Распоряжение заместителя главы администрации МО "Северодвинск" по финансово-экономическим вопросам от 20 апреля 2017 г. N 14-рфэ
"Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов"
В соответствии с решением Совета депутатов Северодвинска от 26.11.2015 N 89 "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска", распоряжением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 N 265-ра "О мероприятиях по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и процедуры экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска.
2. Отделу по связям со СМИ Администрации Северодвинска опубликовать (обнародовать) настоящее распоряжение на официальном интернет-сайте Администрации Северодвинска.
Заместитель Главы Администрации |
М.П. Спиридонова |
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска
(утв. распоряжением заместителя Главы Администрации по финансово-экономическим вопросам от 20 апреля 2017 г. N 14-рфэ)
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 26.11.2015 N 89 "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска" (далее - Порядок), распоряжением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 N 265-ра "О мероприятиях по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и процедуры экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска" в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска (далее - ОРВ), разрабатываемых субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом Северодвинска, отраслевыми (функциональными) органами Администрации Северодвинска, осуществляющими в пределах предоставленных полномочий функции по вопросам местного значения (далее - проекты муниципальных нормативных правовых актов, разработчики проектов).
2. Методические рекомендации содержат рекомендуемый порядок действий разработчиков проектов при выполнении следующих мероприятий, предусмотренных Порядком проведения ОРВ:
размещение уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта;
сбор предложений в связи с размещением уведомления о разработке проекта муниципального нормативного правового акта;
формирование сводной справки о предложениях, поступивших в связи с размещением уведомления о начале разработки проекта акта;
проведение публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта;
формирование сводной справки о результатах публичных консультаций и сводной информации о предложениях, поступивших в связи с проведением публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта;
заполнение форм документов, утвержденных Порядком.
3. Процедура ОРВ проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
4. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
5. В настоящих методических рекомендациях предусмотрена следующая модель организации процедуры ОРВ в муниципальном образовании "Северодвинск":
разработчик осуществляет процедуру ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта, включая проведение публичных консультаций с заинтересованными лицами, как на этапе формирования идеи правового регулирования, так и на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта и сводного отчета с использованием официального интернет-сайта Администрации Северодвинска, а уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия;
6. Уполномоченным органом местного самоуправления по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска, устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является Администрация Северодвинска.
7. Органом Администрации Северодвинска, ответственным за внедрение процедуры ОРВ и выполнение функций нормативно-правового, информационного и методического обеспечения ОРВ, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов, является Управление экономики Администрации Северодвинска.
8. Проведение ОРВ осуществляют разработчики проекта муниципального нормативного правового акта:
субъекты правотворческой инициативы, установленные Уставом Северодвинска;
отраслевые (функциональные) органы Администрации Северодвинска, осуществляющие в пределах предоставленных полномочий функции по вопросам местного значения.
В органах Администрации Северодвинска, являющихся разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченными на проведение ОРВ являются должностные лица, определенные в соответствии с распоряжением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 N 265-ра "О мероприятиях по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска и процедуры экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска".
II. Отбор проектов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих проведению ОРВ
9. ОРВ проводится в отношении устанавливающих новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности проектов решений Совета депутатов Северодвинска, проектов постановлений Главы муниципального образования "Северодвинск" - Мэра Северодвинска, проектов постановлений и распоряжений Администрации Северодвинска, распоряжений и приказов должностных лиц местного самоуправления Северодвинска в пределах их компетенции.
10. ОРВ не проводится в отношении следующих проектов муниципальных нормативных правовых актов:
- проектов решений Совета депутатов Северодвинска, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проектов решений Совета депутатов Северодвинска, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих публичным слушаниям в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проектов муниципальных программ муниципального образования "Северодвинск" и внесения изменений в них;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, особый порядок и сроки принятия которых определены нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Архангельской области;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых исключительно в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в муниципальные нормативные правовые акты в связи с вступлением в законную силу решения суда или удовлетворением протеста прокурора.
III. Уведомление о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта
11. Разработка уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта и его размещение на официальном интернет-сайте Администрации Северодвинска (далее - официальный сайт) осуществляются в целях обсуждения идеи предлагаемого регулирования и поиска альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений.
12. Субъект правотворческой инициативы, установленный Уставом Северодвинска, отраслевой (функциональный) орган Администрации Северодвинска, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий функции по вопросам местного значения, нормативное правовое регулирование в установленной сфере, являющийся разработчиком проекта:
- готовит уведомление о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта (далее - уведомление);
- направляет уведомление по электронной почте в Управление экономики для размещения на официальном сайте;
- информирует любым видом связи участников публичных консультаций, исходя из предмета регулирования проекта муниципального нормативного правового акта, уведомление о подготовке которого размещено на официальном сайте в соответствии с пунктом 2.1 Порядка;
- рассматривает поступившую информацию (мнения) участников публичных консультаций;
- составляет сводную справку об информации (мнениях), поступившей в связи с размещением уведомления, по форме согласно приложению N 2 к Порядку и направляет ее в Управление экономики Администрации Северодвинска;
- организует проведение публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов её решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах её решения.
13. Разработчик самостоятельно определяет перечень лиц, чьи интересы могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием.
14. О размещении уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта рекомендуется извещать:
органы и организации, действующие на территории муниципального образования "Северодвинск", целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей;
иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования;
органы Администрации Северодвинска, не являющиеся разработчиками проекта акта;
органы местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск".
Отсутствие у разработчика исчерпывающих сведении о лицах, чьи интересы могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
15. Разработчик проекта может проводить совещания с потенциальными адресатами регулирования, проводить (или инициировать проведение) заседания совещательных органов при Мэре Северодвинска. Для участия в указанных совещаниях, заседаниях рекомендуется приглашать специалистов Управления экономики Администрации Северодвинска, осуществляющих подготовку заключений об ОРВ проектов.
Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения в связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта должны быть учтены при формировании сводной справки об информации (мнениях), поступившей (поступивших) в связи с размещением уведомления, подготавливаемой по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
IV. Подготовка проекта муниципального нормативного правового акта
16. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
целесообразность - предлагаемое правовое регулирование обеспечит решение проблемы, актуальность которой обуславливает необходимость установления новых или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
эффективность - определяется высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
адекватность - предлагаемые в правовом регулировании меры адекватны проблеме, на решение которой они направлены;
осуществимость - предлагаемый в правовом регулировании комплекс мер возможно реализовать адресатам регулирования;
обоснованность - уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета.
17. На основе выбранного варианта правового регулирования разработчик готовит текст проекта муниципального нормативного правового акта и пояснительную записку, содержащую раздел об оценке выгод и издержек адресатов регулирования (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан Российской Федерации (потребителей), исполнительных органов и общества в целом, подвергающихся регулирующему воздействию, и последствий принятия проекта акта, который должен включать подразделы, указанные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
18. Для выработки единой позиции органов Администрации Северодвинска по данному проекту муниципального нормативного правового акта разработчик организует его согласование в соответствии с Регламентом Администрации Северодвинска.
V. Проведение публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта
19. Цели проведения публичных консультаций определены в пункте 3.1 Порядка.
Для достижения целей публичных консультаций необходимо решить следующие задачи:
определить оптимальную форму публичных консультаций (очную/заочную), исходя из специфики проекта муниципального нормативного правового акта;
осуществить календарное и ресурсное планирование проведения очных публичных консультаций с учетом специфики проекта муниципального нормативного правового акта;
определить основные заинтересованные стороны, включая представителей общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности и независимых экспертов, осуществить их своевременное и подробное информирование о начале публичных консультаций;
своевременно обеспечить обратную связь с участниками публичных консультаций;
своевременно предоставить открытый доступ к материалам публичных консультаций для широкого круга возможных участников публичных консультаций;
обеспечить проведение обсуждения с участниками публичных консультаций - представителями общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности и другими заинтересованными лицами, путем проведения обсуждения собрать достаточный объем объективной информации для принятия решения по вопросу установления новых или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
21. Основными формами проведения публичных консультаций являются:
1) заочная (дистанционная) форма с использованием официального сайта (раздел "Оценка регулирующего воздействия") является обязательной формой проведения публичных консультаций, одновременно с этим разработчик дополнительно определяет и информирует о проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта группы заинтересованных лиц в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящих методических рекомендаций;
2) очная форма публичных консультаций - проведение совещаний с участниками публичных консультаций, заседаний совещательных органов при Мэре Северодвинска, опросов общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, опросов экспертного сообщества и экспертных групп.
20. Разработчик рассматривает все поступившие предложения по проекту муниципального нормативного правового акта в ходе проведения различных форм публичных консультаций.
По результатам рассмотрения разработчик готовит справку о результатах публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта по форме согласно приложению N 4 к Порядку.
22. Пункты 1-4 справки о результатах публичных консультаций (приложение N 4 к Порядку) содержат общие сведения о разработчике проекта муниципального нормативного правового акта, по которому были проведены публичные консультации, о сфере регулирования, к которой относится указанный проект муниципального нормативного правового акта, о сроках проведения публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта.
23. В пункте 5 справки о результатах публичных консультаций приводится следующая информация:
о формах (очные и (или) заочные) и типах (совещания, заседания совещательных органов, проведение фокус-групп и др.);
публичных консультаций, которые были проведены по проекту муниципального нормативного правового акта;
об общем количестве участников, которые приняли участие в публичных консультациях (по каждой из форм и по каждому из типов).
24. В пункте 6 справки о результатах публичных консультаций приводится информация о перечне целевых групп, приглашенных к участию в публичных консультациях, с указанием количества приглашенных представителей каждой целевой группы и количества принявших участие в публичных консультациях.
25. К справке о результатах публичных консультаций могут быть приложены протоколы проведенных совещаний и (или) заседаний совещательных органов, перечень участников публичных консультаций, сгруппированный по формам и типам проведенных публичных консультаций.
26. Сводная информация по результатам публичных консультаций содержит предложения и комментарии, проступившие в связи с проведением публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта.
По каждому из предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, разработчик представляет информацию об учете предложения (с указанием положения проекта муниципального нормативного правового акта, в котором оно учтено) или обоснование об отклонении предложения (в том числе со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, муниципальных нормативных правовых актов Северодвинска, которым противоречит предложение, поступившее в ходе публичных консультаций).
27. По итогам проведения публичных консультаций разработчик вносит изменения в проект муниципального нормативного правового акта на основании предложений, полученных в ходе публичных консультаций, вносит соответствующие изменения в пояснительную записку и направляет проект муниципального нормативного правового акта в Управление экономики Администрации Северодвинска для подготовки заключения об ОРВ.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов Северодвинска
Характеристика
содержания раздела об оценке социально-экономических, финансовых и иных последствий принятия муниципального нормативного правового акта в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта
1. Общая информация о предлагаемом установлении новых или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Разработчиком должны быть приведены описание проблемы, для решения которой устанавливаются новые или изменяются ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
Если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в пояснительной записке со ссылкой на статьи и пункты соответствующего нормативного правового акта.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это также указывается в пояснительной записке.
2. Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование. Наличие в проекте муниципального нормативного правового акта положений, устанавливаются новые или изменяются ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Разработчиком должен быть приведены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
Разработчик с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, установления новых или изменения ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных муниципальных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности установления новых или изменения ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
Не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть подтверждены с приложением источника данных в печатном виде. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
обращения участников общественных отношений в исполнительные органы, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);
данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
результаты проведения экспертизы нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в разделе пояснительной записки необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, которые могут проявляться в следующем:
наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, органов государственного контроля (надзора), страховых компаний);
наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других странах, а также анализа обращений граждан и организаций);
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которых возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективное распределение ресурсов и иные негативные последствия;
наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
Информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента она не решалась, или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат.
В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений разработчику в разделе пояснительной записки необходимо обосновать, почему без установления новых или изменения ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
Анализ опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности. Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других странах разработчикам необходимо обращать внимание, насколько сопоставимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих субъектах Российской Федерации.
3. Цели предлагаемого установления новых или изменения ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Архангельской области. При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены.
Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Архангельской области, муниципального образования "Северодвинск" (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
4. Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов, разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) местного бюджета. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в подразделах 7-12 пояснительной записки.
При отсутствии возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
При заполнении раздела разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
5. Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и(или) предпринимательский климат в экономике муниципального образования "Северодвинск".
6. Изменение функций, полномочий, обязанностей и прав органов местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", а также порядок их реализации в связи с установлением новых или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", которые вводятся или изменяются проектом муниципального нормативного правового акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом местного самоуправления данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых функций) органов местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск".
В случае невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
7. Оценка дополнительных расходов (возможных поступлений) местного бюджета. Разработчиком дается оценка расходов местного бюджета и оценка возможных поступлений, вызванных установлением новых или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами Северодвинска обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в пункте 8 пояснительной записки.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы.
Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов местного бюджета (по выбору разработчика) с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
Для отражения расходов органов местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск" расходы указываются обобщенно. При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
8. Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения. Разработчиком приводятся новые обязанности и ограничения или изменения существующих обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом муниципального нормативного правового акта в отношении групп адресатов регулирования, указанных в пункте 7 пояснительной записки. Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим муниципальным нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
9. Оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений. Разработчиком указывается оценка влияния проекта муниципального нормативного правового акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Указанная оценка проводится в разрезе групп адресатов регулирования, указанных в пункте 5 пояснительной записки, в том числе косвенно затронутых регулированием. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта муниципального нормативного правового акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
10. Риски решения проблемы предложенным способом и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования.
В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов и лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке данного подраздела разработчиком производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
1) Риски несоответствия между способом решения проблемы и заявленными целями.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект муниципального нормативного правового акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других муниципальных образованиях, пилотное внедрение проекта муниципального нормативного правового акта.
2) Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных муниципальных нормативных правовых актов, ограничивающих возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации муниципального нормативного правового акта.
3) Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований органами местного самоуправления и обществом.
4) Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов. При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как органами местного самоуправления, так и иными участниками отношений.
В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения муниципальных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
5) Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий. В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должен учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, должны предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
риски для инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов,
снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего, со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для развития конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию);
производственные (влияние на развитие техники и технологий);
последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
меры, направленные на снижение данного риска (организационно технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
11. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта. Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта акта, приводится обоснование необходимости такой отсрочки.
Необходимость переходного периода может быть обусловлена значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования, наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
12. Необходимые для достижения заявленных целей организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия. В данном подразделе пояснительной записки указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
создание информационных ресурсов, баз данных;
обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
13. Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования. Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается Федеральной службой государственной статистики, указываются способ его расчета и источники получения информации и осуществляется оценка затрат на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение заместителя главы администрации МО "Северодвинск" по финансово-экономическим вопросам от 20 апреля 2017 г. N 14-рфэ "Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов"
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-сайте Администрации Северодвинска (http://www.severodvinsk.info) 26 апреля 2017 г.
Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по финансово-экономическим вопросам от 21 мая 2021 г. N 35-рфэ настоящий документ признан утратившим силу