В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Государственный Совет Чувашской Республики постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (прилагается).
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Чувашской Республики с просьбой поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Чувашской Республики.
3. Назначить представителем Государственного Совета Чувашской Республики при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии Павлова Сергея Владимировича.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.
Председатель |
В.Н. Филимонов |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Данный проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Выдел земельного участка - это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется только в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Следует отметить, что особую специфику имеет процедура выдела земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, которая регламентируется нормами Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Так, образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, производится в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", то есть путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или участника долевой собственности, в случае, если участник долевой собственности выразил на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка.
В настоящее время процесс выдела земельных участков в счет земельной доли или земельных долей приобрел массовый характер.
Вместе с тем наблюдается следующая картина. Без извещения арендаторов и администраций поселений межуются и выделяются земельные участки в счет земельной доли или земельных долей из земельных участков, находящихся в долевой собственности, обрабатываемых арендаторами. Соответственно выделяются земельные участки из уже обработанных, вспаханных и засеянных земель, в том числе засеянных многолетними травами. При этом не учитываются права арендаторов, которые вложили немало средств в возделывание данного земельного участка. Нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрено возмещение ущерба арендаторам в случае прекращения или изменения договора аренды при выделе в счет земельной доли или земельных долей земельного участка из обрабатываемых ими земель. И суды также отказывают арендаторам по разным причинам во взыскании убытков, причиненных таким изъятием земельных участков.
Если такая практика будет продолжаться и дальше, то собственники земельного участка, находящегося в долевой собственности, будут межевать обработанные земельные участки и собирать на них урожай без приложения каких-либо усилий. А сельскохозяйственные предприятия откажутся работать на арендуемых земельных участках. Это отрицательно скажется на развитии сельского хозяйства в регионах.
Кроме того, одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков. Достигается это не только путем непосредственно использования таких земель по целевому назначению, но и путем недопущения ухудшения их состояния.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по сохранению, а тем более по улучшению плодородия почв невозможно провести за короткий промежуток времени, сроки их проведения исчисляются годами. И чем дольше арендатор арендует землю, тем больше он заинтересован в увеличении ее плодородия.
Таким образом, назрела необходимость закрепления на федеральном уровне минимального срока аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий исходя из трехлетнего срока. Это было бы более эффективной мерой защиты целевого назначения земель данной категории.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" направлен на устранение пробелов в правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения. Законопроектом предлагается установить минимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения независимо от формы собственности и наделить арендатора правом на возмещение возникших у него убытков в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей из обрабатываемого им арендованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, предлагается обязать участника долевой собственности извещать о подготовке проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения выделяемого земельного участка в счет земельной доли или земельных долей и арендатора такого земельного участка. Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проект
Вносится
Государственным Советом
Чувашской Республики
Федеральный закон
о внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2011, N 1, ст. 47; 2013, N 49, ст. 6328; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 27, ст. 4285, 4294) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 9 слова ", находящегося в государственной или муниципальной собственности," исключить;
2) статью 13 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Участник долевой собственности для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей обязан известить органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, из которого будет выделяться земельный участок в счет земельной доли или земельных долей, и арендатора такого земельного участка о подготовке проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей.";
3) статью 14 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, при досрочном прекращении договора аренды земельного участка или изменении условий договора аренды земельного участка собственником выделяемого земельного участка возмещаются арендатору возникшие у него в связи с этим убытки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
Президент |
|
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 6 апреля 2017 г. N 241 "О законодательной инициативе Государственного Совета Чувашской Республики по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (http://www.cap.ru) 7 апреля 2017 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2017 г., N 4, ст. 349