Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Порядку
Тестирование лиц пожилого и старческого возраста
с целью выявления синдрома старческой астении
Наименование медицинской организации ____________________________________
Ф.И.О. пациента _________________________________________________________
Год рождения ____________________________________________________________
Адрес проживания ________________________________________________________
Контактный телефон ______________________________________________________
1. Исследования первого этапа КГО:
1.1. Исследование по шкале "Возраст не помеха"
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат да/нет |
1 |
Похудели ли Вы на 5 кг и более за последние 6 месяцев? (ВЕС) |
|
2 |
Испытываете ли Вы какие-либо ограничения в повседневной жизни из-за снижения ЗРЕНИЯ или СЛУХА? |
|
3 |
Были ли у Вас в течение последнего года ТРАВМЫ, связанные с падением? |
|
4 |
Чувствуете ли Вы себя подавленным, грустным или встревоженным на протяжении последних недель? (НАСТРОЕНИЕ) |
|
5 |
Есть ли у Вас проблемы с ПАМЯТЬЮ, пониманием, ориентацией или способностью планировать? |
|
6 |
Страдаете ли Вы недержанием МОЧИ? |
|
7 |
Испытываете ли ВЫ трудности в перемещении по дому или на улице? (ХОДЬБА до 100 м/подъем на 1 лестничный пролет) |
|
Интерпретация обследования: Три и более положительных ответа указывают на
наличие у пациента синдрома старческой астении, что является основанием
для направления данного пациента на консультацию к врачу гериатру.
1.2. Минимальное психологическое исследование (Mini Cog)
Пациента просят повторить и запомнить 3 слова: Лимон, Ключ, Шар с
последующей оценкой исполнения.
Выполнен |
|
Выполнен частично |
|
Не выполнен |
Тест часов. - Пациента просят самостоятельно нарисовать круглые часы,
поставить цифры в циферблате часов в правильном порядке, стрелки часов
при этом должны показать время 12:45. По завершении проводится оценка
исполнения.
Выполнен |
|
Выполнен частично |
|
Не выполнен |
После проведения теста "Часы" пациента просят повторить ранее запомненные
3 слова (Лимон, Ключ, Шар) с оценкой исполнения.
Выполнен |
|
Выполнен частично |
|
Не выполнен |
Интерпретация обследования: Наличие каких-либо заметных отклонений в
положении цифр на циферблате или положения стрелок, а также если пациент
не смог воспроизвести раннее запомненные слова (хотя бы одно), следует
считать, что у пациента выявлены когнитивные расстройства. Это является
основанием для направления к врачу-гериатру.
1.3. Оценка функциональных способностей стареющего человека по шкале Katz
ADL.
N п/п |
Перечень вопросов |
Варианты |
Результат да/нет |
|
1. |
Купание (ванна или душ) |
Помощь не требуется или требуется для мытья какой-либо одной части тела |
|
|
2. |
Одевание |
Одевается без помощи, кроме надевания обуви |
|
|
3. |
Посещение туалета |
Пользуется туалетом, справляется с одеждой (может использовать палку или ходунки) |
|
|
4. |
Перемещение по комнате |
Ложится и садится, встает с кровати и стула без помощи (может использовать палку или ходунки) |
|
|
5. |
Контроль мочеиспускания и дефекации |
Полностью контролирует мочеиспускание и дефекацию |
|
|
6. |
Питание |
Ест самостоятельно (исключая нарезание мяса и намазывание масла на хлеб) |
|
|
|
СУММА |
|
|
|
Ответы "Да" оцениваются в 1 балл, ответ "Нет"- 0 баллов. Вычисляется
общая сумма.
Интерпретация обследования:
1 - 2 балла - тяжелые функциональные расстройства. Имеется необходимость
в посторонней помощи или постороннем уходе.
3 - 4 балла - средняя выраженность функциональных расстройств.
Рассматривается вопрос о посторонней помощи, поддержке и уходе, хотя бы
частичном.
5 - 6 баллов - практически не нуждаются в постороннем уходе.
Выявление признаков функциональных расстройств является основанием
направления пациента к врачу гериатру, а также вопроса о мерах социальной
поддержки
2. Исследования третьего этапа КГО:
2.1. Исследование базовой активности в повседневной жизни по шкале
Бартел-ADL
Перечень вопросов |
Варианты |
Прием пищи |
10 - не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами; 5 - частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи; 0 - полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью) |
Личная гигиена (умывание, чистка зубов, бритье, причесывание) |
5 - не нуждается в помощи; 0 - нуждается в помощи |
Одевание |
10 - не нуждается в посторонней помощи; 5 - частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.; 0 - полностью нуждается в посторонней помощи |
Прием ванны |
5 - принимает ванну без посторонней помощи; 0 - нуждается в посторонней помощи |
Посещение туалета: перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета |
10 - не нуждается в помощи; 5 - частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.); 0 - нуждается в использовании судна, утки |
Контролирование мочеиспускания |
10 - полное контролирование; 5 - случайные инциденты (максимум 1 раз за 24 часа); 0 - недержание |
Контролирование дефекации |
10 - полное контролирование; 5 - случайные инциденты (не чаще одного в неделю) 0 - недержание |
Перемещение с кровати на стул и обратно |
15 - не нуждается в помощи; 10 - при вставании с постели требуется незначительная помощь или присмотр; 5 - при вставании с постели требуется помощь, может самостоятельно сидеть в постели; 0 - перемещение невозможно |
Подъем по лестнице |
10 - не нуждается в помощи; 5 - нуждается в наблюдении или поддержке; 0 - не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой |
Мобильность (перемещение в пределах дома и вне дома; могут использоваться вспомогательные средства) |
15 - не нуждается в помощи; 10 - может ходить с посторонней помощью; 5 - может передвигаться с помощью инвалидной коляски; 0 - не способен |
Общий балл: |
/100 |
Интерпретация обследования:
- 0 - 20 баллов - полная зависимость в повседневной жизни
- 21 - 60 баллов - выраженная зависимость в повседневной жизни
- 61 - 90 баллов - умеренная зависимость в повседневной жизни
- 91 - 99 баллов - легкая зависимость в повседневной жизни
- 100 баллов - нет зависимости.
2.2. Оценка повседневной инструментальной активности (Шкала IADL)
1. Можете ли Вы пользоваться телефоном |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен |
1 |
|
2. Можете ли Вы добраться до мест, расположенных вне привычных дистанций ходьбы |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен добираться, если не организована специальная доставка |
1 |
|
3. Можете ли Вы ходить в магазин за едой |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен делать любые покупки |
1 |
|
4. Можете ли Вы готовить себе пищу |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен готовить любую еду |
1 |
|
5. Можете ли Вы выполнять работу по дому |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять какую-либо работу по дому |
1 |
|
6. Можете ли Вы выполнять мелкую "мужскую"/"женскую" работу по дому |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять любую мелкую "мужскую"/"женскую" работу по дому |
1 |
|
7. Можете ли вы стирать для себя |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен стирать |
1 |
|
8. Можете или могли бы вы самостоятельно принимать лекарства |
Без посторонней помощи (в правильных дозах и в назначенное время) |
3 |
С частичной помощью (если кто-то приготовит лекарство к приему и/или напомнит о необходимости принять его) |
2 |
|
Полностью не способен принять лекарство |
1 |
|
9. Можете ли вы распоряжаться своими деньгами |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен распоряжаться своими деньгами |
1 |
|
Общий балл: |
|
Интерпретация обследования: Менее 27 баллов - снижение инструментальной
активности.
2.3. Исследование равновесия и походки по шкале Willifms B.A.
N п/п |
Перечень вопросов |
Варианты |
Результат |
1. |
Равновесие сидя |
Наклоняется или скользит по стулу |
0 |
Сидит устойчиво, надежно |
1 |
||
2. |
Вставание |
Не способен без посторонней помощи |
0 |
Способен, но с помощью рук |
1 |
||
Способен без помощи рук |
2 |
||
3. |
Попытка встать |
Не способен без посторонней помощи |
0 |
Способен, но требуется более одной попытки |
1 |
||
Способен с первой попытки |
2 |
||
4. |
Сохранение равновесия (первые 5 сек.) |
Неустойчив (пошатывание, переставляет ноги) |
0 |
Устойчив, но использует трость или ходунок |
1 |
||
Устойчив без трости или ходунка |
2 |
||
5. |
Равновесие стоя |
Неустойчив |
0 |
Стоит, но широко расставив ноги, или использует трость, ходунок |
1 |
||
Стоит, поставив ноги вместе, не использует трость и др. |
2 |
||
6. |
Способность сохранять равновесие при подталкивании |
Начинает падать |
0 |
Пошатывается, ищет опору, но удерживается на ногах |
1 |
||
Устойчив |
2 |
||
7. |
Способность сохранять равновесие с закрытыми глазами |
Неустойчив |
0 |
Устойчив |
1 |
||
8. |
Поворот на 360 градусов |
Прерывающиеся шаги |
0 |
Плавный поворот |
1 |
||
Неустойчив (ищет опору, пошатывается) |
0 |
||
Устойчив |
1 |
||
9. |
Попытка сесть |
Неуверенность (неверно рассчитывает дистанцию) |
0 |
Использует руки |
1 |
||
Надежное, безопасное движение |
2 |
||
10. |
Инициация движения (сразу после команды) |
Любые колебания или множественные попытки начать движение |
0 |
Никаких колебаний |
1 |
||
11. |
Длина и высота шага |
Начинающая правая нога: |
|
не может начать шаг с левой ноги |
0 |
||
может начать с левой ноги |
1 |
||
правая нога не отрывается полностью от пола при шаге |
0 |
||
правая нога полностью отрывается от пола |
1 |
||
Начинающая левая нога: |
|
||
не может начать с правой ноги |
0 |
||
может начать с правой ноги |
1 |
||
левая нога не отрывается полностью от пола при шаге |
0 |
||
левая нога полностью отрывается от пола |
1 |
||
12. |
Симметричность шагов |
Правый и левый шаги неодинаковой длины |
0 |
Правый и левый шаги одинаковые |
1 |
||
13. |
Шаг непрерывный |
Остановки и неодинаковые шаги |
0 |
Непрерывные шаги |
1 |
||
14. |
Траектория (может устанавливаться по отклонению одной ноги более 10 см от прямой) |
Заметное отклонение |
0 |
Небольшое отклонение или использование помощи при ходьбе |
1 |
||
Прямо, без помощи при ходьбе |
2 |
||
15. |
Туловище |
Имеется заметное качание |
0 |
Нет качания, но есть сгибание коленей или спины или раскидывание рук во время ходьбы |
1 |
||
Нет качания, сгибания, нет раскидывания рук и вспомогательных приспособлений |
2 |
||
16. |
Положение ног при ходьбе |
Большое расстояние между стопами |
0 |
Пятки почти касаются друг друга при ходьбе |
1 |
Интерпретация обследования:
- Пациент с суммой баллов 28 не испытывает проблем с сохранением
равновесия и трудностей при перемещении и ходьбе.
- Сумма баллов менее 26 - 27 указывает на наличие минимальных нарушений
тех или иных функций сохранения равновесия и ходьбы.
- Сумма баллов 25 - 19 указывает на умеренные нарушения функций
сохранения равновесия и ходьбы.
- Сумма баллов менее 19 - указывает на выраженные нарушения в сохранении
равновесия и ходьбе и ассоциируется с увеличением риска падений в 5 раз.
2.4. Исследование когнитивных функций с использованием шкалы оценки
психического статуса (ММSE)
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат правильный/неправильный |
1 |
Какое сегодня число? |
|
2 |
Какой сейчас месяц? |
|
3 |
Какой сейчас год? |
|
4 |
Какой сегодня день недели? |
|
5 |
Какое сейчас время года? |
|
6 |
В каком городе мы с Вами находимся? |
|
7 |
В какой области мы находимся? |
|
8 |
Назовите учреждение, в котором Вы сейчас находитесь |
|
9 |
На каком этаже мы находимся? |
|
10 |
В какой стране мы находимся? |
|
Неврологическое исследование ВОСПРИЯТИЯ. "Слушайте меня внимательно,
сейчас мы будем исследовать ваше внимание. Я произнесу 3 слова, ваша
задача - запомнить слова. Я попрошу Вас повторить эти слова через
некоторое время.
Когда я вас попрошу - произнесите слова "Мяч, Флаг, Дверь" медленно и
четко." Попросите повторить слова. Повторяйте тест до тех пор, пока пациент
правильно не произнесет все три слова (не более 5 попыток). Зафиксируйте
результат первой попытки:
11 |
Ответил "Мяч" |
|
12 |
Ответил "Флаг" |
|
13 |
Ответил "Дверь" |
|
Неврологическое исследование ВНИМАНИЯ и СЧЕТА. Попросите пациента от 100
последовательно вычитать 7. Остановите пациента после пяти вычислений.
Правильно: 93, 86, 79, 72, 65. За каждый правильный ответ 1 балл. За
правильность всего теста 5 баллов
14 |
Правильно "93" |
|
15 |
Правильно "86" |
|
16 |
Правильно "79" |
|
17 |
Правильно "72" |
|
18 |
Правильно "65" |
|
Неврологическое исследование ПАМЯТИ. Попросите повторить три слова,
которые вы просили запомнить в разделе "восприятие"
19 |
Ответил "Мяч" |
|
20 |
Ответил "Флаг" |
|
21 |
Ответил "Дверь" |
|
Неврологическое исследование функции РЕЧИ
22 |
Покажите пациенту часы и спросите "Что это?". 1 балл за правильный ответ |
|
23 |
Покажите пациенту ручку и спросите "Что это?". 1 балл за правильный ответ |
|
24 |
Попросите пациента повторить "Никаких если, и, или но". 1 балл за задачу |
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ИЗ ТРЕХ ДЕЙСТВИЙ. "Возьмите бумагу в правую руку,
сложите пополам и положите на колено"
25 |
Пациент взял лист бумаги в правую руку - 1 балл |
|
26 |
Пациент сложил пополам - 1 балл |
|
27 |
Пациент положил на колено - 1 балл |
|
ЧТЕНИЕ. Покажите лист бумаги с надписью "Закройте глаза". Попросите
пациента прочитать надпись и сделать то, что написано.
28 |
Пациент закрыл глаза - 1 балл |
|
ПИСЬМО. Попросите пациента на чистой бумаге написать предложение, в
котором содержится существительное и глагол. Предложение должно быть
осмысленным
29 |
Пациент написал предложение - 1 балл |
|
КОПИРОВАНИЕ. На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольника.
Просим пациента перерисовать картинку
30 |
На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольника. Просим пациента перерисовать картинку |
|
Интерпретация обследования:
1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать
сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5)
дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и
год. Если
приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла.
Дополнитель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.