Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
решением
Кирсановского городского
Совета народных депутатов
от 28.09.207 г. N 282
Стратегия
социально-экономического развития городского округа - город Кирсанов Тамбовской области до 2030 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития городского округа город Кирсанов Тамбовской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) разрабатывалась как составная часть в системе общероссийских средств регионального планирования и стратегического управления, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Тамбовской области от 28.12.2015 г. N 612-З "О стратегическом планировании в Тамбовской области".
В ходе разработки были учтены значимые для городского округа положения стратегических документов разного уровня:
- концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 1540-р;
- стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З;
- прогноз основных показателей социально-экономического развития городского округа - город Кирсанов на 2016 год и плановый период до 2018 года;
- генеральный план городского округа город Кирсанов Тамбовской области, утвержденный решением Кирсановского городского Совета народных депутатов от 23.10.2009 N 606.
В ходе разработки Стратегии проведен анализ социально-экономического развития городского округа город Кирсанов, дана оценка достигнутого уровня развития города, проведен SWOT-анализ, который позволил выявить внутренние и внешние условия и факторы, оказывающие решающее влияние на развитие города в долгосрочной перспективе.
На основе проведенного анализа и официальных прогнозов федеральных и региональных органов власти сформированы сценарии развития города Кирсанова, сформулированы стратегические направления развития города.
Экономическая линия является значимой в Стратегии, но она не определяет принципиальной целевой составляющей, а представляет собой способ улучшения качества жизни населения.
Стратегия комплексно рассматривает наряду с экономическими другие аспекты развития города Кирсанова в их взаимосвязи.
Стратегия направлена на эффективное использование экономического и человеческого потенциала, стимулирование инвестиционной активности и внедрение инноваций, рост экономики, модернизацию и повышение эффективности функционирования транспортной, социальной, коммунальной и рекреационной инфраструктур, сохранение культурного наследия города.
1. Общая характеристика города Кирсанова
Дата образования города - 1779 год
1.1. Географическое положение
Город Кирсанов расположен на правобережных склонах долины реки Ворона в пределах юго-западной краевой части Приволжской возвышенности, так называемой Цнинско-Хоперской равнине.
Эта область характеризуется значительной эрозионной расчлененностью поверхности овражно-балочными системами, широким развитием покровных суглинков мощностью 5 - 20 м, залегающих на маренном глинистом комплексе.
Город Кирсанов является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа, расположен в 95 км к юго-востоку от областного центра г. Тамбова. Станция Кирсанов, юго-восточной железной дороги расположена на магистрали Тамбов- Саратов. Через город проходит автомобильная магистраль Москва - Саратов.
Протяженность городской территории с севера на юг составляет 3 км, с запада на восток - 10 км. Река Пурсовка разделяет город на два основных планировочных района - Западный и Восточный. Связующим звеном этих районов является улица Красноармейская.
Город имеет прямоугольную сетку улиц с жилыми кварталами площадью 2 - 4 га. Данная планировка сохранена со времени утверждения первого плана строительства города в 1804 г. Направление улиц меридианное и широтное.
Общая площадь зеленых насаждений - 47 га.
Площадь городской территории - 1100 га.
Площадь городской застройки - 914 га.
1.2. Демография и миграция населения
Тенденции изменения демографической ситуации в городе Кирсанове характерны для большинства городов Тамбовщины и России в целом. На протяжении последних лет демографическая ситуация в городе характеризуется постепенным снижением численности населения за счет ежегодной естественной убыли и миграционного оттока.
|
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Численность постоянного населения (тыс. чел.): - всего по городу |
17,8 |
17,2 |
17,2 |
17,2 |
17,3 |
17,0 |
16,9 |
16,7 |
2. |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-128 |
-76 |
-127 |
-52 |
-96 |
-98 |
-98 |
-117 |
3. |
Количество родившихся (+), человек |
149 |
161 |
126 |
181 |
156 |
143 |
143 |
157 |
4. |
Количество умерших, человек |
277 |
237 |
253 |
233 |
252 |
241 |
241 |
274 |
По данным статистики население города Кирсанова составляет 16,7 тысяч человек. По сравнению с 2009 годом постоянное население города сократилось более чем на 1000 человек.
"Динамика увеличения и сокращения численности населения города Кирсанова"
Незначительный рост рождаемости (от 10 до 30 человек в отдельные годы) недостаточен для простого воспроизводства населения. Одной из причин низкой рождаемости является социально-экономическая незащищенность молодых семей.
На высоком уровне остается уровень смертности населения города.
Основными причинами смертности являются: болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и внешние причины.
В связи с сокращением численности прямо пропорционально сокращается население по группам трудоспособности - растет доля людей в возрасте старше трудоспособного и сокращается в трудоспособном возрасте. В 1999 году удельный вес лиц старше трудоспособного возраста составил 21,3%, а моложе трудоспособного - 17,3%. В 2015 году - 28,4% и 15,4% соответственно. Налицо тенденция увеличения численности населения старших возрастов.
Год |
Население, тыс. чел на начало года |
Моложе трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
Трудоспособный возраст |
|||
Тыс. ч |
Уд. вес, % |
Тыс. ч |
Уд. вес, % |
Тыс. чел |
Уд. вес, % |
||
1998 |
20,1 |
3,6 |
18,0 |
4,4 |
21,9 |
12,1 |
60,1 |
1999 |
20,2 |
3,5 |
17,3 |
4,3 |
21,3 |
12,1 |
61,4 |
2002 |
18,7 |
3 |
16,0 |
4,6 |
24,6 |
11,1 |
59,4 |
2004 |
18,3 |
2,7 |
14,8 |
4,4 |
24,0 |
11,2 |
62,8 |
2012 |
17,4 |
2,6 |
14,9 |
4,8 |
27,6 |
10,0 |
57,5 |
2013 |
17,3 |
2,6 |
15,0 |
4,8 |
27,7 |
9,9 |
57,3 |
2014 |
17,0 |
2,5 |
14,7 |
4,8 |
28,2 |
9,7 |
57,1 |
2015 |
16,9 |
2,6 |
15,4 |
4,8 |
28,4 |
9,5 |
56,2 |
Согласно международным стандартам население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7%. В Кирсанове доля лиц в возрасте 65 лет и старше достигла 28,4% - таким образом, стандарты существенно превышены.
Важно отметить, что сокращение численности населения влечет за собой снижение количества трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и число занятых в экономике города, что является негативной тенденцией развития муниципального образования.
Миграционное движение в городе характеризуется умеренной интенсивностью потоков, как прибывающих, так и выбывающих.
|
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Количество прибывших, человек |
401 |
377 |
532 |
766 |
669 |
501 |
638 |
644 |
2. |
Количество убывших, человек |
368 |
367 |
458 |
544 |
655 |
638 |
705 |
722 |
3. |
Миграционный прирост (+;-), человек |
+33 |
+10 |
+74 |
+222 |
+14 |
-137 |
-67 |
-78 |
Несколько лет подряд городу удавалось за счет миграционного притока частично компенсировать естественную убыль населения. За период с 2010 года до 2014 года в среднем ежегодный миграционный приток населения города составлял 80 человек. Начиная с 2014 года, миграционный приток сменился миграционным оттоком, еще более усложняя демографическую ситуацию. В среднем его ежегодная величина составляет 94 человека. Основная причина неблагополучной миграционной ситуации - отток трудоспособного населения в крупные города России с целью заработка, а также личные, семейные мотивы, смена работы, учебы, желание жить в городе с более высоким статусом.
Данный процесс негативно сказывается на социально-экономическом развитии города. Город имеет потребность в рабочих кадрах. В соответствии с банком вакансий в Кирсанове остаются открытыми более 220 вакансий. Прежде всего, это вакансии медицинских работников и вакансии рабочих специальностей.
В течение последнего времени в городе не происходило существенных изменений в численном составе и структуре наиболее многочисленных национальных групп населения.
По данным переписи 2010 года наиболее значимый удельный вес национальностей, проживающих в Кирсанове (в % от общего числа):
- русские - 98,2%;
- украинцы - 0,5%;
- армяне - 0,3%;
- таджики - 0,1%.
Численность приехавших в наш город не оказывает существенного влияния на увеличение численности постоянного населения.
Таким образом, в городе наблюдается длительная устойчивая депопуляция населения, провоцирующая рост коэффициента демографической нагрузки и снижение качества трудовых ресурсов. Сокращение численности населения города обусловлено двумя основными процессами:
1) естественная убыль населения за счет низкой рождаемости и высокой смертности;
2) неустойчивые миграционные процессы, характеризующиеся отрицательным миграционным сальдо.
1.3. Рынок труда
Трудовые ресурсы города в 2016 году составили 10275 человек. Около 64% общей численности населения города является экономически активным, в их числе 99% (6510 человек) заняты в отраслях экономики (включая численность лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации).
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Трудовые ресурсы, человек |
10863 |
10600 |
10510 |
10475 |
10370 |
10300 |
10275 |
Численность экономически активного населения, человек |
7700 |
7600 |
7600 |
7600 |
6707 |
6602 |
6561 |
Из них |
|
|
|
|
|
|
|
Занято в экономике |
7211 |
7117 |
7140 |
7211 |
6670 |
6560 |
6510 |
Численность официально зарегистрированных безработных, человек |
104 |
89 |
76 |
82 |
37 |
42 |
51 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы, % |
1,2 |
1,0 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Для рынка труда города Кирсанова характерны следующие проблемы: несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, т.е. отсутствие в городе подготовленных квалифицированных кадров, особенно специалистов технических вузов, врачей, учителей, высококвалифицированных рабочих с одной стороны, и большое количество специалистов сферы экономики, юриспруденции с другой стороны; потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, несоответствие между доходом и уровнем профессионализма работников.
Особенно остро стоит вопрос с трудоустройством молодых специалистов, не имеющих опыта работы. Выпускники вузов вынуждены после выпуска либо работать не по специальности, либо уезжать из города в другие регионы, либо работать на должностях, не требующих высшего образования.
В результате будет нарастать дефицит рабочих кадров из-за приближения работающего населения города к пенсионному возрасту.
Основные проблемы развития рынка труда:
- сокращающаяся численность и доля занятых в отраслях реального сектора экономики;
- недостаточное число мест приложения труда с высоким уровнем заработной платы. Значительная часть рабочих мест приходится на сферы деятельности с низким уровнем оплаты труда;
- значительная часть жителей города получает основной доход за пределами муниципального образования (Инжавинский и Гавриловский районы) и области;
- усиление дисбаланса спроса и предложения на рынке труда: несоответствие квалификации безработных потребностям предприятий города.
1.4. Экономическая ситуация Промышленное производство
Основу экономики города составляют обрабатывающие производства, обеспечивая 85% всего объема отгруженных товаров и оказанных услуг. Среди обрабатывающих производств ведущие позиции принадлежат производству пищевых продуктов (99,0% объема продукции в 2016 году). Город Кирсанов не является монопрофильным городом, однако его зависимость от экономического состояния такого крупного предприятия как ООО "Кристалл" значительна. Это предприятие обеспечивает рабочими местами 11% от занятых в экономике города.
Промышленность города развивается темпами, характерными для области в целом, удельный вес отгрузки промышленных товаров предприятиями города в общем областном объеме отгруженной продукции составляет в среднем 5 процентов. Структура промышленного производства за период с 2005 по 2012 год претерпела определенные изменения, связанные с сокращением доли производства готовых металлических изделий, производства машин и оборудования, транспортных средств в связи с переходом ряда промышленных предприятий из разряда "крупные и средние предприятия" в разряд "малые предприятия" и увеличением доли производства пищевых продуктов и текстильного и швейного производства. Несмотря на прекращение в 2010 - 2011 годах деятельности ряда перерабатывающих предприятий (ОАО СОМ, ОАО "Комбинат хлебопродуктов"), удельный вес переработки не только не сократился, но значительно увеличился, за счет масштабных проектов развития сахарного и масложирового производства ООО "Кристалл", до 99 процентов, тем самым определив монопрофильность промышленного производства города.
Отраслевая структура промышленного производства, % к общему объему производства
|
2005 год |
2009 год |
2016 год |
Обрабатывающие производства, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В том числе |
|
|
|
Производство пищевых продуктов |
69,0 |
97,5 |
99,4 |
Текстильное и швейное производство |
8,9 |
0,9 |
0,6 |
Издательская и полиграфическая деятельность |
0,9 |
0,04 |
0,04 |
Производство готовых металлических изделий |
5,1 |
1,2 |
- |
Производство машин и оборудования |
4,6 |
0,4 |
- |
Производство транспортных средств |
10,2 |
- |
- |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов и прочие производства |
1,3 |
- |
- |
Малый бизнес
Малый и средний бизнес - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов экономики города. Помимо вклада в экономику города, малый бизнес является эффективным средством формирования среднего класса, снижения социальной напряженности, роста реальных доходов населения.
По состоянию на 01.07.2017 года в Кирсанове осуществляли финансово-хозяйственную деятельность 646 субъектов малого бизнеса, на которых занято более 510 человек. Ежегодно субъектами малого предпринимательства во все уровни бюджетной системы РФ уплачивается налогов на сумму порядка 50 млн. рублей.
Наибольшее число субъектов малого предпринимательства сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли. На протяжении последних лет удельный вес данной сферы составляет свыше 50%.
Инвестиционный климат
На протяжении последних нескольких лет в городе наблюдается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, город имеет незначительный удельный вес по объему инвестиций в областном показателе. Данный анализ позволяет сделать заключение о низкой инвестиционной привлекательности города. Но, учитывая положительную динамику развития других отраслей экономики и социальной сферы, а также благоприятную политическую, криминогенную, экологическую обстановку, можно сделать вывод, что город Кирсанов имеет возможности для улучшения инвестиционной привлекательности за счет развития потенциала и минимизации рисков.
В городе сформирована нормативная правовая база по вопросам регулирования инвестиционной деятельности. Создан Муниципальный совет по улучшению инвестиционного климата. Принята Инвестиционная декларация. Утверждено Положение о муниципально-частном партнерстве.
Вместе с тем необходима еще более серьезная работа по созданию условий для осуществления инвестиционной деятельности и проведению оптимизации механизмов взаимодействия с инвесторами на местном уровне. Фактический успех в работе с конкретными инвесторами определяется тем, как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.
II. SWOT-анализ положения и основных направлений развития города Кирсанова
Анализ социально-экономического положения городского округа город Кирсанов Тамбовской области (в формате SWOT-анализа) позволил установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи муниципальному образованию. При этом необходимо учитывать, что сильные стороны являются залогом успеха развития города, слабые стороны обнаруживают уязвимые участки, а возможности и угрозы дают представление о влиянии на него внешнего окружения.
Сопоставление внешних и внутренних факторов и внешних условий позволяет выявить те направления, отрасли и виды деятельности, где город обладает значительным потенциалом развития, а также сформулировать конкретные результаты и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала.
В долгосрочной перспективе (до 2030 года) развитие городского округа город Кирсанов будет зависеть от совокупности экономических, социальных, культурных, природно-географических и ряда других факторов.
На основании данных был проведен анализ демографической ситуации, качества жизни населения города, обеспеченности населения города социальной инфраструктурой, анализ природно-ресурсного, экономического, транспортного, кадрового и финансового потенциала города. Результаты послужили основой для формирования SWOT-анализа.
Внутренние и внешние условия и факторы, оказывающие решающее влияние на развитие города, представлены в таблице.
N п/п |
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. |
Демографическая ситуация, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов |
- обеспечение условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом; - рост номинальной заработной платы во всех отраслях экономики; -отсутствие задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях. |
- Отрицательный естественный прирост населения; - отрицательный миграционный приток; - отток наиболее активной и талантливой молодежи; - несбалансированность спроса и предложения на рынке труда; -значительный удельный вес населения пенсионного возраста; -трудности с трудоустройством; - низкий уровень жизни в регионе, препятствующий притоку квалифицированных мигрантов. |
2. |
Природно-сырьевой потенциал |
- плодородная почва; - благоприятная окружающая среда |
- отсутствие месторождений полезных ископаемых |
3. |
Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы |
- центральное географическое положение в Европейской части России на перекрестке направлений "Центр-ЮГ", "Центр-Юго-Восток", "Запад-Восток" благоприятствует развитию межрегиональных торговых связей; - развитая система оказания финансово-кредитных услуг; -свободные земельные площадки типа "гринфилд" и "браунфилд" для размещения промышленного производства; - большое количество неиспользуемых промышленных площадей; - близкое расположение к областному центру |
- низкая конкурентоспособность производимой продукции; - слабая инновационная активность; -устаревшие технологии в большинстве производств - значительный износ основных производственных фондов; - необходимость модернизации существующих промышленных производств |
4. |
Состояние транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства |
- через город проходит железная дорога; - по территории города проходят автодороги межмуниципального и регионального значения; - наличие разветвленной сети автомобильных дорог с твердым покрытием; - организовано автомобильное и автобусное транспортное сообщение с областным центром; -возможность осуществления грузоперевозок; - спектр услуг, оказываемых предприятиями в сфере ЖКХ; -полная газификация города; - активное решение вопросов по улучшению обеспечения населения качественной питьевой водой, строительство и реконструкция разведочно-эксплуатационных скважин и водопроводных сетей; - реализация комплексных программ развития коммунальной и транспортной инфраструктуры |
- высокий износ дорожного покрытия на отдельных участках автодорог; - необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения; - высокая изношенность инженерных сетей в сфере ЖКХ; - наличие ветхого жилья; -зависимость финансового состояния предприятий ЖКХ от платежеспособности населения; - недостаточное финансирование мероприятий по благоустройству. |
5. |
Развитие социальной сферы |
- высокий уровень обеспеченности учреждениями социальной сферы; - доступность медицинской помощи; - развитая сеть образовательных школьных и дошкольных учреждений, доступность образовательных услуг; - реализация образовательных стандартов во всех типах образовательных учреждений; - наращивание темпов модернизации системы образования; - развитая сеть учреждений культуры; - наличие местного телевидения; - сохранение и развитие национальных традиций; - наличие спортивных сооружений - бассейн, стадион, спортивные площадки, спортивно-оздоровительный клуб. |
- недостаточная обеспеченность квалифицированными врачебными кадрами; - рост среднего возраста учителей, увеличение числа учителей пенсионного возраста; - недостаточное развитие материально-технической базы учреждений образования и культуры; - необходимость проведения капитального ремонта объектов образования; - недостаточное количество штатных тренеров для проведения спортивной работы; - недостаточное развитие материально-технической базы спортивных учреждений. |
6. |
Экологическая обстановка |
- проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, хозяйствующими субъектами города; - организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов |
- отсутствие эффективной очистки газовых составляющих в выбросах вредных веществ в атмосферу; -наличие несанкционированных свалок; - высокий уровень загрязнения р. Пурсовка. |
Оценка развития ситуации
N п/п |
Процессы |
Возможности |
Опасности |
1. |
Демографические |
- принятие на федеральном и региональном уровне реальных мер по улучшению демографической политики и социальной поддержке семей; - проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, травматизма, борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией; - проведение мероприятий, направленных на оказание психологической поддержки семьям; - повышение качества и лечебно-профилактической помощи женщинам в репродуктивном возрасте; - увеличение мест в дошкольных учреждениях, повышение качества оказываемых ими услуг; - создание новых производств, развитие существующих предприятий с целью создания новых рабочих мест; - развитие малого предпринимательства. |
- сокращение численности населения приведет к сокращению трудовых ресурсов; - процесс старения населения предопределяет увеличение расходов на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание, увеличение нагрузки на работающие предприятия; - существенный рост цен на социально значимые товары, услуги; - снижение уровня жизни населения; - увеличение числа безработных; -рост налоговых платежей субъектов малого бизнеса приводит к сокращению занятых и переводу заработной платы в "тень". |
2. |
Экономические |
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующими субъектами; - загрузка неиспользуемых производственных площадей; - эффективное использование удобного географического положения и инвестиционных площадок для привлечения инвесторов; - улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с проводимыми мероприятиями по диверсификации, модернизации и техническому перевооружению промышленных предприятий города; - расширение рынка сбыта продукции местных товаропроизводителей. |
- снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата; - низкий удельный вес собственных доходов бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней; - рост доли импортной продукции в структуре продаж на территории города; - неконкурентоспособность предприятий перерабатывающей промышленности; - низкий уровень менеджмента на предприятиях. |
3. |
Инфраструктурные |
- улучшение качества автомобильных дорог; - проведение мероприятий по реформированию ЖКХ; - расширение конкуренции в жилищно-коммунальной сфере; строительство и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры. |
- несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям экономики; - рост цен на ГСМ, рост тарифов на пассажирские перевозки; - увеличение количества аварий на изношенных коммунальных сетях; - увеличение доли ветхого жилья; - рост тарифов на ТЭР. |
4. |
Экологические |
- проведение энергосберегающих мероприятий; - экологически безопасное размещение производительных сил; - рациональное использование природных ресурсов; - развитие туристической деятельности. |
- ухудшение экологической ситуации в связи с увеличением количества автотранспорта, ростом интенсивности движения автотранспорта; - увеличение выбросов загрязняющих веществ в связи с развитием промышленного производства; - вероятность техногенных катастроф в связи с износом инженерной инфраструктуры. |
5. |
Межтерриториальные |
- развитие сотрудничества с соседними регионами-поставщиками сельскохозяйственной продукции для перерабатывающих предприятий |
- снижение деловой активности с соседними территориями |
Проведенный SWOT-анализ показывает внутренние и внешние условия и факторы, оказывающие решающее влияние на развитие города в долгосрочной перспективе.
III. Ключевые аспекты стратегии
Концепция стратегии развития города Кирсанова включает в себя 6 основных блоков.
Стратегическое видение города Кирсанова показывает, каким должен стать город в случае успешной реализации стратегии на завершающем этапе - к 2030 году. Это своего рода ориентир для города, городского сообщества, городского бизнеса и городских властей.
Видение Кирсанова в долгосрочной перспективе: динамично развивающийся, инновационный центр, удобный и комфортный город в котором учатся, трудятся, отдыхают и встречают гостей.
/--------------------\ /--------------------\ /---------------------\
| Сценарии развития | |Стратегическая цель| | Основные проблемы, |
| города Кирсанова | | развития города | | препятствующие |
| | | Кирсанова | | реализации |
| | | | |стратегических целей|
\--------------------/ \--------------------/ \---------------------/
| | |
/-----------------------------------\
|Стратегия социально-экономического|
| развития города Кирсанова |
| Тамбовской области |
\-----------------------------------/
| | |
/--------------------\ /--------------------\ /---------------------\
| Резервы социально- | | Цели и задачи | | Цели, задачи и |
| экономического | | комплексного | | направления |
| развития города | | социально- | | инвестиционной |
| Кирсанова | | экономического | | стратегии |
| | | развития города | | |
| | | | | |
\--------------------/ \--------------------/ \---------------------/
3.1. Сценарии развития городского округа - город Кирсанов Тамбовской области
На основе областных сценарных условий, при участии местного сообщества были определены возможные сценарии развития городского округа - город Кирсанов. Сценарии представляют собой описание положения города в перспективе.
Существенное влияние на реализацию того или иного сценария развития оказывает деятельность органов власти, предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества и иных субъектов, участвующих в разработке и реализации социально-экономической политики города.
Сценарии развития предполагают использование факторов (инструментов) ускорения экономических и социальных процессов. Для города Кирсанова Тамбовской области в качестве наиболее вероятных были определены два сценария - инерционный и инновационный.
3.1.1. Инерционный сценарий
Первый вариант - "Инерционный" - характеризуется постепенным общим улучшением ситуации в экономике и социальной сфере города, повышением качества жизни населения без существенного изменения сложившейся структуры экономики.
В материальном производстве ведущая роль сохранится за обрабатывающим производством, которое в Кирсанове представлено, в основном, перерабатывающим предприятием ООО "Кристалл". При этом обрабатывающие предприятия будут увеличивать объемы производства за счет диверсификации и модернизации. В промышленности города сохранится фактическая структура монопрофильного промышленного производства, а, следовательно, - угроза стабильности развития промышленности и экономики города. Положительная динамика промышленного производства станет возможной при условии, как минимум, сохранения рынков сбыта выпускаемой продукции.
Будут сохранены условия для успешного развития малого бизнеса. Общее улучшение экономической ситуации положительно скажется на наполняемости местного бюджета.
На фоне развития экономики и увеличения доходов бюджета произойдет улучшение качества жизни населения. Повысится занятость и уровень доходов населения, будет проведена модернизация материально-технической базы учреждений социальной сферы, повысятся темпы жилищного строительства.
3.1.2. Инновационный сценарий
Второй вариант - "Инновационный". Согласно ему "Инерционный" вариант развития будет дополнен созданием новых предприятий, появлением новых видов деятельности. Преимущество данного варианта очевидно, так как в результате его реализации повышается устойчивость экономики города, более значительно возрастает качество жизни населения и собственные доходы местного бюджета.
В результате город может существенно улучшить общий уровень развития, свой рейтинговый уровень среди территорий области. Оценкой эффективности развития экономики города будет повышение качества жизни населения, которое включает в себя высокий уровень доходов, возможность выбора сферы деятельности, наличие хорошего жилья, качественное и доступное здравоохранение и образование, возможность реализации собственного творческого потенциала.
Инновационный сценарий предусматривает:
- модернизацию социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор), обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;
- опору на рост производительности труда, что позволит увеличить доходы жителей города;
- создание условий для развития инновационных производств;
- создание благоприятных условий для привлечения инвесторов;
- технологическое обновление и модернизацию действующих производств;
- повышение качества государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, инновационный путь развития города предполагает бурное развитие сектора услуг и малого бизнеса, развитие инновационно-активных компаний и организаций в различных отраслях экономики округа, создание более эффективной системы управления, модернизация образования и распространения новых знаний, повышение качества жизни населения через рост доходов, что вызовет рост потребительского поведения, развитие информационной и коммуникационной среды.
Реализация инновационного сценария в экономическом плане компенсирует старение населения и обеспечит прогресс в решении задачи по изменению сальдо трудовой миграции в пользу города (создание привлекательных рабочих мест позволит направить трудовой миграционный поток внутрь города).
3.2. Стратегическая цель развития города Кирсанова
Главная цель развития любой территории состоит в обеспечении достойного уровня жизни населения через обеспечение его социальными услугами на уровне, соответствующем принятым в обществе социальным стандартам.
В понятие социальных услуг включаются гарантированные качественные услуги образования, здравоохранения и социального обеспечения, качественное жилье, общественная безопасность и т.п.
Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе здоровой, динамично развивающейся экономики. Это является необходимым условием выполнения муниципалитетом своих функций и обязательств перед гражданами.
Вместе с тем, для повышения качества социальных услуг необходимо также улучшение деятельности органов местного самоуправления и предприятий всех форм собственности, необходим рост собственных доходов бюджета, оптимальное распределение бюджетных средств и их эффективное использование.
Анализ социально-экономического положения города, проведенная оценка действующих мер, определение его конкурентных преимуществ позволили определить стратегическую цель развития города: Кирсанов - город стабильного развития и достойного качества жизни населения.
Стратегическая цель развития города: Кирсанов - город стабильного развития и достойного качества жизни населения |
| | |
/-----------------------\ /----------------\ /--------------------\
|Развитие человеческого| | Развитие | | Совершенствование |
|потенциала и повышения| | экономического | | государственного |
| качества жизни | | потенциала | | и муниципального |
| | | | | управления |
\-----------------------/ \----------------/ \--------------------/
В долгосрочной перспективе на территории города планируется достичь улучшения качества жизни населения за счет формирования конкурентоспособной экономики на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.
3.3. Основные проблемы, препятствующие реализации стратегических целей
В долгосрочной перспективе реализации выбранных стратегических целей и приоритетов препятствует ряд проблем:
1) в сфере экономики, ЖКХ, окружающей среды:
- выраженная монопрофильность развития экономики города;
- низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий;
- отсутствие внешних и внутренних инвесторов;
- недостаточная эффективность механизмов оказания государственной поддержки субъектам малого бизнеса;
- наличие предприятий на территории города, зарегистрированных за его пределами;
- отсутствие в рамках муниципальных образований механизма по взаимодействию с налогоплательщиками, находящимися на их территории;
- высокий процент износа коммунальных сетей;
- недостаток финансовых средств для приведения в соответствие объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
- отсутствие объездной дороги;
- недостаток финансовых средств для завершения строительства полигона по захоронению твердых бытовых отходов.
2) в социальной сфере:
- неблагоприятная демографическая ситуация (смертность превышает рождаемость);
- низкий уровень доходов населения;
- "старение" кадров в учреждениях социальной сферы (в образовании, здравоохранении, культуре);
- дефицит квалифицированных молодых кадров с новым (инновационным) мышлением;
- низкая доступность жилья для молодых семей и специалистов;
- несформированность ценности здорового образа жизни среди населения.
3.4. Резервы социально-экономического развития города Кирсанова
Основные ресурсы длительного пользования города Кирсанова Тамбовской области - свободные промышленные площади, инвестиционные площадки, возможность создания замкнутых технологических цепочек, свободные трудовые ресурсы.
/-----------------------------\
/-----------| Ресурсы длительного |-----------\
| |пользования города Кирсанова | |
| \-----------------------------/ |
| | | |
/-----------------\ /--------------\ /---------------\ /------------\
| Наличие | | Наличие | | Возможность | | Свободные |
| инвестиционных | | свободных | | создания | | трудовые |
| площадок, | | промышленных | | замкнутых | | ресурсы |
| обеспеченных | | площадей | |технологических| | |
| инфраструктурой,| | | | цепочек | | |
| пригодных для | | | | | | |
| промышленного | | | | | | |
| развития | | | | | | |
\-----------------/ \--------------/ \---------------/ \------------/
Используя эти ресурсы эффективно, с пониманием целей, ожидаемых результатов и способов их достижения, можно обеспечить инновационный путь развития города, усилив его позитивное развитие.
Город имеет потенциал развития и способен играть более значимую роль, как среди соседних городов, так и в области в целом.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы к этому богатству подойти с позиций грамотно выстроенного менеджмента.
3.5. Цели и задачи комплексного социально-экономического развития города Кирсанова
3.5.1. Социальная цель. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни.
Направление 1. Социальная цель. Развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни | ||
Подцель 1. |
Подцель 2. |
Подцель 3. |
Развитие человеческих ресурсов. |
Обеспечение социального благополучия населения |
Обеспечение экологического благополучия |
Мера - Выстраивание демографической политики. Задачи: - создание условий для повышения рождаемости; -создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; - сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте; - формирование системы поддержки старших возрастных групп; - создание благоприятных условий для проживания, отвечающих стандартам жизни. |
Мера - Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство жилья. Задачи: - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города; - повышение доступности жилья для населения (в том числе для молодежи) - повышение качества услуг ЖКХ, сопровождающегося оптимизацией тарифов для населения - улучшение качества питьевой воды - строительство комфортного жилья с применением новых материалов и технологий |
Мера - Поддержание экологической безопасности. Задачи: - реализация комплекса мероприятий по охране окружающей среды; - стабилизация и улучшение экологической обстановки в городе; - ликвидация несанкционированных свалок; - улучшение обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в городе; - повышение уровня экологических знаний и экологической культуры всех категорий населения Тамбовской области. |
Мера - Развитие рынка труда. Задачи: - улучшение взаимодействия рынка труда и реальных секторов экономики через структуру профессионального образования - создание рабочих мест для инвалидов, молодежи и женщин; - создание информационной системы поиска работы и занятости; - социальная и психологическая работа по адаптации безработных граждан; - регулирование процессов внешней трудовой миграции и анализ привлечения иностранной рабочей силы на территории города путем внедрения селектативного отбора иммигрантов. |
Мера - Развитие здравоохранения, образования, культуры, физкультуры, спорта и туризма. Задачи: - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, развитие кадрового потенциала; - повышение качества и доступности медицинской помощи; - создание конкурентной среды при предоставлении медицинских услуг; - стимулирование и внедрение инновационных методов диагностики и лечения заболеваний; - модернизация образовательного процесса на основе цифровизации; - развитие системы предпрофильного и профильного обучения в школах, расширение сфер взаимодействия с учреждениями профессионального образования, в том числе по моделям "колледж-класс" и "университетский класс"; - формирование образовательной среды и условий, содействующих творческому, интеллектуальному, коммуникативному развитию обучающихся; - повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг; - создание конкурентной образовательной среды; - развитие культурного потенциала города, формирование позитивного образа города Кирсанова в едином пространстве области и страны; - развитие регионального патриотизма; - сохранение и развитие традиционной народной культуры; - повышение доступности и качества библиотечных услуг; - проведение на территории города единой государственной политики в сфере физкультурно-массовой и спортивной работы; - популяризация массового спорта; - вовлечение населения, в т.ч. детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивных школах; -улучшение качества работы учреждений детско-юношеского спорта; - развитие системы адаптивной физкультурно-оздоровительной работы и эффективной спортивной подготовки людей, имеющих ограниченные физические возможности здоровья и инвалидов; - развитие туризма, продвижение известных и формирование новых достопримечательностей. |
|
Мера - Развитие молодежной политики. Задачи: - развитие систем информирования и программ социального просвещения по полному спектру вопросов жизни молодежи в обществе; - развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; - развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; -обеспечение молодых семей доступным жильем |
Мера - Обеспечение условий безопасного проживания. Задачи: - противодействие терроризму и экстремизму; - профилактика правонарушений; - повышение безопасности дорожного движения |
|
3.5.2. Экономическая цель. Развитие экономического потенциала
Направление 2. Экономическая цель. Развитие экономического потенциала | |
Подцель 1. Повышение конкурентоспособности экономики |
Подцель 2. Повышение инвестиционной привлекательности |
Мера - Развитие малого и среднего предпринимательства Задачи: - совершенствование мер и механизмов поддержки инвестиционных и инновационных проектов; - финансово-кредитная, информационная и имущественная поддержка; - вовлечение субъектов малого бизнеса в размещение муниципального заказа; - дифференциация деятельности субъектов малого бизнеса |
Мера - Инвестиционное развитие и повышение инвестиционной привлекательности города. Задачи: - активизация инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. - обеспечение роста промышленного производства за счет привлечения инвестиций в промышленность; - формирование инвестиционного имиджа города; - привлечение инвестиций на строительство новых производств; - привлечение инвестиций в жилищное строительство; - привлечение инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства и социальную инфраструктуры города. |
Мера - Устойчивое развитие промышленного производства Задачи: - развитие базовых и новых отраслей промышленности; - обеспечение модернизации и технического перевооружения производств; - внедрение инновационных технологий; - внедрение новых видов продукции на действующих предприятиях; - привлечение инвесторов для строительства на территории города новых производств; - использование пустующих промышленных площадей; - развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности; - размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд организаций, находящихся в муниципальной собственности |
|
Мера - Обеспечение предоставления населению города качественных и безопасных товаров и услуг Задачи: - содействие развитию сети предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания по принципу "шаговой доступности"; - формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения; - увеличение доли товаров местных производителей на внутреннем рынке; - стимулирование развития интернет-торговли; - повышение инвестиционной привлекательности легальной торговли путем устранения нелегальных торговых точек и уличной торговли; - стимулирование развития сектора услуг населению. |
|
3.5.3. Цель - Совершенствование государственного и муниципального управления.
Направление 3. Совершенствование государственного и муниципального управления |
Подцель 1. Повышение качества муниципального управления |
Мера - обеспечение экономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета. Задачи: - обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения, повышение эффективности расходования бюджетных средств; - совершенствование программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета города Кирсанова; - повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе; совершенствование процедур размещения муниципального заказа; - развитие и совершенствование межбюджетных отношений; - обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса. |
Мера - повышение эффективности муниципального управления, открытости деятельности органов местного самоуправления, расширение доступности и повышение качества предоставления муниципальных услуг жителям города Кирсанова. Задачи: - создание и внедрение системы управления по результатам в органах местного самоуправления города Кирсанова; - повышение доступности и качества муниципальных услуг в социально значимых сферах; - формирование эффективной системы оказания муниципальных услуг с помощью информационно-коммуникационной сети "Интернет"; - повышение профессионализма сотрудников и органов местного самоуправления для обеспечения эффективного оказания муниципальных услуг и выполнения муниципальных функций. |
Мера - Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Задачи: - оптимизация состава муниципального имущества; - повышение качества управления в муниципальных предприятиях и учреждениях; - использование муниципальных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику города Кирсанова; - обеспечение внедрения мер действенного контроля за эффективным управлением муниципальным имуществом, его сохранностью. |
3.6. Цели, задачи и направления инвестиционной стратегии
Исходя из главной стратегической цели развития города Кирсанова до 2030 года, цель инвестиционной стратегии состоит в следующем: вхождение города Кирсанова в группу лидирующих муниципалитетов по удельному весу привлечения инвестиций в основной капитал в общем итоге по области за счет повышения уровня инвестиционной привлекательности.
Совершенствовать систему привлечения инвестиций в экономику города по следующим направлениям:
осуществлять комплексные меры государственной и муниципальной поддержки для инвесторов, реализующих приоритетные для Кирсанова проекты;
обеспечить полноту и достоверность информации о землях (площадках), пригодных для создания производств и размещения инфраструктурных объектов, в т.ч. на официальном информационном интернет-ресурсе городского округа;
создать благоприятную административную среду для управления инвестиционными процессами, совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность;
обеспечить поступления инвестиций из федерального и регионального бюджетов для финансирования наиболее важных социальных проектов на территории городского округа;
создать двуязычный инвестиционный раздел на сайте администрации города Кирсанова Тамбовской области;
совершенствовать структуру Инвестиционного паспорта города Кирсанова, предполагающую существенное расширение объема предлагаемой информации для инвесторов.
IV. Наиболее значимые проекты развития города Кирсанова
Наиболее значимыми для решения поставленных задач развития города являются проекты по приоритетным направлениям: развитие промышленности, коммунальной инфраструктуры города, развитие здравоохранения, образования, культуры, жилищного строительства:
Реализация крупного инвестиционного проекта по диверсификации производства ООО "Кристалл".
Осуществление малоэтажной застройки участка площадью 14,67 га в Восточном районе города.
Формирование городской комфортной среды: ремонт дворовых территорий.
Строительство больницы в восточном районе города.
Реконструкция здания Кирсановского краеведческого музея.
Открытие детской библиотеки.
Реконструкция городского стадиона.
Открытие Дома молодежи.
Создание духовно-просветительского центра.
Освоение земельного участка площадью 8 га под кладбище с традиционным типом захоронения.
<< Назад |
||
Содержание Решение Кирсановского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 28 сентября 2017 г. N 282 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.