Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<_> - руководителя управления;
Членов комиссии:
<_> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело N А-10/63 2014 по признакам нарушения ООО "Городские коммунальные системы" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании платы за оказание услуг по управлению жилищным фондом, содержание и ремонт жилого помещения, вывоз ТБО с собственников (владельцев) жилых домов (домовладений),
установила:
В Амурское УФАС России поступило заявление <_> на действия ООО "Городские коммунальные системы" (далее - ООО "ГКС"), выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 12.12.2014 N 270 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело N А-10/63 2014 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Определением от 22.12.2014 рассмотрение дела назначено на 28.01.2015 в 10 часов 00 минут.
28.01.2015 на заседание комиссии явились: представитель ответчика <_> (паспорт, доверенность от 21.01.2015). Заявитель на заседание комиссии не явился, известил комиссию о невозможности явки, против рассмотрения дела в свое отсутствие не возражал.
В ходе заседания комиссии ответчик поддержал письменную позицию по делу, пояснил следующее.
ООО "ГКС" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирных жилых домов, а также заключает договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам частных жилых домов по их заявлениям. В силу подпункта "б" пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ООО "ГКС" является для собственников жилых домов организацией, которая действует в его интересах при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. ООО "ГКС" и собственниками жилого дома по адресу: г. Зея, ул. <_>, заключен договор от 28.07.2010 N 203-076-10 на предоставление коммунальных услуг. Указанным договором предусмотрена оплата потребителем услуг управляющей организации в размере 2,67 руб. за 1 кв м. общей площади помещения в месяц. Данный тариф установлен в соответствии с решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 19/181 и до настоящего времени не изменялся. Заключенный договор не является договором управления, плата за содержание и ремонт жилого помещения не взимается, в начисление по статье "содержание жилого фонда" входит только плата за услуги управляющей компании. При анализе начислений, производимых гражданину <_>, было выявлено, что из-за сбоев в программе начисление платы за услуги управляющей компании производилось по заниженному тарифу, а также производилось начисление платы за услуги по вывозу ТБО, которые не предусмотрены договором и фактически не оказываются.
Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия приходит к следующим выводам.
<_> на праве совместной собственности принадлежит жилой дом площадью 135 кв м. по адресу: г. Зея, ул. <_>, что подтверждается свидетельством и государственной регистрации права <_>
28.07.2010 между ООО "ГКС" (управляющая компания) и <_> заключен договор N 203-076-10.
Предметом указанного договора является предоставление гражданам, проживающим в доме, расположенном по адресу: г. Зея, ул. <_>, жилищно-коммунальных услуг, а также совместная деятельность управляющей компании и потребителя, направленная на эффективное управление домом и обеспечение благоприятных, безопасных условий проживания.
Указанный договор сторонами до настоящего времени не расторгнут, является действующим.
Согласно приложению N 1 к договору от 28.07.2010 N 203-076-10, потребителю оказываются следующие жилищно-коммунальные услуги:
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- отопление;
- услуги управляющей компании по тарифу 2,67 руб./кв. м. общей площади в месяц.
Согласно счету-извещению, предъявленному ООО "ГКС" <_> за март 2014 года, с потребителя, помимо прочего, взимается плата за содержание, ремонт и управление жилищным фондом по тарифу 3,94 руб./кв м., а также плата за утилизацию ТБО в размере 7,25 руб./чел.
Исходя из содержания выписки из финансового лицевого счета N <_> в отношении жилого дома по адресу: г. Зея, ул. <_>, потребителю <_> с марта 2014 года по август 2014 года производило начисление за услуги по утилизации ТБО в размере 21,75 рублей в месяц.
Вместе с тем, в предмете договора от 28.07.2010 N 203-076-10 отсутствуют услуги по утилизации ТБО, согласно представленным в материалы дела документам и сведениям такие услуги потребителю фактически не оказывались.
Кроме того, потребителю <_> в период с марта 2014 г. по август 2014 г. производилось начисление платы по статье "содержание ЖФ" в размере 512,2 рублей в месяц (до марта 2014 г. - 226,2 рублей в месяц).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Амурского УФАС России от 02.02.2007 N 12 ООО "ГКС" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 процентов на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление ООО "ГКС" собственникам жилого дома по адресу: г. Зея, ул. <_>, коммунальных услуг холодного/горячего водоснабжения, отопления по договору от 28.07.2010 N 203-076-10 соответствует подпункту б) пункта 10 Правил.
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оказания услуг по управлению жилыми домами (домовладениями), не относящимися к многоквартирным жилым домам.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запретов на взимание платы за услуги организации, которая от своего имени и в интересах собственников заключает договоры холодного/горячего водоснабжения, отопления с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из содержания приложения к договору от 28.07.2010 N 203-076-10, плата в размере 2,67 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения установлена для потребителя в качестве платы за услуги управляющей организации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения договором от 28.07.2010 N 203-076-10 не предусмотрена, имеющимися в материалах дела документами не подтверждается факт оказания ООО "ГКС" услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также факт взимания платы за такие услуги.
Согласно выписке из финансового лицевого счета N <_> в отношении жилого дома по адресу: г. Зея, ул. <_>, в период с марта 2014 года по август 2014 года потребителям начислялась плата за услуги по утилизации ТБО, которые договором от 28.07.2010 N 203-076-10 не предусмотрены и фактически не оказывались.
Кроме того, в период с марта 2014 года по август 2014 года потребителям начислялась плата за услуги управляющей организации в размере 512,2 рублей в месяц. При установленном тарифе 2,67 рублей за 1 кв м. общей площади жилого помещения и общей площади жилого дома 135 кв м. указанная стоимость является завышенной.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В материалы дела не представлено доказательств обоснованности вышеуказанных действий.
Таким образом, в период с марта по август 2014 года ООО "ГКС" необоснованно взималась плата за услуги по утилизации твердых бытовых отходов, а также необоснованно завышена стоимость услуг управляющей организации по договору от 28.07.2010 N 203-076-10.
Указанные действия привели к ущемлению интересов собственников жилого дома по адресу: г. Зея, ул. <_>, поскольку необоснованно возложили на них обязанности по оплате денежных средств.
Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ООО "ГКС" являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Как следует из представленных в материалы дела документов и сведений, ООО "ГКС" произведен перерасчет платы за услуги, оказанные в период с марта по август 2014 года по договору от 28.07.2010 N 203-076-10, начисления приведены в соответствие условиям договора, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать действия ООО "Городские коммунальные системы", выразившиеся в необоснованном взимании платы за оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов, завышении стоимости услуг по содержанию, ремонту и управлению жилищным фондом в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Зея, ул. <_>, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 10 февраля 2015 г. N А-10/63-2014 "О нарушении антимонопольного законодательства"
Текст решения официально опубликован не был