Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики
от 02.10.2013 г. N 1716
Положение
об организации и проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
1. Настоящее Положение об организации и проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Положение) разработано во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 1340н "Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 г. N 229 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики" в целях совершенствования организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики (далее - учреждения здравоохранения), а также мониторинга эффективности реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 29, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 г. N 577, государственной программы Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. N 185, других программ и проектов, реализуемых в Чувашской Республике, проверки достоверности представленных учреждениями здравоохранения статистической отчетности о деятельности системы здравоохранения и состоянии здоровья населения Чувашской Республики.
2. Координацию работы по организации и проведению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Чувашской Республике осуществляет заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Отделы организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Министерство) уполномочены осуществлять ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения на постоянной основе в соответствии с Положениями. Ответственность за непосредственное исполнение мероприятий по организации и проведению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству, возлагается на начальников и сотрудников отделов организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям Министерства в соответствии с должностными регламентами (далее - Уполномоченные должностные лица).
Уполномоченные должностные лица в рамках осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Ведомственный контроль) осуществляют взаимодействие с другими структурными подразделениями и сотрудниками Министерства, в том числе с отделами стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы, правового обеспечения и кадровой политики, материально-ресурсного обеспечения, охраны и экспертизы условий труда, а также с главными внештатными специалистами, внештатными специалистами-экспертами Министерства и членами профильных комиссий, членами Экспертного совета по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности Министерства (утвержден приказом Министерства от 19.09.2013 г. N 1634), другими представителями медицинских и общественных организаций, в случае необходимости, за исключением лиц, состоящих с подведомственным учреждением здравоохранения в трудовых или иных договорных отношениях.
Персональный состав должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов определяется приказом Министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о назначении проверки (Приложение N 1 к настоящему Положению).
3. Задачами Ведомственного контроля являются:
1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
2) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
3) обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения;
4) определение показателей качества деятельности подведомственных учреждений здравоохранения;
5) соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
6) создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
4. Ведомственный контроль включает проведение проверок:
1) соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также порядков маршрутизации, регламентированных приказами Министерства;
2) соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
3) соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Мероприятия по осуществлению Ведомственного контроля включаются в планы работы Министерства и соответствующих структурных подразделений.
5. Ведомственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.
5.1. Плановые проверки в отношении учреждения здравоохранения осуществляются не чаще, чем один раз в год.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых Министерством ежегодных планов. План разрабатывается, утверждается Министром здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения учреждений здравоохранения посредством его размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования учреждений здравоохранения (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и места фактического осуществления ими своей деятельности;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа, осуществляющего конкретную плановую проверку.
5.2. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:
а) поступление в Министерство обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов подведомственными учреждениями здравоохранения;
б) в целях контроля исполнения ранее выданных поручений либо предписаний (решения Коллегий Министерства, исполнения протоколов совещаний по председательством Министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики или его заместителей, Дней главного врача и пр.);
в) в целях проверки представленных учреждениями здравоохранения статистической отчетности или данных мониторинга;
г) наличия приказа Министерства, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) несоответствия показателей деятельности подведомственного учреждения здравоохранения установленным целевым показателям деятельности, а также показателям результативности, установленным приоритетным национальным проектом "Здоровье", Программой модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 29, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 г. N 577, государственной программы Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. N 185, другими программами и проектами, реализуемыми в Чувашской Республике;
е) невыполнения учреждением здравоохранения плановых показателей, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи.
5.3. Документарные проверки проводятся путем анализа документов, представленных учреждениями здравоохранения, в том числе данных статистической отчетности и данных оперативного мониторинга деятельности учреждений здравоохранения, в том числе о реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 29, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 г. N 577, государственной программы Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. N 185, других программ и проектов, реализуемых в Чувашской Республике.
6. Проверки при осуществлении ведомственного контроля по объему подразделяются на целевые и комплексные.
6.1. Целевые проверки проводятся в рамках рассмотрения конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности учреждения здравоохранения.
6.2. Комплексные проверки проводятся в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, жалоб, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности учреждения здравоохранения в целом, на основании аналитических данных, представленных отделом правового обеспечения и кадровой политики Министерства.
7. При проведении проверок срок проведения каждого вида проверки не должен превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, экспертиз, анализов, оценок на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен Министром здравоохранения и социального развития Чувашской Республики или его заместителем, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Срок проведения каждой из проверок в отношении учреждения здравоохранения устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проведения проверки не должен превышать шестьдесят рабочих дней.
8. Отделы организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям Министерства осуществляют общую координацию работы по организации и проведению проверок, а также формирование акта по результатам проверок в рамках Ведомственного контроля согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, анализов, оценок, объяснения работников проверяемого учреждения здравоохранения, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений направляется в учреждение здравоохранения либо вручается руководителю или уполномоченному представителю учреждения здравоохранения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, анализов, оценок, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения органом исполнительной власти соответствующего заключения.
9. При выявлении в ходе проверок нарушений:
1) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения здравоохранения выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) Министерством в рамках компетенции принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (в том числе путем проведения внеплановых проверок), их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
3) в случае, если выявленные нарушения относятся к компетенции органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный контроль в установленной сфере деятельности, Министерство направляет информацию о выявленных нарушениях в орган государственного контроля по компетенции.
10. Уполномоченные должностные лица отделов организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям Министерства в рамках Ведомственного контроля осуществляют:
- проверку соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно:
1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи, а также порядков маршрутизации по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
2) соответствие организации деятельности учреждения здравоохранения, его структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;
3) соответствие деятельности учреждения здравоохранения иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи;
- проверку соблюдения учреждениями здравоохранения стандартов медицинской помощи, а именно:
1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;
2) обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;
3) обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;
4) обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
5) иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).
11. Уполномоченными должностными лицами привлекаются сотрудники отдела материально-ресурсного обеспечения Министерства для проверки:
- соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно, соблюдения требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения, его структурных подразделений;
- соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а именно:
1) соблюдения требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;
2) соблюдения требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;
3) соблюдения установленных правил в сфере обращения медицинских изделий;
4) выполнения обязанностей по сообщению сведений, указанных в части 3 статьи 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности, а именно:
1) наличие договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, а также об осуществлении медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности;
2) договоры о поставках лекарственных препаратов, медицинских изделий на предмет наличия в них условий о назначении или рекомендации пациентам либо о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
3) утвержденный администрацией учреждения здравоохранения порядок участия представителей организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
4) организация работы, направленной на предупреждение нарушений медицинскими работниками и фармацевтическими работниками ограничений, установленных статьей 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе по информированию медицинских работников, фармацевтических работников, компаний, представителей компаний и граждан об установленных запретах на совершение определенных действий и ответственности за их совершение;
5) обращения граждан, содержащие сведения о предоставлении недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых при назначении курса лечения лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, включая сокрытие сведений о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий, либо о наличии в аптечной организации лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, включая сокрытие информации о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
12. Уполномоченными должностными лицами привлекаются специалисты отдела правового обеспечения и кадровой политики Министерства для проверки соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам.
13. Уполномоченными должностными лицами привлекаются специалисты отдела охраны и экспертизы условий труда Министерства для проверки соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а именно:
1) соответствие норматива численности службы охраны труда требованиям трудового законодательства Российской Федерации;
2) уровень подготовки специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
3) организация обучения работников безопасным методам и приемам труда;
4) предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
5) обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, молоком или продуктами, его заменяющими, лечебно-профилактическим питанием.
14. Уполномоченными должностными лицами привлекаются специалисты отдела стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы Министерства для осуществления мониторинга эффективности реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 29, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 г. N 577, государственной программы Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 г. N 185, других программ и проектов, реализуемых в Чувашской Республике, проверки представленных учреждениями здравоохранения статистической отчетности, в случае необходимости.
15. О проведении плановой проверки учреждения здравоохранения уведомляются путем направления копии приказа о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения. О проведении внеплановой проверки подведомственные учреждения здравоохранения уведомляются любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
В случае, если в результате деятельности учреждения здравоохранения причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление указанной организации о начале проведения внеплановой проверки не требуется.
Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами Министерства служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения здравоохранения с приказом о назначении проверки (при наличии) (Приложение N 1 к настоящему Положению) и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
16. Должностные лица Министерства при проведении Ведомственного контроля имеют право:
1) осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности учреждения здравоохранения;
2) знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, в том числе с медицинскими документами граждан, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
3) доступа в используемые учреждением здравоохранения при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;
4) организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи.
17. Должностные лица Министерства при проведении Ведомственного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых подведомственных учреждений здравоохранения;
2) проводить проверку во время исполнения служебных обязанностей;
3) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого учреждения здравоохранения, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
4) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого учреждения здравоохранения с результатами проверки, в том числе с актом проверки;
5) соблюдать установленные настоящим Положением сроки проведения проверки.
Доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
18. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого учреждения здравоохранения при проведении мероприятий по ведомственному контролю имеют право:
1) присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Министерства, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) знакомиться с результатами Ведомственного контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого учреждения здравоохранения, при проведении Ведомственного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого учреждения здравоохранения при проведении мероприятий по Ведомственному контролю обязаны:
1) предоставить копии документов и пояснения по запросу Министерства при проведении проверки;
2) предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, а также обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам на территорию, в используемые проверяемым учреждением здравоохранения при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.