Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению РСТ
Пермского края
от 09.08.2017 N 7
Методические указания
по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Пермском крае
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Пермском крае (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Указом губернатора Пермского края от 30.06.2003 г. N 126 "О государственном регулировании цен (тарифов) на территории области", Постановлением Правительства Пермского края от 05 августа 2013 г. N 1057-п "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края".
1.2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы (за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта) в Пермском крае (далее - организации промышленного железнодорожного транспорта).
1.3. Методические указания разработаны с целью обеспечения следующих принципов:
- установления единого механизма формирования тарифов на транспортные услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта;
- достижения баланса интересов производителей и потребителей услуг;
- обеспечения экономического обоснования тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта;
- повышения ответственности организаций промышленного железнодорожного транспорта за экономическую обоснованность тарифов;
- предотвращения проявлений монополизма на рынке данных услуг.
Для отнесения хозяйствующих субъектов к регулируемым субъектам, хозяйствующий субъект должен владеть на праве собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) или на основании концессионного соглашения имуществом в размере не менее 80% от балансовой стоимости активов.
Федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные критерии к регулируемым субъектам.
2. Основные понятия и термины
2.1. Промышленный железнодорожный транспорт - комплекс технических средств и сооружений железнодорожного транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и предоставление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования.
2.2. Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания потребителей организациями промышленного железнодорожного транспорта или выполнения работ для собственных нужд.
2.3. Организация промышленного железнодорожного транспорта - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие на праве собственности или на ином законном основании подъездные железнодорожные пути, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее - организация, регулируемая организация, ОПЖТ).
2.4. Транспортные услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта (далее - транспортные услуги) - услуги и работы, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта потребителям на подъездных железнодорожных путях на основании договоров: - подача и уборка вагонов - перемещение в (из) пункты назначения (грузовые фронты, весы, пути отстоя, ремонта др.) и выполнение связанных с эти других технологических операций на путях необщего пользования локомотивами ОПЖТ. Под "другими технологическими операциями" понимаются: резервные рейсы локомотивов, маневровые операции при подборе групп вагонов по обслуживаемым предприятиям и местам погрузки-выгрузки, расформирование и формирование поездов, расстановка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки и иное.
- маневровая работа локомотива - не совмещенная во времени с подачей и уборкой вагонов, включает любые виды маневров (в том числе перестановку вагонов с одного места погрузки (выгрузки) на другое, перестановку вагонов на весы и под дозировку, уборку их после взвешивания и дозировки, резервный пробег локомотива к грузовым фронтам и обратно для выполнения маневровой работы и др.), выполняемых по отдельным договорам с потребителями транспортных услуг локомотивом ОПЖТ.
2.5. Тарифы на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта потребителям, - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта потребителям.
2.6. Контрагенты - промышленные предприятия и другие организации, транспортное обслуживание которых выполняется ОПЖТ.
2.7. Орган регулирования - исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный на установление тарифов на транспортные услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта.
2.8. Период регулирования - срок действия тарифов, установленных органом регулирования не менее одного календарного года;
2.9. Предшествующий период - временной интервал, предшествовавший периоду регулирования, в течение которого тарифы на транспортные услуги промышленного железнодорожного транспорта не изменялись (не менее одного календарного года).
2.10. Отчетный период - период, за который ОПЖТ имеет подтвержденную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность, а также подтвержденные предприятием объемные и эксплуатационные показатели его работы.
2.11. Экономически обоснованные расходы - затраты, сформированные исходя из количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для осуществления регулируемого вида услуг, развития и технического перевооружения предприятия, оказывающего транспортные услуги.
2.12. Значения иных понятий, используемых в настоящих Методических указаниях, соответствуют понятиям, принятым в законодательстве Российской Федерации.
2.13. Формирование экономически обоснованных тарифов на работы и услуги ОПЖТ должно способствовать решению следующих основных задач:
- стимулирование внедрения прогрессивных технологий на промышленном железнодорожном транспорте,
- обеспечение рентабельной работы организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта,
- обеспечение интересов заказчика, при оказании услуг организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта,
- повышение конкурентоспособности продукции отраслей, пользующихся услугами промышленного железнодорожного транспорта;
- повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.
2.14. В настоящих Методических указаниях тарифы дифференцируются по видам работ. Дифференциация тарифов на работы и услуги, выполняемые конкретным ОПЖТ, отражает следующие основные факторы:
- конкретные условия выполнения работ или предоставления услуг;
- используемую технологию выполнения работ или предоставления услуг.
2.15. Работы и услуги ОПЖТ, при выполнении которых контрагент обязательно должен использовать принадлежащие ОПЖТ железнодорожные пути, не могут быть выполнены каким - либо другим исполнителем. В связи с этим на такие работы и услуги должно распространяться государственное регулирование тарифов.
Государственное регулирование тарифов и услуг включает в себя три основные функции:
- установление предельных максимальных или фиксированных (твердо установленной величины) тарифов на работы и услуги, отнесенные нормативным актом субъекта РФ к регулируемым;
- контроль правильности расчета и применения тарифов на практике;
- мониторинг текущих издержек и инвестиционной деятельности ОПЖТ.
Рассчитанный по данной методике тариф является предельным максимальным.
3. Виды регулируемых тарифов, применяемых на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Пермском крае
3.1. Орган регулирования устанавливает следующие виды тарифов:
- тариф на услуги по подаче и уборке вагонов;
- тариф за маневровую работу локомотива.
3.2. Тариф на услуги по подаче и уборке вагонов устанавливается из расчета платы за 1 тонну перевезенных грузов (руб./т), или грузооборот, выраженный в тонно-километрах (руб./т х км), или исходя из количества перевезенных вагонов, выраженного в штуках (руб./вагон), или вагонооборота, выраженного в вагоно-километрах (руб./вагон х км).
В тарифе на подачу и уборку вагонов учитываются расходы, связанные с перевозкой грузов по конкретным подъездным путям, по которым осуществляются перевозки, от станции примыкания на места погрузки (выгрузки) и обратно по району обслуживания.
Главным показателем, влияющим на себестоимость работ и услуг ОПЖТ, являются объемы работ и услуг, которые должны быть выполнены в расчетном периоде. Для определения их величины необходимо обоснованное прогнозирование объемов предстоящих работ и условий их выполнения.
Расчетный объем работ и услуг на период регулирования определяется ОПЖТ на основе фактически оказанных услуг и объемов работ с учетом прогнозов, представленных грузовладельцами (контрагентами ОПЖТ).
Контрагенты представляют данные о предстоящих объемах работ дифференцированно по видам работ.
Данные о предстоящей маневровой работе представляются контрагентами в локомотиво-часах, без учета затрат локомотиво-часов на проследование локомотива к месту маневров и обратно.
Расчет объема перевозимого груза для каждого потребителя с учетом расстояния перевозки от оси выставочных путей станции примыкания ОАО "РЖД" или от станции ОПЖТ до фронта погрузки (выгрузки), включая собственный объем организации промышленного железнодорожного транспорта, производится в соответствии с приложениями 2, 3.
В случае не предоставления контрагентами предложений по предстоящим объемам работ, ОПЖТ осуществляет прогноз объемов работ по фактическим данным за три периода, предшествующих расчетному, или по данным ОАО "РЖД".
3.3. Тариф за маневровую работу, выполняемую локомотивом, принадлежащим организации промышленного железнодорожного транспорта, не совмещенную по времени с подачей и уборкой вагонов, выполняемую по отдельному требованию заказчика, устанавливается исходя из расчета платы за 1 час (0,5 часа) маневровой работы локомотива.
К маневровой работе, не совмещенной во времени с подачей и уборкой вагонов, относятся:
- перестановка вагонов с одного места погрузки (выгрузки) на другое;
- перестановка вагонов на весы и под дозировку;
- уборка их после взвешивания и дозировки;
- погрузка или выгрузка груза при локомотиве, принадлежащем организации промышленного железнодорожного транспорта.
За маневровую работу, выполняемую локомотивом ОПЖТ в процессе подачи и уборки вагонов, отдельная плата не взимается и входит в тариф за подачу и уборку вагонов.
3.4. При регулировании тарифов на транспортные услуги применяются следующие методы регулирования:
- метод экономически обоснованных расходов (затрат), при котором цены (тарифы, надбавки, наценки и др.) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки регулируемой организации на каждый вид регулируемой деятельности и расчетного объема соответствующего вида регулируемой деятельности за расчетный период регулирования и (или) нормативном методе расчета тарифа (в случае отсутствия достоверных сведений о фактических затратах субъектов ценообразования);
- метод индексации установленных цен (тарифов) осуществляется путем умножения отдельных статей затрат в действующем тарифе, установленном регулирующим органом, на официальный прогнозный индекс роста цен, установленный Министерством экономического развития Российской Федерации на регулируемый период.
3.5. Принцип определения участков и станций для расчета тарифов определяется правовым актом ОПЖТ. Метод регулирования тарифов на транспортные услуги определяется органом регулирования с учетом предложений ОПЖТ.
Для организации промышленного железнодорожного транспорта, в отношении которой органом регулирования ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов путем установления предельных максимальных тарифов, применяется метод экономически обоснованных расходов.
4. Технико-экономическое обоснование тарифов на транспортные услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта
Расчет затрат выполняется отдельно для каждого блока ОПЖТ. Причем затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- затраты на материалы;
- затраты на топливо и смазочные материалы;
- амортизация основных фондов;
- затраты на оплату труда работников ОПЖТ;
- отчисления на социальные нужды, включающие отчисления в пенсионный фонд, на медицинское страхование, на социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний). Суммы указанных отчислений рассчитываются в соответствии с законодательством РФ, действующим в период проведения расчетов и установления тарифов;
- техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и ж/д путей;
- арендные и лизинговые платежи;
- общепроизводственные (цеховые) расходы;
- общехозяйственные расходы;
- подрядные работы;
- прочие расходы (иные затраты, неучтенные в вышеуказанных элементах).
4.1. Производственно-технические показатели работы организации промышленного железнодорожного транспорта
4.1.1. Основные технические показатели деятельности организации промышленного железнодорожного транспорта составляются на основании технологических схем подъездных путей, характеристик основных технических средств и данных об их работе (приложение 1 к Методическим указаниям).
4.1.2. Для локомотивного парка указывается количество локомотивов каждой серии.
4.1.3. Показатели работы организации промышленного железнодорожного транспорта в натуральном выражении определяются на основании следующих документов:
- договоров с владельцем инфраструктуры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути при станции примыкания;
- договоров на подачу и уборку вагонов с контрагентами, ведомости подачи и уборки вагонов;
- договоров с потребителями на оказание транспортных услуг;
- схем подъездных путей с указанием участков, которые используются заказчиками.
4.1.4. Для расчета тарифов на транспортные услуги организациями промышленного железнодорожного транспорта представляются данные по грузообороту (вагонообороту) - объему перевозимого груза для каждого заказчика с учетом расстояния перевозки от оси выставочных путей станции примыкания ОАО "РЖД" или от станции ОПЖТ до фронта погрузки (выгрузки), включая собственный объем организации промышленного железнодорожного транспорта, в тыс. тоннах или вагонах, или тыс. тонно-километрах (приложение 2 к Методическим указаниям).
4.2. Расчетные материалы для установления тарифов на транспортные услуги
4.2.1. Основным принципом установления тарифов на транспортные услуги является обязательность представления в орган регулирования организацией промышленного железнодорожного транспорта документов для установления тарифов.
4.2.2. Для установления тарифов организация промышленного железнодорожного транспорта, оказывающая транспортные услуги, представляет в орган регулирования следующие документы и необходимые материалы:
1) письменное заявление об установлении или пересмотре тарифов (на период регулирования) на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, подписанное руководителем или уполномоченным лицом организации промышленного железнодорожного транспорта и заверенное печатью организации с указанием размера тарифа и в каких единицах;
2) анкету, содержащую сведения об ОПЖТ, направившей заявление: наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, адрес официального сайта, ИНН, КПП, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации и специалиста, ответственного за взаимодействие с органом регулирования;
3) пояснительную записку, содержащую:
- обоснование необходимости изменения тарифов;
- описание транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях;
4) копии документов, подтверждающих право организации промышленного железнодорожного транспорта заниматься соответствующим видом деятельности (перечень видов деятельности, изложенный в уставе организации, договор с организацией или ветвевладельцем, по подъездному железнодорожному пути которых производится перевозка (подача и уборка) или пропуск вагонов, и иные документы);
5) утвержденный в установленном порядке единый технологический процесс работы подъездного железнодорожного пути, если его разработка необходима в соответствии с действующим законодательством. В тех случаях, когда технологические процессы не разрабатываются, предлагается применять обобщенные характеристики технологических процессов;
6) сведения об объемах выполненных услуг (работ), оказываемых организацией промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, с расшифровкой плановых и фактических объемов оказываемых услуг по каждому потребителю услуг, с приложением копий договоров на оказание услуг и соответствующих документов, подтверждающих фактические объемы оказываемых услуг по каждому потребителю услуг, а в случае исполнения заказа, финансируемого из бюджетных средств, - копии договора с муниципальным или государственным заказчиком;
7) копии приказа и Положения об учетной политике предприятия в целях бухгалтерского и налогового учета, заверенные надлежащим образом;
8) копии налоговых деклараций по начисленным налогам за предыдущий финансовый год, предшествующий году, в котором организация обратилась за установлением тарифа, и на последнюю отчетную дату, заверенные надлежащим образом, с отметкой налогового органа (в зависимости от выбранной системы налогообложения):
- налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
- налоговая декларация по налогу на имущество организаций;
- налоговая декларация по земельному налогу;
- налоговая декларация по транспортному налогу;
- уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
- налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы на последнюю отчетную дату;
- уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС;
- расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев;
9) формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за предыдущий финансовый год, предшествующий году, в котором организация обратилась за установлением тарифа, и на последнюю отчетную дату по формам в соответствии с действующим законодательством с отметкой налогового органа:
- форма N 1 "Бухгалтерский баланс";
- форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках";
- формы N 3 и N 5 к годовому отчету на последнюю дату;
- форма N 1-ТР "Сведения о промышленном железнодорожном транспорте";
- форма N 5-3 "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции" (для профильных предприятий);
- форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный период;
- выписки из Главной книги по счетам 20, 23, 25, 26 с расшифровкой и разбивкой по местам возникновения;
- справку о распределении прибыли с расшифровкой счета 90 с предоставлением в регулирующий орган обосновывающих материалов;
- справку об использовании амортизационных отчислений с предоставлением в регулирующий орган обосновывающих материалов;
- справку о доходах предприятия за отчетный период по видам услуг;
10) копии правоустанавливающих документов на подъездные железнодорожные пути и подвижной состав, а также копии технических документов, в том числе:
- технического паспорта подъездных железнодорожных путей;
- схемы подъездных путей с указанием протяженности путей по каждому ветвевладельцу;
- ведомости путей, стрелочных переводов с указанием их технических характеристик (тип шпал, тип рельсов, вид балласта и иное);
- инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном железнодорожном пути (общая характеристика пользования с указанием категории железнодорожных путей, порядок подачи и уборки вагонов со станции на подъездные железнодорожные пути, маневровые работы);
11) основные технические показатели организации промышленного железнодорожного транспорта с заполнением приложения 1 к Методическим указаниям;
- сведения об объемах услуг (грузооборот, вагонооборот), оказываемых организацией на подъездных железнодорожных путях, за отчетный период, предшествующий период и период регулирования с расшифровкой плановых и фактических объемов оказываемых услуг по каждому потребителю услуг, с приложением копий договоров на оказание услуг с заполнением приложения N 2 к Методическим указаниям;
- расчет тарифа, анализ динамики изменения финансовых и натуральных показателей на транспортные услуги по перевозке груза согласно приложениям 3-13 к Методическим указаниям;
- расчет затрат на топливо и смазочные материалы по каждой серии локомотивов в зависимости от вида работ (поездная, маневровая) с предоставлением копий паспортов на используемые механизмы, с заполнением приложений 6, 9 к Методическим указаниям;
- ремонтные программы организации, планы ремонтов, график проведения планово-предупредительных ремонтов по каждому виду локомотивов и железнодорожных путей в соответствии с категориями, к которым они относятся, с указанием участков подъездных железнодорожных путей (номер, длина пути) и стрелочных переводов, подлежащих ремонту (с представлением дефектных ведомостей и смет), и заполнением приложения 5 к Методическим указаниям; отчет за предыдущие периоды с предоставлением обосновывающих материалов;
- копии договоров о поставке материалов, топлива, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков), счетов-фактур, актов выполненных работ, а также расчеты арендных платежей на регулируемый период;
- расчет амортизационных отчислений (приложение 12);
- расчет необходимой балансовой прибыли от оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях, включая расчет налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли организации (приложение 14);
12) копии штатных расписаний, Положения об оплате труда, приказы о выплатах премий, доплат и надбавок, включаемых в фонд оплаты труда, расчет нормативной численности и среднемесячного размера заработной платы персонала, занятого на грузоперевозках и работах по обслуживанию и эксплуатации подъездных железнодорожных путей (приложения 7, 8);
13) иные необходимые для расчета тарифов, по мнению организации, документы и материалы.
4.2.3. В случае необходимости органом регулирования могут быть запрошены дополнительные документы для установления тарифов на транспортные услуги.
4.2.4. Натуральные показатели сравниваются с соответствующим отчетным периодом, производится обоснование изменения (увеличения или снижения) уровня показателей в соответствии с представленными организацией материалами.
Финансово-экономические показатели сравниваются с предшествующим периодом. По каждой статье дается обоснование изменения (увеличения или снижения) затрат на основании первичных бухгалтерских документов.
4.2.5. Все документы представляются на бумажных и электронных носителях. При этом документы на бумажных носителях (в том числе расчетные таблицы и копии документов) должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем или уполномоченными должностными лицами, заверены печатью, сформированы в тома не более 250 листов и содержащие опись прилагаемых к нему документов, материалов. Доверенность прикладывается.
Все страницы тома должны иметь сквозную нумерацию, а копии документов должны быть заверены надлежащим образом.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых документов и информации несет руководитель организации промышленного железнодорожного транспорта.
4.2.6. В целях охраны конфиденциальности предоставляемой информации на материальные носители (документы), имеющие коммерческую и служебную тайну, должны быть нанесены соответствующие грифы, предусмотренные Федеральным законом от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Текст пункта 4.2.7 настоящих Методических указаний приводится с учетом поправки, опубликованной в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 23 октября 2017 г. N 42 (477)
4.2.7. Основанием для корректировки тарифов может быть наличие одного или нескольких из следующих условий:
изменение объемов работ на 20 и более процентов в натуральном выражении по регулируемой работе (услуге) по сравнению с объемом, принятым при расчете действующего тарифа;
изменение суммарных расходов организаций промышленного железнодорожного транспорта на осуществление регулируемой деятельности на 20 и более процентов по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен на предыдущий расчетный период регулирования;
изменение законодательства, устанавливающего суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющими регулируемую деятельность;
4.2.8. Если ОПЖТ имеет несколько структурных подразделений с различными станциями примыкания (участки, филиалы), то расчет тарифов выполняется для каждого подразделения отдельно по видам работ с учетом распределения общехозяйственных расходов между участками (филиалами).
5. Основные методические положения по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта, методом экономически обоснованных расходов (затрат)
5.1. Основным методом формирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта, является метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации цен.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки ОПЖТ, полученной от реализации каждого вида регулируемой деятельности, и расчетного объема производства соответствующего вида товара (работы, услуги) за расчетный период регулирования.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль регулируемых субъектов по регулируемому виду деятельности.
Для регулируемых субъектов, осуществляющих регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
5.2. Определение состава расходов, применяемых для расчета цен (тарифов), и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (дата регистрации в Министерстве юстиции Российской Ф. от 31.05.1999 г. N 1790), Методическими рекомендациями "Формирование тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом", утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 г. N АН-104-р, другими нормативными правовыми актами.
5.3. При осуществлении регулируемой деятельности организация промышленного железнодорожного транспорта обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому из осуществляемых им видов деятельности, в том числе, бухгалтерский учет. В случае, если ОПЖТ кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов не допускается.
5.4. Регулирование тарифов осуществляется путем установления органом регулирования предельных максимальных или фиксированных тарифов (далее - тарифы) на транспортные услуги.
Указанные тарифы устанавливаются в отношении каждой организации промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющей свою деятельность на территории Пермского края.
Тарифы для расчета с потребителями устанавливаются распорядительным документом организации промышленного железнодорожного транспорта самостоятельно, но не выше утвержденных органом регулирования предельных максимальных тарифов для указанной организации.
5.5. Уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортные услуги и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие производственной базы и средствами для финансирования за счет прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг.
В случае если по итогам отчетного периода регулирования на основании данных статистической, бухгалтерской отчетности, иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций промышленного железнодорожного транспорта, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием иной деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, за счет поступлений от оказания регулируемых услуг, орган регулирования принимает решение об исключении величины этих расходов при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Из необходимой валовой выручки исключаются следующие экономически необоснованные расходы и доходы:
- расходы организаций, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых цен расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) за исключением наличия подтвержденной экономии по расходам;
- экономически не обоснованные доходы, связанные с нарушениями законодательства при установлении и применении регулируемых тарифов;
- расходы, связанные с приобретением регулируемого субъекта товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах.
В необходимую валовую выручку включаются:
- экономически обоснованные расходы организаций, не учтенные при установлении регулируемых цен на тот период регулирования, в котором они понесены, в том числе расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств;
- недополученный доход, по независящим от регулируемого субъекта причинам, подтвержденный данными бухгалтерской и статистической отчетности за предыдущий период регулирования.
5.6. В случае, если организация промышленного железнодорожного транспорта в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы (убытки), связанные с осуществлением регулируемой деятельности, не учтенные при установлении тарифов на транспортные услуги, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такого регулируемого субъекта начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности в полном объеме.
5.7. Тарифы на транспортные услуги организацией промышленного железнодорожного транспорта рассчитываются с учетом технологии выполняемых работ с использованием алгоритма прямого отнесения фактических расходов на себестоимость конкретной оказываемой услуги.
При расчете тарифов для организаций промышленного железнодорожного транспорта, ранее не осуществлявших деятельность в данной сфере услуг и не имеющих фактических данных по расходам, расчет осуществляется на основании планируемых показателей их деятельности. Планируемые показатели деятельности для таких организаций принимаются с учетом сравнительного анализа с расходами организаций промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющих аналогичную деятельность.
5.8. При расчете тарифов на транспортные услуги организации промышленного железнодорожного транспорта расходы на оплату труда включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Определение расходов на оплату труда производится с учетом: нормативов численности персонала; нормативов производителя; параметров отраслевого тарифного соглашения; параметров трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размера фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда; условий коллективного договора; прогнозного индекса потребительских цен.
Расходы на оплату труда в целях настоящей главы определяются исходя из документально подтвержденной фактической численности персонала, не превышающей нормативную численность, рассчитанную, в том числе, из состава эксплуатируемого оборудования, и средней заработной платы по соответствующему виду деятельности с учетом ее индексации на индекс заработной платы.
5.9. Расходы организации, которые напрямую не относятся на оказание регулируемых услуг (общехозяйственные, общепроизводственные расходы), распределяются между видами услуг пропорционально прямым расходам, основной заработной плате производственных рабочих или иным способом, предусмотренным учетной политикой организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
5.10. Тарифы на транспортные услуги устанавливаются на срок не менее одного календарного года. Действие настоящего пункта не распространяется:
- на решения органа регулирования об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
- на решения органа регулирования в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий;
- на решения органа регулирования по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов.
5.11. Решение органа регулирования об установлении тарифов не имеет обратной силы.
5.12. При формировании тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта необходимо учесть множество факторов, отражающих технологию работы, фактическое состояние технических средств, внешнюю экономическую ситуацию, количество контрагентов.
Общая схема расчетов при установлении тарифов на работы и услуги ОПЖД:
- прогнозирование объемов работ и услуг ОПЖТ на расчетный период (совместно с контрагентами);
- определение расходов на содержание и функционирование объектов ОПЖТ;
- распределение затрат блоков между регулируемыми и нерегулируемыми работами;
- распределение затрат каждого блока ОПЖТ между филиалами (если блок участвует в работе филиалов);
- формирование расходов по видам выполняемых работ и дифференциация тарифов по контрагентам.
При расчете тарифов учитываются результаты деятельности организации по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов (отчетные периоды).
6. Расчет затрат, связанных с предоставлением транспортных услуг организациями промышленного железнодорожного транспорта
6.1. Определение состава расходов, применяемых для расчета тарифов, и оценка их обоснованности производятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, "Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом", разработанными Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) от 20.12.2001 г. N АН-104-р и согласованными Минэкономразвития России, "Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26 (в редакции Приказа Минтранса РФ от 15.02.2008 N 28), дата регистрации Министерством юстиции Российской Федерации - 19.06.2003 г. N 4764, другими нормативными правовыми актами.
Затраты на транспортные услуги группируются по видам предоставляемых транспортных услуг в соответствии с их экономическим содержанием и подразделяются на прямые и накладные (косвенные).
6.2. Прямые расходы относятся непосредственно на соответствующий вид работ и услуг. Прямые расходы на отдельных этапах технологического процесса, связанные с двумя и более видами работ и услуг, распределяются по видам работ и услуг пропорционально объему работ и услуг, фонду оплаты основного производственного персонала или другим способом.
К прямым расходам относятся затраты на материалы, топливо, оплату труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и аренду.
6.3 Распределение накладных расходов по каждому виду работ и услуг регулируемой организации производится в соответствии с учетной политикой, принятой в организации.
Для регулируемых организаций, у которых регулируемый вид деятельности не является основным, распределение накладных расходов осуществляется пропорционально прямым расходам по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.
К накладным (косвенным) расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в том числе налоги, относимые на себестоимость.
6.4. При определении финансовых потребностей (планируемых расходов) органы регулирования используют:
- регулируемые государством тарифы (цены);
- цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
- официальную статистическую информацию, опубликованную Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, о рыночных ценах и тарифах, установленных на расчетный период регулирования, в том числе цены на топливо и сырье;
- данные, полученные по результатам экспертиз экспертных организаций, привлеченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
6.1.1. Прямые расходы
6.1.1.1. Затраты на материалы
Затраты на материалы включают в себя стоимость материалов на текущее содержание и эксплуатацию подвижного состава, пути, стрелочных переводов, переездов и других сооружений, необходимых для оказания транспортных услуг.
Расчет затрат на материалы (Мз) осуществляется исходя из необходимого количества видов материалов, запасных частей (Вмз) и цены за единицу вида материала, действующей на момент расчета тарифа (Цмз), с учетом индекса изменения цен на период регулирования по формуле:
Мз = Вмз х Цмз.
Расход материалов на текущее содержание, ремонт пути и стрелочных переводов определяется исходя из нормативов на 1 км пути (1 стрелочный перевод), утвержденных указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.11.1997 г. N С-1386-у "Среднесетевые нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание, планово
предупредительную выправку, ремонт пути и других устройств путевого хозяйства", или нормативов, утвержденных отраслевыми министерствами.
Расход материалов на содержание локомотивов определяется в соответствии с нормативами, утвержденными указаниями Министерства путей сообщения РФ от 05.04.1994 г. N М-257у и от 20.04.1996 г. N М-184у "Среднесетевые нормы межремонтных периодов тягового подвижного состава", справочником по тепловозам промышленного транспорта под редакцией Н.Н. Залита, нормативами, утвержденными отраслевыми министерствами, иными нормативными правовыми актами.
Цены материалов подтверждаются документально.
6.1.1.2. Затраты на топливо и смазочные материалы
Для определения потребности в материалах используется нормативно-статистический метод. Расчет затрат на дизельное топливо для работы локомотивов (Зт) осуществляется по каждой серии локомотивов исходя из объема работы локомотива в год (в часах), норм расхода топлива в зависимости от вида работы (поездная, маневровая) и цены топлива, действующей на момент расчета тарифа, с учетом индекса изменения цен на период регулирования по формуле:
Зт = Тэ х Н х Цт,
где
Тэ - количество локомотиво-часов эксплуатации в год;
Н - норма расхода дизельного топлива на поездной (маневровой) работе в час, кг/час;
Цт - цена 1 тонны топлива (без НДС), руб./т.
Расчет расхода дизельного топлива производится в соответствии с нормативами, утвержденными отраслевыми министерствами, иными нормативными правовыми актами и с учетом данных фактического расхода топлива за отчетные периоды на единицу объема грузоперевозок (приложение 13 к Методическим указаниям).
Затраты на смазочные материалы определяются исходя из нормы расхода дизельного масла, принимаемой в размере 3-4 процентов от расхода топлива, и цены 1 тонны масла, действующей на момент расчета тарифа, с учетом индекса изменения цен на период регулирования.
При расчете расходов цены на топливо и горюче-смазочные материалы принимаются средневзвешенные цены отчетного периода на определенный вид материала либо средние цены по региону на момент расчета тарифа, пересчитанные с учетом индекса цен Минэкономразвития РФ на регулируемый период.
Цены на топливо и горюче-смазочные материалы подтверждаются документально.
6.1.1.3. Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления являются источником финансирования технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных фондов предприятия.
Расходы на амортизацию основных средств для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Величина амортизации основных средств регулируемых субъектов в целях настоящего Федерального закона учитывается на уровне, определенном исходя из данных бухгалтерского учета на конец года, предшествующего периоду регулирования.
В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемого субъекта при расчете и установлении соответствующих тарифов для этого субъекта на следующий календарный год.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации или техническим паспортом основного средства и в соответствии с техническими характеристиками срока полезного использования.
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, с учетом основных средств, введенных в эксплуатацию за последний отчетный период.
Организацией промышленного железнодорожного транспорта, оказывающей транспортные услуги, в орган регулирования представляется полный перечень основных производственных фондов, находящихся на балансе организации и участвующих в технологическом процессе, с указанием даты ввода в эксплуатацию основных производственных фондов, их балансовой стоимости, норм и сумм амортизационных отчислений (приложение 12 к Методическим указаниям).
Амортизация на полное восстановление основных производственных фондов, приобретенных до 2002 года, определяется согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". Для основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию после 2002 года, - согласно статьям 258, 259 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (с изменениями от 09.07.2003 г., 08.08.2003 г., 18.11.2006 г.), Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. N 26н, Федеральному закону от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", другим нормативным правовым актам Российской Федерации.
Метод расчета амортизационных начислений фиксируется в учетной политике каждого ОПЖТ.
6.1.1.4. Оплата труда (оплата труда основного производственного персонала)
В данной статье отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала, занятого в работах по перевозке грузов по подъездным путям, а также по обслуживанию подвижного состава и подъездных путей: машинистов локомотивов, помощников машинистов, составителей поездов, приемосдатчиков, рабочих, занятых ремонтом и техническим обслуживанием локомотивов (монтеров пути, дежурных стрелочного поста, приемосдатчиков грузов, прочего производственного персонала).
Затраты на оплату труда определяются в соответствии с утвержденным штатным расписанием, фактической численностью работающих и среднемесячного размера заработной платы.
Среднемесячная заработная плата рассчитывается с учетом дополнительной оплаты труда персонала и доплат по заработной плате (за работу в ночное время, за личный вклад, за вредные условия труда и иные выплаты) в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на момент расчета тарифа.
Среднемесячная заработная плата может быть установлена на уровне среднестатистической заработной платы по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики для средних и крупных предприятий по разделу "Железнодорожный транспорт", на уровне базового периода или отчетного периода с учетом индекса потребительских цен, установленного Министерством экономического развития Российской Федерации на период регулирования.
При определении плановой численности работников в зависимости от их категории применяются следующие методы:
- нормативный;
- экспертная корректировка базовой численности;
- статистический.
Плановая зарплата работников устанавливается корректировкой зарплаты предшествующего периода с учетом индекса потребительских цен, установленного Министерством экономического развития Российской Федерации на период регулирования.
6.1.1.5. Отчисления на социальное страхование
Расходы на социальные страхование ОПЖТ определяются исходя из расчетных годовых расходов на оплату труда и средней фактической ставкой страховых взносов за полный истекший предыдущий год.
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются исходя из страхового тарифа на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ.
6.1.1.6. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и железнодорожных путей
Расходы на ремонт основных средств определяются на основании утвержденных ОПЖТ ремонтных программ.
При определении расходов ОПЖТ на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный соответствующей программой на производственных объектах, принадлежащих ОПЖТ на праве собственности или на ином законном основании.
При определении расходов на ремонт учитываются:
- расходы на текущий ремонт;
- расходы на капитальный ремонт;
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала. Указанные расходы определяются в порядке статьи 12 настоящего Федерального закона;
- нормативы расходов (с учетом их индексации) материалов и запасных частей на ремонт технологического оборудования;
- цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов и иных конкурентных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств, официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования;
- ранее выполненные на эксплуатируемом оборудовании ремонтные работы.
При отсутствии указанных данных применяются индексы роста цен на производство промышленной продукции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Расходы на виды ремонтов для расчета тарифов определяются с учетом периодичности ремонтов подвижного состава, железнодорожных путей, стрелочных переводов и иных основных фондов, т.е. по каждому виду ремонта (капитальный, средний, подъемочный) в расчетном периоде включаются расходы, равные полной стоимости ремонта, разделенные на периодичность ремонтов данного вида (в годах).
В приложении 5 к Методическим указаниям указывается количество локомотивов, количество километров путей, стрелочных переводов и иных основных фондов, подлежащих ремонту (с указанием вида ремонта), сметная стоимость ремонта, осуществляемого собственными силами и силами сторонних организаций.
Необходимость проведения ремонта железнодорожных путей устанавливается исходя из периодичности ремонта путей согласно Техническим условиям на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденным распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 18.01.2013 г N 75р; Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС РФ от 01.07.2000 г. N ЦП-774, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, другим нормативным правовым актам.
Планы проведения ремонтов и договоры на их выполнение специализированными организациями с приложением дефектных ведомостей, смет должны предоставляться в регулирующий орган.
Затраты, включаемые в ремонтный фонд, подтверждаются сметами ремонтных работ. Выполнение ремонтных работ подтверждается актами о выполнении ремонтных работ, платежными поручениями, иными документами.
На схеме подъездных железнодорожных путей указываются номер, длина пути, стрелочные переводы, подлежащие ремонту.
6.1.1.7 Арендная плата, лизинговые платежи
Расходы на оплату аренды (лизинга), учитываемые в составе затрат на транспортные услуги, включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.
Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования, исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг.
Расходы на лизинг определяются исходя из возмещения затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещения затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. При этом доход лизингодателя не должен превышать установленную Центральным банком Российской Федерации ключевую ставку, увеличенную на 4 процентных пункта. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Лизинговый платеж определяется на основании договора лизинга и перечня передаваемого в лизинг имущества.
Если в аренду сдается предприятие в целом, то экономически обоснованный уровень должен рассчитываться исходя из следующих предпосылок:
- аренда промышленного предприятия не может быть основанием для увеличения тарифных ставок, если технология выполнения работ не изменяется;
- арендуемое имущество остается собственностью арендодателя, который и уплачивает налоги на имущество и на землю;
- арендатор не будет арендовать предприятие, если не рассчитывает получать прибыль от использования арендуемого имущества;
- собственник должен получить такую арендную плату, которая компенсировала бы его затраты на восстановление и содержание имущества и земли и принесла бы ему некоторый доход.
Исходя из этого, арендная плата должна включать в себя несколько составляющих:
- амортизационную составляющую, которая обеспечивает возврат собственнику вложенных в предприятие средств (именно за счет этих средств должны выполняться модернизация и реконструкция на предприятии);
- налоговую составляющую, которая должна компенсировать собственнику уплачиваемые им налоги: налог на имущество и налог на землю;
- прибыль.
С учетом этого арендную плату (А) можно выразить следующей формулой:
А = А1 + А2 + А3 + А4, тыс. руб.,
где А1 - амортизационная составляющая арендной платы, руб./год;
А2 - налог на землю, руб./год;
А3 - налог на имущество, руб./год;
А4 - прибыль арендодателя, руб./год.
При сдаче в аренду ОПЖТ в целом первые три составляющие арендной платы непосредственно участвуют в формировании тарифной ставки. Последняя составляющая (прибыль арендодателя), как и прибыль арендатора, являются частью общей прибыли ОПЖТ, которая уже включена в себестоимость продукции предприятия. Сдача ОПЖТ в аренду при неизменных условиях работы ОПЖТ не должна превышать тариф.
Общая прибыль ОПЖТ определяется исходя из всех затрат ОПЖТ (без учета прибыли собственника) и установленного коэффициента рентабельности. Повторно прибыль собственника в себестоимость продукции предприятия не должна включаться.
Расчет затрат на арендную плату (лизинговые платежи) выполняется в соответствии с приложением 15 к Методическим указаниям.
6.1.2. Накладные расходы (косвенные)
6.1.2.1. Общепроизводственные (цеховые) расходы
В статье учитываются затраты на содержание аппарата оперативного руководства, прочего общепроизводственного (цехового) персонала, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов цехового назначения, содержание зданий, сооружений, инвентаря цеха, охрану труда, затраты на электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, используемые на общепроизводственные (цеховые) нужды.
Распределение общепроизводственных (цеховых) расходов по видам деятельности организации, осуществляющей регулируемую деятельность (грузоперевозки, технологические перевозки, погрузочно-разгрузочные работы и иные работы), осуществляется пропорционально прямым затратам, основной заработной плате производственных рабочих или иным способом, предусмотренным учетной политикой организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
6.1.2.2. Общехозяйственные расходы
В статье учитываются затраты на оплату труда административно-управленческого персонала предприятия с отчислениями на социальные нужды, расходы, связанные с управлением предприятием в целом, содержанием зданий и сооружений общехозяйственного характера, пожарной службы, сторожевой охраны, прочие расходы, относимые на себестоимость согласно действующему законодательству.
Распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности осуществляется пропорционально прямым затратам, основной заработной плате производственных рабочих или иным способом, предусмотренным учетной политикой предприятия.
В основу определения общехозяйственных расходов следует положить расходы предшествующего периода, откорректировав их с учетом изменений в законодательстве о налогах, планируемых мероприятий, которые не отражены в затратах и индексов цен Минэкономразвития России на регулируемый период.
6.1.3. Прочие расходы
Прочие расходы учитываются по следующим позициям:
- налоги, действующие на момент расчета тарифов;
- другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядке;
- проценты по полученным кредитам;
- расходы на охрану;
- командировочные расходы;
- подготовка и переподготовка кадров;
- расходы на связь;
- ремонт и обслуживание оргтехники;
- бланки и канцтовары;
- расходы на услуги банков;
- другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.
Приведенный список прочих затрат должен включать все расходы, не учтенные в предыдущих статьях расходов.
В основу определения прочих расходов следует положить прочие расходы каждого блока в предшествующем периоде, откорректировав их с учетом изменений в законодательстве по налогам и планируемых мероприятий в плановом году.
6.1.4. Подрядные работы
Для выполнения некоторых функций ОПЖТ заключает договоры с подрядными организациями. Чаще всего подрядными организациями выполняются такие работы, как содержание соответствующего путевого хозяйства ОПЖТ, обследование локомотивов, бухгалтерское обслуживание, обучение кадров, ремонт зданий и сооружений и др.
Себестоимость продукции подрядной организации полностью относится на расходы того блока ОПЖТ, для которого выполнялись подрядные работы.
7. Расчет прибыли на регулируемые услуги, оказываемые организацией промышленного железнодорожного транспорта
7.1. Прибыль на регулируемые услуги, оказываемые организацией промышленного железнодорожного транспорта, предусматривается в размерах, необходимых для покрытия обязательных платежей в бюджеты разных уровней, социальные программы в соответствии с коллективным договором ОПЖТ и создания условий для развития организации промышленного железнодорожного транспорта, в том числе модернизации и реконструкции, исходя из программы производственного развития.
7.2. При неиспользовании средств амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов за отчетный период в регулируемом периоде необходимая валовая выручка ОПЖТ уменьшается на сумму неиспользованных средств амортизационных отчислений отчетного периода.
7.3. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
- капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
- прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, другими нормативными правовыми актами.
7.4. Расчет расходов инвестиционного характера, необходимых для финансового обеспечения, развития и модернизации промышленного железнодорожного транспорта, основан на среднесрочном (3-5 лет) или долгосрочном (свыше 5 лет) инвестиционном плане (программе) развития предприятия.
В него включаются:
- мероприятия по реализации проектов, направленных на замену изношенных фондов, совершенствование технологии производства, развитие мощностей, реконструкцию объектов, автоматизацию и диспетчеризацию и иные;
- перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, сроки и порядок возврата кредитов;
- технико-экономические обоснования или бизнес-план, подтверждающие эффективность предполагаемых вложений, срок окупаемости капитальных вложений.
При расчете инвестиций на развитие организации промышленного железнодорожного транспорта учитываются темпы развития производственной базы, инфраструктуры, наращивания объемов грузоперевозок предприятиями - заказчиками транспортных услуг.
Прибыль производственного назначения (Пи) определяется:
Пи = Ои - Ар - Ди, где
Ои - объем требуемых инвестиций;
Ар - амортизационные отчисления;
Ди - привлеченные средства, кредитные ресурсы.
7.5. Организация промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющая регулируемую деятельность, для обоснования необходимости учета инвестиционной составляющей в тарифе разрабатывает и представляет в орган регулирования инвестиционную программу по развитию деятельности.
Размер величины прибыли учитывается при расчете тарифов с учетом необходимости соблюдения предельных параметров роста тарифов на железнодорожные перевозки в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования либо с учетом нормативных (сравнительно индикативных) сроков окупаемости инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта.
В случае существенного превышения уровня прогнозируемых тарифов с учетом величины прибыли по отношению к указанным предельным параметрам роста тарифов структура источников финансирования программ развития подлежит пересмотру в части увеличения доли привлеченных средств и (или) увеличения сроков окупаемости инвестиционных проектов. При отсутствии возможности пересмотра структуры источников финансирования и (или) сроков их окупаемости параметры программы развития подлежат корректировке с учетом предельных параметров: роста тарифов, величины размеров финансирования по каждому из источников, предельных сроков возврата инвестиций.
7.6. В необходимую валовую выручку включаются налоги, уплаченные из прибыли в соответствии с законодательством.
7.7. В соответствии с пунктом 6 "Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом", разработанных Минтрансом РФ от 20.12.2001 г. N АН-104-р и согласованных Минэкономразвития России, при расчете тарифов на транспортные услуги рекомендуется максимальный уровень рентабельности применять в размерах, не превышающих 35 процентов.
8. Расчет тарифа на транспортные услуги организации промышленного железнодорожного транспорта
8.1. Тариф за перевозку грузов по железнодорожным путям организации промышленного железнодорожного транспорта
Тариф за перевозку грузов по железнодорожным путям организации промышленного железнодорожного транспорта рассчитывается:
- для каждого маневрового района и на расстояние не более 3 км для тяжеловесного груза по формуле:
Тп = (З + П) / Qrp, руб./т х км,
где
Тп - тариф за перевозку груза маневрового района или на расстояние не более 3 км, рублей за 1 тонну;
3 - затраты по перевозке грузов, тыс. руб.;
П - прибыль, тыс. руб.;
Qrp. - грузооборот по всем потребителям для маневрового района или на расстояние не более 3 км, или для тяжеловесного груза, тыс. т х км;
- на расстояние свыше 3 км за каждый километр перевозки 1 тонны груза по формуле:
Тп = (З + П) / Qrp., руб./т х км,
где
Тп - тариф за перевозку груза на расстояние свыше 3 км за каждый километр перевозки 1 тонны груза, рублей за 1 тонну;
3 - затраты по перевозке грузов, тыс. руб.;
П - прибыль, тыс. руб.;
Qrp. - объем перевозки грузов на расстоянии свыше 3 км, тыс. т х км;
- для легковесных грузов по формуле:
Тп = (3 + П) / Qваг, руб./ваг. х км,
где
Тп - тариф за перевозку легковесного груза, рублей за 1 вагон;
3 - затраты по перевозке грузов, тыс. руб.;
П - прибыль, тыс. руб.;
Qваг - вагонооборот по всем потребителям, тыс. ваг. х км.
Группировка статей затрат для расчета тарифа приведена в приложениях 3, 4 к Методическим указаниям.
9. Расчет тарифов на регулируемые услуги, оказываемые организацией промышленного железнодорожного транспорта, методом индексации
9.1. Решение о применении метода индексации принимается регулирующим органом, исходя из анализа деятельности организации промышленного железнодорожного транспорта за предшествующие периоды регулирования.
9.2. При применении метода индексации учитываются:
программы сокращения расходов предприятий, осуществляющих регулируемую деятельность;
изменение состава или объемов финансирования инвестиционных программ;
изменение объема услуг в натуральном выражении;
выпадающие доходы, полученные предприятием по не зависящим от него причинам, или полученный избыток, выявленные по итогам предыдущих периодов;
экономически обоснованные расходы предприятия.
9.3. При установлении тарифов методом индексации тариф рассчитывается по формуле:
где
- величина тарифов на услуги регулируемой организации по j-му регулируемому виду деятельности, установленная РСТ на i-1-й год (при установлении тарифа на первый год периода регулирования в качестве i-1-го года принимается базовый год - год, предшествующий периоду регулирования);
- прогнозируемый Министерством экономического развития Российской Федерации индекс изменения потребительских цен в i-й год периода регулирования;
- прирост в тарифах i-го года на услуги регулируемой организации по j-му регулируемому виду деятельности удельных экономически обоснованных расходов предприятия;
- прирост в тарифах i-го года на услуги регулируемой организации по j-му регулируемому виду деятельности удельных значений выпадающих доходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам предыдущих периодов, связанных в том числе с отклонениями фактического роста индекса потребительских цен и расходов на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- прирост в тарифах i-го года на услуги регулируемой организации по j-му регулируемому виду деятельности удельных расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (при изменении в базовом году ставок налогов - до установления тарифов);
- объем услуг регулируемой организации по j-му регулируемому виду деятельности в натуральном выражении соответственно в i-1-м и i-м годах.
10. Заключительные положения
10.1. Разногласия по применению положений настоящих Методических указаний рассматриваются на заседании Правления РСТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.