В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 января 2019 г. N 8 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда", Уставом муниципального образования "город Махачкала" и в целях повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Махачкале, Администрация г. Махачкалы постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Доступная среда" на 2019 год (далее - Программа).
2. Управлению образования (З.Г. Каидов) осуществлять координацию и мониторинг хода реализации Программы.
3. МКУ "Финансовое управление" Администрации г. Махачкалы (М.Н. Исалова) осуществлять финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете на очередной финансовый год.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации г. Махачкалы З.М. Алхасова.
Глава города Махачкалы |
С. Дадаев |
Утверждена
постановлением Администрации ГО с ВД
"город Махачкала"
от 30 апреля 2019 г. N 734
Муниципальная программа
города Махачкалы "Доступная среда" на 2019 год
Паспорт
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
Соисполнители Программы Цель Программы |
- |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Махачкалы повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в г. Махачкале |
Задачи Программы |
- |
1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере образования. 3) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2019 год. Программа реализуется в один этап |
Индикаторы и целевые показатели Программы |
- |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций; доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования; |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 25 117,10 тыс. рублей, из них: объем средств федерального бюджета (прогноз) - 22 725,00 тыс. рублей. общий объем средств республиканского бюджета (прогноз) - 1196,05 тыс. рублей. объем средств муниципального бюджета - 1196,05 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 59,9% к 2020 году); доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 21,7% к 2020 году); доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования (до 50% к 2020 году); |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
В городе Махачкале настоящее время проживает около 68,7 тыс. инвалидов (из них более 11 тыс. - дети-инвалиды), что составляет более 9 процентов от общей численности населения города.
В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и другими организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.
На сегодняшний день большинство объектов социальной инфраструктуры города Махачкалы не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.
Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:
недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;
недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений и учреждений культуры для инвалидов;
Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов является:
- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
- негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
- диссимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.
Отношение к инвалидам в обществе во многом зависит от того, насколько часто они появляются в общественных местах. Сегодня еще слово "инвалид" ассоциируется у большинства населения с определением "лежачий больной". Однако речь должна идти о том, что в общественном сознании инвалиды могут занять достойное место. Для этого нужно сделать так, чтобы те из них, чьи физические возможности позволяют им передвигаться самостоятельно, в том числе и на креслах-колясках, активно участвовали в общественной жизни и стали полноценными гражданами, обеспечивающими не только собственное содержание, но и вносящими посильный вклад в развитие нашего общества.
Появление инвалида на кресле-коляске в образовательном учреждении может и должно стать обыденным и привычным, если при проектировании и строительстве всех без исключения образовательных учреждений будут учитываться потребности этой категории населения. В основном для выполнения этого условия достаточно лишь устроить несколько более широкие проходы, коридоры и проемы дверей, пандусы при входе и лифты с просторными кабинами. В отдельных случаях для обслуживания инвалидов требуется специальная мебель и оборудование, соответствующие габаритам инвалидного кресла-коляски или учитывающие их ограниченные эргономические возможности.
Программа призвана обеспечить комплексный подход в реализации мероприятий по организации образовательного процесса для инвалидов и других маломобильных групп населения и интеграции инвалидов в общество.
Программой предусмотрено проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.
Характер Программы связан с рядом следующих рисков при ее реализации:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
возможность кризисных явлений в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств муниципального бюджета;
недостаточный объем финансовых средств муниципального бюджета, который приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
На минимизацию указанных рисков в рамках реализации Программы направлены меры:
по планированию работ, формированию перечня мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
по нормативно-правовому регулированию и организационно-методической поддержке в части реализации нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Основные цели, задачи программы, прогноз развития сферы жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения по итогам реализации программы, оценка преимуществ и рисков
Целью Программы является:
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее также МГН) в г. Махачкале
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
1) оценка состояния доступности объектов в сфере образования и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам в сфере образования.
3. Сроки реализации Программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации
Реализацию Программы предусматривается осуществить в 2019 году в один этап.
Предполагается создание нормативного, правового, методического и организационного сопровождения формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в г. Махачкале, планируются обследование, паспортизация и классификация действующих объектов о позиций доступности для инвалидов и других МГН; проведение практических мер по созданию условий для обеспечения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, проектирование работ по реконструкции (дооборудованию) выбранных объектов и сооружений с учетом нужд инвалидов и других МГН и по развитию условий для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
4. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей
Механизм реализации, сроки и этапы реализации и необходимые ресурсы (источники финансирования)
Показатели (индикаторы) Программы приняты в увязке с целью и задачами Программы и с достижениями приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Достижение значений показателей (индикаторов) Программы обеспечивается путем выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Мониторинг и контроль за ходом и результатами реализации мероприятий Программы на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов) осуществляет Управление образования г. Махачкалы.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, а также обоснование возможности привлечения средств (помимо средств городского бюджета)
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета и субсидий из республиканского и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 25 117,10 тыс. рублей, из них:
1) федеральный бюджета (прогноз) - 22 725,00 тыс. рублей.
2) республиканский бюджета (прогноз) - 1196,05 тыс. рублей.
3) муниципальный бюджета - 1196,05 тыс. рублей.
Средства республиканского и федерального бюджетов, предусмотренные на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, предоставляются в виде субсидий муниципальному бюджету города Махачкалы.
При условии получения субсидий из республиканского бюджета в порядке софинансирования расходов на реализацию мероприятий, включенных в Программу, порядок предоставления субсидий, контроля за их использованием и исполнением соответствующих мероприятий Программы определяется соглашениями, заключаемыми Администрацией города Махачкалы с Министерством образования и науки Республики Дагестан.
Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложении 4 к Программе.
6. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия включают 2 основных раздела.
Первый раздел - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Второй раздел - формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере образования.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 3 к Программе.
7. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы, и меры по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы, управление и контроль за реализацией Программы
Организацию исполнения мероприятий Программы, текущее управление, координацию работ соисполнителей и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Отбор исполнителей работ по реализации мероприятий Программы осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключения соответствующих контрактов.
Ответственный исполнитель Программы:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие всех соисполнителей Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы и разрабатывает предложения по их решению.
Соисполнителями Программы является соответствующие заинтересованное структурное подразделение Администрации города Махачкалы. Соисполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных программных мероприятий, достижение значений целевых показателей эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств, представляют в сроки запрашиваемую ответственным исполнителем программы информацию по реализации мероприятий Программы, согласовывают выполненные работы в рамках Программы. Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы в сроки, установленные ответственным исполнителем.
Программой предусмотрено заключение соглашений между Администрацией города Махачкалы и Министерством образования Республики Дагестан.
В целях реализации Программы соисполнители Программы размещают заказы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Управление образования Администрации города Махачкалы.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе создания доступной среды жизнедеятельности.
Кроме того, социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет преодоления социальной изоляции и включенности граждан с различными ограничениями в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (досуговые, культурные, образовательные).
Реализация мероприятий Программы позволит:
определить социально значимые объекты в сфере образования, наиболее посещаемые инвалидами, и в последующем обеспечить их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения;
повысить уровень и качество жизни инвалидов;
создать условия для преодоления инвалидами самоизоляции путем обеспечения им возможности обучения;
повысить уровень социальной активности, сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования бюджетных средств всех уровней, в том числе в результате перераспределения расходов при переходе к развитию широкого спектра услуг с расширением возможности получения гражданами с различными видами нарушений мобильности социальных услуг в доступной среде самостоятельно или с меньшей зависимостью от посторонней помощи, а также путем постепенного увеличения показателей занятости трудоспособного населения с нарушениями мобильности и (как следствие) постепенного снижения расходов на поддержку безработных граждан указанной категории.
Результаты реализации Программы определяются следующими целевыми индикаторами и показателями:
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;
В приложении 1 к Программе приведены значения указанных целевых показателей (индикаторов) с разбивкой по годам.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) представлена в приложении 2 к настоящей Программе.
Приложение 1
к муниципальной программе г. Махачкалы
"Доступная среда" на 2019 год
Система
целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы г. Махачкалы "Доступная среда" на 2019 год
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Единица измерения |
Изменение значений по годам реализации (в процентах) |
Планируемое значение на момент окончания действия Программы |
|
На 01.01.2019 |
К концу 2019 года |
|||
1 |
2 |
|
3 |
6 |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций |
процентов |
48,5 |
59,9 |
59,9 |
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций |
процентов |
8,5 |
21,7 |
21,7 |
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования |
процентов |
30 |
50 |
50 |
Приложение 2
к муниципальной программе г. Махачкалы
"Доступная среда" на 2019 год
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Единица измерения |
Методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Ответственный исполнитель за представление информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций |
процентов |
L - доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в городе Махачкале; O - количество общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов; S - общее количество общеобразовательных организаций в городе Махачкала |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций |
процентов |
где: M - доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в городе Махачкале; K - количество дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов; D - общее количество дошкольных образовательных организаций в городе Махачкале |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования |
процентов |
где: B - доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования; Y - количество образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; H - общее количество образовательных организаций дополнительного образования в городе Махачкале |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
Приложение 3
к муниципальной программе г. Махачкалы
"Доступная среда" на 2019 год
Перечень
мероприятий муниципальной программы г. Махачкалы "Доступная среда" на 2019 год
N |
Наименование мероприятий |
Срок выполнения мероприятий |
Ответственные исполнители |
Общий объем финансирования из федерального, республиканского и местного бюджетов тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения | ||||
1.1. |
Подготовка и проведение паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность |
2019 |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
0,00 |
1.2. |
Заключение соглашений между Министерством образования Республики Дагестан и Администрацией города Махачкалы об участии в реализации мероприятий программы "Доступная среда" на 2019 год (адаптация учреждений образования) |
2019 |
Управление образования Администрации г. Махачкалы |
0,00 |
2. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере образования | ||||
2.1. |
Создание в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, условий для получения детьми-инвалидами общего образования |
2019 |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Махачкалы; |
9 947,36 |
2.2. |
Создание в дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами дошкольного образования |
2019 |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Махачкалы; |
11 936,844 |
2.3. |
Создание в организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами дополнительного образования |
2019 |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Махачкалы; |
3 232,89 |
|
|
Итого: 25 1 1 7, 1 |
Приложение 4
к муниципальной программе г. Махачкалы
"Доступная среда" на 2019 год
Объем ресурсного обеспечения муниципальной программы города Махачкалы "Доступная среда" на 2019 год
тыс. руб.
Источники финансирования |
Объем финансирования |
| |
1 |
2 |
Всего, |
25 117,10 |
в том числе: | |
федеральный бюджет (прогноз) |
22 725,00 |
республиканский бюджет (прогноз) |
1196,05 |
муниципальный бюджет |
1196,05 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 30 апреля 2019 г. N 734 "Об утверждении муниципальной программы "Доступная среда" на 2019 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован не был