В целях реализации в Республике Дагестан мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", создания общедоступного регионального информационного портала, единой информационной базы данных в области дополнительного образования детей, позволяющей семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, учета детей Республики Дагестан, занятых в программах дополнительного образования, и условий для развития информационной среды образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования детей, приказываю:
1. Ввести до 1 апреля 2019 года в эксплуатацию региональную автоматизированную информационную систему "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан" (далее - АИС "Навигатор").
2. Определить ответственным за работу АИС "Навигатор" государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Дагестан дополнительного образования детей "Малая академия наук Республики Дагестан" - региональный модельный центр.
3. Утвердить:
3.1. состав функций и программных элементов АИС "Навигатор" (приложение N 1);
3.2. порядок эксплуатации АИС "Навигатор" (приложение N 2).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Арухову А.С.
Заместитель Председателя Правительства |
У. Омарова |
Приложение N 1
Утверждено
Министерством образования и
науки Республики Дагестан
от 25 марта 2019 г. N 538-09/19
Методические рекомендации
о создании и функционировании муниципального опорного центра дополнительного образования детей
Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей, содержат описание механизмов его создания и функционирования.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с мероприятиями по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Федеральный проект), утвержденных распоряжением Правительства Республики Дагестан от 29.10.2018 г. N 236-р, с учетом методических рекомендаций о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, (регистрационный номер 61/09 ВК от 31.03.2017).
I. Общие положения
1.1. Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей (далее - Муниципальный опорный центр):
- является ядром системы дополнительного образования детей в муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан и ресурсным центром обеспечивающим согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной);
- создается на базе образовательной организации дополнительного образования, расположенной на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан;
- обеспечивает эффективное взаимодействие с региональным модельным центром дополнительного образования детей и другими участниками Приоритетного проекта в соответствующем муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан.
1.2. Цель деятельности Муниципального опорного центра:
Создание условий для обеспечения в муниципальном районе (городе, городском округе) Республики Дагестан эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, обеспечивающих достижение показателей развития системы дополнительного образования, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
1.3. Задачи Муниципального опорного центра:
- осуществление организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия по реализации Приоритетного проекта в муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан;
- выявление, формирование и распространение лучших муниципальных практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей;
- создание организационных и методических условий, направленных на формирование кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей соответствующего муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, в том числе на развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников и других участников Приоритетного проекта на территории муниципалитета;
- формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ;
- обеспечение содержательного наполнения муниципального сегмента общедоступного навигатор в системе дополнительного образования детей в Российской Федерации;
- организационное, методическое, аналитическое сопровождение работы образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан;
- создание условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
II. Нормативное правовое обеспечение создания и функционирования Муниципального опорного центра
2.1. Создание Муниципального опорного центра производится муниципальным нормативным правовым актом.
2.1.1. Муниципальный нормативный правовой акт утверждает:
- положение о деятельности Муниципального опорного центра;
- руководителя Муниципального опорного центра;
- функции Муниципального опорного центра по обеспечению реализации на территории муниципального района (городского округа) Приоритетного проекта;
- план мероприятий по созданию и функционированию Муниципального опорного центра;
- план деятельности Муниципального опорного центра по реализации на территории муниципального района (городского округа) Приоритетного проекта в очередном году и плановом двухлетнем периоде;
- координатора Муниципального опорного центра от органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
2.1.2. Положение о деятельности Муниципального опорного центра:
- определяет цели и задачи деятельности Муниципального опорного центра в муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан;
- определяет основные направления деятельности Муниципального опорного центра;
- определяет структуру Муниципального опорного центра, в том числе органы управления Муниципальным опорным центром;
- отражает предмет, виды и формы деятельности Муниципального опорного центра;
- регулирует сферу ответственности Муниципального опорного центра и порядок взаимодействия с участниками реализации Приоритетного проекта на территории муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан;
- включает иные вопросы деятельности Муниципального опорного центра.
2.2. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются органом местного самоуправления муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан.
2.3. Примерный план первоочередных мероприятий по созданию и функционированию муниципального опорного центра дополнительного образования детей представлен в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
III. Функции Муниципального опорного центра
3.1. Выполняет функции организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки в муниципальной системе дополнительного образования детей, направленной на обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной) в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
3.2. Содействует распространению лучших муниципальных практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, в том числе:
- проводит выявление и анализ лучших практик в муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан;
- предоставляет информацию о выявленных лучших практиках в региональный ресурсный центр, способствует их продвижению в других муниципальных районах, городах (городских округах) Республики Дагестан;
- осуществляет внедрение лучших практик, выявленных в Республики Дагестан, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации.
3.3. Обеспечивает апробацию и внедрение в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан, разно уровневых дополнительных общеобразовательных программ.
3.4. Создает, апробирует и внедряет в образовательной системе муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам детям из сельской местности, в том числе оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях, расположенных в сельской местности.
3.5. Обеспечивает взаимодействие между участниками Приоритетного проекта в муниципальном районе, городе (городском округе) Республики Дагестан, в том числе реализует проекты, программы и иные мероприятия в рамках Соглашения о сотрудничестве между Региональным модельным центром дополнительного образования детей и Муниципальным опорным центром дополнительного образования детей (далее - Соглашение). Форма Соглашения представлена в Приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
3.6. Содействует качественному развитию муниципальной системы дополнительного образования детей, в том числе через оказание методической, информационной и организационной помощи образовательным организациям, расположенным на территории муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан и реализующим дополнительные общеобразовательные программы.
3.7. Способствует развитию сетевых форм взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан.
3.8. Содействует проведению профильных, тематических смен, в том числе:
- участвует в разработке программ для организаций отдыха детей и их оздоровления;
- оказывает организационно-методическую поддержку по реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях отдыха детей и их оздоровления.
3.9. Создает организационно-методические условия для непрерывного развития педагогических кадров муниципальной системы дополнительного образования детей.
3.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по информированию и просвещению родителей (законных представителей) в области дополнительного образования детей.
3.11. Обеспечивает (оказывает содействие) внедрению системы персонифицированного финансирования муниципальном районе, городе (городском округе)
3.12. Обеспечивает информационное сопровождение мероприятий для детей и молодежи в муниципальном районе, городе (городском округе) Республики Дагестан, в том числе:
- формирует медиаплан и проводит мероприятия по освещению деятельности Муниципального опорного центра;
- обеспечивает широкое вовлечение детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальные конкурсные и иные мероприятия;
- обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в муниципальном районе, городе (городском округе) Республики Дагестан.
3.13. Формирует информационно-телекоммуникационный контур системы дополнительного образования детей в муниципальном районе, городе (городском округе), включающий:
- содержательное наполнение муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей;
- содержание и поддержку функционирования информационного портала Муниципального опорного центра;
- проведение дистанционного обучения для детей и родителей с использованием информационного портала Муниципального опорного центра;
- проведение информационной кампании по продвижению мероприятий в муниципальной системе дополнительного образования через информационный портал Муниципального опорного центра;
- создание и поддержку методического блока на базе информационного портала Муниципального опорного центра.
3.14. Ведет работу по поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей - обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан.
3.15. Готовит предложения по совершенствованию нормативных правовых, финансовых, организационных механизмов развития муниципальной системы дополнительного образования детей, в том числе:
- проводит анализ нормативной правовой базы своего муниципального района, города (городского округа) Республики Дагестан;
- проводит анализ правоприменительной практики в сфере дополнительного образования детей в других муниципальных районах, городах (городских округах) Республики Дагестан;
- на основе лучших муниципальных практик готовит предложения по внесению изменений в муниципальные и региональные нормативные правовые акты в целях создания современной региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 3.16. Проводит инвентаризацию инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций различного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализ кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования муниципалитета, города (городского округа).
Приложение 2
к методическим рекомендациям
о создании и функционировании
муниципального опорного центра
дополнительного образования детей
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОПОРНЫХ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
N |
Мероприятия |
Результат |
1. |
I. Инициирование создания Муниципального опорного центра (далее - МОЦ): |
Муниципальный нормативный правовой акт |
|
1. Отбор площадки для МОЦ. 2. Утверждение площадки МОЦ. |
Письмо руководителя органа, |
|
3. Назначение руководителя МОЦ. 4. Определение координатора МОЦ со стороны органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Республики Дагестан. 5. Утверждение положения о деятельности МОЦ II. Размещение на официальном сайте |
осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, в адрес министра образования Республики Дагестан о создании Муниципального опорного центра |
|
муниципального района (городского округа) Республики Дагестан соответствующего муниципального нормативного правового акта |
|
2. |
Заключение соглашения с Региональным модельным центром дополнительного образования детей и размещение его на официальном сайте муниципального района (городского округа) Республики Дагестан |
Соглашение с Региональным модельным центром дополнительного образования детей |
3. |
Утверждение плана деятельности МОЦ по реализации Приоритетного проекта и размещение на официальном сайте муниципального района (городского округа) Республики Дагестан соответствующего муниципального нормативного правового акта |
Муниципальный нормативный правовой акт |
4. |
Привлечение интеллектуальных партнеров, бизнес-партнеров, иных участников деятельности по реализации Приоритетного проекта |
Раздел в плане деятельности МОЦ Соглашения о сотрудничестве |
5. |
Создание информационного портала МОЦ, включающего: |
Раздел в плане деятельности МОЦ |
|
1. Методический блок - для педагогов, руководителей образовательных организаций, родителей (законных представителей) детей. 2. Дистанционные курсы - для детей, родителей. 3. Результаты независимой оценки качества организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории муниципального района (городского округа). 4. Информация о мероприятиях, конкурсах и т.д. |
Информационный портал в сети "Интернет" |
6. |
Утверждение медиаплана освещения деятельности МОЦ и размещение на официальном сайте муниципального района (городского округа) Республики Дагестан соответствующего Приказа |
Раздел в плане деятельности МОЦ Приказ органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Республики Дагестан (далее - Приказ) |
7. |
Организация работы по заполнению муниципального сегмента общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей |
Раздел в плане деятельности МОЦ |
8. |
Проведение независимой оценки качества деятельности образовательных организаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ |
Отчет о независимой оценке, размещенный на информационном портале МОЦ |
9. |
Подготовка ежегодного отчета о реализации на территории муниципального района (городского округа) Приоритетного проекта |
Письмо руководителя органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, в адрес министра образования Республики Дагестан Информационно-аналитические материалы в виде презентаций, включающих схемы, таблицы, диаграммы, размещенные на информационном портале МОЦ |
Приложение N 3
Утверждено
Министерством образования и
науки Республики Дагестан
от 25 марта 2019 г. N 538-09/19
СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве между Региональным модельным центром дополнительного образования детей и Муниципальным опорным центром дополнительного образования детей
Региональный модельный центр дополнительного образования детей в лице __________________________________________________, действующего на основании __________________________________________________, именуемый в дальнейшем "Региональный модельный центр", и Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей в лице __________________________________________________, действующий на основании __________________________________________________, именуемый в дальнейшем "Муниципальный опорный центр", вместе именуемые "Стороны", заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве, далее по тексту - "Соглашение", о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
Предметом настоящего Соглашения является совместная деятельность по развитию муниципальной системы дополнительного образования детей, обеспечивающей достижение в ____________________ муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей".
2. Цели и направления сотрудничества
2.1. Целью настоящего Соглашения является создание условий для построения системной работы в____________________ муниципальном районе (городском округе) Нижегородской области по следующим направлениям:
2.2. Для достижения поставленных целей Стороны договорились:
2.2.1. Привлекать к сотрудничеству в рамках реализации настоящего Соглашения партнеров, в том числе образовательные организации профессионального и высшего образования, научно-исследовательские организации, социально ориентированные некоммерческие организации, промышленные предприятия и других заинтересованных лиц.
2.2.2. Разрабатывать совместные документы (договоры, соглашения, протоколы и т.д.), определяющие и регулирующие отдельные условия сотрудничества.
2.3. Муниципальный опорный центр решает следующие задачи:
2.3.1. Осуществление организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия по реализации Приоритетного проекта в муниципальном районе (городском округе) Республики Дагестан.
2.3.2. Выявление, формирование и распространение лучших муниципальных практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей.
2.3.3. Создание организационных и методических условий, направленных на формирование кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей соответствующего муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, в том числе на развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников и других участников Приоритетного проекта на территории муниципалитета.
2.3.4. Формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, проведении массовых мероприятий (соревнований, конкурсов, фестивалей, иных).
2.3.5. Обеспечение содержательного наполнения муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей в Российской Федерации.
2.3.6. Организационное, методическое, аналитическое сопровождение работы образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
2.3.7. Создание условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей на территории муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
2.4. Региональный модельный центр обеспечивает следующие формы поддержки деятельности муниципального опорного центра:
2.4.1. Создает электронные информационно-методические ресурсы по развитию и совершенствованию дополнительного образования в регионе и предоставляет к ним доступ.
2.4.2. Организует методическую поддержку деятельности Муниципального опорного центра, в том числе через обучающие мероприятия (семинары, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации и иные) для педагогических и управленческих кадров Муниципального опорного центра, проводимые как на базе Регионального модельного центра, так и на базе иных организаций (по согласованию с ними).
2.4.3. Обобщает лучшие практики региона, содействует их распространению и внедрению в муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области, в том числе посредством проведения методических конкурсов, фестивалей, размещения на официальном сайте Регионального модельного центра.
2.4.4. Содействует развитию моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ и проектов, проведении зональных этапов муниципальных мероприятий (соревнований, конкурсов, фестивалей, иных), организатором или со организатором которых является Муниципальный опорный центр.
2.4.5. Анализирует деятельность Муниципального опорного центра в части реализации и достижения показателей Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", совместно с координатором Муниципального опорного центра прорабатывает возможности повышения эффективности его деятельности.
2.4.6. Осуществляет иную работу по сопровождению и поддержке деятельности Муниципального опорного центра в рамках реализации Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образования для детей" (по предварительной договоренности).
2.5. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан, уставными и иными документами Сторон, определяющими порядок их деятельности.
3. Разрешение споров
3.1. Стороны будут прилагать усилия к тому, чтобы не допускать возникновения разногласий.
3.2. Все споры и разногласия, которые могут возникать в ходе реализации основных направлений сотрудничества, определенных настоящим Соглашением, будут решаться путем переговоров.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Соглашение не является предварительным договором в смысле ст. 429 ГК РФ и не влечет для Сторон каких-либо финансовых и иных материальных обязательств. По настоящему Соглашению расчеты Сторон не предусмотрены.
4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует на период реализации Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей".
4.3. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто любой Стороной при условии уведомления в письменном виде другой Стороны за 1 (один) месяц до предполагаемой даты расторжения. При этом прекращение действия настоящего Соглашения не является основанием для расторжения договоров и соглашений, заключенных Сторонами в целях реализации совместных проектов в рамках настоящего Соглашения.
4.4. Стороны имеют право вносить изменения и дополнения в настоящее Соглашение. Любое такое изменение и дополнение оформляется в письменном виде, вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
4.5. Настоящее Соглашение заключено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
5. Подписи Сторон
ГБУ ДО РД "Малая академия наук Республики Дагестан" |
Руководитель регионального модельного центра дополнительного образования детей ______________________/ Ф.И.О. "____" _____________ 2017 года М.П. |
Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей |
Руководитель муниципального опорного центра дополнительного образования детей ______________________/ Ф.И.О. "____" _____________ 2019 г.
М.П. |
Приложение N 1
к приказу
" " 2019 г. N _______
Состав
функций и программных элементов региональной автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан"
1. Региональная автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан" (далее - Навигатор) включает функции:
обеспечение общего доступа (детей, родителей, заинтересованной общественности и др.) к информации об организациях, предоставляющих услуги дополнительного образования, о дополнительных общеобразовательных программах (далее по тексту - программы);
информирование населения о мероприятиях Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Дагестан;
направление заявки родителями (законными представителями ребенка) для записи ребенка на обучение по программам;
фиксация предварительной записи ребенка на программы;
фиксация предварительной записи ребенка на программы с использованием сертификата дополнительного образования;
информационное уведомление родителя о предварительной записи ребенка на обучение по программам;
обеспечение доступа родителей (зарегистрированных пользователей автоматизированной информационной системы) к информации о своих заявках, истории записи и списку программ, по которым обучался ребенок;
обеспечение возможности для родителей (авторизованных пользователей автоматизированной информационной системы) публикации отзыва о программах, мероприятии;
учет детей, обучающихся по программам;
ведение реестра поставщиков образовательных услуг по программам;
ведение реестра поставщиков услуг по реализации программ, предоставляемых по сертификату дополнительного образования; ведение реестра программ;
ведение реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования (сертифицированных программ);
предоставление органам, осуществляющим управление в сфере образования, статистических данных по программам, поставщикам услуг дополнительного образования, количеству заявок, количеству детей, занятых в системе дополнительного образования;
использование органами, осуществляющими управление в сфере образования, данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью:
сведения об обучающихся по программам;
сведения о зачислении на обучение по программам;
сведения о расторжении договоров на предоставления услуг дополнительного образования с организациями, предоставляющими данные услуги;
сведения о посещаемости занятий;
сведения о расписании занятий;
сведения о содержании образовательного процесса с описанием программ;
информирование организации, предоставляющей услуги дополнительного образования, о подаче заявки на обучение по программам;
комплектование детских творческих коллективов (групп) организации, предоставляющей услуги дополнительного образования, в том числе и в автоматизированном режиме;
предоставление возможности организациям, предоставляющим услуги дополнительного образования, публикации объявления по вопросам образовательной деятельности;
возможность интеграции со сторонними сайтами и сервисами.
2. Региональная автоматизированная информационная система Навигатора реализована в четырех контурах доступа и наборе следующих программных элементов:
контур публичного доступа - разделы и функции этого контура доступны для всех пользователей вне зависимости от регистрации, авторизации и аутентификации в системе Навигатора;
контур личного доступа (личный кабинет ребенка) - разделы и функции этого доступа доступны для авторизированных в Навигаторе пользователей (родителей или законных представителей детей);
контур персонифицированного доступа для представителей организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования (личный кабинет учреждения) - разделы и функции этого контура доступны представителям учреждений, прошедшим процедуру регистрации и авторизации;
контур ограниченного доступа (личный кабинет муниципального опорного центра дополнительного образования, личный кабинет Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Дагестан) - разделы и функции этого контура доступны только Администратору и Модераторам, отвечающим за сопровождение и информационное наполнение Навигатора, прошедшим процедуру регистрации и авторизации;
модуль публикации информационных статей (объявлений организаций); модуль отображения, фильтрации, сортировки и поиска программ и мероприятий в каталоге;
модуль отзывов о программах и мероприятиях;
модуль личного кабинета родителя (законного представителя детей);
модуль личного кабинета представителя учреждения; модуль личного кабинета администратора и модератора; модуль e-mail уведомлений; модуль аналитики и статистики;
модуль автоматических информационных уведомлений представителям учреждений в личном кабинете;
Приложение N 2
к приказу
" " 2019 г. N _______
Порядок
эксплуатации региональной автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан"
I. Общие положения
1.1 Региональная автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан" (далее - Навигатор) предназначена для:
ведения электронных форм учета детей, получающих услуги дополнительного образования;
поддержки оказания в электронном виде услуг: прием предварительных заявок, зачисление детей на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в организации, предоставляющие услуги дополнительного образования, любой формы собственности;
предоставление информации об организации, предоставляющие услуги дополнительного образования, любой формы собственности;
предоставление информации о дополнительных общеобразовательных программах, реализующихся для детей.
1.2. Порядок эксплуатации Навигатора (далее - Порядок) устанавливает общие принципы функционирования и правила эксплуатации Навигатора.
1.3. Эксплуатация Навигатора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами республики настоящим Порядком.
II. Основные понятия, используемые в настоящем порядке
2.1. Используемые сокращения:
Термин |
Определение |
ИКТ |
Информационно-коммуникационные технологии |
ис |
Информационная система |
по |
Программное обеспечение |
одо |
Организации, предоставляющие услуги дополнительного образования на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (подвид дополнительное образование детей и взрослых) |
ОУО |
Органы, осуществляющие управление в сфере образования |
моц |
Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей |
РМЦ |
Региональный модельный центр дополнительного образования детей Республики Дагестан |
2.2. Используемые термины:
Термин |
Определение |
Навигатор |
Региональная автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан" |
Модератор Навигатора |
Организации, осуществляющие работу в кабинетах модератора Навигатора (МОЦ) |
Администратор Навигатора |
Организация, осуществляющая работу в кабинете администратора Навигатора (ГБУ ДО РД "Малая академия наук") |
Операторы Навигатора |
Организации, предоставляющие услуги дополнительного образования на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (подвид дополнительное образование детей и взрослых), авторизированные в Навигаторе |
Пользователи Навигатора |
Родители (законные представители) ребенка |
Программа |
Дополнительная общеобразовательная программа |
III. Информация, обрабатываемая в навигаторе
Запрещается обработка и хранение в Навигаторе информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной тайне Российской Федерации, информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
IV. Обеспечение функционирования навигатора
4.1. Обеспечение функционирования Навигатора ГБУ ДО РД "Малая академия наук".
4.2. Операторы Навигатора вправе осуществлять обработку персональных данных с использованием Навигатора (вносить, удалять) на основании согласия субъекта (родителя, законного представителя ребенка) на обработку персональных данных на ресурсе http://rmc-chr.ru (Навигатор) и заключенного с ОДО договора на предоставление услуг дополнительного образования.
4.3. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, вправе поручать обработку персональных данных с использованием Навигатора Модератору Навигатора (МОЦ) на основании согласия субъекта на обработку персональных данных на ресурсе http://rmc-chr.ru (Навигатор) или заключенного с ОДО договора на предоставление услуг дополнительного образования, включающего согласие на обработку персональных данных в Навигаторе.
4.3. При обработке персональных данных с использованием Навигатора должно обеспечиваться соблюдение законодательства о персональных данных.
V. Использование навигатора организациями, предоставляющими услуги дополнительного образования
5.1. ОДО вправе самостоятельно зарегистрироваться в Навигаторе. При этом уведомление о возможности доступа в личный кабинет будет отправлено на электронную почту, указанную при регистрации автоматически. Администратор Навигатора вправе заблокировать доступ ОДО в личный кабинет без уведомления.
5.2. Операторы Навигатора вносят информацию об учреждении, о реализуемых дополнительных общеобразовательных программах в Навигатор в соответствии с методическими рекомендациями, обновляя информацию по мере необходимости в целях информирования родителей о предоставляемых ими услугах дополнительного образования.
5.3. Операторы Навигатора принимают решение о зачислении ребенка на обучение на основании предварительной заявки родителя (законного представителя ребенка), оформленной через Навигатор.
5.4. Ответственность за достоверность и соответствие результатов учета детей, осуществляемого с использованием Навигатора, действующим нормам и, в частности, настоящему Порядку, несет руководитель ОДО.
5.5. При ведении учета с использованием Навигатора должно обеспечиваться соблюдение законодательства о персональных данных.
5.6. При ведении учета детей, записи детей на Программы, учета посещаемости детей в электронном виде (журнал посещаемости) с использованием Навигатора ОДО обеспечивает:
наличие локальной нормативной базы;
работоспособность ИКТ-инфраструктуры ОДО для возможности работы в кабинете оператора Навигатора.
5.7. Комплект документов ОДО, обеспечивающий внедрение и использование Навигатора, должен включать в себя:
комплект документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;
назначение работника ОДО для работы в кабинете оператора Навигатора, дополнения в функциональные обязанности работника ОДО, связанные с ведением учета детей;
регламент ведения учета детей (работы в кабинете оператора Навигатора);
приказ руководителя ОДО о внедрении в деятельность ОДО Навигатора.
5.8. Ведение учета детей, записи детей на Программы, учета посещаемости детей в электронном виде (журнал посещаемости) с использованием Навигатора ОДО осуществляет в соответствии с Порядками и регламентами, утверждаемыми муниципальными органы, осуществляющими управление в сфере образования.
VI. Использование навигатора муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами государственной власти
6.1. Обработка персональных данных с использованием Навигатора (работа в кабинете администратора и модератора) должна осуществляться с соблюдением законодательства о персональных данных.
6.2. При обработке данных с использованием Навигатора организации, работающие в кабинетах администратора и модераторов, обеспечивают:
наличие локальной нормативной базы;
работоспособность ИКТ-инфраструктуры для возможности работы в соответствии с уровнем доступа.
6.3. Комплект документов, обеспечивающий внедрение и использование Навигатора должен включать в себя:
комплект документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных;
комплект дополнений в функциональные обязанности работников, работающих в кабинетах администратора и модератора Навигатора.
6.4. Комплект документов, обеспечивающий внедрение и использование Навигатора, ОУО должен включать регламент обмена статистической информацией, регламент подачи предварительной заявки родителями (законными представителями), информирования родителей (законных представителей) о зачислении на обучение, заключения договора, расторжения договора предоставления услуг дополнительного образования, финансирующихся за счет средств муниципального, краевого бюджетов.
6.5. Организации, работающие в кабинетах администратора и модератора Навигатора, осуществляют предоставление статистических данных, ведение учета детей, учета посещаемости детей с использованием Навигатора в соответствии с Порядками и регламентами, утверждаемыми ОУО и методическими рекомендациями по работе с Навигатором.
VII. Техническая поддержка и сопровождение навигатора
7.1. Требования к надежности и техническому обслуживанию Навигатора.
Рабочее время Навигатора определяется режимом не менее "24 часов в сутки, 7 дней в неделю".
Средний уровень доступности Навигатора должен быть не ниже 99% рабочего времени Навигатора.
Регламентные работы могут проводиться в ночное время с 02.00 до 06.00 по местному времени. Более продолжительные регламентные работы (не более 1 суток) могут проводиться в летнее время (июнь, июль) с уведомлением пользователей за 1 неделю до начала работ. Регламентные работы не должны влиять на работу Навигатора, для чего следует применять необходимые современные технологии.
Аварийные режимы работы Навигатора (более 3 часов простоя), включая недоступность сервиса по смежным причинам (например, сбои в работе сети Интернет), в течение учебного года не должны быть чаще 1 раза в месяц.
При организации работы пользователей с Навигатором должна отсутствовать трансграничная передача данных, данные Навигатора не должны размещаться на серверах внешних организаций, размещенных за пределами РФ.
Должна быть обеспечена техническая поддержка пользователей Навигатора с 10.00 до 17.00 по местному времени.
7.2. Требования к защите информации от несанкционированного доступа:
должны быть предусмотрены средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечивающие разграничение прав доступа пользователей Навигатора;
должна быть обеспечена защита персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ;
должно быть предусмотрено протоколирование действий пользователей по внесению и изменению информации в Навигаторе с регистрацией времени и авторства.
7.3. Требования по сохранности информации.
В Навигаторе должна обеспечиваться возможность хранения информации, архивного хранения данных.
В Навигаторе должна обеспечиваться достоверность хранимой информации, предусмотренная правилами ведения электронного документооборота.
7.4. Требования по информационному обмену: в Навигаторе должно обеспечиваться наличие функции информационного взаимодействия с внешними ИС в стандартных форматах обмена данными.
7.5. Требования к программному и техническому обеспечению: навигатор должен функционировать в виде внешнего Интернет-сервиса;
доступ, внесение и редактирование информации в Навигаторе может осуществляться с помощью как специализированного ПО (технология "клиент-сервер"), так и с применением общедоступного ПО (интернет-браузер);
использование Навигатора с веб-интерфейсом должно быть возможно с помощью общедоступных интернет-браузеров, поддерживающих стандарты W3C (например, MozillaFirefox, Opera, GoogleChrome, Safari).
7.6. Требования к документированию:
комплект эксплуатационной документации должен соответствовать требованиям ГОСТ 34.201-89 "Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" и включать исчерпывающие рекомендации по организации работы, обеспечивающие исполнение требований законодательства по доступности и надежности информации, о персональных данных;
надежную эксплуатацию в случае различных нештатных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 25 марта 2019 г. N 538-09/19 "О региональной автоматизированной информационной системе "Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан"
Настоящий приказ вступает в силу с 26 марта 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан (www.dagminobr.ru) 25 марта 2019 г.