
Итого (млн руб.) |
|||
федеральный бюджет |
бюджет Республики Дагестан |
внебюджетные источники |
итого, по всем источникам |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 3 + 4 + 5 |
Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2019 - 2021 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей | |||||
1. |
Оплата труда сотрудников РМЦ |
|
оплата труда сотрудников производится в рамках выполнения государственного задания ГБУ ДО РД "Малая академия наук Республики Дагестан" |
||
2. |
Коммунальные расходы |
|
оплата коммунальных расходов производится в рамках выполнения государственного задания ГБУ ДО РД "Малая академия наук Республики Дагестан" |
||
3. |
Приобретение расходных материалов |
|
|
0,20 |
|
4. |
Командировочные расходы |
|
оплата командировочных расходов производится в рамках выполнения государственного задания ГБУ ДО РД "Малая академия наук Республики Дагестан" |
||
5. |
Апробация и внедрение информационного портала Образовательного центра Республики Дагестан "Альтаир" |
|
|
0,05 |
|
6. |
Разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования детей |
|
|
0,05 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7. |
Приобретение оборудования для обеспечения деятельности РМЦ |
5,13 |
0,05 |
|
5,18 |
Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственным, муниципальным и частным организациям, осуществляющим деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||
1. |
Разработка автоматизированной программы учета персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФ ДОД) Республики Дагестан |
|
|
0,05 |
|
2. |
Разработка методических рекомендаций для муниципальных систем дополнительного образования по внедрению ПФДОД |
|
|
0,05 |
|
3. |
Мониторинг внедрения ПФ ДОД в муниципальных системах ДОД |
|
|
0,05 |
|
Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Обеспечение повышения квалификации всех сотрудников РМЦ по программам проектного офиса национального проекта и федеральных ресурсных центров |
|
|
0,30 |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
Обеспечение развития профессионального мастерства руководителей муниципальных опорных центров |
|
|
0,1 |
|
Мероприятия по проведению инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также осуществление анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования Республики Дагестан | |||||
1. |
Проведение мониторинга и обработка результатов |
|
|
0,05 |
|
2. |
Разработка методических рекомендаций для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению эффективности использования ресурсов системы дополнительного образования детей |
|
|
0,05 |
|
Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечению в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных организаций, спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Разработка типовых моделей дополнительных общеобразовательных программ, основанных на сетевом взаимодействии |
|
|
0,05 |
|
2. |
Апробация моделей в 10 пилотных муниципальных образованиях и внедрение в педагогическую практику муниципальных систем дополнительного образования |
|
|
0,05 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. |
Приобретение оборудования для обеспечения деятельности муниципальных центров |
10,08 |
0,10 |
|
10,18 |
Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||
1. |
Разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования детей по 5 направлениям (не менее 20 программ по каждому направлению) |
|
|
0,50 |
|
2. |
Организация сезонной школы для мотивированных школьников |
|
|
0,05 |
|
3. |
Организация работы заочной школы для мотивированных школьников |
|
|
0,05 |
|
Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Запуск регионального навигатора по дополнительному образованию детей с муниципальными компонентами (содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов общедоступного навигатора системы дополнительного образования детей) |
|
|
0,05 |
|
Дорожная карта
по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Республике Дагестан
п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Утверждение Положения о Региональном модельном центре, план деятельности Регионального модельного центра |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
февраль 2019 г. |
2. |
Согласование штатного расписание и перечень обязательных функциональных зон Регионального модельного центра с проектным офисом национального проекта |
Министерство образования и науки Республики Дагестан, проектный офис национального проекта "Образование" |
февраль - март 2019 г. |
3. |
Согласование сметы реализации Мероприятий с проектным офисом национального проекта |
Министерство образования и науки Республики Дагестан, проектный офис национального проекта "Образование" |
февраль - март 2019 г. |
4. |
Утверждение медиаплана Регионального модельного центра |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
февраль 2019 г. |
5. |
Определение и наделение статусом муниципальных опорных центров соответствующие организации во всех муниципальных образованиях Республики Дагестан |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
февраль - март 2019 г. |
6. |
Проведение мероприятий по инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования Республики Дагестан |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
февраль - апрель 2019 г. |
7. |
Проведение организационных мероприятий и утверждение нормативной документации в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
февраль - июнь 2019 г. |
8. |
Обеспечение выдачи сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
сентября 2019 г. |
9. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Регионального модельного центра, муниципальных опорных центров, а также ведущих организаций дополнительного образования |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
апрель - август 2019 г. |
10. |
Определение поставщика на оказание услуг по внедрению регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
апрель 2019 г. |
11. |
Внедрение регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
сентябрь 2019 г. |
12. |
Внедрение модели реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
сентябрь 2019 г. |
13. |
Внедрение модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе для одаренных детей из сельской местности, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
сентябрь 2019 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.