Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2015 году, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Московской области N 86/2015-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области", Московская областная Дума постановила:
Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2015 году. (Прилагается.)
Председатель |
И.Ю. Брынцалов |
Доклад
о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2015 году
Введение
Это первый ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, который подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Московской области от 01.06.2015 N 86/2015-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области".
Указанным нормативным правовым актом в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, их должностными лицами, организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Подмосковья, впервые введена государственная должность Уполномоченного по правам ребенка (далее - Уполномоченный).
В целях обеспечения скоординированности и эффективности деятельности, данная государственная должность входит в состав государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат". Аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного.
Уполномоченный в рамках своей компетенции защищает права и законные интересы ребенка, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Московской области.
Деятельность Уполномоченного осуществляется с учетом положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761) и Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013 - 2017 годы (утверждена постановлением Правительства Московской области от 26.02.2013 N 109/8). Уполномоченный входит в состав Координационного совета по реализации Региональной стратегии, является членом Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уполномоченный активно взаимодействует с Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым и органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями федеральных органов власти, организациями, действующими в Подмосковье. Тесное сотрудничество осуществляется с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ посредством работы Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, ежегодных съездов уполномоченных и иных совместных мероприятий.
К основным задачам Уполномоченного законом отнесены:
- обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;
- содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
- совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
- содействие в совершенствовании законодательства Московской области о правах и законных интересах ребенка;
- разъяснение и пропаганда прав и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;
- содействие деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, общественных и иных некоммерческих организаций в области защиты прав и законных интересов ребенка;
- информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка на территории Московской области, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;
- участие в развитии международного сотрудничества в области обеспечения прав и законных интересов ребенка.
Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При подведении итогов работы Уполномоченного за прошедшие полгода с момента назначения на должность были выявлены наиболее актуальные проблемы реализации прав несовершеннолетних, на которые Уполномоченный в своем докладе обращает особое внимание.
При подготовке Доклада были использованы: информация из письменных и устных обращений граждан; документы, представленные государственными и муниципальными органами, общественными объединениями; публикации в средствах массовой информации и сети Интернет; а также сведения, полученные в ходе посещений организаций и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, системы исполнения наказаний и других.
Уполномоченный выражает уверенность, что содержащиеся в Докладе анализ, выводы и рекомендации послужат дальнейшему повышению уровня защиты прав несовершеннолетних на территории Московской области.
Раздел 1. Информация об обращениях граждан
Дети - одна из самых уязвимых социальных групп населения. В отличие от взрослых, они не могут самостоятельно защитить свои права. Цифры, содержащиеся в периодических докладах о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка ООН, материалы проверок прокуратуры, факты, приводимые средствами массовой информации, общественными организациями, свидетельствуют о сохраняющихся проблемах соблюдения отдельных прав и законных интересов несовершеннолетних. Об этом говорит статистика, которая ведется в аппарате Уполномоченного по правам человека в Московской области.
В 2015 году поступило на 32 процента больше письменных обращений "детской" тематики, чем в 2014 году.
Всего было рассмотрено 1622 обращения, в том числе:
- письменных - 889;
- устных по телефону - 546;
- устных на личных приемах - 187.
География адресантов обширна: 84,5 процента писем получено из Московской области, 15,5 процента - из других субъектов Российской Федерации.
Что касается Московской области, больше всего письменных обращений поступило из Одинцовского, Люберецкого, Щелковского, Ногинского, Красногорского, Пушкинского муниципальных районов, городских округов Балашиха, Химки, Королев.
В подавляющей части письменных обращений жителей Подмосковья поднимались вопросы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления, - 47 процентов; региональных органов власти - 29,5 процента; федеральных органов власти - 21 процент. Основная их тематика неизменна в течение последних лет: жилье, образование, детско-родительские отношения, алименты, социальная поддержка, охрана здоровья. Тема соблюдения социальных прав составила 57 процентов (жилище, образование, социальное, лекарственное обеспечение, медицинская помощь); гражданских (личных) прав - около 25 процентов (правосудие по гражданским и уголовным делам, гражданство, свобода передвижения и выбор места жительства, другие); экономических и других прав - 18 процентов (право на частную собственность, нарушения в градостроительстве).
Среди письменных жалоб по традиционно самым острым жилищным вопросам - большая часть касалась предоставления жилья (75,5 процента), пользования жилыми помещениями (10,3 процента), выселения (9,5 процента). Граждане сообщали о нарушении прав при постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилой площади, снятии с жилищного учета, предоставлении жилья по договору социального найма, отселении из ветхих и аварийных домов, обеспечении жилыми помещениями многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, длительном ожидании в очереди на получение жилья.
Подавляющее большинство обращений в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа касалось реализации жилищных прав.
В последние годы приходится констатировать значительное число конфликтов между взрослыми по вопросам воспитания детей. Основной тематикой этих жалоб являются споры об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, о порядке участия в воспитании, общении с ребенком отдельно проживающего родителя, о порядке общения родственников с детьми.
Несоблюдение прав детей на алиментные выплаты также имеет тенденцию к росту. Проблема характеризуется отсутствием инициативы и бездействием родителей, недостаточным нормативным регламентированием, отсутствием рычагов воздействия на должника, бездействием судебных приставов-исполнителей.
Обращения "медицинской" тематики в основном связаны с льготным лекарственным обеспечением, организацией медицинской помощи, ее доступностью и качеством.
Проблемы по социальной защите населения более разнообразны. Чаще всего затрагиваются вопросы отсутствия необходимых для назначения пособий документов, длительного ожидания путевки на санаторно-курортное лечение, несвоевременного обеспечения детей-инвалидов средствами технической реабилитации, несогласия с заключением бюро медико-социальной экспертизы.
В 2015 году количество письменных обращений о нарушении права на образование увеличилось на 41 процент. Из них доля жалоб на недоступность дошкольного образования традиционно высока и составляет около трети. Возросло количество обращений о нарушении прав участников образовательного процесса и возникновении конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Так, в микрорайоне Центральный города Долгопрудный из-за прекращения строительства новой школы и вынужденного обучения детей во вторую смену возник конфликт между родительской общественностью и Администрацией города. Вмешательство Уполномоченного позволило снять напряженность, взять ситуацию под контроль. Уполномоченный встретилась с родителями обучающихся, возглавила рабочую группу по решению проблемы.
Всего в процессе рассмотрения письменных обращений, поступивших к Уполномоченному, проведено 119 проверок с выездом на место, в том числе совместно с компетентными государственными органами. В результате принятых мер восстановлены нарушенные права в 12 процентах случаев.
Раздел 2. Соблюдение прав ребенка в основных сферах жизнедеятельности
2.1. О реализации прав детей на жилище
Право на жилище закреплено в статье 40 Конституции РФ и является одним из наиболее важных системообразующих прав. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства детей признается место жительства их родителей. Конвенция о правах ребенка утверждает, что семье в интересах детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие.
Как показывает анализ обращений к Уполномоченному, права детей на полноценное развитие в семье и нормальные жилищно-бытовые условия нарушаются. Количество жалоб на нарушение жилищных прав семей с несовершеннолетними в 2015 году составляет около 50 процентов от числа жалоб на нарушение социальных прав, и из года в год увеличивается. Наибольшее количество обращений поступило из Сергиево-Посадского, Ступинского, Клинского, Чеховского, Ногинского муниципальных районов и других муниципальных образований. Значительная их часть связана с нарушениями права пользования жильем, снятием с регистрационного учета и выселением несовершеннолетних и их родителей, в том числе социально незащищенных категорий многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, одиноких матерей, без учета их материального положения, наличия иной жилой площади.
Особое место по правовым последствиям занимает выселение семей с детьми без предоставления иного жилого помещения. После снятия с регистрационного учета и выселения они утрачивают место жительства и не могут встать на учет нуждающихся, реализовывать свои права на меры социальной поддержки, охрану здоровья, ограничены в гражданских и иных социальных правах. Обращения о выселении в судебном порядке поступили из городских округов Королев, Реутов, Железнодорожный, а также Ногинского, Дмитровского, Щелковского, Чеховского, Клинского муниципальных районов, других муниципальных образований.
К Уполномоченному поступило обращение Л. из г. Клин в защиту прав многодетной семьи. Квартира, в которой они проживали, перешла в собственность постороннего человека. Новый собственник заявил иск о прекращении ими права пользования. На основании решения суда семья с четырьмя несовершеннолетними детьми была снята с регистрационного учета и выселена без предоставления иного жилого помещения. Другого жилья семья не имеет. Их временно приютили посторонние люди. Потеряв место жительства, они утратили многие права, в том числе на государственную социальную поддержку. Возникли сложности с зачислением ребенка в школу, получением медицинской помощи.
Выселение семей с детьми по решению суда можно подразделить на несколько категорий:
по искам физических и юридических лиц:
- собственников жилья к бывшим членам семьи собственника;
- новых собственников к членам семьи прежнего собственника;
- коммерческих структур к нанимателям и членам их семьи;
- по искам организаций, в чьем оперативном управлении находится жилищный фонд, в том числе специализированный;
- по искам органов местного самоуправления к нанимателям и членам семьи нанимателей жилья.
Статья 31 Жилищного кодекса РФ и пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ позволяют собственникам жилья выселять бывших членов семьи собственника и членов семьи прежнего собственника. Особенно активно эта норма используется после расторжения брака. Выселение из жилья бывших супругов собственниками становится широко распространенным явлением, а нарушения прав несовершеннолетних приобретают массовый характер.
Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться о физическом и психическом здоровье, духовном и нравственном развитии своего ребенка. Обязанности родителей по отношению к ребенку сохраняются и после расторжения брака. Следовательно, выселение несовершеннолетнего ребенка из квартиры, которая находится в собственности одного из родителей, противоречит и закону, и здравому смыслу. Также противоречит закону, общественной морали и нравственности выселение собственниками-родителями детей, достигших 18-летнего возраста, без учета их жилищного положения.
Благодаря разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", дети в отношении родителей не могут быть признаны бывшими членами семьи собственника. Их право пользования жилым помещением должно сохраняться. Суды по искам собственников к бывшим супругам и детям стали выносить решения о сохранении права пользования жильем ребенку, при этом прекращая право пользования законного представителя, как правило, матери. Это не позволяет ребенку не только реализовывать сохраненное право, но осуществлять нормальную жизнедеятельность без законного представителя. С целью прекращения права пользования детей на основании пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ собственники стали использовать различные формы отчуждения жилого помещения (продажа, дарение другим лицам). Пункт 4 данной статьи при таких сделках обязывает получать согласие органов опеки и попечительства. Однако это касается только находящихся под опекой или попечительством либо оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних. На детей, проживающих с родителями, данная норма не распространяется.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой" данная норма признана неконституционной. Но изменения в закон до сих пор не внесены, что позволяет беспрепятственно совершать подобные сделки.
К Уполномоченному обратилась Б. из г. Лобня в защиту прав несовершеннолетней дочери. После развода бывший муж подарил квартиру другой женщине. Она как новый собственник заявила в суд иск о снятии с регистрационного учета отца и его дочери. Гражданин с иском согласился. Мать ребенка как второй законный представитель девочки в суд привлечена не была. Решением суда несовершеннолетняя была снята с регистрационного учета и вынуждена с матерью проживать в стесненных жилищных условиях у родственников.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (статья 169 Гражданского кодекса РФ) и влечет последствия ее недействительности, установленные статьей 167 Кодекса. Нормы пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ и статьи 31 Жилищного кодекса РФ противоречат Конституции РФ, что признано Конституционным Судом РФ. На основании статьи 127 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР и пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника, в том числе бывшие, сохраняли право пользования жилым помещением наравне с собственником, независимо от прекращения семейных отношений или перехода права собственности на жилое помещение к другому лицу. Изменения, внесенные в пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ, отменили эти гарантии и ухудшили положение пользователей по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции РФ "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
В данном случае очевидно ущемление прав граждан - пользователей жилых помещений, особенно тех, кто не имеет иного жилого помещения.
Увеличилось число исков к нанимателям и членам семьи нанимателей муниципального и ведомственного жилья. При разрешении таких споров суды отдают приоритет правам собственников жилья, в ущерб правам несовершеннолетних, без учета наличия иного жилья.
К Уполномоченному поступило обращение многодетной матери М. из Лотошинского района. После расторжения брака муж, сотрудник полиции приобрел жилье по ведомственной субсидии без учета своих детей. Несмотря на то, что семья состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, районная администрация обратилась в суд с иском о выселении, который был удовлетворен. Уполномоченным было оказано содействие в обжаловании решения. Московский областной суд отменил решение суда первой инстанции.
Имущественный ценз при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, значительно ограничивает количество семей, имеющих право на получение социального жилья. Одним из вариантов решения жилищного вопроса становится приобретение жилья за счет ипотечного кредитования, ипотечных денежных ссуд. Нестабильное положение в экономике и финансовой системе, резкие скачки на валютном рынке отрицательно сказываются на тех, кто заключил договора ипотечного кредитования в валюте. Банками активно разрабатываются и предлагаются гражданам различные программы ипотечного кредитования. На заемщика возлагается обязанность вернуть заем кредитной организации в соответствии с установленными условиями, а залог выступает гарантией исполнения. В качестве обеспечения в залог включается имеющаяся недвижимость, имущество, жилье, приобретаемое по ипотеке. В счет погашения кредита, поскольку он направлен на приобретение жилья и для детей, часто используется материнский капитал. При наступлении форс-мажорных обстоятельств и нарушении договора, недвижимость и имущество, входящее в залог, продается с аукциона по ценам гораздо ниже их стоимости. Заемщик остается не только без единственного жилья, всех выплаченных средств, заложенного имущества, материнского капитала, но и может быть обязан судом выплачивать недополученную банком выгоду в виде процентов по кредиту за весь период займа, если даже договор заключался на длительный срок. Иски банков удовлетворяются судами без рассмотрения вопроса о наличии у семьи иного жилья. Кредиторами хорошо продумываются условия договора, в то время как заемщик, в отсутствие опыта и правовых знаний, подвергает риску не только себя, но права и интересы своих детей.
К Уполномоченному поступило обращение Х. из г. Реутов в защиту жилищных прав семьи с двумя детьми, проживающими в 2-х комнатной квартире, приобретенной по ипотеке в 2007 году. Кредит семьей был взят в ОАО "Банк Москвы" на сумму более 140 тысяч швейцарских франков (по курсу 2007 года - 3 млн. руб.) сроком на 15 лет. На август 2011 года была закрыта задолженность материнским капиталом и погашено почти 3 млн. рублей. После рождения второго ребенка и развода с мужем, который выехал за границу и перестал содержать детей, заявитель не смогла исполнить обязательства по договору. Банк выставил требование о досрочном погашении кредита и подал иск в суд. Судом вынесено решение об удовлетворении иска и выселении семьи из единственного жилья. Х. подана апелляционная жалоба, в связи с чем решение суда не вступило в законную силу. Семья находится в трудной жизненной ситуации. Вся зарплата Х. тратится на оплату адвоката. В случае вступления решения суда в законную силу, жить с детьми семье будет негде.
2.2. О реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наиболее незащищенной категории детей, нуждающейся в особой заботе государства.
На территории Московской области на учете органов опеки и попечительства состоит более 24 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая детей, переданных на усыновление).
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" предусмотрено право данной категории на льготное обеспечение жильем.
По данным Министерства образования Московской области, за период реализации вышеуказанного Закона Московской области, жильем было обеспечено около 2,5 тысяч человек, на что из федерального и регионального бюджетов выделено более 6 млрд. рублей.
На учете в органах опеки и попечительства на предоставление жилого помещения на начало 2015 года состояло 1580 человек. В 2015 году жильем обеспечено 653 человека, из бюджета выделено более 1,6 млрд. рублей. В 2016 году запланировано обеспечить жильем более 600 детей-сирот, для чего предполагается выделить из бюджета аналогичную сумму.
С 1 января 2013 года изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот. Нормы, предусмотренные Федеральным законом РФ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также последующие дополнения и изменения законодательства в 2014 и 2015 годах позволили положительно повлиять на ситуацию. Вместе с тем, новшества не устранили всех существующих проблем и противоречий, не исключили правовых коллизий.
О продолжающихся нарушениях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, свидетельствуют поступающие к Уполномоченному жалобы, число которых в 2015 году возросло на 35 процентов. Обращения поступили из городских округов Коломна, Егорьевск, Домодедово; Ногинского, Дмитровского, Щелковского, Солнечногорского, Шатурского, Истринского, Луховицкого, Орехово-Зуевского и других муниципальных районов.
Причинами нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа являются:
- несовершенство действующего законодательства;
- недостаточное изучение органами опеки и попечительства жилищного положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при возникновении статуса, в том числе из-за отсутствия до 14 лет систематизированного учета их нуждаемости в жилье;
- непринятие в полном объеме мер органами местного самоуправления по сохранению закрепленного жилья, своевременному ремонту перед вселением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- необоснованные отказы органов опеки и попечительства во включении в списки на предоставление жилья за счет бюджета Московской области.
Низкий уровень правовой грамотности сирот, отсутствие денежных средств не позволяет им прибегать к дорогостоящей квалифицированной юридической помощи, что затрудняет их самостоятельное обращение за судебной защитой.
С целью восстановления прав поступившие к Уполномоченному жалобы рассматриваются с выездом на место, направлением запросов в органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, Министерство образования Московской области, органы прокуратуры.
В 2015 году восстановлены права по 50 процентам обращений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе в судебном порядке.
Число судебных исков в интересах данной категории лиц за последние годы возросло. Если в 2014 году в суд, по сведениям Министерства образования Московской области, было заявлено 252 иска, то в 2015 году - почти 300. На основании решений судов в 2014 и 2015 годах жилье получили более 200 человек.
К сожалению, в ряде случаев суды по-прежнему не применяют нормы статьи 3 Конвенции о правах ребенка, Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - не соблюдается принцип, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В течение 2-х лет в судебном порядке восстанавливалось право выпускницы детского дома "Молодая гвардия" С. из п. Измайлово Ленинского муниципального района. Ее мать, лишенная родительских прав, ранее судимая, сособственница комнаты в коммунальной квартире, вела антиобщественный образ жизни. С. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако администрацией ей было отказано в предоставлении отдельного от матери жилья за счет муниципального жилого фонда. Органами опеки и попечительства было отказано во включении в список на обеспечение жильем за счет бюджета Московской области. С. обратилась к Уполномоченному за оказанием помощи уже после нескольких обращений в Видновский городской суд, которые результата не дали. С. была оказана юридическая помощь. Московский областной суд отменил решение суда первой инстанции. Права С. на обеспечение жильем восстановлены.
2.3. О реализации социальных прав детей при отсутствии регистрации по месту жительства
В стремлении к лучшим условиям и качеству жизни или поисках работы многие семьи меняют место жительства. Граждане Российской Федерации, изменившие место жительства, обязаны не позднее семи дней со дня прибытия на новое место предоставить документы для регистрации их по месту пребывания или жительства, однако ввиду объективных и субъективных причин произвести данную регистрацию не всегда удается.
Проблема регистрации в первую очередь связана с обеспечением жилищного права граждан. Граждане, имеющие регистрацию по месту пребывания и жительства, вправе проживать и требовать защиты права пользования жилым помещением при возникновении препятствий со стороны третьих лиц, в том числе и собственника жилья.
Собственники жилых помещений, боясь ущемления своих прав на жилье, не дают согласия на регистрацию своим жильцам. Отказ от оформления регистрации по месту фактического проживания граждан не только ущемляет их права, но и нарушает законодательство, за которое собственник жилья и незарегистрированные жильцы несут ответственность. Ввиду этого, если собственники и соглашаются на регистрацию своих жильцов, то в большинстве случаев только по месту пребывания.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
С другой стороны, с 2005 года социальная поддержка семьи и детей полностью передана на региональный уровень. Каждый субъект РФ выплачивает пособия в размерах и на условиях, определяемых собственным законодательством. Учитывая федеративное устройство нашего государства, именно регистрация по месту жительства подтверждает статус жителя конкретного субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности и является условием назначения и получения социальной поддержки.
В Подмосковье действует Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", который предусматривает выплаты социальных пособий на детей, льготы многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей и другие меры социальной поддержки, получить которые могут граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории региона.
По этой причине гражданам, проживающим на территории Московской области без регистрации по месту жительства, отказывают в назначении социальных пособий. Отстаивать свои социальные права им приходится в судебном порядке.
Так, многодетной матери Л., имеющей на территории РФ только регистрацию по месту пребывания в г. Реутов, Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области отказало в назначении ежемесячного пособия на детей. Решением суда был установлен факт преимущественного проживания на территории Московской области и за семьей признано право на получение мер социальной поддержки на период действия регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетнего по месту жительства подтверждает факт проживания с родителем и наделяет данного родителя правом на получение социальной поддержки. Единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев от определенного события. Длительное отсутствие регистрации у ребенка фактически лишает родителя права на указанные пособия.
Данное обстоятельство особо актуально в случае отказа органами Федеральной миграционной службы в регистрации по месту жительства новорожденных детей без согласия одного из родителей. Принимая это решение, органы миграционного учета ссылаются на пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, предусматривающий, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Отказ в регистрации по адресу одного из родителей при отсутствии согласия второго родителя нарушает права ребенка. Во-первых, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. По смыслу статьи 20 Гражданского кодекса РФ каких-либо ограничений для регистрации детей по месту жительства их родителей не устанавливается. При вселении и регистрации детей к родителям согласие третьих лиц не требуется, важен сам факт наличия места жительства одного из родителей по определенному адресу и его волеизъявление. Во-вторых, в ряде случаев ввиду объективных причин (например, болезни, длительной командировки, невозможности установить местонахождение родителя) предоставить согласие второго родителя на регистрацию несовершеннолетнего не всегда возможно.
Жительнице Люберецкого муниципального района отказали в регистрации новорожденного ребенка в связи с отсутствием согласия второго родителя. Ввиду неприязненных отношений, связь с супругом была прервана до рождения ребенка, установить его местонахождение в краткий срок невозможно. Мать ребенка находится в трудном материальном положении и без регистрации несовершеннолетнего не может получить социальные пособия.
У иностранных граждан и лиц без гражданства также возникают проблемы при реализации социальных прав. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей. При назначении социальных пособий он разделяет иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, на постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации.
В Законе Московской области в качестве получателей государственной поддержки указаны иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, имеющие место жительства в Московской области.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", зарегистрированными по месту жительства могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, то есть получившие вид на жительство или разрешение на временное проживание.
Ввиду использования неравнозначных понятий и возможного двусмысленного толкования правовых норм, возникают коллизии правовых актов, ведущие к препятствию в реализации прав.
Егорьевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области отказало в назначении ежемесячного пособия на ребенка гражданке Республики Узбекистан, в паспорте которой есть штампы о разрешении на временное проживание до 2017 года и о месте жительства в Егорьевском муниципальном районе Московской области.
Сложившаяся ситуация требует законодательного разрешения.
2.4. О реализации прав несовершеннолетних при возникновении споров между родственниками
Семейный кодекс РФ определяет, что каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на их заботу, на совместное с ними проживание, а также право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Родители равны в правах и обязанностях в отношении своих детей (родительских правах). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Расторжение брака, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем.
Вместе с тем, в последние годы приходится констатировать массовый характер конфликтов между взрослыми по вопросам воспитания детей, что подтверждается и многочисленными обращениями граждан к Уполномоченному.
Основные вопросы, излагаемые в обращениях:
1) спор между родителями об определении места жительства детей;
2) спор между родителями о порядке участия в воспитании, общения с ребенком отдельно проживающего родителя;
3) спор между родителями и иными родственниками о порядке общения с детьми.
Часто в обращениях заявители выражают несогласие с решением суда, считая его необоснованным, обжалуют заключение органов опеки и попечительства по существу спора.
Уполномоченный расценивает эти конфликты не только как нарушение прав несовершеннолетних, но и как причиняющие вред их психическому здоровью и нравственному развитию.
Во многих случаях родители скрываются с детьми или скрывают место нахождения детей. В 2015 году Уполномоченный отмечает всплеск обращений граждан именно с просьбой о помощи в поиске детей в подобных ситуациях.
Особое возмущение вызывают случаи, когда отцы забирают детей грудного возраста, фактически передают их на воспитание своим родственникам.
Так, к Уполномоченному обратилась Ю. из Одинцовского муниципального района, указав, что ее муж в течение года брака осуществлял психическое и физическое насилие по отношению к ней. Выгнал заявительницу из дома его родителей, где проживала молодая семья. Трехмесячную дочку ей отдать отказались.
Анализ обращений указывает на явный недостаток правовых знаний у заявителей. Так, из-за некорректно сформулированных исковых требований (отсутствие требований об исполнительных действиях, например, требование передать ребенка) принудительное исполнение решения суда становится невозможным. Во многих случаях истцы не знакомы с положениями пункта 6.1 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ о праве суда по требованию родителей (одного из них) в предварительном судебном заседании определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Обязательный порядок определения этих вопросов в предварительном заседании процессуальным законодательством не предусмотрен.
Не все владеют информацией о наличии административной ответственности за правонарушения при конфликтах по вопросам воспитания детей.
Частями 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение (в том числе повторное) родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и интересов. Это лишение их права на общение с родителями или близкими родственниками; намеренное сокрытие места нахождения детей помимо их воли; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. Дела о данных административных правонарушениях должны рассматривать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Необходимо отметить, что, при всей востребованности, указанная норма на практике применяется редко. По сведениям Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по двум вышеуказанным правонарушениям в 2014 году рассмотрено 45 протоколов, в 2015 году - 30.
На способность уполномоченных должностных лиц определять состав правонарушения влияет специфика правоотношений. Например, родитель, с которым проживает ребенок, формально соглашается на встречи и общение, но предлагает заведомо неприемлемые для второй стороны условия. Отказ в общении, сообщении местонахождения детей оправдывается тем, что это противоречит интересам ребенка. Распространенный прием - необоснованно указать на нежелание общаться самого ребенка. Граждане ссылаются на данные обстоятельства даже после того, когда спор уже разрешен судом. Непредоставление родителем информации о ребенке другому родителю - об обучении, развитии, состоянии здоровья, медицинском обслуживании и т.д. - вообще не включено в часть 2 статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это затрудняет привлечение должника к ответственности из-за сложности доказывания его виновных действий по уклонению от исполнения судебного акта. Препятствует исполнению решения суда.
Проблемным является вопрос о розыске детей. По информации заявителей, по заявлениям о "краже" ребенка вторым родителем правоохранительными органами зачастую выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Оценка наличия состава административного правонарушения чаще всего не производится. Меры по привлечению виновного лица к административной ответственности не принимаются. Если подается заявление о розыске ребенка и при этом указывается, что ребенок находится со вторым родителем, правоохранительные органы отказывают в розыске детей. Родитель не всегда может получить информацию о конкретном местонахождении ребенка по результатам проверки.
Если имеется вступившее в законную силу решение суда, розыск детей должен осуществляться сотрудниками Федеральной службы судебных приставов в рамках исполнительного производства. Однако эффективность данной деятельности не может быть обеспечена ввиду недостаточности имеющихся у службы полномочий. ФССП России не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, не наделена правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Действующие ведомственные нормативные правовые акты Министерства внутренних дел России не предоставляют судебным приставам доступа к информационным ресурсам органов полиции, поскольку в большинстве своем были приняты еще до передачи ФССП России полномочий по розыску физических лиц (до 01.01.2012). Целесообразно урегулировать вопрос обмена информацией между ФССП России и МВД России, такими ведомствами, как Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ, органы ЗАГС.
Вышеуказанные проблемы установления местонахождения детей, вопросы взаимодействия в области обеспечения и защиты прав несовершеннолетних стали предметом рабочей встречи Уполномоченного по правам ребенка в Московской области О.В. Пушкиной и Заместителя руководителя Управления ФССП России по Московской области - Заместителя главного судебного пристава Московской области Е.В. Ступина.
Игнорируя цивилизованные формы разрешения семейных споров, родители прибегают к совершенно неприемлемым способам поведения, нарушая права и интересы детей, причиняя порой непоправимый ущерб их психике.
Отчаявшиеся родители пытаются добиться справедливости, обращаясь в суд с иском о лишении "похитителя" родительских прав, но безуспешно. Так, С. из Волоколамского муниципального района указывает, что после разрыва с гражданским мужем в 2013 г. 2-летняя дочь осталась проживать с ней, но через некоторое время силой была вывезена отцом. Мужчина игнорирует вступившее в законную силу еще в 2014 году решение суда об определении места жительства ребенка с матерью, скрылся с девочкой. Информации о ней мать не имеет.
Волоколамский городской суд отказал С. в удовлетворении иска о лишении мужчины родительских прав, ссылаясь на наличие в статье 69 Семейного кодекса РФ конкретного перечня оснований лишения родительских прав: "..Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что лишение родительских прав является исключительной мерой ответственности за семейное правонарушение, под которым понимается виновное противоправное действие (бездействие), нарушающее нормы семейного законодательства. Судом не было установлено, что ответчик действует не в интересах ребенка и злоупотребляет своими родительскими правами во вред интересам ребенка_ввиду отсутствия достаточных оснований для лишения ответчика родительских прав, учитывая возраст ребенка, желание ответчика принимать участие в его воспитании, суд делает вывод о том, что лишение ответчика родительских прав в первую очередь не будет отвечать интересам ребенка".
С учетом вышеизложенного, Уполномоченным сформулирован ряд предложений по изменению действующего законодательства в сфере неимущественных прав детей.
2.5. О реализации прав детей на дошкольное образование
В 2015 году на 41 процент по сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений о нарушениях прав несовершеннолетних в сфере образования. Больше всего жалоб поступило из Одинцовского, Красногорского, Ленинского муниципальных районов и городских округов Балашиха, Жуковский, Мытищи. Каждая третья свидетельствует о нарушении прав на дошкольное образование.
Основная тематика обращений: недостаточное количество групп для детей от полутора до трех лет; очередь на получение места в дошкольной образовательной организации; нарушение порядка очередности при предоставлении мест; отсутствие денежной компенсации родителям, чьи дети не посещают детские сады.
Все большую остроту приобретает проблема недостатка образовательных организаций в возводимых жилых комплексах. Об этом, например, свидетельствуют поступившие обращения из городского округа Балашиха (жилой комплекс "Алексеевская роща"), Одинцовского муниципального района (жилой комплекс "Гусарская баллада").
В городском поселении Лесной городок, микрорайоне "Гусарская баллада" из-за нехватки мест группы переполнены в МБДОУ "Детский сад N 24 "Дельфинёнок". В микрорайоне два детских сада посещают 408 детей, в очереди на получение направления в детский сад состоит 1994 ребенка. Из ответа Администрации Одинцовского муниципального района следует, что в 2015 году в городском поселении Лесной городок планировалось строительство трех детских садов на 110 мест и одного на 40 мест. По дополнительному запросу было установлено, что три детских сада сдадут в эксплуатацию во 2 квартале 2016 года, а еще один детский сад - в 2016 году без уточнения сроков. При активной застройке данной территории потребуется несколько лет для создания условий реализации права на дошкольное образование всех детей дошкольного возраста, проживающих в этом районе.
Увеличилось количество жалоб на нарушение права на дошкольное образование детей в возрасте до 3-х лет. Число групп в дошкольных образовательных организациях для этой категории уменьшается. На начало декабря 2015 года количество детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, зарегистрированных в Единой информационной системе "Зачисление в дошкольное образовательное учреждение" (далее электронная очередь) составляла 86 773 ребенка.
Так, к Уполномоченному поступило обращение Т., проживающей в городском поселении Андреевка Солнечногорского муниципального района, с жалобой на нарушение прав её сына Я. на дошкольное образование. В октябре 2015 г. мальчику исполнилось полтора года, и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком уменьшились до 50 рублей. Испытывая материальные трудности, мать хотела бы выйти на работу. Из ответа Администрации Солнечногорского муниципального района на запрос Уполномоченного следует, что, согласно Уставу единственного детского сада, находящегося в Андреевке, прием детей в учреждение осуществляется только с двух лет.
Однако, в пункте 4.2 Устава МБОУ Детский сад комбинированного вида N 3, зарегистрированного в инспекции ФНС России по г. Солнечногорску 01.12.2011 г. и размещенного на сайте учреждения, указано, что Учреждение принимает детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Вероятно, реализуя Указ Президента РФ В.В. Путина от 07.05 2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Администрация Солнечногорского муниципального района не уделяет должного внимания обеспечению прав детей от полутора до трех лет. В городском поселении Андреевка Солнечногорского муниципального района проживает 915 детей дошкольного возраста. Единственный детский сад посещают 497 детей. В очереди на получение направления в детский сад состоит 474 ребенка. До 2018 года на территории поселения строительство детских садов не предусмотрено.
На количество обращений о нарушении права на дошкольное образование влияет и недопонимание родителями процедуры комплектования групп детских садов. Процедура комплектования осуществляется в соответствии с положениями, принятыми в муниципальных образованиях. Как правило, с апреля по август, с доукомплектованием в сентябре. Если ребенок к сентябрю не достиг трехлетнего возраста, то попасть в детский сад он сможет только в следующем году. Это приводит к тому, что, как только ребенку исполняется три года и истекает срок отпуска по уходу за ребенком, мама становится перед выбором: увольняться с работы либо искать альтернативу (услуги няни, помощь родственников, устройство ребенка в негосударственную дошкольную организацию и др.). Отсюда большое количество обращений родителей, детям которых исполняется 3 года уже после окончания периода комплектования групп детских садов.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование выделено как самостоятельная ступень образования. Закреплено право на инклюзивное образование, которое должно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Однако на практике данным правом могут воспользоваться не все.
Многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности получения дошкольного образования. Причин несколько:
- в дошкольных образовательных организациях не созданы условия для этих категорий детей (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие);
- не создана система индивидуального (тьюторского) сопровождения;
- отсутствуют специальные учебные программы.
Следует учитывать неготовность как педагогов, так и детских коллективов принять детей-инвалидов в свою среду.
Не посещая детский сад, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья лишаются не только возможности получения дошкольного образования, но и общения со сверстниками, социальной адаптации. По вышеуказанным причинам многие родители, воспитывающие детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены уходить с работы для воспитания ребенка.
По сведениям Министерства образования Московской области, всего на территории региона функционирует 527 дошкольных образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы:
для детей с нарушением зрения - 32;
для детей с нарушением слуха - 3;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 22;
для детей с тяжелым нарушением речи - 394;
для детей с задержкой психо-речевого развития - 69
для детей с расстройствами аутического спектра - 4
для детей со сложной структурой дефекта - 3.
Очевидно, что данное количество организаций не может в полной мере обеспечить образовательные потребности всех дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Расхождения статистики в вопросах детской инвалидности, отсутствие необходимого взаимодействия и обмена информацией между областными министерствами и ведомствами, призванными обеспечивать права детей-инвалидов, снижает эффективность работы с ними. Предполагается, что устранению данных проблем будет способствовать вступивший в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", а именно статьи 5.1 о федеральном реестре инвалидов.
Важную роль в выстраивании образовательного маршрута играет непрерывность и преемственность уровней ступеней образования. При отсутствии реестра инвалидов это невозможно. Органы образования не в полной мере владеют информацией о численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Хотелось бы, чтобы реестр инвалидов был "работающим" и помогал оперативно при получении первичных сведений о ребенке, получившем инвалидность, оказывать ему необходимую комплексную помощь.
2.6. О реализации права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь
Согласно Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, материнство и детство находятся под защитой государства. Государство признает охрану здоровья детей одним из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития, приоритетным направлением в деятельности системы здравоохранения.
Право на охрану здоровья обеспечивается многими факторами: охраной окружающей среды, созданием безопасных условий жизнедеятельности, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, безопасных и доступных лекарственных препаратов.
Одним из основных условий охраны здоровья граждан является оказание доступной и качественной медицинской помощи. Обеспечивается качество и доступность медицинской помощи путем строительства необходимого количества медицинских организаций исходя из потребностей населения, расположением их с учетом принципа транспортной доступности и приближенности к месту жительства, наличием в них необходимого количества медицинских работников и повышением уровня их квалификации, применением порядков оказания и стандартов медицинской помощи.
За последние годы для сохранения и укрепления здоровья детей в Московской области проделана большая работа по совершенствованию качества амбулаторно-поликлинической помощи, улучшению материально-технической оснащенности детских поликлиник. В рамках проводившейся с 2011 по 2013 годы программы модернизации здравоохранения Московской области и ныне действующей государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья на 2014 - 2020 годы" осуществляется ремонт детских поликлиник и оснащение их современным медицинским оборудованием, внедряется автоматизированная запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов. Проводится работа по укомплектованию детских поликлиник медицинскими кадрами, привлечению и закреплению в службе детства молодых специалистов.
Однако, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги по всем основным критериям, обеспечивающим качество и доступность медицинской помощи, принципиального улучшения качественных показателей состояния здоровья детей пока не происходит. По информации Министерства здравоохранения Московской области, удельный вес детей-инвалидов среди детского населения Московской области составил порядка 1,5 процента. Общая заболеваемость детей и подростков в возрасте до 17 лет за последние годы имеет тенденцию к росту. Для изменения ситуации необходимо не только совершенствовать работу, направленную на повышение качества оказания медицинской помощи и профессионализма медицинских работников, но и принять дополнительные меры для реализации мероприятий по формированию у детей здорового образа жизни. Особые усилия следует направить на координацию совместной профилактической деятельности всех заинтересованных ведомств по вопросам пропаганды и формирования здорового образа жизни среди несовершеннолетних.
Анализ обращений граждан, поступивших в 2015 году в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области, показывает, что сохраняются проблемы с доступностью медицинской помощи. По данным Министерства здравоохранения Московской области 28 муниципальных образований нуждаются в строительстве новых детских поликлиник. Особенно остро этот вопрос стоит в Красногорском, Одинцовском, Наро-Фоминском муниципальных районах, городских округах Мытищи, Балашиха, Подольск, Химки.
В 2015 году к Уполномоченному поступило несколько жалоб от жителей жилого комплекса "Гусарская баллада", расположенного в поселке Лесной городок Одинцовского района. Граждане жалуются на отсутствие в поселке социальной инфраструктуры, большие очереди к врачу-педиатру в поселковой амбулатории, необходимость ездить с детьми за получением специализированной медицинской помощи в городскую поликлинику. Руководством Одинцовской ЦРБ предпринимаются определенные меры с целью приближения медицинской помощи к жителям ЖК "Гусарская баллада". Так, были организованы выездные профилактические осмотры детей перед началом учебного года, проводятся периодические медицинские осмотры жителей Лесного городка с помощью передвижного фельдшерско-акушерского пункта. Вместе с тем, данные меры проблему доступности медицинской помощи полностью решить не могут. Инвестиционным контрактом по застройке жилого комплекса "Гусарская баллада" предусмотрено строительство поликлиники на 250 посещений в смену. Однако в настоящее время строительство приостановлено в связи с финансовыми трудностями инвестора.
Для решения подобного рода проблем необходима, прежде всего, разумная градостроительная политика и выполнение инвесторами своих обязательств. Требует развития сеть медицинских учреждений.
С учетом большой территории Московской области, дефицита врачей-специалистов в качестве основного направления по улучшению качества и доступности медицинской помощи детскому населению можно определить организацию детских межмуниципальных консультативно-диагностических центров второго уровня. Данная мера позволила бы оптимально распределить потоки пациентов, сократить количество посещений медицинских учреждений, уменьшить очереди. Создание подобных центров приблизило бы оказание квалифицированной медицинской помощи жителям отдаленных районов Московской области, за получением которой в настоящее время они, зачастую, вынуждены ездить в Москву.
Переход с 1 января 2015 года организации оказания медицинской помощи жителям Московской области на региональный уровень дает возможность в короткие сроки провести необходимые структурные реформы, целью которых является повышение эффективности системы здравоохранения в Московской области, улучшение качества и доступности медицинской помощи и соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья.
2.7. О реализации прав детей-инвалидов на безбарьерную среду
Одним из факторов, определяющих уровень цивилизованности общества, является его отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них мечтает вести активный образ жизни, реализовать себя в социальной и профессиональной сфере, ощущать себя полноценным членом общества. Однако зачастую их жизнь состоит из сплошных барьеров, которые приходится преодолевать ежедневно. Наиболее ярким примером являются те, чья болезнь связана с нарушением опорно-двигательных функций организма. Не имеющие возможности свободно передвигаться на своих собственных ногах, они вынуждены пребывать в ограниченном пространстве. Особенно тяжело переносить такую ситуацию детям, ведь именно в этом возрасте необходимо получать образование, познавать окружающий мир, да и просто общаться со сверстниками. Создание для них доступной среды - это часть реабилитационного процесса, который не только обеспечивает свободное передвижение, но и дает возможность получить профессию, стать экономически и социально независимым, то есть свободным.
Сегодня на государственном уровне предпринимаются серьезные меры по повышению доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Принята государственная программа Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы с подпрограммой "Доступная среда". Подпрограмма предусматривает различные мероприятия, целью которых является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. Особое внимание в подпрограмме уделено развитию инфраструктуры, доступной детям-инвалидам, определены показатели, характеризующие возможность заниматься физкультурой и спортом, творчеством, получать медицинские и реабилитационные услуги.
Согласно сведениям Министерства социального развития Московской области, по данным паспортизации социально-значимых объектов региона в начале 2015 года доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов составляла 31 процент. По итогам 2015 года достигнут плановый показатель в 45 процентов. К концу 2018 года он должен достичь 60 процентов.
Процент доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных социальных объектов существенно отличается по объектам различного профиля. Доля полностью или частично приспособленных объектов здравоохранения составляет 39 процентов, объектов культуры - 45 процентов, спортивных сооружений - 47 процентов. Наименее приспособленными для нужд инвалидов являются объекты образования. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций к концу 2015 года составила 20 процентов. Доля учреждений профессионального и высшего образования, приспособленных для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, - всего 15 процентов. Добраться детям до этих учреждений зачастую не представляется возможным, так как общественный транспорт в большинстве случаев не приспособлен для нужд инвалидов. Например, количество низкопольных автобусов от общего числа объектов общественного пассажирского транспорта в среднем по области составляет всего 11,7 процента.
Формирование безбарьерной среды в различных муниципальных образованиях Московской области идет разными темпами. В Дмитровском, Сергиево-Посадским, муниципальных районах, а также городских округах Реутов, Химки, Звенигород, Коломна, Котельники, Мытищи имеются положительные результаты. В данных районах и городах для инвалидов доступны более 45 процентов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
В остальных муниципальных образованиях показатели ниже.
С целью общественного инспектирования городской среды летом 2015 года Уполномоченным совместно с общественной организацией инвалидов Московской области "Колесница" была проведена акция "народный контроль доступности". В ней принимали участие инвалиды-колясочники. Сопровождали группу руководители муниципальных образований, местные депутаты, представители различных общественных организаций, журналисты. Участниками оценивалась доступность учреждений системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта в городах Мытищи, Химки, Сергиев Посад, Щелково. По общей оценке, ни один объект не был безупречен. Все недостатки были зафиксированы и взяты на контроль. При наличии доброй воли и активной позиции руководителей муниципальных образований, а также контроля со стороны муниципальных координационных советов по делам инвалидов, эти недостатки должны быть устранены. Одной из целей акции "народный контроль доступности" была разработка так называемого "социального навигатора", позволяющего выбирать в городах оптимальные маршруты передвижения людям с ограничениями двигательной активности. Реализовать пилотный проект "социальный навигатор" планируется в городе Химки.
В 2016 году работа по контролю за созданием в Московской области доступной среды обязательно будет продолжена. Уполномоченный надеется, что совместные с представителями общественности усилия приведут к преодолению социальной разобщенности, формированию позитивного отношения к проблемам инвалидов в обществе. И лучшим их результатом станет увеличение количества детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, творчеством, ведущих активный образ жизни, до 100 процентов.
2.8. О защите детей от наркотической угрозы
Сложившийся за два последних десятилетия высокий уровень наркотизации населения России остается прямой угрозой демографическому, социально-экономическому потенциалу страны и национальной безопасности. На сегодняшний день распространение наркомании приобрело размеры стихийного бедствия, и в особой зоне риска находятся несовершеннолетние.
Эта беда не обошла стороной ни одно из муниципальных образований Московской области. Сложная ситуация отмечена в Орехово-Зуево, Королеве, Люберцах, Мытищах, Подольске, Ногинске, Химках, Серпухове.
Рост количества совершенных несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, согласно сведениям Информационного центра ГУ МВД России по Московской области составил в 2015 году около 30 процентов по сравнению с предыдущим годом. Определить реальное число потребителей наркотиков практически невозможно, поскольку постановка на учет является добровольной. По данным Московского областного наркологического диспансера, в регионе официально зарегистрировано всего менее 500 несовершеннолетних потребителя наркотических средств. Эта цифра, безусловно, не отражает объективную ситуацию.
Указом Президента РФ от 09.07.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года. Одним из ее направлений является сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Указа Президента РФ N 690 вместо "от 09.07.2010" следует читать "от 09.06.2010"
В целях профилактики незаконного распространения наркомании и токсикомании на территории Московской области реализуются:
- подпрограмма "Профилактика преступлений и иных правонарушений" государственной программы Московской области "Безопасность Подмосковья" на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 665/38;
- государственная программа Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 663/38;
- государственная программа Московской области "Информационная и внутренняя политика" на 2014 - 2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 659/37;
- государственная программа Московской области "Образование Подмосковья" на 2014 - 2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 657/36.
В мае 2003 года для детей, нуждающихся в психолого-медико-социальной помощи, в городе Люберцы открыт и успешно функционирует Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ариадна". В нем разработаны и успешно реализуются программы и методики помощи наркозависимым. Уполномоченный полагает, что опыт работы Центра заслуживает распространения по всему региону.
Медицинская реабилитация в амбулаторных условиях осуществляется во всех наркологических учреждениях и подразделениях Московской области: 10-ти наркологических диспансерах, 89-ти наркологических диспансерных отделениях и кабинетах, из которых 29 - для подростков.
Стационарная реабилитация несовершеннолетних проходит в трех государственных учреждениях здравоохранения Московской области: Психиатрическая больница N 8 в г. Орехово-Зуево (15 коек); Щелковский наркологический диспансер (25 коек); Подольский наркологический диспансер (18 коек), Егорьевский Центр реабилитации инвалидов "Чайка" (30 мест).
В 2015 году по поручению Губернатора Московской области составлен обобщенный план проведения органами исполнительной власти Московской области, ответственными за реализацию вышеуказанных государственных программ, мероприятий по противодействию незаконного распространения наркомании и токсикомании, а также по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних на 2016 год.
Создана рабочая группа по борьбе с наркотиками, призванная выработать наиболее эффективные механизмы решения проблемы. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области, возглавивший рабочую группу, в качестве основных элементов защиты детей от наркотиков видит формирование близких, доброжелательных отношений в семье, самореализацию детей в спорте, искусстве, творчестве, общественной жизни. Помимо деятельности правоохранительных органов, необходима широкая разъяснительная работа среди детей и молодежи, их законных представителей с максимальным привлечением СМИ. Изменение сложившейся ситуации требует не только повышения качества межведомственного взаимодействия, но и сплоченных действий всего общества.
Раздел 3. Правовое просвещение
Устойчивое и стабильное развитие государства и общества, социальное благополучие людей во многом зависят от уровня их правовой культуры. Реализация гражданами своих прав осуществляется по заявительному принципу. В этом смысле объем, и качество имеющейся у них правовой информации имеют определяющее значение.
В рамках своей деятельности Уполномоченный разъясняет положения действующего законодательства о правах детей, пропагандирует правовые знания среди несовершеннолетних и их законных представителей.
Продолжена работа по совершенствованию института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях. Одна из задач "школьных" уполномоченных - правовое просвещение. Проведен V ежегодный Московский областной смотр-конкурс результатов деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных организациях.
Проводятся семинары-совещания с участием уполномоченных, муниципальных координаторов органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, представителей Уполномоченного по правам человека в Московской области. В 2015 году они проведены в городских округах Звенигород, Долгопрудный, Орехово-Зуево и Орехово-Зуевском муниципальном районе.
В Московском областном учебном центре для государственных гражданских служащих Московской области, занимающихся по программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации "Организация работы в сфере опеки и попечительства", проведены лекционные занятия по теме: "Права несовершеннолетних и способы их защиты", для занимающихся по программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации "Социальная поддержка материнства и детства" - по теме: "Деятельность Уполномоченного по защите прав несовершеннолетних".
В рамках реализации Президентского социально-значимого Проекта "Открытая Академия правовой культуры детей и молодежи" в ходе научно-практических занятий бакалавров 3-го курса Московского государственного областного университета сотрудниками Отдела защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области проведены мастер-классы по вопросам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, совершенствования законодательства Московской области в этой сфере.
В течение года были осуществлены просветительские выездные мероприятия в детских учреждениях в рамках Международного Дня защиты детей 1 июня, Дня знаний 1 сентября, Всероссийского дня правовой помощи детям 20 ноября, Международного дня прав человека 10 декабря.
Уполномоченным совместно с Отделом защиты прав несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области в период летней оздоровительной кампании проведены мероприятия по правовому просвещению в 25 учреждениях отдыха и оздоровления детей в Сергиево-Посадском, Раменском, Щелковском, Озерском, Дмитровском, Можайском, Ногинском, Ленинском, Истринском муниципальных районах и городских округах Звенигород, Коломна, Королев, Подольск, Мытищи.
Традиционно, уже в десятый раз совместно с Министерством образования Московской области проводится Московский областной конкурс творческих работ обучающихся "Права человека - глазами ребенка". Его задачами являются распространение знаний о правах и свободах человека, преодоление правового нигилизма и развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся, приобретение несовершеннолетними знаний и навыков, необходимых для успешного участия в общественной жизни и формирование первичных навыков правозащитной деятельности, а также повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и развитие связей между институтом Уполномоченного и образовательными организациями.
В целях правового просвещения несовершеннолетних и их законных представителей выпущена печатная продукция: плакат "Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних"; закладки о правах ребенка "Имею право на защиту", "Имею право на образование", "Имею право на семью"; брошюры "В помощь уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса" и "Права ребенка. Справочник"; буклеты "Уполномоченный по правам ребенка в Московской области", "Основные меры поддержки многодетных семей: предоставление земельных участков", "Основные меры поддержки многодетных семей: компенсации по оплате коммунальных услуг", "Основные меры поддержки многодетных семей: бесплатный проезд". Указанные материалы были переданы в детские организации и учреждения, распространены среди населения на праздничных мероприятиях.
Раздел 4. Предложения по совершенствованию защиты прав и законных интересов детей
С учетом изложенного в настоящем докладе, Уполномоченный считает необходимым вынести на обсуждение следующие предложения.
В целях защиты прав детей на жилище:
1) Внести изменения в часть 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, добавив в перечень дел, по которым прокурор вступает в процесс и дает заключение, дела о признании несовершеннолетних не приобретшими или утратившими право пользования жильем, снятии их с регистрационного учета;
2) Рекомендовать судам при рассмотрении дел, связанных с прекращением права пользования, снятием с регистрационного учета и выселением несовершеннолетних, привлекать в судебный процесс обоих родителей как законных представителей несовершеннолетнего;
3) Внести изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
- пункт 2 изложить в следующей редакции: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить сохранность закрепленных жилых помещений и их надлежащее санитарно-техническое состояние при вселении в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа";
- абзац 2 пункта 3 изложить в следующей редакции: "В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, с момента возникновения права на обеспечение жилым помещением. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка".
В целях защиты социальных прав детей:
1) Дополнить статью 1 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" словами "граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту пребывания в Московской области, при отсутствии иного места жительства в Российской Федерации";
2) Пункт 28 раздела IV "Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства" Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 изложить в следующей редакции: "Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления одного из родителей установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства".
В целях защиты прав детей при возникновении споров по вопросам их воспитания:
1) Дополнить часть 2 статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях после слов "если такое общение не противоречит интересам детей" словами "в непредоставлении другому родителю информации о состоянии здоровья, обучении и развитии, получении детьми медицинских, образовательных, иных услуг, а также об учреждениях (организациях), частных лицах, их оказывающих";
2) Дополнить пункт 2 статьи 73 Семейного кодекса РФ после слов "но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав" словами "а также в случаях неисполнения судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, неисполнения судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения";
3) Дополнить статью 73 Семейного кодекса РФ пунктом 3.1 следующего содержания: "Иск об ограничении родительских прав на основании неисполнения судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, неисполнения судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения может быть предъявлен близкими родственниками ребенка".
В целях защиты прав детей на дошкольное образование:
1) Рекомендовать Главам муниципальных образований Московской области:
а) принять меры по обеспечению права на дошкольное образование детей в возрасте от полутора до 3-х лет;
б) рассмотреть возможность выплаты денежной компенсации родителям, дети которых зарегистрированы в электронной очереди, в течение двух месяцев после рождения, но при достижении трех лет им не предоставлено место в детском саду. Сумму компенсации определить исходя из стоимости посещения негосударственного детского сада;
в) для обеспечения равных возможностей детей-инвалидов дошкольного возраста и возможности посещения дошкольных образовательных организаций оборудовать их пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтами, специальными креслами;
г) ввести в штатное расписание дошкольных образовательных организаций должности координатора по инклюзии и ассистента воспитателя (тьютора).
1) Рекомендовать Министерству образования Московской области для обеспечения равных возможностей детей-инвалидов дошкольного возраста организовать обучение педагогических работников, в том числе координаторов по инклюзии и ассистентов воспитателя (тьютора).
Заключение
В представленном докладе освещены основные направления деятельности Уполномоченного и наиболее актуальные, по его мнению, проблемы соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории Московской области.
Данные мониторингов, результаты рассмотрения обращений граждан и изучения общественного мнения, сведения из иных источников дают основания сделать вывод о том, что в регионе достигнут достаточно высокий уровень обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних и работа в этом направлении носит системный характер. Вместе с тем приведенные примеры, цифры и факты показывают, что по-прежнему имеют место многочисленные нарушения прав детей, требующие принятия системных мер.
Уполномоченный выражает признательность Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву, Председателю Московской областной Думы И.Ю. Брынцалову, членам Правительства и депутатам областного парламента, руководителям территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по Московской области, главам муниципальных образований, всем, кто оказывает поддержку в деятельности по защите прав детей.
Уполномоченный надеется, что приведенные в настоящем Докладе анализ ситуации с правами несовершеннолетних, рекомендации по их соблюдению будут востребованы и послужат дополнительным стимулом для активизации деятельности государственных и муниципальных структур, и что совместные усилия государства и общества будут способствовать улучшению ситуации с положением детей в Подмосковье.
Уполномоченный по правам |
О. Пушкина |
г. Москва,
февраль 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Московской областной Думы от 17 марта 2016 г. N 11/158-П "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2015 году"
Текст постановления официально опубликован не был