Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением
администрации области
от 26.10.2017 N 1033
Программа
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года ("ранняя помощь") (далее - Программа)
1. Общие положения
Необходимость развития комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения "Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра" в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества услуг в сфере образования, медицины, социальной защиты населения, культуры и спорта для детей-инвалидов, детей, имеющих особенности развития, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении и инвалидов молодого возраста.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. общая численность инвалидов на территории области составляет около 120 000 человек. Из них на диспансерном учете в медицинских организациях с заболеванием "ранний детский аутизм" состоит 205 несовершеннолетних, с заболеванием "синдром Аспергера" - 8 несовершеннолетних, с заболеванием "атипичный аутизм" состоит 74 несовершеннолетних, имеющих установленные группы инвалидности.
При организации работы с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра учитываются особенности их развития, а также формы и методы коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, включая все виды речи (устная, письменная, жестовая, тактильная, дактильная), разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения, нарушения социального взаимодействия. Отмеченные нарушения формируются постепенно, начиная с младенческого возраста, примерно до пяти лет, что создаёт возможность в случае раннего начала специальной помощи уменьшить степень выраженности многих проявлений расстройства аутистического спектра в дальнейшем.
Раннее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой степенью сензитивности, что позволяет в более полной мере реализовать компенсаторные возможности ребёнка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов расстройств аутистического спектра (особенно вторичных и третичных). В конечном итоге это повышает эффективность комплексного сопровождения в целом. Раннее начало комплексного сопровождения содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
Взрослые люди с нарушениями аутистического спектра также нуждаются в постоянном присмотре, уходе, заботе, обучении со стороны не только своих родителей, но и со стороны специалистов. У данной категории людей, как правило, нарушены способности к общению, построению социальных контактов, самообслуживанию, когнитивные нарушения, а также наблюдаются другие проблемы.
Программа позволит объединить наиболее эффективные методики с целью оказания квалифицированной комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, выработать самостоятельность, независимость и навыки социальной адаптации. Важной задачей здесь выступает межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход при организации системы помощи лицам с расстройствами аутистического спектра другими ментальными нарушениями.
В Программе определена система межведомственного взаимодействия при работе с детьми, имеющими особенности развития, и их семьями, заложенные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также приняты во внимание имеющийся отечественный и зарубежный опыт, научные и методические разработки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различные программы коррекции нарушений в развитии, опыт деятельности автономной некоммерческой организации Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" и других ведущих реабилитационных центров Российской Федерации.
Реализацию мероприятий Программы, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия, анализа и внедрения имеющихся методических материалов в этой сфере, приобретение реабилитационного оборудования, создание безбарьерной среды жизнедеятельности осуществляется за счет средств государственных программ области.
Целевой группой для комплексного социального сопровождения являются:
дети от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии, затрагивающими сферы психики ребенка, в том числе интеллектуальную, эмоциональную, чувствительную, двигательную, познавательные процессы человека (внимание, мышление, память, речь и другие), и их семьи;
дети от 3 до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семьи;
лица в возрасте от 18 лет, имеющие нарушения психического здоровья, частично утратившие способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, но в соответствии со структурой своих потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры имеющие реабилитационный потенциал и способные к посильной трудовой и иной деятельности (инвалиды молодого возраста целевой группы), и их семьи.
Для целей Программы используются следующие понятия:
аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра;
ментальные нарушения - это нарушения психического развития, при которых страдает способность к общению, социальному взаимодействию и поведению, отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющиеся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Виды ментальных нарушений: аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и др.
При ментальных нарушениях возникают стойкие нарушения психических функций сознания: ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, сложных движений.
Термин "ментальные нарушения" означает наличие у человека интеллектуальных нарушений и (или) нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, коммуникативными, личностными или иными), которые не позволяют ему эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими людьми и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Как правило, это граждане, находящиеся на инвалидности, имеющие необратимые органические изменения.
К ментальным нарушениям относятся такие психические расстройства:
органические расстройства,
шизофрения,
шизотипические и бредовые расстройства,
расстройства настроения (аффективные расстройства),
расстройства личности и поведения в зрелом возрасте,
умственная отсталость, расстройства психологического (психического) развития,
эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте;
расстройства аутистического спектра - это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами;
комплексное сопровождение - комплекс медицинских, социальных и образовательных услуг, услуг в сфере физической культуры и спорта, художественного прикладного творчества, содействия занятости населения, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия гражданам и несовершеннолетним целевой группы, а также мероприятий по содействию их родителям (законным представителям) в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, снижению выраженности ограничений их жизнедеятельности, включению в среду сверстников и интеграции в общество, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости, а также на повышение компетентности родителей (законных представителей). С учетом реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза ребенка целевой группы возможно продолжение комплексного сопровождения при достижении им совершеннолетия;
программа комплексного сопровождения - программа, направленная на обеспечение реализации комплекса услуг по сопровождению граждан и несовершеннолетних целевой группы на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;
индивидуальная программа сопровождения - программа, включающая объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному гражданину, несовершеннолетнему и его семье по программе комплексного сопровождения. Индивидуальная программа сопровождения формируется в соответствии с примерным перечнем услуг комплексного сопровождения на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;
междисциплинарная команда специалистов - группа специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду входят врачи различных специальностей, психолог, специалисты по социальной работе, по реабилитации инвалида, логопеды, педагогические работники, специалист центра занятости и другие специалисты.
2. Цель, задачи и приоритетные направления комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
2.1. Целью Программы является создание условий комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, направленных на оптимальное развитие и адаптацию детей, инвалидов молодого возраста, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования, в том числе дополнительного, для детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
2.2. Достижение заявленной цели связано с решением следующих задач:
2.2.1. разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;
2.2.2. переход от частных моделей организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями к созданию единой системы комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом особенностей Тамбовской области;
2.2.3. формирование условий для развития программ комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
2.3. Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются:
2.3.1. создание правовых основ комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
2.3.2. методическое обеспечение разработки и реализации планов непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей, имеющих особенности развития и программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости;
2.3.3. совершенствование механизмов своевременного выявления детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, нуждающихся в комплексном сопровождении, и определение критериев их включения в Программу;
2.3.4. обеспечение своевременного начала оказания ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
2.3.5. обеспечение доступности для детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей полного спектра необходимых услуг;
2.3.6. обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов;
2.3.7. обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
2.3.8. обеспечение управления качеством услуг комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и создания критериев оценки эффективности оказанных услуг;
2.3.9. создание информационной региональной базы детей, инвалидов молодого возраста, включенных в Программу;
2.3.10. организация мониторинга обеспечения комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей.
3. Реализация программ комплексного сопровождения
В целях обеспечения практической реализации программ комплексного сопровождения необходимо обеспечить:
повышение роли общественных объединений в формировании и реализации программ комплексного сопровождения;
разработку правовых актов по межведомственному взаимодействию в процессе формирования и реализации программ комплексного сопровождения;
определение основного (ответственного) органа, ведомств и организаций (их структурных подразделений) в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, адаптивной физической культуры и спорта, занятости населения, на базе которых будет осуществляться оказание услуг комплексного сопровождения;
разработку комплекса мер, направленных на развитие кадрового потенциала программ комплексного сопровождения, организацию дополнительного профессионального образования и методической поддержки специалистов, обеспечивающих предоставление услуг комплексного сопровождения, на основе современных подходов;
разработку с учетом настоящей Программы рекомендаций для органов местного самоуправления по формированию программ комплексного сопровождения, определение направлений и мероприятий.
4. Механизмы и ресурсы реализации Программы
4.1. Формирование и реализацию программ комплексного сопровождения предполагается осуществлять посредством:
4.1.1. совершенствования нормативных правовых актов области, в том числе в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, адаптивной физической культуры и спорта, занятости населения;
4.1.2. создания модели межведомственного взаимодействия, разработки и внедрения в практику регламента межведомственного взаимодействия организаций, участвующих в программе комплексного сопровождения;
4.1.3. совершенствования системы статистических показателей, характеризующих организацию комплексного сопровождения детей целевой группы и инвалидов молодого возраста и эффективность мероприятий программ комплексного сопровождения;
4.1.4. учета в деятельности органов исполнительной власти области функций по формированию системы управления и кадрового обеспечения, включая организацию дополнительного профессионального образования специалистов, участвующих в реализации программ комплексного сопровождения;
4.1.5. методологического и методического обеспечения программ комплексного сопровождения на региональном уровне с целью создания одинаковых возможностей получения комплексного сопровождения на всей территории области с учетом местных особенностей;
4.1.6. информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода, оценки эффективности реализации программ комплексного сопровождения, развития дистанционных форм межведомственного взаимодействия по вопросу комплексного сопровождения;
4.1.7. научно-методического обеспечения программ комплексного сопровождения, ориентированного на разработку эффективных технологий и механизмов, распространения инновационного опыта работы, обобщения и внедрения лучших территориальных моделей;
4.1.8. рекламно-информационной поддержки внедрения программ комплексного сопровождения.
4.2. Ресурсами реализации программ комплексного сопровождения являются развитая и доступная инфраструктура организаций, оказывающих услуги комплексного сопровождения, а также современное материально- техническое, кадровое обеспечение реализации мероприятий настоящей Программы.
5. Этапы реализации Программы
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в 3 этапа, включающих в себя комплексы мероприятий, направленных на формирование и реализацию программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в рамках создания системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
На первом этапе реализации Программы (2017 год) предлагается:
сформировать систему нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие по вопросу создания и реализации программ комплексного сопровождения;
разработать модели межведомственного взаимодействия в рамках программ комплексного сопровождения, учитывающие необходимость преемственности в работе с детьми и инвалидами молодого возраста целевой группы по их сопровождению;
разработать программу комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
На втором этапе реализации Программы (2018 год) предлагается:
разработать и обеспечить реализацию планов непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей, имеющих особенности развития и программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости на территории Тамбовской области;
оказывать методическую и информационную поддержку муниципальным образованиям области, которые реализуют программы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
для обеспечения единых подходов к реализации программ комплексного сопровождения необходимо организовать обучение (дополнительное профессиональное образование, проведение конференций, семинаров, брифингов, тренингов, "круглых столов") специалистов, оказывающих услуги комплексного сопровождения детям и инвалидам молодого возраста целевой группы.
На третьем этапе реализации настоящей Концепции (2019 и 2020 годы) планируется реализация программ комплексного сопровождения.
По итогам реализации планов и программ при необходимости планируется подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы области, регулирующей межведомственное взаимодействие в процессе реализации программ комплексного сопровождения.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
6.1. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе мониторинга реализации мероприятий по комплексному сопровождению.
6.2. В результате полномасштабной реализации Программы предполагается, что:
снизится выраженность ограничений жизнедеятельности лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;
увеличится количество лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, успешно интегрированных и адаптированных в обществе;
увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, получающих образование, в том числе по адаптированным образовательным программам;
увеличится доля инвалидов молодого возраста целевой группы, получивших профессиональную подготовку и занятых посильным трудом;
будут созданы условия для детей и инвалидов молодого возраста целевой группы для раскрытия их творческого потенциала, занятий физической культурой и спортом;
увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, занимающихся в кружках художественной самодеятельности, театральных студиях;
увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, занимающихся физической культурой и различными видами адаптивного спорта.
6.3. В период реализации Программы предполагается ввести качественные критерии оценки эффективности услуг комплексного сопровождения, разработанные в ходе мониторинга развития комплексного сопровождения в области.
6.4. В соответствии с поставленными в Программе задачами будут введены следующие целевые индикаторы эффективности реализации мероприятий по комплексному сопровождению:
Наименование индикатора (показателя) |
Единицы измерения |
Значение индикатора (показателя) |
|||
по состоянию на 31 декабря 2016 г. |
по состоянию на 31 декабря 2017 г. |
по состоянию на 31 декабря 2018 г. (прогноз) |
по состоянию на 31 декабря 2019 г. (прогноз) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Численность детей, поставленных на учет в медицинской организации, с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра (далее - дети группы риска с признаками РАС и с РАС), проживающих на территории области |
человек |
|
110 |
110 |
110 |
2. Дети группы риска с признаками РАС и с РАС, впервые выявленных с признаками РАС и с РАС, проживающих на территории области |
человек |
|
9 |
15 |
15 |
3. Численность детей группы риска с признаками РАС и с РАС, получающих комплексную помощь, в том числе: |
человек |
|
110 |
110 |
110 |
3.1. детей, включенных в мероприятия по оказанию ранней помощи |
человек |
- |
20 |
25 |
30 |
3.2. детей, получающих помощь по индивидуальным программам оказания социальных услуг и социального сопровождения в организациях системы социального обслуживания |
человек |
|
100 |
110 |
120 |
3.3. детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам, адаптированным основным общеобразовательным программам, специальным индивидуальным программам развития в образовательных организациях |
человек |
|
60 |
90 |
100 |
3.4. детей, получающих помощь по индивидуальным программам реабилитации и абилитации в организациях здравоохранения |
человек |
|
105 |
106 |
107 |
3.5. детей, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию |
человек |
|
|
40 |
50 |
3.6. подростков, прошедших обучение по программам самостоятельного проживания |
человек |
- |
- |
10 |
20 |
3.7. детей, обучающихся по программам дополнительного образования |
человек |
- |
49 |
100 |
130 |
4. Численность семей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, проживающих на территории области |
единиц |
|
110 |
110 |
110 |
5. Численность семей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, находящихся на социальном сопровождении |
единиц |
|
100 |
110 |
120 |
6. Численность родителей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, получивших знания и навыки в ходе обучающих мероприятий |
человек |
|
400 |
500 |
600 |
7. Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение новым технологиям и методикам помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе: |
человек |
|
123 |
205 |
488 |
7.1. специалистов организаций социального обслуживания |
человек |
- |
17 |
20 |
25 |
7.2. специалистов образовательных организаций |
человек |
- |
100 |
177 |
310 |
7.3. специалистов организаций здравоохранения |
человек |
- |
3 |
5 |
7 |
7.4. специалистов других организаций (культуры, физической культуры и спорта, занятости населения) |
человек |
|
3 |
3 |
3 |
8. Количество организаций, оказывающих помощь детям группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе: |
единиц |
|
135 |
140 |
145 |
8.1. организации социального обслуживания |
единиц |
- |
36 |
36 |
36 |
8.2. образовательные организации |
единиц |
- |
4 |
4 |
4 |
8.3. организации здравоохранения |
единиц |
|
29 |
29 |
29 |
8.4. социально ориентированные некоммерческие организации |
единиц |
|
5 |
10 |
15 |
8.5. другие организации (культуры, физической культуры и спорта, занятости населения) |
единиц |
|
60 |
60 |
60 |
9. Наличие информационного ресурса, обеспечивающего учет детей группы риска с признаками РАС и с РАС |
да/нет |
|
да |
да |
да |
10. Численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и привлеченных к оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС |
человек |
|
150 |
160 |
180 |
11. Количество изданных и распространенных информационных и методических материалов по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС |
единиц |
30 |
30 |
35 |
40 |
12. Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) |
единиц |
1 |
2 |
4 |
6 |
6.5. Итогом реализации настоящей Программы станет сформированная к 2020 году система мер, направленных на создание условий для оказания услуг комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.