В целях содействия развитию сельскохозяйственной кооперации и создания условий для эффективного развития системы сельскохозяйственных кооперативов на территории Костромской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на период 2018 - 2020 годы (далее - Концепция).
2. Обеспечить направление Концепции в адрес ответственных исполнителей Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента агропромышленного комплекса Костромской области Д.В. Петрушина.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Директор департамента |
С.В. Иванов |
Утверждена
приказом
департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 26 апреля 2018 г. N 52
Концепция
развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на период 2018 - 2020 годы
Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на период 2018 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно законодательству Российской Федерации кооперация граждан и хозяйствующих субъектов осуществляется путем создания нового юридического лица - сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее - кооператив). Кооператив позволяет решить вопросы обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения членов кооператива продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), а так же ее переработки (перерабатывающие кооперативы). Кооператив обеспечивает условия для реализации, повышения товарности и конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции.
В современных условиях в создании инфраструктуры по снабжению средствами производства и сбыту сельскохозяйственной продукции в форме кооператива особо нуждаются малые формы хозяйствования на селе, к которым относятся организованные сельскими жителями личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ).
По данным Костромастат на 1 января 2017 года в Костромской области проживало более 182 тысяч человек сельского населения, что составляет 28,1 % от общей численности населения региона. Действовало 137 тыс. ЛПХ, 548 КФХ, которые в 2016 году произвели продукции на 12,6 млрд. рублей, или 58,6 % от региональных объемов сельскохозяйственной продукции, в том числе КФХ - на 0,5 млрд. рублей, ЛПХ - на 12,1 млрд. рублей. В пользовании у ЛПХ находится 64,5 тыс. га земель. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения составляет 8,1 тыс. голов, в том числе 3,7 тыс. голов коров; также имеется 5,1 тыс. голов свиней, 15 тыс. голов овец и коз, 144,8 тыс. голов различной птицы. Среднегодовой объем производимых хозяйствами населения скота и птицы в живом весе
составляет 4,1 тыс. тонн, или 30,1 % от объемов, произведенных хозяйствами всех категорий; молока - 22,9 тыс. тонн (21,2 %).
В пользовании КФХ находится 16,54 тыс. га пашни. Поголовье крупного рогатого скота в КФХ насчитывает 6,3 тыс. голов, в том числе 2,51 тыс. голов коров; а также имеется 0,7 тыс. свиней, 1,95 тыс. голов овец и коз, 1,2 тыс. голов птицы. В 2016 году фермерскими хозяйствами региона было произведено 4,7 тыс. тонн молока и 534,0 тонны мяса.
Неразвитость рынка сбыта фермерской продукции является фактором, при котором ЛПХ и КФХ становится выгодным объединение в кооперативы. Достигается и основная цель создания кооперативов - распределение добавленной стоимости между пайщиками пропорционально доле участия. У селян появляется стимул реализации излишков продукции и большего воспроизводства на основе гарантированного сбыта.
С 2015 года в Костромской области реализуются мероприятия по грантовой поддержке кооперативов, с помощью которой развиваются 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива по переработке молока, мяса, сбыту овощей. На развитие их материально-технической базы было направлено 36 070,8 тыс. рублей.
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
Наряду с основными целями и задачами государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2012 года N 508-а (с последующими изменениями) (далее - Госпрограмма), важными задачами развития сельскохозяйственной кооперации являются:
увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства; стимулирование роста продукции растениеводства, животноводства, в том числе мясного скотоводства, и производства пищевых продуктов;
поддержка и развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе;
повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение материально-технического состояния подотраслей сельского хозяйства, улучшение информационного, консультационного и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов;
повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" Госпрограммы в качестве самостоятельных целей обозначает поддержку и развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе.
Действуя на высококонкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции менее 50 % той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач Госпрограммы.
Таким образом, развитие всех видов сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете устойчивого развития сельских территорий.
Кооперативы сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и недоступность привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заёмных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов кооператива. Отдельными проблемами являются дефицит профессиональных, основанных на практическом опыте, консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаточный уровень профессиональной подготовки, отсутствие дополнительного профессионального образования, менеджеров и других работников кооперативов.
Без решения вышеназванных проблем кооперативы не смогут выдержать конкуренции и в значительной степени не смогут начать или будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время меры государственной поддержки, как показывает практика, недостаточно стимулирует развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, что потребовало разработки настоящей Концепции.
2. Цели и задачи Концепции
Целью реализации Концепции является формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области как основного механизма увеличения доходности малых форм хозяйствования на селе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
обеспечение правовой, информационно-методической и образовательной поддержки создания и развития кооперативов;
экономическое стимулирование объединения малых форм хозяйствования в кооперативы и реализации проектов инициативного бюджетирования по созданию объектов коллективного пользования;
создание условий для развития материально-технической базы кооперативов.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Концепции
Объединение в кооперативы направлено на достижение малыми формами хозяйствования увеличения доходов и снижения издержек.
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
создание не менее 5 кооперативов и обеспечение условий эффективного функционирования действующих и вновь организованных кооперативов;
обеспечение доступа кооперативов через объекты коллективного пользования к современным технологиям производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, каналам ее реализации;
повышение доверия к кооперативной форме хозяйствования, а также уровня самозанятости и доходов сельского населения.
4. Перечень и описание мероприятий Концепции
Основными мероприятиями концепции являются:
4.1. Оказание финансовых мер поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а так же гарантийная поддержка.
4.2. Законодательные меры поддержки, направленные на повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
4.3. Организационные и информационно-консультационные меры поддержки, предусматривающие популяризацию и распространение положительного опыта развития сельскохозяйственной кооперации путем его освещения в средствах массовой информации.
4.4. Меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров сельскохозяйственных кооперативов, в том числе по вопросам работы с торговыми сетями.
4.5. Меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов, в том числе проведение ярмарочных мероприятий.
5. Сроки реализации Концепции
Срок реализации Концепции с 2018 года по 2020 год без деления на этапы.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Концепции
Реализация Концепция не несет негативных экологических последствий, наоборот, будет способствовать сохранению и рациональному использованию природных ресурсов за счет выполнения культурно- технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов выполнения Концепции от запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, в том числе за счет средств бюджета Костромской области, что не позволит своевременно ввести в строй основные фонды кооперативов;
падение цен на продовольственные товары;
рост цен на строительные материалы, технику и оборудование сверх ожидаемого уровня, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и прочие форс-мажорные обстоятельства.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов государственной власти, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Государственная поддержка будет предоставляться только тем кооперативам, которые присоединились к ревизионным союзам, что будет обеспечивать как исполнение требований законодательства Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации, так и контроль целевого и эффективного использования государственных средств поддержки, кроме этого членство кооператива в ревизионном союзе позволит осуществлять оперативный мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации, проводить профилактику нарушений законодательства Российской Федерации руководством кооперативов.
7. Описание системы управления реализацией Концепции
Организация управления Концепцией и контроль за ходом ее реализации осуществляется департаментом агропромышленного комплекса Костромской области.
Реализация Концепции осуществляется с целью достижения значений плановых показателей согласно приложению к настоящей Концепции.
Мониторинг о реализации Концепции осуществляется специалистами департамента агропромышленного комплекса Костромской области
посредством сбора информации с ответственных исполнителей
ежеквартально до 15 числа месяца следующего за отчетным периодом.
Приложение
к Концепции
развития сельскохозяйственной
потребительской кооперации в
Костромской области на
период 2018 - 2020 годов
Плановые показатели
реализации Концепции по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на период 2018 - 2020 годов
N п/п |
Наименование планового целевого показателя |
Единица измерения |
Значение показателя по годам * |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
Количество вновь созданных СПоК, осуществляющих деятельность в Костромской области |
единицы |
3 |
4 |
5 |
2 |
Количество членов, вновь вовлекаемых в СПоК |
единицы |
15 |
20 |
25 |
3 |
Ежегодный рост доходов сельского населения Костромской области, объединившегося в СПоК |
проценты |
X |
10 |
10 |
* Не менее указанного значения
Комплекс мероприятий по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2018 - 2020 годы, направленный на обеспечение достижения значений плановых показателей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Целевой индикатор для достижения планового значения |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
Отметка об исполнении |
|
1. Финансовые меры поддержки |
|||||
1 |
Предоставление грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально- технической базы в рамках государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29.11.2012 N 508-а |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших грантовую поддержку |
2018 - 1; 2019 - 2; 2020 - 2 |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
|
2 |
Предоставление микрозаймов сельскохозяйственным потребительским кооперативам микрофинансовой организацией (ОГБУ "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области") |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членов-субъектов МСП, оформивших микрозаймы |
2018 - 4; 2019 - 6; 2020 - 8 |
ОГБУ "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" |
|
3 |
Участие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в программе "Развитие сельскохозяйственной кооперации с использованием инструмента федерального лизинга до 2020 года", разработанной АО "Росагролизинг" |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членов-субъектов МСП, получивших субсидии, единиц |
2018 - 4; 2019 - 6; 2020 - 6 |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
|
4 |
Предоставление поручительств сельскохозяйственным потребительским кооперативам ООО "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области" |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членов- субъектов МСП, оформивших поручительство ООО "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области", единиц |
2018 - 1; 2019 - 1; 2020 - 1 |
ООО "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области" |
|
5 |
Оказание поддержки в виде субсидирования, полученных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и их членам-субъектам МСП консультационных услуг через "Информационно-консультационный центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членов-субъектов МСП, получивших субсидии, единиц |
2018 - 20; 2019 - 40; 2020 - 60 |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
|
6 |
Компенсация части затрат на приобретение техники и оборудования, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга) |
постоянно |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членов-субъектов МСП, получивших субсидии, единиц |
2018 - 4; 2019 - 6; 2020 - 6 |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
|
2. Законодательные меры поддержки | ||||||
7 |
Установление льгот по налогам на земельные участки под производственными объектами по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки |
постоянно |
Количество созданных производственных объектов, единицы |
2018 - 1; 2019 - 1; 2020 - 2 |
Администрации муниципальных районов, городских округов, сельских поселений |
|
3. Организационные и информационно-консультационные меры поддержки | ||||||
8 |
Формирование и сопровождение банка успешных проектов развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельских территорий |
постоянно |
X |
X |
"Информационно- консультационный центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
|
9 |
Информационное сопровождение и распространение положительного опыта развития кооперативов путем его освещения в районных средствах массовой информации |
постоянно |
Количество вновь созданных СПоК, осуществляющих деятельность на территории Костромской области |
2018 - 2; 2019 - 4; 2020 - 6 |
Информационно-аналитическое управление Костромской области, администрации муниципальных районов и городских округов |
|
10 |
Создание (или определение) центра компетенции, и обеспечивающего правовую, информационную, образовательную поддержку по созданию малых форм хозяйствования и развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации |
постоянно |
Количество оказанных информационных и образовательных услуг представителям сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их членам-субъектам МСП, единиц |
2018 - 20; 2019 - 40; 2020 - 60 |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области, "Информационно-консультационный центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" |
|
4. Меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров | ||||||
11 |
Обучение представителей СПоК по вопросам работы с торговыми сетями: ведение переговоров; составление коммерческого предложения; обеспечение финансовой грамотности; соблюдение требований торговых сетей |
постоянно |
Количество представителей СПоК, прошедших обучение, единицы |
2018 - 10; 2019 - 15; 2020 - 20 |
ОГБУ "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" "Информационно-консультационный центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" |
|
12 |
Обучение членов и работников СПоК работе с Порталом Бизнес-навигатора МСП, разработанного АО "Корпорация МСП" |
постоянно |
Количество представителей СПоК, прошедших обучение, единицы |
2018 - 10; 2019 - 15; 2020 - 20 |
"Информационно-консультационный центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" |
|
5. Меры, направленные на организацию каналов и рынков сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов | ||||||
13 |
Установление упрощенного порядка предоставления СПоК торговых мест на сельскохозяйственных рынках региона |
постоянно |
Количество торговых мест, предоставленных СПоК, единицы |
2018 - 10; 2019 - 15; 2020 - 20 |
Администрации муниципальных районов и городских округов |
|
14 |
Организация и проведение ярморочных мероприятий, в том числе специализированных ярмарок выходного ДНЯ |
постоянно |
Количество проведенных ярмарок |
2018 - 200; 2019 - 220; 2020 - 240 |
Администрации муниципальных районов и городских округов |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 26 апреля 2018 г. N 52 "О Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на период 2018 - 2020 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с 26 апреля 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Портале правовой информации Костромской области" (www.adm44.ru) 10 мая 2018 г.