Постановление Администрации Моргаушского района Чувашской Республики
от 1 декабря 2015 г. N 1029
"О Комплексной инвестиционной программе развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе:
Постановление Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 9 ноября 2016 г. N 563 "О внесении изменений в постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 01.12.2015 г. N 1029 "О комплексной инвестиционной программе развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
В целях организации системной работы в районе по привлечению инвестиций, повышения инвестиционной активности района и устойчивого развития экономики Моргаушского района Чувашской Республики администрация Моргаушского района Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа).
2. Признать утратившим силу постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28.05.2013 г. N 623 "О Комплексной инвестиционной программе развития Моргаушского района Чувашской Республики до 2020 года".
3. Рекомендовать администрации Моргаушского района, администрациям сельских поселений и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Моргаушского района, принять активное участие в реализации мероприятий программы.
4. Контроль за реализацией Программы возложить на первого заместителя главы администрации Моргаушского района - начальника управления экономики, развития АПК и муниципальной собственности Ананьева В.К.
5. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
Глава администрации |
Р.Н. Тимофеев |
Утверждена
постановлением администрации
Моргаушского района
Чувашской Республики
от 1 декабря 2015 г. N 1029
Муниципальная программа
Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Паспорт
муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
"Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы" разработана в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, посланием Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики.
Принятие Комплексной инвестиционной программы Моргаушского района Чувашской Республики предусматривает выполнение органами местного самоуправления в сотрудничестве с другими представителями района, а также органами государственной власти Чувашской Республики комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций, стабилизацию и развитие экономики района, увеличению его налоговой базы, повышение уровня занятости населения, решение социальных вопросов.
В основу Комплексной программы положена идея о необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, создания инновационных производств и создания новых сфер деятельности в экономике и в этих целях налаживание системы по привлечению инвестиций.
1. Социально-экономическое положение района
Анализ текущей ситуации и основных проблем развития Моргаушского района
Моргаушский район расположен в северо-западной части Чувашской Республики. Граничит с Чебоксарским, Красноармейским, Аликовским, Ядринским районами республики и Горномарийским районом Республики Марий Эл. Моргаушский район образован в 1944 году Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. Территория района вытянута с севера на юг на 41 км, а с запада на восток на 23 км и составляет 84,6 тыс. га. Районный центр с. Моргауши расположен в 47 км от столицы Чувашской Республики - г. Чебоксары. В районе 177 населенных пунктов, 16 сельских поселений. Район имеет уникальное расположение по отношению к важнейшим российским и республиканским транспортным артериям: территорию пересекает автотрасса Москва - Казань, рядом же находится железная дорога, имеются прекрасные возможности для использования водного транспорта. Общая протяженность автомобильных дорог на конец 2014 года составляет 606 км, в том числе с твердым покрытием - 299,9 км (49,5% составляет удельный вес дорог с твердым покрытием).
Отправным пунктом для инвестиционного и стратегического планирования является анализ сильных и слабых сторон района.
Сильные и слабые стороны Моргаушского района
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Географическое положение | |
Удобное географическое расположение территории - в центре Чувашской Республики, удобная транспортная развязка, близкое расположение к столице Чувашской Республики - г. Чебоксары, железнодорожному узлу, речному порту |
Отдаленность от торговых и промышленных центров России |
Население (квалификация, занятость) | |
Высокий образовательный и культурный уровень. Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения). Оживление самозанятости и экономической активности населения |
Нехватка работников массовых рабочих профессий, особенно в сельском хозяйстве. Отток активной части населения. |
Экономический потенциал, градообразующие отрасли | |
Высокотехнологический промышленный потенциал крупного предприятия ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель". Довольно высокий сельскохозяйственный потенциал. Благоприятные экологические условия и наличие природных источников. |
Высокий моральный и физический износ производственных фондов большинства предприятий. Высокая стоимость энергоресурсов, транспортных затрат. слабый менеджмент большинства предприятий Малая емкость потребительского рынка из-за ограниченного размера среднедушевых доходов. Низкая заработная плата в сфере сельского хозяйства. |
Система управления | |
Имеется многоступенчатая система управления хозяйственной деятельностью при управлении и распределении финансов из центра. |
Структура системы управления не приспособлена для реализации стратегических целей на местах. Угроза повышения зависимости от субвенций. |
Пространственная организация, градостроительное регулирование | |
Наличие пригодных для застройки участков земли. Комплексность застройки жилых районов. наличие системы земельного кадастра и возможность реализации прав собственности. Развитое малое и среднее предпринимательство, активно развивающийся потребительский рынок. Возможность развития курортно-туристической сферы. Наличие свободных территорий (инвестиционных площадок, земельных участков) для жилищного и производственного строительства, развития новых производств. Наличие инфраструктурного потенциала (газ, электричество, тепло, вода) для обеспечения развития отраслей экономики. Высокий интерес жителей города к территориям района с точки зрения строительства элитных коттеджных поселков. |
Отсутствие долгосрочных территориальных проектов в комплексной увязке разных видов освоения территорий. Наличие небольших по численности поселений. Недостаточная инновационная и инвестиционная активность малого предпринимательства. Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития. Отсутствие дорог с твердым покрытием в большинстве улиц населенных пунктов района. |
Общеэкономическое и политическое положение | |
Политическая стабильность. Улучшение финансирования в рамках федеральных, региональных программ, субсидии. |
Распределение средств без выявления первоочередных задач и приоритетов на основных направлениях ведения хозяйства. |
Демографические и социальные процессы | |
Сохранение тенденции снижения численности населения. Улучшение возможностей для выезда за пределы района, что может снизить безработицу. |
Могут уехать наиболее активные предприниматели и высококвалифицированные специалисты. Трудовая миграция населения трудоспособного возраста в другие регионы. |
Экономика | |
Тенденция улучшения экономического состояния района, возможность получения государственного заказа. Развитие энергосберегающих технологий. Освоение передовых технологий на предприятиях. |
Падение спроса на продукцию предприятий района. |
Региональные контакты | |
Развитие транспортной сети. Развитие сотрудничества с регионами России. |
Конкуренция с соседними районами. |
Демография и трудовые ресурсы
В Моргаушском районе на протяжении последних лет наблюдается обратная тенденция - население сокращается. Так, численность населения Моргаушского района на 1 января 2015 г. составила 33,9 тыс. человек. С 2004 года население района снизилось на 2,9 тыс. человек (на 7,9%).
В 2014 году в район прибыло 1122 человек, выбыло 1415 человек, миграционный отток составил 293 человек. Основными причинами миграционного оттока экономически активного населения являются отсутствие достаточного объема высокооплачиваемой работы и сокращение рабочих мест на предприятиях.
Численность населения Моргаушского района на конец года
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2.1 |
Численность населения (на конец года), всего |
чел. |
34907 |
34705 |
34487 |
34304 |
33989 |
2.1.1 |
сельское |
чел. |
34907 |
34705 |
34487 |
34304 |
33989 |
2.2 |
Миграция населения (+, -) |
чел. |
-205 |
-109 |
-156 |
-56 |
-293 |
Для улучшения демографической ситуации в районе необходимо обеспечить:
- повышение рождаемости;
- снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни;
- уменьшение оттока квалифицированной рабочей силы за пределы района;
- вовлечение населения в активное занятие физической культурой и спортом для полноценного физического и духовного развития и профилактики заболеваний, правонарушений, ведение здорового образа жизни;
- оказание помощи многодетным семьям;
- поддержку молодых семей, в первую очередь обеспечением доступным жильем;
- создание новых производств и новых рабочих мест;
- поддерживание на высоком уровне качества медицинских, образовательных услуг.
Одним из ключевых условий устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности района является обеспеченность его рабочей силой. Создание дополнительных рабочих мест, экономическая стабильность, развитие малого предпринимательства в районе позволили значительно повысить уровень заработной платы. Среднемесячная заработная плата в 2014 году по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 19762,2 рубля, что выше аналогичного показателя 2013 года на 8% в номинальном выражении. Коэффициент напряженности на рынке труда по итогам 2014 года составил 0,27 единиц.
Основными характеристиками степени использования трудовых ресурсов служат показатели экономической активности, занятости населения и безработицы.
Показатели рынка труда и занятости населения за 2010 - 2014 годы
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Зарегистрировано безработных граждан на конец года, человек |
104 |
54 |
44 |
54 |
52 |
Уровень безработицы на конец года, % |
0,48 |
0,25 |
0,21 |
0,27 |
0,27 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы в районе невысокий и имел тенденцию к снижению. Гораздо сильную позицию занимает незарегистрированная безработица.
Необходимо осуществление целенаправленного государственного и муниципального регулирования рынка труда, ориентирование работодателей на создание условий труда, обеспечивающих высокую трудоспособность работников и производительность труда, а также реализация мероприятий в области содействия занятости населения в рамках данной программы, которые в комплексе позволят создать новые рабочие места с привлекательными условиями труда, обеспечить снижение среднегодовой численности безработных граждан, особенно скрытой безработицы.
Функционирование экономики Моргаушского района в перспективе будет определяться следующими направлениями:
- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
- активизация инвестиционной деятельности, реализация инвестиционных проектов;
- повышение занятости населения во всех секторах экономики.
В настоящее время в Моргаушском районе характерны тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения социальной сферы в качественно лучшую сторону.
Основные показатели социально-экономического развития Моргаушского района 2010 - 2014 г.г.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Численность постоянного населения |
тыс. чел. |
34,8 |
34,6 |
34,3 |
34,3 |
Естественное движение населения |
чел. |
-83 |
-86 |
-12 |
-18 |
Миграция населения |
чел. |
-109 |
-157 |
-56 |
-293 |
Оборот организаций района |
млн. руб. |
2530 |
3909 |
4922 |
5163 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности |
млн. руб. |
1225 |
1756 |
1796 |
1794 |
Объем отгруженной продукции сельского хозяйства |
млн. руб. |
415,9 |
411,6 |
445,9 |
537,4 |
Объем выполненных работ в сфере строительства |
млн. руб. |
28 |
539 |
1173 |
1203,6 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
168,7 |
1223,5 |
1516,4 |
1826 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь) |
тыс. |
29,0 |
26,0 |
29,3 |
28,5 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
882 |
994,5 |
1076,5 |
1177,8 |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
806 |
106,8 |
118,1 |
126,6 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
154,8 |
191,4 |
219,9 |
227,3 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства |
ед. |
1040 |
938 |
713 |
793 |
Доходы консолидированного бюджета |
млн. руб. |
410,4 |
477,3 |
544,4 |
597,4 |
Численность зарегистрированных безработных (на конец года) |
чел. |
54 |
44 |
54 |
52 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
руб. |
11448,9 |
14611,7 |
18293,9 |
19762,2 |
Динамика показателей социально-экономического развития Моргаушского района за 2012 - 2014 годы.
Показатели |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
% |
143,3 |
102,2 |
102,1 |
Темп роста (снижения) выпуска сельскохозяйственной продукции (в % к соответствующему периоду предыдущего года) во всех категориях хозяйств |
% |
98,9 |
108,3 |
120,5 |
Производство мяса (реализовано на убой скота и птицы в живой массе) скота в хозяйствах всех категорий |
тонн |
5026,4 |
3695,6 |
3804,4 |
Производство молока в хозяйствах всех категорий |
тонн |
41009,4 |
36162,3 |
38551,7 |
Получено яиц, всего |
тыс. шт. |
72443 |
72248,9 |
85129,1 |
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий |
гол. |
14824 |
14195 |
13594 |
Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий |
гол. |
7336 |
4719 |
4291 |
Поголовье птиц в хозяйствах всех категорий |
гол. |
350,6 |
389,8 |
452,0 |
Валовой сбор зерна и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн. |
21,0 |
21,3 |
30,0 |
Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн. |
36,9 |
33,9 |
38,8 |
Доля собственных доходов в общем объеме доходов местного бюджета |
% |
26,4 |
27,5 |
24,9 |
Просроченная задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности |
тыс. руб. |
2433 |
2901 |
1032 |
Среднесписочная численность работников организаций |
чел. |
5042 |
4809 |
4756 |
Темп роста ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
% |
89,6 |
112,6 |
97,2 |
Жилищное строительство |
тыс. кв. м. |
29,4 |
29,4 |
28,5 |
Темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
% |
112,7 |
108,2 |
109,4 |
Основными объективными условиями муниципального развития, которые задает внешняя среда, являются:
- макроэкономическая ситуация в Чувашской Республике;
- политика федеральных и региональных органов власти и крупных компаний, оказывающие влияние на развитие территории;
- экономико-географическое положение муниципального образования.
Сложившаяся ситуация на рынке труда свидетельствует об углублении проблем занятости, сопровождающейся уменьшением числа занятых в экономике, особенно высоки темпы снижения занятых в отрасли сельского хозяйства. Основная причина: банкротство сельхозпредприятий и отток трудоспособного населения на заработки в другие регионы.
2. Анализ финансово-экономического положения по основным видам экономической деятельности района
Развитие конкурентоспособной экономики является одним из ключевых условий устойчивого социально-экономического развития Моргаушского района. В рамках Комплексной программы мероприятия сгруппированы по направлениям в зависимости от конкретных задач, таких как: повышение инвестиционной привлекательности ресурсного и экономического потенциала территории, поддержка малого и среднего бизнеса.
Оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2012 - 2014 г.г.
Виды экономической деятельности |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Всего |
млн. руб. |
4147,6 |
4901,6 |
5163,1 |
в том числе организации с основным видом деятельности: |
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
млн. руб. |
345,4 |
298,1 |
355,4 |
Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
1705,7 |
1778,5 |
1732,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн. руб. |
206,9 |
218,8 |
236,6 |
Розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
млн. руб. |
1050,2 |
1151,3 |
1269,3 |
Строительство |
млн. руб. |
657,7 |
1162,0 |
1254,0 |
Образование |
млн. руб. |
7,3 |
16,7 |
23,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
млн. руб. |
130,1 |
196,9 |
202,0 |
Предоставление прочих коммунальных услуг, социальных и персональных услуг |
млн. руб. |
1,3 |
1,7 |
2,7 |
3. Промышленность, сельское хозяйство и малый бизнес
Промышленность - основная сфера экономики района, от ее развития зависит наполняемость бюджета и решение многих социальных проблем в районе.
Около 20% занятого населения трудится на промышленных предприятиях. Объем отгруженной продукции промышленного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2014 году в действующих ценах увеличился по сравнению с 2013 годом на 2,3%. Основными проблемами промышленных предприятий района является: физический и моральный износ основных фондов, отсутствие высококвалифицированных кадров, падение спроса на выпускаемую продукцию, из-за насыщения рынка дешевыми аналогами.
Сельское хозяйство является одним из основных составляющих секторов экономики района, обеспечивающих не только свои продовольственные потребности, но и загрузку сырьем предприятий, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства. Аграрный сектор имеет высокие риски банкротства хозяйств из-за недостатка финансовых средств для своевременного погашения обязательств и обновления материально-технической базы, инвестиционного развития.
Острой проблемой являются наличие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и высокая изношенность сельскохозяйственной техники и оборудования.
В сельскохозяйственных предприятиях сильно ощущается нехватка кадров: механизаторов, операторов машинного доения, зооветспециалистов, агрономов. Актуальным является необходимость повышения квалификации кадров в АПК. Трудности с внедрением новых технологий возникают не только из-за недостатка средств на покупку новой техники, но и в связи с недостаточной квалификацией специалистов, обслуживающих ее. Данные факторы сдерживают развитие в данной сфере деятельности.
Показатели развития сельского хозяйства
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
1908,1 |
1926,7 |
2276,8 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
- продукция растениеводства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
809,0 |
798,8 |
1068,7 |
- продукция животноводства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
1099,1 |
1127,9 |
1208,1 |
в т.ч. продукция сельскохозяйственных предприятий |
% |
57,6 |
58,5 |
53,1 |
Большую часть продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составляет продукция животноводства - более 56%. Из общего объема продукции сельского хозяйства, продукция хозяйств населения составляет 75%.
Большое внимание уделяется вопросам оплаты труда в сельском хозяйстве. На 1 января 2015 года среднесписочная численность работников, занятых в сельхозпредприятиях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, согласно статистическим данным составила 460 человек. Среднемесячная заработная плата на одного работника достигла 10934 рублей, темп роста к уровню прошлого года составил 4,3%.
Развитие малого предпринимательства в Моргаушском районе является важным фактором экономической многопрофильности и стабилизации местного рынка труда. Развитая сфера малого предпринимательства - один из механизмов решения экономических и социальных проблем, создания конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для местного бюджета, снижения уровня безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, насыщения рынка товарами собственного производства, создания стабильности в муниципальном образовании.
Отраслевая структура малого бизнеса на протяжении последних лет остается неизменной, более половины всех субъектов предпринимательства сосредоточена в непроизводственной сфере - в сфере потребительского рынка.
Широк и разнообразен спектр услуг, оказываемых предприятиями малого и среднего бизнеса: ремонт обуви, сложной бытовой техники, ремонт и индивидуальный пошив одежды, ремонт автотранспорт изготовление, металлоизделий. Активно развиваются такие виды бытовых услуг, как парикмахерские, косметические, бухгалтерские, консалтинговые, юридические, фотоуслуги, изготовление ключей, совершенствуется сервис пассажирских перевозок, грузотакси. Кроме того, увеличивается сеть предприятий розничной торговли, общественного питания субъектов малого предпринимательства
В Моргаушском районе в конце 2011 года открылся производственный бизнес-инкубатор. Он расположен по адресу: с. Моргауши, ул. 50 лет Октября, д. 25.
Основной целью деятельности производственного бизнес-инкубатора является создание условий для увеличения числа субъектов малого предпринимательства, занятых производством, поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Моргаушского района, создание новых рабочих мест.
Производственный бизнес-инкубатор имеет смешанное назначение:
- производственное (помещения и услуги представляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность),
- офисное.
Оказание поддержки вновь созданным и молодым субъектам малого предпринимательства осуществляется путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего в себя: обеспечение площадью как офисной, так и производственной на льготных условиях аренды, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проведение обучения персонала, оказание консалтинговой поддержки, формированием положительного общественного мнения о значимости развития малого и среднего предпринимательства и т.д.
Существует проблема по заполнению площадей Производственного бизнес-инкубатора с. Моргауши.
Показатели деятельности малых и средних предприятий за 2012 - 2014 годы
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), единиц |
938 |
804 |
793 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, единиц |
795 |
576 |
575 |
Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, человек |
2495 |
3422 |
3689 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в малом и среднем предпринимательстве, рублей |
9800 |
9500 |
12250 |
Оборот отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями, млн. рублей |
348,0 |
725,9 |
691,9 |
С 2012 года началась работа по Государственной поддержке организаций агропромышленного комплекса в виде предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам; и на развитие семейных животноводческих ферм. Она направлена на формирование благоприятных условий для создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств. За 2012 - 2014 годы грант на развитие семейных животноводческих ферм получили 8 фермеров на сумму 8 млн. 297 тыс. рублей. Средства направлены на строительство семейных молочно-товарных ферм, покупку с/х техники, на приобретение племенного скота.
4. Социальная и инженерная инфраструктура района
Качество жизни населения является важнейшим показателем уровня социального развития района. Оценка качества жизни предусматривает оценку не только уровня материального благосостояния людей, но и их здоровья, образования, сохранения окружающей среды, реализации прав и свобод, комфортности проживания.
4.1. Образование
В Моргаушском районе развитие образования всегда было приоритетным направлением муниципальной политики. В системе образования Моргаушского района функционирует по состоянию на 01.01.2015 года 25 дневных общеобразовательных школ, из которых 13 средних, 9 основных, 3 начальных школ - детских садов; 14 детских садов; 4 учреждения дополнительного образования, 26 спортивных залов при школах. В 2014-2015 учебном году обучаются 3307 учащихся, средняя наполняемость классов в общеобразовательных школах района составляет 15 учащихся.
В конце декабря 2014 года завершена реконструкция МБОУ "Моргаушский лицей" под МБДОУ Детский сад "Ёлочка" на 60 мест. Реализация комплексного проекта модернизации дошкольного образования позволила ликвидировать очерёдность в дошкольные образовательные организации детей старше 3-х лет.
На 1 января 2015 года в Моргаушском районе Чувашской Республики функционирует 27 объектов дошкольного образования, оказывающих дошкольные образовательные услуги: в том числе 14 дошкольных образовательных учреждений, которые характеризуются следующими видами:
- детский сад (9 - ДОУ),
- детский сад комбинированного вида (3 ДОУ),
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития воспитанников (2 ДОУ);
В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 1710 детей, что составляет 79,3%. Дети старшего дошкольного возраста, заняты различными формами предшкольной подготовки, что способствует получению равных стартовых возможностей при освоении детьми образовательных программ в начальных классах школы
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" также удалось обеспечить все школы новой компьютерной техникой и повысить информационную компетентность не только учащихся, но и педагогов.
В настоящее время в сфере образования в Моргаушском районе сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных мер. Исходя из сложившейся ситуации актуальными задачами являются:
укрепление и развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
развитие системы дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих гарантию предоставления качественных дополнительных образовательных услуг;
развитие кадрового потенциала, привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов;
организация систематического повышения квалификации педагогических и руководящих работников, в том числе с использованием дистанционных технологий;
поддержка и ресурсное обеспечение инновационной деятельности в сфере образования.
4.2. Здравоохранение
Основная деятельность учреждений здравоохранения Моргаушского района направлена на совершенствование медицинской помощи населению района, укреплению материально-технической базы, оснащению современным оборудованием, реформированием здравоохранения района в соответствии с основными социально-экономическими задачами в области здравоохранения.
Структура БУ "Моргаушская ЦРБ" Минздравсоцразвития Чувашии представлена 1 районной больницей Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, 1 участковой больницей, 10 отделениями общей врачебной практики, 38 фельдшерско-акушерскими пунктами.
Организация медицинской помощи остается одним из приоритетов развития здравоохранения. Развитие здравоохранения в Моргаушском районе тесно связано с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на совершенствование первичного медико-санитарного звена, развитие стационар замещающих технологий, техническое перевооружение диагностических служб.
В БУ "Моргаушская ЦРБ" МЗСР ЧР адаптирована система электронной записи на прием к врачу. Желающие могут записаться на прием к врачу в разделе "электронная регистратура" Медицинского портала, при этом не исключая запись на прием к врачу по телефону регистратуры.
Основные показатели в сфере здравоохранения за 2011 - 2014 годы
Наименование показателей |
Единица измерения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Число больничных коек в круглосуточных стационарах |
на 10 тыс. человек населения |
41,3 |
38,4 |
32,4 |
31,5 |
Численность врачей всех специальностей |
на 10 тыс. человек населения |
26,9 |
27,9 |
28,0 |
30,0 |
Численность среднего медицинского персонала |
на 10 тыс. человек населения |
89,3 |
89,3 |
86,0 |
85,0 |
Основными проблемами системы здравоохранения являются недостаточный уровень кадрово-инфраструктурного развития, отсутствие ряда медицинских услуг, нехватка врачебных кадров узких специальностей. В районе отмечается кадровый дефицит: большинство врачей предпенсионного и пенсионного возраста.
Целью политики администрации Моргаушского района Чувашской Республики в сфере здравоохранения и демографии является оказание содействия в совершенствовании организации медицинской помощи населению, развитии и техническом переоснащении муниципальных учреждений здравоохранения Моргаушского района, обеспечении населения района качественной медицинской помощью, снижении заболеваемости, инвалидизации населения, преодолении негативных медико-демографических тенденций.
Основными задачами, направленными на достижение указанной цели, являются:
- повышение профессионального уровня медицинских работников;
- проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Ожидаемые результаты:
- увеличение средней продолжительности жизни населения;
- повышение уровня рождаемости населения;
- снижение уровня смертности населения;
- повышение уровня знаний населения о социально значимых заболеваниях.
4.3. Культура
Основное направление работы в сфере культуры - это сохранение и развитие созданного в районе культурного наследия, приумножение его потенциала, развитие библиотечного, музейного и архивного дела, совершенствование системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы. С 01.01.2015 года в районе сформирована 1 централизованная клубная система, в ее состав входят 45 структурных подразделений (филиалов) учреждений культурно-досугового типа в сельских поселениях; 1 централизованная библиотечная система, в ее состав входят 29 модельных библиотек, 1 музей верховых чувашей, в его состав входят 2 филиала.
В 2014 году 15 сельских библиотеках Моргаушского района начали осуществлять новый дополнительный вид деятельности - предоставление населению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". В настоящее время библиотеки ведут приём документов по 29 муниципальным услугам, выдают результат оказанных услуг, предоставляют необходимые консультации.
В районе ежегодно не выполняется показатель пополнения книжных фондов на 1000 жителей. В 2014 году данный показатель выполнен в объёме 168 книг при установленном нормативе 250 книг.
По итогам 2014 года средняя заработная плата работников культуры составила 11070,9 тыс. рублей.
В районе ведётся работа по развитию сельского и экологического туризма с привлечением потенциальных инвесторов. Постановлением администрации Моргаушского района от 27.12.2013 N 1466 утверждена муниципальная программа Моргаушского района Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы. Разработаны инвестиционные проекты, которые включены в Федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". Составлен сводный план автотуристического кластера Чувашской Республики "Чувашия - сердце Волги", куда включены инвестиционные проекты, состоящие из 2-х субкластеров района: "Престиж" и "Волжский эксклюзив".
Деятельность централизованной клубной системы направлена на решение следующих задач:
- совершенствование системы конкурсов, фестивалей, календарных и иных праздничных мероприятий, способствующих развитию и разнообразию культурной среды;
- обеспечение поддержки и создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства и любительского творчества;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- создание, развитие и организация работы клубных формирований, любительских творческих коллективов в различных жанрах, студиях и кружках любительского художественного творчества, любительских объединений, организация работы, клубов по интересам по всем направлениям творческой и социально-культурной деятельности;
- организацию и проведение различных по форме и тематике культурно-досуговых мероприятий: государственных, районных и местных праздников, народных гуляний;
- проведение концертов, других культурно-зрелищных мероприятий, показ спектаклей, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;
- организацию и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, проектов и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований.
Целью политики администрации Моргаушского района в сфере культуры является сохранение культурного наследия района, обеспечение свободы творчества и развитие культурного и духовного потенциала.
Основными задачами, направленными на достижение указанной цели, являются:
- содействие дальнейшему развитию самодеятельного народного творчества, приобщение к творчеству детей, подростков и молодежи;
- развитие всех видов и жанров творческой и исполнительской деятельности населения;
- укрепление материально-технической базы, реконструкция, ремонт и модернизация муниципальных учреждений культуры;
- создание условий для привлечения жителей в библиотеки;
- развитие музеев, профессиональных творческих коллективов;
- повышение правовой культуры населения и организаций района;
- сохранение и развитие муниципального архивного фонда.
В целях решения поставленных задач предполагается осуществить следующие мероприятия:
- поддержка одаренных детей;
- реконструкция и капитальный ремонт зданий муниципальных учреждений культуры;
- сохранение и развитие библиотечных фондов;
- создание сети общедоступных информационно-просветительских центров на базе библиотеки;
- поддержка декоративно-прикладного искусства;
- поддержка и развитие самодеятельного творчества;
- повышение правовой культуры населения и организаций района;
- сохранение и развитие муниципального архивного фонда.
Ожидаемые результаты:
- участие одаренных детей в различных фестивалях и конкурсах местного, федерального и международного масштаба;
- повышение духовно-нравственного, творческого и культурного потенциала населения;
- сохранение и развитие русской и других национальных культур, исторического наследия района.
В сфере туризма основными целями являются:
- развитие конкурентоспособного туристского рынка в Моргаушском районе Чувашской Республики, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
- развитие туристско-рекреационного комплекса в Моргаушском районе Чувашской Республики;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение туристского продукта Чувашской Республики на мировом и внутреннем туристских рынках.
4.4. Физическая культура и спорт
Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем, таких как улучшение здоровья населения, повышение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений, укрепление обороноспособности и др.
К услугам занимающихся физической культурой и спортом в районе предоставлены 26 спортивных залов, 97 плоскостных спортсооружений и площадок, 1 стрелковый тир, 1 лыжная база Моргаушского филиала СДЮСШОР N 1 имени Валентины Егоровой, 5 хоккейных коробок при Юнгинской, Большесундырской средних школах, Сыбайкасинской основной школе, с. Моргауши и д. Калмыково.
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования за 2011 - 2014 годы значительно улучшилась материально-техническая база школ.
С 2008 года в районе функционирует физкультурно-спортивный комплекс "Сывлах". Благодаря развитию ФСК наблюдаются положительные тенденции в увеличении удельного веса населения, ведущего здоровый образ жизни. Благодаря комплексу созданы прекрасные условия для организации активного летнего досуга детей и подростков. Сегодня физкультурно-спортивный комплекс "Сывлах" активно используется не только в целях укрепления здоровья, он также способствует качественному проведению уроков физической культуры учащихся общеобразовательных школ в рамках требований современных образовательных стандартов.
Большое значение для развития физической культуры и спорта имеют создание военно-патриотических клубов на базе образовательных учреждений. В районе действует 5 военно-патриотических клуба, где занимаются 215 человек. Они ведут активную работу по привлечению обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и патриотическому воспитанию. На республиканских финальных играх юнармейского движения "Зарница" и "Орленок" в 2013 и 2014 годах военно-патриотический клуб "Родина" при Моргаушской средней школе становился победителем.
Для внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГТО" базой определена МБОУ Калайкасинская средняя школа. Образовательными учреждениями ведется подготовительная работа к сдаче нормативов ГТО обучающимися.
Основными задачами, направленными на достижение указанной цели, являются:
- создание условий для привлечения максимального количества жителей района к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие физкультурно-оздоровительной инфраструктуры.
В целях решения поставленных задач предполагается осуществить следующие мероприятия:
- по развитию детского и юношеского спорта;
- по развитию муниципальной системы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг населению;
- по организации и проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- по развитию футбола, хоккея и других массовых видов спорта;
Ожидаемые результаты:
- увеличение объемов и улучшение качества физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых населению муниципальными учреждениями;
- увеличение численности населения района, систематически занимающегося физической культурой.
4.5. Жилищный фонд, автомобильная дорожная сеть
В районе продолжается строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство и ремонт дорог. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" собственными силами крупных и средних предприятий и организация в 2014 году составил 1203,6 млн. рублей.
Общая площадь жилищного фонда на 1 января 2014 г. составила 924,5 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения жильем составляет 27,0 кв. метра на одного человека.
За 2014 год за счет всех источников финансирования по району жилья введено 28 тыс. 554 кв. м.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы в 2014 году району было выделено денежных средств в размере 18 млн. 532 тыс. рублей. Молодым семьям было вручено 30 свидетельств о праве на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения на общую сумму 18 млн. 197 тыс. рублей. В списке нуждающихся в жилых помещениях на 2015 год состоят еще 90 молодых семей.
В рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Моргаушскому району выделено 11 млн. 078 тыс. руб. По данной программе в 2014 году свои жилищные условия улучшили 11 молодых специалистов и 7 граждан.
Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей были предоставлены в августе 2014 года в с. Большой Сундырь Моргаушского района Чувашской Республики. На сегодняшний день необходимо обеспечить жильем еще 17 лиц из числа детей-сирот, которым исполнилось 18 лет.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" всего 250 ветеранов и вдов участников ВОВ улучшили жилищные условия. В 2014 году 6 ветеранов Великой Отечественной войны и вдов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили свидетельства и улучшили жилищные условия. В настоящий момент необеспеченными жилыми помещениями остаются 7 вдов участников ВОВ.
Целью стратегического развития жилищной сферы является обеспечение жителей села доступным и качественным жильем.
Задачами развития жилищной сферы района являются:
сохранение и увеличение темпов строительства жилья в районе;
ремонт жилых домов в целях приведения в нормальное эксплуатационное состояние конструктивных элементов здания и внутридомовых инженерных сетей;
расселение и снос аварийного жилищного фонда;
обеспечение доступности жилья.
В целях решения вопросов переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов на условиях совместного финансирования из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета необходимо осуществление мероприятий по реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающей внешние связи, во многом зависят устойчивое экономическое развитие территории, темпы роста экономики, улучшение условий предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения.
Через Моргаушский район проходит автомобильная дорога федерального значения "Москва - Казань". Общая протяженность дорог с твердым покрытием в Моргаушском районе на начало 2015 года составляет 606 км. В районе ежегодно ведутся работы по ремонту и содержанию дорог, строительству дорог, осуществляется ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям.
В соответствии с Указом Президента России от 16.03.2010 N 321 "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации" Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года запланировано строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Казань" со скоростью движения поездов до 400 км/ч., при этом время в пути в сообщении "Чебоксары - Москва" составит 2 ч. 50 мин. Трасса ВСМ на территории Чувашской Республики будет расположена на протяжении 118 км и пройдет по территориям Ядринского, Моргаушского, Чебоксарского, Мариинско-Посадского районов.
ВСМ "Москва - Казань" пройдет по территории пяти сельских поселений Моргаушского района: Ярославского, Юнгинского, Хорнойского, Орининского и Ярабайкасинского.
Реализация проекта ВСМ в Чувашской Республике будет способствовать решению проблем социально-экономического характера, росту деловой активности населения, развитию секторов: экономики, транспорта, строительства, а также финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения.
5. Анализ состояния бюджетной системы
Бюджет Моргаушского района составляется и утверждается сроком на один год с разработкой и утверждением среднесрочного финансового плана на последующие два года.
Основные показатели исполнения бюджета района за 2014 год характеризуются следующими данными:
За 2014 год собственные доходы консолидированного бюджета района были мобилизованы в сумме 182 158,4 тыс. руб. (30,5% всех доходов), по сравнению с 2013 годом больше на 4 486,4 тыс. руб., темп роста 102,5%. Уточненный план 2014 года выполнен на 107,9%.
Налоговых доходов получено 155 379,3 тыс. рублей, темп роста составил 103,2%.
Неналоговых доходов получено 26 779,1 тыс. рублей, это ниже уровня 2013 года и составили 98,8%.
Общий объем доходов консолидированного бюджета района составил 597 440,7 тыс. рублей, увеличение на 9,7% к уровню 2013 года.
По неналоговым доходам увеличение поступлений обеспечено за счет:
- доходов от продажи материальных и нематериальных активов (земельные участки, приватизация);
- доходов от компенсации затрат государства.
Однако, произошло заметное снижение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности на 46,1%, платы за негативное воздействие на окружающую среду на 12,6%, доходов в виде штрафов и иных сумм возмещения ущерба на 14,1%.
Расходы консолидированного бюджета района в 2014 году составили 601 245,9 тыс. руб. По сравнению с 2013 годом произошло увеличение объема расходов на 113,3%.
Большая часть расходов консолидированного бюджета района была направлена на социальное развитие района и обеспечение деятельности учреждений социальной сферы района, а также осуществление дорожной деятельности и проведение работ по благоустройству территорий. Расходы по отраслям распределились следующим образом:
- на систему образования - в сумме 344 821,2 тыс. рублей или 57,3% всех расходов консолидированного бюджета района;
- на развитие культуры и обеспечение деятельности учреждений культуры - 37 906,0 тыс. рублей, что составило 6,3% от всех расходов консолидированного бюджета района;
- на обеспечение национальной обороны - 1658,1 тыс. руб., что составляет 0,3% расходов консолидированного бюджета района;
- на осуществление дорожной деятельности за счет средств дорожных фондов (содержание и капитальный ремонт дорог, строительство и проектирование дорог) - 52 307,7 тыс. руб., что составляет 8,7% от всех расходов консолидированного бюджета района;
- на мероприятия по благоустройству территории района и мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства - 57316,6 тыс. руб., что составляет 9,5% от всех расходов консолидированного бюджета района;
- на мероприятия в области социальной политики - 44611,6 тыс. руб., что составляет 195,5% от всех расходов консолидированного бюджета района.
Начиная с 2014 года осуществляется формирование местного бюджета исходя из программного принципа на основании 14 муниципальных программ. На их реализацию из консолидированного бюджета Моргаушского района направлено в 2014 году 564,8 млн. рублей, таким образом "программность" бюджета составила 94%.
Анализ исполнения консолидированного бюджета за 2012 - 2014 г.г.
тыс. рублей
Наименование мероприятий |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
Налоговые доходы, из них: |
123,9 |
131,7 |
143,8 |
150,5 |
148,1 |
155,4 |
НДФЛ |
106,0 |
113,4 |
124,2 |
129,7 |
112,9 |
118,4 |
налог на совокупный доход |
10,1 |
10,4 |
11,4 |
11,3 |
12,2 |
12,0 |
налог на имущество |
1,5 |
1,1 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
1,5 |
земельный налог |
4,9 |
5,4 |
5,2 |
5,6 |
5,9 |
6,9 |
Неналоговые доходы |
15,8 |
16,8 |
25,8 |
27,1 |
20,7 |
26,7 |
Итого собственных доходов |
139,1 |
148,5 |
169,7 |
177,6 |
168,8 |
182,1 |
Безвозмездные перечисления |
336,9 |
329,4 |
378,6 |
366,7 |
417,7 |
415,2 |
Всего доходов |
475,4 |
477,3 |
548,3 |
544,4 |
586,6 |
597,4 |
Всего расходов |
488,9 |
472,3 |
568,2 |
530,7 |
620,0 |
601,2 |
6. Цели, задачи и срок реализации Программы
Основными целями Программы являются повышение темпов устойчивого экономического роста, модернизация производства, повышение качества жизни населения Моргаушского района.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
обеспечение условий для создания высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, роста промышленного и сельскохозяйственного производства;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
снижение социальной напряженности на рынке труда и содействие занятости населения;
создание комфортных условий проживания населения, в том числе за счет комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Моргаушского района в целях жилищного строительства;
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта и в других социально значимых сферах.
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
7. Перечень программных мероприятий
В рамках реализации Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий:
обеспечение жильем молодых семей Моргаушского района в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
реализация мероприятий подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы" муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика Моргаушского района Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы";
реализация крупных инвестиционных проектов:
- строительство молочного комплекса с доильно-молочным и родильным блоками на 1000 голов дойных коров (ООО Агрофирма "Путь Ильича");
- организация укрупненного туристического комплекса Российского значения с многосторонней развитой инфраструктурой туризма" (ООО "Волжский эксклюзив");
- строительство придорожного комплекса по обслуживанию автотуристов на федеральной трассе М7 "Субкластер Престиж" (ЗАО МСО "Моргаушская");
- строительство промышленных объектов (цехов) для производства Криогенных танк-контейнеров для СПГ (ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель");
- реконструкция бывшей свинотоварной фермы в перепелиную птицеферму с клеточным содержанием птицы (ООО "Агрофирма им. Мичурина);
- эко-поселение "Зеленая усадьба" (ООО "Зеленая усадьба");
- строительство товарной фермы для разведения страусов в Чувашской Республике (КФХ Мальчихин В.Д.);
- строительство гостиничного комплекса со стоянкой и станцией технического обслуживания автомобилей (КФХ Царев Н.Л.);
- этно-деревня "Пегасовка" (Пегасова О.Г.);
- развитие КФХ на основе приобретения сельскохозяйственной техники и поголовья овец (КФХ Журавлев С.В.);
- выращивание КРС мясной породы (ООО "Бездна");
- строительство и реконструкция овощехранилищ (КФХ Толстов А.И., КФХ Скворцов И.Г.);
- развитие логистического центра на базе сельскохозяйственной ярмарки (СПССОК "Кристалл-Плюс");
- строительство цехов для производства строительных материалов ("СТК "Фарт-Сервис Плюс").
- реализация мероприятий по укреплению и расширению материально-технической базы учреждений образования, культуры, спорта и оздоровления населения, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Моргаушского района.
Реализация программных мероприятий будет способствовать росту промышленного и сельскохозяйственного производства и созданию новых рабочих мест на основе выстраивания взаимовыгодных отношений с собственниками, среднего и малого бизнеса, повышения конкурентоспособности производства, диверсификации рисков социально значимых предприятий через реструктуризацию и модернизацию производства, внедрение инновационных, ресурсосберегающих технологий, повышение конкурентоспособности производства; развитию и модернизации систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры района; производственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; стимулированию развития среднего и малого бизнеса; восстановлению темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций; сокращению сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение; содействию в строительстве коммунальной инфраструктуры; выделению бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан; развитию дорожного хозяйства района.
Перечень программных мероприятий в разрезе объемов финансирования по годам реализации приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
8. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование осуществляется в рамках действующих республиканских и муниципальных целевых программ, реализуемых инвестиционных проектов, в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 208035,0 млн. рублей.
9. Механизм реализации Программы и контроль за ее выполнением
Механизм реализации Программы подразумевает взаимодействие и сотрудничество исполнителей программных мероприятий.
Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации обеспечивается отделом экономики и развития АПК администрации Моргаушского района.
Муниципальный заказчик Программы осуществляет следующие мероприятия по своим направлениям:
- организация оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
обеспечение взаимодействия администрации Моргаушского района, а также организаций и иных исполнителей, участвующих в реализации Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел экономики и развития АПК администрации Моргаушского района.
Объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению.
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности
Реализация инвестиционных проектов и мероприятий Программы будет способствовать:
повышению устойчивости и конкурентоспособности Моргаушского района, диверсификации экономики за счет создания альтернативных производств и развития малого и среднего бизнеса;
развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
обеспечению гарантированной занятости населения и росту его доходов.
В результате реализации Программы в 2020 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы и показатели:
- увеличение на 1,7% численности населения муниципального образования (с 33,9 тыс. человек в 2014 году до 34,6 тыс. человек в 2020 году);
- увеличение на 10% доли среднесписочной численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения муниципального образования
- снижение на 0,07 процентного пункта уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании (с 0,27% в 2014 году до 0,2% в 2020 году);
- создание к 2020 году более 700 дополнительных постоянных рабочих мест;
- увеличение в 1,5 раза среднемесячной заработной платы работников (с 19762 рублей в 2014 году до 29645 рублей в 2020 году);
- увеличение в 1,5 раза объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств (с 1793,9 млн. рублей в 2014 году до 2600 млн. рублей в 2020 году);
- увеличение доли малых предприятий в общерайонном объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства организаций до 40%;
- увеличение количества малых предприятий;
- увеличение доли собственных доходов бюджета муниципального образования в общих доходах бюджета муниципального образования до 40%.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к комплексной инвестиционной программе
развития Моргаушского района
Чувашской Республики
на 2015 - 2020 годы
Сведения
о показателях (индикаторах) муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Наименование показателей |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Уровень зарегистрированной безработицы, % |
0,27 |
0,26 |
0,24 |
0,23 |
0,21 |
0,2 |
2. Общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест в период эксплуатации инвестиционных объектов и реализации мероприятий, человек |
91 |
102 |
114 |
121 |
132 |
140 |
3. Среднемесячная заработная плата работников предприятий, рублей |
18650,0 |
19280,0 |
21700,0 |
22640,0 |
24810,0 |
24645,0 |
4. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств, млн. рублей |
1870,0 |
1910,0 |
2270,0 |
2398,0 |
2474,0 |
2600,0 |
5. Доля собственных доходов в общем объеме доходов местного бюджета, % |
25 |
25,4 |
25,9 |
26,1 |
26,4 |
26,5 |
6. Доля малых предприятий в общерайонном объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства, % |
14,0 |
15,0 |
17,0 |
18,5 |
19,3 |
21,4 |
Приложение N 2
к комплексной инвестиционной программе
развития Моргаушского района
Чувашской Республики
на 2015 - 2020 годы
План
реализации муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Статус |
Наименование муниципальной программы |
Оценка расходов по годам (тыс. руб.) |
|||
Объем финансирования |
2015 |
2016 |
2017 - 2020 |
||
Муниципальная программа |
"Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы" |
Всего |
35320,0 |
36530,0 |
136185,0 |
Приложение N 3
к комплексной инвестиционной программе
развития Моргаушского района
Чувашской Республики
на 2015 - 2020 годы
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Программа "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы" | |||
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" |
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности |
Администрация Моргаушского района и сельские поселения Моргаушского района Чувашской Республики; организации, осуществляющие свою деятельность на территории Моргаушского района; банковская сфера; организации незарегистрированные на территории Моргаушского района, вкладывающие инвестиции в экономику Моргаушского района |
2015-2020 |
Приложение N 4
к комплексной инвестиционной программе
развития Моргаушского района
Чувашской Республики
на 2015 - 2020 годы
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Статус |
Наименование основных мероприятий |
Ориентировочная стоимость строительства, млн. рублей |
Источники финансирования |
Оценка расходов по годам, млн. рублей |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Программа |
Комплексная инвестиционная программа развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы |
||||||||
Основное мероприятие 1 |
Строительство молочно-товарной фермы на 1000 голов с доильно-молочным блоком и родильным отделением (ООО Агрофирма "Путь Ильича") |
517,0 |
всего |
50,0 |
45,0 |
45,0 |
38,0 |
1,0 |
0,5 |
федеральный бюджет |
20,1 |
13,2 |
6,6 |
3,2 |
0,5 |
0,07 |
|||
республиканский бюджет |
7,4 |
4,8 |
2,4 |
1,1 |
0,1 |
0,025 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
22,5 |
27,0 |
36,0 |
33,7 |
0,4 |
0,405 |
|||
Основное мероприятие 2 |
Организация укрупненного туристического комплекса Российского значения с многосторонней развитой инфраструктурой туризма" (ООО "Волжский эксклюзив") |
700,0 |
всего |
45,0 |
50,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
145,0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
45,0 |
50,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
145,0 |
|||
Основное мероприятие 3 |
Строительство придорожного комплекса по обслуживанию автотуристов на федеральной трассе М7 "Субкластер Престиж" (ЗАО МСО "Моргаушская") |
160,0 |
всего |
20,0 |
50,0 |
30,0 |
30,0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
20,0 |
50,0 |
30,0 |
30,0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 4 |
Строительство промышленных объектов (цехов) для Производства Криогенных танк-контейнеров для СПГ (ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель") |
380,0 |
всего |
100,0 |
200,0 |
80,0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
100,0 |
200,0 |
80,0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 5 |
Реконструкция бывшей свинотоварной фермы в перепелиную птицеферму с клеточным содержанием птицы (ООО "Агрофирма им. Мичурина") |
10,0 |
всего |
0,5 |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
1,5 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
0,5 |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
1,5 |
0 |
|||
Основное мероприятие 6 |
Эко-поселение "Зеленая усадьба" (ООО "Зеленая усадьба") |
36,7 |
всего |
7,0 |
8,0 |
10,2 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
7,0 |
8,0 |
10,2 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 7 |
Строительство товарной фермы для разведения страусов в Чувашской Республике (КФХ Мальчихин В.Д.) |
50,0 |
всего |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
1,0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
1,0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 8 |
Строительство гостиничного комплекса со стоянкой и станцией технического обслуживания автомобилей (КФХ Царев Н.Л.) |
100,0 |
всего |
20,0 |
40,0 |
40,0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
20,0 |
40,0 |
40,0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 9 |
Этно-деревня "Пегасовка" (Пегасова О.Г.) |
4,7 |
всего |
1,1 |
1,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
1,1 |
1,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 10 |
Развитие КФХ на основе приобретения сельскохозяйственной техники и поголовья овец (КФХ Журавлев С.В.) |
1,2 |
всего |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 11 |
Выращивание КРС мясной породы (ООО "Бездна") |
1,0 |
всего |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 12 |
Строительство и реконструкция овощехранилищ (КФХ Толстов А.И., КФХ Скворцов И.Г.) |
36,0 |
всего |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 13 |
Развитие логистического центра на базе сельскохозяйственной ярмарки (СПССОК "Кристалл-Плюс") |
2,5 |
всего |
1,0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
1,0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 14 |
Строительство цехов для производства строительных материалов ("СТК "Фарт-Сервис Плюс") |
8,0 |
всего |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 15 |
Проведение капремонта и ремонта дворовых территорий |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 16 |
Капитальный ремонт многоквартирных домов |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 17 |
Строительство открытой многофункциональной спортивно-оздоровительной площадки в Моргаушском районе Чувашской Республики |
0,9 |
всего |
0,22 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные источники |
0,22 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Основное мероприятие 18 |
Улучшение жилищных условий граждан и молодых специалистов в рамках федеральных целевых программ |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 19 |
Строительство, ремонт и содержание местных дорог |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 20 |
Строительство (реконструкция) объектов социальной сферы |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 21 |
Переселение граждан из ветхого аварийного жилья |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
|||||||
Основное мероприятие 22 |
Вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 1 декабря 2015 г. N 1029 "О Комплексной инвестиционной программе развития Моргаушского района Чувашской Республики на 2015 - 2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Моргаушского района" от 3 декабря 2015 г. N 72
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 9 ноября 2016 г. N 563
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2016 г.