Постановление Правительства Пермского края
от 22 июля 2016 г. N 489-П
"Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны"
В соответствии со статьями 7, 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Пермского края от 14 сентября 2011 г. N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае", в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны".
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края обеспечить размещение региональных нормативов градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны" в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня их утверждения.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра территориального развития Пермского края Кокшарова Р.А.
И.о. председателя Правительства |
А.В. Чибисов |
Региональные нормативы
градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны"
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 22 июля 2016 г. N 489-п)
Введение
Региональные нормативы градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны" (далее - Региональные нормативы) содержат расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения Пермского края пожарными депо и пожарными автомобилями и расчетные показатели максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения Пермского края. Объектами нормирования являются объекты пожарной безопасности в городах, городских и сельских населенных пунктах.
Настоящие Региональные нормативы конкретизируют и развивают основные положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и градостроительного законодательства федерального и регионального уровней в области планируемого размещения объектов пожарной охраны и повышения уровня обеспечения пожарной безопасности.
Подготовка Региональных нормативов осуществлена с учетом:
административно-территориального устройства Пермского края;
социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований Пермского края;
природно-климатических условий Пермского края;
стратегии социально-экономического развития Пермского края;
программы социально-экономического развития Пермского края;
прогноза социально-экономического развития Пермского края;
предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и заинтересованных лиц.
Противопожарная служба Пермского края является составной частью Государственной противопожарной службы и координирует деятельность разных видов пожарной охраны, представленных:
муниципальной пожарной охраной;
ведомственной пожарной охраной;
частной пожарной охраной;
добровольной пожарной охраной.
Региональные нормативы являются обязательными для применения всеми участниками градостроительной деятельности на территории Пермского края.
I. Основная часть
1.1. Термины и определения, используемые в настоящих Региональных нормативах
Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений, градостроительное регулирование на которых осуществляется органами местного самоуправления муниципального района;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
муниципальная пожарная охрана - пожарная охрана, которая создается органами местного самоуправления в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и содержится за счет средств бюджета муниципального образования и других источников финансирования;
нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике пожаров, а также в тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;
пожарный водоем - это естественный или созданный искусственно источник (хранилище) воды, который используют при возникновении пожара для его тушения;
пожарный гидрант - устройство на водопроводной сети, предназначенное для отбора воды при тушении пожаров;
первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;
расчетный показатель - количественная характеристика (нормы, нормативы) уровня обеспеченности территории населенных пунктов объектами пожарной охраны в зависимости от численности населения;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
1.2. Перечень правовых и нормативных правовых актов
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ);
3. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ);
4. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ);
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ);
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент);
7. Федеральный закон от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
8. приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130);
9. СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 (далее - СП 8.13130.2009);
10. СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения, утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 181 (далее - СП 11.13130.2009);
11. Нормы проектирования объектов пожарной охраны. НПБ 101-95, утвержденные ГУГПС МВД РФ, введены приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря 1994 г. N 36 (далее - НПБ 101-95);
12. приказ Рослесхоза от 24 февраля 1998 г. N 38 "Об утверждении ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния";
13. приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 849 "Об утверждении свода правил "СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения";
14. Закон Пермского края от 24 ноября 2006 г. N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае";
15. Закон Пермского края от 14 августа 2011 г. N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (далее - Закон N 805-ПК);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "14 сентября 2011 г."
16. Закон Пермского края от 30 августа 2011 г. N 827-ПК "О добровольной пожарной охране в Пермском крае";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "30 сентября 2011 г."
17. постановление Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. N 780-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края" (далее - СТП ПК).
1.3. Обеспечение пожарной безопасности
1.3.1. Направления обеспечения пожарной безопасности
1.3.1.1. Основные направления обеспечения пожарной безопасности связаны с переходом от практики экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации к стратегии мониторинга угроз безопасности, прогнозирования и опережающей профилактики в отношении выявляемых зон риска.
1.3.1.2. Для реализации основных направлений обеспечения пожарной безопасности городов и других населенных пунктов принимаются государственные и муниципальные программы, включающие перечень мероприятий по опережающему развитию инфраструктуры противопожарной безопасности, направленной на профилактику возможного возникновения пожаров.
1.3.1.3. Мероприятия по опережающему развитию инфраструктуры противопожарной безопасности, предусмотренные государственными и муниципальными программами Пермского края, должны в обязательном порядке учитываться в документах территориального планирования всех уровней и правилах землепользования и застройки муниципальных образований.
1.3.1.4. Обеспечение пожарной безопасности в крупнейшем городе Пермского края - городе Перми, больших и малых городах Пермского края осуществляется на основе взаимодействия государственной противопожарной службы (федеральной и краевой) с муниципальной службой и другими видами пожарной охраны (ведомственными, частными, добровольными).
1.4. Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны
1.4.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами пожарной охраны и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов пожарной охраны
1.4.1.1. Основные требования Технического регламента в области градостроительной деятельности:
требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности (глава 15 Технического регламента);
требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями (глава 16 Технического регламента);
общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны (глава 17 Технического регламента).
1.4.1.2. Нормативными документами по пожарной безопасности, устанавливающими требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории муниципальных образований, являются: Технический регламент, СП 11.13130.2009.
1.4.1.3. Согласно Техническому регламенту здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на типы:
тип I - пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны городских поселений;
тип II - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городских поселений;
тип III - пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны организаций;
тип IV - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны организаций;
тип V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских поселений.
1.4.1.4. Площадь земельного участка для размещения пожарного депо определяется в зависимости от типа пожарного депо и количества пожарных автомобилей согласно НПБ 101-95 (таблица 1) и носит рекомендательный характер.
Таблица 1
Площадь земельного участка для размещения пожарного депо
Количество пожарных автомобилей, шт. |
Тип пожарного депо |
|||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||||||||||||
12 |
10 |
8 |
6 |
6 |
4 |
2 |
12 |
10 |
8 |
6 |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
|
Площадь земельного участка для размещения пожарного депо, га |
2,2 |
1,95 |
1,75 |
1,6 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,85 |
0,55 |
1.4.1.5. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и населенных пунктов с различной численностью населения следует принимать согласно таблице 2.
Таблица 2
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения городов, городских и сельских населенных пунктов пожарными депо и пожарными автомобилями
Группы городов и сельских населенных пунктов |
Численность населенного пункта, тыс. чел. |
Единица измерения |
Рекомендации по обеспеченности на 1000 чел. (в пределах минимума) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Крупнейшие |
свыше 1000 |
1 пожарный автомобиль |
0,26 |
Большие |
от 100 до 200 |
0,19 - 0,38 |
|
Средние |
от 50 до 100 |
0,2 - 0,4 |
|
Малые |
от 20 до 50 |
0,24 - 0,6 |
|
от 10 до 20 |
0,3 - 0,2 |
||
от 5 до 10 |
0,3 - 0,6 |
||
поселки городского типа и сельские населенные пункты |
до 5 |
0,4 |
|
Крупнейшие |
свыше 1000 |
1 пожарное депо |
0,035 |
Большие |
от 100 до 200 |
0,03 - 0,06 |
|
Средние |
от 50 до 100 |
0,03 - 0,06 |
|
Малые |
от 20 до 50 |
0,04 - 0,1 |
|
от 10 до 20 |
0,05 - 0,1 |
||
от 5 до 10 |
0,1 - 0,2 |
||
поселки городского типа и сельские населенные пункты |
до 5 |
0,2 |
Примечание:
Приведенные расчетные показатели обеспеченности населения рассчитаны на основании обязательного приложения 7 НПБ 101-95 (приложение 1 к настоящим Региональным нормативам). Расчетные показатели обеспеченности населения г. Перми приведены для группы крупнейших городов (численность населения свыше 1000 тыс. чел.); расчетные показатели обеспеченности населения для городов с численностью от 200 до 1000 тыс. чел. в таблице 2 не приводятся ввиду отсутствия городов с такой численностью населения на территории Пермского края. Расчетные показатели количества пожарных автомобилей и пожарных депо для некоторых городов Пермского края с численностью населения более 20 тыс. человек указаны в приложении 2 к настоящим Региональным нормативам. При расчете количества пожарных автомобилей и пожарных депо округление следует производить в большую сторону до целого. Расчетные показатели обеспеченности населения поселков городского типа и сельских населенных пунктов с численностью населения до 5 тыс. человек принимаются едиными, при большей численности населения принимается по группе малых городов от 5 до 10 тыс. человек.
1.4.1.6. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов пожарной охраны согласно статье 76 Технического регламента выражаются в показателе нормативной доступности. Время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. При этом расстояние в километрах в пределах указанной территориальной доступности может различаться и в силу указанной статьи Технического регламента не является предметом нормирования.
1.4.1.7. Исходя из требований пункта 1.4.1.6 настоящих Региональных нормативов в границах муниципальных образований необходимо предусматривать размещение как минимум одного подразделения пожарной охраны (для небольшого по площади сельского поселения) либо нескольких подразделений с учетом покрытия территории муниципального образования радиусами нормативного времени доступности от каждого пожарного депо до всех объектов пожарной защиты (охраны).
1.4.1.8. При обосновании выбора вариантов размещения объектов защиты (зданий, сооружений) вне зоны покрытия возможного прибытия подразделения пожарной охраны в нормативно допустимые сроки необходимо предусматривать опережающее строительство подразделений пожарной охраны на данных территориях.
1.4.1.9. Владельцы автомобильных дорог, улично-дорожной сети населенных пунктов и связанных с ними инженерных сооружений обязаны поддерживать надлежащее техническое состояние сооружений для обеспечения безусловного выполнения требований по нормативному прибытию пожарных автомобилей к объектам защиты.
1.4.1.10. Выполнение и достижение значений настоящих Региональных нормативов на территории города Перми обеспечивается посредством:
отображения планируемых объектов пожарной охраны федерального и регионального значения на Генеральном плане города Перми, предусмотренных схемами территориального планирования Российской Федерации, схемами территориального планирования Пермского края;
соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных техническими регламентами и прочими нормативными техническими документами.
1.4.1.11. Для населенных пунктов с численностью населения до 50 человек и населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, ввиду низкой плотности населения и удаленности таких малых населенных мест от административных центров муниципальных образований в качестве основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности следует предусматривать:
организацию подразделений добровольной пожарной охраны;
противопожарное обустройство лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам;
обеспечение возможности беспрепятственного подъезда специальных автомобилей к пожарным водоемам.
1.4.2. Вопросы технического регулирования наружного противопожарного водоснабжения
1.4.2.1. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
противопожарные резервуары.
1.4.2.2. Размещение наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами должно быть предусмотрено генеральными планами городских округов и поселений. При этом в положении о территориальном планировании, содержащемся в генеральном плане городского округа, поселения, необходимо указывать их технические характеристики: диаметр, давление, тип сети: тупиковые, закольцованные.
1.4.2.3. При планировании наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, пожарных резервуаров и водоемов на территории населенного пункта допускается:
1) применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) для:
населенных пунктов с численностью населения до 5000 человек;
отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;
зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;
1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий;
2) не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение для:
населенных пунктов с численностью жителей до 50 человек при застройке зданиями до 2 этажей;
отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м2, расположенных вне населенных пунктов, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м3, классов Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м3;
зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м3;
сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственной продукции при объеме зданий не более 1000 м3;
зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м2.
1.4.2.4. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно разделу 5 СП 8.13130.2009.
1.4.2.5. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50% объема воды, необходимого на пожаротушение.
1.4.2.6. К пожарным резервуарам и водоемам, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должна быть предусмотрена возможность круглогодичного подъезда пожарной техники. Для забора воды должны предусматриваться подъезды для пожарных автомобилей с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. Пирсы применяются для водоемов с крутыми берегами и плотными грунтами, береговые колодцы - при пологих берегах и песчаных грунтах в соответствии с требованиями СП 8.13130.2009.
1.4.2.7. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно пункту 9.11 СП 8.13130.2009.
1.5. Вопросы обеспечения пожарной безопасности при подготовке документов территориального планирования и подготовке документации по планировке территорий
1.5.1. Сведения о планируемом размещении объектов в области пожарной охраны в документах территориального планирования Пермского края разного уровня
1.5.1.1. Сведения о планируемом размещении объектов в области пожарной охраны в СТП ПК
Согласно части 3 статьи 14 ГрК РФ объекты пожарной охраны относятся к объектам регионального значения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, которые должны быть предусмотрены в документах территориального планирования Пермского края.
Планируемые для размещения в программных документах объекты пожарной охраны должны включаться в положения о территориальном планировании СТП ПК в соответствии с требованиями части 3 статьи 14 ГрК РФ и требованиями Закона N 805-ПК.
В положения о территориальном планировании СТП ПК включаются следующие виды сведений:
о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
о характеристиках, местоположении каждого планируемого для размещения объекта пожарной охраны (указывается наименование муниципального района, поселения или городского округа, населенного пункта), а также о характеристиках зон с особыми условиями использования территории в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Планируемые для размещения объекты пожарной охраны в обязательном порядке отображаются на утверждаемой карте планируемого размещения объектов регионального значения.
В текстовой части материалов по обоснованию СТП ПК должны приводиться сведения о программах социально-экономического развития или ведомственных программах, для реализации которых создаются объекты пожарной охраны.
Обоснование выбранного варианта размещения объектов пожарной охраны проводится на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений развития, прогнозируемых ограничений ее использования, а также оценки возможного влияния планируемого для размещения объекта пожарной охраны на комплексное развитие соответствующей территории.
1.5.1.2. Сведения о планируемом размещении объектов в области пожарной охраны в Схеме территориального планирования муниципального района
Объекты пожарной охраны, планируемые для размещения на межселенных территориях согласно требованиям части 2 статьи 19 ГрК РФ, должны включаться в положения о территориальном планировании схемы территориального планирования муниципального района. При этом объекты пожарной охраны следует отображать на картах функциональных зон, устанавливаемых схемой территориального планирования муниципального района на межселенных территориях.
Объекты пожарной охраны, планируемые на территориях поселений, входящих в состав муниципального района, подлежат учету и отображению на картах в составе материалов по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района.
1.5.1.3. Сведения о планируемом размещении объектов в области пожарной охраны в генеральном плане поселения или городского округа
В положениях о территориальном планировании генерального плана поселения или городского округа согласно требованиям части 4 статьи 23 ГрК РФ должны приводиться сведения о планируемых для размещения в СТП ПК объектах пожарной охраны и параметрах функциональных зон, в которых планируется размещение указанных объектов.
Планируемые для размещения в СТП ПК объекты пожарной охраны должны отображаться на карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно.
1.5.2. Зоны планируемого размещения объектов пожарной охраны регионального значения в документации по планировке территорий
1.5.2.1. Зоны планируемого размещения объектов пожарной охраны регионального значения в проектах планировки территорий
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения зон планируемого размещения объектов пожарной охраны регионального или местного значения в соответствии с требованиями статьи 42 ГрК РФ в границах функциональной зоны или ее части, выделенной в генеральном плане поселения или городского округа (в схеме территориального планирования муниципального района для межселенной территории) для планируемого размещения объектов пожарной охраны.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории, в том числе проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов пожарной охраны, осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории.
Графические материалы основной части проектов планировки территорий отображают границы зон планируемого размещения объектов пожарной охраны и другие границы, линии и сведения в соответствии с положениями статьи 42 ГрК РФ.
Пояснительная записка, включенная в материалы по обоснованию проектов планировки территорий, предусматривающих размещение объектов пожарной охраны, содержит описание и обоснование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Проекты планировки территории являются основой для разработки проектов межевания территорий.
1.5.2.2. Зоны планируемого размещения объектов пожарной охраны регионального значения в проектах межевания территорий
Подготовка проектов межевания территорий, подлежащих застройке, осуществляется в целях установления границ земельных участков.
Проекты межевания территории включают в себя чертежи межевания территории, на которых согласно требованиям части 5 статьи 43 ГрК РФ отображаются:
красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения объектов пожарной охраны;
границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов пожарной охраны.
В составе проектов межевания территорий может осуществляться подготовка градостроительного плана земельного участка, подлежащего застройке, или градостроительного плана застроенного земельного участка, предназначенного для размещения объекта пожарной охраны.
При определении границ зоны планируемого размещения объекта пожарной охраны в составе проекта планировки территории, границ и координат земельного участка объекта пожарной охраны в составе проекта межевания территории, а также градостроительного плана земельного участка для размещения объекта пожарной охраны следует руководствоваться требованиями статьи 77 Технического регламента и положениями настоящих Региональных нормативов.
II. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части Региональных нормативов
2.1. Требования Технического регламента по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты
Согласно Техническому регламенту:
каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности;
целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре;
система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Техническим регламентом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
К первичным мерам пожарной безопасности согласно Техническому регламенту относятся:
вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления;
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории;
обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения;
содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработка и организация реализации муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В состав объектов пожарной охраны входят:
пожарные депо;
база газодымозащитной службы;
учебно-тренировочный комплекс;
рукавная база;
склады;
объекты технического обслуживания пожарной техники.
2.2. Критерии определения числа и мест размещения объектов пожарной охраны
Для определения числа и мест размещения объектов пожарной охраны в границах населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 11.13130.2009 необходимо выполнение специальных технико-экономических обоснований, состоящих из нескольких этапов и учитывающих множество специальных требований, включая минимизацию числа подразделений пожарной охраны. Основные результаты проведенной работы включают сведения по:
основным характеристикам населенного пункта: численность и состав населения, количество и технические характеристики социальных, промышленных, сельскохозяйственных, транспортных объектов; перечень, протяженность, состояние и технические характеристики улично-дорожной сети и связанных с ними инженерных сооружений;
перечню наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
исходным данным для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара;
результатам расчетов по методикам в соответствии с СП 11.13130.2009;
возможным вариантам дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
целям возможных выездов подразделений пожарной охраны для каждого объекта предполагаемого пожара;
предложениям по минимизации числа подразделений пожарной охраны и др.
Количество и места дислокации подразделений пожарной охраны определяются по областям пересечения пространственных зон потенциально-возможного размещения пожарного депо для всей совокупности объектов предполагаемого пожара по методике раздела 6 СП 11.13130.2009.
Проведение технико-экономических обоснований по вариантам дислокации и количеству объектов пожарной охраны требует специальных знаний по сбору необходимых технических показателей объектов с целью определения класса и мест возможного возникновения очагов пожара и должно выполняться уполномоченными для проведения таких исследований лицензированными организациями и специалистами.
Объекты пожарной охраны должны включаться в государственные краевые инвестиционные программы, муниципальные и ведомственные целевые программы, являющиеся основаниями для включения этих объектов в документы территориального планирования.
Для проведения градостроительных обоснований в составе документов территориального планирования и документации по планировке территории используются варианты размещения объектов пожарной охраны, выполненные в составе технико-экономических обоснований специальными уполномоченными на проведение таких работ организациями и специалистами.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий, программ, планов социально-экономического развития и других программных документов, в том числе и в области обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 14 ГрК РФ обоснование выбранного варианта размещения каждого объекта пожарной охраны должно проводиться на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений по ее использованию, а также оценки возможного влияния планируемого объекта пожарной охраны на комплексное развитие соответствующей территории.
В схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации определяется месторасположение объекта пожарной охраны - городской округ, межселенная территория муниципального района, городское (сельское) поселение, населенный пункт. В проекте планировки территории определяется зона планируемого размещения объекта пожарной охраны, в проекте межевания территории - границы земельных участков под объект пожарной охраны. В градостроительном плане земельного участка приводятся требования, необходимые для подготовки архитектурно-строительной документации на объекты пожарной охраны, показывается зона планируемого размещения объекта пожарной охраны, указываются расстояния от планируемого объекта пожарной охраны до границ земельного участка, приводятся виды разрешенного использования земельного участка, предельные параметры земельного участка и объектов пожарной охраны, зоны с особыми условиями использования территории, сервитуты.
На размещение объектов пожарной охраны оказывает влияние сложившаяся система расселения (размещение населенных пунктов), а также расположение пожароопасных (производственных) объектов, находящихся как в границах, так и за границами населенных пунктов (за исключением объектов, относящихся по своей пожароопасности к ведению федеральных органов).
Указанные ранее специальные технико-экономические обоснования имеют решающее значение при выборе местоположения объектов пожарной охраны в населенных пунктах (особенно в городах), однако должны пройти градостроительные обоснования, в результате которых выполненные ранее предложения по размещению каждого объекта пожарной охраны могут корректироваться.
2.3. Условия минимизации количества объектов пожарной охраны в малочисленных населенных пунктах. Варианты условных схем определения пространственных зон допустимого размещения объектов пожарной охраны
В законодательстве в области обеспечения пожарной безопасности отсутствуют специальные требования по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов с малочисленным населением.
Территории населенных пунктов должны быть защищены пожарной охраной, виды которой установлены статьей 4 Закона N 69-ФЗ. Подразделения пожарной охраны должны иметь силы и средства для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В целях пожаротушения также может использоваться авиация.
Варианты условных схем определения зоны допустимого размещения объектов пожарной охраны представлены на рисунке 1 в виде схем.
Рис. 1. Варианты условных схем определения зоны допустимого размещения объектов пожарной охраны
2.4. Общие требования к мероприятиям в области обеспечения пожарной безопасности, которые должны предусматриваться в документах территориального планирования и документации по планировке территории
2.4.1. Объекты пожарной охраны относятся к объектам регионального значения. В задачи СТП ПК в соответствии с требованиями ГрК РФ входит обоснование местоположения размещения таких объектов.
В документах территориального планирования местоположение объектов пожарной охраны определяется с учетом существующих объектов пожарной охраны федерального значения, а также с учетом возможного изменения границ населенных пунктов, которое может предусматриваться в генеральных планах муниципальных образований. Включаемые в границы населенных пунктов территории могут выходить за границы 10 минутной доступности от существующего объекта пожарной охраны в городских населенных пунктах и за пределы 20-минутной доступности в границах сельских населенных пунктов. Следовательно, в таких случаях требуется строительство дополнительных объектов пожарной охраны.
2.4.2. Решение о создании объектов пожарной охраны федерального значения принимается Главным управлением МЧС России по Пермскому краю. Строительство этих объектов должно отображаться в документах территориального планирования всех уровней.
2.4.3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края согласно требованиям статьи 63 Технического регламента планируют первичные меры в области пожарной безопасности, в том числе строительство пожарных водоемов и резервуаров, противопожарных пирсов, объектов противопожарного водоснабжения и других объектов, имеющих местное значение.
2.4.4. В городских округах кроме государственных объектов пожарной охраны могут создаваться муниципальные пожарные подразделения, которые также должны обеспечивать меры первичной пожарной безопасности.
2.4.5. В положения о территориальном планировании генерального плана должны включаться сведения о таких объектах, а на картах территориального планирования должно отображаться их местоположение.
2.4.6. Документация по планировке территории разрабатывается с целью определения границ зон планируемого размещения объектов пожарной охраны. Обоснование местоположения должно осуществляться в соответствии с требованиями Технического регламента и других нормативных правовых актов.
2.5. Исходные данные, необходимые для подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории для обеспечения пожарной безопасности
Для подготовки документов территориального планирования разных территориальных уровней и документации по планировке территории состав исходных данных будет различаться.
На уровне схем территориального планирования минимально необходимый состав исходных данных включает сведения о:
типе пожарного депо;
средних расстояниях по дорогам от объекта пожарной охраны до населенных пунктов (с указанием технической категории дорог);
средней скорости передвижения сил и средств пожарной охраны по данным дорогам;
потенциально опасных объектах и их категории опасности.
На уровне генеральных планов поселений и городских округов минимально необходимый состав исходных данных включает сведения о:
первичных мерах противопожарной безопасности;
транспортных коммуникациях;
пожаровзрывоопасных объектах;
климатических и географических особенностях, рельефе местности;
градостроительных требованиях к размещению объектов пожарной охраны.
На уровне проекта планировки территории минимально необходимый состав исходных данных включает сведения о:
расчетных зонах возможного размещения объекта пожарной охраны;
противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями и строениями;
источниках противопожарного водоснабжения, в том числе противопожарных водоемах;
проходах, проездах и подъездах к зданиям, сооружениям и строениям.
2.6. Включение сведений о планируемых объектах в области пожарной безопасности в документы территориального планирования и документацию по планировке территории
2.6.1. В положениях о территориальном планировании СТП ПК должны содержаться следующие сведения о планируемых объектах пожарной охраны регионального значения (часть 4 статьи 14 ГрК РФ):
вид и назначение планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
наименования планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
основные характеристики планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта) планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
На картах территориального планирования Пермского края должны быть отображены существующие объекты пожарной охраны регионального и федерального значения, а также должно быть показано местоположение планируемых для размещения объектов пожарной охраны регионального значения (условно знаком при отсутствии проекта планировки для определения зоны размещения объекта).
Информация о планируемом размещении объектов пожарной охраны в СТП ПК может быть приведена в виде следующей таблицы.
Документ, на основании которого принято решение о размещении объекта пожарной охраны |
Вид размещаемого объекта пожарной охраны |
Назначение объекта пожарной охраны |
Наименование объекта пожарной охраны |
Характеристика объекта пожарной охраны |
Месторасположение объекта пожарной охраны |
Зоны с особыми условиями использования территории |
Пример заполнения | ||||||
Постановление, решение и т.п. |
Пожарное депо |
Обеспечение пожарной безопасности городского округа |
ПЧ N |
Тип ПЧ - III, кол-во автомобилей - 4 |
Наименование городского округа, населенного пункта |
Санитарно-защитная зона |
2.6.2. Согласно требованиям пункта 2 части 2 статьи 19 ГрК РФ в положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района Пермского края, должны включаться следующие сведения об объектах местного значения в области обеспечения пожарной безопасности (пожарные водоемы и резервуары капитального типа, пожарные пирсы):
вид и назначение планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
наименования планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
основные характеристики планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта) планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов пожарной охраны;
параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях в случае, если в их границах планируется размещение объектов пожарной охраны или в документах территориального планирования других уровней планируется размещение объектов пожарной охраны федерального значения, объектов пожарной охраны регионального значения.
На картах схемы территориального планирования муниципального района Пермского края должно быть отображено местоположение планируемого размещения объектов пожарной охраны местного значения (условно знаком при отсутствии проекта планировки для определения зоны размещения объекта), а также отображены существующие и планируемые на других уровнях территориального планирования объекты пожарной охраны федерального и регионального значения.
На картах должны быть отображены границы функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов пожарной охраны федерального, регионального и местного значения и сведений согласно требованиям ГрК РФ.
Информация о планируемом размещении объектов пожарной охраны в схеме территориального планирования муниципального района может быть приведена в виде следующей таблицы.
Документ, на основании которого принято решение о размещении объекта пожарной охраны |
Вид размещаемого объекта пожарной охраны (в т.ч. первичные меры пожарной безопасности за пределами населенных пунктов) |
Назначение объекта пожарной охраны |
Наименование объекта пожарной охраны |
Характеристика объекта пожарной охраны |
Месторасположение (включая межселенные территории) |
Зоны с особыми условиям и использования территории |
Пример заполнения | ||||||
Постановление, решение и т.п. |
Пожарное депо |
Обеспечение пожарной безопасности поселения, населенного пункта |
ПЧ N |
Тип ПЧ кол-во автомобилей |
Наименование поселения, населенного пункта |
Санитарно-защитная зона |
2.6.3. На уровне поселений и городских округов объектами пожарной охраны местного значения являются объекты, обеспечивающие первичные меры пожарной безопасности, размещаемые в пределах населенных пунктов.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане поселения (городского округа), должно содержать следующие сведения (часть 4 статьи 23 ГрК РФ):
вид и назначение планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
наименования планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
основные характеристики планируемых для размещения объектов пожарной охраны;
местоположение (указываются функциональные зоны);
характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов пожарной охраны;
параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах пожарной охраны федерального значения, объектах пожарной охраны регионального значения, объектах пожарной охраны местного значения муниципального района.
Информация о планируемом размещении объектов пожарной охраны в положении о территориальном планировании генерального плана поселения, городского округа может быть приведена в виде следующей таблицы.
Документ, на основании которого принято решение о размещении объекта пожарной охраны |
Вид размещаемого объекта пожарной охраны (первичные меры пожарной безопасности в населенных пунктах) |
Назначение объекта пожарной охраны |
Наименование объекта пожарной охраны |
Характеристика объекта пожарной охраны |
Месторасположение (функциональная зона) |
Пример заполнения | |||||
Постановление, решение и т.п. |
Пожарный водоем |
Запас воды на пожаротушение |
Пожарный водоем |
Пожарный водоем вместимостью, размером |
Производственная зона |
В соответствии с требованиями ГрК РФ на картах, входящих в состав генерального плана поселения (городского округа), необходимо отобразить функциональную зону, в которой располагается объект пожарной охраны.
В связи с тем, что малоэтажное жилищно-гражданское строительство характеризуется низкой плотностью и обширными площадями, может возникать потребность в создании новых объектов пожарной охраны. Необходимые объекты пожарной охраны должны размещаться в соответствии с расчетами возможных зон размещения подразделений пожарной охраны согласно СП 11.13130.2009.
Если документами территориального планирования муниципальных образований планируется развитие новых функциональных зон с размещением на них объектов промышленности, то может потребоваться увеличить либо количество автомобилей в пожарном депо, либо изменить тип пожарного депо.
Если документами территориального планирования муниципальных образований планируется расширение границ населенного пункта для жилищного строительства, то обоснованием для размещения объектов пожарной охраны будет являться выход проектируемых жилых территорий за пределы зоны 10 мин. доступности подразделений пожарной охраны для городских населенных пунктов и 20 мин. для сельских населенных пунктов.
2.6.4. В соответствии с положениями статьи 41 ГрК РФ в целях определения границ зон планируемого размещения объектов пожарной охраны местного, регионального или федерального значения должна разрабатываться документация по планировке территории.
Основная часть проекта планировки территории включает чертежи, на которых отображаются границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения в области пожарной безопасности, красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; положения о размещении объектов федерального, регионального и местного значения в области пожарной безопасности, о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
При подготовке проекта планировки территории возможны четыре ситуации:
1) Проект планировки территории предусматривает размещение объектов пожарной охраны регионального значения (например, пожарное депо). Информация в основной части проекта планировки территории может быть отображена в виде следующей таблицы.
Документ, на основании которого принято решение о размещении объекта пожарной охраны |
Вид размещаемого объекта пожарной охраны |
Наименование объекта пожарной охраны |
Характеристика объекта пожарной охраны |
Пример | |||
Заключение о необходимом числе и местах дислокации |
Пожарное депо |
ПЧ N |
Тип ПЧ, кол-во автомобилей |
Графическим материалом утверждаемой части проекта планировки территории являются границы зон планируемого размещения объектов пожарной охраны федерального или регионального значения (пожарное депо), существующих объектов пожарной охраны федерального, регионального и местного значения.
2) Проект планировки территории предусматривает размещение объектов пожарной охраны местного значения (например, обеспечение первичных мер пожарной безопасности). Информация в основной части проекта планировки территории может быть отображена в виде следующей таблицы.
Документ, на основании которого принято решение о размещении объекта пожарной охраны |
Вид размещаемого объекта пожарной охраны |
Характеристика объекта пожарной охраны |
Пример | ||
Постановление, решение и т.п. |
Пожарный водоем |
Вместимость пожарного водоема, размер пожарного водоема |
Графическим материалом утверждаемой части проекта планировки территории являются границы зон планируемого размещения объектов пожарной охраны местного значения, а также планируемых зон размещения объектов пожарной охраны федерального и регионального значения, существующих объектов пожарной охраны.
3) Проект планировки территории не предусматривает размещения каких-либо объектов пожарной охраны. Проект планировки территории не содержит соответствующих сведений в графической части, однако указывает это обстоятельство в пояснительной записке.
4) Проект планировки территории производственной зоны предусматривает размещение ведомственных объектов пожарной охраны. Проект планировки территории выполняется аналогично проектам планировки, рассмотренным в ситуациях 1 и 2 настоящего раздела.
2.6.5. В настоящее время в правовых актах нет четкого указания на вид условного обозначения пожарных частей (депо) в документах территориального планирования.
Учитывая способы графического отображения подразделений пожарной охраны на картах, составляемых управлениями МЧС России, в паспортах безопасности территорий, а также используя ГОСТ Р 22.0.10-96 "Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях", наиболее приемлемым условным обозначением пожарных частей (депо) в документах территориального планирования является точечный знак в виде флага красного цвета (для существующих объектов). Планируемые к строительству и реконструируемые объекты пожарной охраны (депо) могут отличаться цветом условного обозначения.
Синий цвет предпочтителен для планируемого к строительству объекта регионального значения (Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. N 169).
Также предлагаемое условное обозначение имеется в ГИС программе Maplnfo, широко используемой для подготовки документов территориального планирования.
Условные обозначения пожарных частей (депо), рекомендуемые для отображения на картографических материалах документов территориального планирования, приведены в приложении 3 к настоящим Региональным нормативам.
2.7. Перечень мероприятий для обеспечения пожарной безопасности населения на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Согласно действующему законодательству на территориях дачных и садоводческих поселков, если они не расположены на землях населенного пункта, могут осуществляться только первичные меры пожарной безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в обеспечении пожарной безопасности (часть 3 статьи 38 Закона N 66-ФЗ).
На территории дачных поселков должны выполняться требования к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков согласно пункту 6.5 СП 53.13330.2011.
Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее указанных в таблице 3 (согласно пункту 6.5 СП 53.13330.2011).
Таблица 3
Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций
Строение (дом) |
Материал несущих и ограждающих конструкций строения (дома) |
Расстояния, м |
||
А |
Б |
В |
||
А |
Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы |
6 |
8 |
10 |
Б |
То же с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами |
8 |
10 |
12 |
В |
Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов |
10 |
12 |
15 |
Допускается группировать и блокировать жилые строения (или дома) на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке. При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) групп принимаются по таблице 3.
Требования к противопожарным расстояниям в дачных и садоводческих поселках также установлены в пунктах 4.13 и 4.14 СП 4.13130, в соответствии с которыми:
противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 4;
противопожарные расстояния от границ домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Таблица 4
Противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности
Степень огнестойкости здания |
Класс конструктивной пожарной опасности |
Минимальные расстояния при степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, метры |
||
I, II, III С0 |
II, III, IV С1 |
IV, V С2, С3 |
||
I, II, III |
С0 |
6 |
8 |
10 |
II, III, IV |
С1 |
8 |
10 |
12 |
IV, V |
С2, С3 |
10 |
12 |
15 |
В соответствии с требованиями пункта 8.18 СП 4.13130.2013 на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.
Согласно пункту 8.5 СП 53.13330.2011 территории садоводческих объединений должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров.
По согласованию с органами государственной противопожарной службы допускается для пожаротушения использовать естественные источники, расположенные на расстоянии не более 200 м от территорий садоводческих объединений.
2.8. Полномочия органов власти в области обеспечения пожарной безопасности
В Градостроительном кодексе РФ в области территориального планирования нет конкретных указаний о мероприятиях пожарной безопасности. Перечень объектов регионального значения, размещение которых обосновывается в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определен подпунктом 31 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного (с Российской Федерацией) ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
Таким образом, требование по организации пожарной охраны, включая пожаротушение и создание объектов пожарной охраны (пожарных депо), является мероприятием, обоснование которого необходимо в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации. Обоснование зон планируемого размещения и границ земельных участков таких объектов выполняется в проекте планировки территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности указаны в Законе N 131-ФЗ: организация первичных мер пожарной безопасности, создание муниципальной пожарной охраны.
Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для включения в документы территориального планирования и документацию по планировке территории указаны в таблице 5.
Таблица 5
Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для включения в документы территориального планирования и документацию по планировке территории
Вид документа (документации) |
Перечень мероприятий в соответствии с требованиями ГрК РФ |
1 |
2 |
Схема территориального планирования Пермского края |
Определение местоположения (наименование муниципального района, городского (сельского) поселения, городского округа, населенного пункта) объектов государственной противопожарной службы для обслуживания муниципальных образований (за исключением объектов, отнесенных к положениям федеральных органов власти и размещаемых в соответствии со Схемой территориального планирования Российской Федерации) |
Схема территориального планирования муниципального района |
Организация первичных мер пожарной безопасности за пределами границ населенных пунктов, входящих в городское (сельское) поселение, а также на межселенных территориях |
Генеральный план городского (сельского) поселения |
Организация первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов |
Генеральный план городского округа |
1. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа 2. Возможность организации муниципальной пожарной охраны |
Проект планировки территории для размещения объектов пожарной охраны |
Обоснование зоны размещения объектов пожарной охраны |
Проекты планировки прочих территорий размещения производственных и непроизводственных объектов |
Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты (зданий и сооружений), включая размещение объектов пожарной охраны для данного вида производственных объектов |
Проекты межевания территории |
Определение границ земельных участков для объектов пожарной охраны разных типов |
Градостроительные планы земельных участков для размещения пожарных депо |
Градостроительные регламенты использования земельных участков |
Градостроительные планы земельных участков прочих производственных и непроизводственных объектов |
1. Требования к подходам, проездам к зданиям и сооружениям 2. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями |
2.9. Особенности обеспечения пожарной безопасности в разных типах муниципальных образований
2.9.1. При подготовке настоящих Региональных нормативов учитывалось административно-территориальное устройство Пермского края, муниципальное устройство Пермского края, а также количество жителей в населенных пунктах, расположенных на территории Пермского края.
В соответствии с Законом Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" на 01 января 2016 года в состав Пермского края входят городские населенные пункты - 51 (в том числе города - 25, рабочие поселки - 26), сельские населенные пункты - 3572.
Населенные пункты с количеством жителей свыше 10 тысяч человек указаны в приложении 4 к настоящим Региональным нормативам.
Численность населения, проживающего в сельских населенных пунктах Пермского края, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года представлена в приложении 5 к настоящим Региональным нормативам.
Муниципальные образования Пермского края на 01 января 2016 г.: 8 городских округов; 40 муниципальных районов, в которых: 29 городских поселений, 260 сельских поселений, межселенная территория в трех муниципальных районах.
2.9.2. Организация обеспечения пожарной безопасности в городе Перми и на территории Пермской агломерации имеет свои особенности. Особенности организации обеспечения пожарной безопасности в самом крупном муниципальном образовании Пермского края - Пермском городском округе (далее также город Пермь), численность которого составляет более одного миллиона человек, связаны с большой площадью города Перми, большим количеством потенциально пожароопасных объектов, расчлененностью его территории оврагами, мелкими речками, недостаточно высоким качеством улично-дорожной сети.
Особенностью Пермского края является также тесное взаимодействие органов местного самоуправления: городских округов, муниципальных районов, поселений с органами государственной власти Пермского края в рамках формирующихся агломераций. Так, Пермская агломерация протянулась более чем на 90 км вдоль р. Камы и включает: г. Пермь, г. Краснокамск, г. Добрянка, а также п. Сылва, п. Старые Ляды, п. Полазна, д. Кондратово, д. Песьянка и другие населенные пункты Добрянского, Краснокамского и Пермского районов. На территории формирующейся промышленной агломерации расположены крупные промышленные предприятия, имеющие в своем составе противопожарные службы.
Задачи обеспечения пожарной безопасности в Пермском городском округе решаются путем взаимодействия противопожарных служб разного значения: государственного (краевого), федерального, муниципального с ведомственными противопожарными службами предприятий, учреждений. В городе Перми между администрацией города и ГУ МЧС России по Пермскому краю заключено соглашение о взаимодействии по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Функции в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Пермского городского округа возложены на департамент общественной безопасности администрации города Перми (решение Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 225 "О департаменте общественной безопасности администрации г. Перми"),
Мероприятия в сфере пожарной безопасности в Пермском городском округе направлены на:
обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей;
создание условий для организации добровольной пожарной охраны на территории города Перми;
строительство источников противопожарного водоснабжения;
строительство пожарных пирсов;
строительство сетей противопожарного водоснабжения.
Ежегодно разрабатывается План мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории городских лесов города Перми на период пожароопасного сезона, в рамках которого проводится подготовка к пожароопасному периоду и проведение мероприятий по предупреждению и тушению пожаров на территории городских лесов.
В пределах Пермского городского округа сформированы административно-территориальные образования: Дзержинский, Индустриальный, Кировский, Ленинский, Мотовилихинский, Орджоникидзевский и Свердловский внутригородские районы. Организация реализации первичных мер пожарной безопасности на территории каждого района относится к полномочиям администрации района:
обеспечивать надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, организовать проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (искусственных водоемов и пирсов);
в соответствии с действующим законодательством принимать меры по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
осуществлять пропаганду в сфере пожарной безопасности на территории района, содействовать распространению пожарно-технических знаний на территории района;
готовить предложения о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности района в планы и программы развития города Перми;
вести реестр расположенных на территории района пожарных гидрантов (в том числе осуществлять составление соответствующих схем).
2.9.3. Региональные нормативы учитывают неравномерность плотности населения (приложение 6 к настоящим Региональным нормативам) и неравномерность плотности автомобильных дорог на территории Пермского края (приложение 7 к настоящим Региональным нормативам).
Особенности административно-территориального деления и муниципального устройства Пермского края связаны также с наличием значительного числа сельских населенных пунктов малой численности до 50 человек, наличием межселенных территорий, неравномерной плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием, которые должны обеспечивать нормативную доступность первого подразделения пожарной охраны к месту вызова: 10 минут в городских и 20 минут в сельских поселениях. Однако значительное число населенных пунктов, например, в Чердынском районе, характеризующемся достаточно высокой плотностью размещения населенных пунктов (более 100), в то же время имеет самую низкую в крае плотность автомобильных дорог с твердым покрытием (до 25,0 км на 1 тыс. кв. км).
В таких муниципальных образованиях особое внимание должно быть уделено первичным мерам обеспечения пожарной безопасности профилактического, упреждающего характера.
Для населенных пунктов с численностью населения до 50 человек и населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, ввиду низкой плотности населения и удаленности населенных пунктов от административных центров в качестве основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности следует предусматривать:
организацию подразделений добровольной пожарной охраны;
противопожарное обустройство противопожарных разрывов (не менее 15 м) от лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садоводствам, дачным хозяйствам и другим видам некоммерческих партнерств;
обеспечение круглогодичной возможности беспрепятственного подъезда специальных автомобилей к пожарным водоемам.
III. Область и правила применения расчетных показателей, содержащихся в основной части Региональных нормативов
3.1. Область применения Региональных нормативов
3.1.1. Региональные нормативы в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 805-ПК применяются при:
1) подготовке документов территориального планирования Пермского края;
2) принятии решений о резервировании земель для государственных нужд;
3) подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории для размещения объектов регионального значения в соответствии с документами территориального планирования.
Региональные нормативы учитываются при:
1) подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Пермского края;
2) градостроительном зонировании территории, включая подготовку градостроительных регламентов.
3.1.2. Региональные нормативы распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских населенных пунктов Пермского края в пределах их границ.
3.1.3. Настоящие Региональные нормативы не применяются при планировании мероприятий в области защиты от лесных пожаров на землях лесного фонда, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
3.2. Правила применения Региональных нормативов
Региональные нормативы применяются при разработке, экспертизе и реализации градостроительной документации о планировании развития территорий и застройке городских и сельских населенных пунктов Пермского края, а также используются для принятия решений органами государственной власти Пермского края и местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами.
Региональные нормативы применяются совместно с Техническим регламентом, отраслевыми нормативными документами и сводами правил.
При отмене и (или) изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе тех, требования которых были учтены при подготовке настоящих Региональных нормативов и на которые дается ссылка в настоящих Региональных нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.
Региональные нормативы обязательны для соблюдения всеми субъектами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории Пермского края, независимо от их организационно-правовой формы.
Приложение 1
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Количество
пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и населенных пунктов с различной численностью населения и размерами территорий населенных пунктов (обязательное приложение 7 НПБ 101-95)
Площадь |
Население, тыс. чел. |
||||||||
территории населенного пункта, тыс. га. |
До 5 |
Св. 5 до 20 |
Св. 20 до 50 |
Св. 50 до 100 |
Св. 100 до 250 |
Св. 250 до 500 |
Св. 500 до 800 |
Св. 800 до 1000 |
Св. 1000 до 1500 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
До 2 |
4 |
|
|
|
|
||||
Св. 2 до 4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Св. 4 до 6 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Св. 6 до 8 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 8 до 10 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Св. 10 до 12 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 12 до 14 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Св. 14 до 16 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 16 до 18 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 18 до 20 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 20 до 25 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 25 до 30 |
|
|
|
|
|
|
|||
Св. 30 до 35 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Расчетные показатели
количества пожарных автомобилей и пожарных депо для городов Пермского края с численностью населения более 20 тыс. человек
Города Пермского края |
Численность, тыс. чел. |
Показатели обеспеченности на 1000 чел. |
|
пожарными автомобилями |
пожарными депо |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
г. Пермь |
свыше 1000 |
0,26 |
0,035 |
г. Березники |
от 100 до 200 |
0,38 |
0,05 |
г. Соликамск |
от 50 до 100 |
0,2 |
0,03 |
г. Чайковский |
0,25 |
0,03 |
|
г. Кунгур |
0,3 |
0,04 |
|
г. Лысьва |
0,3 |
0,04 |
|
г. Краснокамск |
0,4 |
0,05 |
|
г. Чусовой |
от 20 до 50 |
0,26 |
0,04 |
г. Добрянка |
0,36 |
0,06 |
|
г. Чернушка |
0,36 |
0,06 |
|
г. Кудымкар |
0,4 |
0,06 |
|
г. Губаха |
0,44 |
0,07 |
|
г. Верещагино |
0,53 |
0,09 |
|
г. Оса |
0,57 |
0,09 |
Приложение 3
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Условные обозначения
пожарных подразделений, рекомендуемые для отображения на картографических материалах документов территориального планирования
Приложение 4
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Населенные пункты
с количеством жителей свыше 10 тысяч человек (на 01 января 2013 года)
Наименование населенного пункта |
Численность населения, тыс. чел. |
1 |
2 |
г. Пермь |
11013,9 |
г. Березники |
153,0 |
г. Соликамск |
96,3 |
г. Чайковский |
82,9 |
г. Кунгур |
66,5 |
г. Лысьва |
64,4 |
г. Краснокамск |
53,2 |
г. Чусовой |
46,0 |
г. Добрянка |
33,5 |
г. Чернушка |
32,8 |
г. Кудымкар |
30,2 |
г. Губаха |
26,8 |
г. Верещагино |
22,4 |
г. Оса |
21,0 |
г. Нытва |
18,9 |
г. Кизел |
17,9 |
г. Красновишерск |
16,1 |
г. Очёр |
14,1 |
г. Александровск |
13,9 |
пгт Полазна |
12,7 |
г. Горнозаводск |
11,6 |
пгт Яйва |
10,2 |
Приложение 5
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Численность
населения, проживающего в сельских населенных пунктах Пермского края (итоги Всероссийской переписи населения 2010 г.)
|
Всего/100% |
В том числе в населённых пунктах с числом жителей, человек/% |
||||||||||||
Без населения |
Менее 6 чел. |
6-10 |
11-25 |
26-50 |
51-100 |
101-200 |
201-500 |
501- 1000 |
1001- 2000 |
2001- 3000 |
3001- 5000 |
Более 5000 |
||
Количество сельских населенных пунктов |
3644 |
244 |
518 |
341 |
586 |
468 |
418 |
394 |
399 |
153 |
75 |
15 |
20 |
13 |
Численность населения |
659206/ 100% |
- |
1455/ 0,22 |
2633/ 00,39 |
9935/ 1,50 |
17355/ 2,65 |
30603/ 4,65 |
56687/ 8,6 |
129106/ 19,59 |
104116 /15,8 |
103024 /15,62 |
36189 / 5,48 |
77709 / 11,79 |
90394 / 13,71 |
Приложение 6
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Карта
Пермского края по плотности населения
Приложение 7
к Региональным нормативам
градостроительного проектирования
"Расчетные показатели
обеспеченности населения Пермского
края объектами пожарной охраны"
Карта
Пермского края по плотности автомобильных дорог
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны".
Нормативы содержат расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения Пермского края пожарными депо и пожарными автомобилями и расчетные показатели максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения.
Принятые нормативы будут использованы при подготовке документов территориального планирования Пермского края, при подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории, принятии решений о резервировании земель для государственных нужд.
Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Пермского края от 22 июля 2016 г. N 489-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования "Расчетные показатели обеспеченности населения Пермского края объектами пожарной охраны"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 1 августа 2016 г. N 30 (414)
Постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 г. N 763-П настоящий документ признан утратившим силу с 29 октября 2021 г.