Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Обоснование Проекта
9. Актуальность разработки и реализации Проекта связана с особенностями региональной системы дополнительного образования.
Созданы условия для повышения доступности качественного дополнительного образования.
10. На 1 января 2017 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в общей численности детей этого возраста составила 69,5%. Организации дополнительного образования посещают 64 775 школьников.
Повышению доступности дополнительного образования способствует развитие форм обучения: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением дистанционных технологий. С 2012 года на базе Центра "Одаренные школьники" работает дистанционная школа, обучившая за последние три года более 800 школьников из 60 образовательных организаций из всех муниципальных образований Костромской области по 12 дополнительным образовательным программам.
11. Брендом регионального краеведения стало развитие в муниципальных образованиях направления "Образовательный туризм". Для обучающихся, педагогических работников, родителей реализуются 83 туристских маршрута.
12. Большое внимание уделяется вопросу доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Функционирует региональный электронный банк данных талантливых (одаренных) детей Костромской области, включающий более 9 000 детей.
Ежегодно в организациях дополнительного образования реализуются программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2016 году охвачено 389 человек), для детей-инвалидов (243 человека), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (226 человек).
13. В Костромской области сложились предпосылки для развития процесса взаимодействия и интеграции системы дополнительного образования, формирования современных управленческих и организационно-экономических механизмов посредством создания регионального модельного центра.
Услуги дополнительного образования детям оказывают 128 образовательных организаций различной ведомственной принадлежности (52 - образование, 56 - культура, 14 - спорт, 6 - негосударственные).
С 2012 года действуют 7 ресурсных центров дополнительного образования на базе государственных образовательных организаций.
На базе 5 профессиональных образовательных организаций работают творческие объединения различной направленности.
Разработана и действует схема сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования с образовательными организациями высшего образования с целью использования их материально-технической базы и кадрового потенциала.
14. В региональной системе дополнительного образования имеется успешный опыт разработки и реализации проектов и программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями. Развито конкурсное движение. Ежегодно проводится более 90 региональных конкурсов. Среди особо значимых - научно-социальная программа "Шаг в будущее", "Академия будущего", школа для интеллектуалов "Юные исследователи", "Малая академия наук", конкурс исследовательских работ "Мир детства - мир творчества, открытий, достижений", конкурс "Удивительные ремесла Костромской земли", исследовательская программа "Без истока нет реки" и другие.
Для популяризации достижений детей из всех муниципальных образований области реализуется цикл телевизионных проектов (региональный этап телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умницы и умники", проект "Умницы и умники: первые шаги" для воспитанников дошкольных образовательных организаций, региональный конкурс "Серебряный глобус").
Разрабатываются и реализуются проекты, адресованные определенным категориям обучающихся (так, в городе Шарье Костромской области разработан проект "Безопасное лето", предусматривающий реализацию дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления для детей с синдромом Дауна, ДЦП, ранним детским аутизмом и детей со сложной структурой дефекта).
15. В региональной образовательной системе имеется следующий значимый опыт выполнения международных и всероссийских проектов в сфере образования, обуславливающий готовность к реализации Проекта: результатом реализации в регионе международной программы Интел "Обучение для будущего" с 2010 по 2014 год стало увеличение на 17% доли педагогов с высшей квалификационной категорией;
реализованы мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на сумму 70 920,5 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета). Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в современных условиях, составила 82%;
выделены субсидии бюджетам муниципальных районов на создание в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом (60 803,8 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета). Построено и оборудовано 27 спортзалов в сельских школах, создано 34 школьных спортивных клуба;
создано 10 региональных центров профессиональных квалификаций; организована работа стажировочной площадки "Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках ФГОС" (6 039,0 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета, 2014 год);
реализуется поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования (2 600,0 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета, 2015 год) - повышение качества профориентации школьников через систему профессиональных проб и on-line лабораторий;
осуществляется проект развития национально-региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества (7 360,0 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета, 2016 год);
внедрен проект "Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей", учебно-методический комплексный проект "Архимеды", направленный на формирование начальных инженерно-технических компетенций младших школьников в условиях современной инновационной дополнительной образовательной среды в пространстве областного центра Костромской области (3 300,0 тыс. рублей из средств федерального и регионального бюджета, 2016 год);
действует федеральная инновационная площадка "Региональная модель оценки качества дополнительного образования детей" (2016 - 2018 годы, без финансирования);
реализован ряд мероприятий: Всероссийские научно-практические чтения, посвященные памяти А.К. Бруднова "Ценности дополнительного образования детей на современном этапе" (2010 год), межрегиональная электронная конференция "Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания" (2013 год), межрегиональный общественный форум "Духовность, нравственность, патриотизм - основа единства страны" (2014 год), межрегиональная конференция "Развитие государственно-общественного управления в системе образования" (2015 год); Дворец творчества выступает организатором ежегодной международной конференции "Мир детства - мир открытий, творчества и достижений" с участием детей из Сербии, Польши, Казахстана, ЛНР, Белоруссии, регионов России; а также международной научно-практической конференции "Детское и молодежное движение: история и современность" (2016 год).
16. В то же время следует отметить, что Костромская область отличается большой протяженностью, представляет собой преимущественно сельскую территорию с низкой для центрального региона плотностью населения (10,8 человек на км2). В условиях ограниченности ресурсов актуальной становится их концентрация для повышения качества образования.
Из 43 (33%) организаций, функционирующих в сельских муниципальных образованиях, лишь 9 организаций реализуют дополнительные образовательные программы по всем направлениям, 29 организаций реализуют программы художественной направленности, 4 организации - физкультурно-спортивной направленности, 1 организация - эколого-биологической направленности. Таким образом, имеется необходимость расширения спектра дополнительных образовательных программ, доступных сельским школьникам.
17. Материальная база организаций дополнительного образования детей нуждается в существенном обновлении, здания 12 организаций дополнительного образования детей требуют капитального ремонта.
Слабо развито техническое, естественнонаучное направления (количество обучающихся по программам данных направленностей составляет соответственно 5,2% и 4%).
Недостаточно разноуровневых программ, отвечающих возможностям и образовательным потребностям мотивированных школьников и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Существует необходимость подготовки педагогов дополнительного образования к работе с разными категориями обучающихся в групповом и индивидуальном режиме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.