Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению администрации
Шумерлинского района
от 25 августа 2016 г. N 381
Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение в Шумерлинском районе" к муниципальной программе Шумерлинского района "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Отдел строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шумерлинского района (далее - отдел строительства) |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Муниципальные унитарные предприятия Шумерлинского района; Управляющие компании, товарищества собственников жилья; Бюджетные учреждения Шумерлинского района |
Цели подпрограммы |
- |
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий |
Задачи подпрограммы |
- |
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; повышение эффективности энергетического комплекса Шумерлинского района; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- |
увеличение доли объемов энергоресурсов, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме энергоресурсов, потребляемых на территории Шумерлинского района; увеличение доли объемов энергоресурсов, потребляемых (используемых) бюджетными учреждениями Шумерлинского района, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме энергоресурсов, потребляемых (используемых) бюджетными учреждениями на территории Шумерлинского района; увеличение доли бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование в общем объеме бюджетных учреждений, расположенных на территории Шумерлинского района; увеличение доли многоквартирных и жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование; увеличение числа энергосервисных договоров, заключенных муниципальными заказчиками. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
подпрограмма "Энергосбережение в Шумерлинском районе" (далее - подпрограмма) реализуется с 2016 - 2020 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
прогнозируемый объем финансирования подпрограммы составляет - 800,0 тыс. рублей за счет внебюджетных источников, в том числе: в 2016 году - 0,0 тыс. рублей, в 2017 году - 200,0 тыс. рублей, в 2018 году - 200,0 тыс. рублей, в 2019 году - 200,0 тыс. рублей, в 2020 году - 200,0 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Шумерлинского района на очередной финансовый год и плановый период. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
обеспечение достижения за счет реализации основных мероприятий подпрограммы: суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов на 40% на весь период внедрения мероприятий; экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов; повышения качества жизни и улучшения здоровья населения |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, прогноз развития
В настоящее время экономика Шумерлинского района, как и вся экономика Чувашской Республики, характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями.
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики Шумерлинского района, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики.
Решение вопросов напряженного состояния бюджета Шумерлинского района, дефицита и постоянного роста цен на энергоресурсы, невозможно без проведения мероприятий по энергосбережению, которые рассматриваются как новый энергетический источник и потенциал для решения существующих проблем города.
Необходимо отметить, что около 60% энергосберегающего потенциала находится в повышении эффективности энергоснабжения в ЖКХ, бюджетной сфере. Вместе с тем, данные отрасли характеризуются высокой изношенностью и низким уровнем модернизации объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы, что наряду с неполной оплатой жилищно-коммунальных услуг потребителями и сложным финансово-экономическим положением муниципальных предприятий ЖКХ приводит к росту расходов на обеспечение объектов ЖКХ и бюджетной сферы энергетическими ресурсами.
Многоквартирные дома и социальные объекты района отапливают 2 котельные, износ которых составляет в среднем 40-50%.
Отсутствие средств телемеханики и автоматического регулирования технологических процессов работы теплогенерирующего, насосного оборудования приводит к перерасходу энергоресурсов.
Из-за отсутствия приборного учета энергоресурсов на источниках тепла невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение.
Муниципальные электрические сети характеризуются высоким уровнем морального и физического износа основного оборудования, что наряду с несовершенством приборного учета отпускаемой электрической энергии, особенно в частном секторе, приводит к сверхнормативным потерям в системе электроснабжения, а также негативным образом сказывается на надежности и качестве электроснабжения потребителей.
Источником водоснабжения населенных пунктов Шумерлинского района хозяйственно-питьевого водопровода являются подземные воды. Протяженность водопроводной сети - 47,398 км. Степень физического и морального износа - 40%. 19 км водопроводных сетей нуждается в замене.
Основными проблемами водоснабжения являются высокие затраты на электроэнергию, устаревшая технология очистки, высокая аварийность и значительные потери воды.
Для реализации Программы важно создание побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий у различных участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов, а также механизма аккумулирования и финансирования энергосберегающих мероприятий.
Данная программа призвана решить существующие проблемы, вовлечь энергосберегающий потенциал Шумерлинского района в работу и имеет не только экономическое значение, но и ярко выраженное социальное и экологическое значение.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение целевых программ субъектов хозяйственной деятельности в рамках муниципальной подпрограммы энергосбережения.
Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Шумерлинском районе.
II. Приоритеты, цели, задачи, показатели (индикаторы) достижения целей и задач, сроки реализации подпрограммы
Основные цели подпрограммы - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП).
Подпрограмма направлена на формирование механизмов политики районе в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение целевых ориентиров государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года.
Подпрограмма планируется к реализации с 2016 по 2020 годы в один этап.
Для достижения целей подпрограммы предполагается решение ряда задач:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
повышение эффективности энергетического комплекса Шумерлинского района;
развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности.
Целевые показатели (индикаторы) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в приложении N 1 к муниципальной программе Шумерлинского района "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников подпрограммы с целью достижения намеченных результатов.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим направлениям:
1. Организационные мероприятия;
2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве, коммунальной энергетике и жилищном фонде;
2.1. Энергоэффективность в коммунальной энергетике;
2.2. Энергоэффективность в жилищном фонде;
3. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в развитии и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Чувашской Республики.
Основное мероприятие 1. Организационные мероприятия
1.1. Кадровое сопровождение реализации организационных мероприятий.
1.2. Для реализации задач, поставленных в Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, необходимо обеспечить ее кадровое сопровождение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения, информационное обеспечение.
Программы курсов по переподготовке и повышению квалификации рассчитаны на специалистов, имеющих базовое техническое высшее образование или профессионально занимающихся вопросами энергоснабжения и энергопотребления. Это руководители энергетических служб предприятий, инженеры электро- и теплотехники, проектировщики строительных и других организаций, научные работники, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных учреждений.
Цель правового блока - изучение существующей правовой и нормативной базы в области энерго- и ресурсосбережения. Методический блок предполагает изучение современных методик энергомониторинга, энергообследования, технико-экономического обоснования мероприятий по энерго- и ресурсосбережению и т.п. Тематика занятий специального блока направлена на освоение слушателями технологий повышения энергоэффективности с учетом специфики деятельности предприятий и организаций. Изучение современных информационно-аналитических систем поддержки мероприятий по энерго- и ресурсосбережению является целью информационного блока.
При определении структуры курсов повышения квалификации решающим фактором являются цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в рамках их проведения. Программы курсов повышения квалификации могут содержать несколько блоков: правовой, методический, специальный и информационный. Содержание блоков определяется сферами деятельности слушателей, которые условно разделяются на группы: производственная и непроизводственная сфера.
1.3. Разработка и внесение корректировки в существующих муниципальных программ энергосбережения, подготовка и повторная подготовка в соответствии с требованиями действующего законодательства энергетических паспортов и организация энергоаудита на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Шумерлинского района.
Организационные мероприятия направлены на:
разработку в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Подпрограммы муниципальных программ энергосбережения;
проведение энергетических обследований;
разработку и ведение энергетических паспортов;
организацию энергоаудита и разработку программ энергосбережения организаций промышленного, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы Шумерлинского района;
разработка схем перспективного развития энергетики Шумерлинского района.
Процессу разработки программ энергосбережения предшествует проведение специализированной энергоаудиторской организацией энергетических обследований (не реже чем 1 раз за 5 лет) организаций.
1.4. Тарифное стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях и организациях всех форм собственности Шумерлинского района.
Методология установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ, стоимости услуг по их транспортировке определяется Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам. При этом Федеральной службой по тарифам устанавливаются тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с оптового рынка энергии и мощности, оптовые цены на природный газ для промышленных потребителей и населения, стоимость услуг по транспортировке природного газа и нефтепродуктов.
В настоящее время тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Расходы на инвестиции при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
Указанные средства являются источниками финансирования строительства и реконструкции линий электропередачи, подстанций, увеличения сечения проводов и кабелей, увеличения мощности трансформаторов, расширения распределительных устройств и установки компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также строительства новых улиц.
Для дальнейшего тарифного стимулирования мероприятий по энергосбережению необходимо:
1. Внедрение в практику тарифного регулирования метода экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.
Ключевым принципом этого метода является долгосрочность государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, которая основана на долгосрочной инвестиционной программе (проектах).
2. Установление тарифов с учетом нормативов, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации:
на услуги по передаче электрической энергии - объема технологического расхода электрической энергии (потерь);
на тепловую энергию - технологических потерь при передаче тепловой энергии и удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных.
3. Установление двухставочных тарифов на тепловую энергию, включающих в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал тепловой энергии, ставку платы за тепловую мощность из расчета платы за 1 Гкал/ч тепловой нагрузки (устанавливается в договоре энергоснабжения) и предусматривающих оплату использования тепловой мощности объектов систем теплоснабжения с учетом их развития и оптимизации.
Введение двухставочных тарифов позволит решить многие актуальные для систем теплоснабжения задачи, наиболее значимыми из которых являются:
выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за счет "мощностной" ставки, равномерно распределенной по году, что позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлекаемых средствах (снижение этой составляющей в тарифах);
стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так как снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения компенсируется снижением издержек на "топливную" составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыли;
стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности, что в свою очередь позволит оптимизировать энергетические балансы и высвободить дополнительные резервы мощностей, а впоследствии оптимизировать/снизить инвестиции в развитие мощностей;
устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть, что сделает возможным перевод котельных в пиковый режим работы без убытков при сохранении оплаты мощности. Это позволит не только оптимизировать загрузку источников, но и снизить стоимость вырабатываемой энергии за счет загрузки более эффективных источников и объемы неэффективно сжигаемого газа.
Основное мероприятие 2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве, коммунальной энергетике и жилищном фонде
2.1. Энергоэффективность в коммунальной энергетике.
Для обеспечения энергетической эффективности населенных пунктов, повышения надежности энергообеспечения и теплоснабжения администрациями сельских поселений рекомендуется использовать децентрализованное теплоснабжение со строительством автономных котельных (встроенных, пристроенных, крышных, поквартирных) для снижения потерь в тепловых сетях
С целью более эффективной загрузки систем энергообеспечения при проведении конкурсов на земельные участки под застройку следует сообщать застройщикам технические условия подключения к инженерным сетям и о резерве мощностей, разработать очередность выставления участков на аукционы в соответствии с резервами мощностей.
Программные мероприятия предусматривают:
создание системы управления эффективностью использования энергетических ресурсов на территории Шумерлинского района;
реализацию проектов энергосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
2.1.1. Коммунальные котельные.
Предстоит создание информационной базы данных по всем коммунальным котельным, основой которой является энергетический паспорт котельной, а также проведение режимной наладки котлов и энергетических обследований для:
оценки состояния технического учета и отчетности, нормирования и анализа показателей использования топлива;
определения расхода электрической энергии, активной и реактивной мощности;
анализа состояния оборудования, эффективности работы элементов технологической схемы;
определения энергосберегающего потенциала;
определения соответствия эксплуатации оборудования правилам технической эксплуатации;
установления параметров систем химводоподготовки и качества воды;
составления топливно-энергетического баланса котельной и баланса тепловой мощности в системе "источник (котельная) - тепловая сеть - потребители".
Для повышения энергетической эффективности тепловой генерации предусматривается:
замена устаревшего газоиспользующего оборудования (нагревательные печи без регулирования и утилизации тепла, котлы типа "Универсал", "Энергия") на современное энергоэффективное с высоким КПД (не менее 90 процентов) и полностью автоматизированное;
внедрение физико-химических методов водоподготовки для предотвращения накипеобразования в оборудовании;
внедрение комплексных автоматизированных систем коммерческого и технологического учета энергоносителей (газа, электроэнергии, воды);
замена трубчатых теплообменников на пластинчатые;
внедрение частотно-регулируемых приводов на насосном и вентиляторном оборудовании.
Обязательной является замена устаревших узлов учета расхода газа на современные приборы с применением электронных корректоров и вычислителей, а также систем учета электрической и тепловой энергии.
Энергетический паспорт тепловой сети разрабатывается на основе проведения энергетического обследования. Обновление паспортов требуется проводить при модернизации тепловой сети и изменении материальной характеристики более чем на 5 процентов или один раз в 5 лет.
Нормирование потерь тепловой энергии и потерь с теплоносителем, а также нормативов расхода электрической энергии при транспортировке теплоносителя требуется проводить в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 325 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 марта 2009 г., регистрационный N 13513).
Основными мероприятиями, позволяющими обеспечить фактические потери на уровне норматива, являются:
гидравлическая наладка системы с использованием достоверной информации по потребителям;
поддержание расчетных (проектных) режимов работы теплового оборудования;
поддержание в нормативном состоянии тепловой изоляции трубопроводов;
установка дополнительно к запорной арматуре регулирующей арматуры на ответвлениях и отводах к зданиям;
внедрение автоматизированных систем диспетчеризации;
внедрение современных теплообменных аппаратов и частотно-регулируемых приводов на центральных и индивидуальных тепловых пунктах.
2.1.2. Водоснабжение и водоотведение
Требуется проведение энергоаудита объектов водоснабжения и водоотведения с составлением энергетических паспортов и определением:
состояния водопроводных сетей, очистных сооружений;
нормативных и фактических потерь;
расхода электроэнергии на всей цепочке от водозабора до потребителя;
баланса "выработка - потребление" воды;
состояния канализационных систем, канализационных насосных станций, очистных сооружений;
расхода электроэнергии на всей цепочке транспортировки канализационных стоков.
Необходимы создание базы данных по коммунальным водопроводным сетям, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на насосном оборудовании, замена изношенных водопроводных сетей, внедрение энергоэффективных методов очистки воды и сточных вод.
2.1.3. Электроснабжение.
Проведение энергоаудита должно завершаться составлением энергетических паспортов и определением:
состояния распределительных пунктов, трансформаторных подстанций, кабельных и воздушных линий электропередачи;
коэффициента загрузки трансформаторов подстанций и трансформаторных подстанций;
нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях при ее транспортировке потребителю;
состояния изоляции;
соответствия сечения проводов и кабелей токовым нагрузкам;
расчета и выбора оптимальных режимов работы электрической сети (определение точек размыкания сети 6-10 кВ, отключение малонагруженных трансформаторов и т.п.);
баланса активной и реактивной энергии и мощности в системе "источник - потребитель";
соответствия качества электрической энергии по параметру "отклонение напряжения".
На основе материалов энергетического аудита разрабатываются инженерные мероприятия энергосбережения с определением технических и экономических показателей эффективности их внедрения.
Основными мероприятиями, рекомендованными для снижения потерь в электрических сетях, являются:
переход на передачу электрической энергии на более высокое напряжение (10, 20, 35 кВ);
внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии на вводных распределительных устройствах;
внедрение статических компенсаторов реактивной мощности;
замену светильников уличного освещения на энергоэффективные;
замещение выбывающих силовых трансформаторов на современные с низкими технологическими потерями;
замена кабельных и воздушных линий электропередачи, не соответствующих по нагрузкам Правилам устройства электроустановок;
замена неизолированных проводов линий электропередачи на самонесущие изолированные сшитым полиэтиленом провода, в том числе выпускаемые ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель".
2.2. Энергоэффективность в жилищном фонде.
Для дальнейшего повышения энергоэффективности в жилищном фонде предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
проведение работ по улучшению теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций многоквартирных домов;
реконструкция многоквартирных домов с переводом на поквартирную систему учета отопления;
монтаж автоматизированных систем учета и регулирования энергоресурсов в многоквартирных домах;
монтаж установок автоматического включения освещения мест общего пользования в подъездах многоквартирных домов.
IV. Обеспечение реализации подпрограммы
Прогнозируемый объем финансирования программных мероприятий за период с 2016 по 2020 год составляет 800,0 тыс. рублей (табл. 1) за счет внебюджетных источников.
В ходе реализации подпрограммы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджета Шумерлинского района.
Таблица 1
Финансирование подпрограммы на 2016 - 2020 годы
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
Всего |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
800 |
0,0 |
200 |
200 |
200 |
200 |
в том числе за счет средств: |
|
|
|
|
|
|
республиканского бюджета Чувашской Республики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
бюджета Шумерлинского района |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
800 |
0,0 |
200 |
200 |
200 |
200 |
V. Основные меры правового регулирования Подпрограммы
Основные меры правового регулирования направлены на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.
Основой правового регулирования подпрограммы станет формирование нормативно-правовой базы, состоящей, в том числе из документов, разрабатываемых во исполнение федеральных законов, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, Главы Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, поручений Главы Чувашской Республики.
В случае изменения законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в сфере реализации муниципальной программы, и в целях эффективной реализации мероприятий муниципальной программы Шумерлинского района "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы" в течении периода ее действия администрация Шумерлинского района вносит изменения в действующие нормативные правовые акты Шумерлинского района в указанной сфере, а также разрабатывает проекты новых нормативных правовых актов Шумерлинского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.