Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Дагестан
от 5 июля 2019 г. N 186-р
Концепция
(описание) создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у детей, в Республике Дагестан
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" запланировано обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования, вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Для реализации этой цели на всех уровнях общего образования потребуется внедрить новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, а кроме того, повысить мотивацию к обучению и вовлеченность учеников в образовательный процесс.
Образовательная система республики охватывает свыше 2 745 образовательных организаций, 618,5 тыс. детей, в том числе 1 462 общеобразовательные организации с контингентом обучающихся 405 745 учеников. Из общего количества школ 833 школы работают в односменном режиме обучения (57 проц.), 611 (41,8 проц.) работают в две смены и в три смены - 18 (1,2 проц.) школ. Численность учащихся, занимающихся в первую смену, составляет 302 114 учеников (74,5 проц.), во вторую смену занимаются 100 989 учеников (24,9 проц.), а в третью смену - 2 642 ученика (0,6 проц.).
Социально-экономическая специфика региона обусловливает особенности системы образования Республики Дагестан. 80 проц. всех школ расположены в сельской местности (1251 школа), из них более 21 проц. являются малокомплектными (269 школ) численность обучающихся каждой из которых составляет 40 и меньше учеников, с общим контингентом 5 073 учащихся. Наличие такого числа малокомплектных школ создает ряд проблем, влияющих на качество образования. Такие факторы, как отсутствие квалифицированных специалистов и слабая материально-техническая база, создают в республике проблемную ситуацию с доступностью качественного образования, которая требует разработки и реализации стратегии выравнивания шансов детей на его получение. Наиболее активно способствовать этому будет развитие цифрового образования, а именно, центров, аккумулирующих в себе современное оборудование, квалифицированные кадры и возможности разработки и распространения новых подходов и технологий в преподавании учебных предметов гуманитарного цикла "Технологии", "ОБЖ", "Информатики".
Выбор указанных предметов неслучаен. Предметная область "Технология" является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области "Технология" происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, самоопределение и ориентация обучающихся деятельности в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - "ОБЖ") является системообразующим, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области культуры безопасности жизнедеятельности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Программа учебного предмета "ОБЖ" учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность. При этом крайне важно оборудование учебного кабинета.
Учебный предмет "Информатика" выступает связующим звеном между всеми предметными областями и обеспечивает возможности для изучения всех учебных предметов и выработки механизмов по их реализации.
Создание сети центров цифрового и гуманитарного образования на территории республики позволит использовать их базу для реализации программы в других школах, обеспечить реализацию программ в сетевой форме. Предложенные организации, на базе которых планируется открытие названных центров, обладают необходимыми параметрами и кадровым потенциалом.
Целью является создание региональной инновационной практико-ориентированной среды, условий для формирования и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Задачи:
модернизация содержания, форм, методик и технологий преподавания "Технологии", "ОБЖ", "Информатики" в соответствии с требованиями современной экономики и меняющимися запросами населения.
обновление материально-технической базы для формирования гуманитарных и технологических навыков в образовательных организациях (2 помещения, площадью не менее 40 кв. м. каждое);
создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся, обладающих высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования;
поддержка лидеров образования и популяризация передовых практик обучения, формирование открытого интернет-банка;
предоставление возможности обучающимся, проживающим в сельской местности, через использование дистанционных образовательных технологий и сетевого взаимодействия, усвоить базовые навыки и умения, не доступные им в образовательной организации по месту жительства;
принципиальное обновление инструментов промежуточного и итогового контроля для получения объективных результатов освоения образовательных программ и их адекватной оценки;
развитие электронной образовательной среды учебных предметов гуманитарного цикла, необходимой для качественной реализации ФГОС и учебных программ, обеспечение свободного доступа к ней обучающихся и педагогических работников.
Реализация настоящей Концепции обеспечит возможность изучать предметную область "Технология" и учебные предметы "ОБЖ", "Информатика" на базе высоко технологичных ученико-местах, разработать методологию наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, создать материально-техническую базу для реализации основных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих эти предметные области, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и республиканских программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов.
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников в предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"
Общеобразовательные организации Республики Дагестан укомплектованы педагогическими кадрами на 99 проц. Наблюдается дефицит учителей английского языка, физики, математики, начальных классов - 405 штатных единиц. Для достижения 100 проц. укомплектованности педагогическими кадрами в Республике Дагестан разрабатывается проект "Земский учитель" со сроком начала реализации 1 сентября 2019 года.
Число учителей информатики составляет 862 чел. (2,1 проц. от общего количества учителей), учителей технологии 1274 чел. (3,1 проц. от общего количества учителей), учителей ОБЖ 766 чел. (1,9 проц. от общего количества учителей).
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Дагестанским институтом развития образования, на базе которого ежегодно проходят курсы повышения квалификации порядка 10000 чел.
В таблице представлены сведения о количестве учителей технологии, информатики и ОБЖ, прошедших курсы повышения квалификации.
Таблица
Календарный год |
Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации |
||
"Информатика" |
"ОБЖ" |
"Технология" |
|
2017 |
112 |
75 |
334 |
2018 |
120 |
90 |
280 |
2019 |
115 |
95 |
340 |
Информация о сети общеобразовательных организаций (далее - ОО), контингенте обучающихся (всего в районе), кадровом составе по муниципальным районам, в которых планируется создание Центров:
N п/п |
Муниципальный район |
Количество образовательных организаций |
Контингент |
Кадровый состав |
||
высшая категория |
1 категория |
без категории |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Акушинский район |
46 |
5907 |
88 |
161 |
729 |
2. |
Агульский район |
15 |
850 |
49 |
106 |
170 |
3. |
Ахтынский район |
19 |
2968 |
103 |
130 |
329 |
4. |
Бабаюртовский район |
21 |
6204 |
64 |
185 |
695 |
5. |
Ботлихский район |
31 |
5378 |
58 |
190 |
408 |
6. |
Буйнакский район |
36 |
9911 |
138 |
167 |
941 |
7. |
г. Избербаш |
8 |
7971 |
98 |
145 |
272 |
8. |
Гунибский район |
27 |
2156 |
111 |
166 |
233 |
9. |
Дербентский район |
48 |
13075 |
143 |
382 |
1268 |
10. |
Казбековский район |
15 |
6081 |
97 |
134 |
429 |
11. |
Кизлярский район |
43 |
10001 |
92 |
143 |
669 |
12. |
Кумторкалинский район |
8 |
3926 |
39 |
45 |
109 |
13. |
Курахский район |
27 |
1631 |
61 |
66 |
281 |
14. |
Лакский район |
19 |
796 |
33 |
26 |
184 |
15. |
Левашинский район |
43 |
9639 |
99 |
157 |
709 |
16. |
Хасавюртовский район |
55 |
25000 |
281 |
281 |
2223 |
17. |
Хивский район |
34 |
2471 |
78 |
118 |
323 |
18. |
Хунзахский район |
41 |
2951 |
87 |
101 |
489 |
19. |
Цумадинский район |
22 |
2403 |
54 |
87 |
281 |
20. |
Цунтинский район |
21 |
1836 |
56 |
50 |
375 |
21. |
Чародинский район |
9 |
1101 |
22 |
28 |
192 |
3. Опыт Республики Дагестан в реализации федеральных и международных проектов в области образования
N п/п |
Наименование проекта |
Статус проекта |
Объем финансирования и источник финансирования проекта |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей"
мероприятие 3.5. "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся" |
федеральный |
субсидия из федерального бюджета - 56 млн. 284,68 тыс. руб.,
софинансирование из регионального бюджета 24 млн. 122 тыс. руб. |
открытие детского технопарка "Кванториум-33" |
повышение охвата детей качественными программами технической и естественнонаучной направленности до 1000 чел. в год
повышение престижа инженерно-технических профессий в результате проведения профильных мероприятий для внешней детско-юношеской аудитории (не менее 5000 чел. в год)
создание в регионе условий для непрерывного развития профессионального мастерства и повышения уровня компетенций педагогов общего и дополнительного образования по профилю |
2. |
Мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" 2017 г.-2018 г. |
федеральный |
2 млн. 224 200,0 0 руб. |
разработаны задания для проведения мониторинга качества образования в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для учащихся начальной школы, 5, 6, 9, 11 классов по математике, русскому языку, истории. Подготовлены программы ПК для руководителей и педагогов школ; разработана методика идентификации школ; подготовлен комплект диагностических материалов по диагностике познавательных процессов обучающихся |
апробирован инструментарий, реализованы программы повышения качества, внедрены методические рекомендации. |
3. |
Исследовательский проект "Формирование у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории Российской Федерации и составляющих основной поток миграции в РФ" |
федеральный |
1 млн. 400 тыс. руб.
Грант РФФИ N 11-06-01180 |
диагностический инструментарий, определяющий уровень культуры этнотолерантности; дидактические пособия и методические рекомендации |
внедрение диагностического инструментария, определяющего уровень культуры этнотолерантности; использование методических рекомендаций для формирования у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории Российской Федерации и составляющих основной поток миграции в Российской Федерации |
4. |
Исследовательский проект: "Формирование культуры межэтнических отношений молодежи как основы национального единства" |
федеральный |
3 млн. 150 тыс. руб. (грант РФФИ N 1536-14008) |
программа социологического исследования "Проблемы межнациональных и межэтнических отношений в молодежной среде". Уточнение понятийного аппарата и концептуальных основ решения проблемы.
Разработка программ факультативных курсов и внеурочной деятельности. Серия публикаций |
реализация программ внеурочной деятельности и методических рекомендаций, направленных на улучшение ситуации по формированию культуры межнациональных отношений |
5. |
Исследовательский проект: "Воспитательная система этнополикультурной школы" |
федеральный |
1 550 тыс. руб. грант РГНФ N 14-06-00234 |
Серия публикаций |
внедрение методических рекомендаций по результатам исследования в деятельность школ |
6. |
Национальный проект "Образование" "Современная школа" |
федеральный |
4 млрд. 437 млн. 81 тыс. |
обновление материально-технической базы 168 школ, строительство 23 школ и 20 садов |
реализация комплекса мер по вовлечению в различные формы сопровождения и наставничества к 2024 году не менее 70% обучающихся организаций, реализующих общеобразовательные программы, начиная с 2020 года;
проведение в 2024 году в 100% образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, начиная с 2021 года;
реализация в 2022 году комплекса мер по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ;
реализация в 2024 году в не менее 70% общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, общеобразовательных программ в сетевой форме начиная с 2020 года;
обеспеченность в 2024 году изучения предметной области "Технология" на базе не менее 70% организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум", начиная с 2019 года |
7. |
"Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" |
федеральный |
4 млрд. 551 млн. 77 тыс. |
в Республике Дагестан в 2019 - 2021 годах будет введено не менее 9 100 дополнительных мест дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет (в 2019 г. - не менее 1 950 дополнительных мест;
в 2020 г. - не менее 6 750 дополнительных мест; в 2021 г. - не менее 400 дополнительных мест), ввод в эксплуатацию 59 детских садов на 9 220 мест (57 ДОО на 9 100 мест за счет нацпроекта "Демография" и 2 учреждений на 120 мест по РИП) |
обеспечение 100%-ой доступности дошкольным образованием;
повышение уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста и числа женщин, прошедших переподготовку |
Перечень целевых индикаторов приведен в приложении N 1 к Концепции (описанию).
Предварительная калькуляция расходов на функционирование одного Центра приведена в приложении N 2 к Концепции (описанию).
Примерное штатное расписание Центра приведено в приложении N 3 к Концепции (описанию).
Предполагаемая сеть общеобразовательных организаций Республики Дагестан, на базе которых планируется создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей, приведена в приложении N 4 к Концепции (описанию).
Зонирование и дизайн-проект в соответствии с брендбуком приведены в приложении N 5 к Концепции (описанию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.