В целях повышения эффективности мероприятий, направленных на создание условий для получения инвалидами высшего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - образовательные организации):
1. Утвердить прилагаемый Стандарт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - Стандарт).
2. Руководителям образовательных организаций при проведении мероприятий по созданию условий для получения инвалидами высшего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения руководствоваться Стандартом, утвержденным настоящим распоряжением.
3. Организационно-аналитическому управлению Министерства образования Московской области разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://mo.mosreg.ru/).
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Картушина Ю.В.
Министр образования |
М.Б. Захарова |
Стандарт
доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области
(утв. распоряжением Министерства образования Московской области
от 30 ноября 2016 г. N 17)
I. Область применения
1. Настоящий стандарт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области (далее соответственно - Стандарт, образовательные организации) устанавливает совокупность требований, обязательных при создании доступности зданий и сооружений образовательных организаций и безопасного в них нахождения.
II. Используемые сокращения
ОО - образовательная организация;
ООО - объект образовательной организации;
МГН - маломобильная группа населения;
Буквенное обозначение |
Формы инвалидности |
К |
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
О |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
С |
Инвалиды с нарушениями зрения |
Г |
Инвалиды с нарушениями слуха |
У |
Инвалиды с нарушениями умственного развития |
III. Характеристика параметров доступности
Нумерация приводится в соответствии с источником
2. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм инвалидности
Формы инвалидности |
Характеристика барьеров окружающей среды |
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, отсутствие места для разворота на кресле-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор |
пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры; |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недействующими руками |
препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи в лице тьютора на объекте образовательной организации для осуществления действий руками; |
Инвалиды с нарушениями зрения |
отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи в лице тьютора на объекте образовательной организации для получения информации и ориентации и др. |
Инвалиды с нарушениями слуха |
отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте образовательной организации, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры. |
Инвалиды с нарушениями умственного развития |
отсутствие понятной для усвоения информации на объекте образовательной организации, отсутствие помощи на объекте образовательной организации для получения информации и ориентации и др. |
3. Характеристика устранения барьеров на пути к месту предоставления образовательных услуг для инвалидов с разными формами инвалидности
Основные формы инвалидности |
Характеристика устранения барьеров на пути к месту предоставления образовательных услуг |
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организация работы помощников |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, организация места для отдыха; для инвалидов не действующих руками - помощь при выполнении необходимых действий |
Инвалиды с нарушениями зрения |
Устранение информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника |
Инвалиды с нарушениями слуха |
Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика |
Инвалиды с нарушениями умственного развития |
Устранение барьеров по предоставлению информации ("ясный язык" или "легкое чтение"), организация сопровождения |
4. Характеристика информационно-коммуникативных технологий (коммуникативная эффективность) для устранения барьеров на пути к месту предоставления образовательных услуг для инвалидов с разными формами инвалидности
Общие правила этикета при общении с инвалидами:
1) предлагать помощь только в том случае, когда имеется в этом потребность;
2) внимательно слушать инвалида и слышать его;
3) регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
4) избегать конфликтных ситуаций;
5) обеспечить высокую культуру и этику взаимоотношений.
Основные формы инвалидности |
Характеристика информационно-коммуникативных технологий устранения барьеров для инвалидов на пути к месту предоставления образовательных услуг |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающиеся на креслах-колясках |
При общении с инвалидами, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и передвигающимися на креслах-колясках необходимо: - прежде чем оказать помощь необходимо уточнить ее востребованность; - при условии принятия вашего предложения о помощи, следует её оказать, лично убедившись в доступности мест, где запланированы мероприятия; - предлагать помощь в случае архитектурных барьеров при передвижении к месту предоставления образовательных услуг (крутой подъем, (спуск), отсутствие лифта и подъем по лестницам, тяжелая дверь, ковровое покрытие с длинным ворсом и др.); при общении с инвалидом необходимо избегать положения, при котором собеседнику придется запрокидывать голову; - при общении не следует хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу, не облокачиваться на коляску и не толкать её без разрешения |
Инвалиды с нарушениями зрения |
При общении с инвалидами, имеющими нарушение зрения и незрячими необходимо: - всегда называть себя и представлять других собеседников, а также остальных присутствующих; - прежде чем пожать руку, предупредить собеседника; - всегда обращаться непосредственно к человеку, а не к его зрячему компаньону; - не заставлять вашего собеседника вещать в пустоту, если вы перемещаетесь; - использовать, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах,расстояние; - предлагая свою помощь, описать кратко, где вы находитесь; - если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управлять его движением на расстоянии, а подойти и помочь выбраться на нужный путь; - помогая человеку передвигаться по образовательной организации, предупреждать о препятствиях (ступенях, ямах, низких потолках, трубах), не беря за руки; - при спуске или подъеме по ступенькам подводить незрячего перпендикулярно к ним; - передвигаясь, не делать рывков, резких движений; - избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами. - при чтении незрячему человеку (документа, письма, информации) говорить нормальным голосом, не пропуская информации; - не командовать, не трогать и не играть с собакой-поводырем. |
Инвалиды с нарушениями слуха |
При общении с инвалидами, имеющими нарушения слуха необходимо: - смотреть в лицо собеседника, не загораживая свое лицо (собеседник должен иметь возможность следить за его выражением), говорить ясно и медленно, используя простые фразы и избегать несущественных слов; - для привлечения внимания, назвать его по имени, если не последовало ответа, можно слегка тронуть человека или помахать рукой; - при общении, не стесняться спрашивать - понял ли вас собеседник; - при существующих трудностях устного общения, необходимо предложить общение в виде переписки; - при общении с участием сурдопереводчика, обращаться непосредственно к собеседнику, а не к переводчику; - при возможности использовать визуальный контакт (выражение лица, жесты, телодвижения) для прояснения смысла сказанного. |
Инвалиды с нарушениями речи |
При общении с инвалидами, имеющими нарушения речи необходимо: - быть готовым к тому, что разговор займет больше времени (в случае ограниченного времени следует извиниться и договориться об общении в другое время); - смотреть в лицо собеседника, поддерживая визуальный контакт, не перебивать, не подавлять и не поправлять; - начинать говорить только тогда, когда собеседник закончил свою мысль; - задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка и не пытаться ускорить разговор; - в том случае, если не удалось понять собеседника, следует переспросить или попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам |
Инвалиды с нарушениями умственного развития |
При общении с инвалидами, имеющими нарушения умственного развития необходимо: - использовать доступный язык, выражаясь точно и по делу (для достижения понимания - возможен повтор); - избегать словесных штампов и образных выражений; - обращаться непосредственно к собеседнику; - использовать иллюстрации или фотографии |
5. Характеристика основных структурно-функциональных зон и элементов объектов (зданий и сооружений)
Выделяют шесть основных структурно-функциональных зон объектов (зданий) образовательной организации (частей объекта (здания) образовательной организации), которые подлежат адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения:
1) вход на территорию и территория, прилегающая к зданию (участок);
2) вход (входы) в здание;
3) путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
4) зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
5) санитарно-гигиенические помещения;
6) система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).
IV. Требования к обеспечению доступности основных структурно-функциональных зон объектов (зданий) образовательной организации (частей объекта (здания) образовательной организации)
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ | |
Беспрепятственное и удобное передвижение инвалидов ОО к зданию |
все |
Информационная поддержка на всех путях движения инвалидов |
все |
Возможность совмещения транспортных проездов и пешеходных дорог на пути к объектам (при соблюдении требований к параметрам путей движения) |
все |
Наличие гигиенических сертификатов на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
все |
Организация мест отдыха на участке (рекомендуется) |
все |
4.1. Вход (входы) на территорию |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Оборудование доступными элементами информации об объекте |
все |
Отсутствие на входе для инвалидов турникетов и навесных калиток с непрозрачными полотнами двустороннего действия или вращающимися |
все |
4.2. Путь (пути) движения на территории |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Поверхность пути: - отсутствие насыпных и крупноструктурных материалов - при наличии бетонных плит - ровная укладка, толщина швов между плитами - не более 0,015 м |
все |
Лестницы на пути: дублируются пандусами или другими средствами подъема |
все |
Устройства и оборудование (почтовые ящики, информационные щиты) на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений: не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина пути: не менее 1,8 м (при встречном движении инвалидов на креслах-колясках) |
К |
Уклон пути: поперечный - 1 - 2%; продольный - не более 5% (при съезде с тротуара и в стесненных местах - до 10% на протяжении не более 10 м) |
К, О, С |
Тактильные средства на покрытии пешеходных путей: - не менее чем за 0,8 м до объекта - информация (начала опасного участка, изменения направления движения, входа) |
С |
Бордюры по краям пешеходных путей: высота не менее 0,05 м |
К, О, С |
Бортовой камень на пересечении тротуаров с проезжей частью, вдоль газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения - высота не более 0,04 м |
к |
Выступающие объекты и подвесное оборудование: - не более 0,1 м (если нижняя кромка их на высоте 0,7 - 2,1 м от уровня пешеходного пути); - не более 0,3 м (при их размещении на отдельно стоящей опоре); - в иных случаях выделять пространство под этими объектами бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0,05 м либо ограждениями высотой не менее 0,7 м; - формы и края подвесного оборудования скруглены |
с |
Установленное оборудование: (специализированное оборудование для людей с недостатками зрения) - на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия - на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых на расстоянии 0,7 - 0,8 м от установленного оборудования |
с |
4.3. Автостоянка и парковка |
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Зоны для парковки (стоянки) автомобиля инвалида: - ширина - не менее 3,5 м; - обозначение знаками (международными); - вблизи входа в здание - не далее 50 м |
к |
Количество мест для транспорта инвалидов: (на открытых индивидуальных автостоянках) - не менее 10% (но не менее одного места) |
К, О |
4.4. Вход (входы) в здание |
|
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ |
|
Как минимум один вход, приспособленный для инвалидов, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода к зданию |
все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
все |
4.5. Лестница (наружная) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|
Ширина марша не менее 1,35 м |
все |
Поручни дополнительные разделительные (при ширине марша 2,5 м и более) |
все |
Уклоны лестниц должны быть не более 1:2 |
все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части длиннее на 0,3 м |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени: - одинаковая геометрия; сплошные, ровные, без выступов; с шероховатой поверхностью; - высота подъема ступени - не более 0,15 м; - ребро с закруглением радиусом не более 0,05 м; - боковые края (не примыкающие к стене) с бортиками высотой не менее 0,02 м |
О, С |
Ограждения: под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами (с высотой в свету менее 1,9 м) |
С |
4.6. Пандус (наружный) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Материалы несущих конструкций пандусов - негорючие |
все |
Подъем (1 марш) высота: до 0,8 м (при уклоне до 8%); до 0,2 (уклон до 10%) |
все |
Ширина пандуса: при одностороннем движении - не менее 1,0 м (остальные - 1,8 м) |
все |
Горизонтальные площадки: после каждого марша; глубина площадки - не менее 1,5 м (в исключительных случаях предусматривать винтовые пандусы) |
все |
Бортики (при перепаде высот более 0,45 м): по краям маршей и горизонтальных поверхностей - высотой не менее 0,05 м |
все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон свершающие части длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м |
все |
4.7. Входная площадка (перед дверью) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Размеры площадки: глубина - не менее 1,2 м (при открывании двери "от себя"); не менее 1,5 м (при открывании "к себе"); ширина - не менее 1,5 м |
все |
Поверхность площадки: твердая (нескользкая при намокании); уклон поперечный 1 - 2%; подогрев |
все |
Дополнительные элементы: навес; водоотвод; дренажные и водосборные решетки (устанавливаются в полу заподлицо с поверхностью покрытия пола); ширина просветов их ячеек не более 0,015 м (предпочтительно ромбовидные или квадратные ячейки) |
все |
4.8. Дверь (входная) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Контрольные устройства на входе: приспособлены для пропуска тех категорий инвалидов, для которых доступен объект |
все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, ручки) имеют форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу - не менее 0,6 м) |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Дверной проем: ширина - не менее 0,9 м (при глубине откоса открытого проема более 1,0 м - не менее 1,2 м) |
К |
Крепление двери: на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто"; - обеспечивающие задержку автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 сек.; - не допускаются вращающиеся двери и турникеты |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме: отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Полотно двери: нижняя часть до высоты 0,3 м от уровня пола защищена противоударной полосой; смотровые панели из прозрачного ударопрочного материала на высоте 0,3 - 0,9 м от уровня пола |
к |
Прозрачные двери и ограждения: из ударопрочного материала; с яркой контрастной маркировкой на уровне от 1,2 м до 1,5 м от поверхности пешеходного пути (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м) |
К, О, С |
4.9. Тамбур |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Размеры тамбуров и тамбур-шлюзов: глубина - не менее 1,8 м; ширина - не менее 2,2 м |
все |
Покрытие пола: твердое, не допускающее скольжения при намокании; поперечный уклон 1 - 2% |
все |
Дренажные и водосборные решетки: устанавливаются в полу заподлицо с поверхностью покрытия пола; ширина просветов их ячеек не более 0,015 м (предпочтительно ромбовидные или квадратные ячейки) |
все |
4.10. Пути движения внутри здания (в т.ч. путей эвакуации) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Определяется наиболее рациональный (короткий и удобный) путь к зоне целевого назначения |
все |
Гигиенические сертификаты на материалы оснащение, оборудование, изделия, приборы),используемые инвалидами или контактирующие с ними |
все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
все |
Зоны отдыха: на каждом доступном для инвалидов этаже (в том числе и для инвалидов на креслах-колясках) на 2 - 3 места |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ (для отдельных категорий инвалидов) |
|
Предупредительная информация о препятствии (перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, перед поворотом коммуникационных путей): - на расстоянии 0,6 м до объекта информации; - визуальная (в виде контрастно окрашенной поверхности либо световых маячков); - тактильная (рифленая поверхность) |
С |
4.11. Коридор (рекреации) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|
Покрытие пола: ковровые покрытия на путях движения плотно закреплены, особенно на стыках и по границе покрытий; не допускаются ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) - более 0,013 м |
все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, ручки) должны иметь форму: - позволяющую управлять одной рукой; |
все |
- легкоуправляемые; - легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу - не менее 0,6 м) |
|
Опасные помещения (бойлерные, вентиляционные камеры, трансформаторные узлы): запоры, исключающие свободное попадание внутрь помещения; дверные ручки с тактильными опознавательными знаками опасности |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина пути движения в чистоте: при движении кресла-коляски в одном направлении - не менее 1,5 м; при встречном движении - не менее 1,8 м; - при переходе в другое здание - не менее 2,0 м; - в помещении с оборудованием и мебелью - не менее 1,2 м |
К |
Подходы к оборудованию и мебели: - не менее 0,9 м; - не менее 1,2 м (при необходимости поворота кресла-коляски на 90°) |
К |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90 - 180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Свободное пространство (около столов, настенных приборов, аппаратов и устройств): - размер в плане не менее 0,9 х 1,5 м |
К |
Пространство для маневрирования кресла-коляски перед дверью: - глубина не менее 1,2 м (при открывании "от себя"); глубина не менее 1,5 м (при открывании "к себе"); - ширина не менее 1,5 м |
К |
Конструктивные элементы и устройства на стенах и других вертикальных поверхностях (на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола) не должны выступать более чем на 0,1 м (при размещении на стенах); на 0,3 м (при размещении на отдельно стоящей опоре);должны иметь закругленные края |
К |
4.12. Лестница (внутри здания) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Ширина марша не менее 1,35 м |
все |
Поручни дополнительные разделительные (при ширине марша 2,5 м и более) |
все |
Уклоны лестниц должны быть не более 1:2 |
все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон завершающие части длиннее на 0,3 м; рельефные обозначения |
все |
этажей |
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени: - одинаковая геометрия; сплошные, ровные, без выступов; с шероховатой поверхностью; - ширина проступей не менее 0,3 м; - высота подъема ступени - не более 0,15 м; - ребро с закруглением радиусом не более 0,05 м; - боковые края (не примыкающие к стене) с бортиками высотой не менее 0,02 м |
О, С |
Ограждения: под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами(с высотой в свету менее 1,9 м) |
С |
4.13. Лестница (внутри здания) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Ширина марша не менее 1,35 м |
все |
Поручни дополнительные разделительные (при ширине марша 2,5 м и более) |
все |
Уклоны лестниц должны быть не более 1:2 |
все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон завершающие части длиннее на 0,3 м; рельефные обозначения этажей |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени: - одинаковая геометрия; сплошные, ровные, без выступов; с шероховатой поверхностью; - ширина проступей не менее 0,3 м; - высота подъема ступени - не более 0,15 м; - ребро с закруглением радиусом не более 0,05 м; - боковые края (не примыкающие к стене) с бортиками высотой не менее 0,02 м |
О, С |
Ограждения: под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами(с высотой в свету менее 1,9 м) |
С |
4.14. Пандус (внутри здания) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Материалы несущих конструкции пандусов - негорючие |
все |
Подъем (1 марш) высота: до 0,8 м (при уклоне до 8%);до 0,2 (уклон до 10%) |
все |
Ширина пандуса: при одностороннем движении - не менее 1,0 м (остальные - 1,8 м) |
все |
Горизонтальные площадки: после каждого марша; глубина площадки - не менее 1,5 м (в исключительных случаях предусматривать винтовые пандусы) |
все |
Бортики (при перепаде высот более 0,45 м):по краям маршей и горизонтальных поверхностей - высотой не менее 0,05 м |
все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м; рельефные обозначения этажей |
все |
Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей, непосредственно связывается с выходом наружу (через тамбур) |
все |
4.15. Лифт пассажирский (или подъемник) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Информирующая сигнализация (световая и звуковая) у каждой двери лифта |
все |
Двусторонняя связь из кабины лифта с диспетчером или дежурным (либо кнопка звонка дежурному) и аварийное освещение |
все |
Тамбур-шлюз перед дверью лифта для инвалидов (в подвальном или цокольном этаже) |
все |
Подъемная платформа (подъемник); обеспечить выход только в уровне этажей, имеющих помещения для проживания или целевого посещения инвалидами |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Лифт пассажирский/подъемная платформа: при размещении помещений для инвалидов на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) |
К |
Кабина лифта не менее: дверной проем - 0,9 м (для нового строительства общественных и производственных зданий); внутренние размеры - 1,1 м (ширина) на 1,4 м (глубина) |
К |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, кнопки и др.) должны иметь форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; легко доступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены |
К |
4.16. Дверь |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Контрольные устройства на входе приспособлены для пропуска инвалидов |
все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, ручки должны иметь форму: - позволяющую управлять одной рукой - легкоуправляемые; легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу - не менее 0,6 м) |
все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Дверной проем: ширина - не менее 0,9 м (при глубине откоса открытого проема более 1,0 м - не менее 1,2 м) |
К |
Крепление двери: - на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто"; - обеспечивающие задержку автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 сек.; - не допускаются вращающиеся двери и турникеты |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме: - отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Полотно двери: - нижняя часть до высоты 0,3 м от уровня пола защищена противоударной полосой; - смотровые панели из прозрачного ударопрочного материала на высоте 0,3 - 0,9 м от уровня пола |
К |
Прозрачные двери и ограждения: - из ударопрочного материала; - с яркой контрастной маркировкой на уровне от 1,2 м до 1,5 м от поверхности пешеходного пути (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м) |
К, О, С |
4.17. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности) |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность инвалидов всех категорий. Не допускать: эвакуацию по открытым металлическим наружным лестницам. Конструкции эвакуационных путей - непожароопасные |
все |
При отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации |
все |
Место для предоставления образовательных услуг и постоянного нахождения инвалидов располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу: - не более 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа; - в актовом зале - в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями остальной части зрителей; |
все |
Площадь пожаробезопасной зоны: - 2,40 кв. м (для инвалида в кресле-коляске); - 2,65 кв. м (для инвалида в кресле-коляске с сопровождающим); - 0,75 кв. м (для инвалида, перемещающегося самостоятельно); - 1.00 кв. м (для инвалида, перемещающегося с сопровождающим) |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина участков эвакуационных путей для инвалидов (в свету) не менее: - 0,9 м (дверей из помещений при нахождении в них не более 15 человек); - 1,2 м (проемов, дверей и проходов внутри помещений в остальных случаях); - 1,8 м (коридоров, пандусов для эвакуации) |
К |
4.18. Зоны целевого назначения здания (целевого посещения #екта) |
|
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ | |
Места целевого назначения могут быть универсальными либо специально выделенными для инвалидов (в том числе вблизи входов) |
все |
Учебные помещения для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа |
К, О, С, Е |
Оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно-производственных мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в ООО и требованиям санитарных правил. |
все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
все |
Предусматривать не менее 5% мест для инвалидов от общей вместимости 00 и не менее одного места в помещении (аудитория, производственная мастерская, лаборатория и др.) ООО, где предоставляется образовательная услуга (при наличии нескольких идентичных мест) |
все |
Покрытие пола в помещениях: - не допускающее скольжение, в том числе при намокании; - ковровые покрытия плотно закреплены, особенно на стыках и по границе покрытий; - не допускаются ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) - более 0,013 м |
все |
Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для инвалидов, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4 |
все |
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 град. С; в спортивном зале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20 град.С. |
|
Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 - 60% во все времена года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. |
|
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
все |
Места для предоставления образовательных услуг и проживания в общежитиях инвалидов располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу: - не более 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа |
все |
4.19. Кабинетная форма (аудитория, производственная мастерская, лаборатория и др.) предоставления образовательных услуг |
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Помещения для инвалидов на креслах-колясках, размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения |
К |
Дверные проемы: ширина - не менее 0,9 м |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме: отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90 - 180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Подходы к оборудованию и мебели: не менее 0,9 м; не менее 1,2 м (при необходимости поворота кресла-коляски на 90°) |
К |
Высота столов над уровнем пола для индивидуального пользования инвалидов на креслах-колясках: не более 0,8 м |
К |
4.20. Зальная форма предоставления образовательных услуг |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Места для инвалидов: в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: - полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; - удобный прием пищи (в обеденных залах или кулуарах при залах); - оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек); В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода инвалидов |
все |
Свободные площадки: ширина в свету не менее 1,8 м перед эстрадой или в конце зала вблизи проема-выезда |
все |
Меры безопасности у мест или зон для инвалидов на креслах-колясках в аудиториях с амфитеатром, зрительных и лекционных залах (ограда, буферная полоса, поребрик) |
все |
Ширина проходов в залах увеличивается на ширину свободного проезда кресла-коляски (0,9 м) |
все |
Расположение мест с учетом эвакуации: - в актовых залах - в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части участников мероприятий; |
все |
- столы в обеденных залах - вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне; - расстояние от любого места пребывания инвалида в зальном помещении до эвакуационного выхода в коридор, фойе, наружу не более 40 м; - в актовых залах с числом мест 800 и более места для инвалидов в креслах-колясках рассредоточивать в различных зонах, в непосредственной близости от эвакуационных выходов - в одном месте не более трех |
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Вмонтированные системы индивидуального прослушивания: в аудиториях, актовых и лекционных залах вместимостью более 50 человек, оборудованных фиксированными сидячими местами, предусматривать не менее 4% кресел |
С, Г |
Места для лиц с дефектами слуха: - размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука; - (или) оборудовать специальными персональными приборами усиления звука; - возможно применять в залах индукционный контур; - другие индивидуальные беспроводные устройства; - располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка (возможно выделение дополнительной зоны для переводчика) |
Г |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90 - 180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Зона досягаемости (приборов, устройств и другого оборудования) - высота от пола: - от 0,3 до 1,4 м (при расположении сбоку от посетителя); - от 0,4 до 1,2 м (при фронтальном подходе) |
К |
Площадь обеденного зала столовой на одно посадочное место должно составлять не менее 1,6 м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 м. Питьевой режим должен быть организован круглосуточно |
К, О |
Высота прилавков над уровнем пола (и других мест обслуживания инвалидов на креслах - колясках) - не более 0,8 м над уровнем пола |
К |
4.21. Санитарно-гигиенические помещения |
|
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Не менее одной универсальной кабины, доступной для инвалидов всех категорий в каждом отдельно стоящем ООО |
все |
Установка поручней, штанг, поворотных или откидных сидений: - в универсальной кабине; - в других санитарно-гигиенических помещениях для всех категорий граждан, в том числе инвалидов |
все |
Выключатели и розетки в помещениях - на высоте 0,8 м от уровня пола |
все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, ! оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
все |
Температура воздуха должна составлять - в туалетных комнатах - 19-21 град. С; душевых-24 - 26 град. С. |
|
Рекомендовано использование: - водопроводных кранов рычажного или нажимного действия (или управляемых электронными системами); - управление спуском воды в унитазе на боковой стене кабины |
все |
4.22. Туалетная комната |
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
Туалетные комнаты должны быть раздельно оборудованными для юношей и девушек из расчета: умывальными раковинами - одна на 5 человек, унитазами - два на 15 девушек и два на 15 юношей, писсуарами - один на 15 юношей; кабиной гигиены для девушек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,7 - 0,8 м. от пола до борта раковины. Мыло, туалетная бумага и бумажные полотенца должны быть в наличии постоянно. Допускается использование рукосушителей. |
все |
Оборудование замкнутых пространств (в т.ч. кабинки туалета): - двусторонней связью с диспетчером или дежурным; - или кнопкой звонка (в дежурную комнату); - аварийное освещение |
все |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (для отдельных категорий инвалидов) | |
Универсальная кабина: размеры в плане: ширина - 1,65, глубина - 1,8; - рядом с унитазом пространство для размещения кресла-коляски; - крючки для одежды, костылей и других принадлежностей |
К |
Кабины личной гигиены женщин: размеры в плане - 1,8 на 2,6 м |
К |
Проходы шириной не менее 1,8 м между рядами умывальников, уборных, писсуаров |
К |
4.23. Душевая комната |
|
Душевая кабина при общежитии ООО: не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, с пространством для подъезда кресла-коляски перед ней |
К |
Параметры душевых: 1,8 на 1,8 м (закрытые); 1,2 на 0,9 м (открытые, со сквозным проходом) |
К |
Проходы между рядами для кабин душевых (закрытых и открытых) - ширина не менее 1,8 м |
К |
В душевой кабине при спортивном зале ООО для занимающихся инвалидов: - места для хранения кресел-колясок; - индивидуальные кабины - по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов на креслах-колясках (площадью каждая не менее 4 кв. м); - индивидуальные шкафы для одежды, в т.н. для хранения костылей и протезов (не менее двух) высотой не более 1,7 м; - скамья длиной не менее 3 м, шириной не менее 0,7 м и высотой не более 0,5 м (вокруг скамьи свободное пространство для подъезда кресла-коляски); - либо вдоль одной из стен скамья размером не менее 0,6 на 2,5 м |
К, О |
4.24. Системы информации на объектах образовательных организаций |
|
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ |
|
Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми и тактильными) |
все |
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, соответствовать знакам в нормативных документах по стандартизации |
все |
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать: - непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения; - предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п. |
все |
Визуальная информация располагается на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, и должна быть увязана с художественным решением интерьера |
все |
Система оповещения о пожаре - световая, синхронно со звуковой все сигнализацией |
все |
V. Требования к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях профессионального образования
Основные формы инвалидности |
Примерный перечень мебели, оборудования, специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов |
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающиеся на креслах-колясках |
- столы, регулируемые по росту и специализированные кресла-столы с индивидуальными средствами фиксации, указанными в медицинских рекомендациях; специальная клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавишей накладкой и /или специализированной клавиатурой с минимальным усилием для позиционирования и ввода и /или сенсорная клавиатура; - виртуальная экранная клавиатура; - головная компьютерная мышь; - выносные компьютерные кнопки; - компьютерный джостик или компьютерный роллер; персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой. |
Инвалиды с нарушениями зрения |
- дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40-знаковый или 80-знаковый, или портативный дисплей; - принтер с использованием системы Брайля; - программа экранного доступа с синтезом речи; - программа экранного увеличения; - редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech); - читающая машина; - стационарный электронный увеличитель; - ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа); - электронный увеличитель для удаленного просмотра; -персональный компьютер с большим монитором (19 - 24), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic) и дисплеем, использующим систему Брайля; |
Инвалиды с нарушениями слуха |
- мобильный радиокласс или мобильный радиокласс на основе FM - системы; - акустическая система (Система свободного звукового поля); - информационная индукционная система; - радиокласс; - аудиотехника (акустический усилитель и колонки); - видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор); - электронная доска; - документ-камера. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 30 ноября 2016 г. N 17 "Об утверждении Стандарта доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 26 декабря 2016 г.