На основании статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьи 36.1 решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 февраля 2012 года N С 25-2 "Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в городе Новочебоксарске Чувашской Республики", постановляю:
1. Утвердить бюджетный прогноз города Новочебоксарска на период до 2021 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
3. Сектору пресс-службы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики разместить настоящее постановление на официальном сайте города Новочебоксарска в сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по экономике и финансам.
Глава администрации |
О.Б. Бирюков |
Утвержден
постановлением администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
от 24 февраля 2016 г. N 348
По-видимому, в тексте названия приложения допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 25 февраля 2016 г."
Бюджетный прогноз
города Новочебоксарска на период до 2021 года
Введение
Процесс адаптации экономики города Новочебоксарска к изменившимся макроэкономическим условиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию. В результате своевременной реализации антикризисных мер в 2015 году в целом удалось сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста, стабилизировать доходы бюджета города Новочебоксарска и обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.
По мере завершения болезненного адаптационного периода, главной задачей экономической политики города Новочебоксарска Чувашской Республики остается обеспечение устойчивого экономического развития города. В то же время сохраняющаяся повышенная неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры предопределила временную приостановку среднесрочного бюджетного планирования и переход в 2016 году на однолетний бюджет. В таких условиях актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза города Новочебоксарска на долгосрочный период приобретают особое значение, помогая сформировать средне- и долгосрочные стратегии поведения.
Долгосрочные оценки основных параметров бюджета города Новочебоксарска, и, что более важно, основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами, в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование бюджета города Новочебоксарска на трехлетний период, разработка системы муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
I. Основные итоги исполнения бюджета города Новочебоксарска за 2015 год, условия формирования бюджетного прогноза города Новочебоксарска на период до 2021 года
В 2015 году в городе Новочебоксарске Чувашской Республики проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.
Указанная работа проводилась в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 20.10.2015 N 983.
Бюджет города Новочебоксарска за 2015 год по доходам исполнен в сумме 1 692,6 млн. рублей (101,2% к уточненным годовым плановым назначениям 2015 года), снижение к исполнению за 2014 год 1,9% (32,9 млн. рублей).
Поступления собственных доходов (налоговых и неналоговых) составили 670,0 млн. рублей (104,0% к уточненным годовым плановым назначениям) при этом по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличение собственных доходов составило 117,2% или 98,3 млн. рублей (факт 2014 г. - 571,7 млн. рублей).
Доля налоговых доходов в общем объеме собственных доходов за 2015 год составила 55,5% или 371,9 млн. рублей (факт 2014 г. - 352,7 млн. рублей).
Поступления налоговых доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 105,4% (19,2 млн. рублей).
Основная доля налоговых доходов сформирована за счет налога на доходы физических лиц - 187,8 млн. рублей (рост к аналогичному периоду 106,6%), земельного налога - 89,0 млн. рублей (рост к аналогичному периоду 103,9%), единого налога на вмененный доход - 60,9 млн. рублей (рост к аналогичному периоду 101,8%).
Доля неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов за 2015 г. составила 44,5% или 298,1 млн. рублей (факт 2014 г. - 219,0 млн. рублей). Поступления неналоговых доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли на 136,1% (79,1 млн. рублей).
Наиболее крупные неналоговые поступления по доходам от использования имущества - 149,4 млн. рублей (рост к аналогичному периоду 168,7%), доходам от продажи материальных и нематериальных активов - 121,4 млн. рублей (рост к аналогичному периоду 116,4%).
В 2015 году в бюджет города Новочебоксарска поступили средства из вышестоящих бюджетов бюджетной системы в сумме 1 022,6 млн. рублей, в том числе дотация в сумме 53,4 млн. рублей, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты в сумме 969,2 млн. рублей.
Расходы бюджета города Новочебоксарска исполнены в объеме 1 611,0 млн. рублей, при уточненных годовых плановых назначениях 1 672,6 млн. рублей или 96,3%.
Самый большой удельный вес в расходах бюджета города Новочебоксарска занимает финансирование социально-культурной сферы - 74,6% или 1 202,2 млн. рублей.
В том числе расходы на финансирование:
- учреждений образования и мероприятий в области образования 1 056,3 млн. рублей (или 65,6% в общей структуре расходов бюджета города),
- учреждений культуры и мероприятий в области культуры 42,3 млн. рублей,
- мероприятия в области социальной политики 90,2 млн. рублей,
- учреждений физической культуры и мероприятий в области физической культуры и спорта 13,4 млн. рублей.
В 2015 году бюджет города Новочебоксарска сформирован в программном формате в рамках 13 муниципальных программ на общую сумму 1 576,5 млн. рублей или 97,9%.
Все расходные обязательства оплачены своевременно, кредиторская задолженность отсутствует.
Перевыполнение плановых поступлений по собственным доходам позволило в 2015 году не привлекать кредитные ресурсы и уплачивать проценты за пользование кредитом. Муниципальный долг города Новочебоксарска по состоянию на 1 января 2016 года отсутствует. Профицит бюджета города Новочебоксарска на 1 января 2016 года составил 81,6 млн. рублей.
II. Цели и задачи бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года
Формирование и реализация бюджетной политики в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких, чем в начале и середине 2000-х годов, темпов экономического роста при сохранении рисков несбалансированности бюджета города Новочебоксарска.
Ключевой целью разработки бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года является оценка основных тенденций развития бюджета города Новочебоксарска, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики, обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджета города Новочебоксарска и достижение стратегических целей социально-экономического развития города Новочебоксарска.
Необходимо обеспечить предсказуемость реакции бюджета города Новочебоксарска на внешние и внутренние макроэкономические вызовы, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.
К задачам бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета в городе Новочебоксарске;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Новочебоксарска и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Новочебоксарска;
выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Новочебоксарска и решению ключевых задач социально-экономического развития города Новочебоксарска в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета города Новочебоксарска, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для бюджета города Новочебоксарска, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:
обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года с другими документами стратегического планирования города Новочебоксарска Чувашской Республики, в первую очередь, прогнозом социально-экономического развития города Новочебоксарска на период до 2021 года и муниципальными программами города Новочебоксарска Чувашской Республики;
систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета города Новочебоксарска;
оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки главным распорядителям бюджетных средств по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета города Новочебоксарска при реализации бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года необходимо обеспечить:
сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджета города Новочебоксарска и использование полученных результатов в бюджетном планировании;
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга города Новочебоксарска.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Одним из инструментов, призванных обеспечить повышение результативности расходов и их ориентированность на достижение целей муниципальной политики, являются муниципальные программы города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Направления и мероприятия муниципальной политики, реализуемые в рамках муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики, должны формироваться с учетом реальных возможностей бюджета города Новочебоксарска. Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики, их ориентации на достижение долгосрочных целей и задач города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Необходимо внедрить систему регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ выполнения мероприятий муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку на основании динамики объемов расходов, управления имуществом, значений целевых показателей (индикаторов) необходимо проводить по муниципальным программам города Новочебоксарска Чувашской Республики с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.
В рамках данной работы структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие города Новочебоксарска Чувашской Республики, включая все сферы деятельности.
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо дальнейшее совершенствование системы муниципального финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности.
III. Прогноз основных характеристик бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года
Бюджетный прогноз города Новочебоксарска до 2021 года предусматривает два основных варианта развития экономики - первый (базовый) вариант, который исходит из менее благоприятного развития экономики и характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, и второй (оптимистичный) вариант, предполагающий продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики.
Общее замедление темпов экономического развития в 2014 - 2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обуславливает необходимость выбора для формирования бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года показателей первого (базового) варианта развития экономики. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части бюджета города Новочебоксарска и предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджета города Новочебоксарска.
Несмотря на консервативный подход к формированию доходной части бюджета, в городе будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов.
Существенное влияние на сбалансированность бюджета города Новочебоксарска оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.
Несмотря на достигнутый рост (стабилизацию) рождаемости, в долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте.
В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к улучшению инвестиционного климата, обеспечению макроэкономической стабильности, эффективности и прозрачности муниципального управления.
Прогноз основных характеристик бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года приведен в приложении 1 к настоящему бюджетному прогнозу города Новочебоксарска до 2021 года.
3.1. Основные подходы к формированию доходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года
Налоговая политика города Новочебоксарска Чувашской Республики на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет города Новочебоксарска.
Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков по сравнению с субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Формирование доходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года осуществлено с учетом следующих подходов:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов, формирование максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
эффективного использования муниципального имущества.
Доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств города Новочебоксарска, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
В целом в период до 2021 года основными источниками доходов бюджета города Новочебоксарска будут оставаться налог на доходы физических лиц и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. При этом увеличение поступлений по данным доходам прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.
Структура доходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года характеризуется следующим образом.
Таблица 1
Структура
доходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Налоговые и неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
550 163,0 |
556 780,0 |
568 342,0 |
580 000,0 |
588 700,0 |
597 340,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
376 088,0 |
390 507,0 |
406 506,7 |
425 029,8 |
444 902,0 |
465 204,4 |
доля в общем объёме налоговых и неналоговых доходов, % |
68,4 |
70,1 |
71,5 |
73,3 |
75,6 |
77,9 |
- налог на доходы физических лиц, всего (тыс. рублей) |
195 000,0 |
203 385,0 |
215 384,7 |
233 907,8 |
253 780,0 |
274 082,4 |
доля в общем объёме налоговых и неналоговых доходов, % |
35,4 |
36,5 |
37,9 |
40,3 |
43,1 |
45,9 |
Неналоговые доходы, всего (тыс. рублей) |
174 075,0 |
166 273,0 |
161 835,3 |
154 970,2 |
143 798,0 |
132 135,6 |
доля в общем объёме налоговых и неналоговых доходов, % |
31,6 |
29,9 |
28,5 |
26,7 |
24,4 |
22,1 |
3.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года
Прогноз расходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, культуры и спорта. В числе приоритетных направлений так же, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации, изданных 7 мая 2012 года, направленных на развитие экономики, образования, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан города Новочебоксарска Чувашской Республики доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
С учётом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Предельный объем расходов бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений города Новочебоксарска Чувашской Республики с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме.
Необходимо принятие мер по созданию условий для повышения собственной доходной базы бюджета города Новочебоксарска.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики, дефицита (профицита) бюджета города Новочебоксарска на период до 2021 года
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к долговым обязательствам муниципального образования относятся обязательства по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Согласно положениям статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств.
В силу дефицитности бюджета города Новочебоксарска муниципальные заимствования являются основным источником финансирования дефицита бюджета.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом города Новочебоксарска на период до 2021 года заключается в осуществлении взвешенной долговой политики, поддержании объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами, при этом должна быть обеспечена способность бюджета города Новочебоксарска осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для бюджета города условиях.
Стратегия управления муниципальным долгом города Новочебоксарска на долгосрочную перспективу будет направлена на:
повышение эффективности муниципальных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города Новочебоксарска в привлечении заёмных средств;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города Новочебоксарска;
минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга.
Долговая нагрузка на бюджет города Новочебоксарска в период до 2021 года будет оставаться в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.
Основными мероприятиями по обеспечению поддержания объёма муниципального долга на безопасном экономическом уровне будут являться:
досрочное погашение долговых обязательств за счет направления дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета города Новочебоксарска, остатков средств на счетах по учету средств бюджета города Новочебоксарска, не имеющих целевого назначения;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.
Муниципальные заимствования города Новочебоксарска будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы муниципальных внутренних заимствований города Новочебоксарска, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) бюджета города Новочебоксарска и объемов погашения долговых обязательств города Новочебоксарска, складывающихся исходя их заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.
IV. Оценка расходов на реализацию муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики на период до 2021 года
Интеграция стратегического и бюджетного планирования в городе Новочебоксарске Чувашской Республики осуществляется в рамках муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования бюджета города Новочебоксарска для достижения целей муниципальной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 5 ноября 2013 года N 511 (с изменениями и дополнениями) утверждены перечни муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики, включающие 13 муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики. Указанный перечень муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики будет корректироваться с учетом изменения стратегии развития города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Бюджетным прогнозом города Новочебоксарска до 2021 года устанавливаются предельные объемы расходов бюджета города Новочебоксарска на реализацию каждой из муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики до 2021 года. Это позволит администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики и органам местного самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики - ответственным исполнителям муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики определить цели и ожидаемые результаты муниципальных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития города Новочебоксарска Чувашской Республики, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики до 2021 года представлены в приложении 2 к настоящему бюджетному прогнозу города Новочебоксарска до 2021 года.
Необходимо отметить, что сами предельные объемы расходов, вне зависимости от статуса утвердившего их документа, не предопределяют объем и структуру расходных обязательств города Новочебоксарска Чувашской Республики, подлежащих финансированию из бюджета города Новочебоксарска. Это индикативная оценка объема расходов, который, в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза, может быть включен в состав ассигнований бюджета города Новочебоксарска по соответствующей муниципальной программе города Новочебоксарска Чувашской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово обеспеченные муниципальные программы города Новочебоксарска Чувашской Республики, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых муниципальных программ города Новочебоксарска Чувашской Республики бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.
V. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности бюджета города Новочебоксарска является одной из ключевых задач бюджетного прогноза города Новочебоксарска до 2021 года.
В случае краткосрочного (до трех лет) замедления темпов роста собственных доходов бюджета города Новочебоксарска в целях обеспечения исполнения принятых расходных обязательств, завершения реализации приоритетных инвестиционных проектов будет рассматриваться вопрос об увеличении размера муниципального долга города Новочебоксарска с учетом его последующего сокращения при восстановлении темпов роста собственных доходов.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет) потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджета будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.
1. Демографические риски.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы.
2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и в конечном счете дальнейшее замедление темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы, субсидирование затрат производителей.
3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в городе Новочебоксарске Чувашской Республики по сравнению с другими муниципальными образованиями.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
Основным внешним риском будет сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности негативных влияний в мировой экономике следует ожидать дополнительных эффектов, отрицательно влияющих на сбалансированность бюджета города Новочебоксарска, включая сокращение доступности кредитных ресурсов, отток инвестиций, увеличение инфляционных рисков.
Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности бюджета города Новочебоксарска, будут являться оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.
Указанные риски характерны не только для города Новочебоксарска Чувашской Республики, но и в целом для Чувашской Республики и Российской Федерации.
В условиях сохранения масштабных диспропорций и несбалансированности бюджета состояние муниципальных финансов и уровня муниципального долга неминуемо выйдет на неустойчивую траекторию, угрожая дестабилизацией макроэкономической системы и создавая риски для экономической безопасности города.
В целях недопущения развития ситуации по такому сценарию требуется постоянная оценка расходных обязательств города Новочебоксарска в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала бюджета города Новочебоксарска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 25 февраля 2016 г. N 348 "Об утверждении бюджетного прогноза города Новочебоксарска на период до 2021 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления официально опубликован не был