Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Современное состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса муниципального образования городской округ - город Галич
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики муниципального образования городской округ - город Галич и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.
Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который по разным оценкам составляет более 35 - 40 процентов от уровня потребления энергии. Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.
Программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в муниципальном образовании городской округ - город Галич, способных обеспечить к 2024 году снижение энергоемкости валового муниципального продукта городского округа - город Галич не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2011 года. Реализация мероприятий Программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения города топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности.
Изложенные проблемы оказывают серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Повышение энергоэффективности имеет важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение к сетям и потребности в оснащении инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться.
Инвестиционная привлекательность снижается, если в нем имеет место дефицит мощности коммунальных систем, а плата за подключение к ним высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.
Высокая энергоемкость экономики городского округа ведет к торможению выхода из кризиса и восстановлению экономического роста, негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует инфляцию, способствует росту нагрузки коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты, доходы населения, снижает энергетическую и экологическую безопасность региона.
На период с 2016 по 2024 годы особые усилия по реализации политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, учитывая направленность социально-экономического развития Костромской области и возможность финансового обеспечения решаемых проблем, необходимо сосредоточить в следующих областях:
Бюджетная сфера. Высокое удельное потребление ТЭР учреждениями бюджетной сферы муниципального образования городской округ - город Галич приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на исполнение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения.
Промышленность. Высокая энергоемкость продукции промышленных предприятий негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует рост инфляции.
Транспорт. Создание современной транспортной системы как самостоятельной отрасли определяется, прежде всего, как устаревшими логистическими системами управления транспортными потоками, изношенностью парка транспортных средств, так и высокими удельными расходами на топливно-энергетические ресурсы, низкой долей использования альтернативных видов моторного топлива.
Топливно-энергетический комплекс. Основным приоритетом топливно-энергетического комплекса является обеспечение энергобезопасности региона. Многофакторность решения задач в этой отрасли обусловлена, прежде всего, высокими удельными затратами на производство и передачу энергоносителей, а также отсутствием системного использования местных видов топлива (торф, дрова).
Сфера жилищно-коммунального хозяйства. Данная сфера непосредственно определяет качество условий жизни населения. Низкая энергоэффективность отрасли, обусловленная отсутствием системы энергоменеджмента, долгосрочных инвестиционных проектов по техническому перевооружению, бесприборным потреблением ТЭР, препятствует улучшению условий жизни населения Костромской области.
Таким образом, повышение энергоэффективности является одной из межотраслевых стратегических задач социально-экономического развития, направленных на повышение энергетической безопасности, развитие экономики, замедление темпов роста тарифов на ТЭР и повышение качества жизни населения.
Потребление ТЭР в целом по муниципальному образованию городской округ - город Галич в 2011 году составило 18,20 тыс. тонн условного топлива (без учета электрической энергии).
Основными видами ТЭР, потребляемыми в муниципальном образовании городской округ - город Галич, являются: электроэнергия, нефтепродукты (с учетом мазута) и уголь. Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика
потребления ТЭР в городском округе - город Галич, тыс. т.у.т.
N п/п |
Наименование ТЭР |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Мазут |
7,16 |
6,49 |
6,57 |
2. |
Уголь каменный |
10,31 |
7,08 |
9,12 |
3. |
Дрова |
0,73 |
1,43 |
1,08 |
|
Итого: |
18,20 |
15,00 |
16,77 |
В муниципальном образовании городской округ - город Галич к 2013 году по сравнению с 2011 потребление ТЭР снизилось на 7,86 процента, в 2012 году - 17,59 процента. Таким образом, за исследуемый период наблюдается тенденции к снижению потребления ТЭР.
Характеристика теплоснабжения муниципального образования городской округ город Галич отражена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика
теплоснабжения городского округа - город Галич
Объекты теплоснабжения |
в том числе |
||||||||||
Количество ТЭЦ, всего |
Суммарная мощность |
Количество котельных, всего |
Суммарная мощность |
Количество котельных, обслуживаемых предприятиями ЖКХ |
Суммарная мощность котельных, обслуживаемая предприятиями ЖКХ |
Тепловые сети, всего |
Ветхие тепловые сети, всего |
Процент ветхих тепловых сетей, всего |
Тепловые сети, обслуживаемые предприятиями ЖКХ |
Ветхие тепловые сети, обслуживаемые предприятиями ЖКХ |
Процент ветхих тепловых сетей, обслуживаемых предприятиями ЖКХ |
Ед. |
Гкап/час |
Ед. |
Гкал/час |
Ед. |
Гкал/час |
км |
км |
% |
км |
км |
% |
|
|
30 |
86 |
30 |
86 |
16,85 |
2,17 |
12,8 |
15,4 |
2,17 |
14,1 |
Топливно-энергетический комплекс муниципального образования городской округ - город Галич, как в период интенсивного экономического роста экономики в 2004 - 2011 годах, так и во время экономического кризиса 2011 - 2013 годов с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился в основном успешно, что говорит о высокой надежности и устойчивости региональной энергетической системы. Однако ее потенциал требует модернизации и обновления. Ситуация в последние годы усугубляется и общеэкономическими проблемами, в частности, сокращением спроса на продукцию предприятий, что привело к росту энергоемкости большинства видов промышленной продукции и снижению энергоэффективности экономики в целом.
Проблемы, предопределяющие низкую энергоэффективность социально-экономического развития муниципального образования городской округ - город Галич в экономике и бытовом секторе, заключаются в следующем:
1) энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;
3) низкие теплотехнические характеристики зданий;
4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства), транспортировки (передачи) и потребления;
5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
6) недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;
7) недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту.
Сложившийся комплекс проблем целесообразно и необходимо решать программно-целевым методом. В настоящее время вопрос об энергосбережении не отделяется от задач по развитию и повышению экономического потенциала муниципального образования городской округ - город Галич. В связи с этим в законодательной и нормативной базе в сфере энергосбережения и энергоэффективности происходят качественные изменения. От документов, как правило, носящих общий декларативный характер, происходит переход к документам, которые ставят конкретные цели и задачи.
Значения целевых индикаторов и сроки их достижения устанавливаются в следующих нормативных правовых актах:
1) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и направленной на:
- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2024 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2011 года;
- реализацию специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптацию концессионных договоров для передачи в управление комплексов ЖКХ;
2) Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, которые устанавливают значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) в 2019 году - 2,5 процента; в 2024 году - 4,5 процента.
Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно выделить следующие наиболее сложные направления работы в этой области:
1) несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергоэффективности, требуется их дальнейшее развитие, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности, стимулирование эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей и населения;
2) недостаточное развитие энергоменеджмента. Вопросам управления в топливно-энергетическом комплексе всегда уделялось достаточно
серьезное внимание. Однако ответственное отношение к вопросам энергетической эффективности только начинает формироваться. Отсюда и недостаточное качество разрабатываемых инвестиционных проектов, недооценка вопросов нормирования и лимитирования потребления ТЭР, разработки и ведения топливно-энергетического баланса различных уровней. Энергоменеджмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к изменяющимся организационным, правовым, методологическим, экологическим, научно-техническим и финансовым условиям;
3) недостаточный учет и уровень автоматизации учета и контроля ТЭР. Качественно организованный учет позволяет не только регулировать отношения между поставщиками и потребителями ТЭР, но и контролировать параметры энергетических систем, что, в свою очередь, является необходимым условием их устойчивой работы;
4) недостаточное развитие малой энергетики;
5) недостаточное использование местных, возобновляемых видов топлива и вторичных энергоресурсов. В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, уделяется большое внимание оптимизации топливно-энергетического баланса в регионах. Муниципальное образование городской округ - город Галич обладает большими запасами древесины и ее отходов, водными ресурсами. В настоящее время в малом количестве присутствуют производство и переработка данных ресурсов в энергетическое топливо. Развитие аналогичных производств длительный процесс, требующий значительных инвестиций.
Для повышения энергоэффективности экономики муниципального образования городской округ - город Галич необходимо вовлекать отрасли экономики, потребителей ТЭР, включая население. В решении поставленной проблемы наиболее эффективным, позволяющим координировать усилия всех участников энергетического рынка и достичь поставленных целей, является программно-целевой метод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.