Решение Собрания депутатов Шемуршинского района Чувашской Республики
от 15 декабря 2016 г. N 11.1
"О прогнозе социально-экономического развития Шемуршинского района на 2017 год и период до 2019 года"
Шемуршинское районное Собрание депутатов решило:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Шемуршинского района на 2017 год и период до 2019 года.
Глава Шемуршинского района |
М.Х. Хамдеев |
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Шемуршинского района на 2017 год и на период до 2019 года
Основные параметры макроэкономического прогноза определены, исходя из Стратегии социально-экономического развития Шемуршинского района до 2020 года, анализа социально-экономического развития Шемуршинского района в предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, приоритетных направлений стратегических ориентиров развития на перспективу, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, в муниципальных программах Шемуршинского района, в комплексной инвестиционной программе до 2020 года.
Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2016 г. N Д14и-3206 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", сценарных условий формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2017 - 2019 годах, материалов структурных подразделений администрации района.
Материалы к уточненному прогнозу на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов формируются по основному варианту (2) в составе прилагаемой формы (2п) и пояснительной записки, раскрывающей факторы, заложенные в основу формирования основных тенденций социально-экономического развития Шемуршинского района на среднесрочную перспективу
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Шемуршинского района Чувашской Республики на прогнозируемый период для органов местного самоуправления Шемуршинского района, хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в развитии экономики района.
Основными целями социально-экономического развития Шемуршинского района в среднесрочной перспективе являются:
поддержание устойчивого экономического роста;
стимулирование инвестиционной деятельности с целью модернизации производства и инфраструктуры;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры района;
рост производства продукции, товаров и услуг за счет привлечения инвестиций в основной капитал;
повышение качества жизни населения;
повышение инновационной восприимчивости и модернизация всех сфер экономики.
1. Промышленность
Промышленность складывается в районе по видам деятельности: "обрабатывающее производство" (ВДПО и газовый участок) и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". В структуре оборота организаций промышленности доля на обрабатывающие производства составляет 35,2%, доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 64,8%.
За 9 месяцев 2016 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности: "Обрабатывающее производство" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составил 11,3 млн. рублей, что составляет 102,6% к аналогичному периоду 2015 года.
В 2019 году по прогнозу будет отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг собственными силами по виду деятельности: "Обрабатывающее производство" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" на сумму 15,8 - 19,79 млн. рублей, что составит 124,2% к уровню 2015 года.
Промышленная продукция в районе производится также предприятиями, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, производящие промышленную продукцию, доля производства которой в общем объеме валового выпуска товаров, работ, услуг составляет 6%.
За 2016 год предприятиями района произведено промышленной продукции на сумму 11,9 млн. руб., что составляет 112,2% к уровню 2015 года.
Прирост индекса промышленного производства в 2016 - 2019 гг. будет обеспечен за счет:
- модернизации и расширения производства хлебобулочной продукции (КФХ Хлюкин О.А.)
- создание проекта по модернизации предприятия ЗАО "Шемуршинсксельэнерго";
- выпуска продукции цеха по производству керамзитобетонных блоков (ООО "Альфа"),
- выпуска продукции вновь открытого цеха по распиловке давальческого сырья (ИП Романов А.Н.);
- выпуска продукции по производству кондитерских изделий вновь открывающего цеха по производству кондитерских изделий ООО "Черот";
- выпуска продукции вновь открывающегося цеха по производству черенков (ИП Максимов В.В.).
2. Инвестиции
Инвестиционная политика Шемуршинского района направлена на создание благоприятных условий для расширения инвестиционной деятельности, отраслевую диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, формирование доходной части бюджета.
Объем инвестиций за 9 месяцев 2016 года составляет 232,8 млн. руб. (112% к 9 месяцам 2015 года).
За 9 месяцев 2016 года капитальные вложения были направлены на дорожное хозяйство:
- содержание автомобильных дорог в границах муниципального района за 9 месяцев 2016 года - 5,1 млн. руб.;
- ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального района за 9 месяцев 2016 года - 3,2 млн. руб.;
- ремонт дворовых территорий за 9 месяцев 2016 года - 0,5 млн. руб.
За 9 месяцев 2016 года введено в эксплуатацию 6350 кв. м. общей площади жилья, что к аналогичному уровню 2015 года составляет 76,4%, в том числе жилье экономкласса - 5403 кв. м.
- социальные выплаты на обеспечение жильем молодых семей (14 семей - 7,53 млн. руб.);
- социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (1 гражданина и 4 специалистов) - 3,6 млн. руб.
Проведены капитальные ремонты объектов социальной сферы:
В рамках создания условий для занятий физической культурой и спортом в 2016 году в МБОУ "Большебуяновская ООШ" завершен ремонт спортзала на сумму 0,9 млн. руб.
В рамках реализации мероприятий по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений в муниципальных общеобразовательных организациях в 2016 году на сегодняшний день завершены работы по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений:
в МБОУ "Чепкас-Никольская ООШ" на сумму 1,5 млн. руб.
МБОУ "Трехбалтаевская СОШ" на сумму 1,3 млн. руб.
МБОУ "Карабай-Шемуршинская СОШ" на 1,6 млн. руб.
В рамках реализации мероприятий по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений в муниципальных общеобразовательных организациях ведутся работы по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений в СБОУ "Старочукальская ООШ", МБОУ "Байдеряковская ООШ", МБОУ Большебуяновская ООШ" на общую сумму 2,8 млн. руб.
В настоящее время ведется капитальный ремонт здания школы МБОУ "Бичурга-Баишевская СОШ" на сумму 17 млн. руб. в т.ч. за счет местного бюджета 2 млн. руб. Всего в 2016 году на ремонт школ предусмотрены средства в сумме 22,47 млн. рублей.
В рамках выполнения мероприятий по подготовке к отопительному сезону для котельных образовательных учреждений и муниципальных котельных было закуплено оборудование на сумму 81,0 тыс. рублей (для МБОУ "Бичурга-Баишевской СОШ").
В сельском хозяйстве инвестиции будут направлены на выращивание продукции растениеводства (озимые зерновые) - ООО "АгроТрансПорт", сроки реализации 2016 - 2017 гг., стоимость проекта - 11,2 млн. рублей.
Техническое перевооружение существующей производственной базы путем приобретения сельскохозяйственной техники - КФХ Угарина Надежда Михайловна, сроки реализации 2016 - 2017 гг., стоимость проекта - 1,43 млн. рублей.
Развитие КФХ на основе реконструкции помещений для содержания животных и приобретения поголовья КРС и овец - КФХ Ильдяков Петр Алексеевич, сроки реализации 2016 - 2017 гг., стоимость проекта 1,43 млн. руб.
Реконструкция и техническое перевооружение фермы на 100 коров - КФХ Макарова Геннадия Николаевича, стоимость проекта 10 млн. руб., сроки реализации 2017 - 2018 годы.
Развитие КФХ на основе реконструкции помещений для содержания животных и приобретения поголовья КРС и овец - КФХ Полякова Любовь Геннадьевна, стоимость проекта 0,9 млн. руб., сроки реализации 2017 - 2018 годы.
В сфере потребительского рынка - открыт магазин "Сахарок", стоимость проекта составила 13 млн. рублей, торговой площадью 193,6 кв. м., создано 10 рабочих мест, средняя з/п - 12 000 рублей.
Произведена реконструкция кафе "Берлога", стоимость проекта составляет 0,5 млн. руб., торговая площадь составляет 262 кв. м.
Отремонтирован торговый зал в кафе "Красный Бор" по адресу: 429170, Чувашская Республика, Шемуршинский р-н, с. Шемурша, ул. Космовского, дом N 29, 2 этаж, сумма инвестиции составляет 0,3 млн. руб.
Произведена реконструкция и увеличены посадочные места кафе "Уют" по адресу: 429170, Чувашская Республика, Шемуршинский р-н., с. Шемурша, ул. Космовского, 25 "а", сумма инвестиции составляет 0,3 тыс. руб.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал будет увеличиваться и составит в 2019 году - 136,05%.
В 2017 году планируется открытие кафе "Теремок" по адресу: с. Шемурша, ул. Лесхозная, стоимость проекта 0,6 млн. руб., торговой площадью 158 кв. м., будут созданы 4 рабочих мест, средняя заработная плата - 11 000 руб.
Информация
по инвестиционным проектам на 2015 - 2018 годы на территории Шемуршинского района
N |
Наименование проекта, организации |
Сроки реализации |
Общая стоимость проекта, млн. рублей |
в том числе |
Количество создаваемых рабочих мест, всего |
|
Объем вложенных инвестиций в 2016 году, млн. рублей |
Объем планируемых инвестиций в 2017 году, млн. рублей |
|||||
1 |
Открытие магазина "Сахарок" |
2016 - 2017 |
13 |
13 |
0 |
10 |
|
Открытие кафе "Теремок" |
2016 - 2017 |
0,6 |
0 |
0,6 |
4 |
2. |
Открытие цеха по производству керамзитобетонных блоков, ООО "Альфа" |
2016 - 2017 |
1,2 |
1,2 |
0 |
5 |
3. |
Открытие швейного цеха, ИП Ефимова Ирина Олеговна |
2016 - 2017 |
0,7 |
0,7 |
0 |
5 |
4. |
Техническое перевооружение существующей производственной базы путем приобретения сельскохозяйственной техники, КФХ Угарина Надежда Михайловна |
2016 - 2017 |
1,43 |
1,1 |
0,33 |
2 |
5. |
Развитие КФХ на основе реконструкции помещений для содержания животных и приобретения поголовья КРС и овец, КФХ Ильдяков Петр Алексеевич |
2016 - 2017 |
1,43 |
1,1 |
0,33 |
2 |
6. |
Открытие кондитерского цеха, ООО "Черот" |
2016 - 2017 |
15 |
10 |
5 |
10 |
7. |
Открытие кафе "Берлога", ИП Григорьев Геннадий Николаевич |
2016 - 2017 |
0,25 |
0,25 |
0 |
3 |
8. |
Реконструкция и техническое перевооружение фермы на 100 коров, КФХ Макаров Геннадий Николаевич |
2017 - 2018 |
10 |
0 |
10 |
4 |
9. |
Развитие КФХ на основе реконструкции помещений для содержания животных и приобретения поголовья КРС, КФХ Полякова Любовь Геннадьевна |
2017 - 2018 |
0,9 |
0 |
0,9 |
2 |
10. |
Выращивание продукции растениеводства, ООО "АгроТрансПорт" |
2016 - 2017 |
11,2 |
6 |
5,2 |
5 |
11. |
Изготовление железобетонных конструкций, ООО "РЭМИСС" |
2016 - 2017 |
50 |
25 |
25 |
16 |
Строительство
За 9 месяцев 2016 г. объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" составил 5,56 млн. рублей, или 45,0% к аналогичному периоду 2015 года.
Объем ввода жилья за счет всех источников финансирования за 9 месяцев 2016 года составил 6350 кв. метров, что составляет 76,4% по сравнению с 2015 годом.
Объем ввода жилья населением за счет собственных и заемных средств за 9 месяцев 2016 год составил 6350 кв. метров, что составляет 97,5% к уровню 2015 года.
Потребительский рынок
Высокая предпринимательская и инвестиционная активность за последние годы позволила сформировать динамичную конкурентную среду в сфере потребительского рынка Шемуршинского района.
Потребительский рынок района характеризуется постоянно расширяющимся ассортиментом товаров и услуг, совершенствованием организации торговых процессов, а также внедрением прогрессивных технологий и форм продаж. Товарная насыщенность его носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения с разным уровнем достатка на социально значимые продукты питания.
Оборот розничной торговли по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, Шемуршинского района за 9 месяцев 2016 году составил 221,1 млн. рублей и 98,2% к уровню 2015 года.
В 2017 году оборот розничной торговли увеличится за счет открытия магазина "Сахарок", за счет открытия кафе "Теремок" и в ближайшие годы данный показатель будет увеличиваться и составит в сопоставимых ценах в 2017 году по второму варианту развития 105,0%, в 2018 году - 104,2%, в 2019 году - 104,0%, (по первому варианту соответственно 105,2%, 104,2%, 104,3%).
Повышению темпов роста объемов розничного товарооборота должно способствовать интенсивное восстановление потребительского спроса за счет положительной динамики реальных доходов населения, значительного повышения доходов пенсионеров и снижения инфляции. Рост потребления будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением потребительского кредита.
Оборот общественного питания по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, Шемуршинского района в январе - сентябре 2016 года составил 1,7 млн. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2015 года в сопоставимых ценах уменьшился на 4,6%.
В сфере розничной торговли на территории района функционируют 116 объектов розничной торговли с торговой площадью 5746,17 кв. м., 26 объектов общественного питания общедоступной сети с числом посадочных мест 1106, 34 объектов по оказанию бытовых услуг населению, 24 объектов придорожного сервиса.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов по состоянию на 01.01.2016 г. в районе составляла 434,0 кв. м. на 1000 человек при нормативе 256,0 кв. м.
В течение последних лет продолжалось качественное улучшение объектов розничной торговли и общественного питания. Велась работа по модернизации существующих предприятий, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.
За 2016 года на территории района был открыт 1 магазин "Сахарок", стоимость проекта составила 13 млн. рублей, торговой площадью 193,6 кв. м., создано 10 рабочих мест, средняя заработная плата 12 000 рублей.
В районе в ежедневном режиме отслеживается состояние цен на социально значимые продовольственные товары. В целом за январь - сентябрь 2016 г. резких колебаний цен на указанные товары не происходило. Цены на социально-значимые товары сложились на уровне и ниже среднереспубликанских показателей.
Уровень жизни населения
В 2016 - 2019 годах сохранится динамичный рост заработной платы.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 9 месяцев 2016 года (без субъектов малого предпринимательства), составила 16229,9 рублей или 101,7% к уровню 2015 года.
Рост производства в отраслях экономики, замедление темпов инфляции, рост заработной платы, индексация пенсионных выплат и денежных компенсаций по льготам будут способствовать формированию позитивных тенденций в динамике реальных доходов населения. По прогнозу в 2019 году денежные доходы сложатся в сумме 1408,4 млн. руб. и возрастут по отношению к 2015 году на 9,5%.
По оценке в 2016 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 20,2%, в 2019 году - 18% от общей численности населения.
Труд и занятость
По состоянию на 01 января 2016 года численность работающих в предприятиях и организациях составила 2416 человека, из общей численности работающих в экономике района численность занятых в бюджетной сфере составляет 37%.
В 2015 году в районе создано 33 новых рабочих мест, из них из них 14 по производству промышленной продукции, 7 - в сельском хозяйстве, 12 - в торговле и сфере услуг.
По данным службы занятости на 1-ое октября 2016 года численность безработных по району составила 36 человека против 22 человек за аналогический период прошлого года. За отчетный период трудоустроено 527 человек, из них 326 несовершеннолетних. Уровень безработицы равен 0,52 (за 9 месяцев 2015 г. - 0,30).
По прогнозным расчетам к 2017 году уровень безработицы составит 0,43%.
Демография
Демографическая ситуация в районе на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли населения и продолжающегося процесса миграции населения в крупные города.
За 9 месяцев 2016 года по данным Чувашстата в районе зарегистрировано 98 родившихся (в 2019 году - 113) и 137 умерших (в 2015 году - 176). Естественная убыль населения составила 39 человек (в 2015 году - 63).
Коэффициенты рождаемости и смертности на 1000 населения составляют соответственно 11,5 (по Чувашской Республике - 13,7) и 16,0 (по Чувашской Республике - 13,2).
Наряду с естественным движением населения (рождаемость, смертность), миграция играет немаловажную роль в формировании численности населения района. В 2015 году число прибывших на территорию района составило 435 человек, что больше по сравнению с 2014 года на 38 человек, за 9 месяцев 2016 года число прибывших на территорию района составило 330 человек, число убывших 475 человек. Миграционная убыль населения на 10000 населения за 9 месяцев 2016 года составила 151,8.
В январе - августе 2016 года в районе зарегистрированных в органах ЗАГС браков составило 63, число разводов 25. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года число браков уменьшилось на 1, или 1,6%, число разводов увеличилась на 7, или на 38,9%.
Консолидированный бюджет
В качестве исходных условий при разработке прогноза сводного районного финансового баланса на 2017 год и на период до 2019 года по объему доходов Шемуршинского района явилась отчетная база 2015 года, ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других платежей в 2016 году, формирование показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательствах Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Шемуршинского района за январь - сентябрь исполнен в целом по доходам в сумме 154,4 млн. рублей (64,0% к годовым плановым назначениям), что составляет 82,3% к аналогичному периоду 2015 года.
Доля собственных доходов консолидированного бюджета в общем объеме доходов за 01 октября 2016 года составила 18,7% (аналогичном периоде 2015 года 14,9%).
За 2016 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в текущем периоде составили 29,7 млн. руб. (64,7% к годовым плановым назначениям), что на 37,1% меньше по сравнению с 2015 годом.
Безвозмездные поступления оставили 124,3 млн. руб. (64,0% к годовому плановому назначению), что составляет 79,1% к аналогичному периоду 2015 года.
На 1 октября 2016 года увеличились поступления:
- по налогу на доходы физических лиц на 18,6% и составили 15200 тыс. руб. что составляет 105,6% к аналогичному периоду 2015 года;
от акцизов на 51,6% и составили 4700 тыс. руб.;
поступления государственной пошлины на 75,1% и составили 540,3 тыс. руб.;
от платежей при пользовании природными ресурсами на 72,7% и составили 345,5 тыс. руб.;
от использования муниципального имущества на 142,23% и составили 1707,28 тыс. руб.
Уменьшились поступления:
по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) на 56,0% и составили 288,7 тыс. руб. Уменьшение уплаты ЕСХН связано с тем, что сельскохозяйственными предприятиями из-за нехватки собственных средств для приобретения семян, ГСМ, и основных средств были привлечены заемные средства и вся сумма приобретенных товаров (работ и услуг) были отнесены на расходы;
по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2,4% и составили 4047 тыс. руб.;
по транспортному налогу на 81,8% и составили 90,9 тыс. руб.;
по налогу на имущество с физических лиц на 64,96% и составили 245,26 тыс. руб.;
по земельному налогу на 71,1% и составили 637,63 тыс. руб.;
от доходов от продажи материальных и нематериальных доходов на 20,8% и составил 870,75 тыс. руб.
Уменьшение поступления имущественных налогов связано с изменением сроков уплаты имущественных налогов с 1 октября на 1 декабря.
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества увеличились на 8,1% и составили 575,3 тыс. руб. Увеличились на 7,1% поступления от арендной платы за земельные участки и составили 575,3 тыс. рублей.
Доходы от продажи муниципального имущества за отчетный период составили 870,7 тыс. рублей, что на 20,3% меньше соответствующего периода 2015 года.
Объем безвозмездных поступлений за 2016 год составил 124,0 млн. рублей (98,7% к годовому плановому назначению) что составляет 30,1% к уровню 2015 года.
Расходы консолидированного бюджета за 2016 года исполнены в сумме 158,5 млн. руб. (75,6% к годовым плановым назначениям), что составляет 64,21% к уровню 2015 года.
За январь - октябрь 2016 года консолидированный бюджет Шемуршинского района исполнен в целом с профицитом в сумме 4500,0 тыс. рублей.
Основными резервами для увеличения собственных доходов бюджета на 2016 - 2018 годы являются:
увеличение поступлений от продажи и аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений (муниципальных земельных долей);
активное выявление и постановка на учет объектов недвижимости как бесхозяйных с последующей их приватизацией;
ужесточение контроля за своевременной уплатой арендных платежей и выполнением договорных условий;
организация работы по выявлению не учтенных для целей налогообложения объектов недвижимого имущества, расположенных на территории района, и привлечению их к налогообложению.
Проведение данных мероприятий позволят дополнительно увеличить собственные доходы бюджета района на 1220 тыс. руб.
Перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих его социально-экономическое развитие
- Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 114,3 км, или 49,9% в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
- Низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов.
- Демографическая ситуация в районе на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли населения и продолжающегося процесса миграции населения в крупные города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 15 декабря 2016 г. N 11.1 "О прогнозе социально-экономического развития Шемуршинского района на 2017 год и период до 2019 года"
Текст решения официально опубликован не был