На основании статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьи 39.1 Решения Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 29.03.2013 года N "Об утверждении Положения о регулировании бюджетных правоотношений в Канашском районе Чувашской Республики", Администрация Канашского района Чувашской Республики постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 28/6"
1. Утвердить бюджетный прогноз Канашского района Чувашской Республики на период до 2021 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава администрации района |
В.Н. Степанов |
Утвержден
постановлением администрации
Канашского района
Чувашской Республики
от 4 марта 2016 г. N 68
Бюджетный прогноз
Канашского района Чувашской Республики на период до 2021 года
Введение
Процесс адаптации экономики Канашского района Чувашской Республики (далее - Канашский район) к изменившимся макроэкономическим условиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию. В результате своевременной реализации антикризисных мер в 2015 году в целом удалось сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста, стабилизировать доходы консолидированного бюджета Канашского района и обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.
По мере завершения болезненного адаптационного периода, главной задачей экономической политики Канашского района остается обеспечение устойчивого экономического развития района. В то же время сохраняющаяся повышенная неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры предопределила временную приостановку среднесрочного бюджетного планирования и переход в 2016 году на однолетний бюджет. В таких условиях актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза Канашского района на долгосрочный период приобретают особое значение, помогая сформировать средне- и долгосрочные стратегии поведения.
Долгосрочные оценки основных параметров бюджетов бюджетной системы в Канашском районе, и, что более важно, основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в Канашском районе и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование бюджета Канашского района на трехлетний период, разработка системы муниципальных программ Канашского района предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
I. Основные итоги исполнения консолидированного и местного бюджетов Канашского района за 2015 год, условия формирования бюджетного прогноза Канашского района на период до 2021 года
В 2015 году в Канашском районе проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов.
Консолидированный бюджет Канашского района за 2015 год по доходам исполнен в сумме 621591,2 тыс. рублей, со снижением к уровню 2014 года на 4,5%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым доходам) - 130372,4 тыс. рублей, со снижением на 8,7%.
Бюджет Канашского района по доходам исполнен за 2015 год в сумме 583126,2 тыс. рублей, с уменьшением к уровню 2014 года на 1,1%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым доходам) - 72325,1 тыс. рублей, с уменьшением на 0,4%.
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Канашского района в 2015 году наибольший удельный вес занимают следующие налоги: на доходы физических лиц (36,7%), единый налог на вмененный доход (7,6%), имущественные доходы (11,4%).
В 2015 году поступление налога на доходы с физических лиц составило в сумме 47948,2 тыс. рублей (79,8%)к уровню 2014 года) и 45737,8 тыс. рублей (90,2%).
Поступление единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет Канашского района в 2015 год составило в сумме 7305,4 тыс. рублей, или 100,1% к уровню 2014 года.
Поступление акцизов по нефтепродуктам в консолидированный бюджет Канашского района, в 2015 году составило в сумме 12245,2 тыс. рублей, 125,4% к уровню 2014 года.
Поступление имущественных налогов в консолидированный бюджет Канашского района в 2015 год составило в сумме 14975,8 тыс. рублей, или 159,0% к уровню 2014 года.
В 2015 году безвозмездные поступления в бюджет Канашского района составило в сумме 491218,8 тыс. рублей, 96,7% к 2014 году. Дотации поступили в сумме 79251,6 тыс. рублей (16,1% от общего объема безвозмездных поступлений).
Поступление субсидий в 2015 году составило в сумме 103896,8 тыс. рублей (21,1% из общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального и республиканского бюджетов), субвенций и иных межбюджетных трансфертов - в суммах 299591,4 тыс. рублей и 8451,8 тыс. рублей соответственно (60,9% и 1,7% из общего объема межбюджетных трансфертов).
В 2015 году расходы консолидированного бюджета Канашского района составили в объеме 632731,8 тыс. рублей, со снижением к уровню 2014 года на 1,3%, в том числе местный бюджет - в объеме 587621,1 тыс. рублей (1,0%).
Активно используются "косвенные" меры развития экономики. Например, путем предоставления мер социальной поддержки гражданам на строительство (приобретение) жилья. В 2014 - 2015 годах на указанные цели из консолидированного бюджета Канашского района выделено 20934,7 тыс. рублей (в том числе за счет собственных средств местных бюджетов - 1664,2 тыс. рублей). Это позволило улучшить жилищные условия 47 семьи.
В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественной медицинской помощи, качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом).
На развитие производственной инфраструктуры в 2014 - 2015 годах направлено 247294,6 тыс. рублей, в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства - 119087,6 тыс. рублей, объектов национальной экономики - 128207,0 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование. В 2014 году из консолидированного бюджета Канашского района направлены средства в сумме 374117,3 тыс. рублей, в 2015 году - 344355,6 млн. рублей. Инвестиционные расходы в рамках данного направления в 2014 - 2015 годах составили 26318,9 тыс. рублей.
В рамках реализации Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. N 124 "О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике" в 2014 - 2015 годах в Канашском районе построено 9 модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Из консолидированного бюджета района на благоустройство территории вокруг ФАП и создание инженерной инфраструктуры направлено 2409,9 тыс. рублей.
На развитие физической культуры и спорта из консолидированного бюджета Канашского района в 2014 году направлено 8645,9 тыс. рублей, в 2015 году - 10536,9 тыс. рублей.
В Канашском районе отдельное внимание уделяется социальной поддержке населения. Все взятые социальные обязательства обеспечиваются своевременно.
На реализацию социальной политики в 2014 году направлено 28192,6 тыс. рублей (4,4% от общего объема расходов), в 2015 году - 17775,9 тыс. рублей (2,8% от объема расходов).
При замедлении темпов роста собственных доходов нагрузка на местные бюджеты сохраняется.
Дефицит консолидированного бюджета Канашского района на 1 января 2016 года составил 11140,6 тыс. рублей при плановом дефиците в размере 34640,2 тыс. рублей, дефицит местного бюджета - 4494,9 тыс. рублей при плановом дефиците в размере 13489,6 тыс. рублей.
II. Цели и задачи Бюджетного прогноза Канашского района до 2021 года
Формирование и реализация бюджетной политики в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких, чем в начале и середине 2000-х годов, темпов экономического роста при сохранении рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы в Канашском районе.
Ключевой целью разработки Бюджетного прогноза до 2021 года является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в Канашском районе, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики, обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в Канашском районе и достижение стратегических целей социально-экономического развития Канашского района.
К задачам Бюджетного прогноза до 2021 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы в Канашском районе;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Канашском районе и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного и районного бюджетов Канашского района;
выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного и местного бюджетов Канашского района и решению ключевых задач социально-экономического развития Канашского района в долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного и местного бюджетов Канашского района, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для консолидированного и местного бюджетов Канашского района, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ Канашского района на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2021 года с другими документами муниципального стратегического планирования Канашского района, в первую очередь, прогнозом социально-экономического развития Канашского района на период до 2021 года и муниципальными программами Канашского района;
систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности консолидированного и местного бюджетов Канашского района;
оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки муниципальным образованиям по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;
полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и местного бюджетов Канашского района при реализации Бюджетного прогноза до 2021 года необходимо обеспечить:
сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступления в доходы местных бюджетов Канашского района;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно-утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетов бюджетной системы в Канашском районе и использование полученных результатов в бюджетном планировании;
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга Канашского района.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики Канашского района.
Одним из инструментов, призванных обеспечить повышение результативности расходов и их ориентированность на достижение целей политики Канашского района, являются муниципальные программы Канашского района.
Направления и мероприятия социально-экономической политики Канашского района, реализуемые в рамках муниципальных программ Канашского района, должны формироваться с учетом реальных возможностей бюджета Канашского района. Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ Канашского района, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики Канашского района.
Необходимо внедрить систему регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ выполнения мероприятий муниципальных программ Канашского района и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку на основании динамики объемов расходов, налоговых льгот и иных преференций, качества правового регулирования сферы политики, управления имуществом, значений целевых показателей (индикаторов) необходимо проводить по муниципальным программам Канашского района с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.
В рамках данной работы структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие мер, включая сферы образования и инфраструктуру.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, в том числе и с целью создания условий для исполнения органами местного самоуправления сельских поселений закрепленных за ними полномочий. Органы местного самоуправления сельских поселений должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов консолидированного бюджета Канашского района.
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо дальнейшее совершенствование системы муниципального финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности.
III. Прогноз основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Канашском районе
Бюджетный прогноз Канашского района на период до 2021 года (далее - Бюджетный прогноз до 2021 года) сформирован в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Канашского района, предусматривающим два основных варианта развития экономики - первый (базовый) вариант, который исходит из менее благоприятного развития экономики и характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, и второй (оптимистичный) вариант, предполагающий продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики.
Бюджетный прогноз до 2021 года разработан на основе умеренно оптимистичного сценария развития экономики.
Общее замедление темпов экономического развития в 2014 - 2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обуславливает необходимость выбора для формирования бюджетного прогноза Канашского района на долгосрочный период до 2021 года показателей валового регионального продукта и индекса промышленного производства исходя из первого (базового) варианта развития экономики. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части консолидированного и районного бюджетов Канашского района и, соответственно, предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджетов.
При этом такие показатели, как индекс потребительских цен, рост продукции сельскохозяйственного производства, инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования учтены исходя из второго (оптимистичного) варианта, т.к. в районе, несмотря в целом на консервативный подход к формированию доходной части бюджета, будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики, в том числе как путем инвестиционных вложений и субсидий из консолидированного бюджета Канашского района, так и путем предоставления налоговых и иных преференций.
Существенное влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в Канашском районе оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.
Несмотря на достигнутый рост (стабилизацию) рождаемости, в долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте.
В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к инвестиционному климату, обеспечению макроэкономической стабильности, снижению инфляции и процентных ставок по кредитам, качеству человеческого капитала, эффективности и прозрачности муниципального управления.
Прогноз основных характеристик консолидированного и местного бюджетов Канашского района до 2021 года показан в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2021 года.
3.1. Основные подходы к формированию доходов консолидированного и местного бюджетов Канашского района до 2021 года
Налоговая политика Канашского района на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в консолидированный бюджет Канашского района.
Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Формирование доходов консолидированного и местного бюджетов Канашского района на период до 2021 года осуществлено с учетом следующих подходов:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и её повышение на потребление, включая дорогую недвижимость;
повышение доходов от эффективного использования муниципального имущества.
Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Канашского района, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
Структура доходов консолидированного бюджета Канашского района в условиях действующего налогового законодательства в долгосрочном периоде не предполагает существенных изменений.
В целом, в период до 2021 года основными источниками доходов консолидированного бюджета Канашского района будут оставаться налог на доходы физических лиц и ЕНВД.
При этом увеличение поступлений по данным налогам прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.
Структура доходов консолидированного бюджета Канашского района на период до 2021 года характеризуется следующим образом.
Структура
доходов консолидированного бюджета Канашского района на период до 2021 года
Наименование показателя |
годы |
||
2016 |
2018 |
2021 |
|
Собственные доходы, всего, млн. рублей |
130,4 |
103,3 |
104,8 |
из них: |
|
|
|
налог на доходы физических лиц, млн. рублей |
47,3 |
47,8 |
48,0 |
доля в общем объеме собственных доходов, % |
36,3 |
46,2 |
45,8 |
акцизы, млн. рублей |
11,5 |
11,0 |
11,0 |
доля в общем объеме собственных доходов, % |
8,8 |
10,6 |
10,5 |
налоги на совокупный доход, млн. рублей |
9,9 |
10,1 |
10,3 |
доля в общем объеме собственных доходов, % |
7,6 |
9,8 |
9,8 |
Земельный налог, млн. руб. |
11,5 |
12,0 |
12,0 |
доля в общем объеме собственных доходов, % |
8,8 |
11,6 |
11,4 |
налоги на имущество физических лиц, млн. рублей |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
доля в общем объеме собственных доходов, % |
1,3 |
1,8 |
1,9 |
3.2. Основные подходы к формированию расходов консолидированного и местного бюджетов Канашского района на период до 2021 года
Прогноз расходов консолидированного и местного бюджетов Канашского района до 2021 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Чувашской Республики к полномочиям органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, культуры и спорта, обеспечена социальная поддержка населения. Также как и сегодня в числе приоритетных направлений сохранятся расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение Указов Президента Российской Федерации, изданных 7 мая 2012 г., направленных на развитие экономики, образования и здравоохранения, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации политики Канашского района, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Предельный объем расходов консолидированного и местного бюджетов Канашского района спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг. В рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений Канашского района с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования имущества Канашского района.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет обеспечено применение принципа нуждаемости и адресности. Будет продолжена работа по инвентаризации социальных выплат на предмет их универсализации и оптимизации.
Система построения межбюджетного регулирования в Канашском районе будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности как государственных, так и муниципальных полномочий. Сохранится предоставление бюджетам сельских поселений дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов, субсидий на софинансирование выполнения органами местного самоуправления сельских поселений установленных полномочий.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов бюджетов сельских поселений. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления сельских поселений, соблюдение органами местного самоуправления сельских поселений требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.
Необходимо создание условий для повышения собственной доходной базы бюджетов сельских поселений. Необходимо рассмотреть вопрос об объединении (укрупнении) отдельных сельских поселений, имеющих крайне низкую самообеспеченность, что также позволит повысить эффективность бюджетных расходов на уровне соответствующих муниципальных образований.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики, дефицита (профицита) бюджета Канашского района и бюджетов сельских поселений на период до 2021 года
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом в Канашском районе на период до 2021 года будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, поддержании объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами, при этом должна быть обеспечена способность районного бюджета и бюджетов сельских поселений осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для бюджетов условиях.
В структуре муниципальных долговых обязательств Канашского района на период до 2021 года планируются:
муниципальные ценные бумаги Канашского района;
бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
муниципальные гарантии Канашского района.
Муниципальные заимствования Канашского района будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы муниципальных внутренних заимствований Канашского района, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) бюджета Канашского района и объемов погашения долговых обязательств Канашского района, складывающихся исходя их заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.
Согласно положениям статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.
В силу дефицитности бюджета Канашского района и бюджетов сельских поселений муниципальные заимствования могут быть одним из основных источников финансирования дефицита бюджета.
С учетом этого источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Канашского района и бюджетов сельских поселений в долгосрочном периоде будут являться соответственно:
разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными Канашским районом и сельскими поселениями кредитами кредитных организаций;
разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов.
IV. Оценка расходов на реализацию муниципальных программ Канашского района на период до 2021 года
Интеграция стратегического и бюджетного планирования в Канашском районе осуществляется в рамках муниципальных программ Канашского района, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования бюджета Канашского района для достижения целей политики Канашского района в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Постановлением администрации Канашского района утвержден Перечень муниципальных программ Канашского района, включающий в себя 14 муниципальных программ Канашского района.
Указанный Перечень будет корректироваться с учетом изменения стратегии развития Канашского района. Бюджетным прогнозом до 2021 года устанавливаются предельные объемы ("потолки") расходов бюджета Канашского района на реализацию каждой из муниципальных программ Канашского района на период до 2021 года.
Это позволит администрации Канашского района и органам местного самоуправления Канашского района - ответственным исполнителям муниципальных программ Канашского района определить цели и ожидаемые результаты программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Канашского района, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Канашского района до 2021 года представлены в приложении 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2021 года.
Необходимо отметить, что сами "потолки" расходов, вне зависимости от статуса утвердившего их документа, не предопределяют объем и структуру расходных обязательств Канашского района, подлежащих к финансированию из бюджета Канашского района. Это индикативная оценка объема расходов, который, в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза, может быть включен в состав ассигнований бюджета Канашского района по соответствующей муниципальной программе Канашского района на очередной финансовый год и на плановый период.
В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово обеспеченные программы, создать стимулы, прежде всего для ответственных исполнителей программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых муниципальных программ Канашского района бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам Канашского района.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Канашского района ввиду возможных рисков сокращения расходов при формировании расходной части бюджета Канашского района до 2021 года ежегодно предусмотрены условные расходы, не распределяемые по муниципальным программам Канашского района.
В случае подтверждения долгосрочного прогноза "потолки" расходов могут ежегодно увеличиваться за счет распределения указанных средств с соответствующей корректировкой целевых индикаторов муниципальных программ Канашского района.
Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.
V. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и районного бюджетов Канашского района является одной из ключевых задач Бюджетного прогноза до 2021 года.
Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности бюджета Канашского района и бюджетов сельских поселений Канашского района заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Канашского района без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
С учетом этого, в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов бюджета Канашского района и бюджетов сельских поселений, в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет) потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.
1. Демографические риски.
Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на бюджет за счет увеличения расходов и социальное обеспечение.
2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Данный фактор носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и, в конечном итоге, дальнейшее замедление темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы.
3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в районе.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
Основным внешним риском будет сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности негативных влияний в мировой экономике следует ожидать дополнительных эффектов, отрицательно влияющих на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в Канашском районе, включая сокращение доступности кредитных ресурсов, отток инвестиций, увеличение инфляционных рисков.
Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности консолидированного и местного бюджетов Канашского района, будут являться оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.
Указанные риски характерны не только для Канашского района, но и в целом для Чувашской Республики.
В условиях сохранения масштабных диспропорций и несбалансированности бюджетов бюджетной системы в Канашском районе, состояние общественных финансов и уровня муниципального долга неминуемо выйдет на неустойчивую траекторию, угрожая дестабилизации макроэкономической системы и создавая риски для экономической безопасности района.
В целях недопущения развития ситуации по такому сценарию требуется постоянная оценка расходных обязательств Канашского района в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала консолидированного и районного бюджетов Канашского района.
Прогноз
основных характеристик консолидированного и местного бюджета Канашского района до 2021 г.
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Доходы консолидированного бюджета, тыс. руб. |
650 616,0 |
621 591,2 |
498 472,4 |
500 964,8 |
503 469,6 |
505 986,9 |
508 516,9 |
511 059,5 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
142 823,1 |
130 372,4 |
102 262,1 |
102 773,4 |
103 287,3 |
103 803,7 |
104 322,7 |
104 844,3 |
Безвозмездные поступления |
507 792,9 |
491 218,8 |
396 210,3 |
398191,4 |
400182,3 |
402183,2 |
404194,1 |
406215,1 |
Изменения собственных доходов консолидированного бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
к предыдущему году. % |
130,7 |
91,3 |
78,4 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
к 2014 году. % |
100,0 |
91,3 |
71,6 |
72,0 |
72,3 |
72,7 |
73,0 |
73,4 |
Расходы консолидированного бюджета, тыс. руб. |
640 823,8 |
632 731,8 |
498 820,7 |
501 314,8 |
503 821,4 |
506 340,5 |
508 872,2 |
511 416,5 |
из них условно-утвержденные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дефицит/профицит, тыс. руб. |
9 792,2 |
-11 140,6 |
-348,3 |
-350,0 |
-351,8 |
-353,6 |
-355,3 |
-357,1 |
Изменения расходов консолидированного бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
к предыдущему году. % |
99,8 |
98,7 |
78,8 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
100,5 |
к 2014 году. % |
100,0 |
98,7 |
77,8 |
78,2 |
78,6 |
78,6 |
79,4 |
79,8 |
Доходы местного бюджета, тыс. руб. |
589642,8 |
583126,2 |
479615,6 |
482013,7 |
484423,7 |
486845,9 |
489280,1 |
491726,5 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
72582,2 |
72325,1 |
72665,9 |
73029,2 |
73394,4 |
73761,3 |
74130,2 |
74500,8 |
Безвозмездные поступления |
517060,6 |
510801,1 |
406949,7 |
408984,5 |
411029,4 |
413084,5 |
415149,9 |
417225,7 |
Расходы местного бюджета, тыс. руб. |
594 597,5 |
587 621,1 |
479 963,9 |
482 363,7 |
484 775,5 |
487 199,4 |
489 635,4 |
492 083,6 |
из них условно-утвержденные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дефицит/профицит, тыс. руб. |
-4 954,7 |
-4 494,9 |
-348,3 |
-350,0 |
-351,8 |
-353,6 |
-355,3 |
-357,1 |
Муниципальный долг, тыс. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отношение муниципального долга местного бюджета к налоговым и неналоговым доходам,% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
финансового обеспечения муниципальных программ Канашского района до 2021 г.
Наименование муниципальных программ |
2015 |
2016 (оценка) |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства |
75 266,6 |
21 555,9 |
22 633,7 |
23 765,4 |
24 953,6 |
26 201,3 |
27 511,4 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
4 190,7 |
1 857,3 |
1 950,2 |
2 047,7 |
2 150,1 |
2 257,6 |
2 370,4 |
республиканских средств |
52 316,6 |
13 593,0 |
14 272,7 |
14 986,3 |
15 735,6 |
16 522,4 |
17 348,5 |
собственных средств |
18 759,3 |
6 105,6 |
6 410,9 |
6 731,4 |
7 068,0 |
7 421,4 |
7 792,5 |
Социальная поддержка граждан |
1 142,6 |
100,0 |
105,0 |
110,3 |
115,8 |
121,6 |
127,6 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
972,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
169,9 |
100,0 |
105,0 |
110,3 |
115,8 |
121,6 |
127,6 |
Развитие культуры и туризма |
28 715,8 |
22 249,0 |
23 361,5 |
24 529,5 |
25 756,0 |
27 043,8 |
28 396,0 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
11,5 |
12,6 |
13,2 |
13,9 |
14,6 |
15,3 |
16,1 |
республиканских средств |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
28 704,3 |
22 236,4 |
23 348,2 |
24 515,6 |
25 741,4 |
27 028,5 |
28 379,9 |
Развитие физической культуры и спорта |
24 536,9 |
15 935,0 |
16 731,8 |
17 568,3 |
18 446,8 |
19 369,1 |
20 337,5 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
8 000,0 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
16 536,9 |
15 935,0 |
16 731,8 |
17 568,3 |
18 446,8 |
19 369,1 |
20 337,5 |
Содействие занятости населения |
352,8 |
352,8 |
370,4 |
389,0 |
408,4 |
428,8 |
450,3 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
52,8 |
52,8 |
55,4 |
58,2 |
61,1 |
64,2 |
67,4 |
собственных средств |
300,0 |
300,0 |
315,0 |
330,8 |
347,3 |
364,7 |
382,9 |
Развитие образования |
330 468,1 |
319 988,6 |
335 988,0 |
352 787,4 |
370 426,8 |
388 948,1 |
408 395,6 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
4 622,5 |
246,5 |
258,8 |
271,8 |
285,4 |
299,6 |
314,6 |
республиканских средств |
254 051,6 |
256 706,2 |
269 541,5 |
283 018,6 |
297 169,5 |
312 028,0 |
327 629,4 |
собственных средств |
71 794,0 |
63 035,9 |
66 187,7 |
69 497,1 |
72 971,9 |
76 620,5 |
80 451,6 |
Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий |
4 977,0 |
3 648,1 |
3 830,5 |
4 022,0 |
4 223,1 |
4 434,3 |
4 656,0 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
4 977,0 |
3 648,1 |
3 830,5 |
4 022,0 |
4 223,1 |
4 434,3 |
4 656,0 |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
24 597,3 |
279,9 |
293,9 |
308,6 |
324,0 |
340,2 |
357,2 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
4 954,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
16 936,7 |
29,9 |
31,4 |
33,0 |
34,6 |
36,3 |
38,2 |
собственных средств |
2 706,6 |
250,0 |
262,5 |
275,6 |
289,4 |
303,9 |
319,1 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
2 519,4 |
2 400,0 |
2 520,0 |
2 646,0 |
2 778,3 |
2 917,2 |
3 063,1 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
119,4 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
2 400,0 |
2 400,0 |
2 520,0 |
2 646,0 |
2 778,3 |
2 917,2 |
3 063,1 |
Развитие транспортной системы |
55 492,0 |
37 679,2 |
39 563,2 |
41 541,3 |
43 618,4 |
45 799,3 |
48 089,3 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
14 012,40 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
21 822,9 |
19 875,3 |
20 869,1 |
21 912,5 |
23 008,1 |
24 158,6 |
25 366,5 |
собственных средств |
19 656,7 |
17 803,9 |
18 694,1 |
19 628,8 |
20 610,2 |
21 640,8 |
22 722,8 |
Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности |
55,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
республиканских средств |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
55,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управление общественными финансами и муниципальным долгом |
10 593,9 |
8 158,9 |
8 566,8 |
8 995,2 |
9 444,9 |
9 917,2 |
10 413,1 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
2 270,0 |
2 288,5 |
2 402,9 |
2 523,1 |
2 649,2 |
2 781,7 |
2 920,8 |
республиканских средств |
126,5 |
125,0 |
131,3 |
137,8 |
144,7 |
151,9 |
159,5 |
собственных средств |
8 197,4 |
5 745,4 |
6 032,7 |
6 334,3 |
6 651,0 |
6 983,6 |
7 332,7 |
Развитие потенциала муниципального управления |
1 266,4 |
66 221,3 |
69 532,4 |
73 009,0 |
76 659,4 |
80 492,4 |
84 517,0 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральных средств |
1 231,0 |
1 409,7 |
1 480,2 |
1 554,2 |
1 631,9 |
1 713,5 |
1 799,2 |
республиканских средств |
0,0 |
2,8 |
2,9 |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
собственных средств |
35,4 |
64 808,8 |
68 049,2 |
71 451,7 |
75 024,3 |
78 775,5 |
82 714,3 |
Информационное общество Чувашии |
252,0 |
252,0 |
264,6 |
277,8 |
291,7 |
306,3 |
321,6 |
в том числе за счет: |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственных средств |
252,0 |
252,0 |
264,6 |
277,8 |
291,7 |
306,3 |
321,6 |
Непрограммные направления деятельности органов местного самоуправления |
72 496,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
632 731,8 |
498 820,7 |
523 761,7 |
549 949,8 |
577 447,3 |
606 319,7 |
636 635,7 |
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральных средств |
31 292,1 |
5 814,6 |
6 105,3 |
6 410,6 |
6 731,1 |
7 067,7 |
7 421,1 |
республиканских средств |
354 399,2 |
290 385,0 |
304 904,3 |
320 149,5 |
336 156,9 |
352 964,8 |
370 613,0 |
собственных средств |
174 544,5 |
202 621,1 |
212 752,2 |
223 389,8 |
234 559,3 |
246 287,2 |
258 601,6 |
непрограммные |
72 496,0 |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Канашского района Чувашской Республики от 4 марта 2016 г. N 68 "Об утверждении бюджетного прогноза Канашского района Чувашской Республики на период до 2021 года"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вестник органов местного самоуправления Канашского района" от 10 марта 2016 г.