В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 29.12.2015 N 1373/49 "О заключении Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Московской области", в целях реализации Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Московской области (далее - Соглашение) от 30.12.2015 N л/26/2016:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации работы по выявлению и снижению случаев неформальной занятости в Московской области.
2. Отделу оплаты труда бюджетных организаций Министерства социального развития Московской области обеспечить сбор и обобщение отчетов, представляемых муниципальными образованиями Московской области по форме согласно приложению к Соглашению.
3. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области:
3.1. Направить настоящее распоряжение для официального опубликования в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
3.2. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства социального развития Московской области (http://www.msr.mosreg.ru/).
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра социального развития Московской области Белялову Г.А.
Министр социального развития |
И.К. Фаевская |
Методические рекомендации
по организации работы по выявлению и снижению случаев неформальной занятости в Московской области
(утв. распоряжением Министерства социального развития Московской области
от 26 мая 2016 г. N 19РВ-41)
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок организации работы межведомственных комиссий по мобилизации доходов в бюджеты муниципальных образований (далее - Комиссии) при проведении мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости, в том числе в рамках исполнения поручений раздела II Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 09.10.2014 N ОГ-П12-275пр и пункта 3 Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 28.08.2015 N ОГ-П12-5928 по снижению неформальной занятости и увеличению поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
1.2. В ходе работы Комиссий учитывать, что в настоящий момент основной задачей является добровольная легализация работодателями занятости физических лиц, привлекаемых в качестве работников с использованием ими своего личного труда, и соответствующее оформление с ними трудовых отношений.
Результатами такой работы должны являться:
возникновение у физических лиц реальных социально-трудовых гарантий, предусмотренных законодательством, и их эффективная защита в лице контролирующих органов;
увеличение налоговых поступлений в виде налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в бюджеты всех уровней, отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды.
2. Мероприятия, рекомендуемые к осуществлению Комиссиями
В целях достижения вышеуказанных результатов Комиссиям осуществлять следующие мероприятия:
2.1. Организовать в администрациях муниципальных образований Московской области "горячие" телефонные линии для приёма обращений населения по вопросам "серого" рынка труда, обеспечив систематическое размещение в средствах массовой информации номеров телефонов, указанных "горячих" телефонных линий.
2.2. Организовать информационно-разъяснительную работу с населением Московской области с привлечением средств массовой информации о негативных последствиях для работников осуществления ими работы без оформления трудовых отношений и получения ими неофициальной заработной платы, а также о мерах ответственности работодателей за использование труда наёмных работников без должного оформления с ними трудовых отношений в соответствии с законодательством.
2.3. Довести до сведения работников и работодателей информации о вступивших в силу с 1 января 2015 года изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства, в том числе за уклонение от оформления (либо ненадлежащего оформления) трудового договора с работником.
2.4. Организовать межведомственный обмен информацией о реальных и потенциальных нарушителях трудового, пенсионным, налогового, миграционного законодательства между правоохранительными органами, территориальными отделами Государственной инспекции труда в Московской области, государственными учреждениями - управления Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области, инспекциями Федеральной налоговой службы России по Московской области, филиалами Фонда социального страхования Российской Федерации по Московской области, государственными казенными учреждениями Московской области центрами занятости населения (далее - центр занятости населения), общественными объединениями, в том числе объединениями работодателей и профсоюзов, учитывая положения Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
2.5. В целях выявления работодателей, у которых потенциально могут работать незарегистрированные работники или работники, получающие "серую" заработную плату (далее - работодатели), страхователей (плательщиков налогов и взносов), и проведения с ними последующей работы в рамках Комиссий использовать информацию из следующих источников:
государственных учреждений - управления Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже социальных минимумов, а также о плательщиках, представивших отчётность с нулевыми начислениями по заработной плате;
инспекций Федеральной налоговой службы по Московской области о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже социальных минимумов, а также о хозяйствующих субъектах, не исполнивших обязанность по исчислению и перечислению НДФЛ;
филиала Фонда социального страхования Российской Федерации по Московской области о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже социальных минимумов;
центров занятости населения Московской области о лицах, длительное время стоящих на учёте в качестве безработных, в том числе получающих пособие по безработице, с целью выявления их неформальной занятости и её последующей легализации;
территориальных органов Федеральной службы государственной статистики Московской области о предприятиях;
Государственной инспекции труда в Московской области о выявленных в ходе проведённых проверок фактах неоформленных трудовых отношений;
от населения Московской области, в том числе поступающую по "горячим" телефонным линиям;
от профсоюзных организаций по жалобам работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях Московской области.
2.6. При отборе работодателей анализировать совместно с должностными лицами налоговых органов, входящими в состав Комиссии, динамику поступления НДФЛ относительно предыдущего года с учётом имеющейся в налоговом органе информации о среднесписочной численности работников.
2.7. Особое внимание уделить отраслям: торговли, транспорта, строительства и оказания бытовых услуг.
При осуществлении комплексного анализа поступившей из различных источников информации в отношении работодателей, страхователей включая финансовый анализ со стороны компетентных органов с учётом реального движения денежных средств по счетам и фактически выполняемого объёма работ, заказов, в том числе:
1) сверка баз данных выданных лицензий на предоставление транспортных услуг (такси, маршрутки и грузоперевозки), торговли и зарегистрированных на тех же граждан свидетельств о предпринимательской деятельности;
2) анализ информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, предоставляющих отчёты с нулевой численностью работников без начисления страховых взносов (нулевую отчетность);
3) анализ информации о строительно-ремонтных организациях, заключающих договоры на выполнение строительно-монтажных работ с бригадами строителей без оформления трудовых отношений;
4) сопоставление количества зарегистрированных кассовых аппаратов и численности работников торговли;
5) сопоставление площадей под рабочие места и оформленных трудовых договоров.
2.8. Проводить выездные мероприятия с привлечением представителя территориального органа внутренних дел МВД России по Московской области к выявлению скрытого сектора неофициальной трудовой деятельности, в том числе лиц, работающих в следующих сферах:
1) торговля и общественное питание;
2) строительство, ремонтные работы;
3) жилищно-коммунальное хозяйство;
4) сельскохозяйственное производство;
5) оказание бытовых услуг (парикмахерские, ателье, автомастерские, ремонтные мастерские и иные услуги);
6) оказание охранных, клининговых, рекламных и иных услуг производственного характера;
7) оказание коммерческих медицинских и образовательных услуг;
8) транспортные услуги (такси, маршрутки, грузоперевозки и иной транспорт);
9) консалтинговая (консультирование), юридическая, аудиторская, риэлтерская и иная посредническая деятельность.
2.9. Обращать внимание на индивидуальных предпринимателей, которые снялись с налогового учёта, однако фактически хозяйственную деятельность не прекратили.
2.10. Создать информационную базу по выявленным работодателям у которых потенциально могут работать официально незарегистрированные работники или работники, получающие "серую" заработную плату.
2.11. Разработать ежедекадный график заслушивания работодателей на заседаниях Комиссий.
2.12. Применять практику проведения выездных заседаний Комиссий в сельских поселениях муниципальных образований Московской области с приглашением работодателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения.
2.13. Практиковать выходы на строительные объекты, торговые площадки и иные объекты активной хозяйственной деятельности, не допуская при этом остановки деятельности хозяйствующих субъектов.
2.14. Предлагать работодателям, использующим труд физических лиц без надлежащего оформления трудовых отношений, а также заключающим с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудовых договоров, заключить трудовые договоры в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), с представлением их копий в Комиссию.
2.15. При отсутствии оформленных трудовых отношений или подмены трудовых договоров гражданско-правовыми договорами, необходимо оформлять решение Комиссии о заключении трудовых договоров соответствующим протоколом с установлением срока исполнения.
2.16. При представлении работодателем копий заключённых трудовых договоров осуществлять их проверку на соответствие нормам трудового законодательства (в том числе размер заработной платы, срок её выплаты).
2.17. В случае неисполнения работодателем решения Комиссии о заключении трудовых договоров, в трёхдневный срок по истечении срока, установленного для добровольной легализации трудовых отношений, собранный материал необходимо направлять в Государственную инспекцию труда в Московской области и/или органы прокуратуры.
2.18. При обращении физических лиц по вопросу ненадлежащего оформления работодателем с ними трудовых отношений, оказывать им консультативное, правовое, информационное, справочное содействие в подготовке искового заявления в суд о признании таких отношений трудовыми отношениями.
2.19. Проводить анализ информации о работодателях, осуществляющих свою деятельность и не имеющих в штате работников, либо имеющих 1 - 2 работников.
2.20. Информацию о заключённых трудовых договорах ежемесячно направлять в соответствующие государственные учреждения - управления Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области, и инспекции Федеральной налоговой службы России по Московской области в целях осуществления контроля за начислением и уплатой страховых взносов и НДФЛ.
2.21. Вести учет рассмотренных на Комиссиях работодателей, результатов рассмотрения, выполнения принятых Комиссиями решений по каждому работодателю.
Организовать ведение индивидуального учёта лиц, заключивших трудовые договоры, а также индивидуального учёта закрепляемости указанных лиц на рабочих местах.
2.22. Активизировать работу по выявлению организаций, не выполняющих Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области, а также выплачивающих заработную плату ниже 20% от среднеотраслевого уровня.
О размере минимальной заработной платы в Московской области см. справку
2.23. Направлять в Министерство социального развития Московской области протоколы (выписки) с указанием организаций, рассмотренных на Комиссиях, и принятых по ним решениям.
2.24. Организовать мониторинг результатов работы по снижению неформальной занятости с ежедекадным представлением отчётности по установленной форме в Министерство социального развития Московской области.
3. Проведение работы с работодателями, использующими единый налог на вменённый доход
3.1. Проводить анализ деятельности на предмет заключения трудовых договоров предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (далее - ЕНВД), с использованием информации налоговых органов о представленных декларациях, где количество наёмных работников меньше, чем количество мест осуществления деятельности.
В связи с этим обратить внимание на предпринимателей, имеющих несколько мест осуществления деятельности (например, розничная торговля через несколько магазинов), для осуществления профилактических бесед на торговых точках предпринимателей.
4. Проведение работы с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями
4.1. Обратить внимание на оформление трудовых отношений в случаях, когда работодателями являются физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками (водитель, горничная, садовник и т.п.) в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
5. Проведение работы с работодателями, уклоняющимися от легализации трудовых отношений
5.1. В случаях, когда работодатель не соблюдает требования законодательства в части надлежащего оформления трудовых отношений при использовании им наёмного труда и указания Комиссий, всем заинтересованным структурам, представители которых входят в состав Комиссии (при необходимости дополнить состав Комиссии), принимать исчерпывающие меры государственного принуждения к устранению нарушений и привлечению виновных к установленной законом ответственности за несоблюдение законодательства.
5.2. Потенциальным нарушителям в ходе рекомендаций об оформлении трудовых отношений разъяснять возможное наступление негативных последствий в виде административного принуждения и привлечения к установленной законом ответственности, а также репутации "недобросовестного хозяйствующего субъекта", действующего в муниципальном образовании, в случае неисполнения ими решения Комиссии о легализации привлечённого труда.
6. Привлечение работодателей к административной ответственности
6.1. Полномочиями по применению мер государственного принуждения к устранению нарушений трудового законодательства, по рассмотрению и возбуждению дел об административных правонарушениях в случае нарушения трудового законодательства наделена Государственная инспекция труда в Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На территории Московской области утверждены методические рекомендации по организации работы по выявлению и снижению случаев неформальной занятости. Методические рекомендации определяют порядок организации работы межведомственных комиссий по мобилизации доходов в бюджеты муниципальных образований при проведении мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости. Названы мероприятия, рекомендуемые к осуществлению межведомственными комиссиями. Регламентированы порядки проведения работы с работодателями, использующими единый налог на вменённый доход, работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, работодателями, уклоняющимися от легализации трудовых отношений. Установлена административная ответственность за соответствующие нарушения трудового законодательства.
Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 26 мая 2016 г. N 19РВ-41 "Об утверждении методических рекомендаций по организации работы по выявлению и снижению случаев неформальной занятости в Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 8 июня 2016 г.