Решение Совета депутатов Новооскольского городского округа Белгородской области
от 18 сентября 2018 г. N 2
"Об утверждении временного Регламента Совета депутатов Новооскольского городского округа"
В соответствии с Федеральным Законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Совет депутатов Новооскольского городского округа решил:
Председатель Совета депутатов |
Л. Дубова |
Утвержден
решением Совета депутатов
Новооскольского городского округа
от 18 сентября 2018 года N 2
Временный Регламент
Совета депутатов Новооскольского городского округа
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основы организации и деятельности Совета депутатов Новооскольского городского округа
1. Совет депутатов Новооскольского городского округа (далее - Совет) является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Новооскольский городской округ и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации временного регламента Совета депутатов Новооскольского городского округа (далее - Регламент).
2. Деятельность Совета строится на основе принципов законности, справедливости, целесообразности и открытости, свободного обсуждения и коллегиального решения вопросов.
3. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, а также организациями, находящимися на территории муниципального образования Новооскольского городского округа и гражданами.
4. Совет обладает правами юридического лица.
5. Деятельность Совета осуществляется в соответствии с планом работы на полугодие, утвержденным на заседании Совета. План работы определяет главные направления деятельности Совета. Проект плана работы Совета разрабатываются на основе письменных предложений председателя Совета депутатов Новооскольского городского округа (далее - председатель Совета), главы администрации Новооскольского городского округа, постоянных комиссий Совета.
6. Предложения об уточнении или изменении плана работы рассматриваются Советом на сессии по представлению председателя Совета, по предложениям депутатов и постоянных комиссий Совета.
Статья 2. Регламент Совета
Настоящий Регламент определяет процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов.
Регламент принимается большинством голосов от избранного числа депутатов Совета.
Статья 3. Структура Совета
1. Совет состоит из 25 депутатов, избранных в соответствии с действующим федеральным законодательством, законом Белгородской области.
2. Органами Совета являются:
2.1. Постоянные комиссии Совета.
2.2. Временные комиссии Совета.
2.3. Рабочие органы Совета.
3. Порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных и временных комиссий, а также рабочих органов Совета определяется Положением о постоянных комиссиях Совета, утверждаемым Советом и настоящим Регламентом.
Глава II. Председатель совета и заместитель председателя совета
Статья 4. Председатель Совета
1. Для реализации своих полномочий и организации деятельности Совет в соответствии с настоящим Регламентом избирает из своего состава председателя Совета и заместителя председателя Совета.
2. Председатель Совета является выборным лицом совета, ответственным за организацию работы Совета.
Председатель Совета подотчетен Совету, исполняет свои обязанности на непостоянной основе.
3. Председатель Совета выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным настоящим временным Регламентом, выполняет отдельные поручения Совета, связанные с работой Совета.
4. Председатель Совета:
4.1. Председательствует на заседаниях Совета, созывает очередные и внеочередные заседания Совета, доводит до сведения его членов время и место проведения заседаний, а также проект повестки дня.
4.2. Представляет Совет в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями.
4.3. Организует деятельность Совета.
4.4. Подписывает и обнародует решения и распоряжения совета по вопросам организации деятельности Совета, протоколы заседаний Совета.
4.5. Издает постановления, распоряжения по вопросам организации деятельности Совета в пределах своих полномочий, установленных Уставом городского округа:
4.5.1. О назначении на должность и освобождении от должности сотрудников аппарата Совета.
4.5.2. О структуре и штатном расписании аппарата Совета.
4.5.3. О порядке обеспечения работы Совета.
4.5.4. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом городского округа и решениями Совета.
5. Председатель Совета избирается на первом (организационном) заседании из числа членов Совета на срок его полномочий открытым голосованием.
6. Кандидатов на должность председателя совета вправе выдвигать конференции региональных и местных отделений политических партии, члены Совета, а также глава администрации района.
7. Кандидаты на должность председателя Совета вправе выступить перед членами Совета с программами предстоящей деятельности.
8. Выдвижение и обсуждение кандидатов прекращается по решению членов Совета. После этого принимается решение о проведении голосования.
Голосование проводится по всем выдвинутым кандидатам, кроме лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
9. Решение об избрании председателя Совета принимается большинством голосов от установленной численности членов Совета.
10. Председатель Совета является главой городского округа и исполняет полномочия председателя Совета.
11. Председатель Совета как глава городского округа:
11.1. Представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа.
11.2. Подписывает и в случаях и порядке направляет на опубликование решения, принятые Советом.
Статья 5. Заместитель председателя Совета.
1. Заместитель председателя Совета:
1.1. Ведает организацией обеспечения деятельности и внутренним распорядком работы Совета.
1.2. Координирует деятельность постоянных комиссий и иных комиссий Совета.
1.3. Обеспечивает своевременное предоставление членам Совета необходимых документов.
1.4. По поручению председателя Совета ведет в его отсутствие заседания Совета, выполняет иные полномочия по распоряжению председателя Совета и в соответствии с распределением обязанностей, установленных временным Регламентом Совета.
1.5. Организует в Совете прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений, жалоб.
1.6. Осуществляет и другие вопросы в соответствии с правовыми и нормативными актами.
1.7. Подписывает информационные сообщения ответы на запросы органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти, предприятий, организаций, учреждений.
1.8. Направляет запросы в органы местного самоуправления городского округа, предприятия, организации всех форм собственности.
1.9. Проводит экспертизу нормативных правовых актов Совета и их проектов на коррупционность.
2. Заместитель председателя совета исполняет свои полномочия на постоянной (штатной) основе.
3. В пределах своих должностных обязанностей заместитель председателя Совета вправе давать поручения аппарату Совета.
4. Заместитель председателя Совета избирается на заседании Совета по представлению председателя Совета из числа членов Совета открытым голосованием на срок полномочий Совета.
5. Решение об избрании заместителя председателя Совета принимается большинством голосов от установленной численности членов Совета.
6. Заместитель председателя совета подотчетен Совету и может быть отозван им на заседании Совета.
7. При этом решение об отзыве заместителя председателя Совета считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей установленного числа членов Совета.
8. Вопрос о добровольном сложении полномочий заместителем председателя Совета рассматривается на заседании Совета на основании его письменного заявления. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета.
9. В случае непринятия Советом отставки заместителя председателя Совета, он вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после рассмотрения его заявления на заседании Совета.
Статья 6. Комиссии Совета
6.1. Постоянные комиссии Совета.
1. Совет создает из числа депутатов Совета на срок своих полномочий постоянные комиссии Совета (далее - постоянные комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, осуществления его контрольных полномочий, а также для реализации решений и иных нормативных актов Совета, рассматриваемых на заседаниях Совета.
2. Решение о формировании постоянных комиссий, избрании их председателей принимается Советом на его заседаниях в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Регламентом.
3. Деятельность комиссий осуществляется в соответствии с положением о комиссиях утвержденным решением Совета.
6.2. Временные комиссии Совета.
1. Для решения отдельных вопросов Совет может создавать временные комиссии из числа депутатов и иных лиц.
2. Задачи временной комиссии определяются Советом при их создании.
3. Предложение об образовании и персональном составе временной комиссии вносится председателем Совета или депутатами Совета открытым голосованием большинством голосов от избранного числа депутатов. В решении Совета о создании временной комиссии должны указываться:
- цель создания комиссии;
- численность и состав комиссии, председатель и секретарь;
- предметы ведения комиссии;
- срок полномочий комиссии;
- срок предоставления отчета с необходимым письменным обоснованием сделанных выводов, предложениями или заключениями по поставленному вопросу для его утверждения на заседании.
4. Сроки предоставления отчета могут быть перенесены по решению Совета. В случае если Совет не утвердил отчет временной комиссии, то он отправляется на доработку и должен быть предоставлен на следующее очередное заседание Совета.
5. Временная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с целью, установленной при ее образовании.
6. В случае необходимости временная комиссия, по согласованию с председателем Совета, может привлекать к работе специалистов и экспертов, а также представителей заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
Статья 7. Порядок работы временных комиссий Совета
1. Заседание временной комиссии правомочно, если в его работе принимает участие более половины от общего числа членов соответствующей комиссии.
2. В случае невозможности принять участие в заседании член временной комиссии заблаговременно сообщает об этом председателю временной комиссии в письменной или устной форме с указанием причин отсутствия.
3. Заседания временной комиссии, как правило, открытые.
4. По предложению депутатов отдельные вопросы могут рассматриваться комиссией
в закрытом режиме. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии.
5. Заседание временной комиссии проводит председатель или один из членов по поручению председателя временной комиссии.
Председатель временной комиссии избирается на срок работы комиссии и утверждается решением Совета.
6. Председатель временной комиссии:
- организует работу временной комиссии;
- созывает заседания и председательствует на них;
- подписывает протокол заседания временной комиссии;
- обеспечивает членов временной комиссии материалами и документами по вопросам, связанным с их деятельностью;
- организует работу членов временной комиссии, дает им поручения в пределах своих полномочий по вопросам, входящим в компетенцию временной комиссии, оказывает содействие в осуществлении ими своих полномочий;
- приглашает для участия в заседании представителей населения Новооскольского городского округа, государственных органов, должностных лиц местного самоуправления, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
- осуществляет контроль за исполнением членами временной комиссий своих обязанностей;
- ведет учет посещения членами временной комиссий заседаний и выполняемых ими поручений;
- подписывает решения, заключения временной комиссии и протокол заседания временной комиссии;
- организует контроль за исполнением решений городского совета по вопросам, входящим в компетенцию временной комиссии;
- исполняет иные полномочия, предоставленные по решению Совета.
7. Секретарь временной комиссии:
- исполняет отдельные полномочия председателя временной комиссии по его поручению;
- ведет и подписывает протокол заседания временной комиссии;
- созывает заседания временной комиссии, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, является ответственным за явку членов временной комиссии;
- исполняет другие поручения председателя временной комиссии.
8. Член временной комиссии:
- участвует в работе временной комиссии, исполняет его поручения и поручения председателя временной комиссии;
- вносит предложения для рассмотрения и участвует в их подготовке и обсуждении;
9. По рассматриваемым вопросам, временная комиссия принимает решения, предложения и заключения, большинством голосов членов временной комиссии, от установленного количества членов комиссии.
10. Все члены временной комиссии при рассмотрении вопросов и принятии решений пользуются равными правами.
11. На заседании временной комиссии ведется протокол, который подписывается председателем временной комиссии и секретарем временной комиссии.
Глава III. Организационные формы работы совета
Статья 8. Заседания Совета
8.1. Очередное заседание Совета.
1. Основной организационно-правовой формой работы Совета является его заседание.
2. На заседании Совета решаются все вопросы, отнесенные к его ведению.
3. Очередные заседания Совета созываются и проводятся председателем Совета или заместителем председателя Совета по его поручению, по мере необходимости, но не реже 1 (одного) раза в месяц.
4. Очередное пленарное заседание проводится, как правило, в последний вторник каждого месяца.
5. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Совета, а также формы его работы устанавливаются настоящим Регламентом.
Распоряжение о созыве очередного заседания доводится до сведения депутатов и населения не позднее, чем за 10 дней до заседания, через средства массовой информации.
6. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют больше половины от избранного числа депутатов.
7. Заседание Совета носит открытый характер. Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания по рассмотрению отдельной категории вопросов в интересах неразглашения конфиденциальной информации о лице, государственной или иной тайне, которая охраняется законом. Заявление о проведении закрытого заседания может быть представлено депутатом, постоянной или временной комиссией, председателем Совета в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос на закрытом заседании.
Все полученные заявления о проведении закрытого заседания оглашаются председателем Совета и ставятся на голосование: в первую очередь - если вопрос, по которому сделано заявление о рассмотрении его на закрытом заседании относится к повестке дня заседания, на котором это заявление было сделано; в порядке очередности, установленном настоящим Регламентом - если заявление касается вопроса, который подлежит рассмотрению на следующих заседаниях Совета.
Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов депутатов от присутствующих на заседании депутатов.
На закрытом заседании могут присутствовать председатель совета, депутаты Совета и лица, в интересах которых предусмотрено закрытое заседание. Закрытая форма заседаний Совета не отменяет других принципов ее работы.
8. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов Совет может проводить рабочие заседания, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Регламента. Рабочие заседания могут быть закрытыми. Рабочие заседания созываются председателем Совета.
8.2. Внеочередные заседания Совета.
Заседания, созываемые в иные, кроме установленных настоящим Регламентом, сроки, являются внеочередными.
Внеочередные заседания Совета могут проводиться по инициативе председателя Совета, письменному обращению главы администрации Новооскольского городского округа или не менее 1/3 от избранного числа депутатов. В письменном требовании о созыве Совета на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение.
Распоряжение о созыве внеочередного заседания подписывает председатель Совета в срок, не позднее трех дней до заседания.
Статья 9. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Совета
1. Заседание Совета проводится открыто и гласно.
2. Перечень лиц имеющих право присутствовать на открытых заседаниях Совета устанавливается законодательством Российской Федерации.
3. Должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за подготовку проектов решений Совета обязаны присутствовать на заседаниях Совета на время рассмотрения вопросов соответствующих проектов решений.
4. Должностные лица администрации Новооскольского городского округа при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению, могут присутствовать на открытых заседаниях, только после предварительного согласования своего участия с председателем Совета.
5. Председатель Совета перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседаниях лицах, не являющихся депутатами Совета.
6. Для лиц, приглашенных на заседание Совета, отводятся отдельные места в зале заседания.
7. Приглашенные и присутствующие на заседании лица не имеют права вмешиваться в работу Совета (выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство).
8. Приглашенным и присутствующим слово для выступления предоставляется по решению председателя Совета.
9. Лицо, не являющееся депутатом Совета, которое продолжает нарушать порядок проведения заседания, может быть удалено по решению председателя Совета после предупреждения о таком нарушении.
Статья 10. Порядок подготовки к проведению заседания Совета
1. В порядке подготовки к проведению заседания председатель Совета проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Председатель Совета организовывает ознакомление депутатов и главы администрации Новооскольского городского округа с предложениями по вопросам повестки дня заседания и с сопутствующими материалами, включая заключения комиссий и проекты решений, не позднее, чем за 3 дня до заседания. По вопросам, требующим оперативных решений, указанное время может быть сокращено до 1 дня.
Статья 11. Порядок формирования повестки дня заседания Совета
1. Повестка дня заседания формируется председателем Совета из:
- проектов решений Совета;
- предложений по организации работы Совета;
- ответов на письменные запросы депутатов;
- предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению;
- сообщений контрольно-счетного органа Новооскольского городского округа;
- сообщений информационного характера.
2. Право внесения проектов решений в повестку дня принадлежит:
1) депутатам Совета;
2) председателю Совета;
3) главе администрации Новооскольского городского округа;
4) органам территориального общественного самоуправления;
5) инициативным группам граждан в количестве 3 процента от числа жителей Новооскольского городского округа, обладающих избирательным правом;
6) прокурору Новооскольского городского округа;
7) другим субъектам правотворческой инициативы в соответствии с федеральным законодательством.
Проекты решений Совета от иных органов и лиц, не обладающих указанным правом, могут быть внесены с помощью обращения к соответствующим субъектам правотворческой инициативы.
Предложение по каждому вопросу, который предлагается включить в проект повестки дня заседания, подается на имя председателя Совета с проектом решения, подготовленным в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
3. Обязательным условием для внесения проекта решения в повестку дня заседания является:
- представление проекта решения с согласовывающими подписями (визами) в печатной и электронной форме не позже, чем за 10 дней до их рассмотрения на очередном заседании, кроме случаев, предусмотренных настоящим Регламентом;
- текст проекта должен иметь следующие части:
- преамбула, в которой содержатся ссылки на законодательные и иные нормативно-правовые акты или документы, регулирующие данную сферу деятельности и цель принятия решения;
- постановляющая - в которой конкретно и четко формулируется решение;
- заключительная - в которой указывается постоянная комиссия и должностное лицо, на которых возлагается контроль за выполнением решения.
На основании представленных проектов решений председателем Совета формируется повестка дня заседания.
4. Наличие согласовывающих подписей (виз):
4.1. Для проектов решений вносимых в повестку дня заседания Совета.
Главой администрации:
- заместителей главы администрации Новооскольского городского округа, в компетенции которых находится данный вопрос, согласно должностных обязанностей (должностных инструкций);
- руководителя исполнительного органа, подготовившего проект решения;
- начальника правового управления администрации Новооскольского городского округа.
4.2. Для проектов решений вносимых в повестку заседания Совета постоянной комиссией Совета, депутатом Совета:
- председателя постоянной комиссии Совета, депутата Совета вносящего вопрос.
К проекту решения прилагаются материалы в оригинале, а при необходимости - выводы соответствующих комиссий Совета.
4.3. Для проектов решений вносимых по вопросам реализации полномочий администрации Новооскольского городского округа - согласовывающая виза начальника правового управления администрации Новооскольского городского округа.
4.4. К проекту решения, вносимому в Совет в порядке правотворческой инициативы, должны прилагаться:
4.4.1. Сопроводительное письмо, указывающее на авторов проекта решения.
4.4.2. Заключение правового управления.
4.4.3. Пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости его принятия и на соответствие основных положений проекта решения действующему законодательству.
4.4.4. Расчеты, справки, сравнительные таблицы и другая письменная информация, необходимая для рассмотрения и принятия решения.
При несоответствии проекта решения вышеуказанным требованиям он может быть возвращен субъекту правотворческой инициативы.
4.5. По предложению начальника правового управления или структурного подразделения администрации по правовым вопросам проект решения может быть дополнен визами начальников структурных подразделений, в компетенции, которых находится данный вопрос.
4.6. Согласовывающие подписи проставляются на каждом листе проекта решения с его обратной стороны. После принятия решения на заседании Совета, его оригинал сшивается и хранится в Совете.
5. Проекты решений направляются председателем Совета на рассмотрение в постоянные комиссии.
6. По итогам обсуждения проекта решения постоянные комиссии вносят мотивированные замечания и предложения по обсуждаемым вопросам и поправки к проектам решений, которые оформляются в виде протокола подписанного председателем постоянной комиссии, а в его отсутствие заместителем председателя и секретарем постоянной комиссии.
Замечания и предложения обобщаются аппаратом Совета в таблицу для дальнейшего их рассмотрения председателем Совета и руководителем исполнительного органа, подготовившего проект решения для дальнейшей доработки проекта решения.
7. Вопросы, относящиеся к ведению нескольких постоянных комиссий, могут по инициативе комиссий, а также по поручению председателя Совета или его заместителя рассматриваться постоянными комиссиями совместно. Выводы и рекомендации, принятые постоянными комиссиями на их совместных заседаниях, подписываются председателями соответствующих комиссий.
Председатель Совета с учетом заключения постоянных комиссий и заключения совместного заседания комиссий вносит проект решения в проект повестки дня для рассмотрения на очередном (внеочередном) заседании Совета.
8. Предложения по организации работы Совета (вопросы организации комиссий и рабочих групп выносятся на рассмотрение в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом.
9. Проекты нормативных правовых актов выносятся на заседание Совета после их предварительного рассмотрения комиссиями, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, положениями о комиссиях и решениями, о создании рабочих групп.
10. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений вносятся председателем Совета в повестку дня по мере их поступления, но не позднее 3-х дней до заседания.
При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки заседания преимущество отдается проектам нормативных правовых актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории Новооскольского городского округа
12. Повестка заседания, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, вносится председателем Совета для утверждения на заседании.
Статья 12. Утверждение повестки дня заседания Совета
1. В начале каждого заседания, после установления председателем Совета наличия кворума, обсуждается и утверждается повестка дня.
2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.
Председатель Совета, депутат Совета до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутат Совета, председатель Совета обязаны предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку заседания.
3. В случае, если включить дополнительный вопрос в повестку заседания предлагает председатель Совета, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в повестку заседания имеют актуальные проекты нормативных правовых актов Новооскольского городского округа.
Повестка заседания утверждается по представлению председателя Совета большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
4. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных вопросов в повестку заседания, объединения или снятия с повестки дня определенных вопросов, прения ограничиваются выступлениями трех депутатов "за" включение и трех - "против" включения.
5. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов Совета.
6. Совет обязан рассмотреть на заседании все вопросы утвержденной повестки и принять решение о переносе на следующее заседание вопросов, по которым не принято окончательное решение, или исключении этих вопросов из повестки дня. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующего заседания по очередности их рассмотрения.
7. Председатель Совета обобщает поступившие предложения после всех выступлений и ставит на голосование по порядку их поступления.
Статья 13. Председательствующий на заседании
1. До избрания председателя Совета в соответствии с настоящим Регламентом обязанности Председательствующего на заседании исполняет старейший по возрасту депутат.
2. После избрания председателя последующие заседания Совета ведет председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя.
3. Председательствующий на заседании:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
- предоставляет слово для доклада, содоклада и выступлений;
- объявляет о начале и прекращении прений;
- руководит работой заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного распорядка работы заседания;
- контролирует наличие кворума заседания и выясняет причины отсутствия депутатов;
- ставит на голосование проекты решений, предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытых голосований;
- обеспечивает порядок в зале заседания;
- при необходимости проводит консультации с депутатами и комиссиями, организует работу временных комиссий с целью преодоления разногласий;
- подписывает протоколы заседаний;
- имеет право покинуть председательское место, если не может добиться внимания участников заседания;
- председатель Совета не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
Статья 14. Порядок проведения заседания Совета
1. Организационное, информационное, правовое и материально-техническое обеспечение по ведению заседаний Совета осуществляет Аппарат Совета.
2. Утренние заседания Совета начинаются, как правило, в 10 часов и заканчиваются в 13 часов. Вечерние заседания Совета начинаются в 14 часов и заканчиваются не позднее 18 часов.
3. Депутаты Совета, лица, не являющимися депутатами Совета, прибывшие на заседание проходят обязательную регистрацию.
4. Время предоставляется:
- для доклада - до 10 минут;
- для содоклада - до 5 минут;
- для выступления - до 5 минут;
- для повторного выступления - до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих депутатов председатель Совета вправе продлить время для выступлений.
5. Председательствующий может лишить выступающего слова после напоминания о превышении выступающим отведенного для выступления времени. Повторно слово по обсуждаемому вопросу депутату, лишенному слова при выступлении по этому вопросу, не предоставляется.
6. В начале каждого утреннего заседания или в конце вечернего заседания отводится время продолжительностью не более 10 минут для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
7. Совет вправе принять решение об объявлении перерыва для проведения заседаний комиссий. Решение об этом принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
8. Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется Председательствующим вне очереди.
9. Слово по порядку ведения заседания предоставляется в любое время (в том числе и после окончания обсуждения повестки дня, при этом запрещается прерывать докладчика, содокладчика или выступающего в прениях) в следующих случаях:
- для выражения претензии к Председательствующему;
- для уточнения формулировки решения, поставленного на голосование.
10. Каждый депутат имеет право на ответ. Слово для ответа предоставляется ему Председательствующим в конце заседания, на котором запрашивается это право.
Статья 15. Порядок предоставления слова в прениях
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчикам. При необходимости Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов принимает решение о переходе к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях с согласия Совета Председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого решения.
Депутат может выступить в прениях не более двух раз по каждому обсуждаемому вопросу.
Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только по разрешению Председательствующего.
Передача права на выступление другому лицу не допускается.
3. При выступлении депутат обязан соблюдать Регламент, не уклоняться от существа рассматриваемого вопроса, не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов; после второго предупреждения выступающий лишается слова.
Лицам, лишенным слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Статья 16. Прекращение прений
1. Решение о прекращении прений принимается по решению Совета, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений Председательствующий информирует депутатов о числе заявивших, о выступлении и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие комиссию либо группу депутатов в количестве не менее 4 человек, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю.
4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в протокол заседания.
6. В случае, когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по Регламенту времени, городской совет принимает решение о дне продолжения заседания или о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки следующего заседания по времени их рассмотрения.
Статья 17. Процедура открытого голосования
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании обеспечивает Председательствующий.
2. Перед началом открытого голосования Председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение.
3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его "за" предложение, против него либо воздерживается.
4. Открытое голосование проводится поднятием руки по каждому предложению Председательствующего на заседании.
5. После окончательного подсчета голосов Председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, число проголосовавших "за" и "против" предложения, "воздержавшихся", принято предложение или отклонено. Голос депутата, не поднявшего руку при голосовании, относится к воздержавшимся.
Статья 18. Процедура тайного голосования
1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Совет избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в составе трех человек: председатель, заместитель председателя, секретарь счетной комиссии.
Решения счетной комиссии утверждаются Советом большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии в установленной ею форме по количеству депутатов. При этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
2. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.
3. Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
4. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов под роспись
5. Заполнение бюллетеней производится депутатами во время перерыва, специально объявленного на заседании Совета для проведения тайного голосования, путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - варианта решения; в случае, если голосование осуществляется по единственной кандидатуре - слова "за" либо "против" напротив вариантов предлагаемых решений или кандидатуры.
6. Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность, при голосовании по решению - бюллетени, где оставлены два и более вариантов ответа.
7. Результаты тайного голосования отражаются в протоколе счетной комиссии, который подписывается всеми ее членами. После доклада счетной комиссии Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 19. Процедура поименного голосования
1. Поименное голосование проводится по решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
2. Поименное голосование проводится по отдельным решениям путем зачитывания по поручению председателя Совета списка депутатов, каждый депутат, при зачитывании его фамилии, оглашает свое решение.
3. Результаты поименного голосования оглашаются на заседании и включаются в протокол заседания.
Статья 20. Протокол заседаний Совета
Протокол заседания Совета подписывается председателем Совета. Составление протоколов, их копирование, хранение возлагаются на заместителя председателя Совета, который обеспечивает хранение протоколов в течение пяти лет, после чего передает их в установленном порядке в архив.
Глава IV. Рассмотрение проектов решений и их принятие
Статья 21. Решения Совета, порядок их принятия и вступления в силу
1. Совет в пределах компетенции, установленной федеральными законами, законом Белгородской области принимает муниципальные правовые акты - решения Совета:
1.1. По вопросам местного значения, отнесенным к его компетенции законодательством Российской Федерации, законом Белгородской области.
1.2. По вопросам формирования рабочих органов Совета, определения полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам Совета и иным вопросам внутренней организации его деятельности;
1.3. Решения Совета по вопросам утверждения и изменения повестки заседания, прекращения прений, продления времени для выступлений, изменения очередности выступлений, проведения тайного и поименного голосования и другим вопросам организации работы заседания (процедурным вопросам), которые отражаются в протоколе заседания Совета и при необходимости оформляются выписками из протокола, подписываемыми председателем Совета
2. Решение считается принятым на заседаниях Совета, если за него проголосовало большинство депутатов от избранного состава, если иное не установлено действующим законодательством, настоящим Регламентом.
3. Решения Совета вступают в силу со дня их подписания, а подлежащие опубликованию (обнародованию) - с момента официального опубликования (обнародования), если иное не установлено действующим законодательством или самим решением.
4. Решения Совета в течение пяти рабочих дней направляются председателю Совета для подписания и опубликования (обнародования).
5. Председатель Совета в течение пяти календарных дней со дня поступления решения, принятого Советом, обязан подписать данное решение либо отклонить его. В последнем случае отклоненное решение и свое мотивированное заключение председатель Совета направляет в Совет на повторное рассмотрение. Председатель Совета вправе представить Совету свою редакцию решения (отдельных его пунктов).
6. Повторное рассмотрение решения, отклоненного председателем Совета, начинается с выступления председателя.
7. Для выработки заключения по каждому пункту разногласий может создаваться согласительная комиссия, действующая на паритетных началах из членов определенных соответственно, Советом, председателем Совета, и администрацией Новооскольского городского округа. Согласительная комиссия вырабатывает, одобряет большинством голосов своих членов и представляет на рассмотрение Совета мотивированное заключение по каждому пункту разногласий с одной из следующих рекомендаций: "принять", "отклонить" или "принять в новой редакции".
В случае наличия согласительной комиссии, заслушивается заключение согласительной комиссии. По вопросу могут быть открыты прения, порядок реализации которых, регулируется настоящим Регламентом.
8. При наличии редакции решения, предложенной председателем Совета, первым на голосование ставится вопрос о принятии решения в редакции, предложенной председателем Совета. Решение принимается большинством голосов от избранного числа депутатов Совета. При наличии согласительной комиссии, первым на голосование ставится решение, предложенное согласительной комиссией. Решение принимается большинством голосов от избранного числа депутатов Совета. В случае непринятия депутатами решения в редакции, предложенной председателем Совета или согласительной комиссией, на голосование ставится вопрос о принятии решения в ранее принятой редакции. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от избранного состава депутатов. Председатель Совета обязан подписать принятое решение в течение пяти календарных дней.
Статья 22. Особенности порядка рассмотрения и утверждения местного бюджета и
отчета о его исполнении
1. Порядок рассмотрения и утверждения местного бюджета, а также отчета о его исполнении устанавливается действующим законодательством Российской Федерации, законом Белгородской области, а также решением Совета "Об утверждении положения о бюджетном процессе в Новооскольском городском округе".
Глава V. Организация депутатской деятельности в совете
Статья 23. Формы депутатской деятельности в Совете
1. Деятельность депутата в Совете осуществляется в следующих формах:
1) участие в заседаниях Совета;
2) участие в работе комиссий Совета и комиссий, создаваемых Советом;
3) участие в выполнении поручений Совета;
4) внесение проектов правовых актов в Совет;
5) участие в заседаниях рабочих групп и комиссий;
6) работа с избирателями
7) прием граждан в Совете
2. Депутатская деятельность осуществляется также в иных формах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законом Белгородской области, муниципальными правовыми актами Совета.
Статья 24. Права депутата при осуществлении депутатской деятельности в Совете
1. Депутату Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
2. В связи с осуществлением своих полномочий депутат Совета, имеет право:
2.1. Обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к председателю Совета, иным должностным лицам и органам местного самоуправления муниципального образования Новооскольского городского округа, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории муниципального образования.
2.2. Избирать и быть избранным в комиссию, рабочую группу.
2.3. Высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Совета, комиссий, рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления Новооскольского городского округа, назначаемым по согласованию с органом.
2.4. Вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых Советом, вопросов.
2.5. Вносить проекты решений Совета, изменения, дополнения и поправки к ним, а также предложения о необходимости проведения контроля за исполнением решений Совета.
2.6. Участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки.
2.7. Оглашать обращения граждан Новооскольского городского округа, общественных объединений для решения их вопросов.
2.8. Знакомиться с протокольной записью своего выступления, передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Совета.
3. Депутат Совета имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия, а также по решению Совета, может иметь нагрудный знак, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
Положение об удостоверении и нагрудном знаке, их образцы и описания утверждаются Советом.
Статья 25. Трудовые отношения депутата Совета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе
1. Депутат Совета, осуществляет свои полномочия на постоянной основе на срок полномочий Совета соответствующего созыва.
2. На депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, распространяются нормы трудового законодательства. Трудовые отношения депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются одновременно с окончанием срока полномочий депутатов соответствующего созыва Совета.
3. О работе депутатов на постоянной основе Совета, принимает соответствующее решение. За исполнение своих обязанностей, депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, получает денежное содержание из местного бюджета и подлежит увольнению с прежнего места работы в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 26. Участие депутата в заседаниях Совета и его рабочих органов
1. Депутат осуществляет на заседаниях Совета и его рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Совета и его рабочих органов, членом которых он является.
В случае невозможности присутствовать на заседаниях Совета, заседаниях комиссий, совместных заседаниях комиссий или заседаниях рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Совета, председателя соответствующей комиссии, руководителя рабочей группы.
3. Депутат имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседании постоянной комиссии, рабочей группы, членом которых он не является.
4. Предложения и замечания, внесенные депутатом на заседаниях Совета, рассматриваются и учитываются соответствующей постоянной комиссией при доработке проекта решения Совета.
5. Депутаты Совета обязаны не реже одного раза в месяц проводить прием граждан в избирательном округе, согласно графика приема, утвержденного председателем Совета.
6. Депутаты не реже одного раза в квартал обязаны отчитываться перед избирателями. Отчеты депутатов опубликовываются в местных средствах массовой информации.
Статья 27. Особое мнение депутата
Депутат, который не согласен с принятым в соответствии с настоящим Регламентом решением Совета и заявивший об этом в ходе заседания Совета, может изложить свое особое мнение и в письменной форме представить Председательствующему для включения в протокол заседания.
Статья 28. Депутатские объедения в Совете
1. Депутаты Совета, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными, местными отделениями), входят в депутатские объединения: фракции и межфракционные группы.
2. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального, местного отделения), указанной в части 3 настоящей статьи.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
2. Порядок деятельности фракций устанавливается Регламентом либо иным правовым актом Совета.
3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Совете, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным, местным отделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
5. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Совете, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
8. Порядок деятельности межфракционных групп регламентируется отдельным Положением и утверждается Советом.
Глава VI. Осуществление городским советом контрольных функций
Статья 29. Организация контроля
1. Совет в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет контроль за деятельностью всех органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Новооскольского городского округа исполнением принимаемых Советом решений, исполнением бюджета, распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития Новооскольского городского округа, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2. Контрольная деятельность Совета осуществляется Советом непосредственно, а также через комиссии Совета.
3. Контрольная деятельность осуществляется путем рассмотрения на заседаниях Совета либо его комиссий вопросов, относящихся к сфере их ведения, а также посредством депутатских запросов и вопросов.
Статья 30. Права Совета при осуществлении контрольной деятельности
1. При осуществлении контрольных полномочий Совет имеет право:
1.1. Запрашивать у председателя Совета, главы администрации Новооскольского городского округа, руководителей структурных подразделений администрации Новооскольского городского округа, муниципальных предприятий, учреждений, организаций соответствующие документы, справочные материалы, необходимые для осуществления контроля.
1.2. Вносить на заседания Совета и его комиссий предложения по результатам осуществления контроля.
1.3. Информировать председателя Совета, главу Новооскольского городского округа и иных должностных лиц Новооскольского городского округа о выявленных нарушениях.
1.4. Вносить председателю Совета и иным должностным лицам Новооскольского городского округа рекомендации по совершенствованию работы.
1.5. Требовать у проверяемых структурных подразделений Совета, администрации Новооскольского городского округа, муниципальных предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений.
Статья 31. Порядок внесения депутатского запроса и депутатского вопроса
Регулируется Положением о депутатском запросе и депутатском вопросе, утверждаемом на заседании Совета и настоящим Регламентом.
Статья 32. Отчет
1. Глава администрации Новооскольского городского округа представляет Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом.
2. Должностные лица, в назначении или согласовании назначения которых принимает участие Совет, один раз в год представляют Совету отчет о своей деятельности, который может быть совмещен с отчетом об исполнении бюджета или представлен самостоятельно.
3. Комиссия или группа депутатов Совета в количестве не менее 10 человек может предложить Совету принять решение о заслушивании внеочередного отчета лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
4. По итогам очередного или внеочередного отчета Совет принимает решение о принятии отчета к сведению с соответствующими выводами.
Статья 33. Контроль за исполнением решений, принимаемых Советом
1. Исполнение решений, принимаемых Советом, подлежат контролю.
2. Срок отчетности по контролю и уполномоченный на осуществление контроля орган или лицо, определяется либо в самом подлежащим контролю решении, либо в ином решении Совета.
3. После заслушивания сообщения о ходе выполнения решения, Совет вправе:
- снять решение с контроля как выполненное;
- снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
- продлить контрольные полномочия; возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган;
- отменить решение;
- изменить решение или дополнить его;
- принять дополнительное решение.
Статья 34. Контроль за распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития Новооскольского городского округа
1. Контроль за распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития Новооскольского городского округа осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами по вопросам управления муниципальной собственностью, а также планами и программами развития Новооскольского городского округа.
Статья 35. Контроль за соблюдением Регламента Совета и ответственность за его нарушение
1. Контроль за соблюдением Регламента Совета и определение меры ответственности за его нарушение возлагается на председателя Совета и постоянные комиссии Совета, которые представляют предложения по соблюдению и обеспечению Регламента.
2. При нарушении депутатом Совета порядка на заседании совета или заседании комитета к нему применяются следующие меры взыскания:
- призыв к порядку;
- призыв к порядку с занесением в протокол;
- порицание.
3. Призвать к порядку вправе только председатель Совета либо председатель комиссии или рабочей группы.
Депутат призывается к порядку, если он:
- выступает без разрешения председателя Совета либо председателя комиссии;
- допускает в речи оскорбительные выражения;
- перемещается по залу в момент подсчета голосов.
4. Призывается к порядку с занесением в протокол депутат, который на том же заседании был однажды призван к порядку.
5. Порицание выносится Советом большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов по предложению председателя Совета и без дебатов.
Порицание выносится депутату, который:
- после призвания к порядку с занесением в протокол не выполняет требования председателя Совета;
- на сессии организовал беспорядок и шумные сцены, предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования;
- оскорбил Совет или его председателя.
6. Депутат освобождается от взыскания, если он немедленно принес публичные извинения и прекратил действия по нарушению порядка ведения заседания.
7. Отсутствие депутата на заседании Совета или заседаниях комиссии без уважительных причин более трех раз подряд может повлечь применение к нему следующих мер воздействия:
7.1. Вынесение публичного порицания в адрес депутата.
7.2. Доведение через средства массовой информации до избирателей сведений об отсутствии депутата на заседаниях Совета или заседаниях комиссий.
Решение о привлечении депутата к ответственности принимается на заседании Совета 2/3 депутатов от установленной численности Совета по представлению председателя городского совета или председателя комиссий.
8. Председатель Совета имеет право обнародовать информацию по посещаемости депутатами заседаний и комиссий Совета, а также обнародовать результаты голосования по конкретным вопросам.
VII. Заключительные положения
Статья 36. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий Регламент
1. Изменения в настоящий Регламент вносятся большинством голосов от избранного числа депутатов Совета.
2. Очередной созыв Совета вправе принять большинством голосов от избранного числа депутатов Совета новую редакцию Регламента.
Статья 37. Вступление настоящего регламента в силу
Настоящий регламент вступает в силу с момента его принятия на заседании Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Новооскольского городского округа Белгородской области от 18 сентября 2018 г. N 2 "Об утверждении временного Регламента Совета депутатов Новооскольского городского округа"
Настоящее решение вступает в силу с 18 сентября 2018 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте органов местного самоуправления Новооскольского района Белгородской области (http://www.oskoladmin.ru) 25 сентября 2018 г.
Решением Совета депутатов Новооскольского городского округа Белгородской области от 27 ноября 2018 г. N 58 настоящее решение признано утратившим силу с 27 ноября 2018 г.