Распоряжение Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 г. N 307-рп
"Об утверждении Долговой политики Пермского края на 2017 - 2020 годы"
В целях реализации политики по эффективному управлению государственным долгом Пермского края:
1. Утвердить прилагаемую Долговую политику Пермского края на 2017 - 2020 годы.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Пермского края от 2 июня 2015 г. N 174-рп "Об утверждении Долговой политики Пермского края на 2015 - 2018 годы".
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Пермского края О.В. Антипину
Губернатор Пермского края |
М.Г. Решетников |
Долговая политика
Пермского края на 2017 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 г. N 307-рп)
I. Общие положения
1.1. Под Долговой политикой Пермского края (далее - Долговая политика) понимается реализация комплекса мер, направленных на обеспечение оптимальной структуры долговых обязательств с учетом потребности в привлечении средств, поддержание объема государственного долга Пермского края на законодательно установленном уровне, минимизацию расходов на его обслуживание.
1.2. Долговая политика является составной частью бюджетной политики, определяет приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Пермского края.
1.3. Долговая политика направлена на эффективное управление государственным долгом Пермского края, недопущение просроченных долговых обязательств Пермского края и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Пермского края.
1.4. Целью Долговой политики является оптимизация структуры государственного долга и минимизация расходов на его обслуживание.
1.5. Задачами Долговой политики являются:
1.5.1. поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет Пермского края на экономически безопасном уровне с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Пермского края от 12 октября 2007 г. N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации;
1.5.2. приоритетность привлечения в бюджет Пермского края бюджетных кредитов из федерального бюджета;
1.5.3. проведение реструктуризации долговых обязательств Пермского края перед федеральным бюджетом;
1.5.4. обеспечение взаимосвязи объемов и сроков привлечения кредитов кредитных организаций с реальными потребностями в них;
1.5.5. своевременное и полное исполнение долговых обязательств Пермского края;
1.5.6. проведение анализа объема и состава государственного долга Пермского края, а также сопоставление стоимости различных рыночных инструментов заимствований;
1.5.7. мониторинг и регулирование долговой политики, проводимой органами местного самоуправления;
1.5.8. проведение анализа финансового состояния юридических лиц, претендующих на получение государственных гарантий.
II. Итоги реализации Долговой политики в период до 2017 года
Начиная с 2005 года до конца 2013 года исполнение бюджета Пермского края позволяло обеспечивать расходы бюджета доходными источниками без привлечения кредитов кредитных организаций. Несмотря на наличие планового дефицита бюджета Пермского края, при его исполнении доходные поступления с учетом переходящих неиспользованных остатков средств на начало года превышали объем расходов, то есть бюджет исполнялся с профицитом.
В целях более эффективного использования временно свободных денежных средств Министерством финансов Пермского края до 2013 года проводилась работа по размещению данных средств на банковских депозитах, что позволило без ущерба для финансирования расходов бюджета Пермского края привлекать дополнительные доходы в виде процентов от размещения средств. Всего за период с 2005 года по 2013 год обеспечено поступление дополнительных доходов в бюджет Пермского края в объеме более 5,5 млрд. рублей.
Государственная Долговая политика до 2014 года строилась на привлечении только целевых кредитов из федерального бюджета и работе по их погашению.
Начиная с 2014 года в целях финансирования временных кассовых разрывов, дефицита бюджета Пермского края привлекаются как бюджетные кредиты, так и кредиты кредитных организаций.
В настоящее время в Пермском крае проводится максимально гибкая политика заимствований, позволяющая оперативно принимать решения по выбору наиболее выгодных долговых инструментов в определенные моменты времени.
В течение нескольких лет Пермский край занимает лидирующие позиции в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа по уровню долговой нагрузки, который в Пермском крае существенно ниже максимально возможного показателя, установленного законодательством, - 100,0%, и среднего показателя по субъектам округа по итогам за 2016 г. - 56,9% (в Пермском крае в 2016 году уровень снизился с 24,2% на начало года до 23,5% на конец года).
По итогам за 2016 год Пермский край по уровню долговой нагрузки занимает второе место среди субъектов Приволжского федерального округа.
По сравнению с началом 2015 года в структуре долга на конец 2016 года значительно увеличена доля бюджетных кредитов перед федеральным бюджетом, привлеченных под 0,1% годовых сроком на три года: с 16% (2,0 млрд. рублей) до 45% (9,5 млрд. рублей). Соответственно, доля кредитов кредитных организаций за два года снизилась с 83% (10,4 млрд. рублей) до 55% (11,5 млрд. рублей).
В результате проведения данного комплекса мероприятий Пермский край занимает 2-е место среди субъектов Приволжского федерального округа по показателю стоимости кредитных ресурсов. Расходы на обслуживание долга Пермского края по итогам 2016 года составляют 1,23 копейки на 1 рубль государственного долга при среднем показателе по округу 5,06 копейки, максимальном показателе 9,43 копейки.
III. Основные направления Долговой политики на 2017 - 2020 годы
3.1. Поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет Пермского края на экономически безопасном уровне.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения:
по предельному объему государственного долга субъектов Российской Федерации, который не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
по объему расходов на обслуживание государственного долга, который не должен превышать 15% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Пермского края от 12 октября 2007 г. N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" установлено дополнительное ограничение к предельному объему государственного долга, который не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета Пермского края без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, установлены более низкие значения данных ограничений:
на 1 января 2018 г. - не более 30%;
на 1 января 2019 г. - не более 37%;
на 1 января 2020 г. - не более 42%.
Формирование проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период и его исполнение должны осуществляться с учетом соблюдения вышеуказанных требований.
3.2. Приоритетность привлечения в бюджет Пермского края бюджетных кредитов из федерального бюджета.
С целью оптимизации структуры государственного долга и минимизации стоимости его обслуживания для финансирования временных кассовых разрывов и дефицита бюджета возможно:
3.2.1. привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Пермского края под 0,1% годовых на срок до пяти лет при условии соблюдения ограничений, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации;
3.2.2. привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков на счете бюджета Пермского края, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю под 0,1% годовых;
3.2.3. привлечение остатков невостребованных средств бюджетных и автономных учреждений со счетов, на которых отражаются операции со средствами данных учреждений, на покрытие временного кассового разрыва, что позволяет без дополнительных расходов на обслуживание государственного долга и ущерба для финансирования расходов учреждений восполнить недостающий объем средств.
3.3. Проведение реструктуризации долговых обязательств перед федеральным бюджетом в соответствии с условиями, установленными на федеральном уровне, что позволит рассрочить исполнение обязательств во времени, уменьшить потребность в привлечении кредитов кредитных организаций и, соответственно, приведет к уменьшению расходов на обслуживание долга.
3.4. Обеспечение взаимосвязи объемов и сроков привлечения кредитов кредитных организаций с реальными потребностями в них с учетом сроков поступления доходных источников и сроков исполнения расходных обязательств.
Для этого необходимы:
ежемесячная оценка исполнения доходной и расходной частей бюджета;
составление ежемесячного кассового плана с понедельной разбивкой с учетом остатков средств на счете на начало каждого месяца;
привлечение кредитов кредитных организаций в случаях невозможности использования других более дешевых инструментов заимствований;
приоритетное открытие возобновляемых кредитных линий, в рамках которых предусмотрена возможность неоднократного привлечения и погашения кредитных ресурсов в пределах установленного лимита задолженности в зависимости от сроков и сумм потребности в привлечении средств.
С целью оптимизации расходов на обслуживание долга привлечение кредитов кредитных организаций в бюджет Пермского края должно осуществляться по ставке не выше размера, рассчитанного как ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации плюс 1% годовых, а также с учетом проведения дополнительной работы по снижению процентных ставок.
3.5. Своевременное и полное исполнение долговых обязательств Пермского края.
Средства на исполнение долговых обязательств Пермского края, расходы на обслуживание государственного долга являются приоритетными как на этапе планирования проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период, так и в процессе его исполнения.
3.6. Проведение анализа показателей реализации Долговой политики:
3.6.1. объема и состава государственного долга Пермского края, в том числе сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность Пермского края - ежемесячного;
3.6.2. сопоставление стоимости различных рыночных инструментов заимствований (кредитов кредитных организаций, государственных облигационных займов) - ежеквартального.
Необходимость выпуска облигационных займов рассматривается в случае реализации долгосрочных инвестиционных проектов Пермского края.
3.7. Мониторинг и регулирование долговой политики, проводимой органами местного самоуправления, при привлечении заемных ресурсов в местные бюджеты, в том числе по:
3.7.1. соответствию ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации к объему дефицитов местных бюджетов, предельным объемам заимствований, расходам на обслуживание муниципального долга;
3.7.2. приоритетному привлечению в местные бюджеты бюджетных кредитов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3.7.3. привлечению кредитов кредитных организаций по ставке не выше размера, рассчитанного как ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации плюс 1% годовых.
В регулятивных целях предусматривается включение установленных ограничений в соглашения, заключаемые Министерством финансов Пермского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, и принятие мер по приостановлению предоставления дотаций в случае их нарушения.
3.8. Предоставление государственных гарантий Пермского края в соответствии с утвержденной программой государственных гарантий Пермского края, установленными законодательством требованиями при наличии обеспечения исполнения обязательств, положительного экспертного заключения по анализу финансового состояния юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 г. N 307-рп "Об утверждении Долговой политики Пермского края на 2017 - 2020 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 28 ноября 2017 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пермского края от 25 июля 2018 г. N 163-рп
Изменения вступают в силу с 25 июля 2018 г.