Общие положения
Деятельность муниципальных библиотек Амурской области регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О некоммерческих организациях", "О библиотечном деле", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "Об информации, информатизации и защите информации", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "Об авторском праве и смежных правах", "О науке и научно-технической политике", распоряжением Правительства РФ об изменениях, вносимых в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ от 3 июня 1996 г. (13.06.07), Законом Амурской области "О библиотечном деле", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Амурской области, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры и архивного дела Амурской области и муниципальными правовыми актами.
В мировой практике существуют различные формы негосударственного регулирования библиотечной деятельности. Инициаторами их разработки выступают, как правило, общественные профессиональные организации. Несмотря на добровольно-рекомендательный характер этих документов, они являются нормативно-регулирующими. Это "Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек" (1986 г., 2002 г.) и разработанный на его основе Российской библиотечной ассоциацией "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки" (РБА, 2001 г.).
Минимальный стандарт деятельности муниципальных библиотек Амурской области (далее - стандарт) разработан с учетом ряда факторов, оказывающих влияние на региональную библиотечную ситуацию. Это, прежде всего, особенности инфраструктуры территории: для карты области характерно наличие большого числа малонаселенных сельских пунктов. При этом значительная их часть расположена в удаленных и/или труднодоступных местах. В настоящее время жители 44% населенных пунктов области находятся вне доступности библиотечного обслуживания. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в области составляет - 36,7 % (общероссийский - 38,8%), в сельской местности - 47,8%. Показатель обеспеченности жителей области библиотеками - 3,4 тыс. жителей на одну библиотеку, средне российский - 3,0 тыс. на одну библиотеку.
Ресурсное обеспечение муниципальных библиотек недостаточное, не хватает квалифицированных специалистов, материально-техническая база требует обновления и технической модернизации.
Одним из средств оптимизации, повышения эффективности деятельности муниципальных библиотек области может стать закрепление в виде нормативов минимально необходимых параметров, обеспечивающих полноценное функционирование библиотек.
Стандарт охватывает все основные аспекты работы библиотек: размещение библиотек и организацию библиотечной сети; ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование); обслуживание пользователей; критерии оценки эффективности деятельности библиотеки. Стандарт может быть использован органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций при решении вопросов организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения.
Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения минимума ресурсного обеспечения библиотек, в т.ч. технического оснащения, при наличии у муниципального образования дополнительных финансовых возможностей.
Нормы стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить действующие библиотеки, поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.
1. Основные положения
1.1. Муниципальные общедоступные библиотеки являются составной частью библиотечной сети Амурской области и представляют собой важную часть ее культурного и информационного ресурса. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.
Основополагающим принципом деятельности библиотеки является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан общества.
1.2. Общественная значимость библиотек заключается в исполняемых ею функциях - информационных, культурных, образовательных, просветительских. Библиотеки участвуют в информационном обеспечении принятия решений во всех сферах деятельности, формировании информационных ресурсов сообщества; поддерживают систему образования всех уровней; формируют культурную среду в муниципальном образовании (вместе с другими учреждениями культуры), традиционно выполняют миссию сохранения культурного наследия.
1.3. В обслуживании граждан общедоступные библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.
1.4. Приоритетное значение для библиотек имеет обеспечение доступа к местным библиотечным ресурсам - документам и информации, что помогает активизировать общественную и культурную жизнь местных сообществ. Посредством информационного обслуживания, направленного на удовлетворение местных потребностей, библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии муниципальных образований, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.
1.5. Библиотеки сотрудничают с государственными, коммерческими и общественными организациями с целью защиты прав пользователей на библиотечное обслуживание.
Стабильная деятельность библиотек обеспечивается федеральным и областным законодательством, гарантированным финансированием из местных источников. Развитие библиотек подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образования, информатизации.
Общественные связи библиотек, реклама своей деятельности содействуют формированию в обществе представлений о публичной библиотеке как о важном и динамично развивающемся социальном институте, помогают находить поддержку со стороны партнеров и спонсоров.
1.6. Библиотечное сообщество Амурской области консолидирует свои усилия для создания современной нормативной правовой базы, профессиональных стандартов деятельности библиотек. Работники общедоступных библиотек поддерживают профессиональные контакты с отечественными и зарубежными коллегами.
2. Пользователи и обслуживание
Библиотечное обслуживание населения на территории Амурской области признается социально значимым видом деятельности.
2.1. Охват населения территории библиотечным обслуживанием (отношение количества пользователей к числу жителей, проживающих в зоне обслуживания) должен составлять не менее 30%.
2.2. Библиотека осуществляет обслуживание на основе постоянного мониторинга и анализа библиотечных и информационных потребностей населения, с учетом интересов граждан и местных традиций.
2.3. Во всех муниципальных общедоступных библиотеках должны быть обеспечены права особых групп пользователей: детей, юношества, инвалидов, людей, представляющих различные культуры и этнические группы, престарелых людей.
Библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:
- сотрудничает со службами социального обеспечения и опирается на их помощь;
- участвует в местных, региональных, федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
- взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;
- приобретает документы и оборудование;
- обучает персонал для работы с данными группами пользователей.
2.4. Библиотека изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языке этнических групп, ведет базы данных по данному направлению.
2.5. Информационное обеспечение развития муниципального образования библиотека осуществляет под руководством органов местного самоуправления, в сотрудничестве с общественными организациями, представителями местного сообщества:
- участвует в изучении динамики потребностей, ведет базы данных по проблемам развития территории и документов органов местного самоуправления;
- осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами и организациями, в том числе за пределами муниципального образования.
2.6. Библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей и всего местного населения. С этой целью библиотека проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью.
2.7. Особая роль общедоступной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своей "большой и малой родины":
- тщательно собирает и сохраняет литературу по вопросам местной историко-культурной жизни;
- наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом аппарате;
- составляет и издает библиографические пособия, справочники, проспекты, буклеты;
- совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;
- создает условия для работы краеведческих объединений.
2.8. Населению области гарантируется получение обязательного минимума услуг, которые должны оказываться общедоступными библиотеками бесплатно. Перечень этих услуг включает в себя:
- пользование абонементом, читальными залами, специализированными отделами библиотеки;
- получение полной информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;
- получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
- получение во временное пользование документов из фондов библиотеки для занятий в читальных залах; на дом - в отделе абонемента;
- пользование справочно-библиографическим аппаратом: каталогами, картотеками, справочно-библиографическим фондом, информационными бюллетенями;
- посещение выставок, презентации книг, общественно-культурных мероприятий, проводимых в библиотеке.
2.9. Библиотека предоставляет документы и их копии по межбиблиотечному абонементу, при оплате пользователем расходов по пересылке документов и стоимость копии.
2.10. Общедоступные библиотеки могут оказывать дополнительные библиотечные и сервисные услуги на платной основе. Перечень дополнительных услуг, предоставляемых библиотекой на платной основе, может включать:
- составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей;
- копирование документов, музыкальных и видеозаписей, иных материалов;
- распечатка материалов, полученных по глобальным информационным сетям;
- формирование тематических подборок материалов по запросам читателей;
- организация и проведение культурно-просветительской и информационной деятельности;
- организация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в установленном законом порядке;
- реализация собственной интеллектуальной продукции и другие виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня услуг с целью получения дополнительного финансирования для развития библиотеки.
При оказании платных услуг, связанных с лицензированием и сертифицированием услуг и используемых продуктов, библиотекой должны быть соблюдены все требования действующего законодательства Российской Федерации.
2.11. Основные и дополнительные услуги библиотеки должны быть отражены в уставе библиотеки и правилах пользования библиотекой.
2.12. Библиотека строит свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляет пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
2.13. Библиотека, расположенная в местности с развитой сферой информационных, образовательных, культурных услуг, может значительно расширить свои возможности посредством сотрудничества с другими организациями, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции в рамках целевых программ.
2.14. Библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию, развивает у пользователей способность воспринимать культуру и искусство. Развивает воображение и творческое начало у детей и молодежи. Организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции.
2.15. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Библиотека и ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей, поэтому целесообразны соответствующие организационные и технологические преобразования в библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов и потребностей.
2.16. Оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется как муниципальными органами управления культурой, так и самой библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования). Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их характеристики:
- полезность и соответствие спросу;
- своевременность и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.
3. Нормативы размещения библиотек
3.1. Физическая доступность библиотек - одно из важнейших условий реализации конституционного права граждан на доступ к информации, успешного решения задач оказания библиотечных услуг.
3.2. При формировании и исполнении местных бюджетов и межбюджетных отношений должны учитываться следующие нормативы размещения сети общедоступных библиотек:
- каждое сельское поселение должно иметь как минимум одну муниципальную общедоступную библиотеку, расположенную в административном центре поселения;
- в сельских поселениях с числом жителей свыше 2 тысяч могут быть еще одна или несколько общедоступных библиотек при условии, что на каждую из них будет приходиться не менее 1000 жителей и расстояние между ближайшими общедоступными библиотеками не менее 3 километров;
- в сельском поселении с числом жителей менее 500 человек допускается наличие стационарной библиотеки, если охват населения библиотечным обслуживанием составляет 50 и более процентов. В связи с тем, что фактическая нагрузка на такую библиотеку ниже установленных нормативов, режим работы библиотеки может быть изменен по согласованию с учредителем;
- в сельских населенных пунктах в составе сельского поселения может открываться библиотека при наличии менее 500 жителей (допускается - до 200 жителей);
- в городских поселениях (поселках городского типа) с числом жителей до 2000 человек наличие общедоступной библиотеки обязательно; с населением свыше 2000 дополнительно создаются библиотеки из расчета не менее 3500 жителей на 1 библиотеку.
3.3. В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (отсутствие коммуникаций, затрудненное сообщение с другими более крупными населенными пунктами) с населением менее 200 жителей может открываться стационарная библиотека либо пункт выдачи.
3.4. В поселенческой библиотеке, обслуживающей микрорайон с числом жителей 500 и более в возрасте до 15 лет, организуется детский отдел.
3.5. В зоне обслуживания поселенческой библиотеки с населением более 2 тысяч жителей организуется детская специализированная библиотека.
3.6. При наличии в сельском поселении нескольких общедоступных библиотек, та из них, которая находится в административном центре поселения, определяется базовой (опорной) библиотекой и является ресурсным центром для библиотечного обслуживания жителей сельского поселения.
3.7. Рассчитывая количество библиотек на территории в соответствии с названным нормативом, следует учитывать все население, проживающее в зоне библиотечного обслуживания, а не только в том населенном пункте, где располагается библиотека. Особенно это следует учитывать при расчетах для территорий с малонаселенными пунктами.
3.8. В городских округах организуется равномерно размещенная сеть общедоступных библиотек в соответствии со следующими нормативами:
- в городах с населением 50 - 200 тысяч жителей и более функционирует сеть общедоступных библиотек из расчета одна библиотека на 10 тысяч человек;
- на 4 - 7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет организуется специализированная детская библиотека;
- в малых городах функционируют универсальная центральная библиотека и специализированная центральная библиотека для детей.
3.9. При условии надомного обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и труда, участников вооруженных конфликтов, инвалидов, престарелых людей норматив численности населения на общедоступную библиотеку по согласованию с учредителем снижается.
3.10. В областном центре сеть публичных библиотек равномерно размещается в пределах административных районов (одна библиотека на 12 тыс. жителей). В отдаленных, обособленных микрорайонах с числом жителей до 10 тыс. человек может быть открыта библиотека, обслуживающая взрослых и детей.
3.11. В городском округе все муниципальные библиотеки объединяются в целостно-структурное образование - муниципальное учреждение культуры со статусом юридического лица.
3.12. В административном центре каждого муниципального района в общем числе общедоступных библиотек выделяются межпоселенческие библиотеки: центральная районная для взрослых и центральная детская библиотеки, выполняющие функции центральных в библиотечной системе района.
3.13. При наличии в городском округе нескольких муниципальных общедоступных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной, а при наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.
3.14. Центральная муниципальная общедоступная библиотека, учрежденная территориальным органом местного самоуправления (районным или городским), выполняет функции координационного и методического центра, обслуживает все слои населения соответствующего муниципального образования.
3.15. Центральная муниципальная общедоступная библиотека является юридическим лицом и финансируется из местного бюджета в объемах, предусматривающих расходы на выполнение ее функций, в т. ч. на информатизацию, комплектование, содержание штатов и здания.
Успешное выполнение библиотекой поставленных задач возможно лишь при условии гарантированного, систематического и достаточного финансирования ее деятельности. Базовым источником финансирования деятельности общедоступной библиотеки является местный бюджет.
3.16. В городском округе при наличии на его территории администрации муниципального района, расположенная здесь районная библиотека, по совместному решению администраций обоих муниципальных образований, может выполнять функции обслуживания городского поселения, в том числе в небольших городах - функции центральной городской библиотеки (для взрослых и детей).
3.17. Эффективным подходом к организации библиотечного обслуживания населения является профилирование. Профилированная библиотека оказывает населению стандартный набор обязательных услуг и дополнительно обеспечивает потребности определенной группы пользователей или направление работы: историко-краеведческие библиотеки-музеи, библиотеки семейного чтения, экологические библиотеки, библиотеки-центры чтения.
3.18. Доступность библиотеки для населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения (села, жилого квартала микрорайона, района, города), на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
3.19. Общедоступная библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотеки.
3.20. При размещении библиотеки на первом этаже жилого многоквартирного здания обеспечивается свободный и удобный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки.
При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа пользователей.
При размещении библиотеки в социально-культурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей и сотрудников.
3.21. Физические компоненты здания, помещений, где размещается библиотека, должны олицетворять значимость ее как объекта культурного назначения и принципы деятельности, включая:
- реализацию библиотечных технологий (поступление и движение документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала);
- привлекательную внешнюю и внутреннюю архитектуру и оформление;
- поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным стандартам и нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность и др.).
3.22. Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких компонентов:
- свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории;
- видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;
- садик, терраса;
- места для детских игр, малые архитектурные формы;
- сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);
-система уличных указателей.
3.23. Время работы библиотеки может составлять от 41 до 60 часов в неделю, в сельских районах - от 36 до 60 часов в неделю. Не менее 20 процентов времени работы библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения (вечерние часы, один выходной). Режим работы библиотеки может быть изменен на основе данных мониторинга интенсивности посещений.
Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.
4. Ресурсы общедоступной библиотеки
4.1. Общедоступная библиотека обеспечивает доступ к широкому кругу документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD - ROMы, базы данных, ресурсы Интернет, озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и слабовидящих и др.), представленных в достаточном количестве.
4.2. Центральная библиотека муниципального образования имеет право на получение местного обязательного бесплатного экземпляра, на основе которого формирует наиболее полный фонд документов на своей территории. В состав местного обязательного экземпляра входят:
- издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания), издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;
- официальные документы-произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной властей, содержащие нормативную, директивную или осведомительную информацию;
- городские (районные) или иные многотиражные газеты, журналы соответствующего муниципального образования;
- аудиовизуальная продукция- кино-, видео-, фото-, фонодокументы;
- электронные издания, включающие программы для ЭВМ и базы данных или представляющие собой программы для ЭВМ и базы данных;
- неопубликованные документы-результаты научно-исследовательских работ и опытно-конструкторской деятельности и др.
4.3. Основными характеристиками фонда библиотеки являются:
- разумный (оптимальный) объем;
- информативность, соответствие запросам пользователей;
- постоянная обновляемость.
4.4. Нормативный объем фонда общедоступной библиотеки должен определяться, исходя из средней книгообеспеченности на одного жителя 3 - 6 томов, в том числе в городе - 3 - 4 тома на 1 жителя, на селе - не менее 4 - 6 томов на одного жителя.
4.5. Центральная муниципальная библиотека должна располагать дополнительным фондом для обслуживания населения всей территории муниципального образования (сетевым резервом) из расчета 0,2 - 2 книг и других документов на одного жителя муниципального образования.
4.6. Структура фонда каждой общедоступной библиотеки должна соответствовать следующим требованиям:
- не менее 10% фонда должны составлять справочные издания;
- не менее 30% фонда - документы для жителей в возрасте до 15 лет. Фонд документов библиотеки для обслуживания детей должен включать обучающие и развивающие игры, программы и т.д.
4.7. Ежегодное поступление в фонд для этнических групп пользователей должно составлять: 1 том на 25 человек для территорий с численностью национальных меньшинств до 2000 человек и 1 том на 50 человек для территорий с национальным населением свыше 2000 человек.
4.8. Объем фонда периодических изданий общедоступной библиотеки должен рассчитываться, исходя из норматива не менее 15 - 20 названий на 1000 жителей. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 1 литературно-художественного журнала, не менее 5 названий детских периодических изданий.
4.9. Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается исходя из количества взрослого населения и детского населения в возрасте до 15 лет районного (городского) муниципального образования.
В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.
4.10. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей (в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом), должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение - не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.
4.11. Фонд библиотеки должен систематически обновляться, темпы пополнения фонда важнее его объема. Норматив пополнения книжного фонда библиотеки в разных форматах (книги, периодика, аудио - видеодокументы, электронные носители, базы данных и др.) составляет в среднем 200 - 250 документов в расчете на 1000 жителей или 3,8% от числа годовой книговыдачи.
Обновление фондов сельских библиотек должно составлять не менее 8 - 10 % от объема фонда. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований изданий за последние пять лет на различных носителях.
4.12. В справочно-библиографическом аппарате центральной библиотеки муниципального образования отражается не только фонд самой библиотеки, но и информация о фондах других библиотек муниципального образования.
Документы, которые отсутствуют в фонде библиотеки, могут быть получены посредством каналов внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов.
Организатором этой связи является центральная библиотека муниципального образования.
4.13. Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа.
Документы, имеющие историческую ценность для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму).
4.14. Общедоступная библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурно-влажностного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (консервация, копирование документов, перевод документов на цифровые и микроносители).
4.15. При каждой центральной библиотеке муниципального образования может существовать обменно-резервный фонд, в который передаются документы, изъятые по той или иной причине из состава фонда муниципальных библиотек, но еще пригодные к использованию, для хранения и дальнейшей передачи в случае необходимости другим библиотекам.
5. Средства технического обеспечения
5.1. Для размещения ресурсов и организации производственных процессов библиотека должна быть оборудована предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и средствами технического оснащения, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
5.2. Общедоступная библиотека должна быть оснащена копировальной и множительной техникой, средствами для защиты документов, автоматизации библиотечных процессов, для организации библиотечного обслуживания, средствами связи, теле-, аудио-, видеоаппаратурой, транспортными средствами.
5.3. Рекомендуемое нормативное обеспечение компьютерной техникой библиотеки сельского или городского поселения для организации пользовательских мест составляет на каждые 500 пользователей: 1 персональный компьютер, 1 принтер, 1 точка доступа в Интернет.
5.4. Для центральных библиотек количество компьютеров должно быть достаточным, чтобы обеспечивать выполнение функций по централизованному комплектованию, обработке новых поступлений, учету их распределения и перераспределения по филиалам, формированию сводного электронного каталога, а также функций по управлению всей системой.
5.5. После создания необходимого уровня материально-технического обеспечения общедоступная библиотека может реализовывать заложенные компьютеризацией технологические возможности, наращивать информационные электронные ресурсы, в том числе через участие в корпоративных проектах, расширять спектр библиотечно-информационных услуг.
6. Организация библиотечного пространства. Помещения библиотеки
6.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.
6.2. По размерам и состоянию помещения библиотеки должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических нормативов, нормам охраны труда и техники безопасности.
6.3. Площади библиотеки определяются в соответствии с нормативами:
- библиотека сельского или городского поселения - 5 кв. м на 1000 томов или 3 кв. м на пользователя библиотеки;
- межпоселенческая (центральная) библиотека, центральная библиотека города- нормы размера площадей устанавливаются на основе Инструкции по проектированию библиотек СН-548 - 82 с учетом различных групп помещений.
6.4. Размеры помещений для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотры, прослушивание), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером - из расчета 1,5 кв. м на место.
6.5. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами. Например:
- площадь одного рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов - 9 - 12 кв. м;
- для персонала методической службы - 9 кв. м;
- для административного персонала - 5 - 6 кв. м;
- для директора (заместителя директора) - от 10- до 20 кв. м.
6.6. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.
Небольшие библиотеки стремятся размещать подразделения с разным функциональным назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей предметы мебели.
6.7. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование услугами достигается с помощью следующих компонентов:
- свободная ориентация пользователей в целях: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги, углубленной работы над темой или с документами, участия в мероприятиях и др.;
- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, аудио-видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;
- наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих требованиям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;
- современный дизайн, комфортные условия для общения и отдыха;
- профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.
6.8. Всеобщим стандартом обслуживания общедоступной библиотеки является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ "крупным планом"; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими изданиями, буклетами; ссылки-отсылки; цветовые приемы, др.
6.9. Ценные или редкие издания библиотеки могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.
В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные или устаревшие.
6.10. Современная общедоступная библиотека является важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка документов, организация справочно-библиографического аппарата, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой).
6.11. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.
6.12. В библиотеке должны быть приняты все меры по обеспечению безопасности пользователей и персонала, защиты информационных и материальных ресурсов. Помещения должны быть оборудованы системами пожарной и иной безопасности и защиты, лаконичными и понятными надписями и указателями о передвижении людей внутри здания.
7. Персонал общедоступной библиотеки
7.1. Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить штатное число сотрудников для ее деятельности.
7.2. Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число пользователей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и внестационарных форм обслуживания, интенсивности посещений и др.) на основе конкретных расчетов, в том числе на обслуживание пользователей:
- в городах и административных центрах с числом жителей от 30 до 50 тыс. человек - 1 работник на 1200 жителей;
- в городах с числом жителей свыше 50 тыс. человек - 1 работник на 1500 жителей;
- 1 дополнительная ставка работника выделяется на 1500 детей до 15 лет;
- в сельских и городских поселениях (поселках городского типа) - 1 работник на 500 жителей;
- штатная численность персонала межпоселенческой (центральной) библиотеки, центральной библиотеки города устанавливается на основе межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках с учетом выполняемых библиотекой функций.
7.3. Для вновь открываемых библиотек предусматриваются заниженные (на 50 %) нормы нагрузки на библиотечного работника в первые три года его работы.
7.4. Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей, которые вводятся в штат сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов). В том числе:
- для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист;
- для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг - программист, оператор, инженер.
7.5. В штатном расписании муниципального объединения библиотек предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность административно-хозяйственного, финансово-экономического, управленческого блоков.
7.6. Не менее 40 - 50% штатного персонала библиотеки должны быть дипломированными специалистами. Персонал библиотеки напрямую влияет на качество ее работы.
7.7. При принятии решения о прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории каждый специалист библиотеки один раз в 5 лет должен обновить знания по установленной лицензированной программе образовательного центра (центра повышения квалификации).
На участие персонала в образовательных мероприятиях различных форм обучения (курсы, семинары, стажировки, практикумы и т.п.) ежегодно должна расходоваться сумма в размере не менее 0,5% от общего бюджета библиотеки.
7.8. Администрация библиотеки заботится о том, чтобы все сотрудники ясно представляли цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
7.9. Администрация библиотеки несет ответственность за четкое распределение обязанностей среди сотрудников. Все библиотечные работники должны быть знакомы не только с обязанностями, но и с правами.
В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря.
7.10. Администрация библиотеки и ее учредитель в целях закрепления молодых специалистов (выпускников училища и института искусств и культуры) вводят систему стимулирующих выплат, предусматривают меры по их творческому и профессиональному росту.
7.11. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивает социальную и профессиональную защиту своих работников в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами.
8. Финансирование общедоступных библиотек
8.1. Финансирование общедоступных муниципальных библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств внебюджетных фондов, целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
8.2. Обязательные бесплатные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществления поставленных задач.
8.3. Расходы бюджета библиотеки с учетом всех предусмотренных законодательством источников его формирования осуществляются на следующие цели:
- содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационную категорию по результатам аттестации, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
- комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение изданий видео- и звукозаписей, документов на CD-ROM, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);
- внедрение информационных технологий, автоматизация библиотеки (приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
- содержание здания (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.);
- организация библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна;
- осуществление организационной, научно-методической и управленческой деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских товаров, расходных материалов и др.);
- публичную деятельность: проведение массовых мероприятий, организация выставок, представительские расходы.
Сумма затрат на эти цели составляет примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.3. Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности (социальную, образовательную, досуговую, рекреационную и т.д.) по согласованию с учредителем или его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе, на основе муниципального заказа.
8.4. Общедоступные библиотеки как субъекты гражданских правоотношений обладают правом собственности на создаваемую ими интеллектуальную продукцию, на взимание с пользователей платы за ее реализацию в соответствии с действующим законодательством.
9. Библиотека и местное сообщество
9.1. Библиотека строит свою деятельность на основе анализа потребностей населения и органов местного самоуправления.
9.2. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к достижениям и проблемам библиотеки, является обязанностью общедоступной библиотеки. Библиотека должна стремиться к активному участию населения в деятельности библиотеки через общества друзей библиотеки, попечительские советы, клубы книголюбов и т.д.
9.3. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:
- оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;
- открыто информируют население о режиме работы библиотеки, ее услугах;
- рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;
- своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;
- участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к активной деятельности;
- учреждают премии (призы), почетные звания для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку.
9.4. Библиотека, являясь местным центром правовой и деловой информации, сотрудничает с органами местного самоуправления, с общественными организациями, учреждениями и предприятиями.
9.5. Библиотека участвует в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
9.6. Библиотека отчитывается перед местным сообществом о проделанной работе, особо подчеркивая участие конкретных людей содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минимальный социальный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Амурской области (утв. постановлением коллегии министерства культуры и архивного дела Амурской области от 31 января 2008 г.)
Текст минимального социального стандарта официально опубликован не был