Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8. Экономическая, инвестиционная политика, имущественные отношения и научно-промышленная деятельность
Неоднократно отмечалось, что за время своего существования Дума приняла целый ряд законов, регулирующих отношения в сферах экономической, инвестиционной политики, имущественных отношений и научно-промышленная деятельности.
Необходимо отметить следующие законы Московской области:
N 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области", устанавливающий цели и принципы деятельности органов государственной власти Московской области в научной и научно-технической сферах, формы поддержки научных организаций, коллективов, отдельных научных работников, в первую очередь относящихся к категории молодых ученых и специалистов. В частности, Законом предусмотрено учреждение ежегодных премий Губернатора Московской области в сфере науки и инноваций за достижение молодыми учеными и специалистами выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере;
N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области", устанавливающий в качестве механизма обеспечения опережающего экономического роста отдельных территориальных образований Московской области создание промышленных округов - индивидуально определенных частей территории Московской области, предназначенных для размещения и функционирования различных производств и сопутствующих им сервисов, обустроенных по единому (для конкретного округа) проекту планировки с необходимой инфраструктурой.
Формами создаваемых промышленных округов являются: индустриальный парк, агропромышленный парк, логистический парк, технопарк, офисно-деловой парк, многофункциональный парк.
В соответствии с Законом Московской области N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области" Правительством Московской области последовательно были разработаны программа по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2011 года и Инвестиционная программа Правительства Московской области "Развитие промышленных округов на территории Московской области на период до 2015 года";
N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области". Данным Законом установлена цель развития предпринимательской деятельности в Московской области - наращивание экономического потенциала Московской области и муниципальных образований Московской области, задачи развития предпринимательской деятельности, в том числе обеспечение занятости населения и создания конкурентной среды в экономике, формы поддержки предпринимательской деятельности, применяемые органами государственной власти Московской области;
N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области", устанавливающий принципы, цель и задачи инвестиционной политики органов государственной власти Московской области, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, формы и методы стимулирования инвестиционной деятельности, включающие в себя в том числе формирование перечня свободных производственных площадей, земельных участков на территории Московской области, создание условий для обеспечения инфраструктурой и инженерными коммуникациями земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов;
N 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области", в соответствии с которым целью инновационной политики органов государственной власти Московской области признана модернизация производства и повышение качества жизни населения Московской области за счет внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономику и социальную сферу;
N 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве", создавший экономические и организационные предпосылки для реализации на территории области принципа "социальной ответственности бизнеса", привлечения внебюджетных средств для решения задач социально-экономического развития области.
В 2014 - 2015 годах произошли существенные изменения федерального законодательства, расширившие или конкретизировавшие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в экономической сфере.
Были приняты следующие федеральные законы: от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в данной сфере был принят Закон Московской области N 20/2015-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области", установивший правовые основы формирования системы стратегического планирования на территории Московской области, основные требования к содержанию документов стратегического планирования, порядку их разработки, утверждения, мониторинга и контроля за их реализацией, а также определил порядок взаимодействия органов государственной власти Московской области в процессе формирования и функционирования региональной системы стратегического планирования.
Согласно принятому Закону стратегическое планирование в Московской области осуществляется на основе принципов единства, сбалансированности, прозрачности, реалистичности, измеряемости целей, результативности, эффективности, разграничения полномочий и программно-целевого подхода.
Участниками стратегического планирования на уровне Московской области являются Дума, Губернатор Московской области, Правительство Московской области, исполнительные органы государственной власти Московской области, Контрольно-счетная палата Московской области. Каждый из этих участников наделен полномочиями в сфере стратегического планирования в соответствии с его компетенцией, установленной действующим законодательством.
В соответствии с принятым Законом к документам стратегического планирования Московской области относятся: стратегия социально-экономического развития Московской области, прогнозы социально-экономического развития Московской области на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетный прогноз Московской области на долгосрочный период, а также план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Московской области, государственные программы Московской области и схема территориального планирования Московской области.
Проекты всех перечисленных документов в обязательном порядке должны пройти процедуру общественного обсуждения, а также должны быть размещены на Интернет-портале Правительства Московской области.
Ключевым элементом системы документов стратегического планирования является Стратегия социально-экономического развития Московской области, так как в ней должны содержаться долгосрочные цели развития региона, выраженные через конкретные показатели, которые планируется достичь по завершении ее реализации. Областная Стратегия разрабатывается на основе стратегических документов федерального уровня, нормативных правовых актов Московской области и данных долгосрочного прогноза социально-экономического развития Московской области и утверждается Правительством Московской области.
После утверждения Стратегии Правительством Московской области разрабатывается и утверждается План мероприятий по ее реализации, содержащий задачи и направления, которые затем трансформируются в государственные программы Московской области. При этом весь процесс планирования социально-экономического развития Московской области взаимоувязывается с планированием ее территориального развития. Для решения этой задачи в соответствии с принятым Законом Схема территориального планирования Московской области включена в состав документов стратегического планирования, и ее разработка, соответственно, должна быть основана не только на градостроительных документах и схемах территориального планирования Российской Федерации, но и на положениях Стратегии социально-экономического развития Московской области.
Принятие Закона Московской области N 20/2015-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области" - первый шаг к формированию системы стратегического планирования Московской области, как элемента единой системы стратегического планирования в Российской Федерации, поскольку как федеральный, так и областной законы предусматривают принятие исполнительными органами государственной власти ряда подзаконных актов, конкретизирующих содержание отдельных стратегических документов, процедур и механизмов взаимодействия участников стратегического планирования на разных уровнях управления, для чего предусматривается переходный период. За время переходного периода должны быть разработаны, утверждены и реализованы мероприятия, предусмотренные планами подготовки документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней.
Начата работа над проектами законов Московской области:
1) "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" (одобрен постановлением Московской областной Думы от 24.12.2015 N 19/151-П).
Проект данного закона подготовлен на основании мониторинга правоприменения Закона Московской области N 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области", выводов и предложений комиссии по мониторингу по дальнейшему совершенствованию законодательства Московской области в данной сфере общественных отношений.
Проектом закона предусматривается:
разработка Стратегии научно-технического развития Московской области как части Стратегии социально-экономического развития Московской области;
создание коллегиального совещательного органа - Московского областного научно-технического Совета;
создание областных научно-исследовательских организаций, а также научных лабораторий в областных организациях высшего профессионального образования;
включение в государственные программы Московской области мероприятий, обеспечивающих внедрение новых знаний в деятельность органов государственной власти Московской области, бюджетных организаций, находящихся в собственности Московской области;
установление минимального размера бюджетных ассигнований на финансирование научно-исследовательских работ, доли расходов на обеспечение научного сопровождения в финансировании государственных программ Московской области.
Кроме того, в проекте закона сохраняются уже существующие в Московской области виды государственной поддержки субъектов научной и научно-технической деятельности, включая гранты и премии;
2) "О промышленной политике в Московской области". Разработка указанного проекта закона предусмотрена планом мероприятий Думы по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. В настоящее время Комитетом по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Думы разработана концепция проекта закона Московской области "О промышленной политике в Московской области", вынесенная на обсуждение на круглом столе на тему "Основные направления промышленной политики органов государственной власти Московской области". Концепция проекта получила поддержку участников круглого стола. Ведется совместная работа Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Думы и Министерства инвестиций и инноваций Московской области, в планы законопроектной работы которого включено аналогичное мероприятие по подготовке единого согласованного проекта. Предполагается, что указанная работа будет завершена в первом квартале 2016 года.
Также в течение 2015 года приняты законы Московской области:
N 32/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О промышленных округах в Московской области", уточняющий:
статус программы по созданию промышленных округов (в соответствии с новой редакцией Закона промышленные округа должны создаваться на основании государственной программы Московской области);
порядок подачи заявок на включение территорий в программу по созданию промышленных округов (в соответствие с новой редакцией Закона инициатор должен предоставить документы, подтверждающие согласие собственника земельного участка, а также информацию о наличии необходимых энергетических мощностей);
основания для исключения из программы по созданию промышленных округов территории, предназначенной для создания промышленного округа (основанием является прекращение существования промышленного округа в результате отсутствия соглашений о ведении на его территории промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности);
N 99/2015-ОЗ "Об утверждении заключения соглашений между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области об осуществлении Комитетом по конкурентной политике Московской области полномочий уполномоченного органа муниципального образования Московской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Московской области", придавший легитимность централизации закупок в Московской области.
Данным Законом утверждено заключение соглашений с 35 городскими округами Московской области, 36 муниципальными районами Московской области, входящими в них городскими и сельскими поселениями.
По информации Комитета по конкурентной политике Московской области централизация муниципальных закупок, осуществленная на основании вышеназванных соглашений, позволила только за 9 месяцев 2015 года сэкономить 284,5 млн. рублей;
N 160/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области", увеличивший предельный срок рассрочки оплаты за выкупаемое арендованное имущество для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с трех до пяти лет;
N 181/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций", уточнивший порядок предоставления грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций - денежных средств, предоставляемых из бюджета Московской области в форме субсидий на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление научных, научно-технических и инновационных проектов, особо значимых для Московской области.
В соответствие с новым порядком гранты Правительства Московской области предоставляются на конкурсной основе на срок не более одного календарного года на осуществление проектов, направленных на решение актуальных для Московской области научно-технических проблем. Перечень тем научных исследований и разработок и предельный объем финансирования каждой темы научных исследований и разработок утверждается Правительством Московской области в пределах средств, установленных законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год;
N 186/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов", разработанный в целях актуализации ранее установленных нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг в связи с прогнозируемыми инфляционными процессами и ожидаемыми доходами консолидированного бюджета Московской области.
Кроме того, в рамках проводимой работы по дальнейшему внедрению нормативного метода при формировании расходов бюджетов указанным Законом перечень нормативов дополнен нормативом на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Уточненные нормативы использованы для расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области в 2016 году в соответствии с Законом Московской области N 213/2015-ОЗ "О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов";
N 218/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов", которым увеличен норматив расходов на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленной на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, с 964,28 тыс. рублей на одно окно доступа к государственным и муниципальным услугам до 1662,83 тыс. рублей, а также введен дополнительный норматив расходов на обеспечение деятельности обособленных структурных подразделений многофункциональных центров в размере 384,35 тыс. рублей.
Указанные изменения позволят увеличить фонд оплаты труда и, соответственно, заработную плату работников многофункциональных центров, привлечь к работе в многофункциональные центры более квалифицированные кадры и, соответственно, повысить качество, предоставляемых услуг.
В сфере имущественных отношений в 2015 году были приняты законы Московской области:
N 8/2015-ОЗ "О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований исполнительным органам государственной власти Московской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Московской области о разграничении муниципального имущества".
Указанный Закон принят с целью создания правовых условий для разграничения муниципальной собственности в случаях, установленных федеральным законодательством.
Реализация данного Закона помогает органам местного самоуправления формировать экономическую основу местного самоуправления;
N 116/2015-ОЗ "Об установлении базовой ставки арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области, на 2016 год" с целью недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов областной собственности. Предлагается в 2016 году базовую ставку арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области, оставить неизменной и сохранить на уровне 2015 года в размере 1 884 рублей за 1 кв. метр;
N 128/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве", который установил требования к концепции реализации проекта, на основании которой Правительством Московской области принимается решение о заключении соглашения по государственно-частному партнерству.
Также уточнены требования к принимаемому Правительством Московской области решению о заключении соглашения по государственно-частному партнерству. Дополнены требования к содержанию соглашения по государственно-частному партнерству, перечень этапов проведения конкурса на право заключения соглашения и критерии конкурса на право заключения соглашения.
В отношении предоставления партнеру по государственно-частному партнерству земельного участка на основании договора аренды предусмотрено, что договор аренды может заключаться без проведения торгов на основании распоряжения Губернатора Московской области;
N 155/2015-ОЗ "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2016 - 2018 годы".
Ожидаемые поступления в бюджет Московской области по предварительным расчетам составят 2016 году - не менее 800 000 тыс. рублей, в 2017 году - не менее 800 000 тыс. рублей, в 2018 году - не менее 4 000 000 тыс. рублей;
N 223/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области" и в Закон Московской области "О собственности Московской области".
Закон разработан в целях совершенствования и организации управления, распоряжения и учета имущества резервного фонда материальных ресурсов Московской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Московской области, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
N 247/2015-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области".
Закон Московской области принят с целью оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально-значимые виды деятельности.
Законом устанавливается возможность при определении арендной платы применять понижающий коэффициент в размере 0,5 в следующих случаях:
передача областной собственности в аренду без проведения торгов, в том числе государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, государственным и муниципальным учреждениям; некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций, в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность; передача областной собственности в аренду без проведения торгов субъектам малого и среднего предпринимательства, если арендуемое имущество предполагается использовать в следующих целях (видах деятельности):
а) магазины шаговой доступности, пекарни до 100 кв. метров включительно;
б) парикмахерские, химчистки, ремонт обуви, дома быта до 100 кв. метров включительно;
в) ветеринарные клиники до 100 кв. метров включительно;
г) частные детские сады и образовательные центры;
д) развитие здравоохранения;
е) развитие физической культуры, спорта;
ж) социальное обслуживание граждан;
з) народно-художественные промыслы и ремесла.
При этом в случае аренды субъектами малого и среднего предпринимательства областной собственности площадью более 100 кв. метров, в целях, указанных в подпунктах "а", "б", "в" понижающий коэффициент в размере 0,5 применяется только для 100 кв. м, к остальной части площади применяется понижающий коэффициент равный 1.
Порядок применения понижающего коэффициента устанавливается Правительством Московской области.
В 2015 году было принято 4 Закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2015 - 2017 годы" (N 10/2015-ОЗ, N 53/2015-ОЗ, N 115/2015-ОЗ, N 154/2015-ОЗ).
Законами уточняется перечень имущества, подлежащего приватизации в 2015 году. Доход от реализации областной собственности в 2015 году составит порядка 125 млн. рублей.
В 2015 году был принят к сведению Отчет об управлении и распоряжении собственностью Московской области в 2014 году.
В Отчете отражены следующие моменты:
доходы областного бюджета от использования и распоряжения областной собственностью в 2014 году в два раза превысили доходы от использования и распоряжения областной собственностью в 2013 году и составили 1 млрд. 286 млн. рублей;
в 2014 году была пополнена казна Московской области 241 объектами;
в 2014 году за счет использования процедур банкротства, приватизации, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, учреждений Московской области и хозяйственных обществ число унитарных предприятий сократилось на 6 предприятий, учреждений - на 105, хозяйственных обществ - на 18;
в 2014 году была осуществлена регистрация прав собственности Московской области на 378 земельных участков и на 2131 других объектов недвижимости;
с целью формирования областной собственности в 2014 году в собственность Московской области передано имущество 13 военных городков;
в результате работы по защите имущественных интересов Московской области в бюджет Московской области взыскано 84 млн. рублей, не допущено взыскания с Московской области 2 млрд. 326 млн. рублей.
В 2015 году подведены предварительные итоги мониторинга практики применения Закона Московской области N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения" (постановление Думы от 06.12.2012 N 27/36-П), в ходе проведения которого выявлено, что на территории Московской области находится 579 участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых. К организациям, получившим право пользования участками недр местного значения на территории Московской области относятся: ЗАО "МСР-Бутово", ООО "Агростройсервис", ООО "Строительные инновации", ОАО "Мособлдорремстрой", ООО "НерудПром", ООО "Группа компаний "Мособлресурсы", ООО "ЛЕСТЕХПРОМ ЭКО", ООО "Коломенский щебеночный карьер", ООО "Атлант", ООО "Рузский КНМ".
В рамках проведения мониторинга было также проведено выездное заседание комиссии по проведению мониторинга на тему "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области. Меры, принимаемые по пресечению незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Московской области".
В связи с изменением федерального законодательства, а именно наделением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерства экологии и природопользования Московской области) дополнительными полномочиями по предоставлению права пользования участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод их добычи, возникла необходимость дальнейшего комплексного изучения правового регулирования в сфере недропользования. Комиссия по проведению мониторинга приняла решение продлить сроки проведения мониторинга.
С целью определения и выработки возможных механизмов поддержки предпринимательской активности в условиях финансовой нестабильности в апреле 2015 года проведен круглый стол на тему "Банковские кредиты для малого и среднего бизнеса: проблемы и пути их решения". По итогам работы круглого стола была принята резолюция с рекомендациями Правительству Российской Федерации, Правительству Московской области и Торгово-промышленной палате Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.