Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть IV. Обоснование расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Северодвинск"
1. Северодвинск расположен в северо-западной части Архангельской области, в Никольском устье реки Северной Двины на берегу Белого моря и занимает территорию общей площадью 1193,49 кв. км. Территория Северодвинска находится в климатическом подрайоне IIА, в подзоне северной тайги с относительно суровым климатом. На севере границей муниципального образования является Белое море, с запада, юга и востока расположены земли Приморского муниципального района.
Протяженность территории от административного центра на юг составляет около 54,6 км, на запад - 53,7 км.
Основными водными артериями являются реки, протекающие через озера и впадающие в Белое море, наиболее крупными являются реки Солза, Кудьма, Сюзьма и Верховка.
Вышеуказанные реки и транспортные коммуникации местного значения, связывающие населенные пункты между собой и с городом Северодвинском, являются основными элементами опорного каркаса территории городского округа. Северодвинск входит в Архангельскую групповую систему населенных мест, находится в зоне влияния областного центра - города Архангельска. Административный центр муниципального образования расположен в 35 км к западу от города Архангельска.
Северодвинск находится в зоне влияния федеральной трассы, пересекающей Архангельскую область с севера на юг, и связан с магистральной транспортной инфраструктурой автомобильными и железнодорожными подъездами. Транспортная сеть Нёнокского и Белозерского административных округов развита слабо и представлена, в основном ведомственной и узкоколейной железными дорогами местного значения, участком региональной дороги "Онежский тракт", местными дорогами. Общая протяженность дорог составляет 103,7 км.
Приморское положение обусловило развитие гражданского и военного судостроения. На территории Северодвинска расположены предприятия оборонного комплекса федерального значения.
В состав муниципального образования "Северодвинск" входит город Северодвинск и 11 сельских населенных пунктов: поселки Белое Озеро, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, село Ненокса, деревни Таборы, Волость, Лахта, Солза, Сюзьма и ж/д станция Рикасиха.
Численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2017 составляет 185,042 тыс. чел. Из общего количества населения трудоспособное население составляет 104,370 тыс. чел., население младше трудоспособного возраста - 33,040 тыс. чел., население старше трудоспособного возраста - 47,632 тыс. чел.
Плотность населения Северодвинска по состоянию на 01.01.2017 составляет 155,04 чел./кв. км.
2. Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озеленения и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.
3. Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели согласно пункту 5.3 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (далее - СП 42.13330.2016.) в расчете на 1000 чел.: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га.
4. При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом. Для государственного и муниципального жилищного фонда - с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Архангельской области.
5. Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон следует принимать согласно Приложению Б СП 42.13330.2016.
6. Расчетная плотность населения в соответствии с пунктом 7.6 СП 42.13330.2016 не должна превышать 450 чел./га.
7. Нормативами с учетом стратегических приоритетов социально-экономического развития и направлений развития обеспечивающей инфраструктуры муниципального образования установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения в следующих областях:
- образование, культура, физическая культура и массовый спорт, молодежная политика, архивное дело;
- жилищное строительство;
- дорожная деятельность, транспортное обслуживание;
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- связь и информатизация;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне, гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- благоустройство и создание условий для массового отдыха;
- инвестиционная политика;
- в иных областях (объект по содержанию безнадзорных животных).
8. Нормативами также установлены расчетные показатели объектов, влияющих на установление расчетных показателей объектов местного значения городского округа и качество среды в следующих областях:
- жилищное строительство;
- культура;
- физическая культура и спорт;
- туризм;
- фармацевтика;
- торговля;
- общественное питание;
- бытовое обслуживание;
- кредитно-финансовое обслуживание;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- промышленность;
- транспортное обслуживание.
9. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в указанных областях нормирования установлены, в том числе на основе показателей, определенных в документах социально-экономического планирования Архангельской области и Северодвинска.
1. В области организации строительства муниципального жилищного фонда
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 и пунктом 14 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня средней жилищной обеспеченности населения Северодвинска жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма, установлены на основании решения Муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 N 18 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" - 14 кв. м общей площади жилых помещений на каждого члена семьи.
2. В области социально-бытового и культурного обслуживания населения
Объекты социально-бытового и культурного обслуживания населения всех видов и форм собственности следует размещать с учетом градостроительной ситуации, планировочной структуры населенных пунктов.
В целях создания единой системы обслуживания необходимо учитывать планировочную организацию - деление на районы, микрорайоны, кварталы. Объекты обслуживания населения необходимо размещать с учетом факторов приближения их к местам жительства и работы.
При формировании системы обслуживания должны предусматриваться уровни обеспеченности учреждениями и объектами, в том числе повседневного, периодического и эпизодического обслуживания.
Периодичность использования населением объектов социального и культурно-бытового обслуживания определяет необходимость установления пешеходной либо транспортной доступности объектов, обеспечивающей наибольшие удобства для населения.
Согласно принципу организации ступенчатой системы социально-бытового и культурного обслуживания населения размещение основных видов объектов обслуживания должно осуществляться в зависимости от периодичности их использования.
Основной элемент планировочной организации - квартал (микрорайон). В границах жилого квартала (микрорайона) необходимо размещать объекты повседневного обслуживания населения:
- дошкольные образовательные организации (при расчетной численности населения от 4 тыс. человек);
- общеобразовательные организации (при расчетной численности населения более 8 тыс. человек);
- учреждения культуры клубного типа (при расчетной численности населения более 8 тыс. человек);
- детские игровые площадки;
- спортивные площадки;
- продовольственные магазины.
В границах планировочных микрорайонов необходимо размещать объекты повседневного, периодического обслуживания населения:
- дошкольные образовательные организации (для индивидуальной, блокированной жилой застройки);
- общеобразовательные организации (для индивидуальной, блокированной жилой застройки);
- организации дополнительного образования;
- физкультурно-спортивные залы;
- учреждения культуры клубного типа;
- детские игровые площадки (для индивидуальной, блокированной жилой застройки);
- спортивные площадки (для индивидуальной, блокированной жилой застройки);
- торговые центры;
- аптеки;
- отделения банков;
- отделения почтовой связи;
- пункты бытового обслуживания.
В границах жилых районов необходимо размещать следующие объекты социально-бытового и культурного обслуживания населения периодического и эпизодического обслуживания:
- поликлиники, больницы;
- кинотеатры;
- профессиональные образовательные организации;
- специализированные спортивные сооружения;
- торговые комплексы, рынки, рестораны;
- производственные предприятия бытового обслуживания и т.п.
В границах планировочных микрорайонов сложившейся застройки, подлежащих минимальным градостроительным преобразованиям, обеспеченность объектами социально-бытового и культурного обслуживания населения следует принимать в соответствии со сложившимся уровнем, при условии сохранения имеющейся плотности населения.
В границах территорий, подлежащих комплексному освоению, необходимо предусматривать размещение полного комплекса объектов социально-бытового и культурного обслуживания населения.
3. В области образования
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области образования установлены с учетом Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, определены исходя из целевых показателей документов социально-экономического планирования Российской Федерации, Архангельской области, Северодвинска.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" обеспеченность детей местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году должна составить 100%, охват детей дошкольным образованием в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 40% к 2020 году.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста 1 года 6 месяцев. Учитывая окончание периода выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до 1,5 лет) и возрастные ограничения в получении дошкольного образования (7 лет), установлены две расчетные возрастные группы - от 1,5 до 3 лет и с 3 до 7 лет.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" определен процент охвата детей в возрасте от 7 до 18 лет средним (полным) образованием.
Процент охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием установлен согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей" и Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - не менее 75%.
Данные ориентиры развития сферы образования транслируются в документах социально-экономического планирования Архангельской области и Северодвинска.
В соответствии с положениями муниципальной программы "Развитие образования Северодвинска на 2016-2021 годы" к 2018 году доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет должна составить 68,8%.
С учетом анализа целевых индикаторов развития дополнительного образования в документах федерального, регионального и местного уровней и их экстраполяции на период до конца 2021 года, доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные, качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста должна составить 88%.
Для перехода от целевых показателей документов социально-экономического планирования к удельным значениям расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности (мест на 1 тыс. человек; учащихся на 1 тыс. человек) использованы следующие формулы:
;
;
,
- норматив обеспеченности дошкольными образовательными организациями, место на 1 тыс. человек;
- норматив обеспеченности общеобразовательными организациями, учащиеся на 1 тыс. человек;
- норматив обеспеченности организациями дополнительного образования, место на 1 тыс. человек;
- возрастной коэффициент;
- коэффициент охвата целевой группы потребителей услугой;
С - количество смен работы организации дополнительного образования.
Возрастные коэффициенты представляют собой долю детей соответствующих возрастных групп (детей дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет, детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, школьного возраста от 7 до 18 лет и детей в возрасте от 5 до 18 лет) в общей прогнозной численности населения муниципального образования, выполненной в рамках разработки Нормативов.
Согласно прогнозу численности населения доля детей дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет) в общей численности постоянного населения составит порядка 6,5%, школьного возраста (от 7 до 18 лет) - 10,2%, детей в возрасте от 5 до 18 лет - 16%.
Коэффициенты охвата целевой группы потребителей определены на основе ориентиров социально-экономического планирования Северодвинска в области образования (например, охват дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет).
Дифференциация организаций дополнительного образования по направлениям деятельности приведена на основе анализа существующей структуры распределения учащихся между организациями дополнительного образования, а также в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Северодвинска.
Таким образом, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами в области образования определены следующим образом:
- дошкольные образовательные организации - 100% охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием; 42% охвата детей в возрасте от 0 до 3 лет дошкольным образованием;
- общеобразовательные организации - 90% охвата основным общим образованием детей в возрасте от 7 до 16 лет, 10% охвата детей в возрасте от 16 до 18 лет средним (полным) общим образованием;
- организации дополнительного образования - 68,8% охвата от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием, в том числе по направлениям:
- техническое - 8,7%;
- эколого-биологическое - 2,5%;
- туристско-краеведческое - 5,9%;
- спортивное - 16,2%;
- спортивно-техническое - 1,2%;
- культурологическое - 3,7%;
- художественное творчество - 46,6%;
- другие - 15,3%.
Нормативная потребность в организациях дополнительного образования рассчитывается с учетом суммарной мощности расположенных на территории Северодвинска таких объектов всех форм собственности. Норматив обеспеченности по организациям дополнительного образования определяется исходя из количества детей, фактически охваченных дополнительным образованием. Проектная мощность организаций дополнительного образования определяется согласно сменности определенного вида организации.
Расчетные показатели обеспеченности образовательными организациями являются средними в целом для территории Северодвинска, при этом для различных частей муниципального образования данные показатели будут иметь различные значения в зависимости от:
- плотности населения;
- структуры населения (средний размер семьи, численность детей дошкольного и школьного возрастов);
- возможности и степени необходимого градостроительного преобразования (территория для комплексного освоения в целях нового строительства, территория, подлежащая частичной или полной реконструкции, и т.п.).
Значения расчетных показателей в зависимости от вышеобозначенных факторов дифференциации приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Дифференциация расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности образовательными организациями
|
Минимально допустимый уровень обеспеченности |
||||||||
в среднем по муниципальному образованию |
в зависимости от состава семьи на проектируемой части населенного пункта |
без градостроительных преобразований |
с минимальными градостроительными преобразованиями |
с градостроительными преобразованиями 50% и более |
новое строительство |
||||
Дошкольные образовательные организации, мест на 1 тыс. человек |
70 |
2,5 человека и ниже |
3-3,5 человека |
3,5-4 человека |
5 человек и более |
50 |
70 |
||
50 |
70 |
80 |
100 |
||||||
Общеобразовательные организации, учащихся на 1 тыс. человек |
130 |
90 |
130 |
110 |
150 |
90 |
130 |
||
Организации дополнительного образования, мест на 1 тыс. человек |
70 |
50 |
70 |
80 |
110 |
50 |
70 |
Размещение дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования необходимо осуществлять с соблюдением требований и положений санитарных норм и правил.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной (транспортной) доступности объектов местного значения муниципального образования в области образования установлены согласно СП 42.13330.2016, а также сложившейся в Северодвинске системе закрепления общеобразовательных организаций за территориями - не более 15 минут в одну сторону.
Установление транспортной доступности для дошкольных образовательных организаций обусловлено, во-первых, ростом уровня автомобилизации, во-вторых, сложившейся тенденцией, когда родители могут иметь свободу выбора детского сада для своих детей, в зависимости от близости детского сада к месту жительства либо к месту работы. При выборе детского сада играют роль и другие факторы - обеспеченность квалифицированными кадрами, техническое состояние здания, материально-техническая база и прочее. Таким образом, не всегда фактор пешеходной доступности детского сада к месту жительства является первоочередным.
4. В области организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области культуры установлены с учетом Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
С целью повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг в сфере культуры для постоянного и временного населения Северодвинска Нормативами установлены минимально допустимые расчетные показатели обеспеченности объектами культуры.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности общедоступными, юношескими и детскими библиотеками, музеями, выставочными залами, картинными галереями, парками культуры и отдыха, учреждениями культуры клубного типа определены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.1996 N 1063-р "Социальные нормативы и нормы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "03.07.1996"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах" в целях эффективной организации библиотечно-информационного образования детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества. Минимальный объем книжного фонда для библиотек не должен быть ниже 2,5 тыс. книг. Расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности общедоступными библиотеками установлен на основе сложившегося уровня обеспеченности и анализа фактической потребности населения Северодвинска в таких объектах с учетом обеспечения оптимальной территориальной доступности библиотек для жилых районов муниципального образования.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности театрами, концертными залами определены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.1996 N 1063-р "Социальные нормативы и нормы" и Приложением Д СП 42.13330.2016.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "03.07.1996"
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности универсальными спортивно-зрелищными залами приняты согласно Приложению Д СП 42.13330.2016 - 9 мест на 1 тыс. человек.
5. В области физической культуры, школьного и массового спорта
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области физической культуры и спорта установлены с учетом Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Главной целью развития физической культуры и массового спорта в Северодвинске является повышение доли населения, регулярно занимающегося физической культурой и массовым спортом, и развитие спорта высших достижений.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Развитие физической культуры и спорта" доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения Российской Федерации к 2020 году должна составить 40%.
Нормативами определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности физкультурно-спортивными залами, плавательными бассейнами и плоскостными сооружениями.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности физкультурно-спортивными залами и плоскостными сооружениями установлены на основе сложившегося уровня обеспеченности и анализа фактической потребности населения Северодвинска в таких объектах с учетом обеспечения их оптимальной территориальной доступности для жилых районов муниципального образования.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности плавательными бассейнами приняты согласно Приложению Д СП 42.13330.2016 - 25 кв. м зеркала воды на 1 тыс. человек постоянного населения.
Исходя из анализа потребности населения Северодвинска в объектах физической культуры и спорта и с учетом предложений Администрации Северодвинска был установлен расчетный показатель по стадионам - не менее 5 на муниципальное образование.
Нормативная потребность населения Северодвинска в объектах физической культуры и спорта рассчитывается с учетом суммарной мощности расположенных на территории муниципального образования таких объектов всех форм собственности. Нормативную потребность в объектах физической культуры и спорта возможно обеспечить за счет инвестиционных объектов в сфере физической культуры и спорта.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 01/15199-12-23 от 29.12.2012 "Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений" разрешается использование спортивных сооружений (физкультурно-спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные сооружения) образовательных организаций для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений. Следовательно, спортивные сооружения при образовательных организациях должны быть учтены в общем уровне обеспеченности населения спортивными сооружениями.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности нормируются только для физкультурно-спортивных центров жилых районов согласно разделу 10 СП 42.13330.2016 - 1500 м.
6. В области молодежной политики
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области молодежной политики установлены с учетом постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
В соответствии с муниципальной программой "Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы" молодежная политика в Северодвинске направлена на гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи, поддержку талантливой и одаренной молодежи, проведение мероприятий по формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, взаимодействие с молодежными организациями, объединениями и формированиями.
Для реализации поставленных целей молодежной политики на территории Северодвинска должны быть размещены многофункциональные досуговые центры либо одно крупное многофункциональное учреждение на муниципальное образование и сети его филиалов по месту жительства для достижения нормативного уровня обеспеченности.
Минимально допустимый уровень обеспеченности молодежи многофункциональными досуговыми центрами рассчитан в квадратных метрах общей площади на 1 тыс. посетителей по следующей формуле:
- площадь помещений многофункциональных досуговых центров для детей и молодежи на одного посетителя, принята равной 1 кв. м;
Н - норматив обеспеченности муниципальными учреждениями, посетитель на 1 тыс. человек:
Н = 1000 x (В x О), где:
В - возрастной коэффициент;
О - охват целевой группы потребителей услугой.
Возрастной коэффициент представляет собой долю населения возрастной группы от 14 до 30 лет в общей прогнозной численности населения муниципального образования.
Согласно муниципальной программе "Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы" установлен уровень охвата молодежи мероприятиями программы в размере 70%.
7. В области архивного дела
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в области архивного дела установлены с учетом Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования (формирования), учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
Нормативами установлен расчетный показатель минимально допустимой обеспеченности муниципальными архивами - не менее 1 объекта на муниципальное образование.
8. В области дорожной деятельности, транспортного обслуживания
Транспортная инфраструктура должна обеспечивать комфортную доступность территории Северодвинска, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей с учетом прогнозируемого роста подвижности, уровня автомобилизации, пассажирских и грузовых перевозок.
Установление расчетных показателей в области транспортного обслуживания необходимо для формирования целостной системы магистралей, создающих каркас улично-дорожной сети.
Расчетным показателем степени развитости улично-дорожной сети является плотность сети - отношение протяженности магистральных улиц и дорог к площади территории муниципального образования.
Расчетный показатель плотности магистральной сети улиц и дорог устанавливается экспертным путем с учетом перспектив развития Северодвинска - 0,1 км/кв. км. Данный показатель обеспечивает формирование городского транспортного каркаса с возможностью дублирования всех основных общегородских магистралей и вывод транзитного потока с центральной части населенного пункта.
В качестве расчетного показателя организации системы общественного пассажирского транспорта установлена плотность сети городского пассажирского транспорта в границах застроенной территории - 0,04 км/кв. км.
Показатели организации системы общественного транспорта определены согласно целям по обеспечению безопасных, качественных и доступных перевозок.
9. В области электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения
9.1. Электроснабжение
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения Северодвинска объектами местного значения городского округа в области электроснабжения установлены с учетом Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Укрупненные показатели электропотребления для проживающего населения установлены на основании Приложения Л СП 42.13330.2016 и рекомендованы для определения минимальной необходимой мощности объектов электроснабжения.
В зависимости от степени благоустройства жилой и общественной застройки показатели приняты для:
1) застройки зданиями, не оборудованными стационарными электроплитами:
- без кондиционеров - 1870 кВт·ч/чел. в год;
- с кондиционерами - 2200 кВт·ч/чел. в год;
2) застройки зданиями, оборудованными стационарными электроплитами:
- без кондиционеров - 2310 кВт·ч/чел. в год;
- с кондиционерами - 2640 кВт·ч/чел. в год.
Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, городским электротранспортом (без метрополитена), системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
9.2. Газоснабжение
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения муниципального образования в области газоснабжения установлены с учетом Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Удельные расходы природного газа для различных коммунальных нужд установлены на основании анализа сложившегося на территории газопотребления, действующих нормативно-технических документов.
9.3. Теплоснабжение
Расчетные показатели обеспеченности объектами местного значения городского округа в области теплоснабжения установлены с учетом Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются развитие систем централизованного теплоснабжения и обеспечение надежности и энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии.
Выбор количества и расчет мощности объектов теплоснабжения выполняется исходя из расчета подключенной к ним нагрузки. Расчетные часовые расходы тепла на отопление жилых, административных и общественных зданий и сооружений рассчитываются согласно разделу 5 СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" по укрупненным показателям расхода тепла, отнесенным к 1 кв. м общей площади зданий.
Удельные расходы тепла на отопление жилых, административных и общественных зданий приведены в Таблице 2.
Таблица 2. Удельные расходы тепла на отопление жилых, административных и общественных зданий
Вид застройки/этажность |
1 |
2 |
3 |
4, 5 |
6, 7 |
8, 9 |
10, 11 |
12+ |
Отопление жилых зданий, Ккал/ч на 1 кв. м общей площади здания |
38,7 |
35,2 |
31,7 |
30,6 |
28,6 |
27,2 |
25,6 |
24,7 |
Отопление административных и общественных зданий, Ккал/ч на 1 кв. м общей площади здания |
41,4 |
39,1 |
37,9 |
31,1 |
27,6 |
25,3 |
23,1 |
23,1 |
9.4. Водоснабжение и водоотведение
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в области водоснабжения и водоотведения установлены с учетом Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регулирующего отношения и полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установленные показатели удельного среднесуточного (за год) водопотребления позволяют установить минимальные объемы снабжения водой населения для хозяйственно-питьевых целей и минимальные объемы необходимых для очистки сточных вод. Прогнозные годовые объемы водопотребления, водоотведения территории определяются для перспективной численности населения, что позволяет выявить наличие резерва (дефицита) существующих мощностей объектов и сетей систем. На основе такого анализа представляется возможным сформировать направления и задачи развития для объектов и сетей систем водоснабжения, водоотведения в документах территориального планирования с целью достижения стратегических задач развития территории Северодвинска.
Показатели удельного среднесуточного (за год) водопотребления определены на основе норм, указанных в пункте 5.1 СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", в пункте 8.4 СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", с учетом анализа фактических объемов водопотребления.
В зависимости от степени благоустройства районов жилой застройки показатели приняты для:
- застройки зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и местными водонагревателями - 170 л/сут. на чел.;
- застройки зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с централизованным горячим водоснабжением - 220 л/сут. на чел.
Показатели удельного среднесуточного (за год) водоотведения приняты равными показателям удельного среднесуточного (за год) водопотребления согласно пункту 5.1 СП 32.13330.2012 "Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", без учета расхода воды на полив территорий и зеленых насаждений.
9.5. В области связи и информатизации
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения Северодвинска объектами местного значения городского округа в области связи и информатизации устанавливаются с учетом Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Население Северодвинска необходимо обеспечить индивидуальными точками доступа к телекоммуникационным сетям, исходя из норматива для жилой застройки - 1 точка доступа на одну квартиру или индивидуальный жилой дом, для общественно-деловой застройки - 1 точка доступа для одного здания. Точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем 10 Мбит/сек.
9.6. В области территориальной обороны, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Среди объектов местного значения городского округа в области гражданской обороны в нормативах расчетные показатели устанавливаются для убежищ гражданской обороны и противорадиационных укрытий.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" территория Северодвинска относится ко 2 группе по гражданской обороне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "В соответствии с пунктом 7 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149"
Расчетные показатели устанавливаются для площадей и радиусов доступности убежищ гражданской обороны и противорадиационных укрытий в соответствии с СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*".
Площадь убежищ гражданской обороны и противорадиационных укрытий на одного укрываемого устанавливается в следующих значениях:
- 0,6 кв. м при одноярусном расположении нар;
- 0,5 кв. м при двухъярусном расположении нар;
- 0,4 кв. м при трехъярусном расположении нар.
Пешеходная доступность убежищ гражданской обороны устанавливается в размере 500 м, по согласованию с территориальными органами МЧС России - до 1000 м.
Пешеходная доступность противорадиационных укрытий устанавливается в размере 3000 м. При подвозе укрываемых автотранспортом транспортная доступность устанавливается в размере 25 км.
Среди объектов местного значения городского округа в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Нормативах устанавливаются расчетные показатели для противопаводковых дамб.
Строительство противопаводковых дамб и берегоукрепительных сооружений необходимо предусматривать на территориях, подверженных затоплению паводковыми водами, в соответствии со СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления".
Расчетные показатели размеров противопаводковых дамб рассчитываются в соответствии с требованиями СП 39.13330.2012 "Плотины из грунтовых материалов. Актуализированная редакция СНиП 2.06.05-84*" и СП 40.13330.2012 "Плотины бетонные и железобетонные. Актуализированная редакция СНиП 2.06.06-85".
Ширину гребня грунтовой дамбы или плотины следует устанавливать в зависимости от условий производства работ и эксплуатации (использования гребня для проезда, прохода и других целей), но не менее 4,5 м.
Ширину гребня глухой бетонной или железобетонной плотины следует устанавливать в зависимости от условий производства работ и эксплуатации (использования гребня для проезда, прохода и других целей), но не менее 2 м.
Отметку гребня дамбы или плотины следует назначать на основе расчета возвышения его над расчетным уровнем воды.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне.
Обеспеченность объектами местного значения городского округа в области территориальной обороны и доступность до таких объектов в Нормативах не нормируется.
9.7. В области благоустройства (озеленения) территории и создания условий для массового отдыха
Одним из направлений муниципальной программы "Обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на территории муниципального образования "Северодвинск" на 2016-2021 годы" является совершенствование благоустройства Северодвинска.
Для достижения этой цели программой предусматривается решение следующих задач:
- осуществление работ по реконструкции и созданию новых объектов благоустройства - парков, скверов и иных объектов благоустройства;
- совершенствование содержания имеющихся объектов благоустройства.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в области благоустройства (озеленения) территории (парки, сады, скверы, бульвары) установлены в соответствии с таблицей 9.2 СП 42.13330.2016.
Программой комплексного социально-экономического развития предусматривается реконструкция объектов благоустройства (парков, скверов, улиц и других объектов озеленения), а также организация новых объектов озеленения. В связи с этим в Нормативах норма обеспеченности озелененными территориями общего пользования на одного жителя установлена в размере 16 кв. м на человека. Нормы обеспеченности озелененными территориями общего пользования на одного жителя могут быть увеличены на 20% в соответствии с примечанием к пункту 9.3 СП 42.13330.2016 в зависимости от природно-климатических условий.
Минимальные расчетные показатели площади детских парков устанавливаются в соответствии с пунктом 9.11 СП 42.13330.2016 и составляют 0,5 кв. м на 1 человека.
Минимальные расчетные показатели площади площадок для проведения массовых мероприятий (праздников, концертов, фестивалей, парадов и др.) установлены в размере 2 кв. м на одного посетителя.
Показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности для объектов озеленения общего пользования устанавливаются с учетом требований пункта 9.9 СП 42.13330.2016 и составляют: для парков - 1350 м; для садов, скверов и бульваров - 700 м; для многофункциональных парков и ландшафтных парков - 20 минут на общественном транспорте (без учета времени ожидания транспорта).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Нормативах устанавливаются расчетные показатели к территориям массового отдыха местного значения городского округа.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности Северодвинска объектами массового отдыха и максимально допустимого уровня территориальной доступности до таких объектов установлены в соответствии с пунктом 9.18 СП 42.13330.2016. Площадь территорий массового отдыха принимается в размере 500-1000 кв. м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв. м на одного посетителя. Транспортная доступность до территорий массового отдыха составляет 90 минут.
Организованные места рекреации водных объектов должны быть оборудованы спасательными станциями: 1 спасательная станция - на каждый организованный пляж.
В зонах рекреации водных объектов в период купального сезона организуется дежурный медицинский пункт для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде.
Зоны рекреации водного объекта должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и обеспечиваться городским транспортом.
Зоны рекреации водных объектов должны быть оборудованы информационными стендами с материалами по профилактике несчастных случаев на водных объектах, данными о температуре воды и воздуха.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности пляжей для населения не нормируются.
9.8. В области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения
Расчетные показатели для кладбищ традиционного захоронения и кладбищ погребения после кремации установлены в соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016.
Нормативная обеспеченность кладбищами традиционного захоронения составляет 0,24 га на 1 тыс. чел., а кладбищ урновых захоронений после кремации - 0,02 га на 1 тыс. чел.
9.9. В области содержания безнадзорных животных
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
Нормативами установлен расчетный показатель минимально допустимой обеспеченности объектами по содержанию безнадзорных животных - не менее 1 на муниципальное образование.
10. В иных областях
10.1. В области организации жилищного строительства
Нормативами установлены количественные и качественные параметры для объектов жилищного фонда, закрепляющие минимально допустимые стандарты качества и безопасности.
10.1.1. Для инвестиционных площадок в области жилищного строительства
Согласно муниципальной программе "Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016-2021 годы" уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен составить 24,10 кв. м на человека, при экстраполяции до 2021 года - 24,59 кв. м жилых помещений на человека.
Согласно Схеме территориального планирования Архангельской области предусматривается проектная жилобеспеченность для крупнейших хозяйственных центров области (Архангельск и Северодвинск) - 32 кв. м/чел., для прочих городских округов - 30 кв. м/чел. В случае сохранения имеющихся темпов жилищного строительства, к концу 2035 года данный показатель составит не менее 32 кв. м жилых помещений на человека. Однако в соответствии со Схемой территориального планирования Российской Федерации показатель, приведенный на конец 2035 года, составляет 35,2 кв. м жилых помещений на человека в целом по Российской Федерации. Согласно Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года уровень средней жилищной обеспеченности к концу 2020 года должен составить не менее 30 кв. м жилых помещений на человека.
Таким образом, согласно документам территориального и социально-экономического планирования уровень средней жилищной обеспеченности составит около 25 кв. м жилых помещений на человека.
Принимается и рекомендуется для учета на стадии разработки генеральных планов муниципальных образований следующая структура нового жилищного строительства (многоквартирная застройка/индивидуальная застройка, в процентах): в Архангельске и Северодвинске - 70/30.
10.1.2. Расчетные показатели минимально допустимой площади территории для предварительного определения общих размеров жилых зон
Для первичного определения потребности в территориях для размещения объектов жилищного строительства, в том числе объектов муниципального жилищного фонда, инвестиционных площадок в сфере развития жилищного строительства для целей комплексного освоения и коммерческого найма установлены укрупненные показатели для зон жилой застройки, в гектарах, в расчете на 1 тыс. человек.
Минимальные размеры территории для жилищного строительства определены согласно разделу 5 СП 42.13330.2016.
Таблица 3. Минимальный размер территории для жилищного строительства в границах Северодвинска
Тип застройки |
Индивидуальная жилая застройка |
Малоэтажная застройка |
Среднеэтажная застройка |
Многоэтажная застройка |
Минимальный размер территории: га/1 тыс. чел |
25 |
10 |
8 |
7 |
Количество въездов на территорию жилой застройки должно быть не менее двух.
К каждому участку жилой застройки необходимо проектировать проезды.
Площадь зеленых насаждений в границах планировочного элемента рекомендуется принимать не менее 25% от всей территории планировочного элемента.
При проектировании жилой застройки обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории.
10.1.3. Допустимые размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства
Показателем обеспеченности территорией для размещения объектов жилищного строительства является расчетная плотность населения в границах планировочного элемента - квартала.
Показатель расчетной плотности населения в границах планировочного элемента (жилого квартала) позволяет определить потребность в мощности объектов обслуживания населения как для территории жилого квартала, так и для планировочного микрорайона, планировочного района.
Показатель расчетной плотности населения зависит от нормативных показателей плотности застройки, высотности зданий и жилищной обеспеченности.
В расчетную территорию квартала включаются территории, занимаемые непосредственно жилой застройкой, объектами повседневного обслуживания, технические зоны прокладки инженерных сетей, транспортные проезды к жилым зданиям, участки благоустройства и озеленения территории.
В расчетную территорию квартала не входят площади участков объектов районного и городского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных кварталов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения).
При комплексном освоении территории расчетная плотность населения определяется в соответствии с этажностью застройки, коэффициентом плотности застройки, градостроительной ситуацией.
- расчетная плотность населения в границах жилого квартала, чел./га;
- коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади планировочного элемента. КПЗ определяется в соответствии с планируемой этажностью жилой застройки, согласно части 5 Приложения Б СП 42.13330.2016.
приведен с учетом жилых зданий и объектов повседневного обслуживания. Непосредственно жилые здания составляют не более 80% застройки. Площадь этажей жилых зданий определяется по внешним размерам здания. Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства;
- коэффициент перехода от общей площади к площади жилых помещений, определяемый в соответствии с конструктивными особенностями застройки, объемом помещений общего пользования;
ПЖО - показатель жилищной обеспеченности, кв. м/чел.
В рамках развития застроенных территорий планируемый показатель плотности населения зависит от возможности обеспечения потребности планируемого населения объектами обслуживания повседневного и периодического пользования в пределах нормативной территориальной доступности.
При проектировании жилой застройки необходимо предусматривать размещение площадок придомового благоустройства, учитывать расстояние от площадок до жилых и общественных зданий. Удельный и минимальный размеры площадок, минимальное расстояние до стен здания общего пользования приведены в таблице 4.
Таблица 4. Размер площадок общего пользования различного функционального назначения
Назначение площадки |
Удельный размер площадок общего пользования, м/100 кв. м общей площади квартир |
Минимальный размер одной площадки, кв. м |
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста |
4 |
30 |
Для отдыха взрослого населения |
1 |
15 |
Для занятий физкультурой |
5,5 |
100 |
Для хозяйственных целей |
2 |
10 |
Озеленение |
33,4 |
- |
Для стоянки автомобилей |
26,6 |
- |
Примечание - общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 10% площади жилого квартала |
Удельный размер площадок общего пользования определяет минимальный уровень обеспеченности площадками благоустройства жилого здания, жилой группы в расчете на единицу общей площади квартир жилых зданий.
Зависимость размера площадок придомового благоустройства от общей площади квартир жилого здания обеспечивает необходимую площадь придомовых территорий для многоквартирных жилых домов любого типа комфортности.
Удельный размер площадок установлен исходя из показателей обеспеченности площадками придомового благоустройства, принимаемых для социального жилья в ранее действовавших нормативных документах.
Удельный размер стоянки для автомобилей установлен для территории жилой застройки внутри квартала и составляет 40% от числа индивидуальных легковых автомобилей при уровне автомобилизации - 400 индивидуальных легковых автомобилей на 1 тысячу жителей.
При применении малоэтажной жилой застройки рекомендуется 100% обеспеченность автомобильными стоянками в границах жилого квартала.
Хозяйственные площадки следует располагать на расстоянии не более 100 м от наиболее удаленного входа в жилое здание (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов).
Расстояние от площадки для сушки белья не нормируется.
Расстояние от площадки для мусоросборников до площадок для игр детей, отдыха взрослых, занятий физкультурой, а также до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м.
Рекомендуется размещать не менее 2 раздельных хозяйственных площадок на территории квартала. Допускается уменьшение площади хозяйственных контейнерных площадок в квартале, микрорайоне, но не более чем на 50%, при условии организации мусороудаления из мусоросборных камер.
При организации мусороудаления непосредственно из мусоросборных камер расстояние от входа в здание до хозяйственных площадок для крупногабаритных бытовых отходов - не более 150 м.
Размеры площадок для выгула собак, размещаемых на территориях жилого назначения, рекомендуется принимать в диапазоне 400-600 кв. м. В условиях сложившейся застройки размер площадок может быть снижен исходя из имеющихся территориальных возможностей. Рекомендуется организация общей для одного микрорайона оборудованной площадки для выгула собак на территории вне жилой застройки, в радиусе до 500 м.
Расстояние от площадок для занятий физкультурой до окон жилых зданий устанавливается в зависимости от их шумовых характеристик.
10.2. В области культуры и досуга
В Нормативах указан минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами в области культуры и досуга, освоение которых предусматривается за счет инвестиционных средств.
Основными инвестиционными объектами в области культуры и досуга являются культурно-развлекательные центры, кинотеатры (круглогодичного действия), кинотеатры для просмотра в автомобилях. На территории Северодвинска рекомендовано обеспечить строительство не менее 1 по каждому виду объектов культуры. Развитие культурно-развлекательных объектов позволит обеспечить разнообразие предоставляемых социально-культурных услуг населению, в особенности для молодежи.
10.3. В области физической культуры и спорта
В Нормативах указан минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами в области физической культуры и спорта, освоение которых предусматривается за счет инвестиционных средств.
В области физической культуры и спорта в Нормативах предусмотрены следующие объекты с минимальной обеспеченностью 1 объект на муниципальное образование - крытые спортивные объекты с искусственным льдом, велоспортивные комплексы, спортивные комплексы для водных видов спорта, спортивные центры интеллектуальных видов спорта, спортивные центры восточных единоборств, акробатические центры, тиры для стрельбы из лука и арбалета, картинги, велотреки, мототрассы, пейнтбольные городки (клубы). Указанный перечень объектов сформирован в том числе с учетом предложений Администрации Северодвинска.
10.4. В области транспортного обслуживания
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов, предназначенных для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей, приняты согласно СП 42.13330.2016.
10.5. В области фармацевтики
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности аптечными организациями установлены для постоянного и временного населения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О Социальных нормативах и нормах" - 1 объект на 13 тыс. человек.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности аптечными организациями установлены с учетом аптечных организаций всех форм собственности (государственные, муниципальные и частные).
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности аптечных организаций определены с учетом требований раздела 10 СП 42.13330.2016 - 500 м.
10.6. В области торговли
Согласно исходным данным на территории Северодвинска функционирует 1 рынок на 21 торговое место общей площадью 1491,4 кв. м торговой площади, или 981,1 кв. м торговой площади на 1 тыс. человек постоянного населения.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности предприятий торговли определены с учетом требований раздела 10 СП 42.13330.2016:
- зоны жилой застройки многоквартирными жилыми домами - 500 м;
- зоны жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами - 800 м.
10.7. В области общественного питания
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности предприятиями общественного питания общедоступной сети приняты для постоянного и временного населения в соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016 - 120 мест на 1 тыс. человек.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности предприятий общественного питания установлены с учетом требований раздела 10 СП 42.13330.2016:
- зоны жилой застройки многоквартирными жилыми домами - 500 м;
- зоны жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами - 800 м.
10.8. В области бытового обслуживания
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами бытового обслуживания, прачечными, химчистками, банями приняты для постоянного населения в соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016:
- предприятия бытового обслуживания (непосредственного обслуживания населения) - 5 рабочих мест на 1 тыс. населения;
- прачечные (самообслуживания) - 10 кг белья в смену на 1 тыс. человек;
- химчистки (самообслуживания) - 4 кг вещей в смену на 1 тыс. человек;
- банно-оздоровительные комплексы - 3 места на 1 тыс. человек.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов бытового обслуживания установлены с учетом требований раздела 10 СП 42.13330.2016:
- зоны жилой застройки многоквартирными жилыми домами - 500 м;
- зоны жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами - 800 м.
10.9. В области кредитно-финансового обслуживания
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности отделениями и филиалами банка для постоянного населения приняты в соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016 - 1 операционное место на 2-3 тыс. человек.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности отделений и филиалов банков установлены с учетом требований раздела 10 СП 42.13330.2016 - 500 м.
10.10. В области жилищно-коммунального хозяйства
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности общественными уборными приняты для наличного населения в соответствии с Приложением Д СП 42.13330.2016 - 1 прибор на 1 тыс. человек.
Общественные уборные необходимо размещать в местах массового пребывания людей.
10.11. В области инвестиционной политики
Достижение стратегических целей развития Северодвинска во многом зависит от способности органов местного самоуправления построить эффективный механизм привлечения инвестиций. Одним из механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в Северодвинск является создание инвестиционных площадок, формирующих привлекательные условия для инвесторов в различных сферах.
Нормативами предусмотрено создание инвестиционных площадок в сфере:
- развития научно-инновационной сферы деятельности;
- развития административных, деловых, коммерческих, общественных, организационно-хозяйственных, туристических функций;
- развития культуры;
- развития физической культуры и спорта;
- развития пищевой и перерабатывающей промышленности;
- развития строительного комплекса;
- развития машиностроительного комплекса;
- развития туризма и рекреации;
- создания условий для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
- создания условий для преобразования сложившейся застройки в целях обеспечения граждан доступным и комфортным жильем;
- развития инженерной инфраструктуры;
- развития прочих направлений экономики.
Инвестиционные площадки должны быть расположены в соответствующих функциональных зонах с учетом генерального плана муниципального образования "Северодвинск", оборудованы инженерной и транспортной инфраструктурами, иметь инвестиционный паспорт.
Нормативами определена минимальная обеспеченность транспортной и инженерной инфраструктурами инвестиционных площадок, которая формируется за счет средств местного бюджета (в процентном соотношении).
Для инвестиционных площадок в сфере развития научно-инновационной сферы деятельности минимальная обеспеченность транспортной и инженерной инфраструктурами установлена в размере 70%, для инвестиционных площадок в сфере развития инженерной инфраструктуры установлена в размере 0%, для инвестиционных площадок в иных сферах - 30%.
11. Требования по обеспечению охраны окружающей среды
Требования по обеспечению охраны окружающей среды, учитываемые при разработке градостроительной документации, устанавливаются в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
Предельные значения допустимых уровней воздействия на среду и человека для различных функциональных зон устанавливаются в соответствии с параметрами, определенными в следующих нормативных правовых актах:
- максимальные уровни звукового воздействия принимаются в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
- максимальные уровни загрязнения атмосферного воздуха принимаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";
- максимальные уровни электромагнитного излучения от радиотехнических объектов принимаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи".
Таблица 5. Разрешенные параметры допустимых уровней воздействия на человека и условия проживания
Функциональная зона |
Максимальный уровень звукового воздействия, дБА |
Максимальный уровень загрязнения атмосферного воздуха (предельно допустимые концентрации (ПДК) |
Максимальный уровень электромагнитного излучения от радиотехнических объектов (предельно допустимые уровни (ПДУ) |
Загрязненность сточных вод |
Жилые зоны: |
|
|
|
|
Индивидуальная жилая застройка |
70 |
1 ПДК |
1 ПДУ |
Нормативно очищенные стоки на локальных очистных сооружениях |
Многоэтажная и среднеэтажная жилая застройка |
70 |
1 ПДК |
Выпуск в коллектор с последующей очисткой на КОС |
|
Зоны здравоохранения: |
|
|
|
|
Территории размещения лечебно-профилактических организаций длительного пребывания больных и центров реабилитации |
60 |
0,8 ПДК |
1 ПДУ |
Выпуск в коллектор с последующей очисткой на КОС |
Территории размещения лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, домов отдыха, пансионатов |
70 |
0,8 ПДК |
1 ПДУ |
Выпуск в коллектор с последующей очисткой на КОС |
Производственные зоны |
Нормируется по границе объединенной СЗЗ 70 |
Нормируется по границе объединенной СЗЗ 1 ПДК |
Нормируется по границе объединенной СЗЗ 1 ПДУ |
Нормативно очищенные стоки на локальных очистных сооружениях с самостоятельным или централизованным выпуском |
Рекреационные зоны |
60 |
0,8 ПДК |
1 ПДУ |
Нормативно очищенные стоки на локальных очистных сооружениях с возможным самостоятельным выпуском |
Значения максимально допустимых уровней относятся к территориям, расположенным внутри зон. На границах зон должны обеспечиваться значения уровней воздействия, соответствующие меньшему их значению, разрешенных в зонах по обе стороны границы.
На территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека.
Площадки для размещения и расширения объектов, которые могут быть источниками вредного воздействия на здоровье населения и условия его проживания, выбираются с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы.
Условия размещения жилых зон по отношению к производственным предприятиям определены в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016.
Жилые зоны следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность.
Объекты, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним объектам с источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Животноводческие и птицеводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений, пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к жилым, общественно-деловым и рекреационным зонам, а также другим объектам производственной зоны в соответствии с нормативными документами.
Обязательным условием проектирования таких объектов является организация санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и Нормативов.
Производственная зона для строительства новых и расширения существующих производственных предприятий проектируется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
В жилой зоне и местах массового отдыха населения запрещается размещать объекты I и II классов по санитарной классификации.
Запрещается проектирование и размещение объектов I-III классов опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.
Производственные зоны, промышленные узлы, предприятия и связанные с ними отвалы, отходы, очистные сооружения следует размещать на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства. При отсутствии таких земель могут выбираться участки на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов исключительно при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Размещение объектов в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения производится в соответствии с требованиями по соблюдению режимов хозяйственной деятельности в границах таких зон, установленными СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Мероприятия по защите водных объектов (водоемов и водотоков) необходимо предусматривать в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального образования, санитарных и экологических норм, утвержденных в установленном порядке, а также Нормативов.
Жилые, общественно-деловые, смешанные, рекреационные и курортные зоны следует размещать выше по течению водотоков относительно сбросов всех категорий сточных вод, включая поверхностный сток с территории населенных пунктов.
В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов рек и водохранилищ устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.
Размещение производственных зон на прибрежных участках водных объектов следует осуществлять в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
В границах водоохранных зон запрещается:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Размещение производственных предприятий в прибрежных защитных полосах водных объектов допускается по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод в соответствии с законодательством только при необходимости по технологическим условиям непосредственного примыкания площадки предприятия к водным объектам, а также в случаях забора воды из поверхностных водных объектов и сброса сточных вод в поверхностные водные объекты.
Условия размещения производственных и сельскохозяйственных предприятий по отношению к водным объектам устанавливаются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016.
При размещении сельскохозяйственных предприятий на прибрежных участках водных объектов и при отсутствии непосредственной связи предприятий с ними следует предусматривать незастроенную прибрежную полосу шириной не менее 40 м. Территории сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах водоохранных зон (в том числе прибрежных защитных полос), необходимо оборудовать системами сбора, очистки и отведения поверхностных стоков.
Условия застройки запретных (опасных) зон устанавливаются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016.
Для объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе следует предусматривать запретные (опасные) зоны. Застройка запретных (опасных) зон жилыми, общественными и производственными зданиями не допускается.
Режимы ограничений и размеры санитарно-защитных зон для производственных предприятий, инженерных сетей и сооружений, санитарные разрывы для линейных транспортных сооружений устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
При подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий учитываются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) промышленных объектов, причем вне зависимости от того, разработаны проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет. При отсутствии утвержденных уполномоченными законодательством органами границ СЗЗ за основу может быть взята санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.
Реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств проводятся при наличии проекта с расчетами прогнозируемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненными в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами. После окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию расчетные параметры должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:
- на землях особо охраняемых природных территорий, в том числе на землях рекреационных зон, если это противоречит целевому использованию данных земель и может нанести ущерб природным комплексам и их компонентам;
- на землях зеленых зон, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;
- в зонах охраны гидрометеорологических станций;
- в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;
- на землях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также на территориях, прилегающих к водным объектам, имеющим высокое рыбохозяйственное значение, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом;
- в зонах отвалов породы горнодобывающих и горно-перерабатывающих предприятий;
- в зонах возможного проявления опасных геологических процессов;
- в охранных зонах магистральных трубопроводов.
Проектирование и строительство объектов в пределах особо охраняемых природных территорий производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", регионального и местного законодательства в сфере охраны особо охраняемых природных территорий, а также нормативных документов, устанавливающих правовой статус каждой конкретной особо охраняемой природной территории.
12. Требования по обеспечению защиты населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятия по гражданской обороне
В соответствии с СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90" в Нормативах устанавливаются требования к учету мероприятий по гражданской обороне при подготовке градостроительной документации.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) должны учитываться при:
- подготовке документов территориального планирования Северодвинска;
- разработке документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории);
- градостроительных планов земельных участков;
- разработке материалов, обосновывающих строительство (технико-экономического обоснования, технико-экономических расчетов), а также проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Мероприятия по гражданской обороне разрабатываются органами местного самоуправления Северодвинска в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
При градостроительном проектировании на территории населенных пунктов, отнесенных к группе по гражданской обороне, необходимо учитывать требования проектирования в категорированных населенных пунктах в соответствии с СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90".
Расчетные показатели в области гражданской обороны устанавливаются для защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий, укрытий) в соответствии с изменениями N 1 к СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90".
Нормативные показатели пожарной безопасности муниципальных образований принимаются в соответствии с главой 15 "Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности" раздела II "Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов" Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Требования к инженерной защите территорий, подверженных негативному влиянию вод, устанавливаются в соответствии с СП 42.13330.2016.
В границах зон затопления, подтопления запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.
Территории, расположенные на участках, подверженных негативному влиянию вод, должны быть обеспечены защитными гидротехническими сооружениями.
Территории, расположенные на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
На территориях с высоким стоянием грунтовых вод следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть.
Для защиты подземных частей зданий и сооружений от подтопления существующими и прогнозируемыми грунтовыми водами в связанных грунтах необходимо предусматривать мероприятия по водоотведению и водопонижению, как правило, в виде локальных профилактических или систематических дренажей в комплексе с закрытой ливневой канализацией.
Понижение уровня грунтовых вод должно обеспечиваться на территории капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности; на территории стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м, на территории крупных промышленных зон и комплексов - не менее 15 м.
Для оценки сейсмической опасности на территории городского округа используется СП 14.13330.2014 "Строительство в сейсмических районах. СНиП II-7-81*".
При разработке градостроительной документации на территории городского округа также необходимо руководствоваться требованиями СП 14.13330.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.