Справка
Верховного суда Чувашской Республики по результатам изучения судебной практики применения судами Чувашской Республики законодательства об оказании гражданам социальных услуг (глава 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи")
Верховным Судом Чувашской Республики во исполнение запроса Верховного Суда Российской Федерации N 7-ВС-137/16 от 14 января 2016 года изучена практика применения законодательства об оказании социальных услуг отдельным категориям граждан.
Изучению подлежали дела, рассмотренные судами республики в 2014 - 2015 годах.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ (в редакции от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" (далее - ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок предоставления мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой гражданам в виде набора социальных услуг, установлен главой 2 названного закона.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан (ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи"):
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Кроме того, согласно ст. 6.7 ФЗ "О государственной социальной помощи" лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с главой 2 указанного закона.
В суд с требованиями, связанными с оказанием социальных услуг, в абсолютном большинстве случаев обращался прокурор в защиту интересов инвалидов, детей-инвалидов, либо сами лица, имеющие III или II группу инвалидности. Реже встречаются случаи обращения в суд ветеранов боевых действий и лиц, указанных в ст. 6.7 ФЗ "О государственной социальной помощи".
Иные категории граждан, указанные в ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи", в суды Чувашской Республики по вопросам оказания социальных услуг не обращались.
Состав набора социальных услуг, предоставляемого указанным категориям граждан, установлен ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" и в него включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением граждан необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов
Одной из социальных услуг, предоставляемых по ФЗ "О государственной социальной помощи", является обеспечение граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи", и порядки формирования таких перечней.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год, перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
До 1 марта 2015 года применялся перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N 2199-р.
Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 января 2007 года N 1.
Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2762-р.
Порядок предоставления набора социальных услуг, в том числе в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (в редакции 01 марта 2012 года).
Судами Чувашской Республики в 2014 - 2015 годах не рассматривались споры, связанные с обеспечением отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи".
Однако судами республики в 2014 году рассмотрено 3 дела, связанных с предоставлением лекарственных препаратов лицам, страдающим жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ (в редакции от 29 ноября 2015 года) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Практика рассмотрения данных споров являлась самостоятельным предметом изучения, Верховным Судом Чувашской Республики по итогам обобщения подготовлена отдельная справка, в которой среди прочих были отражены следующие вопросы, требующие разъяснения Верховным Судом Российской Федерации:
- применимы ли положения ФЗ "О государственной социальной помощи" к случаям обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями;
- распространяется ли на данные случаи Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Указанные вопросы являются актуальными и при изучении практики применения судами законодательства, регулирующего оказание социальных услуг отдельным категориям граждан.
Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, входит в набор социальных услуг.
Порядок обеспечения санаторно-курортным лечением лиц, указанных в ст. 6.1, 6.7 ФЗ "О государственной социальной помощи", утвержден приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно п. 3.3 указанного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанный перечень утвержден приказом Министерства труда Российской Федерации N 301н, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 449н от 10 июля 2013 года "Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи".
Основную массу дел по спорам, связанным с применением законодательства об оказании социальных услуг отдельным категориям граждан, составляют именно дела по искам прокуроров в защиту интересов инвалидов, детей-инвалидов, по искам самих инвалидов о предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Так, по сведениям районных судов за 2014 - 2015 годы в республике рассмотрено 117 дел по спорам, связанным с возложением обязанности обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение.
В 2014 году судами рассмотрено 59 дел по указанным спорам, из них 54 дела рассмотрено с удовлетворением исковых требований, по 4 делам производство прекращено в связи с отказом истца от иска, 1 дело оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца.
В 2015 году судом рассмотрено 58 дел по указанной категории споров, из них 33 дела рассмотрено с удовлетворением требований, 17 дел - с вынесением решения об отказе в удовлетворении требований, по 8 делам производство прекращено в связи с отказом истца от иска.
Все дела рассмотрены Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по месту нахождения ответчика.
Из приведенных статистических данных видно, что в 2014 году в отличие от 2015 года судами не выносились решения об отказе в удовлетворении требований. Это обусловлено тем, что в 4 квартале 2015 года поменялась практика применения судами республики законодательства, регламентирующего оказание социальных услуг отдельным категориям граждан в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Так, обращаясь в суд с требованиями о возложении на ответчика обязанности по обеспечению путевками, прокуроры либо непосредственно сами граждане мотивировали свои требования тем, что они относятся к категориям лиц, указанных в ст. 6.1, 6.7 ФЗ "О государственной социальной помощи", и нуждаются в санаторно-курортном лечении один раз в год, однако путевкой на санаторно-курортное лечение до настоящего времени за определенный год согласно их заявлению не обеспечены.
Ответчик исковые требования не признавал, указывая, что истец не имеет приоритетного перед другими лицами, состоящими в очереди на получение путевок, права на их предоставление, удовлетворение требований нарушит п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц. Кроме того, по некоторым делам ответчиком указывалось, что на дату рассмотрения дела в суде не выделены средства федерального бюджета на приобретение путевок, поэтому истец будет обеспечен путевкой после поступления денежных средств из федерального бюджета и по итогам проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вынося в 2014 году и в начале 2015 года решения об удовлетворении требований, суды доводы ответчика о необходимости предоставления истцу путевки в порядке очередности не учитывали, так как считали, что из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что право на получение санаторно-курортного лечения ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, а также то, что такое право реализуется гражданином в порядке очередности. Санаторно-курортное лечение должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Доводы ответчика об отсутствии полного финансового обеспечения на приобретение путевок на год также не принимались судами, поскольку суды исходили из того, что установив на государственном уровне льготы по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение и включив лицо в Федеральный регистр, Российская Федерация приняла на себя обязанность финансирования данного вида реабилитационных мер путем включения данных расходов в бюджет на соответствующий год, а ненадлежащая работа государственных органов разных уровней по реализации законодательства по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение не может служить причиной лишения истца причитающихся ему социальных льгот.
При этом суды исходили из того, что в силу статей 6.3 и 6.4 ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года, а в случае, если гражданин в течение календарного года утратил такое право, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно ст. ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В ходе рассмотрения дел, во всех случаях было установлено, что гражданин, в защиту интересов которого прокурором подано исковое заявление, или сам истец относится к категории граждан, имеющих право на получение санаторно-курортного лечения в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи"; он обращался в установленном порядке с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания; путевка на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению не предоставлена в связи с тем, что его очередь на санаторно-курортное лечение не подошла; он включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на очередной год, и от получения путевки не отказывался, представил справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний.
С учетом изложенного суды, установив факт нуждаемости лица в ежегодном санаторно-курортном лечении, факт обращения его с заявлением и необходимыми документами о предоставлении путевки, приходили к выводу, что непредставление истцу путевки является незаконным.
В 4 квартале 2015 года судебная практика рассмотрения указанных споров поменялась, суды стали отказывать в удовлетворении требований о возложении на Республиканское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике обязанности обеспечить гражданина в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" путевкой на санаторно-курортное лечение.
При этом суды руководствовались ФЗ "О государственной социальной помощи"; Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328; приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256; приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 года N 834н; Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864; Методикой расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294.
Суды исходили из того, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан, при этом внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее получение, однако указанное не является основанием для возложения на соответствующий орган обязанности по ее предоставлению в первоочередном порядке по отношению к иным гражданам, обратившимся с заявлением ранее.
Кроме того, в случае предоставления соответствующему истцу путевки на санаторно-курортное лечение на основании решения суда во внеочередном порядке, будут нарушены права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования.
Изложенная практика согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2015 года N 2-КГ15-5 и N 2-КГ15-6).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2418-Р было утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче Кабинету Министров Чувашской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48 уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по обеспечению граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, государственной социальной помощью в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение являлось Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Утвержденное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2418-р Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики прекратило свое действие с 01 января 2015 года, поскольку письмом от 30 июня 2014 года N 13-3/10/В-3802 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомило Кабинет Министров Чувашской Республики об отказе Правительству Чувашской Республики в реализации с 01 января 2015 года Соглашения о передаче Кабинету Министров Чувашской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2418-р, с изменениями, внесенными дополнительным соглашением N 1, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2012 года N 2373-р.
01 января 2015 года указанное Соглашение утратило силу, полномочия по обеспечению граждан санаторно-курортным лечением переданы Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее РО ФСС РФ по ЧР).
Таким образом, в 2014 году требования о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение предъявлялись к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, в 2015 году ответчиком по указанной категории дел выступало соответственно РО ФСС РФ по ЧР.
В результате замены уполномоченного органа в практике судов возник вопрос, связанный с заменой взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения суда, которым на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ранее была возложена обязанность обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение.
Так, в 2015 году в суды республики обращалось Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлениями о замене должника по указанным исполнительным производствам правопреемником - РО ФСС по ЧР.
Указанные заявления министерство мотивировало тем, что утвержденное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2418-р Соглашение прекратило свое действие с 01 января 2015 года. В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, - Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, с 01 января 2015 года Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не имеет полномочий на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям гражданам, в том числе и в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; финансирование на приобретение путевок с 01 января 2015 года не производится, в связи с чем должник не имеет возможности исполнить решение суда.
Во всех случаях РО ФСС РФ по ЧР просило отказать в удовлетворении заявлений, полагая, что правопреемство по основаниям, предусмотренным статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае не наступает, поскольку финансирование для исполнения решений судов, вынесенных в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, не предусмотрено.
Судебные приставы-исполнители также просили отказать в удовлетворении заявления. Прокуроры просили произвести замену должника правопреемником.
Суды производили замену должника в исполнительном производстве. При этом суды исходили из того, что в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан оказание государственной социальной помощи в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, с 01 января 2015 года осуществляет РО ФСС РФ по ЧР, у Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики такие полномочия отсутствуют.
Обжалуя определения суда о замене должника, РО ФСС РФ по ЧР отмечало, что предусмотренное статьей 44 ГПК РФ условие не наступает, поскольку не произошли реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах; ссылка суда на прекращение Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение не является достаточным основанием для вынесения определения о замене должника.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики доводы РО ФСС РФ по ЧР о невозможности применения к спорным правоотношениям положений статьи 44 ГПК РФ признала необоснованными, поскольку перечень случаев процессуального правопреемства, перечисленный в вышеуказанной статье, не является исчерпывающим. В норме данной статьи указано и на другие случаи перемены лиц в обязательствах.
Таким образом, судебная коллегия с практикой районных судов республики о замене взыскателя в исполнительном производстве согласилась.
Вместе с тем, представляется, что данный вопрос требует разъяснения Верховным Судом Российской Федерации.
Практика рассмотрения дел по спорам, связанным с предоставлением бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно
По сведениям районных судов в 2015 году рассмотрено 23 дела по спорам, связанным с предоставлением бесплатного проезда к месту лечения и обратно, из них по 10 делам производство прекращено в связи с отказом истца от иска, по 1 делу производство прекращено в связи со смертью истца, 4 дела рассмотрено с удовлетворением требований, 6 дел - с отказом в удовлетворении, 2 дела оставлено без рассмотрения.
В 2014 году такие споры не рассматривались.
Во-первых, в суды республики обращались прокуроры в интересах лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи", с исками к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно. Все дела рассмотрены судами с удовлетворением требований.
Так, например, заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах А.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно (дело N 2-2282/2015, Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики).
В обоснование исковых требований указано, что А.А. является инвалидом 2 группы и в соответствии с направлением Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 19 февраля 2014 года проходил стационарное лечение в научно-исследовательском институте в г. Санкт-Петербург с 7 октября по 22 декабря 2014 года. Для следования к месту лечения и обратно А.А. приобретены железнодорожные билеты на общую сумму 4 134,90 рублей. 25 февраля 2015 года А.А. обратился в КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением и документами о возмещении расходов на проезд к месту лечения и обратно. Однако возмещение проезда по настоящее время ответчиком не осуществлено.
Удовлетворяя требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. ст. 6.1 и 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе порядок организации перевозки граждан к месту лечения и обратно, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, который предусматривает, что одновременно с получением в территориальных органах Фонда социального страхования, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Суд пришел к выводу, что истец имеет право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на основании проездных документов - талона, который выдается ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике.
Рассматривая требования истца о возмещении понесенных расходов на проезд, суд руководствовался следующим.
В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики, осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2418-1, обеспечение инвалидов бесплатным проездом к месту лечения и обратно в 2014 году являлось расходным обязательством Чувашской Республики в лице её уполномоченного органа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
В соответствии с п. 3.27.18 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года N 229 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики", полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, до 1 января 2015 года были возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Учитывая, что расходы истца на проезд к месту лечения и обратно понесены в 2014 году, суд пришел к выводу, что требование об их взыскании обоснованно предъявлено Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 03 сентября 2015 года постановлено взыскать с ответчика в пользу А.А. стоимость проезда к месту лечения и обратно в размере 4 134,90 рублей. Решение суда в апелляционном порядке обжаловано не было.
Представляется, что указанные требования обоснованно удовлетворялись судами, поскольку постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48 был утвержден Порядок предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, который определяет механизм предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшимся от получения социальной услуги, действующий до 01 января 2015 года.
Согласно указанному Порядку предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно гражданам, указанным в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Порядка, осуществляется по выбору граждан в форме возмещения расходов за самостоятельно приобретенные билеты на проезд на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно (далее - возмещение расходов на проезд), а также в форме выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлений на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление).
С 01 января 2015 года функции по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на территории Чувашской Республики выполняет Региональное отделение Фонда социального страхования. Предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно осуществляется согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, который предусматривает один возможный вариант - получение гражданами специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Таким образом, возникает вопрос: подлежат ли удовлетворению требования о взыскании компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, понесенные истцами в 2015 году, и предъявленные к территориальным органам ФСС РФ после 01 января 2015 года.
Во-вторых, в суды республики обращались инвалиды, или прокуроры в интересах указанных лиц с требованиями о взыскании расходов на проезд к месту лечения - проведения гемодиализа.
Данные требования предъявлялись к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, в случае если такие расходы были понесены в 2014 году.
При этом с учетом положений постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 августа 2015 года N 294 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, единовременной денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно за 2014 год", суды исходили из того, что указанное министерство является надлежащим ответчиком и истцы имеют право на возмещение расходов.
Так, согласно п. 1.2 указанного Порядка право на получение единовременной компенсации имеют граждане, проживающие в Чувашской Республике, являющиеся инвалидами, которым в 2014 году не произведено возмещение стоимости проезда междугородным автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно на территории Чувашской Республики.
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что выплата единовременной компенсации осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на основании заявлений о возмещении расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств в 2014 году, поданных гражданами в отделы социальной защиты населения казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по месту их жительства.
Производство по основанной массе указанных дел прекращено в связи с отказом истца от иска, обусловленного добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований. При рассмотрении дел, производство по которым не прекращено, суды отказывали в удовлетворении требований, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела ответчиком возмещены понесенные истцами расходы.
В 2015 году данный вопрос в Чувашской Республике не был нормативно урегулирован, в связи с чем требования предъявлялись к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, рассматривающий указанные дела по месту нахождения ответчика, отказывал в удовлетворении требований, предъявленных, по его мнению, к ненадлежащему ответчику.
При этом суд исходил из того, что проезд к месту лечения и обратно не является частью медицинской услуги, а является мерой социальной поддержки, возникшие правоотношения регулируются ФЗ "О государственной социальной помощи".
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но относится к мероприятиям по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой, в связи с чем с учетом приведенных положений закона отнесена к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отсутствие нормативного документа, регулирующего этот вопрос в 2015 году, по мнению Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, не является основанием отнесения данных расходов к расходам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.
В практике судов имели место случаи возврата исковых заявлений о возмещении расходов за проезд к месту лечения и обратно в связи с неподсудностью дела районному суду, а также случаи передачи дела для рассмотрения мировым судьям в связи с тем, что цена иска не превышает пятидесяти тысяч рублей.
При этом судьи исходили из того, что имеет место имущественный спор и поскольку цена иска не превышает 50 000 рублей, требование неподсудно районному суду.
Представляется, что такая практика является неправильной и дела по указанным искам, независимо от цены искового заявления подлежат рассмотрению районными судами.
Так, определением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 сентября 2015 года возвращено исковое заявление прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики, поданное в интересах Г.Н., к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возмещении расходов за проезд к месту лечения и обратно в размере 5 827,90 рублей по мотиву его неподсудности районному суду.
При этом судья сослался на имущественный спор, не превышающий пятидесяти тысяч рублей, рассмотрение которого отнесено п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК к подсудности мирового судьи.
Иск прокурора мотивирован тем, что Г.Н., являясь инвалидом третьей группы, имеет право на государственную социальную помощь в форме предоставления выплат для бесплатного проезда на пригородном и железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно, о предоставлении которой она обращалась с заявлением от 5 декабря 2014 года в отдел социальной защиты населения Калининского района города Чебоксары казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, представив железнодорожные и автобусные билеты для возмещения расходов на проезд к месту лечения в санаторий. Однако Г.Н. соответствующее возмещение не было произведено.
Прокурор с указанными выводами судьи не согласился и обжаловал определение, указав в частной жалобе, что по смыслу статей 22, 24 ГПК РФ дела по спорам, возникающим из правоотношений по социальному обеспечению, подсудны районному суду.
Судебная коллегия нашла жалобу прокурора обоснованной и отменила определение суда, указав, что с учетом положений ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 328 от 29 декабря 2004 года, в данном случае имеет место не имущественный спор, а спор, возникающий из правоотношений по социальному обеспечению граждан, который в силу ст. 24 ГПК РФ относится к подсудности районных судов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 02 ноября 2015 года отменено определение судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 сентября 2015 года, и материалы направлены в суд первой инстанции для рассмотрения (апелляционное дело N 33-5060/2015).
В последующем определением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 января 2016 года производство по указанному делу прекращено в связи с отказом истца от иска.
Рассмотрение иных споров, связанных с предоставлением государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Кроме указанных дел судами республики также рассматривались иные споры, связанные с применением главы 2 ФЗ "О государственной социальной помощи".
Так, Новочебоксарским городским судом Чувашской Республики рассмотрено дело по иску В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики (далее - УПФ РФ в г. Новочебоксарск) о признании незаконным отказа в выплате компенсации за неиспользованный набор социальных услуг с 01 января 2015 года, возложении обязанности произвести перерасчет единой денежной выплаты с учетом компенсации за неиспользованный набор социальных услуг, взыскании стоимости невыплаченной компенсации стоимости набора социальных услуг с 01 января 2015 года (дело N 2-2223/2015).
Требования В.В. мотивировал тем, что он является ветераном боевых действий и с 18 декабря 2014 года ему назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"). 25 февраля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), поскольку, находясь в исправительной колонии, не нуждается в данных услугах. Однако УПФ РФ по г. Новочебоксарск письмом от 25 марта 2015 года отказало В.В. в выплате стоимости набора социальных услуг с 01 января 2015 года, в связи с тем, что заявление об отказе от получения набора социальных услуг подается до 01 октября текущего года. В.В. посчитал действия ответчика незаконными и нарушающими его имущественные и социальные права, как ветерана боевых действий.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что 18 декабря 2014 года в адрес пенсионного органа поступило заявление В.В. о назначении и доставке ежемесячной денежной выплаты, по которому 26 декабря 2014 года было принято решение о назначении истцу ежемесячной денежной выплаты с момента обращения бессрочно. С заявлением об отказе от набора социальных услуг гражданин может обратиться в пенсионный орган до 01 октября текущего года. Учитывая, что В.В. было назначено ежемесячное денежное содержание с 18 декабря 2014 года, до указанного времени оно ему не назначалось и заявлений от В.В. об отказе от получения набора социальных услуг в пенсионный орган до 01 октября 2014 года не поступало. Поскольку истец обратился с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг 25 февраля 2015 года, размер ежемесячного денежного содержания с учетом стоимости набора социальных услуг будет исчислен с 01 января 2016 года.
Судом установлено, что в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 6, 7 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах").
Федеральным законом "О государственной социальной помощи" предусмотрено оказание ветеранам боевых действий государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг.
В силу п. 3 ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6.3 указанного закона гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 и от 29 декабря 2004 года N 328 утверждены Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации и Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которыми также предусмотрено, что заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается гражданином в орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года.
Согласно п. 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг, то в следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг.
Приказом Министерства труда Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 353н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, в котором также предусмотрен заявительный порядок отказа от получения социальных услуг (социальной услуги). Пункт 42 Регламента предоставляет получателям ежемесячного денежного содержания возможность подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) через многофункциональный центр или через Единый портал. Иного порядка отказа от получения социальных услуг действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил дату, до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом после этой даты возможность изменения выбора не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги, а также возможность продления срока для подачи заявления на отказ от набора социальных услуг.
Таким образом, срок, в течение которого гражданин вправе изменить свой выбор в отношении вида государственной социальной помощи на очередной год, ограничен федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 октября 2008 года N 953-О-О указал, что нормы ч. 4 ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 11 мая 2012 года N 817-О, от 3 апреля 2014 года N 686-О, от 23 октября 2014 года N 2425-О установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, направлено на обеспечение его эффективного функционирования.
Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг.
Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие права граждан.
Поскольку заявление об отказе от полного пакета социальных услуг с 01 января 2015 года было подано истцом после 1 октября 2014 года, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа пенсионного органа в выплате компенсации за неиспользованный набор социальных услуг с 01 января 2015 года.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 04 августа 2015 года отказано в удовлетворении требований В.В. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 02 ноября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В суды Чувашской Республики отдельные категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде пакета социальных услуг, обращались также с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного несвоевременным предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение. Такие требования предъявлялись как в виде самостоятельных требований (например, дело N 2-3161/2015 Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики), так и вместе с требованиями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (например, дело N 2-1010/2014 Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики).
Во всех случаях суды отказывали в удовлетворении требований.
Так, по указанному делу N 2-3161/2015 С.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании компенсации морального вреда размере 100000 рублей.
Требование истцом мотивированы тем, что решением суда от 23 декабря 2013 года на ответчика возложена обязанность обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 15 августа 2013 года. Ответчик нарушил его право на своевременное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году, чем причинил ему моральный вред.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд исходил из отсутствия вины ответчика в несвоевременном обеспечении истца путевкой, так как путевка истцу не была предоставлена своевременно по объективным причинам, поскольку на момент обращения истца к ответчику количество заявлений получателей набора социальных услуг, превышало выделенные ответчику ассигнования.
Кроме того, суд первой инстанции руководствовался статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред подлежит компенсации, если он причинен в результате нарушения принадлежащих гражданину личных неимущественных прав или иных нематериальных благ.
В п. 2 ч. 1 ст. 151 ГК РФ установлено изъятие из данного принципа, согласно которому в исключительных случаях, прямо предусмотренных специальной нормой закона, моральный вред должен быть компенсирован, если он причинен в результате нарушения имущественных прав гражданина.
Однако возмещение морального вреда в случае не предоставления санаторно-курортной путевки действующим законодательством не предусмотрено.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 июня 2015 года отказано в удовлетворении требований С.В. о компенсации морального вреда. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 02 сентября 2015 года решение суда оставлено без изменения.
Все дела судами Чувашской Республики рассмотрены в исковом порядке.
В ходе изучения практики выявлен один случай обращения в суд с административном исковым заявлением, в принятии которого отказано.
Так, Л.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконной регистрации в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение под N 6593 от 12 августа 2015 года, возложении обязанности поставить в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с даты поступления денежных средств в январе 2015 года, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 20 августа 2014 года Л.Е. обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике с заявлением о восстановлении предоставления социальной услуги "санаторно-курортное лечение" в натуральной форме с января 2015 года и получил расписку-уведомление с визой о возобновлении санаторно-курортного лечения с 2015 года. 12 августа 2015 года Л.Е. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в течение нескольких дней заполнил и представил соответствующий бланк справки, после чего получил уведомление о регистрации в реестре льготных категорий граждан под N 6593 с даты подачи заявления 12 августа 2015 года. 16 сентября 2015 года Л.Е. обратился в учреждение с жалобой, просил поставить в очередь на выделение путевки на санаторно-курортное лечение со дня поступления денежных средств в январе 2015 года. Письмом от 14 октября 2015 года в удовлетворении жалобы отказано.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья сослался на положения п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходил из того, что имеется спор о порядковой очередности Л.Е. на получение путевки на санаторно-курортное лечение, эти требования к публичным правоотношениям не относятся, как и требования о компенсации морального вреда, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В информационном письме от 05 ноября 2015 года N 7-ВС-7105/2015 Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснение, что споры об осуществлении гражданских прав, вытекающих из актов государственных органов и органов местного самоуправления, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку требования Л.Е. об оспаривании действий ответчика направлены на защиту права на получение мер социальной поддержки в виде путевки на санаторно-курортное лечение, имеется спор о времени возникновения у Л.Е. права на получение мер социальной поддержки, судья пришел к выводу, что заявленные требования не отнесены к возникающим из административных и иных публичных правоотношений и не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. При этом судья разъяснил Л.Е., что он вправе обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 ноября 2015 года в принятии к производству суда административного искового заявления Л.Е. отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 декабря 2015 года определение оставлено без изменения.
Анализ практики применения законодательства об оказании отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг показал, что судами республики рассматриваются однотипные дела, вследствие чего иных вопросов, за исключением указанных в данной справке, не возникает.
15 февраля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Верховного суда Чувашской Республики по результатам изучения судебной практики применения судами Чувашской Республики законодательства об оказании гражданам социальных услуг (глава 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи") (Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики, 15 февраля 2016 г.)
Текст справки официально опубликован не был