В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Постановлением администрации Гайнского муниципального района N 404 от 21.07.2014 администрация Гайнского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы".
2. Объем финансирования муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" при формировании бюджета Гайнского муниципального района ежегодно отражать отдельной строкой в соответствии с настоящим Постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на и.о. заведующего отделом экономического развития - О.Н. Гагарину.
Глава Гайнского муниципального района - Глава администрации Гайнского муниципального района |
В.В. Исаев |
Муниципальная программа
развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы п. Гайны, 2018 г.
(утв. постановлением администрации Гайнского муниципального района Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 645-245-01-08)
1. Паспорт
Муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы"
Руководитель Программы |
И. о. заведующего отделом экономического развития |
Ответственный исполнитель Программы |
Отдел экономического развития администрации Гайнского муниципального района |
Соисполнители Программы |
Соисполнители отсутствуют |
Участники Программы |
- крестьянские (фермерские) хозяйства; - индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством; - граждане, ведущие личные подсобные хозяйства; - сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
Подпрограммы Программы |
- информационная и организационная поддержка малых форм хозяйствования; - компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам; - организация и проведение ярмарочных и других мероприятии, направленных на расширение рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. |
Цели Программы |
Развитие малых форм хозяйствования на территории Гайнского муниципального района; развитие альтернативных видов занятости сельского населения |
Задачи Программы |
- Увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством; - привлечение инвестиций для развития малых форм хозяйствования на территории муниципального района; - создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности, реализующих проекты в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции; - создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; - популяризация предпринимательской деятельности в области развития сельского хозяйства |
Целевые показатели Программы |
- увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств и начинающих фермеров; - увеличение количества оформленных в собственность земельных участков; - увеличение числа проведенных совещании и семинаров. |
Сроки и этапы реализации |
2019 - 2021 годы |
Объемы бюджетных ассигнований по источникам финансирования Программы |
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета района. Программа реализуется на принципах софинансирования, с привлечением бюджетных средств вышестоящего уровня и внебюджетных средств участников Программы. Суммы краевого и федерального бюджетов определяются по результатам ежегодных конкурсов муниципальных программ |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы |
Увеличение числа малых форм хозяйствования; увеличение числа занятых в малых формах хозяйствования; расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции |
2. Общие положения
2.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы Муниципальная программа "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" (далее Программа), разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 717 от 14.07.2012 г. "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Программа определяет цели и задачи развития малых форм хозяйствования Гайнского муниципального района на период 2019 - 2021 годов. Программа разработана с учетом мероприятий федеральных, краевых и районных программ (проектов), подлежащих реализации на территории Гайнского муниципального района.
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:
- малые формы хозяйствования (далее - МФХ) - крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (снабженческие, сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные), индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек);
- личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ведутся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства;
- крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) - объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;
- индивидуальный предприниматель (далее - ИП) - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
3. Анализ существующих проблем и необходимость их решения
3.1. Предпосылки разработки и реализации Программы
Гайнский муниципальный район расположен в северо-западной части Пермского края и является самым северным районом Коми-Пермяцкого округа. Район занимает 46% территории округа. В Пермском крае по занимаемой площади занимает 3 место после Чердынского и Красновишерского районов.
Административным центром Гайнского района является поселок Гайны. Малые формы хозяйствования на селе Гайнского муниципального района играют существенную роль в развитии сельских территорий, являясь точкой роста благосостояния населения, формированием устойчивой бизнес-среды на селе.
В течение длительного времени на территории Гайнского муниципального района в малых формах хозяйствования отмечались следующие негативные тенденции: падение производства сельскохозяйственной продукции за счет снижения поголовья скота и сокращения посевных площадей картофеля и овощей. Финансовая неустойчивость обусловлена нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, низкими темпами производственного и жилого строительства на селе.
Исходя из сложившейся ситуации, возникла реальная необходимость поиска новых форм, способствующих увеличению производства сельскохозяйственной продукции, оздоровлению финансового положения сельских жителей, повышению жизненного уровня на основе собственной заинтересованности в расширении личных подсобных хозяйств, организации мелкотоварного производства.
Развитие малых форм хозяйствования в муниципальных образованиях позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных задач. В том числе будет способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
3.2. Анализ и оценка деятельности малых форм хозяйствования Гайнского муниципального района
Малые формы хозяйствования - составная часть аграрной и всей экономики муниципального района, социально-экономическое значение, которой крайне важно в условиях формирования эффективной системы местного самоуправления.
Территория Гайнского муниципального района относится к зоне рискованного земледелия, низкий агроклиматический потенциал значительно ограничивает возможности ведения традиционного сельского хозяйства, в частности - растениеводческой отрасли. Кроме того, огромное значение имеет удаленность района от рынков сбыта товарной сельхозпродукции, что сказывается на значительном увеличении доли транспортных расходов в итоговой себестоимости продукции. Отсутствие многофункциональной технологической базы, обеспечивающей качественную последовательную цепь производства, сбора, переработки продукции, также усугубляет сложившееся негативное положение сельхозпредприятий района в конкурентной среде Пермского края и смежных регионов.
В целях организации местного самоуправления в Гайнском муниципальном районе образованы 7 сельских поселений: Гайнское, Верхнестарицкое, Иванчинское, Кебратское, Сейвинское, Серебрянское, Усть-Черновское. Район имеет в своем составе 39 населенных пунктов. Численность населения района на 1 января 2018 года составила 11 978 человек. В состав агропромышленного комплекса района на 01.01.2017 года входят 5 386 действующих хозяйств населения.
Данные субъекты производят часть продукции в товарном виде - для внутреннего рынка сбыта, часть - для собственного потребления.
Личные подсобные хозяйства населения являются составной частью аграрной экономики района, социально-экономическое значение которой в последние годы существенно снизилось. За счет личных подсобных хозяйств населения главным образом решается основная задача самообеспечения сельских семей продовольствием. Доходы от продажи сельхозпродукции составляют заметную долю бюджета сельских семей. ЛПХ населения обеспечивают социальный контроль над территорией, способствуют сохранению сельского образа жизни, зачастую являются единственным местом занятости для сельских безработных.
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур Гайнского муниципального района по состоянию на 01.01.2017 года составляют 0,45 тыс. гектаров, в том числе посевные площади картофеля в хозяйствах всех категорий составляют 0,45 тыс. гектаров.
Следует отметить, что в последние годы происходит снижение производства сельскохозяйственной продукции во всех формах хозяйствования.
Показатели производства сельскохозяйственной продукции представлены в табл. 1.
Оценивая общую ситуацию в развитии малых форм хозяйствования района, можно сделать следующие выводы:
1. на территории муниципального района есть объективная необходимость создания условий для альтернативной занятости населения, в том числе малых форм хозяйствования, сохранение социальных слоев населения, повышения уровня жизни на селе;
2. для малых форм хозяйствования существует трудность в сбыте сельскохозяйственной продукции. Основной проблемой выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому малые формы хозяйствования вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки;
3. развитие снабженческих, сбытовых (торговых) потребительских кооперативов для реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в ЛПХ населения, ИП и КФХ, являются приоритетным направлением;
4. в большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда. Сельское население испытывает трудности в получении рыночной информации, консультационных и иных услуг, в повышении квалификации.
5. немаловажной проблемой является доступ к финансовым ресурсам, а именно острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации.
Таблица 1
Общая
характеристика сельскохозяйственного производства
Показатели |
Ед. изм. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Количество личных подсобных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством |
ед. |
5377 |
5381 |
5390 |
5386 |
Количество посевных площадей, всего |
га |
604.7 |
608.6 |
603.6 |
451.4 |
в том числе посевные площади картофеля |
га |
604.7 |
608.6 |
603.6 |
451.4 |
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий |
голов |
1307 |
1124 |
1037 |
1047 |
Поголовье свиней хозяйствах всех категорий |
голов |
205 |
164 |
164 |
212 |
Поголовье овец и коз хозяйствах всех категорий |
голов |
1570 |
1661 |
1399 |
1211 |
Птица всех видов хозяйствах всех категорий |
голов |
3901 |
3178 |
3592 |
4255 |
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в живом весе |
тонн |
315 |
397 |
323 |
324 |
Производство яиц |
тыс. штук |
294 |
375 |
336 |
375 |
Производство молока хозяйствами всех категорий |
тонн |
2805 |
2570 |
2586 |
2391 |
4. Обоснование необходимости решения задач программно-целевым методом
Малые формы хозяйствования испытывают ряд трудностей правового, организационно-экономического, финансового и технологического характера. Препятствиями для развития малых форм хозяйствования являются следующие проблемы:
- отсутствие собственных средств на развитие;
- низкие закупочные цены на реализуемую продукцию;
- высокие цены на корма;
- низкое техническое и технологическое оснащение малых форм хозяйствования;
- старение населения, нежелание молодых семей заниматься ведением личного подсобного хозяйства;
- трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции.
Анализируя общую ситуацию в развитии малых форм хозяйствования Гайнского муниципального района, можно сделать следующий вывод, что в настоящее время имеется объективная необходимость принятия системы мер по поддержке малых форм хозяйствования.
Задача муниципального района - создать экономические условия для развития МФХ, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности МФХ.
Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных задач. В том числе будет способствовать:
- обеспечению занятости населения,
- формированию конкурентной среды,
- насыщению рынка товарами и услугами,
- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Наиболее эффективным способом достижения поставленных задач является программно-целевой метод.
Принятие муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" позволит решить некоторые из обозначенных проблем и заложит основу муниципальной политики по формированию субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, что крайне важно для социально-экономического развития района и эффективного использования его ресурсного потенциала.
Указанная Программа будет являться инструментом для привлечения финансовых средств с краевого и федерального бюджетов в целях реализации мероприятий, направленных на повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, развития сельских территорий.
5. Возможные варианты решений для достижения цели, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решений
Реализация программных мероприятий возможна при поддержке федерального бюджета, краевого бюджета и бюджета района.
Финансирование Программы будет осуществляться с привлечением собственных средств участников Программы на условиях софинансирования.
6. Цели и задачи программы
Цель Программы - развитие малых форм хозяйствования на территории Гайнского муниципального района; развитие альтернативных видов занятости сельского населения; расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения указанных целей планируется решение следующих задач:
- увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством;
- привлечение инвестиций для развития малых форм хозяйствования на территории муниципального района;
- создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности, реализующих проекты в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
- популяризация предпринимательской деятельности в области развития сельского хозяйства.
Целевые показатели эффективности реализации Программы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Целевые показатели
эффективности реализации Программы
N |
Целевые показатели |
2018 год (факт) |
2019 год (план) |
2020 год (план) |
2021 год (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью информационно-консультационной поддержки (единиц) |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Количество земельных участков оформленных в собственность |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Количество проведенных совещании и семинаров |
0 |
2 |
2 |
2 |
В ходе разработки и реализации Программы перечень целевых показателей может корректироваться.
7. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации муниципальной программы: 2019 - 2021 годы.
Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего периода реализации Программы.
8. Объемы и источники финансирования
Планируемый объем финансирования муниципальной программы в 2019 - 2021 годах из местного бюджета составит 180 тыс. рублей, в том числе по годам:
на 2019 год - 60,0 тыс. руб.,
на 2020 год - 60,0 тыс. руб.,
на 2021 год - 60,0 тыс. руб.
Распределение средств по мероприятиям Программы представлено в прил. 1 к настоящей Программе.
Объем средств местного бюджета и направления финансирования уточняются на соответствующий финансовый год при формировании бюджета Гайнского муниципального района и утверждаются нормативными правовыми актами на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" планируется привлечение средств федерального и краевого бюджетов. Объемы привлеченных средств определяются ежегодно постановлением Правительства Пермского края.
9. Система программных мероприятий
Система основных мероприятий Программы предполагает реализацию мероприятий Программы по следующим направлениям:
- информационная и организационная поддержка малых форм хозяйствования;
- компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам;
- организация и проведение ярмарочных и других мероприятий, направленных на расширение рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствующих сбыту сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных.
9.1. Информационная и организационная поддержка малых форм хозяйствования
Мероприятие включает проведение информационной и консультационной работы с субъектами малых форм хозяйствования, подбор потенциальных участников для развития МФХ, проведение семинаров и совещаний с субъектами МФХ.
В рамках программы предусмотрена помощь в получении государственных поддержек, путем включения сельскохозяйственных производителей в разделы 1, 2, 3 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
В разделе "Сельское хозяйство" на официальном сайте Гайнского муниципального района планируется размещение оперативной информации о ходе предоставления государственных поддержек и способов их получения.
9.2. Компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам
Цель мероприятия компенсация расходов крестьянских (фермерских) хозяйств на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Механизм реализации предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Субсидии на оформление земельных участков предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам по ставке 1000 руб. за 1 гектар, но не более фактически произведенных затрат по договору.
9.3. Организация и проведения ярмарочных и других мероприятий, направленных на расширение рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствующих сбыту сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных
Целью проведения ярмарочных мероприятий является создание благоприятных условий для реализации сельскохозяйственной продукции местными производителями и обеспечение жителей района сельскохозяйственной продукцией, которая включает в себя: собранный урожай, садово-огородный инвентарь, саженцы, удобрения, средства защиты растений для проведения садово-огородных работ и многое другое.
Муниципальная программа "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" предусматривает проведение двух сельскохозяйственных ярмарок в течение каждого года.
10. Механизм реализации программы и ожидаемые результаты
Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям детализируется в порядках предоставления субсидий из федерального и краевого бюджетов, бюджета Гайнского муниципального района и включает в себя принятие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления поддержки МФХ.
Реализация комплекса мероприятий муниципальной программы создаст условия для поддержания и дальнейшего развития малых форм хозяйствования. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского развития Гайнского муниципального района.
Предполагается, что мероприятия Программы приведут к увеличению числа малых форм хозяйствования; увеличению числа занятых в малых формах хозяйствования; привлечению инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
11. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией Программы в пределах своих полномочий осуществляют: администрация Гайнского муниципального района, Земское Собрание Гайнского муниципального района, Контрольно-ревизионная комиссия, финансовое управление администрации Гайнского муниципального района.
Приложение N 1
к программе "Развитие малых форм
хозяйствования в Гайнском муниципальном
районе на 2019 - 2021 годы"
Основные мероприятия
по реализации муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы"
N п/п |
Содержание мероприятий |
Ответственный исполнитель и соисполнители мероприятий |
Срок исполнения |
Источники финансирования |
Стоимость, тыс. руб. |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
1. Развитие малых форм хозяйствования | |||||||
1 |
Компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам |
Отдел экономического развития администрации Гайнского муниципального района |
2019 - 2021 гг. |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
Краевой бюджет |
0 |
0 |
0 |
||||
Местный бюджет |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
||||
2 |
Организация и проведение ярмарочных и других мероприятий, направленных на расширение рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствующих сбыту сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных |
Отдел экономического развития администрации Гайнского муниципального района |
2019 - 2021 гг. |
Местный бюджет |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
3 |
Подбор потенциальных участников для развития МФХ, информационно-консультационное обеспечение субъектов МФХ, проведение совещаний, семинаров |
Отдел экономического развития администрации Гайнского муниципального района |
2019 - 2021 гг. |
Финансирование не требуется |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
|
|
|
60,0 |
60,0 |
60,0 |
|
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
||
Краевой бюджет |
0 |
0 |
0 |
||||
Местный бюджет |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
||||
ВСЕГО: |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Гайнского муниципального района Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 645-245-01-08 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в Гайнском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован не был